Доклад: Философия техники и гражданская авиация
УВАУ ГА (институт)
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ
Семенова Е.В.,
Яковлева Е.С.
В избранной нами теме сталкиваются два понятия, которые редко ставятся в связь друг с другом: понятия «техника» и «философия». В своем выступлении мы постараемся доказать, что философия техники является полноценной философской дисциплиной.
Философия
техники - одно из значимых проблемных полей современной западной
философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена
в историко-цивилизационном
Философский характер
размышлениям по философии техники придают такие интенции мышления, которые обусловливают
уяснение идеи и сущности техники, понимание места техники в культуре и социальном
универсуме, исторический подход к исследованиям техники.
Философия техники ориентирована на две основные задачи:
- первая задача (осмысление техники, уяснение ее природы и сущности) была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, "техногенной цивилизации". Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия.
-
вторая задача имеет скорее методологическую природу: это поиск путей разрешения
кризиса техники, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов.
«Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, – считает Мартин
Хайдеггер, – значит обречь мир на невиданные лишения. Поэтому
необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой”
Другие же философы,
подобно Сколимовски, уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногенную
цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности,
обречены на провал, поскольку система способна проявить по отношению к таким «косметическим»
операциям исключительную стойкость.
Характерно, что
обе полемизирующие стороны выдвигают в поддержку своих взглядов достаточно убедительные
аргументы.
Таким образом, если философия техники решает указанные здесь две центральные задачи, то ее статус – это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарные исследования и разработки. Впрочем, ряд современных философов, утверждает, что помимо традиционных проблем и задач современная неклассическая философия занимается решением именно методологических и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаются в философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной.
Придерживаясь точки зрения современных философов, рассмотрим гражданскую авиацию как составляющую дисциплины «философия техники» и выясним, решением каких проблем и задач она занимается.
Гражданская авиация представляет собой систему «человек-машина», в которой человек осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных ценностей, управлением, обработкой информации и т. д., а элементы этой системы по-своему влияют на функционирование этой отрасли.
Постепенное усложнение систем и их функций, увеличение скоростей, усложнение условий эксплуатации, повышение требований к их надежности, резкое подорожание, как самих систем, так и ошибок функционирования привели к необходимости перестройки и самих систем, и их компонентов. Ошибочность исключения «человеческого фактора» становилась все более очевидной. Именно на этом этапе начинается исследование влияния «человеческого фактора» на интенсивность работы системы. Развитие техники привело к созданию настолько совершенных машин, что значительная часть сбоев в работе систем стала происходить «по вине» человека, поскольку все возрастающая эффективность технических средств ставила перед оператором сложнейшие задачи, часто превышающие его возможности. Человек стал снижать эффективность работы системы.
С
момента первого полета братьев Райт, 17 декабря 1903 года, по сегодняшний день небо
жестко сопротивляется вторгшейся в ее пространство авиации. Человечество приносило
и приносит в жертву тысячи и тысячи жизней ради покорения и приручения пятого океана.
Так каким же должен быть человек-небожитель, если в 80% случаев он делает ошибки,
приводящие к катастрофам? И только ли он виновен в битве за безопасность полетов?
философия
авиация технический психофизиологический
Авиационный
экипаж - это очень сложное социально-психологическое образование. В зависимости
от его сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия во многом определяется его
безаварийная летная работа. Ошибочные действия экипажа связаны с
ограничениями психофизиологических возможностей человека и нарушениями во взаимодействии
человека и техники. Помимо этого, надежность человека в полете
напрямую связана с летно-техническими характеристиками летательного аппарата и эргономическими
условиями для специалиста летного труда: до 35% ошибок летного состава провоцируются
эргономическими недостатками средств информации и органов управления, состоянием
пультов и обзора из кабины, расположением приборов и конечным предоставлением ими
показаний, методами обучения.![]()
"Состояние
безопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное",
- признал руководитель Росавиации Г.К. Курзенков на расширенном
заседании коллегии Росавиации 5 марта 2009 г. по итогам работы за 2008 год. "Анализ
расследований авиационных происшествий за 2008 год позволяет сделать вывод о том,
что большинство из них произошло вследствие ошибок и нарушений в летной работе экипажей. При этом большая часть происшествий
связана с личной безответственностью членов
экипажей, невыполнением ими технологии работы и требований правил полетов,
переоценкой своих профессиональных возможностей, недостаточным уровнем теоретической
и практической подготовки, а также ошибками летного экипажа в технике пилотирования
при попадании в сложные условия полета", - отметил руководитель Росавиации.
Но следует отметить, что человеческий фактор одинаково сильно влияет как на гибель
самолета, так и на его спасение, например, случай в Ленинграде в августе 1963 года:
у Ту-124 отказали двигатели над городом, спланировав над тремя мостами, командир
экипажа Виктор Мостовой смог посадить самолет прямо на Неву, недалеко от Финляндского
железнодорожного моста, ни один пассажир не пострадал.![]()
Таким
образом, на наш взгляд, центральной задачей и проблемой гражданской авиации, рассматриваемой
как составляющую дисциплины «философия техники», является обеспечение безопасности
полетов. Успешное методологическое решение этого вопроса, а также профессионализм
и ответственность авиационных специалистов может спасти сотни тысяч человеческих
жизней.
Ссылки:
1. Грицанов А., Можейко М. Постмодернизм. Энциклопедия. М. С. 469.
Литература:
1. http://www.kudr-phil.narod.ru/aspirant/4fortexn.php;
2. http://www.philosophy.ru/iphras/library/filtech.php;
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/132738;
4. http://www.hpvestnik.ru/index.php?razdel=state_12;
5. Пономаренко В.А. Авиация: белое и черное/ В.А. Пономаренко.- М., 1991.