Шпаргалка: Дизайн – особая сфера человеческой деятельности

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА


1. Дизайн – особая сфера человеческой деятельности

Дизайн – от лат. «designare» - определять, обозначать. Дизайн – деят-ть связанная с проектированием объектов предметной среды, окружающей человека. Именно дизайн налаживает связь между изделием, выпускаемым производством, и потребителем, для которого предназначено это изделие. Основной чертой дизайна явл. максимальное согласование, гармонизация отношений между чел. и предметным миром, важно, чтобы предметы обладали функц-ми кач-ми, потребительскими кач-ми и эстет-ми.

2. Зарождение в каменном веке деят-ти человека по созданию объектов предметного мира

Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симметрии, стал предавать симметричность формам своего орудия труда. И таким образом постепенно выходил на более совершенный окружающий предметный мир.

3. Особенности формообразования предметного мира Древнего Египта

дизайн предметный искусство художник

Предметный мир Др. Египта известен тем, что там появились многие объекты предметного мира, котор. используются и по сей день. Были созданы мебельные объекты, такие как столы, стулья, кровати. Предметный мир был достаточно совершенный, египтяне часто стремились его украшать разл-ми декорат-ми элементами. Также под декорат-ми элементами часто маскировали саму конструкцию предметов интерьера, под которые делались изделия. Поэтому мастера Др. Египта, что характерно, не стремились, как современные дизайнеры, выявлять конструкцию и особенности материала, а наоборот маскировали их за какими-то декорат-ми украшениями.

4. Особенности формообразования предметного мира Древней Греции

В отличие от Др. Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире. Древнегреческий ордер был построен на любовании несущих и несомых элементов. Тоже самое наблюдается и в предметном мире: в мебели, где конструкции явно выявляются и конкретизируются. Также для предметного мира Др. Греции характерна связь предметного мира с чел.. Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом, а иногда мебель повторяет форму сидящего человека.

5. Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима

Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и очень рационалистичны в образовании своего предметного мира. Объекты, кот. предназначались для кухонного использования были весьма функциональны и за частую являлись предшественниками современных кухонных механизмов. Например, в Древнем Риме появился первый самовар, также имелись приспособления для подогревания пищи. В Др. Риме впервые появляются и функциональные решения интерьера. Интерьер продумывается очень досконально.


6. Предметный мир средневековья

Предметный мир средневековья зависит от подхода, который использовался при создании архитектуры и интерьера. Во времена античности, например, в Др. Греции, интерьер был открыт окруж-му простр-ву, а во времена средневековья интерьер дома наоборот замыкается внутри себя. Появляется такое понятие как «Мой дом – моя крепость» и стараются всячески ограничить простр-во жилое от внешней среды. Поэтому дома приобретают глухие запоры, ставни, которые закрываются напрочь. Предметный мир в интерьере поначалу был достаточно прост, потому что при переходе от античности к средневековью потерялись многие навыки в ремесленных искусствах. Ранее средневековье характеризуется примитивностью мебели и оборудования. Более совершенным оборудование становится в позднем средневековье во времена готики, когда ремесла вновь приобретают свое искусное мастерство, применяется более изысканный и сложный орнамент, кот. украшает предметы.

7. Особенности предметного мира времени Возрождения

Возрождение – возрождение духа античности и поэтому в предметном мире во многом чувствуется влияние ант-х традиций, как, непосредственно, использование объектов предметного мира таких элементов античной архит-ры. Для украшения шкафов используются колонны в стиле античности, декор античного характера. Время Возрождения – это обращение внимания на чел., на чел-й дух, на его гармоничное отнош. с предметным миром, это также складывается от формир-я предметного мира. Причем ранее Возрождение ориентировалось на греческую античность, поэтому предметный мир был достаточно простым и ясным. А позднее Возрождение больше ориентируется на предметный мир Древнего Рима, формы предметов становятся более сложными, более насыщены декоративно и часто перенасыщены.

8. Предметный мир стиля барокко

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов. В формах итал. барочной мебели на ранних этапах есть некоторая неуклюжесть, тяжеловатость. Барокко – еще более активный в декорат-м плане стиль, когда предметы перенасыщаются и орнаментами, декором, причем декор весьма экспрессивный, очень выразит-й. Богатый фигурно-орнаментальный декор явл. неотъемлемой частью всех стульев и кресел, от более простых по конструкции до сложных. Но в это же время, эта большая декоративность предметного мира не исключает большого удобства предметов мебели, которые создавались во времена барокко. В это время делаются очень мягкие кресла и диваны, появл-ся удобные стулья. Этот стиль, с одной стороны помпезный, декоративный, а с другой стороны очень комфортный.

9. Предметный мир стиля рококо

Рококо – продолжение барокко, только более упрощенное. Барокко попало на время правления Людовика XIV. Франция в то время была законодательницей моды на создание предметного мира. После смерти Людовика XIV оказалось, что на комфорт и роскошь, присущие стилю барокко, было потрачено слишком много денег. После чего было принято решение отказаться от подобных затрат, т.к. денег во франц. казне оставалось мало, и сменить барокко на более эконом-й вариант, но тоже красивый и изящный. В результ. появ. стиль рококо, тоже очень изысканный, декорат-й, но предметы были намного дешевле и легче, чем в стиле барокко. Также для рококо характерно то, что в интерьере впервые появл. мебельные гарнитуры, если раньше делали отдельно мебельные элементы, то теперь появляются стилистически объединенные наборы, гарнитуры. Стиль рококо характеризуется тем, что если барокко развивалось в больших дворцовых залах, то стиль рококо принадлежит небольшим будуарам, женским гостиным. Мебель была компактная, изящная и достаточно легкая.

10. Предметный мир Классицизма конца XVIII века

Характеризуя барокко и рококо можно сказать, что эти стили отличались господством изогнутых, волнистых линий в предм-м мире, то в конце XVIII в. возник. вновь интерес к ант-ти. В это время ведутся большие археолог-е раскопки, пишутся научные труды по поводу ант-ти. И на фоне этого возрождения интереса к ант-ти появл. стиль классицизм, кот. тоже ориентирован на античность. В связи с этим исчезают извилистые линии барокко и рококо, линии предм-го мира, мебельные линии, становятся прямыми. Ножки стульев становятся прямыми и стройными. В мебели начинают использовать разл. античные элементы декора (колонки, балюстрады и пр.)

11. Предметный мир стиля ампир

Ампир (от фр.— «империя») — продолжение и завершение классицизма. Возник в начале 19 в. во Франции в период правления императора Наполеона; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX в.;

Наполеон, создав свою империю считал, что нужно также поддерживать и создать помпезный, торжественный предметный мир, кот. отвечал духу гос-ва, кот. он создал. Постепенно классицизм перерастает в помпезный и монумент-й стиль ампир. Ампир строится на формах ант-ти, но здесь также присутствуют веяния Востока, т.к. Наполеон вел множество войн в мире, то многие веяния взяты из Индии, Египта. Ампир – объединение черт ант-ти и черт восточного искусства.

12. Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее значение для развития формообразования предметного мира

В середине 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться новые изобретения, много машин-механизмов. Необходимо было как-то продемонстрировать все достижения техники пром-го произв-ва. Т.к. Англия была одной из самых технически развитых стран, то решили, что эта выставка пройдет в Лондоне. Поэтому в 1851 г. состоялась первая всемирная пром-я выставка, где были представлены последние технич-е возможности и достиж-я всего мира. Но эта выставка имела двоякое значение. С одной стороны она продемонстрировала технические достижения прогресса, а с другой, что люди, кот. обладают хорошим эстет-м вкусом были поражены тем уродством многих изделий, кот. были представлены на этой выставки. Однако как не парадоксально, в этом то и заключалась роль выставки. Соединив воедино все безобразие, которое было создано к этому времени в обл. метериально-хужож-й культуры эпохи эклектики, обратила вниман. худож-й общественности на ненормально положение дел в данной отрасли. Г. Земпер первым выявил, что истоки упадка в формообраз-ии предметного мира кореняться, во-первых, в механич-м отделении системы орнаментации от ее контрукт-й основы, во-вторых в разъединении между художн-ми и техниками, в-третьих, в общем падении вкусов в связи с появлением изделий-суррогатов, имитирующих ручную работу, и, наконец, в-четвертых, в полном разрыве между высокими и практическими видами искусства.


13. Эклектика в формообразовании предметного мира во второй половине ХIХ века

Эклектика – смешение, соединение признаков разных стилей в одном изделии. На протяжение всего 19 в., не было придумано никакого оригинального худож-го стиля, зато была эклектика. Когда форма предметного мира соединяет разные качества стилей прошлого, используя мотивы стиля барокко, рококо, классицизма и часто это объединяла в фантастические соединения. Именно промышленная революция и дала возможность новому поиску в старых веяниях эклектике.

14. Пром-я революц. ХVIII – XIX вв. и ее знач. для развит. формообраз-я предметного мира

В сер. 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться нов. изобретения, много машин-механизмов. В 1851 г. состоялась 1-я всемирная промышленная выставка, где были представлены последние технич-е возможности и достижения всего мира. . Но эта выставка имела двоякое значение. С одной стороны она продемонстрировала технические достиж-я прогресса, а с другой, что люди, которые обладают хорошим эстет-м вкусом были поражены тем уродством многих изделий, которые были представлены на этой выставки. Вскоре после выставки нем. арх-р и деятель искусства Гарфилд Беттер попытался в своей книге объяснить почему появилось столько некрасивых вещей.

Пром-я революция дала возможность поиску новых форм в старых веяниях в стиле эклектика. В эклектике форма предметного мира соединяет разные качества стилей прошлого, используя мотивы стиля барокко, рококо, классицизма и часто это объединяла в фантастические соединения.


15. Движение за обновление искусств и ремесел второй половины XIX века

Ненормальное положение формообраз-я предметного мира, кот. проявилось в сер. 19 в., было замечено многими деятелями искусства того времени и перед ними стоял вопрос «как преодолеть эти негативные влияния в формообраз-и предметного мира». В результ. образовалось движение, за обновление искусств и ремесел второй пол. 19 в. Основоположником этого движ-я был философ, художник теоретик искусства Джон Рескин, кот. в своих трудах писал о ненормальном положении формообраз-я предметного мира. Причину всего этого он увидел в машинном производстве и считал его источником всех бед. Он хотел, чтобы все вернулись к ручному производству, потому что оно поможет создать красивый предметный мир. Правда, он понимал, что нельзя повернуть техн-й прогресс вспять и предлагал, что чисто функц-е вещи, орудия труда – могут выполняться с помощью машинного производства, а вещи, кот. должны радовать глаз человека, должны создаваться только ручным трудом. В своих трудах он также один из первых говорил, что красоту надо искать в конструктивной форме. Внешние украшения, которые маскируют форму только портят изделие, лучше изделие не покрывать какой-то лживой декоративной формой, лучше пусть они говорят правдивым языком. Последователем Рескина был У. Моррис. Если Рескин был чисто теоретиком, то Моррис попытался реализовать идеи Рескина на практике. Он создал мастерские в Лондоне, в которых создавались изделия только с помощью ручного производства, тем самым они могли повернуть вспять негативные тенденции формообразования предметного мира.

16. Зарождение и становление стиля модерн

В конце 19 в. в Англии появился новый стиль модерн, кот. быстро распростр-ся по всей Европе и перешел в Америку. Модерн возник в результ. деят-ти Дж. Рескина и У. Морриса, повернув взгляды художников и деятелей искусства того времени к предметному миру. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать худож-ые и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности чел-ка. С помощью стиля модерн художники пытались переосмыслить саму конструкцию вещи в декоративном плане.

Англия была родоначальницей, но затем ее обогнала Франция и Бельгия, а Германия становится сосредоточением этого стиля. В др. странах называется также: «тиффани» в США, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии.

17. Г. Мутезиус и Германский Веркбунд

Г. Мутезиуса считают одним из основоположников дизайна 20 в. По специальности он был арх-р, но обратил свое внимание на предметный мир. Когда он вернулся в Германию из Англии, то был назначен на должность тайного советника министерства промышленности и торговли. Он пришел к выводу, что надо перестраивать герм. промышл-ть на «промышленные рельсы» и отходить от ремесленничества, которое было характерно для германского производства начала 20 в. Для этого Мутезиус организует союз, в который вошли представители разных профессий: художники, архитекторы, экономисты, социологи, промышленники, все кто был связан с производством. Этот союз стал наз. Германский Веркбунд. Его идея была в том, чтобы начать создавать в Германии изделия, конкурентные на мировом рынке, а для этого надо обладать не только хорош. технич-ми, но и эстет-ми кач-ми внешней формы. Также Мутезиус стал заниматься реконструкцией средних худож-х учебных заведений.. Для того, чтобы перестроить их с ремесленничества на техническое производство. В результ. деят-ти Германского Веркбунда Герм. стала конкурентоспособной на мировом рынке и также поднялся тех-й уровень худож-х учебных заведений.

18. П. Беренс – создатель первого в мире фирменного стиля

П. Беренс был учеников Мутезиуса и главное его достиж-е в развитии дизайна 19 в. считается то, что сейчас называют фирменным стилем. Он в 1907 г. пришел работать во всеобщую электрическую компанию, где был худож-м директором и поставил перед собой задачу создать фирменный стиль, чтобы компания была узнаваема на мировом рынке и повысить конкурентоспособность с другими компаниями. Фирменный стиль, кот. он разработал, касался очень многих сторон компании: единый стиль изделий, кот. проектировались, единый стиль архит-ры производств-х зданий этой фирмы, единый фирменный стиль в одежде персонала и т.д.

19. В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз

В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к производству. Чтобы учащиеся работали не над созданием какого-то автономного изделия, а над изделием, кот. можно было выпускать промышленным способом. Акцент сделан на функц-ть формы, поэтому школу Баухауз можно считать источником стиля функционализм. Школа просуществовала с 1919-1933 г., т.к. к власти пришли фашисты школа была закрыта. Тем не менее Баухауз стал первой современной дизайнерской школой и ее влияние было велико на все последующее дизайнерское образование.


