Доклад: Гравюры Альбрехта Дюрера

Доклад по М. Х. К. выполнила ученица 7 «В» класса гимназии № 11 Пьянкова Анастасия.

Пермь

Самым ярким представителем искусства Германии был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых дел мастера. В 1486 году он поступил ученикомв мастерскую М. Вольгемута. В 1492 году посетил мастерскую недавно умершего Мартина Шонгауэра. По всей видимости, там Дюрер овладел техникой гравирования на меди. Он работал также в Базеле – всеевропейском центре книгопечатания и гравюры на дереве (ксилографии).

В 1496 – 1498 гг. главным делом для него стала печатная графика. Дешёвые гравюры, которые разносили по всей стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и широкую известность. Доски для гравюр мастер вырезал собственноручно, не доверяя работу резчику: ведь только он, автор рисунка, мог знать, что значит каждый штрих. Поэтому линии его гравюр так свободны и точны.

В 1497 году Альбрехт Дюрер создал цикл иллюстраций к последней книге Нового завета – «Апокалипсису». Эта книга, написанная в I веке, содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придёт Царство Божье.

В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. Резец и медь приобретают под его руками чувствительность драгоценного музыкального инструмента, штриховка виртуозна: рассматривая гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки солнца, заливающие келью отшельника, свет падающей звезды — всё это передано одной чёрной краской на белой бумаге.

Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.). Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике—доспехи, в руке — копьё. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (14.52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции, другие — Франца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.

Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» (1514 г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной Церкви, приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к христианским древностям, а с другой — всё громче раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Альбрехт Дюрер изобразил Иеро-нима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеянным светом, льюшимся сквозь широкие окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква — фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьёй... Используя традиционные атрибуты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев — спутник Иеронима, — словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой...

«Меланхолия» (1514 г.)—самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — они нескладны, неуживчивы, неудачливы, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина — своеобразная муза Дюрера — неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в келье Святого Иеронима.

Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь; о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой.

Альбрехт Дюрер
Калининградский филиал Международного университета Доклад на тему: " Альбрехт Дюрер" Выполнила студентка II курса Группы Л-ОО факультета лингвистики ...
Одновременно с гравюрой на дереве Дюрер начал работать и в технике гравюры на меди, не имевшей ранее распространения в Нюрнберге.
В эти годы он выполняет серии "Малые страсти" и "Страсти" на меди, создает три прославленные гравюры "Рыцарь, смерть и дьявол", "Св.
Раздел: Исторические личности
Тип: реферат
История возникновения гравюры и книгопечатания в Западной Европе
... государственный университет Курсовая работа по культурологии и истории мировой культуры на тему: "История возникновения гравюры и книгопечатания в ...
Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера "Всадник, смерть и дьявол", имеющая сравнительно небольшой формат (24,7x18,9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени ...
Оборудование для печати глубоких гравюр и самый процесс их печати изображены в офорте известного французского графика XVII века Абраама Босса "Мастерская печатника гравюр на меди".
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа
Искусство Германии 16 века
Первая треть 16 века была для Германии периодом расцвета ренессансной культуры, протекавшего в обстановке напряженной революционной борьбы. В ответ на ...
По возвращении из Венеции Дюрер выполнил ряд гравюр на меди и на дереве (на меди - "Продажная любовь", 1495-1496, "Св. семейство с кузнечиком", ок.
Это в первую очередь три гравюры на меди, знаменитые "Всадник, смерть и дьявол" (1513), "Св.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: статья
Культура Германии в конце XV-XVI в.
ТЕМА КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XV-XVI в План 1. Становление гуманизма в Германии 2. Особенности гуманизма в Германии 3. Историческая мысль 4. Гуманизм ...
Основой гравюры "Рыцарь, смерть и дьявол" послужил образ стойкого воителя из этико-теологического трактата Эразма Роттердамского "Наставление христианскому воину", но Дюрер дал ему ...
В другой "мастерской гравюре" Дюрера - "Св.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа
Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
Самарский Государственный Университет Контрольная работа по истории культуры 4семестр студентки второго курса социологического факультета группа ...
И чтоб за мной сто всадников верхом
Существование Дьявола представлялось столь же реальным, как и бытие бога; он даже испытывал меньшую нужду в том, чтобы представать перед человеком в перевоплощенном виде или в ...
Раздел: Рефераты по культурологии
Тип: реферат