Курсовая работа: Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности"


Введение

задержка психический музыкальный коррекционный

Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.). Эмоции как специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит. Эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни.

Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у детей как с нормальным уровнем интеллекта, так и детей с отклонениями в развитии. Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития является особенно значимым, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

Изучением данной проблемы занимались Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка с ЗПР роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников.

Изучение эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показало, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, недостаточный уровень умственного и речевого развития, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Проблема специфики эмоционального развития детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом.

Л.С. Выготский подчеркивал, что эмоциональная сторона личности ребенка имеет не меньше значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля [9].

Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития говорит о специфической потребности детей данной категории в эмоциональном воспитании, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений и необходимым условием их успешной социальной адаптации.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что коррекционно-художественное воспитание в состоянии компенсировать и сформировать утраченные ребенком функции. По мнению Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой и других специалистов, мощным средством воздействия на психику и средством воспитания всесторонне развитой личности является музыка. Музыкальный язык – это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу человека: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность.

Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Каждый из разнообразных и специфических видов музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом.

Исходя из актуальности данной проблемы, целью курсовой работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.

Объектом исследования является эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития.

Предмет исследования – особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности.

Соответственно цели исследования были определены следующие задачи:

– Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности;

– Экспериментально выявить особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;

– Определить коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР;

– Разработать рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

– анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме,

– психолого-педагогический эксперимент,

– количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость работы заключается в выявлении особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности и разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во «Введении» отражена актуальность проблемы. Определена тема, цель, объект, предмет, поставлены задачи, указаны избранные методы. Кратко освещено содержание курсовой работы.

В 1-ой главе «Анализ теоретических источников по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности» дан анализ теоретической литературы, определены основные направления в работе.

Во 2-ой главе «Экспериментальное изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности» описываются методы исследования, результаты экспериментального изучения, даются рекомендации, которые могут оказать практическую помощь воспитателям и музыкальным работникам, работающим с данной категорией детей.

В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части, подтверждены цель и задачи исследования.

«Список литературы» включает 30 теоретических источников.

В «Приложении» представлены материалы, используемые в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.



1. Анализ теоретических источников по проблеме изучения особенностей развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

 

1.1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющая на любое проявление человеческой активности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности [26].

По мнению И.П. Воропаевой, эмоциональная сфера – явление сложное, многогранное, отражающее полифонию как самой личности ребёнка, так и её взаимодействие с богатством окружающего мира [8].

По определению О.Е. Шаповаловой эмоции – это временное переживание человеком какого-либо чувства, отношения к окружающей действительности. Автор считает, что эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, мобилизует энергию, которая иногда ощущается как тенденция к совершению действия [30].

В работах С.Л. Рубинштейн говорится, что в процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматриваются автором как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей [26].

Именно переживания ребенка, его отношение к среде рассматривалось Л.С. Выготским как важное звено социальной ситуации развития, фиксирующее в себе разнообразное влияние внешних и внутренних условий. Кроме этого автор указывал на взаимосвязь «аффекта и интеллекта», т.е. связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы. Несформированность или нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности [9].

По мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и других специалистов проблема исследования эмоциональной сферы у аномальных детей является особенно значимой, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка. Умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.

А.В. Запорожец отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задержать его личностного формирования, формирования направленности на других [12].

Современные специалисты Д.В. Березина, Е.В. Михайлова, Т.Б. Пискарева, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, также подчеркивают, что своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации [20].

Исследования Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского, В.Б. Никишиной, У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко и других показали, что специфика эмоционально-волевой регуляции деятельности и поведения у детей с задержкой психического развития в значительной мере выражает собой сущностную характеристику специфики ЗПР как аномальной формы развития психики. Специалисты отмечают недостаточность этой сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений и, в конечном результате, в нереализованности возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения. Эти особенности исследователи связывают с незрелостью мозга ребенка, спецификой его дефекта [13].

