Контрольная работа: "Цветные" прилагательные в произведении Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Отдел образования администрации Центрального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Секция «Лингвистика»

Контрольная работа

по теме

"Цветные" прилагательные в произведении Н.В. Гоголя

"Вечера на хуторе близ Диканьки"

Новосибирск 2008 г


Защитное слово

Выбранная нами тема называется: «Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»». В данной работе мы рассмотрели такие особенности произведения, как символика различных цветов в книге, их употребление для описания каждого из героев, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от рассказчика.

Целями нашей работы были: более полно раскрыть смысл произведения посредством анализа цветных прилагательных, употреблённых для описания каждого из героев; определить отношение автора к каждому из своих персонажей; раскрыть зависимость употребления цветов автором от рассказчика той или иной главы; исследовать символику, использованную для характеристики каждого цвета произведения.

Для того чтобы сформировать нашу работу, мы разделили её на несколько частей. Первая часть содержит точный пересчёт всех цветных прилагательных произведения, из которого можно было уже сделать некоторые выводы и создать основу, точку опоры для дальнейшей работы с темой.

Вторая часть работы – установление смысла использования цветов в каждом из словосочетаний произведения. Благодаря некоторым источникам1 нам удалось максимально точно определить скрытый смысл каждого из них, а также установить отношение автора к происходящему. Следующей ступенью в создании работы стали установленные нами зависимости цветов, употребляемых разными рассказчиками. Это помогло точнее определить символику цветов в целом и дать каждому из них отдельную характеристику.

Теперь мы бы хотели предоставить вам полный список цветных прилагательных, использованных в книге, и кратко рассказать об их общем значении.

Голубой цвет употребляется в тексте одним из первых и используется автором 14 раз в течение всего произведения. Так как голубой цвет считается производным от синего1(использован 30 раз), мы считаем целесообразным объединить их одним описанием. Печальный, серьёзный, тоскливый, цвет зла – это негативные значения их употребления, но успокаивающий, чистый, цвет природы – явно положительные пути восприятия этих цветов.

Серый цвет употреблён в рассказе 12 раз так же, как и предыдущие два с несколькими значениями: скучный, бедный, тоскливый, тесный, но элегантный и ненавязчивый. Зелёный раскрывает в рассказах такие человеческие качества, как женственность, изнеженность, красоту, но в то же время отвращение и злобу. Этот цвет автор использует 22 раза. Розовый (попадается 8 раз) – цвет исключительно положительный, обозначающий красоту, юность и нежность. Чёрный цвет – один из самых часто встречающихся цветов произведения (45 раз). Он символизирует материнство, женскую красоту, тайну, но гордыню, зависть, злобу, подлость и прелюбодеяние. Красный так же, как и чёрный, достаточно част в использовании; он является символом жизни, энергии, любви, здоровья и колдовства. Алый цвет использовался автором 9 раз, и его значения схожи со значениями красного цвета.

Белый цвет встречается читателю чаще всех остальных – 48 раз. И является очень жизнерадостным, не неся в себе отрицательной семантики. Самые частые варианты расшифровки его употребления – доброта, благо, радость, чистота, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Это самые употребляемые «цветные» прилагательные «Вечеров…». Благодаря такому многообразию цветных прилагательных автор ярко и жизненно описывает всё происходящее в произведении и «между строк» раскрывает для читателя настоящие характеры героев, их тайные нравы и даже мечты, более полно описывает их положение в обществе. Также цветные прилагательные очень сильно помогли автору в описании обстановки рассказов и создали для читателя ощущение нахождения в самом центре событий, присутствия в рассказе.

В целом произведение Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» не только обогащает внутренний мир читателя, посредством разнообразных путей употребления «цветных» прилагательных, но и помогает совершить более тщательный анализ главных мыслей и соображений автора, вложенных в книгу.


Введение

 

Николай Васильевич Гоголь был поистине гениальным писателем. Герои его произведений выражены ярко, и каждый из них имеет неповторимый характер. Его произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» замечательное тому подтверждение. Однако для того чтобы так точно и умело описать героев книги и мир вокруг них, писателю не обойтись без большого количества прилагательных, которые помогают читателю представить картину происходящего как можно более полной. Важная роль среди них отводится так называемым «прилагательным цвета», о которых и пойдёт речь.

