Курсовая работа: Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный технический университет
Кафедра менеджмента на автомобильном транспорте
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика дорожного движения
Выполнил: студент гр. ОБД-06-1
Прокопьева А.Г.
Проверил: Фадеев Д.С.
Иркутск – 2010
Содержание
Введение
1. Характеристика объекта инвестиций
2. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
3. Ресурсообеспечение и финансовые результаты проекта
4. Социально-экологическая оценка инвестиций
5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
Заключение
Введение
Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.
Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля.
Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения.
2.
1. Характеристика объекта инвестиций
В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:
сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;
описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный
показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант;
на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели
объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.
В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.
Таблица 1
Технико-экономические показатели организации дорожного движения
Показатели | Базовый вариант | Проектируемый вариант |
1.Годовой фонд времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч | 8760 | |
2.Установленная мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р) | 0,2 | |
3.Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл) |
0,7 | |
4.Численность персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения, чел (Чп) |
1 | |
5.Среднемесячная заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп) |
12880 | |
6.Задержка легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та) |
9 | 6 |
7.Задержка грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр) |
3 | 1,5 |
8. Задержка автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт) |
6 | 4 |
9.Число легковых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка) |
300000 | 200000 |
10. Число грузовых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр) |
30000 | 20000 |
11. Число автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт) |
100000 | 90000 |
12.Стоимость 1 авт-ч, руб.: легкового автомобиля грузового автомобиля автобуса |
100 150 190 |
100 150 190 |
13.Стоимость одного пеш-ч, руб | 22 | 22 |
14.Средняя задержка одного пешехода, с | 20 | 15 |
15.Средняя вместимость автобуса, чел (q) | 50 | 50 |
16.Коэффициент наполнения автобуса, (f) | 0,7 | 0,7 |
17.Стоимость 1 пасс-ч, руб | 22 | 22 |
18.Число дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за год, ед (Nдтп) |
22 | 1 |
19.Стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог) |
10 | 10 |
20.Удельный выброс вредных веществ: легковые/грузовые автомобили, кг/ч (Уог) |
0,3/0,8 | 0,3/0,8 |
21.Стоимость установки одного дорожного знака на стойке, руб | 6300 | |
22. Стоимость установки одного дорожного знака на растяжке, руб | 8700 | |
23.Удельные капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м | 4000 | |
24. Удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки сплошная /пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м |
98/240/240 | |
25.Затраты на установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб | 11000 | |
26.Инвестиции в мероприятия по совершенствованию организации движения, руб |
|
|
![](images/4493438.jpeg)
Рис. 1. Базовый вариант перекрестка
Таблица 2. Проектирование перекрестка
Название оборудования | Цена, руб | Количество | |
1.Транспортный светодиодный светофор Т.1.1. | 12950 | 6 | 77700 |
2.Пешеходный светодиодный светофор П.1.1. | 7500 | 6 | 45000 |
3.Локальный дорожный контроллер ДК Л6 | 42030 | 1 | 42030 |
4.Пульт инженерный (ИП) | 6200 | 1 | 6200 |
5.Стенд технологического прогона ДК | 27880 | 1 | 27880 |
6.Счетчик учета потребления энергии | 2500 | 1 | 2500 |
7.Адаптер АСУД | 6640 | 1 | 6640 |
8.Монтаж транспортного светофора | 12000 | 6 | 72000 |
9.Монтаж пешеходного светофора | 7000 | 6 | 42000 |
Итого: | 321950 |
Рис. 2. Проектируемый вариант перекрестка
3. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее:
определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта);
определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования;
рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода;
Капитальные вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:
где – удельные капитальные вложения в
улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м;
S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;
k1 – коэффициент, учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5;
– удельные капитальные вложения в строительство
светофорного объекта, руб.;
n – количество светофоров, ед;
k2 – коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;
m, р – количество знаков на растяжке и стойке, ед;
– затраты на установку режимов
светофорного регулирования, руб;
– удельные капитальные вложения на
нанесение дорожной разметки, руб/кв.м;
– общая площадь разметки, кв.м.
I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 + 7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+ 84*240+11000=2678710
I = 2678710
4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
· производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения;
· делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов;
· определяет финансовые результаты проекта.
Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
где Сзп – заработная плата обслуживающего персонала, руб;
Ссвф – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;
Стр– затраты на текущий и профилактический ремонты, руб;
Сэл – затраты на электроэнергию, руб;
Сад– затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;
Спост – постоянные расходы, руб.
где Чi – численность персонала i-ой категории;
Зi – средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб.
Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:
Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:
Где – балансовая стоимость оборудования руб.;
– норма отчислений на техническое обслуживание и
текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования
дорожного движения).
Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле:
Где – стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.;
– установленная мощность токоприемника технического
средства кВт/ч;
- число установленных светофоров, ед;
– количество часов работы оборудования в год, ч;
Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле:
,
Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле:
Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 3.Текущие эксплуатационные затраты проектируемого варианта
Статьи затрат | Сумма затрат руб. |
1. Фонд оплаты труда работников, обслуживающих оборудование | 154560 |
2.Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | 41499 |
3.Затраты на техническое обслуживание и ремонт технических средств регулирования |
|
4.Затраты на электроэнергию |
|
5.Затраты на эксплуатацию и содержание дорог |
|
6.Постоянные расходы |
|
Общая сумма текущих расходов |
|
Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты
5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий
В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи:
описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;
оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).
Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле:
где – эффект от сокращения потерь времени транспортными
средствами, руб.;
– эффект от сокращения потерь времени пассажирами,
руб;
– эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб;
– эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб;
– эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха,
руб;
– эффект от улучшения психофизиологических условий
работы водителей, руб.
Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:
где – годовые потери времени транспортными средствами i-го
вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного автомобиля - часа определенного
вида транспортного средства, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле:
где – годовые потери времени пассажиров соответственно в
базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пассажира – часа, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пешеходов:
где – годовые потери времени пешеходов в базовом и
проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пешехода-часа, руб.
Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле:
где– годовое число ДТП в проектируемом и базовом
вариантах соответственно;
– стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб.
Ущерб от ДТП, совершенного в t–м году, рассчитывается по формуле:
руб.
Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП:
Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха:
Где
– годовые выбросы вредных веществ транспортными
средствами i-го вида, кг;
– стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха
отработавшими газами, руб/кг.
Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида:
Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 4
Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий
Наименование показателя | Результат, руб. | Структура эффекта, % |
1.Эффект от сокращения потерь
времени транспортными средствами ( |
|
3,9 |
2. Эффект от сокращения потерь
времени пассажиров ( |
|
0,5 |
3. Эффект от сокращения потерь
времени пешеходов ( |
|
4,7 |
4. Эффект от сокращения ущерба от ДТП () |
|
82,5 |
5.Эффект от снижения ущерба
загрязнения воздуха ( |
|
0,2 |
6.Эффект от улучшения
психофизиологических условий работы водителей ( |
|
8,2 |
Косвенный экономический эффект ( |
|
100 |
Рис. 4 Косвенный экономический эффект
6. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
В разделе «Оценка общественной эффективности организации дорожного движения» необходимо выполнить следующее:
1. осуществить выбор и обоснование величины ставки дисконта, рассчитать коэффициент дисконтирования в каждый год расчетного периода;
2. рассчитать показатели общественной эффективности мероприятия по улучшению дорожного движения
3. провести комплексный анализ полученных результатов (делается вывод об экономической реализуемости проекта, т.е. о том, что его показатели и характеристики удовлетворяют критериям финансового, технического, технологического, социально-экологического и иного характера);
4. в конце данного раздела по экономическому обоснованию новой организации дорожного движения необходимо составить итоговую таблицу показателей общественной эффективности проекта (таблица 12);
5. сформулировать выводы об общественной эффективности предлагаемых мероприятий и целесообразности внедрения проекта в системе дорожного движения.
Коэффициент дисконтирования за весь расчетный период рассчитывается по формуле:
где бt – коэффициент дисконтирования;
r – ставка дисконта; 10
t – годы расчетного периода. 5лет
t | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
0,9 | 0,8 | 0,75 | 0,68 | 0,62 |
Таблица 5.
Ожидаемые денежные потоки от реализации мероприятий
Показатели | Проектируемый вариант (годы инвестиционного периода) | |||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Инвестиционная деятельность |
||||||
1. Выручка от продажи активов, руб. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2. Инвестиции в основной капитал (Io), руб. |
2678710 | |||||
3. Сальдо денежного потока от инвестиционной деятельности (It), руб. |
-2678710 | |||||
Текущая деятельность |
||||||
4. Доходы от целевого использования новшества, руб. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. Текущие эксплуатационные затраты, руб. | 0 | 568560 | 568560 | 568560 | 568560 | 568560 |
6. Косвенный экономический эффект, руб. | 0 |
|
|
|
|
|
7. Сальдо денежного потока от текущей деятельности (Рt), руб. |
0 | 22675120 | 22675120 | 22675120 | 22675120 | 22675120 |
8. Чистый денежный поток (NPt), руб. |
-2678710 | 14883915 | 31572151 | 47217372 | 61402373 | 74700906 |
Интегральный экономический эффект (Net Present Value – NPV, чистая текущая стоимость) определяется как разность денежных потоков поступлений и платежей за весь расчетный период с учетом фактора времени. Данный инвестиционный проект предусматривает сравнение альтернативных вариантов, следовательно, формула имеет вид:
где – Сальдо денежных потоков от текущей деятельности в
году t;
– коэффициент дисконтирования;
Io – инвестиции в основной капитал.
