Учебное пособие: Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа по теме "Логарифмические уравнения"

Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа

Тема: "Логарифмические уравнения"

Класс: 11 МОУ «Гимназия №1»

Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ»

 

Цели урока:

– организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;

– обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений;

– научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма, методом потенцирования;

– развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, синтезировать полученные знания и умения;

– воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока:

Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота? Что такое гармония?

Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:

Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли.

Александров А.Д.

Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.

Устная работа

1. Вычислите устно:

а) log28

б) lg 0,01;

в) 2 log 232.

Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма)

2. Найдите х:

а) log3 x = 4 (х=81)

б)) log3 (7х-9)=log3x (х= 1,5)

Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)

А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)

Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»

Давайте сформулируем цели урока.

Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?

Объяснение нового материала

Записать на доске, поясняя

log аf(x) = log ag(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.

Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения

Чем пользовались? (определением)

Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма.

Общий вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением .

Давайте оформим решение уравнения 2.

log3 (7x – 9) = log3x

7х – 9 = х

6х = 9

х = 1,5

Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0

x>0

Для решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования. Этот метод применяется для уравнений вида  и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять решению системы.

Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования)

Закрепление

№17.1 устно

Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению)

А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г.) 4

№17 (а, б) с комментированием. Каким методом будем решать?

А) log0,1(x2+4x-20)=0 б) log1/7(x2+x-5)= – 1

x2+4x-20=0,10 x2+x-5=1/7 – 1

x2+4x-20=1 x2+x-5=7

x2+4x-21=0 x2+x-12=0

x1+x2= -4 x1+x2= -1

x1*x2=-21 x1*x2=-12

x1=-7, x2= 3 x1=-4, x2= 3

№17.6 (а, б)

Каким методом будем решать? (потенцирования)

Решаем в парах

А) 3х-6=2х-3 б) 14+4х=2х+2

3х-2х=-3+6 4х-2х=2–14

х=3 2х= – 12, х= – 6. корней нет

Самостоятельная работа

Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.

1.  (-1, – 3)

2.  (х=3)

3.  (х=-5)

4.  (х=3)

5.  (х=-15)

 

Ключ

3

-2

-3, – 1

-15

-7

-1

-5

0

12

Е

А

Н

Р

Д

О

П

З

Л

 

Джон Непер

Графический диктант

А сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены корни уравнения. Если верно вы рисуете «да» – ^, «нет» – Выписываете свой фигуры в одну строчку.

В-1 В-2

, х = – 12

, х = 5

, х= – 22

, х = – 8

, х = – 11

, х = – 2

, х = 3

, х = – 4

 

Ответы: ^-^^ -^^-

Итог урока:

Сейчас мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока.

Билеты:

1.  Дайте определение логарифмического уравнения.

2.  Какими методами можно решать логарифмические уравнения?

3. 

4. 

5. 

6. 

Считаете ли вы, что цели урока решены? Чему научились, что закрепили?

На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4 – оранжевый, 5 – розовый.

Домашнее задание.

Возьмите карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни.

1 уровень

·  log 3 x= 4

·  log 2 x= -6

·  logx 64 = 6

·  – log x64 = 3

·  2 log x8 + 3 = 0

2 уровень

·  log 3 (2х – 1) = log 3 27

·  log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3)

·  log 2 х = – log 2 (6х – 1)

·  4 + log 3(3-х) = log 3 (135–27х)

·  log (х – 2) + log 3 (х – 2) = 10

3 уровень

·  2log 23 х – 7 log 3 х + 3 = 0

·  lg 2 х – 3 lg х – 4 = 0

·  log 2 3 х – log 3 х – 3 = 2 lоg 2 3

В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

«Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаз,

Поэзия – пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей».

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу!

логарифмический решение уравнение урок

Шпаргалки по геометрии, алгебре, педагогике, методике математики (ИГПИ ...
Кольцом называется числ. множ. На котором выполняются три опер-ии: слож, умнож, вычит. Полем наз. Числ множ. На котором выполняются 4 операции: слож ...
5. f(x)=a0*xn+ a1*xn-1+.+ an-1*x+an, мн-н с цкл-ми коэф-ми Ґх1,х1,...ЄZ, тогда x1=x2(mod m) => f(x1)=f(x2)(mod m). 6. В сравн-х по mod m числах можно замен-ть слаг-е и множ-ли с ...
и еще d=|(Ax1+By1+C)/+ - A2 +B2| Параметрическое уравнение прямой это система из 2 уравнений: x=x0+mt , y=y0+nt a{m,n} направляющий вектор.
Раздел: Рефераты по математике
Тип: реферат
Методы решения уравнений, содержащих параметр
Выпускная квалификационная работа Выполнил тудент V курса математического факультета Кузнецов Е.М. Вятский государственный гуманитарный университет ...
Таким образом, при а = - 3 x1- посторонний корень уравнения (4).
Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению корней элементарного логарифмического уравнения.
Раздел: Рефераты по математике
Тип: курсовая работа
Формирование умения решения квадратных уравнений в 8 классе
ГОУ СПО "Кунгурское педагогическое училище" Формирование умения решения квадратных уравнений в 8 классе Курсовая работа по методике математики ...
2.1. Урок - лекция по теме "Формула корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом" 23
Например, х2 - 5 = 0,Это уравнение равносильно уравнению х2 = 5. Следовательно, надо найти все числа, квадраты которых равны числу 5. Таких чисел только два и - . Таким образом ...
Раздел: Рефераты по математике
Тип: курсовая работа
Современный урок математики, требования к нему
... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Математический факультет Кафедра педагогики Выпускная квалификационная работа Современный урок математики
Такие исследования необходимо включаются в решение многих геометрических задач на построение (как в планиметрии, так и в стереометрии), уравнений и неравенств (особенно ...
1 урок. Показательные уравнения.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Математика (билеты)
шпаргалка) Билет№1 1)Функция y=F(x) называется периодической, если существует такое число Т, не равное нулю, что для любых значений аргумента из ...
2)Пусть |a|$1 а) На промежутке -пи/2;пи/2 функция y=sinx возрастает, следовательно по теореме о корне, уравнение sinx =a имеет один корень x=arcsin a.
3) Логарифмическая функция обращается в нуль при х=1. Решим уравнение logax=0. По определению логарифма получаем: a^0 = x, т.е. x = 1. 4) а) логарифмическая функция y=loga x ...
Раздел: Рефераты по математике
Тип: шпаргалка