В каждой части «Вечеров…» количество прилагательных разного цвета зависит не только от ситуации и героев, описываемых писателем, но и от рассказчика коих в произведении двое: Пасичник Рудый Панько и Дьячок ***ской церкви. В своей работе мы бы хотели проанализировать эти зависимости и понять, какими принципами руководствовался автор при написании этих повестей.

Мы выбрали эту тему из многих других, потому что сами пишем рассказы, статьи и многое другое и работа над произведением такого автора как Николай Васильевич поможет нам расширить запас литературных приёмов и прилагательных, которых, признаёмся, в наших работах часто не хватает. Безусловно, эта работа интересна и познавательна, так что вся её трудоёмкость и сложность компенсируется своим результатом.

Выбранная нами тема помогает читателю лучше «узнать» произведение, понять замыслы писателя, незаметные для невооружённого взгляда. При более кропотливом изучении всех видов «маскировки» истинного смысла и идеи книги можно будет более чётко сопоставить обстоятельства написания произведения и его глубокий смысл. Но на такую работу могут уйти годы, поэтому мы лишь начнём эту работу и надеемся в будущем завершить её.


В своей книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует очень много «цветных» прилагательных. При тщательном подсчёте можно узнать и их количество, которое равно трёмстам пятнадцати прилагательным. В какой-то главе их может быть больше, в какой-то меньше, но они есть в каждом из рассказов. И для того чтобы содержание таких прилагательных в каждой главе не казалось читателю лишь украшением произведения, мы постараемся объяснить их наличие.

Первая часть книги содержит пять глав, считая введение, с которого мы и начнём…

Всем известно, что Гоголь не сам придумывал сюжеты для своих повестей. По переписке он просил свою мать писать ему об украинских обычаях и преданиях, материал которых впоследствии стал для Николая Васильевича отправным пунктом, основой для написания «Вечеров…». Только предисловие к каждой части написано автором без использования уже готовых материалов. Писатель обращается к читателю от лица одного из рассказчиков - Пасечника Рудого Панько. Предисловия, пожалуй, самые маленькие главы в произведении, и они содержат цветные прилагательные, хотя их и не так много, как, например, в «Сорочинской ярмарке». Во введении к первой части рассказчик, от лица которого пишет Гоголь, рассказывает историю некоторых последующих глав. Пасечника прозвали Рудым Панько, несмотря на то, что волосы у него «более седые, чем рыжие». В русских преданиях рыжие люди воспринимаются как весёлые, радостные, энергичные, но в то же время хитрые и подчас слащавые. Седой же человек считался честным, спокойным и мудрым. Прилагательные, которые рассказчик употребил близко друг от друга, символизируют людей с абсолютно противоположными характерами. Таким образом, Пасечник признаёт, что времена, когда его прозвище было правдивым, уже миновали, и он уже не тот молодой, энергичный и остроумный, а как раз наоборот, много видавший на своём веку, умудрённый опытом дед. Но, как известно, казаки, а именно среди них и жил рассказчик, если дадут кому прозвище, так и «во веки веков останется оно». В предисловии больше не имеется «цветных» прилагательных, так что перейдём к следующей главе первой части.

Во второй повести - «Сорочинская ярмарка» - повествование ведётся от лица Пасечника Рудого Панько. Уже из названия читателю понятно, что действие разворачивается на одной из ежегодных ярмарок. В самом начале главы Гоголь описывается летний день в Малороссии. В первом абзаце рассказчик употребляет пять цветов и даже описывает цветом песни, разносящиеся по всей земле. Первыми же героями в этой главе перед нами предстают седой мужик, идущий на ярмарку торговать, его красавица дочь и мачеха, как и во всех произведениях того времени злая и несправедливая. С них-то и начинается своеобразная «игра» цветов в этой главе.

