Реферат: Развитие сельского хозяйства современного Алжира

землевладение реформа сельский алжир

Реферат: Развитие сельского хозяйства современного Алжира


Современные социально-экономические структуры в сельском хозяйстве Алжира сложились в результате сложного и подчас противоречивого исторического процесса, на который оказали влияние традиционная система землевладения и землепользования, аграрная политика колониальных властей, а также реформы и преобразования, проведенные в сельском хозяйстве страны после завоевания независимости в 1962 г.

В первые годы независимого развития основой новых аграрных структур в Алжире стал самоуправляемый сектор, созданный после бегства иностранных колонистов на основе национализированной иностранной земельной собственности и унаследовавший в силу этого и присущую колонистским фермам экспортную направленность. Самоуправляемым фермам были присущи черты как государственных, так и кооперативных хозяйств.

После 1971 г. в ходе аграрной реформы, целью которой была перестройка отсталых традиционных структур, был создан кооперативный сектор. Аграрная реформа предусматривала ограничение собственности крупных землевладельцев-абсентеистов, ликвидацию архаичных пережитков, мешавших росту производства, повышение эффективности использования земельного фонда. При этом сохранялись рентабельные современные частные фермы.

Распределение земли между безземельными и малоземельными крестьянами в ходе аграрной реформы сочеталось с обязательным вступлением крестьян в кооперативы различных типов, из которых около 75% приходилось на производственные. Реформа проходила поэтапно и продолжалась вплоть до начала 80-х годов, несмотря на объявленные правительством более ранние сроки завершения. Основным направлением хозяйственной деятельности кооперативного сектора стало производство зерна для внутреннего потребления.

В результате аграрной реформы к 1981 г. между 92,2 тыс. крестьян было распределено 1303 тыс. га земли. Согласно оценке специалистов, землю получили лишь 25,4% нуждавшихся в ней феллахов. Путем всевозможных уловок крупным землевладельцам и абсентеистам удалось сохранить у себя около 1/3 всей пахотной земли. Площадь земель, не подвергшихся изъятию по условиям закона об аграрной реформе, почти в два раза превысила площадь изъятых земель. По подсчетам алжирских специалистов, за счет этого фонда можно было бы дополнительно наделить землей 120-150 тысяч безземельных семей, что улучшило бы положение в частном секторе, снизив число безработных.

В результате проведенных преобразований в сельском хозяйстве Алжира к началу 80-х годов сложилось три сектора: самоуправляемый, кооперативный и частный. В 1982 г. на долю сельскохозяйственных предприятий обобществленного сектора (включавшего 2 тыс. самоуправляемых и 5,8 тыс. кооперативных хозяйств) приходился 41% обрабатываемых земель и 40% экономически активного населения в сельском хозяйстве. Они давали 46,2% продукции растениеводства в целом, 40-50% зерна. Их доля в валовой сельскохозяйственной продукции страны доходила до 30%. В этих хозяйствах использовалась основная часть сельскохозяйственной техники, в том числе 76% тракторов, 100% других сельскохозяйственных машин и орудий, более 60% минеральных удобрений, 75% гербицидов и пестицидов. Самоуправляемый сектор, например, имел возможность использовать и научные достижения в области семеноводства: уже в середине 70-х годов на этот сектор приходилось 73% всех селекционных семян, использовавшихся для посевов. К началу 80-х годов в хозяйствах обобществленного сектора значительно возросло применение высокоурожайных и засухоустойчивых семян мексиканской пшеницы.

Создание самоуправляемого и кооперативного секторов под контролем государства имело целью формирование в сельском хозяйстве страны современной индустриальной системы производительных сил и решение на этой основе задач быстрого развития сельскохозяйственного производства для удовлетворения внутренних потребностей страны и повышения его эффективности. В основополагающих документах революционно-демократического режима тех лет (Хартии аграрной революции, Законе об аграрной революции, Национальной хартии, в большей или меньшей степени касавшихся аграрных структур, подчеркивалась необходимость первоочередного развития общественного сектора (самоуправляемого и кооперативного), провозглашался принцип ликвидации эксплуатации чужого труда, хотя принцип частной собственности также поддерживался.