20. Витебский художественно-практический институт и деятельность УНОВИСа

Витебский художественно-практический институт возник на основе худож-й школы, кот. в Витебске в 1918 г. создал М. Шагал. Он пригласил для преподавания учителей из Москвы и Петрограда К. Малевича, Веру Ермолаеву и др. деятелей искусства начала 20 в.. Институт вместе с художниками станковых отделений стал готовить дизайнеров. К. Малевич, Вера Ермолаева в 1920 г. создали объединение левых художников, придерживающихся авангарда УНОВИС. В рамках УНОСИСа стали появляться первые тенденции дизайнерского образования. Также было открыто отделение УНОВИСа при Витебском практическом институте, на котором готовили дизайнеров современного плана

 

21. ВХУТЕМАС– ВХУТЕИН

Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику.

Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.

ВХУТЕИН — Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было много формалистов. Поэтому ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт.

22. Теория производственного искусства и художники производственники

 

В 1920-е годы в советской стране возникла и теория «производственного искусства». Ее создателями били Чужак, Н. Тарабукин, Б. Арватов, А. Ган. В соответствием с этой теорией искусство, понимаемое как производство вещей, рассматривалось как одно из важнейших средств «жизнестроения», формирования совершенного общества будущего.Сторонники теории «производственного искусства», которых стали называть «производственниками», хотели слияния искусства с жизнью через создание художественными средствами утилитарных вещей быта. Способ же решения своих целей художники-«производственники» видели в единении работы художника с производством, промышленностью. «Производственники» не на словах, а на делах хотели проводить свои идеи в жизнь.


23. Всеобший экономический кризис 1929 г. и развитие дизайна на Западе

Кризис на товарном рынке Зап. проявился в значит-м перепроизводстве товаров наряду с резким падением спроса на них. В конкурентной борьбе выигрывал тот, кто предлагал товары с более высоким уровнем потребительских свойств. Красивые и удобные предметы, спроектированные хорошими дизайнерами, оказались в лидерах. Профессионализм дизайнеров понадобился и при усовершенствовании рекламы , которая в свою очередь способствовала продвижению на товарном рынке эстетически привлекательных изделий . Сушность лозунга Р.Лоуи "Безобразие плохо продается" , в годы кризиса каждый фабрикант ошутил "на своей шкуре". Поэтому то дизайнер в это время становиться популярной фигурой в мире западного бизнеса.

 

24. Американский дизайн 30 х гг.

Одним из лидеров амер. дизайна в это время становится Раймонд Лоуи(1893-1986), французский инженер, кот с 1919 г. обосновался в Америке.В 1930-е гг. Лоуи становиться лидером направления в дизайне – «коммерческий дизайн» или «стайлинг». Направление характеризуется стремлением придать форме изделия наибольшую броскость, что бы заставить покупателя купить этот товар. Особенно это проявлялось в автодизайне. Однако здесь есть и отрицательная сторона – несоответствие внешней формы ее конструктивной основе. Г. Дрейфус стоял же на позициях противоположных стайлингу. Концепция в творчестве Дрейфуса – это концепция «человекацентризма». Для него главное в дизайне не броская, эффектная форма, а функц-ть изделия. Он создает целый ряд работ. Особенно можно выделить телефонные аппараты.


25. Зап. Европейский дизайн 30х гг.

Ле Корбюзье – великий франц. архит-р и диз-р 20 в. Был главой рационализма в зодчестве. В соответствии с его концепцией, дом надо рассматривать "рабочий инструмент" или как "машину для жилья". В 1928 г. он спроектировал меблировку интерьера, ставшую впоследствии его "визитной карточкой" как диз-ра.

Жак Вьено. В 1920 г. он создал бюро промышленной эстетики DIM (decore- install- meuble – декор, оборудование, мебель). Как дизайнер-проектировшик Вьено в 1930-е гг. много трудится над разработкой современной мебели. Он создает даже своеобразный стиль серийной мебели, очень индустриальный и конструктивный. Таким образом, Жак Вьено уже тогда закладывал базу для создания национальной программы по технической эстетике.

Алваро Аалто – финский арх-р и диз-р. Как дизайнер он в основном известен как проектировщик мебели . Первые образцы были созданы для санатория в Паймио. В 1928 г. Аалто посетил Баухауз и особенно его внимание привлекла мебель с использованием изогнутых труб, но потом он пришел к выводу, что в жилом интерьере более уместно дерево.

26. Украшательство в советском предметном формообразовании 30х гг.

Роль художника в технич-м мире 30х гг. видится теперь в украшательстве форм. 30-е гг. были периодом укрепления сов. империи, культом личности Сталина. Эти процессы породили свой образ жизни, кот. отразился на предметном мире. В архитектуре и предметном формообразовании сложился монументальный стиль - "сталинский ампир". Помпезность была характерна также для интерьера, например монументальная настольная лампа, либо огромные черные кожаные диваны и т.д.Но простые люди стремились сделать эти веши не такими холодными и официальными(шили матерчатые чехлы, кот. украшали воланами и рюшками....), в общем стремились к уюту и теплоте предметного мира в жилище.

27. Советский транспортный дизайн 30х гг.

Автодизайн: Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностранных фирм. Поэтому дизайн автомобилей был также во многом вторичен, преобладал американский обтекаемый стиль (грузовик ГАЗ-АА — Форд-А)К середине 30-х активируются поиски в формообразовании отечественного автомобиля. Московское метро: Метрополитен задумывался как среда уже наступившего светлого будущего, объект подражания. К строительству метрополитена были привлечены лучшие силы. Поезда метро - самые комфортные транспортные средства. Форма вагона, головного вагона - деликатная форма обтекаемого стиля.

 

28. Деятельность в 30х гг. в проектной мастерской #2 Моссовета

Эта мастерская была примечательна тем, что в 30 е гг. в Советском Союзе господствовало украшательство, а эта мастерская пыталась сохранить традиции ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА. Сотрудники проектной мастерской были бывшие выпускники ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА. Мастерская занималась в основном проектированием внутр. оформления и оборудования интерьеров общественных зданий. Среди разработок мастерской были интерьеры станций метро, московских бань, универмагов и т.д.


29. Создание и деятельность ИКСИД

28 июля 1957 г. была основано Международное объединение нац-х организаций промышленного дизайна ИКСИД. Первый конгресс состоялся в Стокгольме в 1959г., после чего стали проводится регулярно раз в два года в разных странах. С 1985 г. штаб квартира находиться в городе Хельсинки. ИКСИД содействует повышению профессионального уровня дизайнеров. проводит международные конкурсы и семинары по актуальным проблемам промышл-го производства, содействует интеграции дизайнеров разных стран. Основное назначение ИКСИД это выход дизайна на международный уровень. Сегодня ИКСИД получил международное признание и стал той платформой, на основе которой дизайнеры всего мира налаживают профессиональные контакты, определяют общие цели и интересы.

30. Ульмская школа дизайна

Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того ,при Ульмской школе были созданы два проектно-конструкторных института: Институт худ. конструирования промышлен. изделий и Институт индустриальных методов строительства.Первоначально в своей деятельности школа опиралась на теор. разработки основателя Баухауза В. Гропиуса, позже на педагогическую систему Т.Мальдонадо, ставшего в 1964 г. ректором. Несмотря на то, что идейный глава школы в своих теоретич-х воззрениях пришел в тупик, деятельность этого дизайнерского заведения сыграла большую роль в развитии послевоенного европейского дизайна, а на практике в наибольшей степени была осущ-на ставшей впоследствии всемирно известной нем. фирмой "Браун".