Если седой цвет, который описывает мужика – единственный в рассказе и характеризует его как мудрого, честного и спокойного, то разнообразие цветов, применённых для описания его дочери, поражает. Прежде всего рассказчик обращает внимание на «чёрные брови» девушки. В народе чёрный цвет символизирует страх, тревогу, незнание, а также гордыню, зависть, подлость и прелюбодеяние. Все эти свойства восприятия человек связывает с такими символами, как чёрное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь, вызывающие у человека инстинктивный страх и отвращение. Чёрное считается поглотителем энергии человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. Но, несмотря на всё это, на Руси чёрный так же связывался с женским началом, деторождением, таинственностью, поэтому Гоголь, показывая женскую красоту, употреблял словосочетание «чёрные брови». Ещё одним цветом, которым рассказчик характеризует девушку, являются «светло-карие глаза». Интересно заметить, что карие глаза красивы не только из-за своей редкости, но и потому, что уже в старину было известно, что люди, обладающие «очами» такого цвета, менее подвержены болезням и имеют более острое зрение. «Розовые губки» девушки имеют предназначение показать жизнь, струящуюся во всём её молодом теле, а также энергию, красоту и внутренний свет.

Ещё два цвета, характеризующих дочь казака, – красный и синий (цвета лент, повязанных на голове). Красный, пожалуй, один из самых загадочных и глубоких цветов, он символизирует жизненную силу, тепло, свет; он вызывает в человеке приток энергии и сильный эмоциональный (в основном позитивный) отклик в душе. Значение синего, как, впрочем, и всех других цветов, неоднозначно, но уместнее всего в данном контексте будет семантика чистоты и спокойствия, так как он описывает девушку, являющуюся положительной героиней рассказа. Благодаря всем этим цветам образ девушки для читателя складывается красивый, чистый, светлый, тёплый и яркий, но в то же время спокойный.

Следующий герой главы, а точнее, героиня – мачеха девушки. Она представляется нам неприятной персоной, нечестной, злой и, как говорит сам рассказчик, «имеет в своём облике нечто очень дикое и отталкивающее». Для описания пышных одежд используются красный и зелёный цвета. Понятно, что здесь используется другая символика красного, а именно кровь и власть. Зелёному же придаются значения такие, как отвращение, изнеженность, извращённость. В целом мачеха представляется читателю весьма отталкивающей особой.

Далее в произведении автор вновь обращается к описанию окружающей обстановки. И благодаря прилагательным «голубой», «зелёный», «синий», «серебряный» и «русый» автору удаётся ещё раз блестяще передать красоту летнего дня, реки, неба и леса. Отсюда можно понять, что вышеуказанные цвета - непосредственные символы природы.

На следующей картине перед читателями возникают несколько парубков, восхищающихся красотой дочери казака. Одетый лучше всех (предводитель шайки) является следующим героем рассказа и характеризуется он белым и серым цветами. Итак, белая свитка Грицько (а именно так и зовут парубка) символизирует чистоту, благие намерения, радостного, здорового, мирного героя, а также его желание приумножения потомства. Серая шапка парубка символизирует хороший вкус, спокойствие и практичность этого человека.

О следующем предмете, охарактеризованном «цветным» прилагательным, невозможно не говорить. Это – «красная свитка», по сути главная вещь, вокруг которой и разворачивается всё повествование. Автор говорит, что «свитка некогда принадлежала чёрту и по сей день сохраняет свойства своего пакостного хозяина». В этом случае красный символизирует огонь, (чёрт был выгнан из пекла), красный также может утомлять, раздражать, приносить ощутимый вред. Все эти чувства, по рассказу пасечника, преследовали человека, видящего «красную свитку».

Самые характерные для этой главы цвета мы рассмотрели и считаем возможным перейти к анализу цветных прилагательных следующей.

«Вечер накануне Ивана Купала» - третий рассказ первой части гоголевского произведения. Повествование ведётся от лица дьячка ***ской церкви. Самые частотно используемые этим рассказчиком цвета – чёрный (употребляется 9 раз), красный (7 раз), синий (5 раз) и белый (2 раза), также цвета драгоценных металлов: золотой (4 раза), серебряный (2 раза).

Красный для него обозначает красоту, чёрный неоднозначен, например, в сочетании с существительным «брови» он означает женское начало, чёрный ворон для дьяка – порождение зла, символ тайны. Синий также имеет два обозначения – мирный, спокойный и опасный, колкий, смертоносный, отчуждённый. Белый – символ красоты, чистоты, невинности. Рассказчик использует его в этой главе для описания красоты белого личика Пидорки (героини повести) и в словосочетании «белая простыня», которой было накрыто тело умершего ребёнка для того, чтобы усилить ощущение невинности жертвы. Серебряный и золотой цвета дьяк использует для возникновения чувства ценности описываемого и ощущения его безграничной красоты.

В следующем рассказе «Майская ночь, или утопленница» Н.В. Гоголь вновь использует в роли рассказчика пасечника Рудого Панько. Вследствие этого стиль употребления «цветных» прилагательных вновь переходит от обобщённого для всей повести (как в рассказе дьячка) к описанию каждого конкретного героя и предмета.

Первая же картина, представленная на обозрение читателям, - синее вечернее небо (глубокое и чистое), гуляющие девушки и парубки. В следующей сцене мы знакомимся с героями Ганной и Левко.

При описании девушки рассказчик много раз повторяет прилагательное «белый», желая показать чистоту, доброту, спокойствие и красоту Ганны. Красный так же усиливает ощущение ослепительной красоты девушки. Левко же с карими очами и чёрным усом – символами крепости, здоровья, и силы. Следующая героиня - это сама утопленница, описывается уже словами Левко. Рассказывая Ганне историю утопившейся, парубок использует много белого цвета, характеризуя её как добрую, невинную и красивую.

После прощания влюблённых рассказчик вновь прибегает к описанию природы, используя такие цвета, как светло-зелёный и серебряный. Такое сочетание цветов создаёт ощущение спокойствия, умиротворённости и некоей таинственности окружающего.

При описании головы повествователь не использует характерных цветных прилагательных, не считая разве что «свитку чёрного домашнего сукна», чтобы подчеркнуть неприязнь головы к щегольству.

После некоего «отдыха» от «цветных» прилагательных в этой главе автор с новой силой и частотой принимается их употреблять в пятой части рассказа. Серебряный туман, в котором оказывается Левко, создаёт впечатление своеобразной торжественности обстановки при его встрече с душой утопленницы. Последняя вновь описана большим количеством белого цвета с добавлением русого. Синие же пятна «от когтей ведьмы на шее девушки» страшат и беспокоят.

Далее Пасечник описывает появившихся из ниоткуда танцующих утопленниц, характеризуя их как красивых, чистых и невинных вновь с помощью белого цвета. Золотые ожерелья, надетые на них, делают ситуацию ещё более торжественной. При описании ведьмы, скрывшейся среди утопленниц, рассказчик использует контраст белого и чёрного цветов, приписывая последний воплощению зла, колдунье. На этом и заканчивается история «цветных» прилагательных в главе «Майская ночь, или утопленница».

В следующем рассказе Николай Васильевич Гоголь вновь пишет от лица дьячка ***ской церкви. «Пропавшая грамота», как и «Вечер накануне Ивана Купала» содержит мало «цветных» прилагательных, приписываемых к конкретному предмету. В отличие от Пасечника, Дьяк использует цветообозначение, и разнообразие цветов резко снижается. Он чаще всего употребляет примитивные цвета: красный, синий, чёрный и серый, лишь несколько раз употребляя «драгоценные» цвета – золотой и медный. В «Вечере накануне Ивана Купала» дьяк использует те же цвета, за исключением серого и медного, символика которых уже известна. Медный в этой главе символизирует стремление, пусть даже и обманным путём, стать ценнее, он своеобразная имитация дорогой бронзы. А вот значение серого в этой главе отлично от представленных читателю ранее – здесь он символизирует не только элегантность и практичность, но и передаёт антипатию человека к «чему-то серому, выказывающему роги…». В древней Руси серый ассоциировался у людей с волком, орлом1 и т. д., отсюда и пошла авторская неприязнь к этому цвету.

Вторая часть книги, как и первая, содержит пять глав, включая предисловие. Рассказчики в этой части так же не изменились: всё так же на помощь к Пасечнику Рудому Панько приходит дьячок ***ской церкви, в этой части он расскажет всего одну историю.

Итак, первый рассказ этой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», пожалуй, одна из самых известных повестей Николая Васильевича Гоголя – «Ночь перед рождеством».