Поэтому в развитие самоуправляемого и кооперативного секторов государство вкладывало основную часть выделяемых для сельского хозяйства материальных и финансовых средств. Алжирские власти сознавали и социальное значение этих секторов, поскольку они обеспечивали занятость значительному числу сельскохозяйственных рабочих и мелких крестьян, зачастую в ущерб собственной рентабельности, поскольку многие хозяйства были просто перегружены рабочей силой.

Однако, несмотря на крупный производственный и людской потенциал, роль обобществленного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции была явно неадекватной и не соответствовала существовавшим возможностям. В особенности это касалось сектора самоуправления, которому принадлежали самые плодородные в стране земли. Достаточно сказать, что к 1980 г. его доля в валовой сельскохозяйственной продукции страны снизилась до 24,3%, в то время как высокодоходный колонистский сектор до независимости обеспечивал до 60% всего объема сельскохозяйственного производства.

Несмотря на приоритетное положение обобществленного сектора в 60-е - 70-е годы, по сравнению с частным, в деле финансирования и снабжения современными технологическими средствами, решающего сдвига в производстве сельскохозяйственной продукции в эти годы не произошло. Некоторое улучшение наблюдалось лишь в производстве кормов, технических культур (сахарной свеклы, томатов для переработки). Несколько возросло производство фруктов, включая цитрусовые. В производстве же зерна и зернобобовых, являющихся важнейшей составной частью продовольственного рациона населения, наблюдался застой.

Основную часть сельскохозяйственной продукции давал частный сектор. В нем в середине 80-х годов насчитывалось около 700 тысяч индивидуальных хозяйств. В производстве он играл ведущую роль, обеспечивая 70% валовой продукции аграрного сектора. На его долю приходилось 50-60% производства зерна, 60% огородных культур, 80% молока, 90% мяса.

Несмотря на наличие некоторой части рентабельных хозяйств (занимавшихся преимущественно производством высокотоварных культур на экспорт), обобществленный сектор в целом оставался малоэффективным. Неоднократно предпринимавшиеся правительством специальные меры с целью исправить положение положительных результатов не приносили. Причины такого положения в целом были общими как для самоуправляемого, так и для кооперативного секторов. К ним, в первую очередь, можно отнести жесткую централизацию управления и контроль государства практически над всеми сторонами хозяйственной деятельности, порождавший фактический отрыв работников от земли и как следствие безинициативность и апатию работников, бюрократизм администрации, неотлаженность системы поставок и сбыта, большой разрыв в ценах на поставляемые государством сельскохозяйственные машины и оборудование и получаемую в аграрном секторе продукцию, нехватку специалистов, стремившихся из-за низкой зарплаты перейти в другие отрасли, низкий общеобразовательный уровень и старение работников. Так, например, в середине 70-х годов доля неграмотных в хозяйствах самоуправляемого сектора составляла 77-81%, а более 75% постоянных работников здесь составляли лица старше 50 лет. Среди причин, содействовавших снижению эффективности производства в кооперативном и самоуправляемом секторах, следует отметить и постоянные задержки с финансированием, что не позволяло полностью использовать производственный потенциал хозяйств, новые технологические средства. Все это усугубляло положение в аграрном секторе.

В начале 80-х годов в экономическую политику Алжира были внесены значительные коррективы, что объективно было обусловлено углублением отраслевых и региональных диспропорций, возникших в результате проводившейся в 70-е годы форсированной индустриализации, снижением эффективности капитальных вложений, застоем в сельском хозяйстве, нарастанием экономических и социальных трудностей.