Так, М.С. Певзнер в своих клинико-психологических исследования сделала вывод, о том, что при различных вариантах задержки психического развития у детей выраженными остаются инфантильные черты психики, обусловливая имеющееся разнообразие эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. Сохраняющийся инфантилизм автор объясняет замедленным созреванием лобных и лобно-диэнцефальных структур головного мозга [23].

Л.С. Выготский, изучая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с задержкой психического развития, выделил следующие ее характеристики: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций; неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды [9].

В.Б. Никишина отмечает такие нарушения в эмоционально-волевой сфере дошкольников с задержкой психического развития, как незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов [20].

По мнению К.С. Лебединской, нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у психически здоровых. Автор отмечает причины этих расстройств: частые стрессы, разочарования и конфликты, как следствие интеллектуальной недостаточности, дефицит критичности [1].

О.В. Защиринская, рассматривая эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития К.С. Лебединской, выделяет следующие характерные черты эмоциональной сферы, присущие разным группам детей с ЗПР:

1. ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются гипертимия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.

2. ЗПР соматического происхождения – эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности.

3. Психогенная форма ЗПР – эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

– по типу психической неустойчивости – встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;

– по типу «кумира семьи» – в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;

– по невротическому типу – в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения – эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детей выделяются два основных клинических варианта типа личности:

– неустойчивый – с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,

– тормозимый – с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.

В целом у детей с ЗПР в психическом облике и поведении О.В. Защиринская отмечает черты незрелости. Преобладают эмоциональный мотив поведения, слабость волевого усилия, непосредственность, поверхностность переживаний, лабильность настроения, несамостоятельность и внушаемость, т.е. те качества, которые характеризуют личностную незрелость [13].

В работах В.И. Лубовского отмечается, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Дети легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Наблюдения автора показывают, что такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность [16].

Исследования Л.В. Кузнецовой показывают, что дошкольники с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний, что отражается на характере их социальных контактов. Для детей с ЗПР характерное недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в малой дифференцированности и однообразии эмоций, бедности оттенков переживаний. Автор указывает, что дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость [21].

В.Г. Петрова указывает, что в отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности [24].

Н.Ю. Борякова отмечает своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки [4].

По мнению Н.В. Бабкиной, недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Автор полагает, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений. Вместе с тем автор отмечает, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольникам [2].

В работах Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей – они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление); недостаточно сформировано умение передавать собственное эмоциональное состояние; серьёзные затруднения вызывает интонационная выразительность. Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого» [17].

Л.Н. Блинова отмечает, что эмоциональное сочувствие, это не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребёнка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Задержанность эмоционального развития у детей с ЗПР проявляется в следующем: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Поэтому, по мнению автора, эти дети более чем обычные, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи [3].

В своих исследованиях Н.В. Бабкина указывает, что главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР – это формирование способности управлять эмоциями. Эмоции становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, становятся устойчивыми, приобретают глубину. У ребёнка появляются высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им, Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.). Автор отмечает, что ребёнок с задержкой психического развития учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом [2].

Е.Н. Васильева, учитывая имеющиеся в специальной детской психологии данные об особенностях и возможностях формирования эмоциональной сферы у детей в старшем дошкольном возрасте, а также положения Л.С. Выготского о взаимосвязи в процессе развития «аффекта и интеллекта», предполагает, что:

1) нарушение темпа интеллектуального развития у детей с ЗПР, их личностного становления не может не сказаться на своеобразии формирования их эмоциональной сферы, в частности характеризующей их отношения к близким взрослым;

2) на формирование эмоционального отношения к близким людям у ребенка с ЗПР большое влияние оказывает специфика детско-родительских отношений;

3) специально разработанная система педагогических средств коррекции психического развития дошкольников с ЗПР в диагностика коррекционных группах в дошкольном учреждении может быть дополнена специфическим содержанием, нацеленным на коррекцию сферы их эмоционального развития.

Из всех видов деятельности, по мнению автора, наибольшую значимость приобретают те, в которых дети могут добиться реальных успехов, соответственно – пережить положительные эмоции, почувствовать уверенность в своих силах [7].

Л.С. Маркова считает, что музыка – это самый эмоциональный из всех видов искусств. Музыка близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Наблюдения автора показали, что нет детей, абсолютно равнодушных к музыке, следовательно, музыка поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих переживаниях путем сравнения некоторых музыкальных впечатлений с основными эмоциями, характеризующими человека [17].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

Специалисты считают, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно при условии включения в процесс воспитания и обучения одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон – музыкальной деятельности.

 

1.2 Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача.

По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностность привязанностей, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР. Поэтому автор подчеркивает важность своевременной коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте [22].

Анализ специальной литературы (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко и др.) показывает, что в существующей системе подготовки детей с задержкой психического развития к жизни определены условия воспитания и пути развития этой категории детей. Однако практика показывает, что требуется отдельная, дополнительная разработка методов коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР [13].

Специалисты С.А. Игумнов, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский считают, что развитию эмоций и чувств способствует специально организованная деятельность – музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять свои переживания. По мнению авторов, одним из любимых видов деятельности ребенка является музыкальная, в которой выделяют следующие виды: восприятие музыки, исполнительская деятельность, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый из этих сложных, специфических видов музыкальной деятельности оказывает особое влияние как на развитие музыкальных способностей, так эмоциональной сферы и личности ребенка в целом [15].

Восприятие музыки в формировании всех сфер личности ребенка высоко оценивается многими как отечественными специалистами – Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, Д.Б. Кабалевским, В.Н. Шацкой и другими. На протяжении детского возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие музыки, развивается способность эмоционально откликнуться на общее настроение музыкального произведения, что имеет важное коррекционное значение в воспитании дошкольников с задержкой психического развития [27].

О.П. Радынова рассматривает детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах) как практическую, достаточно разнообразную деятельность, наиболее доступную детям дошкольного возраста. Автор отмечает, что в процессе пения и игры на музыкальных инструментах не только успешно развиваются музыкальные способности, но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке, а также повышается эмоциональный фон настроения дошкольников с задержкой психического развития [27].

А.П. Зарин, Е.А. Ложко указывают, что особое значение в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР приобретают ритмические музыкальные игры, упражнения, танцы, в которых дети учатся передавать музыкальные образы в движении в соответствии с музыкой. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие двигательных навыков, ритмики, музыкальности в целом, но и на создание общего бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка [11].

По мнению специалистов А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили, О.П. Радыновой, эффективность коррекционного воздействия музыкальной деятельности на психическое развитие дошкольников с ЗПР проявляется в развитии способности искренне и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, непринужденно действовать, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте, в отражении в процессе исполнения индивидуального своеобразия ребенка [27].

Л.С. Маркова считает, что одной из задач работы музыкального руководителя специализированного дошкольного учреждения должна стать работа по преодолению детьми барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения. Для того чтобы выработать у детей положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.) и изжить невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и т.д.), нужно научить детей осознавать значение данных понятий. Для осуществления поставленных целей Л.С. Марковой была разработана специальная методика по коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка средствами музыки, основанная на поэтапности работы с использованием различных форм музыкальной деятельности, таких как: музыкотерапия – использование психогимнастики на занятиях ритмики; тематические занятия; доминантные занятия [17].

В основу методики Л.С. Марковой положена идея Н.А. Ветлугиной, по которой дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Использовано оригинальное исследование развития и способов комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста ленинградского педагога М.И. Чистяковой, ставящей целью научить ребенка справляться с жизненными трудностями: ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Ознакомившись с работами этих авторов, Л.С. Маркова пришла к выводу, что, соединяя эмоциональное развитие и музыкальное воспитание, можно научить детей познавать различные эмоции, а также управлять ими. [17].

В работах Е.А. Медведевой, Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко отмечается, что в настоящее время особое внимание уделяется музыкотерапии, которая является самостоятельным психо-коррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1)психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2)психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии [18].

В соответствии с программой для специальных ДОУ и групп для дошкольников с задержкой психического развития (под редакцией Т.Г. Неретиной) с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста. Музыкотерапия применяется как в индивидуальной, так и групповой форме работы [28].

Г.А. Кузнецова, В.В. Колесникова и другие специалисты предлагают использовать музыкотерапию в работе с дошкольниками с ЗПР, имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Специалисты выделяют три вида музыкотерапии: рецептивную; активную; интегративную.

Занятия средствами рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с ЗПР направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Авторы отмечают, что восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В небольшом предваряющем рассказе необходимо настроить дошкольника на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания в беседе с ребенком необходимо выяснить, что он «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников [28].

Активная музыкотерапия в работе с дошкольниками с ЗПР используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Коррекция нарушения эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с отклонениями в развитии в кинезитерапии. Она основана на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения [28].

Примером интегративной музыкотерапии в психокоррекционной работе с детьми с ЗПР может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребенку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лежа на зеленой мягкой траве. По мнению авторов, органичное сочетание двух способов восприятия дает более сильный психокоррекционный эффект [28].

Музыкотерапия может использоваться как вспомогательное средство, тонизирующее и расслабляющее музыкальное сопровождение. В настоящее время существуют синтетические виды музыкотерапии.

Итак, исследования показывают, что существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка с задержкой психического развития оказывает музыка. Установлено, что музыка изменяет настроение, снижает напряжение и тревогу. Воздействуя на ребенка с ЗПР, музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность, агрессивность и в целом позитивно влиять на эмоциональное развитие детей данной категории.

Таким образом, анализ теоретических источников показал, что в жизни ребенка с задержкой психического развития роль эмоций достаточна велика. У таких детей влияние эмоционального начала на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников. Исследования отечественных специалистов эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР показали, что эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебание настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, нарушение поведения, проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Незрелость эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития требует специальной организации эмоционального воспитания детей данной категории, которое включает в себя накопление эмоциональных образов для младших дошкольников, а в старшем дошкольном возрасте – развитие эмоционального контроля. Это является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у детей с ЗПР отклонений в эмоциональной сфере и необходимым условием их успешной социальной адаптации.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что коррекция эмоциональной сферы при задержке психического развития будет проходить более успешно при условии включения в воспитательный процесс одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста – музыкальной деятельности. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР: изменяет его настроение; снижает тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность; повышает психический тонус и эмоциональный фон. Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Она увеличивает заинтересованность и обостряет впечатления детей.

Следовательно, коррекционное значение музыкальной деятельности состоит в возможности содействовать достижению ребенком с ЗПР необходимого уровня эмоционального развития равного или близкого возрастной норме, что способствует успешной социализации детей данной категории.

 


2. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

 

2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного дошкольного учреждения МДОУ №200.

В эксперименте участвовали 10 детей 6 – 7 лет с диагнозом задержка психического развития.

В процессе экспериментального исследования использовались экспериментальные методики, предложенные О.Е. Шаповаловой (модифицированные): «Спой выразительно», «Изобрази», «Определение понятий» [30].

Все экспериментальные методики проводились с целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: выявление уровня сформированности средств эмоциональной выразительности и способностей определять свои и чужие эмоциональные состояния.

1. Методика «Спой выразительно».

Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психического развития.

Испытуемого просят исполнить с выражением его любимую песню.

Результаты выполнения задания по яркости и выразительности исполнения были условно разделены на три уровня:

– уровень выше среднего – исполнение осуществляется ярко, выразительно, сопровождается соответствующими мимикой и жестами,

– средний уровень – исполнение недостаточно выразительно и эмоционально,

– низкий уровень – исполнение равнодушное, скованное, не подкрепленное средствами эмоциональной выразительности.

Результаты данной методики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Уровень развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психической развития

Всего

испытуемых

Уровни выполнения задания
выше среднего средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
10 1 10 6 60 3 30

Анализ выполнения задания показал, что на уровне выше среднего справился один ребенок (Никита Р. 6,5 лет) из 10 детей, что составляет 10% от количества всех испытуемых. Мальчик достаточно эмоционально и выразительно исполнил свою любимую песню. Свое исполнение Никита сопровождал образными движениями в соответствии с содержанием песни. В этом случае требуется совершенствование вокальных навыков ребенка.

На среднем уровне выполнили задание 6 детей из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети во время исполнения были несколько скованы, главное для них было правильное воспроизведение текста песни. Например, Кирилл С. 6 лет старался исполнить песню от начала до конца, при этом забывал слова и переставлял слова из одного куплета в другой, останавливался и продолжал исполнение без выражения эмоций, стараясь поскорее закончить. Витя Н. 6,5 лет исполнял песню вначале с использованием средств эмоциональной выразительности (мимика, жесты). Однако после первого куплета отвлекся, прервал исполнение. Потом (после стимулирующей помощи взрослого) пытался продолжить, но без интереса и без выражения. Такой характер выполнения задания говорит о незрелости эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, о нестойкости и нестабильности эмоциональных проявлений, а также о наличии у детей данной группы особенностей развития познавательных процессов (памяти, внимания, речи). Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной и познавательной сфер личности каждого ребенка.

На низком уровне задание выполнили трое ребят из 10, что составляет 30% от количества всех испытуемых. Дети не проявили интереса к заданию, испытывали затруднения в выборе песни. Не смогли выполнить задание до конца. Например, Рома В. 6,5 лет вспомнил песню, но исполнил только один куплет, при этом интанационно не верно. Кроме этого нарушение звукопроизношения сказалось на неточном произношении слов и, как следствие, на содержательной стороне песни. В целом исполнение мальчика было не эмоционально. Эля Г. 6 лет сразу отказалась от выполнения, затрудняясь назвать причину. Следовательно, этой группе детей требуется проведение целенаправленной работы по развитию и коррекции всех психических процессов и особенностей личности каждого ребенка.

2. Методика «Изобрази».

Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности.

Испытуемым предлагалось изобразить эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики. Ребенку предлагалось изобразить человека, которому грустно, радостно, страшно и т.д.

Результаты выполнения задания по яркости и выразительности изображения каждого эмоционального состояния были условно разделены на три уровня:

– уровень выше среднего – соответствие мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности тому или иному образу, разнообразие эмоциональных состояний, проявление творчества и самостоятельности в выборе движений и мимики,

– средний уровень – допускается повторяемость мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности, подражание своим сверстникам,

– низкий уровень – выполнение задания с трудностями при выборе соответствующих движений и мимики или отказ от выполнения задания.

Результаты данной методики представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Уровень сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности дошкольниками с ЗПР

Всего

испытуемых

Уровни выполнения задания.
выше среднего средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
10 2 20 6 60 2 20

Анализ выполнения данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились двое дошкольников из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Никита Р. 6,5 лет и Вика С. 7 лет ярко передавали основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев) с помощью выразительных движений и мимики. Однако надо отметить трудности в переключении с одного эмоционального состояния на другое. В этом ребятам требовалась направляющая помощь взрослого. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы, а также развитию внимания и других психических процессов.

На среднем уровне с заданием справилось 6 ребят из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети достаточно заинтересовано отнеслись к выполнению методики. Однако при выборе движений и мимики соответствующего характера не проявляли самостоятельности, детям требовалась помощь взрослого, либо они повторяли движения своих сверстников. Кроме этого наблюдалось повторение эмоциональных проявлений, например, Вадим Л. 6 лет одинаково изображал радость и удивление. В целом дети более точно могли показать основные эмоции (радость, грусть, гнев), но затруднялись в определении эмоциональных оттенков. Такой характер выполнения задания свидетельствует о нескоординированоости эмоциональных проявлений, неумении определять и дифференцировать собственные эмоции. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

На низком уровне задание выполнили двое ребят из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Эля Г. 6 лет и Саша К. 6 лет испытывали трудности при выборе эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимики, теряли интерес. Даже при направляющей и стимулирующей помощи взрослого дети отказывались от выполнения, говоря, что это задание не понравилось. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы и других психических процессов.

3. Методика: «Определение понятий».

Целью данной методики явилось выявление уровня понимания эмоциональных состояний, изображенных в виде пиктограмм, с помощью музыкальных произведений, а также понимание причин этих состояний.

Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть бланк с изображением пиктограмм. Объясняют, что на рисунках изображены те или иные чувства людей. Испытуемых просят внимательно посмотреть на пиктограммы и назвать их. Затем испытуемым предлагают прослушать отрывки музыкальных произведений (И. Бах «Шутка», М. Мусоргский «Слезы» и др.) и отметить пиктограммы, характеризующие произведения, назвав соответствующее эмоциональное состояние.

Результаты условно были разделены на три уровня:

– уровень выше среднего – правильное называние пиктограмм, правильное понимание эмоционального состояния музыкального произведения и определение соответствующих пиктограмм с помощью взрослого (стимулирующей или наводящей),

– средний уровень – частичное выполнение задания с помощью взрослого, недостаточно глубокое осмысление эмоционального состояния, затруднение в соотнесении эмоционального состояния музыкального произведения с пиктограммой,

– низкий уровень выполнения задания – неспособность распознавать эмоциональные состояния на изображениях.

Результаты данной методики представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Уровень понимания эмоциональных состояний дошкольниками с задержкой психической развития

Эмоции Уровни выполнения задания
выше среднего средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
Радость 9 90 - - 1 10
Грусть 9 90 - - 1 10
Гнев 4 40 4 40 2 20
Страх 1 10 5 50 4 40
Удивление - - 5 50 5 50
Безразличие - - 4 40 6 60
Отвращение - - 2 20 8 80
Средняя величина 33 29 38

Анализ результатов данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились 33% от количества всех испытуемых. Эти ребята поняли инструкцию, однако всем требовалась помощь в виде наводящих вопросов и побуждения к ответу. Надо отметить, что большинство детей с помощью музыкального произведения справилось с распознаванием основных эмоций: радость и грусть (9 ребят из 10, что составляет 90% от количества всех испытуемых). Четверо ребят правильно указали пиктограмму, обозначающую гнев (например, Данил П. 6,8 лет, Игорь Б. 6,5 лет). Неумение самостоятельно распознать в изображениях и называть такие эмоциональные состояния, как удивление, безразличие, отвращение, говорит о том, что дошкольникам с задержкой психического развития доступна дифференциация лишь основных эмоций, оттенки эмоциональных состояний дети этой группы распознавать затрудняются. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы дошкольников.

На среднем уровне задание выполнили 29% от количества всех испытуемых. Эти дети были менее сосредоточены во время выполнения задания. Некоторые, например Вика С. 7 лет, говорили: «А я не знаю, я просто слушала». В результате повтора инструкции и установки на внимание при прослушивании музыкального произведения и при соотнесении эмоционального состояния с пиктограммой, дети этой группы справлялись с поставленной задачей. Надо отметить, что правильно самостоятельно определив основные эмоции (радость, грусть, гнев, страх), дошкольники лишь с наводящей помощью взрослого смогли определить оттенки эмоциональных состояний: удивление – 50%, безразличие – 40% от количества всех испытуемых. Было отмечено, что хуже всего дифференцируется эмоция отвращения, соответствующую пиктограмму определили лишь двое ребят (Катя Б. 6,5 лет, Никита Р. 6,5 лет). Такой характер выполнения методики говорит о слабой дифференцировке чужих эмоций, а также о низкой самостоятельности детей с ЗПР. Значит, этой группе ребят необходима коррекционная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Низкий уровень выполнения задания показали 38% от количества всех испытуемых. Эти ребята не смогли определить оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение), а также – основные эмоции (радость, грусть, гнев, страх). Например, Саша К. 6 лет не справился с методикой даже при помощи взрослого, т. к. не понял инструкции и не был заинтересован в выполнении задания (мальчик прыгал под музыку). Это говорит недостаточности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. В этом случае требуется индивидуальная, целенаправленная, коррекционная работа по развитию и коррекции всех сторон эмоциональной сферы и поведения.

Таким образом, экспериментальное исследование свидетельствует о недостаточности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Выполнение диагностических методик показало невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности. Большинство дошкольников (60%) справились с заданиями «Спой выразительно», «Изобрази» на среднем уровне. Эти методики говорят о недостаточно сформированном умении передавать собственное эмоциональное состояние с помощью жестов и мимики. Серьёзные затруднения у детей с ЗПР вызывает интонационная выразительность. Выполнение методики «Определение понятий» показало, что дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение методик в форме музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности.


2.2 Разработка рекомендаций по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности

По результатам проведенного экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей по организации коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности.

В соответствии с теоретическими и практическими исследованиями эмоциональной сферы детей, проведенные специалистами Е.И. Изотовой и Е.В. Никифоровой [14], представляем следующие основные условия осуществления коррекционного воздействия при работе с эмоциональной сферой ребенка с задержкой психического развития:

– проведение коррекционного воздействия по механизму компенсации, т.е. с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;

– системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития (познавательные процессы), а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психолого-педагогической диагностики развития;

– оказание кредита доверия ребенку, т.е. вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;

– формулирование целей коррекционной работы в позитивных формулировках, а также учет того, что цели коррекционного воздействия должны быть реалистичными;

– охрана интересов ребенка, т.е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью.

Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития следует проводить посредством музыкальной деятельности, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон, увеличивающей заинтересованность и обостряющей впечатления детей.

Цель коррекции эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития в музыкальной деятельности:

– гармонизация личности ребенка с задержкой психического развития,

– восстановление и коррекция психоэмоционального состояния ребенка и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

Задачи коррекционно-воспитательного процесса:

– помочь самовыражению дошкольников с задержкой психического развития через занятия музыкальной деятельностью;

– способствовать преодолению неадекватных форм поведения;

– содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития предлагаем проводить с помощью музыкальной деятельности в несколько этапов:

1. Первый этап «Музыка – язык чувств». На этом этапе происходит обогащение представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогает накоплению эмоциональных впечатлений. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно учить разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности.

2. Второй этап – «Образ в движении». На этом этапе происходит приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев). Необходимо помочь детям прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку. Таким образом, на этом этапе работают над воссозданием, воспроизведением чувств.

3. Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы». Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь могут быть использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствует снятию психоэмоционального напряжения в группе.

Подробное изложение методических приемов на каждом этапе работы см. в «Приложении».

Коррекционную работу целесообразно проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются:

– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;

– снятие психоэмоционального возбуждения;

– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;

– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

– выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

– моделирование положительного состояния (катарсиса).

Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие формы работы:

1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии
музыки:

– как катализатор эмоциональных процессов,

– как музыкальный фон во время рисования,

– как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы.

2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:

– упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;

– зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе
которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;

– музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую-
то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с
другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;

– «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах,
например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).

Примерный план занятий по музыкотерапии и музыкальный репертуар см. в «Приложении».

Итак, соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и использование музыкальной деятельности при организации коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному развитию эмоциональной сферы, а следовательно, реализации возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения детей данной категории.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что дошкольникам с задержкой психического развития свойственна незрелость эмоциональной сферы. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.

Развитие эмоций у дошкольников с ЗПР является необходимым условием успешности развития детей данной категории. Проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития целесообразно проводить посредством музыкальной деятельности, соблюдая при этом необходимые условия коррекции эмоциональной сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать в целом успешной социализации дошкольников с ЗПР.


Заключение

 

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования показали, что задержка психического развития характеризуется следующими основными особенностями эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.

Экспериментальное исследование подтвердило выводы специалистов о недостаточности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. У детей данной группы выявился невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности, что проявляется в трудностях передачи собственного эмоционального состояния с помощью жестов и мимики. Также вызывает затруднения интонационная выразительность. Кроме этого дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. Ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Было отмечено, что проведение диагностики эмоционального развития в музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности.

Анализ проведенного исследования приводит к выводу о том, что психологическое развитие дошкольников с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более активное, качественное формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно при условии включения в процесс воспитания и обучения одной из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон – музыкальной деятельности. Проведение коррекционной работы по развитию эмоций дошкольников с задержкой психического развития посредством музыкальной деятельности необходимо проводить, соблюдая при этом условия коррекции эмоциональной сферы ребенка. Организация коррекционного воздействия в музыкальной деятельности будет способствовать успешному развитию личности в целом дошкольников с ЗПР.

В процессе исследования, изложенного в данной работе, и анализа его результатов нам удалось реализовать цель и выполнить поставленные задачи исследования. Были изучены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, выявлены наиболее эффективные средства и оптимальные условия развития эмоций дошкольников с ЗПР.

Таким образом, проведенное исследование имеет важную практическую значимость, которая состоит в разработке рекомендаций по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР в музыкальной деятельности. Представленные рекомендации могут помочь воспитателям и музыкальным работникам в организации коррекционного процесса по развитию эмоций у дошкольников с ЗПР, что является необходимым условием успешной социализации детей данной категории.


Список литературы

 

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской – М., 1982. – 125 с.

2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе:
пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабакина. – М.: Айрис пресс, 2005. – 78 с.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие / Л.Н. Блинова – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004 г. – 136 с.

4. Борякова, Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2003. – №1 – 10 с.

5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: монография. – М, 1990. – 32 – 56 с.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

7. Васильева, Е.Н. Шестилетние дети: проблемы и исследования: моногарфия / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород, 1993. – 98–108 с.

8. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников / И.П. Воропаева – М., 1993. – 8 с.

9. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. – Т. 4. – М., 1984. – 90 с.

10. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М., 1971. – 208 с.

11. Зарин, А.П. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с понижением интеллекта / А.П. Зарин, Е.А. Ложко. – СПб., 1994. – 47 – 58 с.

12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец. – М., 1985.

13. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

14. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.

15. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов – СПб.: Питер, 2004, – 480 с.

16. Лубовский, В.И., Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М., 1984.

17. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие / Л.С. Маркова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с.

18. Медведева, Е.А. Музыкальная психотерапия. / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко. – М., 1988. – 34 – 56 с.

19. Никашина, Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. / Под ред. В.И. Лубовского – Смоленск, 1994.

20. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина – М.: Владос, 2003. – 128 с.

21. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2002. – 464 с.

22. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т.Н. Павлий // Дефектология. 2000. – №4. – 36–42 с.

23. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. / М.С. Певзнер // Дефектология. №3. – 1972. – 8 – 14 с.

24. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 104 с.

25. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 204 с.

26. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии: монография / С.Л. Рубинштейн. – М.: – 1976. – 458 с.

27. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: методическое пособие / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили. – М., 1998. – 5 – 12 с.

28. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004, – 240 с.

29. Ульенкова, У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционная работа с ними. – автореф. дисс… д-ра псих. наук / У.В. Ульенкова. – Горький, 1983., – 8–12 с.

30. Шаповалова О.Е. Методические рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости. – Биробиджан, изд. БГПИ – 2003. – 96 c.