Уже в первом абзаце автор употребляет четыре цветных прилагательных. Первые два из них (синий и чёрный) характеризуют сорочинского заседателя, пышность его одежд и вместе с тем в какой то мере раскрывает для читателя характер героя: благодаря синему цвету можно понять, что заседатель – человек лживый и жестокий, примерно о том же говорит и чёрный цвет смушек, подбивающих его тулуп. Далее автор описывает «ведьму, поднявшуюся в небо так высоко, что похожую на чёрное пятнышко», которое символизирует неприязнь к ведьме и показывает, что чистота неба испорчена ею. После описания ведьмы в поле зрения автора попадает чёрт, которому осталось последнюю ночь шататься по белому свету. Словосочетание «белый свет», кстати, означало для древних людей всю необъятность мира, его безграничность и т. д.

При описании Оксаны (главной героини) рассказчик использует много чёрного цвета. Как мы уже говорили, он означает не только страх и неизвестность, но и женскую красоту и обаяние. Красный шёлк, расшивающий кафтан девушки, свидетельствует о её красоте и молодости. Кузнец Вакула говорит о беленьких ножках Оксаны, что означает её нежность, красоту и доброту в глазах влюблённого. Подобная пестрота говорит о желании автора выделить Оксану из толпы, показать её уникальность. После некоторого отсутствия цветов автор вновь прибегает к ним при описании Солохи (человеческого обличья уже известной нам ведьмы). Одежда женщины описывается достаточно яркими цветами (синий и золотой). Первый символизирует не только природную красоту Солохи, но и её двуличность. Золотой же лишь указывает на привлекательность Солохи для казаков, окружающих её.

После описания ведьмы Гоголь долгое время воздерживается от использования цветов, лишь при описании «побега» месяца из избы Солохи автор говорит, что снег загорелся серебряным светом, то есть всё происходящее стало в какой-то мере более торжественным. Затем рассказчик вновь возвращается к дому Оксаны и уже там девица восхищается новыми сапогами подруги: « …и с золотом!..» - говорит девушка. Это восклицание содержит восхищение Оксаны шикарностью черевичек подруги.

После этого разговора автор на длительное время лишает рассказ красок и прибегает к ним вновь лишь, когда Вакула приезжает в Петербург и заходит к запорожцам. При описании одежд казаков автор использует очень много цветов (зелёный, голубой, жёлтый и т. д.) здесь автор не столько хотел раскрыть характеры запорожцев, сколько показать яркие наряды, приготовленные специально для похода к царице.

Первое, что поразило кузнеца в царице – это её голубые глаза. Они свидетельствуют об аристократическом происхождении императрицы, её благостности и святости. Затем Вакула отмечает её бледное лицо и кафтан с перламутровыми пуговицами. Перламутровый всегда считался достаточно аристократичным цветом, потому что напоминал жемчуг, ценящийся так высоко и в наши дни. Далее рассказчик использует цвета при описании сцены спора баб о судьбе кузнеца. Здесь присутствует дама с фиолетовым носом (свидетельство её несовсем трезвого состояния), дьячиха в синей китайке (лживая натура, обожающая всевозможные сплетни), и ткачиха, чей образ не обременён содержанием цветов. На следующее утро, по словам автора, состоялась утренняя служба, и автор счёл необходимым описать костюмы пришедших. Белый, зелёный, жёлтый, золотой и синий – вот цвета одежд посетителей, таким образом, автор показывает праздничное настроение населения. После этого до самого заключительного абзаца Гоголь не использует цветных прилагательных, однако ближе к концу автор описывает дом Вакулы и Оксаны, используя, красный и зелёный цвета, стремясь показать красоту и уют дома, а также счастье совместной жизни кузнеца и его красавицы жены. На этом кончается история цветных прилагательных в первой главе второй части произведения. Следующая повесть называется «Страшная месть» и содержит достаточно большое количество цветов.

В самом первом абзаце автор использует пять словосочетаний с использованием цвета («красное вино», «белое лицо», «чёрные брови», «голубой полутабенек» и «серебряные подковы»). В «красном вине» прилагательное лишь указывает на его внешний вид, но «белое лицо» и «чёрные брови» Катерины (молодой жены Данило Бульбараша) свидетельствуют о её естественной красоте, обаянии и шарме. Голубая шёлковая материя на Катерине говорит о её аристократичности, и даже в какой-то мере исключительности. А сапоги с серебряными подковами, само собой, показывают нарядность и торжественность одежд девушки.