31. Дизайн фирмы «Браун» и «браунстиль»

В начале 1950-х гг. дизайнерскую группу возглав. Фриц Айхлер – препод-ль Ульмской школы. Диз-ры «Брауна» создали первую в мире дизайн-программу, по котор. осущ-ли свою дизайн-ю деят-ть. В послевоенное время в Германии происходил отказ от старых, связанных с фашистской идеологией социальных и эстет-х стереотипов и устоявшихся образцов культуры, зарождались новые представл-яя и вкусы. На этот-то нарождавшийся вкус «культ-го потребителя» и сделал ставку фирма «Браун». Первым шагом диз-в фирмы была модернизация старой продукции. Затем нач. работа по созд-ю долговременной дизайн-программы предпр-я. Первым шагом программы стало определение «портрета» потребителя, котор. адресована продукция. След-м этапом программы было опред-е среды потреб-ля. Далее на основе первых 2-х этапов дизайнеры состав. номенклатуру изделий, через котор. предполагалось формир-ть вещную среду потребителя. Конечным продуктом дизайн-программы был пункт, котор. можно обозначить как «продукт». Продукт рассматр-ся дизайнерами в 3-х ипостасях: как проектируемый продукт, как производимое изделие и как потребляемая вещь. Осн. идея продукта дизайнеров фирмы «Браун» - быть ненавязчивыми помощниками человека – их не должно быть видно, они должны тихо появл-ся и исчезать. На практике, продукция фирмы характеризовалась геометричностью и простотой форм, сдержанностью и строгостью цвет-х решений. «Браунстиль» был лишен какой-либо внешн. стилизации, форма была скромна, гармонична и функц-на.

32. Возрождение дизайнерского образа в СССР после ВОВ

Война нанесла огромн. ущерб советской экономике. В марте 1946 г. был принят 4-й пятилетний план – план восстановл-я и развит. хозяйства, особенно тяжелой промышл-ти. Поэтому активную роль в выполн-и этого плана стали играть художники-конструкторы Ленинграда, Москвы и др., задачей котор. было возрождение разрушенного войной хоз-ва. После ликвидации ВХУТЕМАСа подгот-ка художников-конструкт-в не велась и поэтому ощущалась явная нехватка дизайнерских кадров. В феврале 1945 г. вышло постановление Совнаркома СССР о восстановл-ии в Москве Моск-го центр-го художственно-промышл-го училища (бывш. Строгановское), а в Ленинграде – Ленингр-го художественно-промышл-го училища (бывшее барона Штиглица). Училища должны были готовить специалистов для худож-й промышл-ти, ученых рисовальщиков и художн-в декоративно-прикладного искусства. Первым подготовку промышл-х дизайнеров начало Ленинградское училище. Первым ректором был И. А. Вакс. В 1953 г. ЛВХПУ присваивается имя В. И. Мухиной. 1 октября 1945 г. открылось и Строгановское училище. Первым ректором был С. П. Маркелов.

33. Деят-ть в послевоенные годы Архитектурного бюро при Наркомате транспортного машиностроения

В янв. 1946 г. организ-ся первая в нашей стране специализир-я дизайнерская организация – Архитектурно-худож-е бюро при Главном управлении вагоностроения. Назначением этой организации была разработка худож-но-конструкторских проектов и макетов внутр-й и наружной отделки пассаж-х вагонов. Руковод-м АХБ стал молодой художник-конструктор Ю.Б. Соловьев. Первой работой дизайнеров бюро было созд-е нового цельнометалл-го пассажирского железнодор-го вагона. Первонач-но работа дизайнеров была воспринята с критикой, ссылаясь на большие финанс-е затраты, однако впоследствии, когда был изгот-н макет купе в натур. величину, стали ясны все преимущ-ва нового предлож-я дизайнеров. В 1949 г. работники АХБ взялись за проектир-е нов. городского троллейбуса. Проведя анализ аналога, дизайнеры пришли к выводу, что старая модель обладает рядом недостатков. Устранив эти недостатки, диз-ры получили более удобное и красивое ср-во транспорта. Впоследствии работниками АХБ были выполнены такие работы, как разраб. вагонов электричек и трамваев, прогулочных катеров и лодок и многое др.

34. «Скульптурный дизайн» второй половины 1960-х гг.

К серед. 1960-х гг. проявляется стремление выйти на новый подход к предметному формообраз-ю, более теплый и артистичный, в отличие от господствовавшего в начале 1960-х гг. «браунстиля» - функцион-го и аскетичного. Появляется желание приблизить форму к органичной, природной форме. В результате склад-ся новое направление, получившее название «органический», или «скульптурный» дизайн. Здесь не было острых углов, сухих прямых линий, углы скруглялись, формы как бы перетекали от одного объема в другой. В этом направлении особенно преуспели в Италии и в Японии. В Италии наиболее яркой личность в это области был Марио Беллини. В 1960-е гг. «скульпт-й дизайн» стал развиваться и в Японии. Японский дизайн был под влияние зарубежного, особенно амер-го. В конце 1950-х и в 1960-е гг. начинает проявляться самост-ть в творчестве японских дизайнеров. В 1960-е гг. на всех крупных пром-х фирмах организуются службы дизайна. Самыми крупнейшими фирмами были: «Сони», «Кенон» , «Тошиба», «Хитачи».

35. Дизайн социалистических стран в 1960-е гг.

В 1960-е гг. дизайн-деят-ть становиться заметной и в образовавшихся после Втор. мировой войны социалистич-х странах. В ГДР и Чехословакии уже были кое-какие традиции в области диз., а других же приходилось начинать все с нуля.

Например в кач-ве примера можно привести Народную Республику Болгарию, где проблемам технич-й эстетики начин. Уделять вним-е только в 1960-х гг. В это время в стране создается сист. дизайнерских организаций. Руковод-м органом в этой сист. стан. Совет по пром-ой эстетике при Гос-ом комитете по науке и технич-му прогрессу. Создается инспекция по кач-ву. Дважды в год проводятся смотры образцов товаров широкого потребления. Значит-х успехов болгарские диз-ры добиваются в проектир-ии мебели, котор. пользовалась спросом за пределами страны. В 1964 г. в НРБ учреждается премия «Золотые руки», вручаемая за выдающиеся достиж-я в области диз-на. В этом же году в Высшем худ-ом училище им. Николая Павловича в Софии открыв-ся кафедра худож-го конструир-я.

36. Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг.

Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й реформы советское правит-во решило, так сказать «сверху» внедрить дизайн в отеч-е произв-во. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении кач-ва продукции машиностр-я и тов-вкультурно-бытового назнач-я путем внедрения методов худож-го конструир-я».Советское руководство возлагало на дизайн большие надежды. В это время в нашу страну стали поступать товары из-за границы, которое по кач-ву и внеш-му виду были намного лучше отечеств-го. Поэтому ставка была сделана на дизайн. Наши руководители поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деят-ти, котор. творит чудеса. Например помогли капиталистич-й экономике выйти из глубинного эконом-го кризиса 1930-х гг. и повысить эффект-ть произв-ва за счет повыш-я кач-ватовара. Поэтому советские руковод-ли решили попробовать и у нас внедрить эту деят-ть. Наши дизайнеры активно взялись за роботу.


37. Создание и деятельность системы ВНИИТЭ

В 1962 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-исследоват-ий институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и спец.художественно-конструкторские бюро (СКХБ). ВНИИТЭ, директором которого был назначен Ю.Б. Соловьев, возглавил все службы диз. СССР. На институт возлагались след-е ф-ии: разраб-ка и внедр. методов худож-го конструир-я, опред-е технич-й эстетики к изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назнач-я, координации научно-исследоват-х работ в обл-ти худож-го конструир-я и методическое руководство работой СХКБ. Во ВНИИТЭ были созданы 3 группы подразделений: 1 – похудож. конструир-ю пром-х изд-й по заказам разл-х предприятий, 2 – научно-исследовательская – изучение истор. диз.,, разработка теории и методики диз., 3 – конструкторские службы и опытное произв-во. Уже первые дизайнерские разработки ВНИИТЭ оказались удачными. Напр. такой проект как автомобиль-такси. В сущности, это была первая модель микро-автобуса. Кроме проектной работы, ВНИИТЭ занимался пропагандой диз., проводил семинары и конференции.

38. Создание деятельность БФ ВНИИТЭ

В 1966 г. был открыт Бел. филиал ВНИИТЭ. Хотя и дипломиров-х специалистов было мало, работники смело брались за любую раб. Появились первые выполненные работы филиала. Это не были грандиозные проекты.Все начиналось с малого. Выполнялись отдельные заказы разных предприятий: металл-я посуда, графически оформленные упак-ки для кондит-х изд-й и т.д. Со временем заказы стали крупнее, масштабнее. Появ-сь разраб. тракторов, крупных с/х машин. В 1968 г. постановл-м Министерства тракторного и с/х машиностр-я СССР была официально закреплена отрасль тракторного и с/х машиностроения, а также станкостроения. В связи с этим БФ ВНИИТЭ утвержд-ся как ведущая организ-я по проблемам технич-ой эстет-и в направленной отрасли. Заказчики были со всех концов СССР, однако наибольшее внимание уделялось Минскому тракторному заводу.

БФ ВНИИТЭ также стал и известным в республике методическим и учебным центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов дизайна во всех сферах.

39. Творческая деятельность Этторе Соттсасса

Созданная в 1981 г. по инициативе Э. Соттсасса группа«Мемфис» выступала как оппозиция рационализму в дизайне. Стиль, который создала группа «Мемфис» восходил к искусству древних цивилизаций, в тоже время в нем чувствовалось влияние «ар-деко». Главное, что было характ-но для «Мемфиса» - это ломка всех стереотипов, отсутствие какого-либо догматизма. Соттсасс говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретани пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, худож-ми, композиционными новациями. Сам же Соттсасс (архитектор по образованию) в 1957 г. был консультантом «Оливетти» по дизайну. Он проектировал офисное оборудование, мебель, планировку рабочих мест, сохраняя статус независимого дизайнера.

40. Деятельность Джуджетто Джуджаро

Проф-ую деят-ть начал в 17 лет как дизайнер автомоб-ой промышл-ти - сначала в Центре стиля фирмы "Фиат",затем на кузовных фирмах "Бертоне" и "Гиа". С 18 г. возглавляет собственную дизайнерскую фирму (первонач. название "Италдизайн"), выполняющую заказы итал., нем., франц. и японских автомоб-х фирм.

В автомоб-м дизайне Джуджаро применяет собственную методику, где до последнего этапа макетир-я использ-ся масштаб 1:5. Джуджаро предпочитает полноразмерное макетир-е в гипсе уже на предварит-й стадии проектир-я, позволяющее вносить необх-е изменения и уточнения в процессе работы. В последнее десятилетие, не порывая с автомоб-м дизайном, Джуджаро выполняет проекты мотоциклов, автобусов, разрабат-т интерьеры кают маломерных судов, успешно сотрудничает с итальянской фирмой "Канди", выпускающей бытовые электроприборы, с известной фирмой "Некки" - одним из лидеров по выпуску быт-х швейных машин. На мировом рынке завоевали популярность выполненные по проекту Джуджаро наручные часы японской фирмы "Сейко" и зеркальные фотоаппараты фирмы"Ниппон", С 1983 года работает в области проектир-я спорт. одежды и обуви.

Решением жюри XIII конкурса "Золотой циркуль" (1984) Джуджаро присуждена спец. премия за активную деят-ть, внесшую существенный вклад в развитие нац-го дизайна.

41. ДеятельностьТомаса Мальдонадо

Томас Мальдонадо – итал. диз-р, живописец, педагог, автор статей и книг по вопросам теории культуры и дизайна. С 1954 г. работает в Европе. А с 1957 г. возглавляет Ульмскую школу, основанную в 1951 г. Максом Биллом. Школа была открыта специально для подготовки дизайнеров.

Мальдонадо ввел и развил принцип системного подхода в дизайне, исследовав связь дизайна и науки. Он разработал теорию уровней сложности проектируемых изделий - от чашки до вертолетов и ЭВМ. В практической работе дизайнера Мальдонадо считал необходимым широко использовать различные математические дисциплины.

По мнению Мальдонадо проектир-е должно быть связано с вопросами управл-я и прогнозир-я культуры. Дизайнеры обязаны обратиться к решению культурных, соц-х и политич-х проблем. Это значит что дизайнер должен с научной точки зрения подходить к решению проблем, а не просто бездумно множить предметы. Однако со временем Мальдонадо приходит к выводу о несовместимости научного обоснования дизайна и реальности. В результ. 1967 г. он покидает Ульмскую школу, а через год эта школа закрывается. С 1976 по 1980 г. Мальдонадо был главным редактором крупнейшего итал. журнала по проблемам архитектуры и дизайна"Casabella". В 80-х - начале 90-х гг. Мальдонадо обращается к философско-культурологическим проблемам современности и европейской истории.

Мальдонадо известен проектами в области дизайн-графики, и особенно разработки визуальных символов для электроники. Он принимал участие в проектировании тракторов малой мощности, приборов, электронного оборудования. Его стиль отличается жестко-геометрическими формами, четкой проработкой графических деталей и изысканной суховатостью.

42. Финский дизайн 1970-х годов (Т. Сарпанева, И. Тапиоваара, Т. Виркала)

В 1970-е гг. лидирующие положения в сфере дизайна кроме Италии начинает занимать и Финляндия. В это время во всём мире стали известны такие имена как Тимо Сарпанева, Иммари Тапиоваара , Тапио Вирккала.

Характерной особенностью финского дизайна было использование национальных народных традиций формообразования. Для изделий финского народного искусства характерно доминирование простых, функции-х форм, практичность и долговечность предметов, связь форм с формами природы, минимум декора и цвета. Все эти черты перешли и в финский дизайн 70-хгодов.

Одно из наиболее громких имён в финском дизайне 70-х гг. – Тимо Сарпанева. Он первым из дизайнеровв1967 г. получил в Лондоне почётную степень Королевского колледжа искусств. Его персональные выставки с успехом прошли в Стокгольме, Копенгагене, Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Токио. В 1974 г. его выставка прошла в Москве и Минске. Область его деят-ти – дизайн предметов быта. Сарпанева в первую очередь отталкивается от материала.

Сарпанева много времени проводил на производстве в цехах, где изготавливались предметы быта по его проектам. Иногда он сам предлагал революционные изменения в технологии, чтобы достичь максим-го результата. Сарпанева получил достаточно много патентов за свои изобрет-я. Больше всего дизайнер любил проектировать посуду.

Другой видный финский дизайнер – Иммари Тапиоваара. В 1970-е г. он приобрёл известность в первую очередь как дизайнер мебели и интерьеров. Однако этим он не ограничивался, создавая светильники, посуду, столовые приборы и другое.

Тапиоваара долгое время работал худож-м руководителем на заводах известной финской мебельной фабрики «Asko». В 1972 г. он с женой открыл собственную студию по разработке интерьеров. В своём творчестве опирался на народную традицию формообразования предметного мира. Основная его концепция – от формы изделий к форме пространства.

Тапио Виркаала – ещё один известный финский дизайнер. Как отмечали критики – лучшее определение для дизайна Виркаалы – надёжность. Его творчество выделяется спокойствием, уверенностью, отсутствием боязни показаться несовременным. Характерной особенностью творчества Виркаалы являлось то, что он всё старался сделать своими руками. В его творчестве так же прослеживается связь с народными финскими традициями. Большое значение он придавал материалу, который он считал лучшим средством художественной выразительности.


43. Конгресс ИКСИД 1975 года в Москве и практический семинар «Интердизайн-71» в Минске

Предстояло подготовить не гос-е мероприятие, а достойный форум, соответствующий ожиданиям специалистов разных стран. Необходимо было отобрать лучшие в Советском Союзе дизайнерские разработки, отвечающие девизу конгресса «Дизайн для человека и общества», придумать способы показа, на равных участвовать в обсуждении насущных творческих вопросов мирового дизайна.

Темы рассмотренные на конгрессе:

1.«Дизайн и государственная политика»

2.«Дизайн и наука»

3.«Дизайн и труд».

4.«Дизайн и отдых»

5.«Дизайн для детей».

Среди участников были не только отечественные представители, но и такие известные диз-ры того времени как Т.Мальдонадо, Ю. Саловаара, М. Блэк, Ф.Баррэ и др.

В 70-е гг. продолжает развиваться дизайн и в Беларуси. В 1971 г. происходит событие, значение кот. вышло за рамки бел-й ССР. В Минске был проведён первый международный практический семинар «Интердизайн - 71». В белорусской столице собрались дизайнеры разных стран чтобы обсудить професс-е проблемы и объединить усилия для их решения. Реальным результатом практической работы семинара была разработка системы визуальных коммуникаций для города Минска и предложения по совершенствованию одной из отраслей пищевой промышленности.

44. Деятельность Сенежской студии дизайна

Сенежская студия (Центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников, руководитель Розенблюм) выдвигала отличную от официального ортодоксального функционализма концепцию: они подчеркивали связь "художественного проектирования" с общей культурой. Задачей проектной деятельности они видели вовлечение технического предмета в обычную культуру, придание ей самостоятельной культурной ценности.

4 принципа художественного проектирования:

- основа творческой деятельности – изобразительное искусство

- проектирование родственно театральному творчеству(театр общения между преподавателем и учеником, театр рождения новой формы)

- результат работы, макет – художественное произведение

- место приложения - бесхозная земля между архитектурой и традиционным дизайном.

Предлагалось проектировать пару "человек-вещь", где взаимодействие человека с вещью носит не только утилитарный, но и социо-культурный характер.

Для проектирования таких вещей в Сенеже предлагал и метод "открытой формы" - формы, позволяющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять структуру ее элементов. Открытая форма обладает избыточностью, допуская возможность человека "допроектировать" ее, творчески переделать под себя. Она трансформируема и изменчива, но в каждом положении она должна быть красива (обладать эстетической ценностью).

Открытая форма динамична, она развивается во времени, взаимодействуя с человеком.

В конце концов, создатели сенежской студии признали, что в реальности из худож-го проектирования изделий для промышленности ничего не получилось, не хватило технической базы. Наиболее сильно их влияние оказалось на городскую среду, а также на музеи.

Проекты:

- благоустройство городской среды: площадь Маяковского – организация среды для общения; - проект оформления района Зарядье в Москве к Олимпиаде-80

- промышленные изделия: видеотелефон для родильного дома

- экспозиции музеев: музей оружия в Коломне(музей-клуб, музей, включающий прошлое в жизнь современного человека, живые, динамичные экспозиции)

45. Деятельность миланской дизайнерской группы «Мемфис»

В 1980 гг. стиль «Хай-тек» развивался в работах дизайнеров группы «Мемфис».

Группа была создана в 1981 г. по инициативе Э. Сотсосса. Эта группа выступила как активная художественная оппозиция функционализму в дизайне. Своё название группа получила от песни Боба Диллана «Мемфис Теннеси», а так же напоминал про название древнеегипетского города «Мемфис». Стиль, кот. создала группа «Мемфис» действительно восходил к искусству древних цивилизаций, но главная и характеристика – это ломка стереотипов, отсутствие какого-либо догматизма.

Творчество этой группы, оказавшей большое влияние на ведущих дизайнеров того времени, было связано с ещё одним направлением в зарубежном дизайне, таким, как «постмодернизм».

К середине 80-х гг. «Мемфис всё больше берёт курс на проектирование и изготовление уникальной художественной мебели, рождается новое название – «Мета-мемфис». Но уход творчества группы в чисто художественное проектирование – не удовлетворял Сотсосса. Поэтому он покидает «Мемфис».

 


46. Хай-тек в предметном формообразовании

Термин «хай-тек» появился после выхода в 1978г. одноимённой книги Дж. Крона и С. Слесин. Это название было образовано от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника). Особенностью произведений, выполненных в стиле «Хай-тек» являлось то, что они на первый взгляд производили впечатление техницизма, однако на самом деле весь их техницизм – декорация, чисто символический приём создания формы. Яркий пример «хай-тека» - здание центра искусств и культуры им Ж. Помпиду в Париже. Весь фасад этого здания был покрыт сетью открытых конструкций, наподобие строительных лесов, однако вся эта система являлась псевдотехникой, не имеющей никакого функционального значения, выполняющая роль всего лишь декора.

Став в 1980-90 гг. довольно популярным, «Хай-тек» привнёс технические формы и в жилую среду. С одной стороны хай тек – это чрезмерная холодность, техничность, функциональность, с другой стороны это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. В мебели и утвари используются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней. Широко используются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери. Полное отсутствие декора компенсируется "работой" материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т.п.


47. Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов

В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм».

Термин «хай-тек» появился в 1978 г. Это название было образовано от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника). Став в 1980-90 гг. довольно популярным, «Хай-тек» привнёс технические формы в жилую среду, в архитектуру и другие отрасли дизайна. С одной стороны хай тек – это чрезмерная холодность, техничность, функциональность, с другой стороны это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор.

В 80-х гг. заговорили и о новой ветви хай-тека, кот. была названа «транс-хай-тек». Здесь мы имеем дело с хай-теком, как бы увиденным из далёкого будущего и ставшим объектом археологического изучения. Нам предлагается перенестись на несколько веков вперёд и взглянуть на объекты глазами людей того времени. Представители стиля – дизайнерские группы «Пентагон» и «Кунстфлюг».

Хай-тач – направление авангардного дизайна 80-90 гг. связанное с хай-теком. Создал концепцию этого направления К. Т. Кастелли. Хай-тач стремился материализовать нематериальность, акустические и текстурно-фактурные свойства объектов. По мнению Кастелли, хай-тач был обращён к эргономике и антропометрии, а к духовной сущности человека, обладающего повышенной чувствительностью. Представители стиля – дизайн-группа «Мемфис».

Постмодернизм – существовал ещё с 70-х гг. Сущность постмодернизма в призыве к возрождению форм прошлых эпох и отказ от формообразования, рождённого индустриальной эпохой. В дизайне постмодернизм в основном проявился в проектировании интерьеров, характерным признаком которых являлось использование орнаментов, признаков формообразования прошлых лет. Постмодернизм балансирует на грани высокой традиции и кича.

Минимализм – реакция на действия постмодернизма. Ставка делалась на минимум используемых средств формообразования. Произведения в этом стиле предельно просты и аскетичны по форме. Родоначальники минимализма – миланская группа «Нотто». Но основным лидером этого стиля стал дизайнер Филлип Старк.

48. «Новый немецкий дизайн»

В 1980-90 гг. в Германии развилось довольно отличающееся от всех остальных стилей того времени направление дизайна. Оно получило название «Новый немецкий дизайн». Характерной особенностью немецкого дизайна являлось – единичность уникальных авторских экземпляров. Они создавались просто как произведения искусства.

Основные принципы «нового немецкого дизайна»:

1.Повторное использование промышленных изделий массового производства.

2.Второй принцип – использование неординарных материалов. Здесь применялись материалы, к которым не предъявляются какие-то эстетические требования. Так использование ржавчины в мебельном дизайне являлось выражением протеста против гладкости, искусственности и высокой стоимости.

3.Принцип три – противоположность предыдущего. Использование роскошных и вычурных материалов в вычурных комбинациях.

4.Повторное использование утиль-сырья. Некоторые дизайнеры называли это направление «мусорным дизайном».

5.Пятый принцип – принцип экологии. Обусловлен бережным отношением к природным ресурсам. Например, к истощению древесных запасов.

6.Шестой принцип – наглядность изготовления.

7.Седьмой принцип – части предмета формально не соответствуют друг-другу, а резко отличаются.

8.Восьмой принцип – сокращение средств. Изделия должны быть простыми, спартанскими, даже грубыми.

9.Создание объектов символов. Попытка соединить духовную ценность с утилитарной функцией предмета. Подразумевалось, что форма предмета не обязательно должна определяться функцией.

 

49. Деятельность американской дизайнерской группы САЙТ

Дизайн-группа САЙТ, от англ. «Sculpture in the environment», что в переводе на русский означает «Скульптура в окружающей среде. Лидер группы – Джеймс Вайнс, скульптор по образованию, преподаватель Парсонз-школы дизайна в Нью-Йорке.

С самого начала САЙТ противопоставила себя ортодоксальному функционализму. Вайнс считал главным в проектировании нерешение каких-либо практических задач, а худож-й замысел.

1980-1990 гг. – время расцвета творчества группы САЙТ. В это время дизайнеры группы создают проекты зданий, интерьеров, бытовых изделий и др. Сайт выполнила ставшие сенсацией проекты универмагов по заказу фирмы «Бест». Оригинально выглядело здание универмага с будто разрушенной передней стеной, а угол здания как будто был отброшен в сторону землетрясением. Такое необычное решение архитектуры универмага сделало ему громкую рекламу и увеличило доходы фирмы на 40%.

Работы творческой группы САЙТ носили обычно эпатажный характер, отличались яркой театрализацией, зрелищностью. Эти качества присущи и разработке для ЭКСПО-86 в Ванкувере. Объект созданный дизайнерами был весьма необычен. Из армированного железобетона была сделана волнообразная лента дороги длинной 217 м. На поверхности этой дороги были расположены покрашенные в серый цвет различные транспортные средства: от стоптанных башмаков, до автомобилей, подводных лодок и даже ракет. Получился своеобразный музей транспорта. Композиция называлась «Хайвей – 86».

Для всех произведений группы САЙТ свойственна так жеяркая символичность, двусмысленность, таинственность.

50. Деятельность Луиджи Колани

Луиджи Колани – немецкий дизайнер-концептуалист, родоначальник направления в промышленном дизайне называемого биодизайном. Родился в 1928 г. в Берлине.

Очень много работал в автомоб-м дизайне и авиа-дизайне. Сотрудничал с такими корпорациями как «Боинг», «БМВ»,Фольксваген, Альфа-ромео и другие.

Его произведения своими пластичными формами напоминают формы органических объектов. Его модели автомобилей изготавливались в осн-м из пластика и имели плавные обтекаемые, аэродинамические формы. Его проекты были футуристичны и являлись взглядом в будущее.

В борьбе за утверждение своих взглядов Колани не боялся скандалов, мог идти на самые экстравагантные поступки. Так, сконструировав грузовик, расходовавший на 25 % меньше топлива чем серийный, Колани попытался выставить творение на выставке во Франкфурте. Ему предложили место на свалке. Колани недолго думая воспользовался этим предложением. Через день самая крупная газета ФРГ писала: «Сенсация валяется на свалке». Это привлекло всеобщее внимание.

Колани проектировал не только автомобили. Отдельная отрасль – фотоаппаратостроение. Сенсацией 1980-х годов стала его модель CanonT-900.Она создала новое направление в стилистике зеркальных камер.

51. Деятельность Хартмута Эсслингера

Среди дизайнеров, ярко проявивших себя в 1980-90 гг., можно назвать и Хартмута Эсслингера, лидера прославленной западно-германской группы «Фрогдизайн». Её знак – зелёная лягушка – стал гарантией дизайна самого высокого класса. К проектированию промышленных изделий специалисты фрогдизайна относились как к созданию предметов искусства. Эсслингер считал анализ и исследование – смертью творчаства. Особенности фрогдизайна могли даже зависеть от настроения автора.

И тем не менее, несмотря на такой чисто худож-й подход Эсслингер со своей группой создаёт вполне реальные изделия, которые выпускались массовыми сериями промышленностью. В 1984 г. Эсслингер создал новое поколение компьютеров для амер. фирмы «Эппл компьютерс». Эта разработка имела огромный успех и завоевала больше наград и призов чем другие разработки дизайна Америки того времени. Эсслингер создал новый язык дизайна компьютерной техники.

Фрогдизайн проектировала самые различные изделия. От компьютеров, мотоциклов и утюгов до роликовых коньков. 80-е гг. – период расцвета организации. А с 1986 г. фирма сотрудничает не только с амер., но и японскими компаниями.

52. Деятельность Кендзи Экуана

В 1980-90 гг. активно развив-ся и японский дизайн, наиболее крупной фигурой котор. являлся диз-р с мировым именем Кендзи Экуан. Президент ассоциации японских дизайнеров, член сената ИКСИД. Экуан был удостоен наград многих нац-х и междунар-х конкурсов дизайна. Его фирма в 1980-е гг. насчитывала 200 сотрудников и являлась крупнейшей дизайнерской фирмой Японии

Своё творчество Кендзи Экуан основывает на главном принципе японского уклада жизни: «маленький, но сильный». Но у него этот принцип преподаётся иначе – «Сильный, потому что маленький». В дизайне это значит, что минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие качества изделия, что исоставит его особую «силу».

Второй принцип Экуано – многофункциональность. Этот принцип исходил из особенностей национальной японской культуры.

Самой показат-й разработкой Экуана, в кот. проявились все его принципы, стал созданный в 1982 г. миниавтомобиль «GK-01». Он действительно сильный потому что маленький, сложный, но простой. Он был создан как автомобиль, рассчитанный на одного чел., но чуть сбоку имелось и ещё одно место для ребёнка. Это мотивировалось тем, что выпуск многоместных машин неэкономичен, утверждалось что дешевле выпускать одноместные индивидуальные автомобили.

Секрет большого успеха Экуана как дизайнера и у себя в стране и на междунар-й арене основывался на том, что он сумел соединить в своём творчестве и бережное отношение к национальным традициям и стремление создавать межнациональный материальный мир.

53. Деятельность Хельмута Яана

В 80-е гг. всемирную известность получил американский мастер архитектурного дизайна Хельмут Яан. Он был руководителем фирмы MyrphyJahn. Одна из самых знаменитых его разработок – проекты интерьеров чикагского аэропорта в 1989 г. По мнению Яана, основные проблемы традиционного архит-го проектирования в том, что разные конструкции здания разрабатывают разные специалисты. Это препятствовало достижению единого стиля строении. Новый подход заключался в том, чтобы все элементы здания создавать на основе одной и той же концепции, при этом большое внимание должно уделяться визуальному образу объекта. Важная роль отдавалась также цвету.

В системе городской застройки методика Яана состояла в том, чтобы в историческую архитектурную среду вкрапливать новые объекты, которые контрастировали со старыми. Такой подход позволял Яану превращать город в динамически развивающуюся систему. А в формообразовании Яан был склонен к эстетизации технической конструкции, в некоторых своих проектах использовал приёмы «хай-тека».

54. Создание Союза дизайнеров СССР и Союза дизайнеров Беларуси

В 1987 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов собрались представители дизайнерских организаций со всех концов СССР. Речь шла о создании собственного творческого союза, Союза дизайнеров СССР. В уставе союза была сформулирована его цель: «развивая лучшие традиции отечественной и мировой материально-художественной культуры, участвуя в ускорении научно-технического прогресса, Союз дизайнеров СССР способствует решению социально-экономических задач.

На учредительном съезде выступило более 50 делегатов. Обсуждались задачи Союза дизайнеров, положения устава Союза, проблемы, связанные с развитием дизайна. Съезд принял Устав Союза дизайнеров СССР, выбрал руководящие органы Союза – правление союза и центральную ревизионную комиссию. Были избраны председатель управления Ю.Б. Соловьёв и 8 секретарей.

В том же 1987 г. был создан и Союз дизайнеров Беларуси. Белорусский союз, как и дизайнерское союзы других республик, начал проводит работу по созданию благоприятных условий деятельности своих членов. При союзе была организована творческо-производственная фирма, призванная заниматься координацией работы дизайнеров. Создавались дизайн-студии с целью дать возможность дизайнерам непосредственно с предприятиями заключать договоры на создание проектов изделий. Это должно было расширить сферу деятельности дизайна в промышленности.

55. Белорусский дизайн 1980-90-х годов

80-е гг. ознаменовались таким периодом как перестройка. В это время стали делать шаги к демократизации в стране. В это время был создан сначала Союз дизайнеров СССР, и в том же 1987 г., Союз дизайнеров Беларуси. Создавались дизайн-студии, с целью дать возможность дизайнерам непосредственно с промышленными предприятиями заключать договоры на создание проектов изделий. Заказчиками были крупные предприятия и гос-е учреждения.

На парижском автосалоне 1988 г. сенсацией стал разработанный бел. филиалом института технической эстетики модульный автопоезд МАЗ-2000 под символичным названием «Перестройка». В отличии от более раннего советского дизайна, носившего подражательный характер – этот автопоезд в корне отличался и был совершенно иным с виду: кабина мягкой обтекаемой формы, цельное ветровое стекло на длину всего салона и т.д.

Однако позже результатом перестройки стал дефицит товаров. А он в свою очередь породил безработицу среди дизайнеров. Для чего делать товары удобными и красивыми, если их итак купят из-за дефицита. Из-за отсутствия заказов большинство студий дизайна фактически бездействовало. Да и производство начало простаивать. Из-за повышения цен и невозможности сбыть свою продукцию. После распада СССР положение в Беларуси не улучшилось.

Улучшения начали появляться ближе к концу 90-х гг. Начали оживать медленно ведущие предприятия Беларуси: МАЗ, МТЗ, ПО «Горизонт», Минский часовой завод и др. В конце 90-х с конвейера МАЗа сошла новая модель «Супер МАЗ». Так же наблюдались и сдвиги в дизайне товаров народного потребления. На ПО «Горизонт» начали разработку нового поколения телевизоров, отвечающих мировым стандартам.

Теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды ...
Диссертация Теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна Екатеринбург - 2005 Введение ...
Разработка теоретической модели проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна с учетом современных условий, методов и средств проектирования, а ...
Даже в 1920-е гг., в момент наиболее интенсивных и революционных поисков, дизайнеры ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, изучая психофизиологическое особенности восприятия человека, подходили к ...
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: дипломная работа
Художественные стили в интерьере
содержание Введение. 3 Глава 1. Характеристики интерьера как среды обитания человека. 5 Цвет в интерьере. 6 Сочетание цветов в интерьере. 12 Глава 2 ...
Разумеется, правильно это может сделать дизайнер, который подберет цветовые сочетания с учетом стиля, дизайна, Ваших цветовых предпочтений.
В дизайне интерьера Барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху.
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат
Создание локальной версии Web-сайта компании
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный ...
Студия дизайна ArtMix предложит и решение пространственной задачи, и правильно подобранный цвет в интерьере, и сочетание мебели и оборудования, конструктивных элементов и ...
li>классический дизайн интерьера (в этот тип в общих чертах вписываются такие исторические стили дизайна интерьера как древнегреческий, древнеримский, классицизм, ампир, барокко ...
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: курсовая работа
Бенчмаркинговое исследование
Введение В последнее время при проведении маркетинговых исследований, в процессе организации маркетинговой деятельности все чаще и чаще используется ...
Безусловными лидерами являются акционерные общества "МК "Шатура", "Москва", "Электрогорскмебель", "Интерьер, "Кузьминки", "Москомплектмебель", "Мебель Черноземья" (г.Воронеж), "МКО ...
- низкая конкурентоспособность большинства изделий мебели по дизайну, качеству, производственным затратам, ценам;
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа
Теоретические и методологические положения сущности ...
Введение Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех ...
Рынок мебели, реализуемой в г. Хабаровске насыщен: корпусная и мягкая мебель на любой вкус и кошелек, но большая часть, это мебель, завезенная из других регионов России и стран СНГ ...
Сегодня офисную мебель выбирают с точки зрения функциональности, надежности и практичности, учитывая при этом интерьерные и дизайнерские особенности.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа