Статья: Единый план счетов: как им пользоваться

Великий Р. Н., эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 2/2011

Минфин России разработал отдельные планы счетов и инструкции по их применению для каждого из трех типов государственных (муниципальных) учреждений: бюджетных, казенных, автономных. Они применяются на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок формирования номера счета скорректирован

Согласно приказу Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются следующим образом:

– в 1–17 разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

– в 18 разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности);

– в 24–26 разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Следует обратить внимание, что для казенных и бюджетных учреждений в 24–26 разрядах отражаются коды КОСГУ, для автономных – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19–23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

Вместо применяемых в настоящее время четырех кодов вида финансового обеспечения (деятельности) будут использоваться девять.

1. Для госучреждений (муниципальных), финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание, предусмотрены такие коды:

– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

– 3 – средства во временном распоряжении;

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – бюджетные инвестиции;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

2. Для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, проводимых в рамках кассового обслуживания некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (в том числе бюджетных и автономных учреждений), предусмотрены такие коды:

– 8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах. Данный код используется в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации) ;

– 9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах. Этот код предусмотрен для отражения операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете.

Учет нефинансовых активов

Изменения порядка учета нефинансовых активов продиктованы новшествами, внесенными Законом № 83-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, если до внесения изменений бюджетное учреждение было не вправе распоряжаться закрепленным за ним в оперативное управление имуществом, то с 1 января 2011 года такие ограничения установлены только в отношении распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником, или за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Кроме того, с учетом изменений, внесенных законом в статью 665 Гражданского кодекса РФ, у бюджетного учреждения появилась возможность заключать договоры финансовой аренды (лизинга). Объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах по аналитическим группам синтетического счета объекта учета по объектам имущества:

– 10 «Недвижимое имущество учреждения»;

– 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

– 30 «Иное движимое имущество учреждения»;

– 40 «Имущество – предметы лизинга»;

– 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну». ( Скачать пример формирования номера счета по группам объектов основных средств на основе Единого плана счетов бухгалтерского учета)

Так, в соответствии с новыми нормами при формировании, к примеру, номера счета для учета объекта, относящегося к группе «Жилые помещения», он должен учитываться на счете 101 11, а не на счете 101 01, как было установлено ранее, то есть вместо нуля в коде аналитического счета указывается код соответствующей группы объектов учета.

Введены и новые аналитические группы счетов для учета затрат на производство готовой продукции, работ, услуг:

– 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

– 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

– 80 «Общехозяйственные расходы»;

– 90 «Издержки обращения».

Новации внесены в Раздел I «Нефинансовые активы» Единого плана счетов.

Обращаю внимание на то, что оговорены особенности учета готовой продукции, товаров, торговой надбавки. Эти категории ранее в инструкциях по бюджетному учету не упоминались.

Изменено наименование счета 106 04. Он теперь называется «Вложения в материальные запасы» (прежнее название – «Изготовление материальных запасов, готовой продукции, работ, услуг»).

Введен новый счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Нормы новой Инструкции стали содержать:

– определения прямых затрат, накладных расходов, общехозяйственных расходов, издержек обращения;

– способы распределения накладных расходов и общехозяйственных расходов;

– вопросы организации учета затрат в учреждении.

Таким образом, как можно заметить, бюджетный учет все больше приближается к учету в коммерческих организациях.

Амортизация объектов…

Особое внимание следует обратить на порядок начисления амортизации и изменение границ стоимости объекта для целей начисления амортизации.

…основных средств

По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке.

1. На объект недвижимого имущества при принятии его к учету по факту государственной регистрации прав:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости объекта при принятии к учету;

– стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

2. На объекты движимого имущества:

– на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

– на активы стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;

– на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

…нематериальных активов

По объектам нематериальных активов амортизация начисляется так:

– на активы стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при принятии их на учет;

– на объекты стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Изменения, связанные с отражением в учете начисленной амортизации, также связаны с выделением из состава имущества учреждения недвижимого имущества, особо ценного и иного движимого имущества, предметов лизинга и имущества казны.

Учет финансовых активов

Более подробная детализация синтетического учета предусмотрена также и по счетам Раздела III «Финансовые активы» Плана счетов. А именно учтены требования законодательства о возможности открытия счетов государственным (муниципальным) учреждениям в кредитных организациях, органе Федерального казначейства или в финансовом органе соответствующего бюджета.

Группировка операций по указанному разделу предусмотрена в разрезе кодов 10, 20, 30, но названия этих кодов иные, чем в разделе «Нефинансовые активы», а именно:

– 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

– 20 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 30 «Денежные средства в кассе учреждения».