Основные изменения в стратегии экономического развития были сформулированы на внеочередном съезде партии ФНО в июне 1980 г. и отражены в его резолюциях и планах развития на 1980-1984 и 1985-1989 гг., а также в новой редакции Национальной хартии, принятой в 1986 г. Они в основном касались перенесения акцентов с наращивания мощностей на достижение эффективности и рентабельности производства, повышение роли частного сектора, усиление внимания к нуждам сельского хозяйства и социальной сферы. В результате в планах развития произошло некоторое перераспределение инвестиций в пользу аграрного сектора и социальной инфраструктуры.

Эти изменения объяснялись тем, что недостаточные темпы развития сельскохозяйственного производства, отстававшие от роста населения, привели к серьезному обострению продовольственной ситуации. Уровень самообеспеченности Алжира продовольствием снизился с 93% в 1963 г. до 35% в 1985 г. Напряженное экономическое положение и необходимость скорейшего решения продовольственной проблемы остро поставили перед алжирским руководством вопрос о повышении эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения рентабельности хозяйств, реорганизации системы управления аграрным сектором. Было ясно, что жесткое государственное регулирование в агросфере не может решить этих сложных насущных задач, что оно изжило себя.

С начала 80-х годов развитие аграрного сектора и повышение его эффективности в целях решения продовольственной проблемы было выдвинуто руководством страны в качестве важнейшей стратегической задачи, что нашло отражение в решениях внеочередного съезда партии ФНО 1980 г., съезда 1983 г. и последующих пленумов ЦК ФНО. В процессе реализации этой задачи важное значение в аграрной политике придавалось преобразованием в области социально-экономических структур, в том числе реорганизации обобществленного сектора, наделению крестьян землей, развитию частного предпринимательства на селе, созданию семейных ферм.

Необходимость перестройки обобществленного сектора алжирское руководство обосновывало требованием более эффективного использования вкладываемых в аграрный сектор средств, максимального использования машинной техники, интенсификации производства. Одновременно была выдвинута задача наиболее полной мобилизации ресурсов частного сектора в целях вовлечения его в решение общенациональных задач. На пленуме ЦК партии ФНО в 1981 г. было принято специальное решение об усилении роли частного сектора в производстве, что было затем закреплено в новой редакции Национальной хартии, в силу чего частный сектор был уравнен в правах с общественным.

В соответствии с установками государственных и партийных органов в 1980 г. началась перестройка самоуправляемого, а в 1982 г. - кооперативного сектора. Вначале было решено разделить слишком крупные хозяйства на более мелкие и потому лучше управляемые фермы, чтобы достигнуть их более высокой эффективности. Затем, в 1983 г., все самоуправляемые и кооперативные хозяйства были объединены и на их основе были созданы более 3,4 тыс. так называемых "социалистических сельскохозяйственных предприятий" общей площадью в 2,8 млн. га. При проведении структурной реорганизации обобществленного сектора большое значение придавалось реприватизации хозяйств, в первую очередь нерентабельных и малорентабельных. При этом в личное пользование было передано около 700 тыс. га земли. К концу 1987 г. в аграрном секторе было создано 3.264 "социалистических сельскохозяйственных предприятий" на площади 2,5 млн. га, деятельность которых регулировалась государством. В них было занято 138 тыс. постоянных и 200 тыс. сезонных работников.

С 1987 г. в Алжире началось осуществление экономической реформы на основе либерализации экономики и децентрализации управления народным хозяйством, а в сельском хозяйстве наступил новый этап реорганизации малорентабельного государственного по существу сектора. Его суть заключалась в реприватизации земель и создании небольших по размерам и самостоятельных в финансовом и экономическом отношении хозяйственных единиц, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики. В сельском хозяйстве новая система управления вводилась законом № 87-19, предусматривавшим дальнейшую реорганизацию "социалистических сельскохозяйственных предприятий". В соответствии с его условиями земля, находившаяся в их пользовании, распределялась среди крестьян на правах долгосрочной аренды у государства (сроком до 99 лет) небольших участков размером по 2 и более га. При этом поощрялось их объединение в так называемые "коллективные предприятия", т.е. своего рода кооперативы. Минимальное число членов подобных объединений составляло 3, а максимальная площадь "предприятия" не должна была превышать 2 тыс. га. На малоплодородных землях или неудобьях закон допускал участие в "коллективных предприятиях" и меньшего числа членов или вообще индивидуальную обработку земли.

