Доклад: Подготовка специалиста по олимпийскому образованию: проблемы и пути решения

Актуальность и необходимость олимпийского образования для развития олимпийского движения, прогресса всего общества по пути гуманизации признаны сегодня на международном уровне. Подтверждение этому - многочисленные научные исследования, посвященные анализу разнообразных аспектов олимпийского образования. В частности, работы ученых: С.Ю. Баринова, И.В. Бариновой, А.Г. Егорова, К.Н. Ефременко ва, А.Т. Контанистова, Ю.Н. Москвичева, Н.В. Печерского, В Н. Платонова, Г.М. Поликарповой, В.С. Родиченко, В.И. Столярова, А.А. Сучилина, В.А. Хоточкина, Ю.М. Чернецкого, F. Landry, H. Allmer, H. Baskau, R. Paul, N. Muller, M. Scuiz и др.

В средних профессиональных и высших учебных заведениях, прежде всего физкультурного профиля, используются различные варианты олимпийского образования, при разработке и реализации которых предпочтение отдается содержательной стороне процесса.

Вместе с тем ясно, что, поскольку олимпийское образование по своей сути есть гуманистически организованный педагогический процесс, постольку его основной является педагог-гуманист, без которого организовать данный процесс и управлять им нельзя. Следовательно, при разработке программы олимпийского образования необходимо учитывать специфику системы подготовки субъекта именно к данному процессу, его основные профессиональные качества и свойства, которые требуют дополнительного изучения и конкретизации.

В ходе проведенных исследований основное внимание мы уделили анализу подготовки в физкультурных вузах специалистов, профессиональная деятельность которых направлена на формирование знаний, умений и навыков развития физических качеств, укрепления здоровья, обучения двигательным умениям различных групп населения, в том числе и тех, кто непосредственно связан со спортом и олимпийским движением.

Профессиональные характеристики таких специалистов определяются государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению 521900 - "Физическая культура (бакалавр, магистр)" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт (специалист)", анализ которых показал следующее. Требования к уровню подготовленности данных выпускников должны обеспечить их успешную деятельность в таких направлениях, как физическое воспитание (прежде всего физическое развитие), спортивная тренировка (подготовка к соревновательной деятельности) и оздоровительная физкультура (в т.ч. реабилитация).

В содержании основных образовательных программ непосредственная связь со знаниями в области олимпийского движения прослеживается лишь в дисциплине "История физической культуры и спорта" - в разделе "Основные направления развития спорта", где олимпийский спорт и "спорт для всех" рассматриваются наряду с церковным спортом и другими видами физкультурно -спортивной деятельности. Понятия "олимпизм", "олимпийское движение" поглощаются понятиями "физическая культура и спорт" или не рассматриваются вообще. Исключение составляет Государственный стандарт подготовки магистра. Здесь в перечне аннотированных магистерских программ содержится направление 521908 - "Международное спортивное и олимпийское движение".

Представленные данные нисколько не снижают достоинства указанных государственных стандартов, лишь актуализируют необходимость выявления профессиональных характеристик специалиста по олимпийскому образованию, а на этой основе - разработку соответствующих программ подготовки.

Раскрывая профессиональные способности субъекта любого педагогического процесса, авторы выделяют широкий круг способностей, определяющих уровень профессиональной готовности к педагогической деятельности, выражающийся, с одной стороны, в психологической , психофизиологической и физической подготовленности, а с другой - в мировоззренческой, научно-теоретической и методической. Это нашло свое отражение в указанных выше государственных стандартах.

Наряду с этим необходимо акцентировать внимание на важности освоения субъектом олимпийского образования знаний, умений и навыков гуманистичес кой организации педагогического процесса, выработки привычки действовать в соответствии с гуманисти ческими принципами и традициями, органичными олимпийскому образованию, которые можно представить следующим образом:

1. Принцип сотрудничества: обучение и воспитание в олимпийском образовании строится посредством совместной с учеником практической и познавательной деятельности, речевого и духовного общения.

2. Принцип всесторонности: олимпийское образование основывается на единстве общекультурного, нравственного и профессионального развития личности.

3. Принцип соразмерности и постепенности: педагогические цели и задачи в олимпийском образовании должны соответствовать сформировавшимся личностным качествам воспитанника применительно к каждому возрастному периоду.

4. Принцип гуманитарной сущности олимпийско го образования: содержание олимпийского образования должно основываться на гуманистической культуре и служить самоопределению личности в мировой культуре.

5. Принцип гармонии общего и особенного в реализации олимпийского образования необходимо раскрывать приоритет общечеловеческих ценностей и духовное содержание олимпизма, связь культурно-исто рических традиций народа с развитием общечеловеческой культуры.

6. Принцип смыслообразовательной деятельности: для превращения в олимпийском образовании педагогических задач и целей в личностный смысл деятельности требуется побуждать ученика к разнообразной деятельности, полностью реализовывать личностно ориентированный подход как стратегию гуманизации образовательного процесса.

7. Принцип активности: в процессе реализации олимпийского образования педагог обязан относиться к ученику, как к самодеятельной личности, субъекту, уважать его право на оригинальность, опираться на его личный опыт (действия, поступки, чувства, переживания, эмоции), побуждать к самостоятельной познавательной и практической деятельности.

8. Принцип диалогичности: обучение и воспитание в олимпийском образовании должны строиться на основе диалога с учеником как равноправным партнером, активизировать, стимулировать его стремления к общению, открытости, формировать его мотивы к саморазвитию, создавать условия для самодвижения.

9. Принцип индивидуально-творческой ориентации: в олимпийском образовании педагог должен выявлять (диагностировать) и развивать творческие возможности ученика, создавать ему условия для творчества и самовыражения, способствовать тем самым формированию его мотивации к самостоятельной деятельности.

10. Принцип профессионально-этической взаимоответственности: педагог должен воспитывать у учеников и формировать в себе чувства ответственности за самосовершенствование.

Дополняя рассмотренные государственные стандарты в соответствии с гуманистическими принципами, целью и задачами олимпийского образования, можно в общих чертах сформулировать следующую теоретическую модель профессиональных способностей специалиста по олимпийскому образованию. В данном случае мы используем понятие "способности" как определенные возможности, сформированные знания, умения и навыки, а также мотивацию, необходимые для осуществления педагогической деятельности по олимпийско му образованию.

1. Способности формировать у учащихся определенной системы знаний по олимпийскому образованию, для чего необходимо иметь знания о возникновении и развитии Олимпийских игр и олимпийского движения, целях, задачах, принципах и идеалах олимпизма.

2. Способности формировать у учащихся определенную систему мотивации: интересы, потребности, ценностную ориентацию. Для этого необходимо понимать сущность олимпизма и физической культуры, знать и уметь разъяснять основные положения Олимпийской хартии, прививать ценности и идеалы олимпизма ученикам, а главное - руководствоваться этим самому как основными мотивами.

3. Способности формировать у учащихся определенную систему способностей, умений и навыков, для чего уметь разъяснять сущность спорта как средства укрепления здоровья, развития физических и духовных качеств, вести спортивную деятельность в соответствии с принципами олимпизма.

4. Весьма важно наличие у специалиста по олимпийскому образованию знаний, умений и навыков организации педагогического процесса с позиций личностно ориентированного подхода и гуманистической направленности. Он должен обладать определенными личностными качествами, характеризующими его как человека-гуманиста (человеколюбие, доброжелатель ность, терпимость и т.п.).

Отмеченные профессиональные характеристики могут стать методологической основой для разработки конкретных средств и методов, педагогических методик и технологий, создающих гуманистическую форму организации олимпийского образования в процессе подготовки соответствующих специалистов. Разработка, освоение и умелое их применение в ходе реализации олимпийского образования обеспечивают единство его гуманистического содержания и гуманистической формы как педагогического процесса.

В заключение необходимо отметить следующее.

Формирование моделей специалиста по олимпийскому образованию - это очередной шаг в разработке системы подготовки профессиональных кадров нового уровня, потребность в которых сегодня весьма очевидна. Дальнейшие научные исследования будут направлены на теоретическое и практическое обоснование таких моделей, выявление оптимальных профессиональных характеристик, принципов, средств и методов их трансформации в конкретной общественной среде. Заключительным этапом могут стать разработка и реализация Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с присвоением квалификации - "Специалист по олимпийскому образованию".

Список литературы

Ю.Н. Москвичев, В.Н. Сергеев, Е. Стекольщиков. Подготовка специалиста по олимпийскому образованию: проблемы и пути решения.

Педагогическая антропология
Г .М. Коджаспирова ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для ...
Живой интерес к личности ребенка, присущий российской педагогической традиции в целом, с наибольшей силой проявился в начале XX в. В это время отечественными учеными-педагогами и ...
В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться этот термин, - это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: книга
Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления ...
Экзаменационная работа по курсу "ПЕДАГОГИКА". ТЕМА: Педагогический коллектив и его развитие. Особенности управления образовательными учреждениями ...
При этом учитывается знание преподаваемых предметов, методик преподавания и методик воспитательной работы, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических ...
Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат
... реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта
Содержание Введение 1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом 1.1 Физическая культура и спорт как объект ...
c. 87]; разработку и установление нормативов финансирования физической культуры и спорта, оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для ...
- пропаганда среди населения России основополагающих принципов и распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх в учреждениях образования.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
... политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
Содержание Введение 1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом 1.1 Физическая культура и спорт как фактор ...
координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводят ...
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Экономика физической культуры и спорта
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ...
За государственными и муниципальными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования и научными организациями в области физической культуры и спорта ...
Изучение менеджмента, маркетинга и экономики физической культуры и спорта (ФКиС) должно быть подчинено формированию у студентов нового управленческого и экономическою мышления, их ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: учебное пособие