Далее предусмотрены аналитические коды:

– 1 «Денежные средства учреждения на счетах»;

– 2 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты»;

– 3 «Денежные средства учреждения в пути»;

– 4 «Касса»;

– 5 «Денежные документы»;

– 6 «Аккредитивы»;

– 7 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Как видим, названия групп финансовых активов практически повторяют названия аналитических счетов к счету 201 00 000 «Денежные средства учреждения» Инструкции № 148н, за исключением наименования счета 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение», вместо которого введен вид финансовых активов «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты».

Счет «Касса» теперь имеет номер 201 34 вместо 201 04, счет «Денежные документы» – 201 35 вместо 201 05, счет «Аккредитивы» – 201 26 вместо 201 06, счет «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» – 201 27 вместо 201 07.

Более подробно, чем ранее, в Инструкции дано описание счета 204 00 «Финансовые вложения». Из аналитических групп в составе финансовых вложений исключены депозиты (перенесены в финансовые активы), с большей степенью детализации описаны иные финансовые активы.

Согласно требованиям пункта 194 Инструкции, финансовые вложения группируются по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 20 «Ценные бумаги, кроме акций»;

– 30 «Акции и иные формы участия в капитале»;

– 50 «Иные финансовые активы».

Финансовые вложения учитываются следующим образом:

а) ценные бумаги, кроме акций, – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 «Ценные бумаги, кроме акций» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Облигации»;

– 2 «Векселя»;

– 3 «Иные ценные бумаги, кроме акций»;

б) акции и иные формы участия в капитале – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 «Акции и иные формы участия в капитале» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Акции»;

– 2 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий»;

– 3 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях»;

– 4 «Иные формы участия в капитале»;

в) иные финансовые активы – на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета 50 «Иные финансовые активы» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Активы в управляющих компаниях»;

– 2 «Доли в международных организациях»;

– 3 «Прочие финансовые активы».

Расчеты по доходам

Что касается счета 205 00 «Расчеты по доходам», то аналитика к счету изменилась незначительно. Одновременно несколько изменена редакция названий аналитических групп и более подробно детализировано содержание групп доходов. А именно группировка расчетов осуществляется в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов бюджета, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:

– 10 «Расчеты по налоговым доходам»;

– 20 «Расчеты по доходам от собственности»;

– 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

– 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

– 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

– 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;

– 70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

– 80 «Расчеты по прочим доходам».

Более подробно о порядке учета расчетов по доходам читайте «Внебюджетная деятельность госучреждений по новым правилам».

Расчеты по выданным авансам

Изменения коснулись и счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам».

Теперь группировка расчетов по выданным авансам будет осуществляться в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;

– 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам»;

– 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов»;

– 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»;

– 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»;

– 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению»;

– 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам».

Расчеты по выданным авансам (напомню, что сюда не относятся расчеты с подотчетными лицами, учитываемые на счете 208) учитываются следующим образом:

а) авансы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 10 и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 2 «Расчеты по авансам по прочим выплатам»;

– 3 «Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»;

б) авансы по работам, услугам – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Расчеты по авансам по услугам связи»;

– 2 «Расчеты по авансам по транспортным услугам»;

– 3 «Расчеты по авансам по коммунальным услугам»;

– 4 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом»;

– 5 «Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества»;

– 6 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»;

в) авансы по поступлению нефинансовых активов – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств»;

– 2 «Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов»;

– 3 «Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов»;

– 4 «Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов»;

г) авансовые безвозмездные перечисления организациям – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям» и соответствующий аналитический код:

– 1 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;

– 2 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;

д) авансы, безвозмездно перечисленные бюджетам, – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам» и соответствующий аналитический код:

– 1 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

– 2 «Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

– 3 «Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям»;

е) авансы по социальному обеспечению – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

– 2 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению»;

– 3 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

ж) авансы по прочим расходам – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов».

Обратите внимание: в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований действующего законодательства РФ устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по авансовым перечислениям в разрезе видов расходов (выбытий).

Расчеты с подотчетными лицами

Согласно пункту 217 новой Инструкции, группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово-хозяйственной деятельности) по аналитическим группам синтетического учета объекта учета:

– 10 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;

– 20 «Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам»;

– 30 «Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов»;

– 60 «Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению»;

– 90 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам».

В Инструкции № 148н аналитические коды, предусмотренные по счетам 206 и 208, имеют сквозную нумерацию, в новой Инструкции мы заметим некоторые отличия (в 208-м счете отсутствуют группы 40 и 50).

(Порядок расчетов с подотчетными лицами приведен Здесь).

Расчеты по ущербу имуществу

Наименование счета 209 00 «Расчеты по недостачам» изменено на «Расчеты по ущербу имуществу». В остальном требования к учету остались прежними, за исключением детализации учета по группам. Группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по группам поступлений, возмещаемых за причиненный ущерб имуществу по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

– 80 «Расчеты по прочему ущербу».