В самом начале второй части главы Гоголь прибегает к описанию природы: «…то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорогою и белою кисею покрыл он…», «серая пыль», «зелёные леса». Примечательно, что словосочетание серая пыль описывает в рассказе падение воды. Вставлением серого цвета и в без того невесёлую картину автор пытается показать читателю более детально глубокую печаль и всю однообразность происходящего. В разговоре Данило и Катерины, для того чтобы показать свою любовь, Бульбараш называет свою жену золотой. Далее для того, что бы ещё больше убедить читателя в положительности, Катерины автор рассказывает нам о платке, на котором молодая жена вышила листья и ягоды красным шёлком. Благодаря прилагательному «красный» рассказчик выражает своё восхищение красотой платка.

Следующее цветное прилагательное употребляется в сцене, когда на кладбище восстают мёртвые. «Жёлтые кости» здесь символизируют грех, продажность и вероломство мертвеца, а также говорят о его старости.

Другой цвет, использованный в повести – белый. При первом споре Данило и отца Катерины, девушка говорит, что волосы отца белы (то есть, седы), а значит он уже достаточно старый человек. Кстати, интересно заметить, что далее автор чередует использование белого и алого цветов в течение определённого времени. Это помогает автору показать противоречивость мыслей Катерины, благодаря контрастности, создаваемой этими двумя цветами. После приёма с контрастностью, Гоголь уже не в первый раз, на какое-то время, лишает рассказ красок. Но естественно вскоре прибегает к ним вновь.

«Чёрная вода» – новое словосочетание, использованное автором. Во время трапезы отец Кати ведёт себя очень странно, для того, чтобы усилить ощущение неверности происходящего у читателя, рассказчик использует чёрный цвет – символ таинственности и страха.

Далее, при осмотре местности Данило замечает человека в красном жупане. Красный цвет символ не только крови, но и колдовства, именно поэтому автор использует этот цвет, когда рассказывает о колдуне. Через некоторое время, наблюдая в окно за колдуном (отцом Катерины), Данило видит бледно-голубой свет, смешавшийся с бледно-золотым. Такое сочетание цветов вызывает ощущение усталости и угнетённости, несмотря на то, что по отдельности эти цвета имеют глубоко положительную символику.

После того как исчез голубой свет, комната осветилась уже розовым. Необъяснимое появление приятного и спокойного цвета в логове злого колдуна. Когда же всю светлицу поглотила тьма, автор счёл необходимым показать спокойствие природы вокруг, для этого он использует серебряный и тёмно-синий цвета. После второго появления розового света рассказчик почти через каждое слово вставляет его цветное описание. Помимо вышеуказанного цвета писатель использует белый (при описании женщины возникшей посреди комнаты); бледно-голубой (цвет глаз возникшей женщины, символизирующий её отстранённость); «светло-серый( описание волос девушки); Алый (цвет губ девушки) призван ещё раз подтвердить её безусловную красоту.

Затем автор использует цвета уже в шестой части рассказа. В словосочетании «алые, как кровь, волны», при описании замка антихриста рассказчик сам указывает символику цвета. Говоря о чёрной, как ночь, думе колдуна, автор стремится показать его злые замыслы и их неизвестность. Цвет, используемый при описании одежды Катерины – зелёный с золотым, проходящей мимо тюрьмы, для колдуна, заточённого в сенах узницы, зелёные с золотым одежды девушки символизируют надежду на освобождение, свет в конце тоннеля.

После этого автор снова перестаёт использовать краски в описаниях, почти до самого конца в рассказе больше не употребляются цветные прилагательные. Однако, приближаясь к финалу повести, читатель вновь может наблюдать уже использованный автором приём чередования контрастных цветов – золотого и красного. Автор как будто бросает нас от одних впечатлений к другим и обратно, от спокойно – торжественного золотого, к ярко – пламенному красному. Эта нить контрастов обрывается белым цветом в возгласе Катерины, увидевшей мёртвого мужа.

Десятая часть «Страшной мести» богата цветами, чего только стоит первый абзац, в котором употреблено четырнадцать цветных прилагательных. Все они призваны описать спокойствие и красоту природы. В последующих двух абзацах этой небольшой части используются розовый и белый цвета, в воспоминаниях о том, что Данило увидел в окне замка колдуна. С этого момента и до самого конца автор не использует почти никаких цветных прилагательных.

Предпоследний рассказ второй части называется «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». В нём повествователь почти не использует цветных прилагательных. Во время описания характера Ивана Фёдоровича автор использует лишь одно - серый, для того, чтобы показать всю неприметность и обыденность Ивана. Зелёный сюртук Григория Григорьевича Сторченко так же немало важен, он свидетельствует о его изнеженности и намекает на противоестественную порочность (в древние времена зелёный считался цветом исключительно женской одежды)1. При описании облика тётушки Ивана Фёдоровича, Гоголь прибегает к помощи тёмно коричневого и красного цветов. Надо сказать, что по своей символике эти два цвета абсолютно противоположны (коричневый – цвет усталости и увядания, а красный – энергии и расцвета). Отсюда можно сделать и вывод о тётушке, как о натуре в преклонном возрасте, но в душе не далеко не считающей себя пожилым человеком. После чего в рассказе Гоголь разделяет двух барышень в доме Сторченко на белокурую и черноволосую, после чего в главе не звучит более никаких цветных прилагательных, кроме как для названия белокурой девушки. Последняя рассказ произведения называется «Заколдованное место» является единственным в этой части, рассказом дьячком ***ской церкви. В нём используется всего три словосочетания с цветными прилагательными: «белое пятно», «красные глаза» и «золотые жупаны». Белым пятном дьяк выделяет месяц, скрывшийся за огромной тучей и проглядывающий то здесь, то там. Красные глаза призваны напугать и вызвать сильный эмоциональный отклик в мыслях читателя. И наконец золотые жупаны означают вершину благосостояния и богатство.

Проведя анализ многообразия использования цветных прилагательных Николаем Васильевичем Гоголем на примере произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки» мы пришли к некоторым выводам. Автор использовал 29 разновидностей цветных прилагательных, их общее количество составляет 297 слов. Здесь мы приводим 10 самых употребляемых цветов в порядке их появления:

1)  Голубой – 14 раз

2)  Серебряный – 19 раз

3)  Серый – 12 раз

4)  Золотой – 21 раз

5)  Зелёный – 22 раза

6)  Чёрный – 45 раз

7)  Розовый – 8 раз

8)  Красный – 43 раза

9)  Синий – 30 раз

10)  Белый – 48 раз

Использование обширного количества цветов помогает автору не только ярко и живо описать происходящие события, но и более натурально и точно передать характер героев. Между строк «Вечеров на хуторе близ Диканьки» мы увидели много нового. Каждый из главных героев получил свою, неповторимую характеристику, именно благодаря использованным для их описания цветам. Так, например, серебряный и золотой используются для того, чтобы сделать обстановку более торжественной; красный показывает красоту и жизненное тепло. Но не все цветные прилагательные, употреблённые Гоголем, имеют одну символику во всех употреблениях. Например, голубой использован не только как цвет духовной чистоты и покоя, но и не избежал сдвига в отрицательную сторону, символизируя тревогу, усталость и угнетённость. Заметим, что ни один цвет не был использован Гоголем только в отрицательном своём значении.

Также стиль употребления цветных прилагательных в произведении сильно зависит от рассказчика той или иной главы. Таким образом, Пасечник Рудый Панько использует огромное количество слов, употребляя их при каждом удобном случае и не ограничиваясь лишь одним значением. Однако в главах, где повествование ведётся от лица дьячка ***ской церкви, цвета не часты, и обычно имеют однозначные значения (употребляются либо положительные, либо отрицательные).

В целом произведение Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» не только обогащает внутренний мир читателя, посредством разнообразных путей употребления цветных прилагательных, но и помогает совершить более тщательный анализ главных мыслей и соображений автора, вложенных в произведение.

символика цвет гоголь


Список используемой литературы

1.  Белый А. Мастерство Гоголя. - М., 1994.

2.  Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки». – М., 2007.

3.  Исаева, Семантические традиции цвета в культуре/ /София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. - 2005

4.  Манн Ю. В поисках живой души. - М., 1984.

5.  Машинский С.И. Художесвтенный мир Гоголя. - М., 1971.

6.  Онлайн К.М. Символика цветов/ /Виртуальный фотожурнал ХЭ (Хулиганствующий Элементъ).

7.  Язык Н.В. Гоголя / Под. ред. А.Н. Кожина. - М.: высшая школа, 1991.