Курсовая работа: Православие на Смоленьщине

Введение

Христианская история началась около 2000 лет назад в небольшом палестинском городе Вифлееме, близ Иерусалима. Только необыкновенное явление потрясло вифлеемских пастухов: небосклон внезапно озарился неземным светом, и в нем показались фигуры ангелов, один из которых сказал: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, которой есть Христос Господь». В тот же миг с небес донесся торжествующий ангельский гимн. Так произошло величайшее в истории событие, предсказанное пророками жившими за 1000 лет до Христа: «Вот, Дева во чреве примет, и родит сына, и нарекут Ему и Сына Еммануил, что значит с нами Бог». Сам Бог, создавший Вселенную, премудрость Которого не способен постичь разум человека, вникающего в удивительное разнообразие природы и ее законов, снишел с высоты и стал близок ко всем людям - и к праведникам, и к грешникам, и к отверженным , и к обездоленным. Он стал человеком, чтобы всех уверовавших в Него спасти.

Жизнь и учение Христа имели столь сильное воздействие на умы современников и последующих поколений, что вдохновляемые Им люди создавали величайшие произведения литературы, живописи, музыки и архитектуры. Многие ученые делали свои открытия во имя Христа, следуя Его примеру сострадания и помощи всякому, кто в ней нуждается. Научные изыскания ввели ученых к познанию Бога, открывшему нам во Христе, удивлению перед Его величием и премудростью. «Чем больше я занимаюсь наукой,- писал Луи Пастер,- тем более становлюсь верующим. Огромное число людей в мире в нашей стране признают во Христе самый совершенный нравственный и исповедают свою веру в Христа как в Бога, Спасителя, Избавителя от власти зла, насилия и порока, видят в Нем единственную надежду мира».

Значения христианства столь велико что вся история человечества может быть разделена на 2 части: дом Воплощения Сына Божия и после него. В 19-20 веках делались попытки доказать, что Христос на самом деле не существовал, и что Его жизнеописание было составлено с целью отвлечь «народные массы» от борьбы с правящими классами. Однако современные ученые уже не подвергают сомнению достоверность существования Иисуса.

По Своему образу жизни Иисус Христос был странствующим проповедником: Он переходил из города в город, из селения в селение, говоря людям о приближении Царствия Небесного и уча их исполнять волю Небесного Отца. Его окружали многотысячные толпы, ибо даже одно прикосновение к Его одежде приносило исцеление от неизлечимых болезней. Он исцелял прокаженных, возвращал зрение слепым, поднимал на ноги хромых и парализованных. Даже смерть теряла свою власть перед ним.

Сердцевиной нравственного учения Христа является Нагорная проповедь, произнесенная Им на возвышенности близ Галилейского озера. В этой проповеди Христос восполнил и довел до совершенства ветхозаветные нравственные установления.

Проповедь Иисуса Христа продолжалась как думают, около 3 лет. В самом начале проповеднического пути Христос избрал 12 учеников, на которых возложил миссию распространения своего учения в Палестине и за её пределами; в последствии учеников Иисуса стали называть апостолами. Они и были теми, из кого сформировалась первая христианская община- Церковь, которой Христос обещал, что она будет существовать вечно. 12 апостолов, как и другие 70, избранные Христом позднее, были призваны благовествовать Царство Божие.

Дело Христа было продолжено апостолами после Его воскресенье и вознесения на небо. В 50 день после воскресения Христово, когда святой дух сошел на апостолов в виде языков пламени, они получили сверхъестественные дары для обращения народов к Богу.

Развитие христианского богословия философии, литературы и искусства способствовало дельнейшему распространению христианства. К 8 веку окончательно оформилось православная богословие, достигшее совершенство богословских спорах на семи Вселенских соборах.

крещение смоленский епархия


Глава первая Крещение Руси и Святость

На фоне тысячелетней истории Руси выделяются две великие но противоположные по сути картины. Одна из них- светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая- кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени её духовной катастрофы. Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, русским людям необходимо понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил князь Владимир, крестив русский народ.

Знакомясь с событиями Крещением Руси, мы видим, как серьезно и продуманно он подошел к вопросу веры. Святой Владимир понял, что личную государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них.

Потом, став христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни.

1.1 Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли

По преданию, первым христианским проповедником в русских землях считается святой апостол Андрей Первозванный. Святой Андрей был одним из первых учеников и последователей Иисуса Христа. Из священных преданий известно что он поднявшись по Днепру, воздвиг крест на «горах Киевских» в древнерусских летописях говорится, что апостол Андрей из Киева направился на север и проповедовал в районе современного Новгорода, откуда затем ушел в Европу. Трудно сказать, проходил ли в своем предполагаемом путешествии святой апостол через Смоленщину. В эту эпоху (I-II вв.) на землях нашего края жили первобытные днепро-двинские племена. Предки более поздних литовцев и латышей. Вполне возможно, что проповедь святого Андрея в какой то мере коснулось и этих племен. Славяне появились на территории современной Смоленской области не ранее V века.

Язычники в отличии от христиан и последователей других мировых религий поклонялись различным природным явлениям, обожествляя их. У первобытного населения территория Смоленщины был развит культ животных, коня и медведя, почитавших в качестве родовых или общеплеменных тотемов (духовнопокровителей). Поклонялись кривичи и божеству солнечного диска. Большим почитанием также пользовались различные природные объекты: камни и священные рощи, в которых, по легендам, жили духи. Существовали и особые святилища, на которых стояли идолы и где совершались языческие обряды, в том числе жертва приношения. Порой круглые жертвенники сооружались прямо в домах.

Наиболее ярким памятником языческих обрядов являются курганы - большие земляные насыпи, по которыми хоронили наших предков. В курганы помещали разнообразные вещи которые могли пригодится покойному в загробном мире. Не редко богатых кривичей погребали вместе с женами и слугами. Кривичи сжигали тела умерших. Они считали, что душа покойного с пламенем и дымом костра быстрее достигает загробного мира. Проявляло себя язычество и в быту. Наши предки стремились украсить себя различными предметами, которые по суеверным представлениям способны охранять своего владельца от опасностей.

Первые достоверные сведения о появлении христианства в Смоленских землях относятся к 9-10 векам. История христианства в России и в нашем крае самым тесным образом связана с историей становления и развития русского государства.

Первыми проповедниками веры Христовой, по- видимому, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки». Одним из главным пунктов на этом пути было поселение, располагавшееся ниже по Днепру, в 12 километрах от современного областного центра, у поселка Гнездово.

Проповедниками христианства могли быть и представители славянских племен, приходившие на Смоленщину из среднего и южного поднепровья с начала 9 века. Христианами являлись и отдельные дружинники, предки шведов, норвежцев и датчан часто, бывавших в Гнездове.

Раскопки знаменитых гнездовских курганов- крупнейшего языческого кладбища Восточное Европы- принесли доказательства существования в Гнездове в конце 9- в начале 10 веков христианской общины. Об этом свидетельствует большое количество трупоположений курганах. В некоторых погребениях были найдены также нательные крестики и воск для молитвенных свечей.

В летописях есть сведения о крещении Владимиром Святославичем кривичей и вятичей. В 990 году князь Владимир, направляясь в поход в Новгород, заехал с митрополитом Михаилом в Смоленск и крестил смолян. Известно так же, что кривичи принимали участие в знаменитом Корсунском походе Владимира и, возможно, часть из них крестилась вместе с князем в Херсонесе- Корсуни.

После крещения на Смоленской земле разворачивается активное проповедническое и просветительское деятельность священников и княжеских слуг- дружинников. Христианизация Смоленщины проходила достаточно быстро и почти без сопротивления местного населения. Здесь не было такой борьбу вокруг утверждения новой веры, как в Новгороде, Пскове, Ростове и других северных городах Руси.

Однако, несмотря на успехи христианской проповеди, у многих смолян (особенно в сельской местности) ещё долго сохранялись воспоминания о верованиях предков- язычников. Воспоминания эти постепенно утрачивали осознанный характер и проявляли себя в форме бытовых традиций и суеверий (например, в ношении языческих украшений или в устройстве погребальных жертвоприношений и тризн- поминаний). К концу 11 века во многих городах Смоленской земли существовали христианские приходы и были православные храмы. В самом Смоленске на Смядыни существовал деревянный храм и уже тогда, возможно, был монастырь. Точные данные о храмах Смоленщины 11 века отсутствуют. Прежде всего это связано с тем, что они, вероятно, были деревянными и не оставили следов в культурном слое. Кроме того Смоленск и города Смоленской земле еще не достаточно изучены археологами, а результаты проведенных исследований опубликованы далеко не полностью.

Политическая и духовная жизнь Смоленска оживляется в княжении Владимира Мономаха (с 1070 года).

Следуя заветом святого Владимира- крестителя, его потомки, княжившие на Смоленщине заботились об укреплении веры в местном населении. В смоленском княжестве строились новые храмы, развивалось христианское просвещение. Князь Владимир Мономах, в удел которого входил тогда Смоленск, приказал заложить в детинце- укрепленном административном центре города на высоком холме- первый каменный храм Успение Богородице. Мономахов собор стал первым крупным каменным храмом на Смоленской земле. В него была перенесена главная семейная реликвия Мономаха- чудотворная икона Божией Матери- Одигитрия. Впоследствии икона Одигитрии стала главной святыней земли Смоленской.

1.2 Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле

Среди многочисленных социальных типов личности в истории и культуре особое место занимает образ надмирной личности- святого. Святость в Библии определяется исходящей от Бога как своего источника. Этим самым в Писании ставится проблема тайны Божией и способов ее сообщения людям. Святость Божия доступна не всякому человеку. Поэтому, чтобы узнать ее, человек должен был подчиниться Богу, сохранить чистым сердце и помыслы, увидеть внутренним взором славу небесную, стать избранником во Христе.

В дохристианской цивилизации не было святых. В начале книги Бытия говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Этот образ и подобие Божье в лике святого становится особо ясно видимым.

Любой святой - это свидетель евангельских ценностей своим современникам. Он живая иллюстрация к тем или иным словам Христа. Между Евангелием и жизнью святого разница не больше, чем между музыкой в тетради для нот и музыкой, исполненной на инструменте. То есть центральная фигура всякого жития- не сам святой, а Христос.

Заметной вехой в духовной истории Смоленской земли стало трагическое событие 5 сентября 1015 г. В этот день в пригороде Смоленска на речке Смядынь пал от рук убийц младший сын князя Владимира святой благоверный князь Глеб. Убийцы были подосланы его братом Святополком Окаянным. Имея возможность сопротивляться, князь Глеб не захотел начинать войну с братом и проливать кровь соплеменников. Добровольно и смиренно отдав себя в руки убийц, князь Глеб стяжал мученический венец, став одним из первых русских национальных святых.

Тело князя после убийства долгое время оставалось без погребения. Предание донесло до нас известие о многих чудесных явлениях, которые совершались у праха святого.

Князья Борис и Глеб были первыми святыми, канонизованными Русской Церковью.

Святые Борис и Глеб были первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами её и признанными небесными молитвенника «За новые люди Христианские». Как говорит одно их житие, они «отняли поношения от сынов русских» столь долго косневших в язычестве. Вместе с тем их почитания сразу устанавливается как всенародное, упреждая церковную канонизацию….

Внешняя обстановка этого подвига рисуется всеми нашими источниками в существенных чертах одинаково- с небольшими отклонениями у Нестора.

Смерть князя Владимира застает Бориса в походе на печенегов. Не встретив врагов, он возвращается к Киеву и дорогой узнает о намерении Святополка убить его. Он решает не противится брату, несмотря на уговоры дружины, которые после этого оставляют его. На реке Альте его настигают убийцы, вышгородцы, преданные Святополку. В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает утреню, ожидая убийц. Путша с товарищами врываются в палатку и пронзают его копьями. Верный слуга его Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на его груди. Тело Бориса везут на телеге в Киев. Под городом видят, что он еще дышит, и два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия.

Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Смядыни. По летописи и «сказанию», князь едет водным путем, по Волге и Днепру, из своей волости, обманно вызванный Святополком. Предупреждение брата Ярослава застигшего его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По приказу Горясера собственный повар Глеба перерезает ножом его горло. Тело князя брошено на берегу «между двумя колодцами», и лишь через несколько, нетленное, найдено Ярославом, отмстившем за братнюю смерть, и погребено в Ишгороде рядом с Борисом.

Скорее всего, смерть Бориса и Глеба была их евангельским подвигом, то есть торжеством евангельской идеи вольной жертвы за Христа.

Идея добровольной жертвы очищена как от мотива послушания младших братьев старшему, так и от мотива отважного выполнения долга. Подвиг непротивления есть национальная черта русских святых, подлинное религиозное открытии новокрещенного народа. Через житие Бориса и Глеба евангельский образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа как святая святых его духовного мира.

К середин 9 века на Руси начинают активно развиваться монастыри. Самым известным из них становится Печерская обитель преподобных Антония и Феодосия в Киеве. Среди первых святых подвижников Киево-Печерского монастыря были и выходцы из Смоленской земли- преподобные Исаакий и Прохор- лебедник.

Преподобный Исаакий (в миру- чернь) до пострижения был богатым купцом в северном смоленском городе Торопец. Раздав свое имение нищим, он пришел в Киев, где принял постриг от преподобного Антония. После этого он удалился в затвор, ведя строгую аскетическую и молитвенную жизнь. Питался он через день и только просфорами. Через 7 лет своего подвижничества святой Исаакий испытал тяжкие искушения от дьявола. Приняв духа злобы за Христа, он поклонился ему и после этого впал в тяжелое расслабление.

По выздоровлении преподобный Исаакий принял подвиг юродства, смирено перенося побои, наготу, холод. Перед кончиной он снова ушел в затвор, где подвергся новому нашествию бесов, от которых избавлялся крестным знамением и молитвой. После своего исцеления преподобный Исаакий провел в подвигах около 20 лет. Скончался он около 1090 года. Память преподобного Исаакия совершается 14/27 февраля.

Несколько позже в Печерской лавре подвизался преподобный Прохор. Он был уроженцем самого Смоленска. Постриг он принял в 1090 годах. Преподобный Прохор был великим подвижником. По великому воздержанию он употреблял вместо хлеба в пищу лебеду и за это получил прозвание «Лебедник». Когда на Руси наступил голод, Прохор собирал лебеду, готовил из нее хлеб и раздавал нуждающимся.

Однажды в Киеве исчезала соль, и от этого сильно страдал простой люд. Преподобный начал собирать золу из монастырских келий, и по его молитве она превращалась в соль, которую он затем раздавал нуждающимся. Продавцы соли, рассчитывавшие на наживу, обратились к князю Святополку (1093-1113 гг.) с просьбой отобрать у Прохора эту соль, но когда ее принесли на княжеский двор, она превратилась в золу. Святополк приказал её выбросить. Преподобный благословил людей брать эту золу, и она чудесным образом снова превратилась а соль. Чудо произвело огромное впечатление на князя. Он стал усердно молится, помирился с игуменом Печерского монастыря и очень почитал преподобного Прохора.

Память преподобного Прохора - лебедника совершается 10/23 февраля, 28 сентября/11 октября и во вторую неделю Великого поста.

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский Чудотворец родился в начале 9 века в «урочище» Вязьма на улице Ольшанской (ныне улица Урицкого). По преданию, он происходил из рода вяземских купцов Сырейщиков, отличавшихся особенной религиозностью.

В это время в Вязьме уже было несколько православных храмов. Скромный, добрый, целомудренный, свою высокую подвижническую жизнь он прикрывал трудным подвигом юродивого Христа ради. Удивляя вязьмичей простотой и незнанием мирских дел, в мыслях Блаженный Аркадий постоянно «пребывал в Боге». Жил он где придется, питался подаянием. Часто Блаженный Аркадий молился ночью на большом камне в уединенном в те времена, поросшем лесом месте на высоком берегу реки Вязьмы.

Любимым занятием Аркадия, как находим в житии Преподобного, было за два- три дня до крестного хода, совершаемого по случаю православных праздников, подметать улицы, по которым затем проходило церковное шествие. Этим он призывал горожан, очищая свои души, готовится к церковному празднику, к достойному принятию Святых тайн. Исполненный всегда христианского смирения и любви, Преподобный Аркадий часто давал вязьмичам мудрые советы. Вскоре многие узнали об ангельской жизни Аркадия.

Наиболее примечателен случай, когда Преподобный Аркадий, увидев, как из общей посуды вместе с малолетним сыном одной вдовы пил молоко уж, попросил Господа: «В Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязьма и за тридесяти поприщ». Исполняется уже 9 веков, а ни в самом городе, ни в его окрестностях нет змей, несмотря на то, что вокруг города простираются три больших болота.

Блаженный Аркадий, избегая людской славы, удалился из родного города к своему духовному наставнику Преподобному Ефрему в Новый Торг, где, приняв иночество, жил в строгом послушании до конца своей жизни.


Глава вторая Расцвет православной культуры Смоленской земли

2.1 Смоленская епархия в 12-16 веках

12 - начало 13 веков- это время подлинного расцвета духовной культуры в Смоленских землях. Именно в эти годы Смоленским княжеством правили Ростислав Мстиславич (1125-1159), его сыновья Роман Ростиславич (1159-1180) и Давид Ростиславич (1180-1197). Ростислав Мстиславич не задолго до отъезда на великокняжеский престол в Киев передал в полное ведение епархии Соборный холм. Это возвышающееся над городом место, увенчанное величественным Мономаховым собором, становится центром политической и духовной жизни земли Смоленской. В кафедральном соборе хранился архив княжества. Здесь же находилось главная смоленская святыня- икона Одигитрии. Перед ней смоляне молились в годы войн и лихолетий, перед ней заключали договоры и давали клятвы.

Очень много для развития и укрепления православия в наших землях сделал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич, которого современники называли «Набожным». Этот князь был не обычно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По представлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державности. А таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков.

Заботился он о горожанах и крестьянах своей области, о духовном монашеском чине, уделял много внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел на Смядыни- мести убийства страстотерпца Глеба Владимировича- каменный Борисоглебский храм, приурочивая его о освящение к 30-летию перенесения его дедом мощей святых братьев- мучеников в Вышгород. Князь Ростислав является основателем самостоятельной династии смоленских князей Ростиславичей. Желая усилить свой удел и подчеркнуть его независимость, Ростислав Мстиславич учредил в 1136 году в Смоленске архиерейскую кафедру (до этого Смоленска земля подчинялась церковном отношении епископу Переяславльскому). Первым Смоленским епископом стал Грек Мануил, приехавший из Византии на Русь для обучения русских людей церковному пению.

Князь Ростислав издал особую Уставную грамоту Смоленской епископии. В Уставной грамоте определялись льготы и судебные полномочия архиерея, а так же источники содержания епархии. В последствии сам Ростислав и его приемники расширяли и дополняли этот документ. В грамоте князя особо отмечается, что в епископские суды не должен вмешиваться некто из представителей светской власти. Уставная грамота завершается призывом Ростиславом Мстиславича к своим потомкам и приемникам- не изменять основных положений грамоты, не пытаться упразднить Смоленскую епархию или соединить её вновь с Переяславльской. В настоящее время грамоты смоленских князей, данные епархии, являются важным источником по истории Смоленщины в средние века.

Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой «этот князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал о Церкви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».

В 16 столетии при составлении «Степенной книги» в неё был внесен на основании летописных статей и рассказ «о великом Князе Ростиславе» в этом повествовании много говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительных душеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшем Ростислава- Михаила «любить правду и все по правде творить, и весь богом порученный люд праведно судить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась ему по отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять её благочестиво». Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и стало причиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святом крещении Михаила, прозванного Набожным.

Роман Ростиславович остался в народной памяти богобоязненным и благочестивым человеком. Когда Роман Ростиславович скончался, выяснилось, что его не на что похоронить. Свои сбережения князь тратил на милостыню церкви и нищим. Он не жалел средств на строительство храмов создание приходских школ. Школа была организована и при дворцовой церкви князя. Она полностью содержалась на личные средства князя Романа. В школе обучались дети боярства и духовенства. Князь лично приглашал для этой школы греческих и латинских учителей, так как не хотел иметь в своем княжестве не образованных священнослужителей. Латинский язык в то время был международным языком общения в Западной Европе. Благодарные Смоляне сами собрали деньги на достойное погребение своего правителя.

Новый смоленский князь, брат Романа Ростиславича, Давид (1180-1197гг.) так же не мало сделал для развития духовной культуры средневеково Смоленска. В конце 12-в начале 13 веков в наших землях разворачивается не бывалая по размаху каменное храмовое строительство связанное с формированием самостоятельно архитектурной школы и собственной оригинальной традиции украшения церквей.

Храм- это дом Божий, дом молитвы. Первым христиански храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. Храм- во истину ковчег спасения для верующих людей. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Первые храмы, которое пришли из Византии, имели в плане форму креста- символ спасения, круга- символ вечности. Среди храмов существует большое архитектурное разнообразие. В середине 12 века в Смоленске складывается архитектурный ансамбль на Соборном холме, состоящий из собора Пресвятой Богородице, епископской дворцовой церкви и нескольких жилых, служебных и хозяйственных построек. В 40-45 метрах к югу от собора была построена дворцовая церковь князя Ростислава.

В 1145 году князь Ростислав заложил каменный собор в Борисоглебском монастыре, который находился на Смядыни вблизи место убийства святого Глеба. Это был величественный одноглавый шестистолпный храм. В 1191 году князь Давид пристроил к собору с трех сторон широкую галерею- усыпальницу, и храм получил ярусную композицию. Собор стал еще более представительным.

При князе Ростиславе в 50-е годы построены еще две церкви в не стен города: с восточной стороны в перекопном переулке и на правом берегу Днепра церковь Петра и Павла, которая сохранилась до наших дней.

В 1140 –х годах на правом берегу Днепра возникает княжеский двор с церковью Петра и Павла. Его основатель- благоверный князь Ростислав Мстиславич Набожный. Храм был построен на малонаселенном месте правого пустынного низменного берега Днепра, называемом «Тетеревник», там, где была загородная княжеская резиденция, жила его дружина, охотники и слуги. Вблизи восточной части храма до 60-х годов 20 века протекала речка Городня, или Городянка.

Несколько позже, в 1160-70-х годах уже в центральном районе города при князе Романе Ростиславиче был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Она стоит на левом берегу Днепра, почти на против Петропавловской церкви и первоначально была очень похожа на нее, только стройнее.

Первые русские храмы в Смоленске построены южнорусскими мастерами из Киева или Чернигова. До наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм. Это церковь Михаила Архангела, которую называют также Свирской.

Мастерство смоленских зодчих было известно далеко за пределами Смоленской земли. Их приглашали строить храмы в Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Возможно, были каменные храмы и в других городах Смоленщины, в Рославле, в частности, найдена плинфа.

Строительство в Смоленске оборвалось после эпидемии 1230- 1232г г., а потом начались усобицы, вражеские нападения, таяла экономическая мощь города.

Значительным явлением в древнерусском искусстве 12-13вв. является смоленская монументальная живопись. До нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты живописи по свежей, сырой штукатурке, украшавших стены храмов средневекового Смоленска.

В Смоленске сложилась своя иконописная школа.

Монастырь Ризоположения, где был игуменом Преподобный Авраамий, стал центром культуры древнего Смоленска. В него принимали «после великого испытания по книгам»- уникальное явление. Здесь была крупная библиотека, возможно велась летопись, здесь работал ученик Преподобного Авраамия Ефрем, автор «Жития» своего учителя. Известно, что Авраамий Смоленский написал 2 иконы на сложные сюжеты, А, став игуменом, он богато украсил храм иконами. Возможно, в его монастыре была иконописная мастерская.

Мы расскажем о двух иконах- иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии и Чудотворной иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии в Надвартной церкви. Первые из этих икон как утверждают историки, считалось одним из древнейших изображений Богоматери. К сожалении эта икона утеряна. К открытию собора вновь в 1943 году иконы на месте уже не было. Её место нахождение до сих пор не известно. Бесценная для верующих, она могла показаться кому-то источником наживы. Однако среди пожилых верующих, которые видели войну еще помнят её, живет убеждение в тот, что икона была спрятана и таким образом спасена от поругания. Вторая икона первоначально была установлена в церкви над Днепровскими воротами крепостной стены. Сейчас эта икона, свидетельница Бородинской нашей славы, находится в Успенском Смоленском кафедральном соборе и почитается как главная его святыня.

Во время эпидемии 1230-1232 годах умер Смоленский князь Мстислав Давыдович. Середина 13 века стала для Смоленщины, как для всей русской земли, временем тяжких испытаний. В 1238 году, уходи из-под Торшка, войска Батыя разорили восточные смоленские земли. После захвата Киева 1240 году к Смоленску отправился один из отрядов монголо-татар.

Святой Меркурий- мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славного города от языческого нашествия, мученик, упокоенный Господом во Царстве небесном- и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением, житием и кончиной святых мужей в Смоленской истории.

Возможно, что родом он был из Риги. Сколько времени и какому князю служил в Смоленске воин Меркурий, мы не знаем. Можно лишь предположить, что подвиг он совершил в достаточно молодом, хотя и не юном возрасте, о чем свидетельствуют различные описания святого в «Подлинниках».

Время, когда в Смоленске проживал воин Меркурий, было тяжким для Русской земли. По пределам ее прокатилась страшной волной нашествие Батыева воинства: «По городам и весям было великое пленение от злых этих варваров, злая беда, церквей святых уничтожение и запустение злое, так что в них дикие звери расплодились, и не стало людей, и монастыри святые были разграблены безжалостно, городам же и весям было запустение великое, священникам же и всем сановитым людям тяжкие вериги возлагали на шее и злые раны на хребтах, и насильственную смерть, а святых иноков и инокинь посекали без жалости, и всему православному люду возлагали на шее ярмо языческое. Тогда и сама земля восплакала, как чадолюбивая мать, увидев ту беду на странах в христианских пределах, ибо наполнили тогда злые варвары землю Русскую огнем и дымом своим злобожным и греховным законом: ибо не только это творили они, но и грудных детей отрывали от грудей материнских и разбивали оземь, а иных прокалывали оружием и оскверняли девичество юных дев и замужних жен, разлучая с мужьями и святых Христовых невест- инокинь оскверняли блудом. Многие из православных тогда сами себя убивали и смерть принимали, чтобы не быть оскверненными язычниками. И было тогда пленение великое православным, и были безжалостны к ним бесчеловечные ратники, связывали их за волосы и гнали, словно скотину…….»

И вот, после завоевания Киева, войска монголо-татар приблизились к Смоленску. В это время все жители молились вместе Богородичной церкви, чтобы Владычица избавила верный ей град от нашествия. Тогда же некоему пономарю, было ведение от чудотворной иконы Божьей Матери, посредством которого этому блаженному мужу было сказано: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник мои Меркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!». Богородица назвала пономарю точное место, где следовало искать Её угодника. Действительно, на указанном дворище пономарь увидел Меркурия в полном вооружении, ибо «было ему уже явлено свыше о посланной победе еще перед приходом пономаря». Узнав от посланника, что пробило время его подвига, Меркурий вместе с ним возвратился в Богородичный храм или по другому списку жития- в Печерский монастырь.

Ночью Меркурий подошел к стану врага и убил Исполина, других же привел в великое смятение. После чего татары «не могли и не осмеливались даже в мыслях приблизится к городу». В том как погиб Меркурий есть две версии. Одна из них гласит, что, когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил уме голову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки свою голову и пришел в Смоленск к городским воротам. Смоляне были изумлены такому явлению. Похоронили Меркурия с большими почестями.

В честь подвига Меркурия смоляне когда-то поставили каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в 18 веке. Не могло подобное положение вещей не отразится и на церкви. Епархия беднеет. Сокращается количество приходов. Уменьшается численность духовенства. В этот период фактически прекращается каменное храмовое строительство в Смоленских земля. Но даже в этих тяжелых условиях Смоленщина сохранила свой высокий духовный потенциал. Свидетельством этого стало явление новых святых подвижников Русской Церкви- выходцев из нашей земли. Здесь следует упомянуть благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, просветителя земель Золотой Орды. Судьба князя Смоленского и Ярославского Феодора была подобна жизненному пути предка его, Великого князя Ростислава Мстиславича Набожного: как и этот Великий князь, благоверный Феодор претерпевал изгнание и озлобление, воинские и личные невзгоды, переносимые им смирено, без отчаяния.

Другим великим святым Смолянином стал преподобный Симон. Он был одним из старейших смоленских архимандритов, когда услышал о подвигах преподобного Сергея Радонежского и об основной им обители. Преподобный Симон стал одним из ближайших соратников и помощников преподобного Сергия.

Симон был сопричастен явлению Сергию благодати Святой Троицы, удостоен лицезрения чуда, описанного автором жития Радонежского святого.

Сам Симон не был канонизирован; на сколько известно, не было составлено агеографичекое повествование и служба ему. Житие и делание этого блаженного мужа к сожалению прикровенны.

14 век не оставил нам ни одного монументального сооружения о непрерывающихся традициях православной культуры которые имели своими корнями блестящую культуру Смоленска 12-начало 13 веков, говорят только немногочисленные уцелевшие памятники письменности. В первой половине 14 века написано в Смоленске Евангелие, названое по месту находки Аршанским и хранящиеся в Киеве.

Широко было известно среди русских книжников литературное произведение, созданное в Смоленске,- «Хождения архимандрита Агрифения в Святую землю».

Другой смолянин Игнатий, в 1389 году сопровождал митрополита Пимена в далекое путешествие и оставил «записи о хождении в Царь Град».

Жемчужиной русского книжного искусства называет замечательный памятник смоленской письменности, выполненный в 1395 году это Псалтырь Онежского Крестного монастыря.

В конце 14-начале 15 веков Смоленск переходит под власть Литвы. В Великом княжестве Литовском большинство населения было православным, но правящая элита во главе с великокняжеской семьей склонялась к католичеству. Поэтому положение Православной церкви в Литовском государстве было не простым. В 1395 году литовские войска в первый раз взяли Смоленск. При въезде в город великого князя Витовта перед ним несли католический крест и исполняли гимны на латыни. Сам Витовт терпимо относился к православию.

В 1400-1459 годах Русская Православная Церковь окончательно разделяется на две митрополии- Московскую и Киевскую. Епархии, входящие в состав великого княжества Литовского, в том числе и Смоленское, подчиняются теперь не Московскому митрополиту, а Киевскому.

В 15 веке литовские правители периодически предпринимали попытки подчинения Православной церкви Папе Римскому и Ватикану. Однако благодаря стойкости в Вере простого народа и активному противодействию православной Иерархии, все подобные попытки заканчивались неудачей.

Свидетельством сложности взаимоотношений между Православной церковью и властями Литвы служат трагическая судьба епископа смоленского Герасима. В 1433 году он был избран митрополитом Киевским, но продолжал проживать в Смоленске. В 1435 году по приказу великого князя Свидригайло, заподозрившего преосвященного в тайных связях со своими врагами, он был арестован, вывезен в Витебск и там сожжен.

Рубеж 15-16 веков был временем очень суровым испытаний для православного населения Литовского княжества. В этот период предпринимаются особо активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. В 1500 году епископ Виленский даже выпросил у папы римского особую грамоту, разрешавшему католическому духовенству казнить смертью еретиков и язычников. Бывали случаи, когда католические ксендзы насильственно крестили детей из православных семей в свою веру. Все это вызывало активное сопротивление со стороны православной церкви и местного населения. Во многом подобная политика Ватикана и великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к переходу под власть Великого князя Московского.

Церковь оставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего края. Об этом свидетельствует «Летопись Авраамки», огромный летописный сборник, составленный при дворе Смоленских епископов монахом Авраамкой. Как можно заключить из текста этой летописи, её автор был обстоятельно знаком со Священным Писанием и трудами таких богословов как святой Аванасий, Кирилл Философ и другие. Это позволяет говорить о сохранении в Смоленске и в Литовский период духовной школы.

2.2 Смоленская епархия в 16-18 века

После вхождения Смоленска в состав Московского государства начинается новый этап в жизни местной епархии. Происходит оживление монастырей и иноческой жизни. Во многом это связано с деятельностью преподобного Герасима Болдинского, одного из духовных наследников преподобного Сергия Радонежского.

Православные обители земли Смоленской становятся подлинными сокровищницами высокой духовной культуры.

В 1588 году епархия была возведена в ранг архиепископии. Это свидетельствовало о ее растущем значении и высоком авторитете ее архиереев. Смоленские архипастыри принимали активное участие во многих важных событиях в жизни Русской Православной Церкви в эту эпоху.

Когда в конце 16- начало 17 вв. развернулось строительство Смоленской крепостной стены, церковь активно участвовала в этом процессе. На возведении и укреплений работали крестьяне из епархиальных и монастырских поместий.

После завершения строительства стены из Москвы в Смоленск было прислано несколько больших икон, которые должны были находится на надвратных башни в крепостях. В настоящее время надвратный образ Божией матери- Одигитрии стоит в Успенском соборе Смоленска на месте исчезнувшей в ВОВ главной святыни нашей земли.

Новые тяжкие испытания постигли нашу землю в начале 17 века, в эпоху Смуты. В 1609 году польские войска напали на Русь. Первым городом, вставшим на их пути, был Смоленск, обнесенный не задолго до этого мощной крепостной стеной. Одним из руководителей обороны был архиепископ Сергий. Он вдохновлял защитников города своими проповедями, организовал регулярные молебны и крестные ходы на крепостных стенах.

Не смотря на стойкость и героизм Смолян, их силы в результате длительной осады были серьезно подорваны и третьего июня 1611 года город пал. Руководители обороны, в тот числе и архиепископ Сергий были взяты в плен и отправлены в Польшу. Смоленск более чем на 40 лет оказался под властью Речи Посполитой.