Расчеты по ущербу имуществу учитываются следующим образом:

а) расчеты по ущербу нефинансовым активам – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета:

– 1 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

– 2 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

– 3 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

– 4 «Расчеты по ущербу материальным запасам»;

б) расчеты по прочему ущербу – на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по прочему ущербу» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

– 1 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

– 2 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов».

Обратите внимание: наряду с другими счетами, на которых ведется учет расчетов с дебиторами, введены еще два новых счета:

– 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов;

– 210 06 «Расчеты с учредителем» для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.

Расчеты по принятым обязательствам

Группировка расчетов по принятым обязательствам счета 302 практически повторяет группировку расчетов по выданным авансам счета 206, за исключением группы 70 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям» и кода вида синтетического счета 1 «Расчеты по заработной плате», которые отсутствуют в счете 206. В описание счета 302 добавлены уточнения по учету расчетов по валютным операциям.

Расчеты по платежам в бюджеты

Описание счета 303 00 дополнено требованием вести обособленный учет сумм переплат, произведенных в бюджеты бюджетной системы РФ, а также более детальным описанием предназначения счета. А именно двумя дополнительными кодами, на которых отражаются расчеты учреждения с бюджетом по соответствующим налогам, дополнены аналитические коды вида синтетического счета:

– 12 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;

– 13 «Расчеты по земельному налогу».

Прочие расчеты с кредиторами

Аналитические коды вида синтетического счета дополнены кодом 6 «Расчеты с прочими кредиторами». То есть расчеты с прочими кредиторами должны отражаться на новом счете 304 06. Этот счет предназначен для учета учреждением расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Учет финансового результата

Анализ Раздела IV «Финансовый результат» Единого плана счетов показывает, что число счетов для учета доходов, расходов и финансового результата значительно сократилось.

Счет 401 00 получил название «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» (ранее назывался «Финансовый результат»). В описании данного счета отмечено, что счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды.

Обратите внимание: наряду с доходами будущих периодов предусмотрено вести учет и расходов будущих периодов. Для этих целей введен счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

Список литературы

Инструкция по бухучету. Основные положения

Елисеева Г. М. , эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 2/2011

19 января 2011 года официально опубликован приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, которым утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. (Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2010 года. Его нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года).

Изменения были необходимы

Итак, нормативным актом утверждены:

– Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений;

– Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Инструкция).

С вступлением в действие приказа № 157н утратила силу Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н. Обратите внимание: в связи с тем что приказ № 157н введен в действие с 1 января 2011 года, соответственно и все хозяйственные операции начиная с указанной даты следует отражать в соответствии с рассматриваемым приказом. При этом по аналогии прошлых лет можно предположить, что порядок перехода на новые правила учета будет доведен отдельными рекомендациями Минфина России.

Основные требования

Итак, в общей части Инструкции изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями.

Среди новшеств можно выделить появление определения метода начисления, также в новой редакции Инструкции учтены требования к отчетности учреждений с учетом изменений, внесенных в законодательство РФ Законом № 83-ФЗ, введено понятие рабочего плана счетов.

В новую Инструкцию включены положения, большая часть которых содержится в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в частности требования:

– о необходимости формирования учетной политики учреждения и ее содержании;

– о принципах, применяемых учреждением при формировании учетной политики;

– отражения в учете информации об имуществе и обязательствах учреждения (в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую).

В положениях Инструкции кроме этого закреплено право выбора руководителем учреждения формы организации учета. Причем, выбирая форму организации бухгалтерского учета, руководитель учреждения вправе передать его ведение и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Определены обязанности учреждений по ведению учета

Учитывая изменения, внесенные в действующее законодательство Законом № 83-ФЗ, Инструкция предусматривает, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:

– формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных финансовых результатах;

– формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и т. д ), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);

– предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

Требования к «первичке»

Для реализации внутреннего финансового контроля и (или) в целях упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях учреждения вправе на основе первичных учетных документов составлять сводные учетные документы по формам, утвержденным Минфином России. При отсутствии таковых учреждения могут утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов.

При наличии технических возможностей учреждение имеет право составлять первичные и сводные учетные документы не только на бумаге, но и в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи. Определено, что при комплексной автоматизации бухучета регистры распечатывают с периодичностью, установленной учетной политикой, но не реже периодичности, установленной для составления и представления бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров учета.

В Инструкции сказано, что формы регистров бухгалтерского учета устанавливаются органом, осуществляющим, согласно законодательству РФ, регулирование бухучета. Получается, что формы регистров устанавливаются исключительно Минфином России. Ранее эта функция была возложена на финансовые органы соответствующих бюджетов.

Важно запомнить

В Инструкцию включено указание о том, что первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты только органами, уполномоченными на это законодательством РФ, на основании постановлений этих органов. При этом главный бухгалтер или другое должностное лицо субъекта учета вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Список литературы