Учебное пособие: Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа по теме "Логарифмические уравнения"
Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа
Тема: "Логарифмические уравнения"
Класс: 11 МОУ «Гимназия №1»
Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ»
Цели урока:
– организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;
– обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений;
– научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма, методом потенцирования;
– развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, синтезировать полученные знания и умения;
– воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока:
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота? Что такое гармония?
Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:
Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли.
Александров А.Д.
Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.
Устная работа
1. Вычислите устно:
а) log28
б) lg 0,01;
в) 2 log 232.
Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма)
2. Найдите х:
а) log3 x = 4 (х=81)
б)) log3 (7х-9)=log3x (х= 1,5)
Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)
А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)
Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»
Давайте сформулируем цели урока.
Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?
Объяснение нового материала
Записать на доске, поясняя
log аf(x) = log ag(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения
Чем пользовались? (определением)
Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма.
Общий
вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным
ему уравнением
.
Давайте оформим решение уравнения 2.
log3 (7x – 9) = log3x
7х – 9 = х
6х = 9
х = 1,5
Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0
x>0
Для
решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования. Этот метод
применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять
решению системы.
Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования)
Закрепление
№17.1 устно
Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению)
А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г.) 4
№17 (а, б) с комментированием. Каким методом будем решать?
А) log0,1(x2+4x-20)=0 б) log1/7(x2+x-5)= – 1
x2+4x-20=0,10 x2+x-5=1/7 – 1
x2+4x-20=1 x2+x-5=7
x2+4x-21=0 x2+x-12=0
x1+x2= -4 x1+x2= -1
x1*x2=-21 x1*x2=-12
x1=-7, x2= 3 x1=-4, x2= 3
№17.6 (а, б)
Каким методом будем решать? (потенцирования)
Решаем в парах
А) 3х-6=2х-3 б) 14+4х=2х+2
3х-2х=-3+6 4х-2х=2–14
х=3 2х= – 12, х= – 6. корней нет
Самостоятельная работа
Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.
1.
(-1, – 3)
2.
(х=3)
3. (х=-5)
4.
(х=3)
5.
(х=-15)
Ключ
3 |
-2 |
-3, – 1 |
-15 |
-7 |
-1 |
-5 |
0 |
12 |
Е |
А |
Н |
Р |
Д |
О |
П |
З |
Л |
Джон Непер
Графический диктант
А сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены корни уравнения. Если верно вы рисуете «да» – ^, «нет» – Выписываете свой фигуры в одну строчку.
В-1 | В-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: ^-^^ -^^-
Итог урока:
Сейчас мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока.
Билеты:
1. Дайте определение логарифмического уравнения.
2. Какими методами можно решать логарифмические уравнения?
3.
4.
5.
6.
Считаете ли вы, что цели урока решены? Чему научились, что закрепили?
На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4 – оранжевый, 5 – розовый.
Домашнее задание.
Возьмите карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни.
1 уровень
· log 3 x= 4
· log 2 x= -6
· logx 64 = 6
· – log x64 = 3
· 2 log x8 + 3 = 0
2 уровень
· log 3 (2х – 1) = log 3 27
· log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)
· log 2 х = – log 2 (6х – 1)
· 4 + log 3(3-х) = log 3 (135–27х)
·
log
(х – 2)
+ log 3 (х – 2) = 10
3 уровень
· 2log 23 х – 7 log 3 х + 3 = 0
· lg 2 х – 3 lg х – 4 = 0
· log 2 3 х – log 3 х – 3 = 2 lоg 2 3
В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей».
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Спасибо за работу!
логарифмический решение уравнение урок
Шпаргалки по геометрии, алгебре, педагогике, методике математики (ИГПИ ... | |
Кольцом называется числ. множ. На котором выполняются три опер-ии: слож, умнож, вычит. Полем наз. Числ множ. На котором выполняются 4 операции: слож ... 5. f(x)=a0*xn+ a1*xn-1+.+ an-1*x+an, мн-н с цкл-ми коэф-ми Ґх1,х1,...ЄZ, тогда x1=x2(mod m) => f(x1)=f(x2)(mod m). 6. В сравн-х по mod m числах можно замен-ть слаг-е и множ-ли с ... и еще d=|(Ax1+By1+C)/+ - A2 +B2| Параметрическое уравнение прямой это система из 2 уравнений: x=x0+mt , y=y0+nt a{m,n} направляющий вектор. |
Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат |
Методы решения уравнений, содержащих параметр | |
Выпускная квалификационная работа Выполнил тудент V курса математического факультета Кузнецов Е.М. Вятский государственный гуманитарный университет ... Таким образом, при а = - 3 x1- посторонний корень уравнения (4). Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению корней элементарного логарифмического уравнения. |
Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа |
Формирование умения решения квадратных уравнений в 8 классе | |
ГОУ СПО "Кунгурское педагогическое училище" Формирование умения решения квадратных уравнений в 8 классе Курсовая работа по методике математики ... 2.1. Урок - лекция по теме "Формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом" 23 Например, х2 - 5 = 0,Это уравнение равносильно уравнению х2 = 5. Следовательно, надо найти все числа, квадраты которых равны числу 5. Таких чисел только два и - . Таким образом ... |
Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа |
Современный урок математики, требования к нему | |
... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Математический факультет Кафедра педагогики Выпускная квалификационная работа Современный урок математики Такие исследования необходимо включаются в решение многих геометрических задач на построение (как в планиметрии, так и в стереометрии), уравнений и неравенств (особенно ... 1 урок. Показательные уравнения. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: дипломная работа |
Математика (билеты) | |
шпаргалка) Билет№1 1)Функция y=F(x) называется периодической, если существует такое число Т, не равное нулю, что для любых значений аргумента из ... 2)Пусть |a|$1 а) На промежутке -пи/2;пи/2 функция y=sinx возрастает, следовательно по теореме о корне, уравнение sinx =a имеет один корень x=arcsin a. 3) Логарифмическая функция обращается в нуль при х=1. Решим уравнение logax=0. По определению логарифма получаем: a^0 = x, т.е. x = 1. 4) а) логарифмическая функция y=loga x ... |
Раздел: Рефераты по математике Тип: шпаргалка |