Вновь наступили тяжелые времена. Часть православных храмов серьезно пострадала во время боевых действий. Так, смоленский кафедральный собор Божией Матери получил большие повреждения. Православные церкви превращались в католические костелы.

Православная епископская кафедра в Смоленске была ликвидирована. Вместо неё в 1626 году была учреждена униатская архиепископия. Первым униатским архиепископом Смоленским стал Левкревза.

Но все эти невзгоды не смоги поколебать веру наших предков. В городах при православных храмах создаются братства- объединение верующих, которые занимаются сохранением и защитой традиций православной веры. В Смоленске подобное братство существовало при церкви Бориса и Глеба, находившейся около Днепровских ворот крепостной стены.

Однако не вся Смоленская земля была захвачена не приятелем. Ее восточный районы остались во власти Москвы. Главным городом здесь становится Вязьма. В церковной истории Смоленщины 17 века Вязьма по праву занимает особое место. Лучшим произведением мастеров стала дивная трехшатровая церковь Одигитрии монастыря Иоанна Предтечи, построенная в 1637-1638 годах.

Летом 1654 года в московские войска под командованием царя Алексея Михайловича отвоевали Смоленск. Начинается возрождение православия на нашей земле. Весной 1655 года население Смоленска принесло присягу царю. В 1658 году в Смоленск прислана была царская грамота о переосвящении монастырей и церквей в православие. В 1659 году восстановлено кафедра православного эпископа, сюда переведен из Суздаля архиепископ Филарет.

В начале 18 века главной задачей, стоявшая перед Православной Церковью на Смоленской земле, было создание системы духовного образования. Это диктовалось необходимость поставить надежный заслон католической пропаганде. Митрополит Сильвестром (1707-1712 года) при архиерейском доме была основана церковная школа, продолжившая лучшие традиции духовного образования смоленской земли. Через некоторое время были так же открыты духовные училища в ряде уездных городов смоленской губернии.

Укрепление позиций Православной Церкви на Смоленщине продолжается при приемнике владыки Гедеона, епископе Парфении (1761-1795 год) много новых церквей было построено в самом Смоленске в уездных городах в поместьях знати.

Владыка Парфений прославился как ученейший человек и прекрасный проповедник. Называли епископа Парфения Сопковского самым образованным человеком в Смоленске. Вместе со своим другом- архиепископом Могилевским Георгием Конисским преосвященный Парфений составил пособие для священников «О должностях пресвитеров приходских».

В 18 веке смоленскую епархию не оставляли своим вниманием русские самодержавцы. Так, Петр 1, побывавший в Смоленске 11 раз с деловыми поездками, всегда интересовался состоянием церковных дел и делал богаты вклады в местные храмы и монастыри.

Свидетельством высокого уровня духовной жизни нашего края в1 8 веке является подвижническая жизнь старцев- пустынников в Рославльских лесах. Они создавали скиты и кельи прямо по среди непроходимых лесных чащоб. Многие паломники приходили под Рославль, чтобы побеседовать или получить совет от кого-либо из православных старцев.

15 марта 1728 года в Смоленске была учреждена Духовная семинария, ставшая в последствии одним из ведущих заведений города в Смоленске из древне существовали богатые традиции духовного образования. Непосредственно основание духовной семинарии в Смоленске произошло при епископе Гедеоне. Владыка Гедеон славился свое просвещенностью. Особое внимание он уделал вопросам духовного образования в соответствии с повелением владыка Гедеон отделил семинарию от архиерейского дома и перенес её в Авраамиевский монастырь.

Выпускниками Смоленской Духовной семинарии были: архимандрит Макарий (Глухарев), архиепископ Николай (Касаткин), профессор В.В Докучаев; поэт и переводчик И.И Виноградов, писатель-фантаст А.Р Беляев, ученый-краевед И.И Орловский и многие другие.

Владыка Гедион и его приемники проявляли отеческое попечение о делах духовных школ нашего края. Во много благодаря их заботам и трудам во благо церковного образования среди выпускников училищ и семинарий за 190 лет было не мало выдающихся деятелей церкви, а так же науки и светской культуры.


2.3 Смоленска епархия 19- в начале 20 века

Страшные времена вновь наступают для смоленской земли в 1812 году, во время Наполеоновского нашествия. Захватчики пренебрежительно относились к религиозным чувствам русского народа. Они разоряли и грабили храмы и монастыри, уничтожали православные святыни. Наиболее тяжелый урон был нанесен церквям и обителям самого Смоленска. Из всех храмов города только три остались не тронутыми. Оккупанты уничтожали либо оскверняли священные предметы, иконы рубили на дрова или сооружали из них шалаши, драгоценные оклады разламывали на части.

С церковной истории нашего края связан важный эпизод войны с Наполеоном. Отступая из Смоленска, русские войска вывезли чудотворный список иконы Одигитрии. Эта икона стала главной святыней русской армии 1812 годов. Ее постоянно возили в обозе за боевыми частями, а на кануне каждого крупного сражения перед ней служился молебен.

Война 1812 года принесла большие бедствия и большие разорения Смоленской епархии. Но к 1820 годам их последствия были в основном преодолены. Началось время рассвета епархии, самый блестящий период её истории, продолжавшийся около 100 лет. В это время растет число православных приходов и монастырей, возводятся храмы, создаются новые духовные учебные заведения. В 19-20 веках на нашей земле возводится ряд новых прекрасных храмов: Покровская церковь в селе Черепов, церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Рай.

В начале 20 века в Смоленской губернии проживало около 1700 тысяч человек (в городах 128 600 человек), из ни к православному исповедании принадлежало 1531403 человека. Смоленской епархии Русской православной церкви было 17 монастырей (10 мужских и 7 женских); 13 соборных церквей, 649 приходских, 33 домовых, 33 приписных, 57 кладбищенских, всего 812. При церквах было 535 библиотек, 24 больницы, 2 больницы при монастырях, 98 богаделен при церквах и 2 при монастырях; школ одноклассных 510, двухклассных 13, грамоты 134, всего 668. В городе Смоленске было 3 православных монастыря, 2 собора, 19 приходских храмов, 4 бесприходных храма, 8 домовых церквей. В Смоленске действовала духовная семинария, духовное училище, женское епархиальное училище, несколько церковно-приходских школ.

Новые, страшные времена наступили для Смоленской епархии, как и для всей Русской церкви после большевистого переворота 1917 советская власть видела в церкви Христовой одного из главных своих врагов и потому с первых дней существования повела с ней беспощадную борьбу.

Уже летом 1818 года в Смоленской губернии начинаю закрывать храмы и преследовать духовенство. Были закрыты духовные семинарии, училища, приходские школы, ликвидированы православные братства, расформированы библиотеки. Экспонаты епархиального музея были частично разворованы. Перестали выходить «Смоленские епархиальные ведомости». Следует так же отметить что священнослужители и члены их семей были решены ряда гражданских прав по советской конституции и законом новой власти.

К середине 1920 прямые гонения на церковь стихают. Однако коммунистические власти продолжают вести борьбу с православием. С этого времени на Смоленщине начинается идеологическая борьбы против Православной Церкви.

Новый удар по церкви был нанесен в 1929-1931 гг. По смоленской земле как и по всей России прокатилась волна закрытия храмов и преследовании священнослужителей. Были закрыты многие церкви монастыри. Их внутреннее убранство чаще всего беспощадно уничтожалось. Снятие колоколов прошли по все Смоленщине. Не мало замечательных храмов было снесено или разобрано.

На кануне ВОВ в Смоленской области почти не осталось действующих церквей. В ходе сражений православные храмы не редко оказывались под огнем как той, так и другой стороны. Солдаты и командиры не решались понимать руку на церкви Божии и спасали их от неминуемого разрушения.

О восстановлении церкви в период ВОВ ярко свидетельствует следующий факт. В предвоенном Смоленске с населением более 150000 был только один действующий храм. В 1942 году в нашем городе при населении менее 30000, было уже 5 действующих храмов.

В сентябре 1943 года Смоленщина была освобождена от немецких захватчиков. С освобождением Смоленской земли начинается новый этап в истории местной епархии. В 1945 году в Смоленской епархии было 56 действующих храмов. Духовенство состояло из 46 священников и 7 диаконов.


Заключение

Судьбоносным в жизни епархии в конце 20 века явилось следующее событие: 17 января 1985 года на кафедру Смоленско-Вяземской епархии вступил архиепископ Выборгский Кирилл. За годы подвижнического труда митрополита было сделано буквально невозможное. Построены новые храмы и возрождены старые. За 15 лет восстановлено и построено 66 храмов( 39 Смоленской области и 27 в Калининградской, которая вошла в состав Смоленской епархии). Сейчас строятся 45 храмов, 25- восстанавливаются.

Для православного человека 21 века остаются насущными знания учения Церкви, личный опыт молитвы, способность различения Православия от иных конфессий, укорененность в истории и духовной культуре своей страны и многое другое, что связано с его верой. Однако главным и первоочередным является усвоение религиозного образа жизни….

Религиозный образ жизни- а в данном случае речь идет о православном образе жизни- отличается своей укорененностью в Предании Церкви…

Принадлежность к Преданию обнаруживается прежде всего на уровне ценностного содержания жизни. Лишь жизнь в соответствии с Преданием как нормой веры может расцениваться как истинно православная жизнь.

Сегодня перед многими нашими соотечественниками стоит проблема усвоения и сохранения веры, но еще в большей степени- усвоения и сохранения образа жизни, определяемого этой верой…

Как свидетельствует исторический опыт России, соприкосновение и взаимное влияние религиозных- культурных традиций при определенных условиях может быть не только безопасен для сохранения культурно- религиозной идентичности, но и взаимообогащение. Проблема видится в другом: сегодня не существует преград, могущих обезопасить духовное здоровье народов, их религиозно-историческую самобытность от экспансии чуждых и разрушительных социо- культурных факторов, от нового образа жизни, возникшего вне всякого предания и формирующегося под влиянием постиндустриальной реальности.

Возрождение России в новом веке, возможно, даст иной, положительный и спасительный, урок миру, устроив жизнь личности и общества в соответствии с принципами, в которых гармонично соединятся зависимость от нравственного закона с личными и гражданскими свободами.


Литература

1.  М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «История православной культуры земли Смоленской»: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Универсум, 2004.176 с.:ил.

2.  В.Г Афанасьев, Д.И Будаев, А.А Ильюхов, Л.В Ковалев «История Смоленщины»: Смоленск «Траст-Имаком» 1995. 200 с. :ил.

3.  «Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия XXI века » (Материалы V международной научно-практической конференции 23-28 мая 2000 г.) издание Москва-Смоленск 2000г. 1 часть. 200с.

4.  «Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия XXI века » (Материалы V международной научно-практической конференции 23-28 мая 2000 г.) издание Москва-Смоленск 2000г. 2 часть. 230с.

5.  Л.Л Шевченко «Православная культура»: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. Москва 2009 г. 145 с.

6.  Л.Л Шевченко «Православная культура»: учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. Москва 2009 г. 144 с.

7.  Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие для школ Смоленской области.- Смоленск: Комитет по образованию администрации Смоленской области, издательство Смоленского областного института усовершенствования учителей, 1997.-136 с.: ил- ISBN 5-900238-46-6