Реферат: Методы решения биматричных игр
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ БИМАТРИЧНЫХ ИГР
1. Основные определения теории биматричных игр
Рассмотрим конфликтную ситуацию, в которой каждый из двух участников имеет следующие возможности для выбора своей линии поведения:
игрок А – может выбрать любую из стратегий А1, ... , Ат,
игрок В – любую из стратегий В1, …, Вn
При этом всякий раз их совместный выбор оценивается вполне определенно:
если игрок А выбрал i-ю
стратегию ,
а игрок В – k-ю стратегию
, то
в итоге выигрыш игрока А будет равен некоторому числу
, а выигрыш игрока В некоторому,
вообще говоря, другому числу
.
Иными словами, всякий раз каждый из игроков получает свой приз.
Последовательно перебирая все стратегии игрока А и все стратегии игрока В, мы сможем заполнить их выигрышами две таблицы (первая из них описывает выигрыши игрока А, а вторая – выигрыши игрока В).
Обычно эти таблицы записывают в виде матриц
Здесь А – платежная матрица игрока А, а В – платежная матрица игрока В.
При выборе игроком А i-й
стратегии, а игроком В – k-й
стратегии их выигрыши находятся в матрицах выплат на пересечении i-х строк и k-x столбцов: в матрице А это элемент , а в матрице В – элемент
.
Таким образом, в случае, когда интересы игроков различны (но не обязательно противоположны), получаются две платежные матрицы: одна – матрица выплат игроку А, другая – матрица выплат игроку В. Поэтому совершенно естественно звучит название, которое обычно присваивается подобной игре – биматричная.
Замечание. Рассматриваемые матричные игры, можно рассматривать и как биматричные, где матрица выплат игроку В противоположна матрице выплат А:
В общем случае биматричная игра – это игра с ненулевой суммой.
Класс биматр. игр значительно шире класса матричных (разнообразие новых моделируемых конфликтных ситуаций весьма заметно), а, значит, неизбежно увеличиваются и трудности, встающие на пути их успешного разрешения.
Пример. «Студент — Преподаватель».
Рассмотрим следующую ситуацию. Студент (игрок А ) готовится к зачету, который принимает Преподаватель (игрок В). Можно считать, что у Студента две стратегии – подготовиться к сдаче зачета (+) и не подготовиться (-). У Преподавателя также две стратегии – поставить зачет [+] и не поставить зачета [-].
В основу значений функций выигрыша игроков положим следующие соображения:
Количественно это можно выразить, например, так
2. Смешанные стратегии в биматричных играх
В приведенных примерах описаны ситуации, в которых интересы игроков не совпадают. Встает вопрос о том, какие рекомендации необходимо дать игрокам для того, чтобы моделируемая конфликтная ситуация разрешилась. Иными словами, что мы будем понимать под решением биматричной игры?
Попробуем ответить на это вопрос так:
вследствие того, что интересы игроков не совпадают, нам нужно построить такое (компромиссное) решение, которое бы в том или ином, но в одинаковом смысле удовлетворяло обоих игроков.
Не пытаясь сразу выражать эту мысль совсем точно, скажем – попробуем найти некую равновесную ситуацию, явное отклонение от которой одного из игроков уменьшало бы его выигрыш.
Подобный вопрос мы ставили и при рассмотрении матричных игр.
Напомним, что возникающее при разработке минимаксного подхода понятие
равновесной ситуации приводило нас к поиску седловой точки, которая, существует
не всегда – конечно, если ограничиваться только чистыми стратегиями игроков А
и В, т.е. стратегиями .
Однако при расширении матричной игры путем перехода к смешанным стратегиям, т. е. к такому поведению игроков, при котором они чередуют (чистые) стратегии с определенными частотами:
игрок А – стратегии A1,..., Ат с частотами р1,..., рт, где
а игрок В – стратегии В1,...., Вn, с частотами q1,..., qn, где
выяснилось, что в смешанных стратегиях равновесная ситуация всегда существует. Иными словами, любая матричная игра в смешанных стратегиях разрешима.
Поэтому, рассматривая здесь биматричные игры, разумно попробовать сразу же перейти к смешанным стратегиям игроков (этим мы предполагаем, что каждая игра может быть многократно повторена в неизменных обстоятельствах).
В матричном случае смешивание стратегий приводило к расширению возможности
выплат в том смысле, что расчет строился из вычисления средних выигрышей
игроков А и В, которые определялись по элементам
платежной матрицы А и вероятностям и
:
,
При смешанных стратегиях в биматричных играх также возникают средние выигрыши игроков А и В, определяемые по правилам, в которых уже нет никакой дискриминации игрока В:
,
3. 2x2 биматричные игры. Ситуация равновесия
Мы предполагаем уделить основное внимание случаю, когда у каждого из игроков имеется ровно две стратегии, т. е. случаю т = п = 2. Поэтому нам кажется уместным выписать приведенные выше формулы именно для такого случая.
В 2 ´ 2 биматричной игре платежные матрицы игроков имеют следующий вид
,
,
вероятности
биматричная игра решение
а средние выигрыши вычисляются по формулам
где
,
Сформулируем основное определение.
Определение. Будем считать, что пара чисел
,
,
определяет равновесную ситуацию, если для любых р и q, подчиненных условиям одновременно выполнены следующие
неравенства
(1)
Пояснение. Выписанные неравенства (1) означают следующее: ситуация, определяемая смешанной стратегией (р*, q*), является равновесной, если отклонение от нее одного из игроков при условии, что другой сохраняет свой выбор, приводит к тому, что выигрыш отклонившегося игрока может только уменьшиться. Тем самым, получается, что если равновесная ситуация существует, то отклонение от нее невыгодно самому игроку.
Теорема 1 (Дж. Нэш). Всякая биматричная игра имеет хотя бы одну равновесную ситуацию (точку равновесия) в смешанных стратегиях.
Итак, равновесная ситуация существует. Но как ее найти?
Если некоторая пара чисел (р*, q*) претендует на то, чтобы определять ситуацию равновесия, то для того, чтобы убедиться в обоснованности этих претензий, или, наоборот, доказать их необоснованность, необходимо проверить справедливость неравенств (1) для любого р в пределах от 0 до 1 и для любого q в пределах от 0 до 1. В общем случае число таких проверок бесконечно. И, следовательно, действенный способ определения равновесной ситуации нужно искать где-то в ином месте.
Теорема 2. Выполнение неравенств
(1)
равносильно выполнению неравенств
(2)
Иными словами, для того, чтобы убедиться в обоснованности претензий пары (р*, q*) на то, чтобы определять равновесную ситуацию, нужно проверить справедливость неравенства
только для двух чистых стратегий игрока А (р = 0 и р = 1) и неравенства
только для двух чистых стратегий игрока В (q = 0 и q= 1).
Четыре неравенства (2) позволяют провести поиск точки равновесия вполне конструктивно.
Запишем средние выигрыши игроков А и В в более удобной форме.
Имеем
Обратимся к первой из полученных формул.
Полагая в ней сначала р = 1, а потом р = 0, получаем,
Рассмотрим разности
Полагая
получим для них следующие выражения
В случае, если пара (р, q) определяет точку равновесия, эти разности неотрицательны
Поэтому окончательно получаем
Из формул для функции нв ( р, q) при q = 1 и q = 0 соответственно имеем
Разности
и
с учетом обозначений
.
приводятся к виду
совершенно так же, как соответствующие разности для функции НА.
Если пара (р, q) определяет точку равновесия, то эти разности неотрицательны
Поэтому
Вывод
Для того, чтобы в биматричной игре
,
,
пара (р, q) определяла равновесную ситуацию, необходимо и достаточно одновременное выполнение следующих неравенств
,
,
,
,
где
.
Теория игр | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... Определение 9. Матричной игрой (при двух участниках) называется игра, в которой выигрыши первого игрока (проигрыши второго игрока) задаются матрицей. В биматричных играх выигрыши каждого игрока задаются своей матрицей. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Теория принятий решений | |
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Курс лекций. Урицкая О.Ю. ВВЕДЕНИЕ Искусство принятия наилучших решений, основанное на опыте и интуиции, является сущностью ... Решение биматричных игр сводится к отысканию ситуаций равновесия и равновесных (оптимальных) стратегий игроков. Ситуация i*j* в биматричной игре называется равновесной, если она приемлема для обоих игроков, то есть если любое отклонение от нее как для первого игрока, так и для второго только ... |
Раздел: Рефераты по теории организации Тип: реферат |
Методы приближённого решения матричных игр | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Математический факультет Кафедра алгебры и геометрии ... Разыгрывание матричной игры сводится к выбору игроком 1 i-ой строчки матрицы выигрышей, а игроком 2 - j-го столбца. Далее рассмотрим подыгру ГN игры ГА с матрицей выигрышей АN={}, i=1,.,m, jN-1IJN-1. Матрица выигрышей состоит из столбцов данной матрицы, номера которых определяются множеством ... |
Раздел: Рефераты по математике Тип: дипломная работа |
Лекции по экономической теории | |
ТЕМА 01. Предмет и метод экономической теории Учебные цели Пять, что изучает экономическая теория. Изучить методы экономического анализа. Выяснить ... Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. В ходе игры возможны различные совместные действия - коалиции игроков, конфликты и т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или ... |
Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
Теория принятия решений | |
Министерство образования и науки Украины Запорожская государственная инженерная академия Теория принятия решений Учебно-методическое пособие Ю.О ... Если в матричной игре задана одна платежная матрица, то естественно предположить, что выигрыши первого игрока будут являться проигрышами второго игрока. Координатами этой точки будут р1 - одна из вероятностей смешанной стратегии игрока А и a - выигрыш игрока А. |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: учебное пособие |