В соответствии с законом крестьяне, получившие землю в аренду, должны были личным трудом участвовать в производстве, однако при необходимости они могли нанимать дополнительных работников. Что касается "коллективных предприятий", то предполагалась их полная самостоятельность в хозяйственном отношении. Все вопросы производственного характера, в том числе найма дополнительных работников, севооборота, ассортимента высеваемых культур и др., относились к компетенции самих объединений и их членов. Государственные органы призваны были осуществлять лишь общее руководство предприятиями в рамках проводимой экономической политики. Создаваемые объединения формально считались коллективными, а по существу представляли собой небольшие фермерские коммерческие компании. По истечении пятилетнего переходного периода становления хозяйства, налаживания производства и получения прибыли арендуемая земля могла быть выкуплена у государства. Таким образом в ходе реорганизации обобществленного сектора более 2,8 млн. га принадлежавших государству земель было сдано в аренду. Быстро росло число небольших семейных ферм, значительная часть которых была объединена в "коллективные предприятия". К середине 1988 г. подобных предприятии насчитывалось уже более 2 тысяч.

К началу 90-х годов создание новых структур в сельском хозяйстве Алжира в основном завершилось. К 1992 году в аграрном секторе было создано 22.З56 "коллективных предприятии" со 156.548 членами на площади 2.232,6 тыс. га и 5.677 индивидуальных хозяйств на 55,969 тыс. га

Значительную роль в вовлечении новых земель в сельскохозяйственный оборот и укреплении прослойки самостоятельных крестьянских хозяйств сыграл принятый в 1983 г. закон относительно освоения засушливых земель в предсахарских и сахарских районах страны. Он определил условия продажи частным лицам ранее не обрабатывавшихся земель в этих районах. Он также предоставил частным лицам право приобретения земельных участков при условии их освоения в течение пяти лет. Государство обязывалось оказать помощь крестьянам, получившим наделы в соответствии с новым законом. Вместе с тем оно сохраняло за собой право расторгнуть договор о продаже земли, если в определенный государством срок участок не будет освоен и с него не будет собран урожай. Крестьяне, получившие земельные участки, в течение 5 лет освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога.

Этот же закон восстановил свободу сделок с обрабатываемыми землями и землями сельскохозяйственного назначения, находившимися в частном владении, приостановленную во время проведения аграрной реформы в начале 70-х годов. Этой мерой была фактически снята преграда на пути возможной концентрации земельной собственности в руках отдельных частных предпринимателей. В 1990 г. в северных, степных и южных районах Алжира между 1.086 крестьянами в соответствии с указанным законом было распределено 338 тыс. га земли, из которых 95,7 тыс. га было освоено и 74,5 тыс. га засеяно. Предполагается, что таким образом будет дополнительно освоено и вовлечено в сельскохозяйственный оборот около 2 млн. га земли, что расширит сельскохозяйственный потенциал страны и будет содействовать росту производства продовольственных культур.

Государство стимулирует освоение новых земель путем предоставления феллахам кредитов на льготных условиях, а также других финансовых льгот. В 1982 г. специально для финансирования аграрного сектора был создан Банк сельского хозяйства и аграрного развития. Этим была ликвидирована многоступенчатая бюрократическая система финансирования самоуправляемых и кооперативных хозяйств и частных лиц, а условия предоставления кредитов были значительно упрощены.

Государство принимает активные меры к обеспечению производителей сельскохозяйственными машинами и другими орудиями труда. В последние годы значительно расширилась механизированная обработка участков мелких крестьян-единоличников, не владеющих техникой, специальными сельскохозяйственными кооперативами услуг и снабжения.

Некоторые льготы были предоставлены частный хозяевам и в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и импорте товаров производственного назначения. С декабря 1983 г. частные лица получили разрешение на беспошлинный ввоз некоторых видов машин и других орудий производства, а также автомобилей. В интересах крестьян были изменены и условия торговли сельскохозяйственной продукцией: феллахам было предоставлено право самостоятельно сбывать полученный ими урожай, минуя государственную торговую сеть. Был также разработан более гибкий механизм закупочных цен, обеспечивший повышение прибыли земледельцам. Были, в частности, увеличены закупочные цены на многие продовольственные культуры, в том числе на зерновые и бобовые, томаты, табак, а также на продукцию птицеводства.

Осуществление реформ в сельском хозяйстве столкнулось со значительными трудностями как технического, так и политического характера. Перед специально созданными комитетами, занимавшимися организацией "коллективных предприятий" на местах, встали сложные экономические и социальные проблемы, связанные с размежеванием земель, интегрируемых в предприятия, разделом между ними сельскохозяйственной техники бывших самоуправляемых хозяйств и кооперативов, трудоустройством части постоянных работников, не получивших землю, а также сезонных работников, желавших вступить в создававшиеся предприятия, но которых туда не принимали, и т.д. Ясно, что все эти затруднения встречали недовольство крестьян, затронутых реорганизацией.

Существовала оппозиция политике либерализации и децентрализации и в политической сфере. Она исходила как от бюрократии, разросшейся на базе многочисленных государственных экономических организаций и управленческого аппарата, не желающей терять своих привилегий, так и со стороны части партийных кадров старшего поколения, опасавшихся, что они могут остаться не у дел и что новый курс, направленный на развитие рыночных отношений, может привести к потере завоеваний социального характера, достигнутых в годы проведения курса на социалистическую ориентацию. Меры государства по либерализации аграрного сектора активизировали лиц, земли которых подверглись национализации в ходе аграрной реформы и которые всеми возможными средствами стремились вновь завладеть отторгнутыми у них участками, а также всякого рода спекулятивных элементов в городе и деревне.

Все это, естественно, затрудняло проведение намеченного правительством курса. Тем не менее реформа проводилась в жизнь. Поставив в центр внимания непосредственного производителя и ликвидировав прежнюю многоступенчатую бюрократическую систему управления и финансирования сельского хозяйства, она стимулировала инициативу крестьян. Судя по материалам алжирской прессы, преобразования в аграрном секторе получили поддержку большинства сельского населения. Этому в немалой степени содействовала продуманная политика властей и принятие экономических мер, направленных на улучшение жизненного уровня сельского населения и увеличение доходов крестьян путем .изменения условий кредитования, реорганизации системы сбыта продукции, предоставления в распоряжение феллахов средств производства и др.

Следует также отметить, что кроме самоуправляемых хозяйств и производственных кооперативов реорганизации подверглись около 600 кооперативов обслуживания, в которых было занято около 14 тыс. работников и пайщиками которых состояли 450 тыс. человек. В ведении государства пока остаются 188 показательных госферм общей площадью 187,8 тыс. га, на которых занято 7.813 работников. Преобразования коснутся и этих показательных ферм, поскольку в правительстве разрабатываются меры по улучшению их работы. Власти планируют также начать работу и по совершенствованию системы сельскохозяйственных научных учреждений, располагающих 58 опытными станциями с 2,8 тыс. работников.

Итак, в последние годы в Алжире была проведена решительная ломка существовавших прежде аграрных структур и на их месте были созданы новые, более соответствующие по мнению алжирских властей новому этапу развития Алжира в условиях рыночной экономики. Естественно, трудно ожидать от вновь созданных структур быстрой отдачи в плане увеличения сельскохозяйственного производства. Фактически они находятся пока на этапе становления. К тому же, противостояние исламских экстремистов и властей, террористическая деятельность в стране вооруженных исламистских формирований, в результате которой с 1962 г. погибли по одним данным 30, а по другим - 50 тыс. человек, затруднили ход экономических, и, в частности, аграрных преобразований. И хотя вооруженные исламистские формирования не предпринимают нападений на крупные, имеющие важное значение экономические объекты и избегают столкновений с силами безопасности, активизация борьбы этих формирований против населения, организация терактов не рынках и перед школами, в автобусах и поездах, убийства известных общественных деятелей и журналистов сильно дестабилизируют внутреннюю обстановку, затрудняя проведение намеченного курса реформ, направленных на дальнейшую либерализацию экономики.

Алжиру не удалось пока разрешить ни одной из стоящих перед ним животрепещущих проблем: в стране сегодня насчитывается 2,5 млн. безработных, среди которых много молодежи, а правительство по-прежнему тратит колоссальные средства на закупку за рубежом продукции сельского хозяйства. Так, ежегодно Алжир тратит на импорт сельскохозяйственной продукции до 2 млрд. долларов, а на закупку молочных продуктов, пользующихся большим спросом на внутреннем рынке, около 600 млн. долларов. Пока в стране идет гражданская война, дальнейшее продвижение вперед курса реформ и достижение поставленных рубежей стоит под вопросом. Для обеспечения внутренней стабильности и развития экономики необходимо политическое урегулирование конфликта.


Список источников и литературы

1)  РЖ "География зарубежной Азии и Африки". М., 1990, № 3, с. 33

2)  Зудина Л.П., Аграрные преобразования и развитие сельского хозяйства в странах Магриба. М., 1983, с. 130

Мониторинг развития сельских территорий как оценка их экономического ...
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. СЕЙФУЛЛИНА КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ Дипломная работа на ...
-расширение доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации и иных кооперативных формирований;
Особенностью сельских территорий республики является то, что физические расстояния между производителями аграрного сектора и потребителями зачастую весьма велики.
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
Тип: дипломная работа
Роль Международного Кооперативного Альянса в развитии международного ...
КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: "Роль Международного Кооперативного Альянса в развитии международного кооперативного движения" Введение Международные ...
Сейчас в этих развивающихся странах кооперативный сектор является важным инструментом экономического и социального развития, одним из средств борьбы за экономическую ...
После смерти В. Нила его работу по созданию международного кооперативного центра продолжил один из теоретиков английской кооперации Генрих Вольф, который пропагандировал кредитные ...
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: курсовая работа
Экономическая история
Министерство науки и образования Украины Университет экономики и управления Кафедра экономической теории Рыбакова Т.В. Учебно-методическое пособие для ...
Аграрная реформа и положение сельского хозяйства.
Индустриализация, монополистические объединения, столыпинская аграрная реформа, кооперативное движение, кредитные общества, кредитная кооперация, производственная кооперация.
Раздел: Рефераты по международным отношениям
Тип: учебное пособие
Реформы 70-90-х годов ХХ века в Китае и их влияние на дальнейшее ...
Дипломная работа "Реформы 70-90-х годов ХХ века в Китае и их влияние на дальнейшее развитие страны" СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ...
Но, с другой стороны, хотя пока что, в целом, эта система себя экономически оправдывает, но будущее сельского хозяйства китайские ученые связывают с еще одним этапом аграрной ...
Окончательная отмена налогов нацелена на облегчение материального бремени крестьян, укрепление базисного положения аграрного сектора в национальной экономике и сокращение разрыва ...
Раздел: Рефераты по истории
Тип: дипломная работа
Развитие кооперации в различных странах
1.Развитие кооперации в различных странах. 2.Взаимосвязь кооперативов (кооперативных организаций) с профсоюзами. 3.Международный кооперативный альянс ...
Мировая экономика и в обозримом будущем останется трехсекторной: частной, кооперативной и государственной и некоторое ослабление кооперативного сектора в отдельных странах мира ...
Кооперативные организации Запада предприняли в 80-е годы систему чрезвычайных мер, включавших структурную реорганизацию, повышение уровня управления и заинтересованности членов ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа