Контрольная работа: Особенности Конституции Соединенных Штатов Америки

Контрольная работа посвящена раскрытию темы «Особенности Конституции Соединенных Штатов Америки».

Целью своей работы ставила охарактеризовать и проанализировать особенности Конституцию Соединенных Штатов Америки, историческую обстановку накануне 1787 года, основы устройства общества, государства и положения человека в них.

Актуальность темы в том, что и на сегодняшний день опыт разработки, принятия и претворения в жизнь положений Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года может быть полезен и сегодня при рассмотрении вопросов, связанных с принятием Конституций. Разумное сочетание консервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиять друг на друга, не ограничивая при этом самостоятельность друг друга, американский опыт федеративного устройства государства и многое другое может быть взято на вооружение законодателями.

Хотя сами американцы далеки от идеализации своей Конституции, отмечают недееспособность многих ее положений, указывают на множество недостатков и компромиссов, заключенных в ней, но факт остается фактом - по ней живет и развивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира. И именно эта стабильность, приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает, прежде всего, нашего внимания и уважения.

И все же для американцев Конституция – это больше, чем просто свод законов. Это символ. Мирская библия. В ней отражены все ценности общества, все приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно отражено в Преамбуле, где записаны цели Конституции, и в Билле о правах, провозглашающем права людей. И весь документ в целом отражает классические либеральные взгляды на индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мы сейчас многозначительно называем «американской демократией». То, насколько многозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень зависти к их почти фанатичному патриотизму.


1. Историческая обстановка в США накануне 1787 года

Весь период государственного и конституционного развития Соединенных Штатов Америки можно условно разделить на два этапа. Первый начинается с провозглашения независимости, достигнутой в результате победы над английскими колонизаторами, и образования конфедеративного союза штатов, то есть с создания союза государств. Основными конституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4 июля 1776 года и так называемые "Статьи конфедерации" 1781 года. Второй этап государственного и конституционного развития США начинается после замены конфедерации штатов союзным государством, то есть федерацией штатов, и продолжается до настоящего времени. Главным государственно-правовым актом второго периода стала конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.

Кратко опишу историю США до образования единого государства. В первой половине семнадцатого века на восточном побережье Североамериканского континента стали возникать английские колонии. По мере их развития сюда стали стекаться выходцы из Европы, в основном преследуемые за свои демократические взгляды люди, бежавшие от преследования европейских монархических режимов. Таким образом, американский народ с самого начала стал формироваться как синтез, слияние многочисленных наций мира. Английские колонии сразу были поставлены в неравное положение со своей метрополией, которая активно использовала колонии в качестве своего придатка, установив неэквивалентный обмен товарами и подавляя развитие промышленности в них. Постепенно противоречия между метрополией и колониями стали расти, обострятся, и во второй половине восемнадцатого века обстановка накалилась до предела. К этому времени на американском континенте существовало 13 колоний, которые по своему правовому статусу делились на три группы. Первую составляли Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся колоний и фактически являющиеся республиками, поскольку власть в них осуществлялась выборными органами. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам. Третья группа колоний - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия - являлись владениями британской короны. Обстановка достигла своего апогея к 1774 году, когда по инициативе Вирджинии 5 сентября в Филадельфии собрался Первый Континентальный Конгресс, в котором приняли участие все штаты, кроме Джорджии. Конгресс принял ряд постановлений, ведших к еще большему обострению отношений с Британской империей: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Второй Континентальный Конгресс занял еще более жесткую позицию по отношению к метрополии, хотя и предпринял последнюю попытку примирения - послание к королю, которое было отвергнуто. После этого мирные переговоры были уже невозможны.

В апреле 1775 года произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало освободительной войне. Война за независимость принесла много горя и разрушений американскому народу и закончилась лишь в 1783 году, когда проигравшая войну Британская империя вынуждена де-факто признать независимость своих бывших колоний. Огромное значение для всего мира имела провозглашенная 4 июля 1776 года Декларация независимости. Автором Декларации являлся выдающийся человек того времени - Томас Джефферсон. Этот исторический документ впервые провозглашал "неотчуждаемые" права человека. "Мы считаем очевидными следующими истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью". К тому же, Декларация впервые закрепляла еще одно, абсолютно новое право народа: «Если же данная форма правительства становится гибельной…, то народ имеет право изменить или уничтожить ее учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью." Декларация независимости бесспорно имела огромное историческое значение и оказала большое влияние на ход американской революции.

Другим важнейшим документом, предшествующим американской Конституции, являются Статьи конфедерации. Принятые еще в 1777 году Статьи вступили в силу лишь с 1 марта 1781 года, так как процесс ратификации всеми штатами растянулся более, чем на три с половиной года. Данный акт подчеркивал, что "каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно, как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на Конгресс". В Статьях конфедерации ясно указывается на цель создания союза - "каждый из перечисленных штатов вступает в прочный дружеский союз с каждым из остальных штатов для общей защиты…, обязываясь помогать один другому против всяких насилий или против всяких нападений, сделанных на один из них из-за религии, из-за верховных прав, из-за торговли или по какому-либо другому поводу". Союз возник, прежде всего, из-за угрозы внешнего нападения, то есть в значительной степени из-за внешних факторов, а не из-за внутренних причин. Понадобилась еще несколько лет, прежде чем возникла острая необходимость в создании единого государства. Пока же каждый штат нуждался в своей конституции, которая регулировала бы жизнь данного штата. Процесс принятия штатами своих конституций начался 6 января 1776 года, когда Нью-Гемпшир принял свою первую конституцию. С небольшим опозданием, 10 мая 1776 года, Континентальный конгресс принял резолюцию, рекомендовавшую бывшим колониям создавать свои высшие органы власти. Процесс принятия конституций длился до 13 июня 1784 года, когда Нью-Гемпшир принял свою вторую конституцию. Большинство штатов брали пример с Конституции штата Вирджиния, принятой 29 июня 1776 года и закреплявшей, в основном, локковскую модель принципа разделения властей. Поэтому в большинстве штатов законодательная власть играла огромную роль и подавляла исполнительную, что основывалось на традиционном недоверии к последней из-за угрозы узурпации верховной власти. Все конституции закрепляли права и свободы либо в Биллях о правах, либо в Декларациях прав и свобод. Причем все права и свободы были, как правило, заимствованы из английских законодательных актов (процедура "Хабеас корпус", запрет жестоких наказаний и ряд других). Однако к этому перечню было добавлено несколько нигде ранее не упоминавшихся прав и свобод: свобода печати и выборов, право на замену правительства. Однако вскоре обнаружились дефекты подобных конституций, важнейшими из которых являлись чрезмерная концентрация власти в легислатурах и крайне ослабленная власть губернаторов.

Первой конституцией, в значительной мере претворявшей в жизнь систему сдержек и противовесов в современном понимании как средства реализации принципа разделения властей, была Конституция Нью-Йорка 1777 года. Она предусматривала сильный сенат и независимого губернатора, избираемого непосредственно самим народом на три года, а также создания органа контрольного надзора над законодательной властью ревизионного совета, состоящего из губернатора, канцлера и членов Верховного суда и наделенного полномочием отменять принятые обеими палатами легислатуры законопроекты до их вступления в силу. Тем самым разработчики нью-йоркской конституции стремились удовлетворить одновременно требования и сторонников порядка, выступавших за предоставление законодательного вето губернатору, и тех социальных групп, которые по традиции усматривали угрозу деспотизма в исполнительной власти.

Но наиболее полно идея разделения властей и система сдержек и противовесов получила свое выражение в Конституции Массачусетса 1780 года, проект которой был составлен Джоном Адамсом. Конституция предусматривала двухпалатную легислатуру, члены которой ежегодно избирались по округам в соответствии с суммой налогов, уплачиваемыми их жителями. Устанавливался определенный имущественный ценз оседлости для избрания губернатора, сенаторов и членов палаты представителей. Хотя губернатор был ограничен советом, избираемым обеими палатами из состава сенаторов, он был все же самым полномочным магистратом по сравнению с магистратами всех других штатов. Как и губернатор Нью-Йорка, он ежегодно избирался населением штата. Однако в отличие от первого главный магистрат Массачусетса мог единолично налагать вето на все законопроекты, за исключением тех, которые принимались 2/3 голосов обеих палат. У него были большие полномочия также по назначению судей и других должностных лиц, которые он осуществлял совместно с советом. Судьи назначались на неопределенный срок, однако по требованию обеих палат легислатуры они могли быть отстранены от должности за совершение неблаговидных поступков (процедура импичмента). Офицеры милиции избирались непосредственно самим населением.

Умеренные и состоятельные круги Массачусетса приветствовали свою новую конституцию. По их мнению, она воспроизводила некоторые лучшие элементы неписаной британской конституции, неоправданно забытые в бурные события 1776 года. Но Конституция Массачусетса 1780 года отвечала и многим демократическим требованиям народа. Ей предшествовал развернутый Билль о правах, в котором подробно излагался принцип разделения властей. Все основные органы власти (кроме судей) непосредственно (причем ежегодно) избирались самим населением. В отличие от ранних конституций других штатов Конституция Массачусетса 1780 года не только принималась и обсуждалась специально учрежденным конвентом, но была передана на ратификацию народу. Причем конституционный конвент обратился к населению штата с развернутым обоснованием всех основных положений новой конституции. В этом обращении на первое место была поставлена главная идея конституции - стремление придать правительству достаточную энергию, с тем, чтобы страна не утонула в анархии. Однако тут же говорилось о необходимости разделения власти, обеспеченной с помощью системы сдержек и противовесов, причем подчеркивалось, что власть без ограничения не что иное, как тирания, а преобладание одной власти над другими нарушит баланс и ускорит распад и разрушение всей правительственной системы. Поэтому каждой ветви правления должны быть даны также контрольные полномочия над другими, которые предотвратили бы чрезмерную концентрацию власти, пагубную для дела республики.

К числу таких средств взаимного контроля относятся и предоставление губернатору права относительного вето, и деление законодательного собрания на 2 палаты. Палата представителей призвана защищать личные права граждан, и сенат, предназначенный для защиты собственности республики, должны каждый в отдельности обладать правом отмены законопроектов. Причем такое деление легислатуры на 2 палаты продиктовано тем соображением, что однопалатная легислатура, подобно индивиду, склонна к ошибкам и не лишена предрассудков. Предоставление же право вето губернатору необходимо на тот случай, когда не сработает это предохранительное средство и обе палаты примут явно неоправданный и несправедливый закон. Наделение губернатора этим полномочием не следует опасаться, поскольку он тоже представитель народа, избираемый с помощью прямых выборов, как и члены палаты представителей и сената. Не следует опасаться также предоставления ему права назначения судей, поскольку это право он осуществляет совместно с советом. Такой способ назначения, говорилось в обращении, лучше, чем избрание их непосредственно самим народом, так как помогает судьям избежать зависимости от заинтересованных и честолюбивых лиц, неизбежно контролирующих процесс прямых выборов. По тем же причинам назначение должностных лиц губернатором предпочтительней выбора их обеими палатами или одной из них. Вместе с тем должностные лица остаются под контролем народных представителей и сената, наделенных правом импичмента. Назначение же судей на неопределенный срок необходимо для того, чтобы обеспечить их большую независимость и свободу суждений при толковании законов.

Конституция Массачусетса привлекла внимание сторонников конституционных реформ в других штатов, где с самого начала действия "провирджинских" конституций отчетливо обнаружились дефекты, о которых говорилось выше. Первыми на массачучетчкую конституцию положительно откликнулись конституционные реформаторы Нью-Гэмпшира в 1781 году. На мой взгляд, Конституция Массачусетса 1780 года являлась самой демократической и продвинутой из конституций американских штатов.

Конституционный конвент собрался в Филадельфии 25 мая 1787 года и продолжался 18 недель. От 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать) было избрано 74 делегаты. Некоторые не смогли прибыть, некоторые не пожелали. В результате максимальное число участников заседаний было 55. На окончательном голосовании 17 сентября 1787 года присутствовало лишь чуть больше 40, так как некоторые делегаты, несогласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания. Среди делегатов присутствовали такие выдающиеся государственные деятели, как Бенджамин Франклин, Джеймс Уилсон и Говернер Моррис от Пенсильвании, Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон и Джордж Мейсон из Вирджинии, Джон Дикинсон из Делавэра и Александр Гамильтон из Нью-Йорка.
 Хотя состав конвента в социальном отношении являлся более или менее однородным (делегаты были в основном избраны из среды состоятельных людей), взгляды его участников были неоднородны. Гамильтон, представитель консервативной точки зрения, считал идеалом политический строй Англии с его конституционной монархией и двухпалатным парламентом. Он выступал за сильную власть, предлагал установить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки и членов верхней палаты конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые постановления конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны, представитель буржуазно-демократических кругов Франклин являлся сторонником того, чтобы конгресс был однопалатным и выборы в него проводились на основе пропорционального представительства. Еще в 1783 году представители консервативно настроенной армейской верхушки создали "Общество Цинциннати", предложившее Вашингтону стать американским монархом. Последний категорически отверг это и последующие аналогичные предложения, заявив себя сторонником республиканского строя. Решительной критике монархические проекты были подвергнуты Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С. Адамсом. Они вызвали неодобрительную реакцию и со стороны умеренно-консервативных деятелей Дж. Адамса и Дж. Джея. В этих условиях было абсолютно бессмысленно поддерживать идею монархического строя на конвенте. Надо полагать, что Гамильтон отдавал себе отчет и в том, что идея эта была крайне непопулярна в народе, только что сбросившем иго британского короля.

Делегаты легко согласились с тем, что федеральное правительство должно состоять из законодательной, исполнительной и судебной власти, а также с тем, что законодательная власть должна быть построена на принципе бикамерализма, а исполнительная - в форме единоличной президентской легислатуры, хотя выдвигались предложения о создании коллегиального органа исполнительной власти. Однако по вопросу принципа представительства в конгрессе, порядка формирования, состава его палат, назначения главы государства, характера взаимодействия между федеральными органами и органами управления штатов и ряду других вопросов развернулись жаркие дебаты. Решение вопроса о характере политического устройства США было найдено на центристской основе. Важную роль в формировании положений конституции сыграл Джеймс Мэдисон. Именно он руководил составлением так называемого "вирджинского плана", который был внесен на обсуждение конвента делегатом Вирджинии Э. Рандолфом. Согласно этому плану федеральное правительство наделялось большими полномочиями. Встретив оппозицию со стороны делегатов, выступавших за сохранение больших прав за отдельными штатами, представитель Нью-Джерси У. Патерсон внес на рассмотрение конвента свой проект, получивший название "плана Нью-Джерси". В нем предлагалась ограничить расширенную прерогативу центрального правительства лишь в сфере финансов и торговли. Последующее обсуждение показало, что большинство делегатов склоняются в пользу "вирджинского плана", который был одобрен с некоторыми поправками, став основой при выработке новой конституции.

Согласившись с двухпалатным устройством конгресса, делегаты вступили в острую полемику по вопросу порядка их формирования. Высказывались предложения за отстранение народа от формирования национальной легислатуры. "Народ должен как можно меньше касаться дел правительства", - говорил делегат от Коннектикута Шерман. Сходную позицию занимал делегат от Массачусетса Джерри: "Бедствия, которые мы сейчас испытываем, проистекают от излишеств демократии". Позднее еще более резко высказался Гамильтон: "Народ возбудим и непостоянен, редко способен трезво рассуждать и верно решать". С другой стороны, на конвенте присутствовало немало делегатов, придерживающихся противоположной точки зрения. Б. Франклин считал необоснованным ограничивать избирательные права имущественным цензом. Решительным образом, высказавшись против ограничения избирательного права, он напомнил, что народ сыграл огромную роль во время войны, внес основной вклад в дело победы. "Чрезвычайно важно, - говорил Франклин, - чтобы мы не унизили его достоинства и не причинили вреда духу народа".

Эту точку зрения разделял и Мэдисон. Он был сторонником сбалансированного порядка, выступал за то, чтобы США оставались демократической республикой. "Избирательное право, - говорил он, - одно из основных условий республиканского правления". Мэдисон считал, что правительство лишь выиграет, если сумеет добиться поддержки народа и расширить свою опору в массах. Поэтому он возражал против реставрации основанных на имущественном цензе ограничений, частично пересмотренных либо отмененных в результате революции. Возврат к дореволюционным нормам мог подорвать всю систему, гибельно сказавшись на судьбе конституции. В конечном итоге члены конвента осознали это. Однако конвент отнюдь не высказался в пользу всеобщего избирательного права. Согласно принятому постановлению имущественные и иные ограничения, закрепленные ранее конституциями штатов, оставались в силе.

По поводу формирования сената также выдвигалось множество различных предложений. Делегаты южных и некоторых центральных штатов с большим числом населения настаивали на том, что число представителей в сенате должно быть пропорционально численности населения. Делегаты малых северных штатов добивались того, чтобы каждый штат в сенате имел равное количество представителей. В конце концов, сторонники северных штатов одержали верх, и было принято предложение делегата из Коннектикута О. Эллсуорта о том, чтобы каждый штат, независимо от численности своего населения, был представлен в сенате США 2 представителями, избираемыми на 6 лет легислатурами соответствующего штата, причем каждый сенатор должен был обладать одним голосом. В результате впервые в практике американского конституционализма у верхней палаты появилась совершенно новая роль, что придало конституции США характер своеобразной "смешанной" системы правления, при которой принцип представительства населения стал дополняться принципом представительства интересов штатов как суверенных участников конституционного соглашения. Важное значение имеет тот факт, что при исчислении нормы представительства в нижнюю палату должно было учитываться 3/5 рабского населения, хотя последнее не имело избирательных прав. Договоренность по указанному комплексу вопросов получило название "великого компромисса", которая являлась одной из важнейших политических сделок на конвенте между представителями буржуазного Севера и плантаторского Юга.

Большая полемика развернулась по поводу способа назначения главы исполнительной власти и срока его полномочий. Ряд делегатов (Шерман, Патерсон, Пинкни, Мейсон) высказывались в пользу предусмотренного "планом Рандольфа" избрания высшего федерального магистрата национальной легислатурой. Однако большинство делегатов выступали против предложенного "планом Рандольфа" способа избрания президента именно потому, что при таком способе глава исполнительной власти оказался бы в полной зависимости от национальной легислатуры. Вместо этого некоторые делегаты (Б. Франклин, Г. Моррис) высказались за избрание президента непосредственно самим народом, всеми фригольдерами страны. Дж. Уилсон также выступил за избрание главы федеральной исполнительной власти самим народом, предложив, однако, непрямые выборы, при которых население избирало бы коллегию выборщиков. В конце концов, именно это предложение и было принято.

Жаркие дебаты вызвало определение срока полномочий президента, а также вопрос о возможности его переизбрания на новый срок. В ходе этой полемики и родилась идея избрания президента на четырехлетний срок выборщиками без запрета переизбрания на новый срок. На конвенте в Филадельфии относительно легко было принято предложение об импичменте президента.

Остро встал на конвенте и вопрос о рабстве. Промышленники Севера стремились к уничтожению рабского труда, противоречащего их экономическим интересам. В том, что система рабства носила порочный характер, отдавали себе отчет не только представители Севера, но и наиболее дальновидные политические деятели южных штатов. За полтора года до созыва конвента делегат Вирджинии в континентальном конгрессе Ч. Томпсон писал, что рабство - роковая опухоль, которую необходимо удалить. Но на конвенте возобладала другая точка зрения. Представители южных штатов заявили о возможности кровопролития, если не будут приняты их условия. Они заняли ультимативную позицию: в случае запрещения ввоза рабов пригрозили отказом подписать конституцию и выйти из союза. Сознавая опасность раскола, делегат Пенсильвании Р. Моррис выступил с призывом прийти к соглашению. В итоге и в данном вопросе был найден компромисс: конституция разрешала ввоз рабов, ограничивая это разрешение двадцатилетним сроком до 1808 года и обложив работорговлю пошлиной. Как и во время обсуждения Декларации независимости, в ходе дебатов на конституционном конвенте противники рабства во имя сохранения союза вынуждены были отступить.

К началу осени текст конституции подвергся окончательной редакции и 17 сентября был представлен делегатам конвента для подписания. Наследующий день конституция была опубликована. Обнародованная конституция вызвала острые споры между ее сторонниками - федералистами - и теми, кто был против нее - антифедералистами. Для того чтобы вступить в силу, Конституция должна была быть ратифицирована 9 из 13 штатов (то есть 2/3) - членами союза. Эта миссия возлагалась на конвенты штатов, делегаты которых избирались местными законодательными ассамблеями.

Наше новое федеральное правительство, - отмечал тогда в частном письме известный политический деятель и ученый Б. Раш, - весьма приемлемо для огромного большинства наших граждан и, конечно, получит поддержку 9 штатов немедленно, а всех остальных в течение года - полутора". Однако этот прогноз оказался излишне оптимистичным. Прошло 7 месяцев, прежде чем Конституция была одобрена 9 штатами, а для того, чтобы получить согласие всех 13 штатов, потребовалось без малого три года. Страна раскололась на два лагеря. Началась ожесточенная политическая борьба. Федералисты устраивали демонстрации, выступали на собраниях и в печати, агитируя за ее ратификацию. Наиболее активную роль в стремлении обосновать необходимость принятия конституции играли участвовавшие в ее создании Дж. Мэдисон, Дж. Джей и А. Гамильтон. Они изложили свою политическую программу в серии статей (всего 85), объединенных впоследствии в сборнике "Федералист".

Антифедералисты не имели такой разработанной политической платформы, как сторонники конституции. Но и они сделали все возможное, чтобы сплотить все силы, выступавшие против ратификации нового свода законов. В разгар кампании по вопросу о ратификации Конституции Джей отмечал, что "оппозиция носит настолько грозный характер, что представляется проблемным исход борьбы". Антифедералисты заявляли, что конвент был не вправе пересматривать Статьи конфедерации и потому новая Конституция противозаконна. Демонстрации и митинги охватили всю страну. Устраивались массовые шествия, сопровождавшиеся публичным сожжением Конституции. Между противниками и сторонниками Конституции происходили стычки, приобретавшие подчас характер настоящих сражений, когда использовалось оружие, камни и палки, как это было, например, в Нью-Йорке.

Принятая Конституция закрепляла буржуазно-демократический республиканский строй на всей территории Соединенных Штатов Америки. Именем народа были официально отменены дворянские титулы и звания, ликвидированы сословные привилегии, последовательно проводился принцип представительства народа в высших органах государственной власти, равновесия и разделения властей, обеспечивалось создание более прочного политического союза штатов с эффективной законодательной, исполнительной и судебной властями. В этом смысле Конституция 1787 года стала высшей точкой, кульминацией американской буржуазной революции. Был подготовлен в высшей степени оригинальный и сбалансированный проект новой федеральной Конституции. Он был весьма совершенен и с точки зрения своей формы, но при этом, однако, не был лишен и некоторых недостатков, важнейшим из которых оказалось отсутствие самостоятельного раздела о гражданских правах и свободах, хотя в тексте принятого проекта и был закреплен ряд основных конституционных гарантий прав граждан («Хабеас корпус», запрещение обратной силы законов и наказаний без суда, гарантия суда присяжных в уголовных делах, строго ограниченное понятие государственной измены, запрещение каких-либо привилегий при назначении на государственные должности в связи с религиозными убеждениями). Кроме этого, к недостаткам Конституции, на мой взгляд, нужно отнести отложение решения по вопросу рабства, которое сказалось в середине 19 века и стоило США многих тысяч человеческих жизней.

Для своего времени Конституция носила прогрессивный характер: в ней закреплялись буржуазно-демократические принципы и завоевания американского народа, она расчистила дорогу для развития буржуазных производственных отношений и способствовала развитию капитализма в стране. Важно отметить, что американская Конституция – первая писаная Конституция, оставшаяся действующей с 18 века – одна из самых «неподатливых», «неподвижных» среди основных законов других развитых стран. Ее особенностью является незначительная формальная изменяемость. Юридический текст Конституции лишь дополняется путем внесения поправок к ней.

Весь процесс изменения проходит 3 этапа:

1) внесение поправок;

2) принятие поправок;

3) ратификация поправок.

Поправка вносится либо Конгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специальным конвентом, созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов, либо конвентами 3 / 4 штатов. Способ ратификации предлагает Конгресс США. Имеется 4 пути утверждения поправок. При их принятии может устанавливаться срок ратификации. Более чем за двухсотлетнюю историю США в Конгресс было внесено более 5000 проектов, предложений об изменении Конституции. Однако сложность процедуры их принятия и ратификации привела к тому, что была одобрена лишь 31 поправка, из которых ратифицированы только 26.

Если учесть, что предложение о первых десяти из них пришлось на 1789 год, а введение и отмена «сухого закона» (18-ая и 21-ая поправки) представляют в настоящее время лишь исторический интерес, то по сравнению с многочисленными конституционными переменами в других странах этот документ должен, казалось бы, говорить о незыблемости и неизменности учрежденного в конце 18 века социально-политического и государственного строя. Однако Конституция постоянно приспосабливается к потребностям американской нации. Приспособление положений Конституции к текущим потребностям, помимо внесения поправок, обеспечивается в значительной мере решениями судов, особенно Верховного суда США. Сначала американская Конституция состояла из преамбулы, которая при толковании ее судами не признавалась за ее составную часть, а рассматривалась только сточки зрения источника, от которого она исходит, и 7 статей. Позднее ряд исследователей стали относить к Конституции и поправки, которых насчитывается 26. Первоначальный текст Конституции в основном регламентировал структуру центральных органов власти, взаимоотношения федерации с ее субъектами и содержал необходимые сведения о порядке изменения Основного закона. Только с постепенным прибавлением поправок Основной закон Соединенных Штатов Америки стал регулировать тот комплекс вопросов, которые мы привыкли относить к конституционному регулированию.

По американской Конституции 1787 года государственная власть осуществляется путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя фактическое отношение между тремя основными органами государственной власти постоянно изменяются, Конституция устанавливает их следующее юридическое положение и взаимоотношения. Согласно первой статье Конституции США, законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, палаты которого избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Нижняя палата – палата представителей, члены которой представляют интересы всего населения страны, избирается на 2 года в количестве 435 человек пропорционально численности населения. В Конституции Палате представителей посвящен второй раздел первой статьи. По Основному закону США 1 представитель избирался от 30000 человек, но каждый штат должен иметь хотя бы одного представителя. Однако по мере возрастания населения возникла необходимость в пересчете, который осуществляется через каждые 10 лет после переписи населения. Сначала избирательное право предоставлялось только белым свободным мужчинам. Развитие демократии привело к постепенному расширению круга избирателей, и теперь, согласно двадцать шестой поправке, активное избирательное право предоставляется всем гражданам США по достижению 18 лет. Представителем может стать любой, достигший 25-летнего возраста и являющийся гражданином США, по крайней мере, 7 лет к моменту выборов. Верхняя палата – сенат, представляющая интересы субъектов федерации – состоит из сенаторов, которые избираются по 2 человека от каждого штата на 6 лет. При этом каждые 2 года 1/3 сената обновляется. Верхней палате посвящен третий раздел первой статьи Конституции. Сенаторы избираются легислатурами штатов. Сенатором может стать любой 30-летний человек, состоявший в гражданстве США к моменту выборов не менее 9 лет. Каждая из палат «может устанавливать правила своих заседаний, наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение и согласия 2/3 голосов исключать члена». Также каждая палата «сама будет являться судьею выборов, полномочий и квалификации ее членов». По Конституции обе палаты должны вести журнал своих заседаний и публиковать его за исключением тех частей, которые, по мнению палат, являются секретными. За свою службу сенаторы и представители должны получать вознаграждение, установленное законом и выплачиваемое казначейством США. Они пользуются привилегией свободы от ареста во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, во время следования в палату и возвращения из нее.

Полномочия Конгресса перечислены в восьмом разделе первой статьи Конституции США. Причем надо отметить, что в тексте Основного закона перечислены только те полномочия, которые штаты отдают федеральному центру, и этот перечень исчерпывающий. То есть все вопросы, не входящие в компетенцию Конгресса, штаты решают самостоятельно. Из полномочий Конгресса, на мой взгляд, нужно отметить издание законов и законодательных актов, установление и взимание федеральных налогов, учреждение федеральных судов, содержание армии, флота и милиции и ряд других. Но наиболее важным полномочием Конгресса является выдвижение обвинения против всех должностных лиц, включая президента, и производство суда над ними. Но об этом будет сказано ниже. Основные полномочия Конгресса – законодательные, финансовые, контрольные, судебные и внешнеполитические, имея свои специфические особенности, в общем, существенно не отличаются от аналогичных полномочий других парламентов, поскольку парламент США служил прототипом для многих из них.

Вторая статья Конституции США посвящена исполнительной власти. Согласно Основному закону, исполнительная власть принадлежит Президенту США. Он занимает свою должность вместе с Вице-президентом, избирается на 4 года следующим образом: «Каждый штат будет назначать способом, установленным его Законодательным собранием, выборщиков в числе, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право посылать в Конгресс…», при этом выборщики не являются лицами, состоящими на государственной службе США. Коллегия выборщиков и осуществляет выборы Президента в день, определенный Конгрессом США. Одно лицо не может избираться на должность Президента более двух сроков подряд. Президентом может стать любой тридцатипятилетний гражданин США, состоящий в американском гражданстве и проживающий в этой стране не менее 14 лет на момент выборов. Президент – центральная фигура на политической арене. Он является единоличной главой исполнительной власти и не несет прямой ответственности перед другими органами. Назначаемые им министры ответственны перед ним, и решающее слово всегда остается за Президентом. Кажущиеся парадоксальными слова А. Линкольна: «Семь «против», один «за» – «за» проходит», когда правительство было единогласно против него, отражают действительное положение дел.

Президент наделен обширными полномочиями, которые при их фактическом осуществлении с момента принятия Конституции постоянно увеличиваются. Он – руководитель аппарата исполнительной власти, Президент создает и упраздняет различные агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Являясь главой государства и правительства одновременно, Президент наделен количественно небольшими, но чрезвычайно важными полномочиями по отношению к Конгрессу, позволяющими ему активно вторгаться в сферу законодательной власти: право обращения с посланиями и право относительного вето. Но о характере взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями речь пойдет позже. Полномочия Президента как руководителя внешней и внутренней политикой государства весьма значительны: он командует вооруженными силами США, назначает и отзывает послов, предлагает на утверждение сената судей Верховного суда, заключает международные договоры, требующие согласия сената. Однако конституционное положение об обязательном утверждении договоров сенатом часто игнорируется главой государства. Общее число международных соглашений превышает число договоров, представленных на ратификацию сената. Судебная власть в США принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам (в наше время это 11 апелляционных и 89 окружных – в штатах, по одному – в округе Колумбия и Пуэрто-Рико). Одновременно с этими судами существуют судебные системы штатов и специальные суды. По Конституции «судебная власть распространяется на все дела, разрешаемые по закону и по справедливости, возникающие на основе данной Конституции, законов Соединенных Штатов Америки и международных договоров, заключенных США». Судьи за свою деятельность получают вознаграждение.

Верховный суд включает 9 судей, находящихся в должности «до тех пор, пока их поведение является безупречным». Судьи назначаются Президентом с согласия сената. Важно отметить, что в США помимо указанных в Конституции функций Верховный суд стал исполнять функции органа конституционного контроля. Верховный суд в обязательном порядке рассматривает вопрос о конституционности актов Конгресса в следующих случаях: 1) когда апелляционный суд считает, что законодательный акт Конгресса США нарушает Конституцию, законы или международные договоры; 2) когда федеральный окружной суд или апелляционный суд считает, что акт Конгресса является неконституционным; 3) когда Верховный суд штата заявляет, что федеральный закон или договор является неконституционным; 4) когда апелляционный суд ставит вопрос о деле, решенному различно в двух окружных судах и по которому отсутствует окончательное решение Верховного суда.

Деятельность Верховного суда в области конституционного надзора весьма значительна. С 1803 по 1972 года им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решений, что говорит о стремлении Верховного суда приспосабливать эти решения к меняющимся условиям жизни. Таким образом, Верховный суд играет серьезную роль в жизни американского государства и системе высших органов государственной власти, реально участвуя в системе сдержек и противовесов.

4. Система сдержек и противовесов как средство реализации принципа разделения властей

Принцип разделения властей имеет ключевое значение при определении характера государства и сущности его деятельности. Каждое государство, претендующее на звание «правового», обязано ему следовать. Однако провозглашение этого принципа в Конституции или другом правовом акте явно недостаточно, так как отсутствуют гарантии защиты его от нарушений.

Поэтому должны существовать реальные механизмы, которые бы обеспечивали реализацию принципа разделения властей в жизни общества и государства. Эти правовые механизмы получили название системы сдержек и противовесов. Основная заслуга разработчиков американской Конституции, на мой взгляд, заключается именно в разработке принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, а также их реального применения в управлении американским государством. Смысл системы сдержек и противовесов прост: так как, согласно принципу разделения властей, государственная власть осуществляется путем разделения ее на три независимые ветви, то существует угроза того, что одна из властей может нарушить баланс ветвей и сконцентрировать у себя всю полноту государственной власти. Чтобы этого не произошло и нужно создать определенные механизмы, позволяющие ограничить любую ветвь власти, если последняя выйдет за пределы своих полномочий. Американская Конституция изобрела и воплотила в жизнь систему таких механизмов, что и является одной из ее основных заслуг перед мировыми демократическими силами. Так как основные противоречия возникают в основном между исполнительной и законодательной властями, то может создаться впечатление, что система сдержек и противовесов регулирует в основном только взаимоотношения этих двух ветвей власти и что судебная власть как бы выпадает из нее. Но на самом деле это не так. Судебная власть занимает определенное, чрезвычайно важное место в этой системе.

Исполнительная власть всегда традиционно усматривалась как основная угроза для общества. В силу своей природы она действительно располагает средствами, которые могут способствовать для узурпации власти. Поэтому американская Конституция уделяет много внимания проблеме ограничения исполнительной власти и создает для этого эффективный механизм, получивший название процедура импичмента. Предусмотренная Конституцией процедура импичмента в наиболее чистом виде отражает право Конгресса судить «президента, вице-президента и всех гражданских должностных лиц США».

Однако это право не имеет широкого применения по вполне понятным причинам: Президент и другие должностные лица должны быть осуждены только за серьезные преступления, а не становиться жертвами политических интриг своих противников. Процедура импичмента начинается в Палате представителей, которая выдвигает обвинения в совершении Президентом или другим должностным лицом серьезного преступления. Хотя за всю историю США известно более 50 случаев, когда в Палате представителей разбирался вопрос об импичменте, только в 12 случаях он рассматривался в Сенате, так как для своего продолжения данная процедура должна набрать 2/3 голосов в нижней палате Конгресса. Сенат выступает в качестве суда. Если подсудимым является Президент, то на Сенате председательствует Верховный судья, представляющий судебную власть в процедуре импичмента. Для вынесения обвинительного приговора необходимо набрать в Сенате также 2/3 голосов, после чего Президент или должностное лицо отрешается от своей должности и предается суду. Среди 12 привлеченных к суду Сената – 9 судей, 1 сенатор (1797 год), военный министр (1876 год) и Президент (1868 год). Только в 4 случаях был вынесен обвинительный вердикт, причем ни разу в отношении Президента. Последний раз это было в 1936 году, когда судья Х. Риттер был признан виновным в коррупции при исполнении служебных обязанностей.

Резолюции об импичменте в отношении Президента рассматривались неоднократно: в 1843 году – в отношении Д. Тейлора, в 1896 году – Т. Кливленда, в 1932 и 1933 годах – Г. Гувера, в 1952 году – Г. Трумэна. Но лишь в 1868 году Сенат выступил в качестве суда над Президентом Э. Джонсоном, обвинявшегося в превышении своих полномочий. Привлечение к ответственности в 1973 году Р. Никсона по «Уотергейтскому делу» – один из ярких примеров проявления политического кризиса власти в США. Этот процесс закончился в середине 1974 года на стадии приготовления. Президент подал в отставку, поскольку исход процедуры в Конгрессе был предрешен.

Осуществление Конгрессом своих полномочий в отношении Президента всегда оставляет след во взаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти и влияет на политическую жизнь страны, так как происходит фронтальное столкновение двух ветвей власти. Если оправдание Э. Джонсона создало крен в этих отношениях в сторону исполнительной власти, а в последующие десятилетия Конгресс все больше и больше стал уступать свои позиции, то рассмотрение «Уотергейтского дела» в комитетах Конгресса и исследование причастности к нему Президента страны повлекло временный обратный процесс.

Таким образом, мы видим из истории, что закрепленная в Конституции США 1787 года процедура импичмента не только реально осуществима, что выразилось в многократном ее применении (более 50 случаев рассмотрения процедуры в Палате представителей, 12 случаев рассмотрения в Сенате), но и, что самое главное, в возможности реально воздействовать на должностных лиц (отставка судей, добровольная отставка Президента Р. Никсона).

Однако исполнительная власть в свою очередь также должна быть наделена определенными полномочиями, которые ограничивали бы законодательную власть. Поэтому Президент имеет ряд полномочий в данной сфере. Право обращения с посланиями и право вето – основные орудия воздействия Президента на Конгресс. Если первое служит для Конгресса обычно законодательной программой, а издание некоторых законопроектов с формулировкой, трудно применимой на практике, - лишь уступка Президенту, то второе полномочие контролирует выход законов из стен законодательного органа. Требуемые для этого 2/3 голосов в обеих палатах собираются весьма редко. Нужно отметить, что, как показывает практика, относительное вето является наиболее оптимальным в системе сдержек и противовесов. Абсолютное вето нарушает принцип разделения властей, ставя законодательную власть под полной контроль исполнительной, которая контролирует законотворческую деятельность парламента. Отлагательное вето также не способствует эффективному взаимодействию двух ветвей власти, так как принятые законодательным органом законопроекты не приводится в исполнение. Относительное же вето позволяет Конгрессу принимать законы, несмотря на возражения Президента, для этого законодательному органу нужно набрать квалифицированное большинство голосов. Президент также имеет влияние на законодательный процесс, так как его несогласие часто становится препятствием для вступления законопроектов в силу.

Мы видим, что законодательная и исполнительная ветви власти имеют взаимные ограничения, позволяющие им в определенной степени контролировать друг друга. Однако не стоит забывать и о судебной власти, которая также наделена значительными контролирующими полномочиями. Хотя, на первый взгляд, судебная власть не имеет видимого влияния на другие ветви власти, так как судьи назначаются Президентом с согласия Сената, то есть судебная власть формируется посредством законодательной и исполнительной властей, но в реальности и она, согласно принципу разделения властей и системе сдержек и противовесов, имеет механизмы контроля других ветвей. Основное место здесь принадлежит, так называемому, конституционному контролю. Верховный суд США может применить и достаточно часто применяет свое право о признании законодательных актов Конгресса, Президента и других должностных лиц и государственных органов несоответствующими Конституции США. Это, на первый взгляд, неприметное средство позволяет судебной власти являться полноправным участником системы сдержек и противовесов. К ограничивающим правам судебной ветви власти можно отнести и то, что в процедуре импичмента в отношении Президента на решающем заседании Сената председательствует Верховный судья.

Таким образом, Конституция США 1787 года установила, как показала практика, эффективную систему сдержек и противовесов, которая наилучшим образом способствует реализации принципа разделения властей в жизни американского государства.


Заключение

В конце своей работы я хотел бы сделать некоторые выводы. Американская Конституция, на мой взгляд, является одним из наиболее революционных документов в мировой истории. В 18 веке, когда демократические силы в Европе только зарождались, американский народ проявил огромную волю к свободе и настоящей, подлинной демократии, сумев одержать победу в войне за независимость и принять революционную Конституцию, которая отразила важнейшие демократические завоевания и нововведения американской нации.

Хотя американская Конституция и имела ряд чрезвычайно важных недостатков, для своего времени она была идеалом всех демократических сил планеты. Ее важнейшие и главнейшие достижения - принцип разделения властей и вытекающая из него система сдержек и противовесов - являются актуальными до сих пор. Как показала история, за 200 с лишним лет никто не смог придумать ничего лучше этих краеугольных основ демократии.

Американская Конституция 1787 года является в каком-то смысле первопроходцем для всех остальных демократических конституций. Она заложила основные демократические принципы, на которых держится вся современная демократия, и в этом ее главная заслуга.

америка конституция общество человек


Список литературы

1. Конституция 1787 г. и первые поправки к ней.

2. Билль о правах 1789-1791 годов.

3. Декларация независимости 4 июля 1776 года.

4. Статьи конфедерации 1781 года.

5. Нерсесянц В. С. "История буржуазного конституционализма 17-18 веков", 1983 г.

6. Пантелеев П. К. "Конституции буржуазных государств", 1982 г.

7. Севостьянов Г. Н. "История США", 1983 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аптекер Г.А., Американская революция 1763 - 1783, М.: 1996

2. Аптекер Г.А. История американского народа: колониальная эра., М.: 1997

3. Вадяпина В.И. Бакалавр экономики (хрестоматия). электронная библиотека

4. Всемирная история в 10 томах, гл.р. Е.М.Жуков, М.: 2000

5. Геевский И., Сетунский Я. Американская мозаика. М., 1991.

6. Ефимов А. В. Очерки истории США. М., 1955.

7. Заславский Д. О. Очерки истории Северо-Американских Соединенных Штатов (XVII и XVIII вв.). М., 1931.

8. Зубок Л. И., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. М., 1980.

9. Козенко В. Д., Севостьянов Г. Я. История США. Самара, 1994.

10. Конституции зарубежных государств: учебное пособие/Сост. проф. Маклаков В. В. - М.:2000.

11. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII - XIX вв / под редакцией Галанзы П.Н., М.: 1999

12. Песков В. М. Аляска больше, чем вы думаете. М., 1994.

13. Слезкин И.Ю., У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут 1606 - 1642, М.: 1997

14. Слезкин И.Ю. У истории: Массачусетс, Мериленд 1630 - 1642, М.: 1999

15. Согрин В.В. Идейные течения американской революции XVII в, М.: 2001

16. Томахин Г. Д. США: Лингвострановедческий словарь. М., 1999.

17. Яковлев Н.Е., Вашингтон, М., 1976

18. Фурсенко А.А., Американская революция и образование США, М.: 1992

19. Фурсенко А.А., Американская буржуазная революция XVIII вв, М..: 1995