.
Правило NPV: Принимаются к внедрению инвестиционные проекты, у которых NPV больше нуля или из предложенных вариантов проекта к внедрению рекомендуется тот, у которого NPV максимальна.
Индекс рентабельности инвестиций (Profitability index – PI) показывает уровень доходов на единицу капитальных вложений. Рассчитывается по формуле:
Правило PI: К внедрению рекомендуются проекты, у которых PI > 1.
Срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period – DPP) – это количество лет, в течение которых доход от продаж (достигаемый эффект) за вычетом издержек и налогов возмещает первоначальные инвестиции. DPP равен минимальному времени, при котором:
Срок окупаемости проекта с учетом дисконтированных денежных потоков следует представить в таблице 11.
Таблица 11.
Годы расчетного периода | Дисконтированный чистый денежный поток, руб | Накопленный дисконтированный денежный поток,руб |
0 | -2678710 | -2678710 |
1 | 20407608 | 17728898 |
2 | 18140096 | 35868994 |
3 | 17006340 | 52875334 |
4 | 15419082 | 68294416 |
5 | 14058574 |
|
Коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return – ARR). Коэффициент показывает доходность инвестиционного проекта и определяется следующим образом:
Инвестиционный проект предусматривает сравнение двух вариантов мероприятия (базовый и проектируемый) на одном участке УДС, следовательно, для расчета годового экономического эффекта используют следующую формулу:
Таблица 5.
Показатели общественной эффективности проекта
Наименование | Результаты инвестиционного проекта |
1.Ставка дисконта (r) 2.Расчетный период ( 3.Инвестиции (I) 4.Косвенный экономический эффект ( 5.Интегральный экономический эффект
( 6.Индекс рентабельности ( 7.Срок окупаемости инвестиций (DPP) 8.Коэффициент эффективности
инвестиций ( 9.Годовой экономический эффект ( |
10 5 2678710 2 16 |
Таблица 6.
Внешние показатели общественной эффективности инвестиционных проектов
Показатели | Значение, руб. |
1.Бюджетный эффект от реализации мероприятий 2.Экологический эффект от сокращения числа ДТП 3.Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП 4.Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП |
11046 133 6030000 |
Рис.5 Экологический эффект от сокращения числа ДТП
Рис. 6 Эффект от сокращения потерь времени в зоне ДТП
Рис. 7 Сокращение морального вреда, причиненного в результате ДТП
Заключение
Данный проект по внедрению мероприятий на нерегулируемом пересечении является экономически эффективным, т.к. необходимые инвестиции для осуществления проекта окупаются за 2 месяца.
Положительные показатели сальдо накопленных денежных потоков в каждый год реализации проекта свидетельствуют о том, что проект является финансово реализуемым.
После того как данный перекресток стал регулируемым, повысилась пропускная способность, заметно уменьшилась длина очереди и задержка транспортных средств. А также после проведения мероприятий увеличилась безопасность движения на данном перекрестке, и возрос уровень обслуживания движения на нерегулируемом пересечении.
Организация дорожного движения на перекрестке ул. Карла Маркса и ул ... | |
... перевозок ведет к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению транспортной ... В соответствии с ГОСТ-23457-86 "Технологические средства организации дорожного движения, Правила применения" транспортные светофоры, а также пешеходные светофоры следует ... Основная причина ДТП - это нарушение водителями правил дорожного движения (ПДД): превышение скорости движения в опасных условиях, несоблюдение правил проезда перекрестков ... |
Раздел: Рефераты по транспорту Тип: дипломная работа |
Воздействие транспортно - дорожного комплекса на ОС | |
... УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА "ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" Курсовая работа на тему "Воздействие на окружающую среду транспортно ... ... стоков, создание более совершенных и экономичных средств и методов очистки производственных и бытовых сточных вод, сокращение потерь воды, совершенствование лабораторного контроля. Эксплуатационные потери топлива, приходящиеся на один двигатель в день, составляют около 200 г. Количество единиц маломерного флота очень велико и непрерывно возрастает. |
Раздел: Рефераты по экологии Тип: реферат |
План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на ... | |
Содержание Введение 1. Теоретико-методологические основы безопасности дорожного движения. 1.1 Обеспечение безопасности дорожного движения как важное ... Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков ... Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, совершенствование организации движения транспортных ... |
Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: дипломная работа |
... трасологических следов, образующихся при наезде транспортных средств ... | |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ... 3.1 Осмотр места дорожно-транспортного преступления при наезде транспортного средства на пешехода Составление схемы еще более облегчается при наличии штампов с изображением транспортных средств, пешеходов, светофоров и т. д. |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
... правовых средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения | |
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Безопасность дорожного движения как вид общественной безопасности 1.1 Понятие, виды общественной безопасности ... В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на ... Для выполнения этих задач ДПС оказывает в пределах своей компетенции содействие и помощь участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов; осуществляет ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |