Реферат: Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
суд организационный технический юстиция министерство
Для нормального функционирования органов судебной власти – судов, кроме правового обеспечения, необходимо решение целого комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и иных вопросов. Иначе говоря, необходимо организовать судебную систему, укомплектовать ее кадрами, определить оптимальную численность судей и вспомогательно-технического персонала, обеспечить повышение их квалификации, финансирование, помещениями, оборудованием, нормативными материалами, оргтехникой и т.п.
Вся эта исполнительно-распорядительная деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для нормального отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.
Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития
История свидетельствует о том, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции, однако преимущественно этой деятельностью занималось последние, развитие которых и будет прослежено ниже.
С первых дней установления Советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, а также губернских комиссаров юстиции.
Наркомат юстиции осуществлял руководство всем советским строительством в области юстиции: организацией новых судов, революционных трибуналов, органов обвинения и защиты, следственных комиссий и т.д. Он ведал местами заключения, разрабатывал и редактировал проекты декретов и постановлений, разрешал вопросы, связанные с отделением церкви от государства и школы и т.п.
В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.
По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г. на последний возлагались такие задачи, как: организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции; надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц; наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников; надзор за законностью в местах лишения свободы.
Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. освободил от функции судебного управления все суды, начиная с областного и заканчивая Верховным Судом Союза ССР. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия. Надо отметить, что по существу это было правильное решение, так как ставилось задача укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. Однако на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь.
Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г., наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х годов, просуществовала без изменений до 1956 г. В том году в целях ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, а также сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено. Ликвидированы также Управления юстиции на местах. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 г. – Министерство юстиции БССР. В связи с этим руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.
Однако проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 г. в целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерства юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г..
В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38 (1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении Верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных (городских) народных судов.
В 1972 г. были утверждены положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР.
Основы законодательства о судоустройстве 1989 г. (ст. 22) предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.
Статья 15 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, регламентируя взаимоотношения органов юстиции с судами, уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992 г. и от 1 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции
Согласно ст. 15 Закона о судоустройстве и статусе судей организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в Республике Беларусь осуществляется:
n Министерством юстиции Республики Беларусь – в отношении областных, Минского городского, районных (городских) и военных судов;
n управлениями юстиции исполнительных комитетов областей, города Минска – в отношении районных (городских) судов;
n Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь – в отношении хозяйственных судов.
Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией: разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов; осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.
Проводятся совместные заседания Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции по итогам работы судов, органов и учреждений юстиции, определяются задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности, улучшению качества и эффективности правосудия, повышению культуры судопроизводства, укреплению материально-технической базы учреждений юстиции и судов.
Никакими условиями не ограничено участие Министерства юстиции и его заместителей в заседаниях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Они могут участвовать в заседаниях Пленумов как связанных, так и не связанных с рассмотрением судебных дел.
Значительная роль Министерства юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными, нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, поддержании надлежащих стандартов среди судей, усилении гарантий судейской независимости и высокого престижа судейского труда. Вся эта деятельность осуществляется органами юстиции в тесном взаимодействии с органами судейского самоуправления, в том числе с квалификационными коллегиями судей и председателями судов.
Представители органов юстиции с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с председателем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов.
Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда и Председателем Высшего Хозяйственного Суда вносят представления Президенту Республики Беларусь о присвоении квалификационных классов, понижении в классе и лишении квалификационного класса соответственно – в отношении судей Верховного Суда и других общих судов, а также судей хозяйственных судов.
Министру юстиции принадлежит право возбуждения дисциплинарного производства в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов. Руководитель местного органа юстиции вправе возбудить такое производство в отношении судей районных (городских) судов.
Немаловажное значение для правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности. Например, инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном производстве, о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке молодых специалистов и др.
Министром юстиции утверждены Положения о помощнике председателя районного (городского) суда, совместно с Председателем Верховного Суда – Временное Положение о полномочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов. Рекомендации по формированию и работе с резервом кадров в органах, учреждениях юстиции и судах и многие другие. В 1997 г. Министерством юстиции Республики Беларусь был подготовлен и издан Сборник нормативно-правовых документов для использования в работе судов.
В связи с включением военных судов в систему общих судов республики на указанные органы возлагается обязанность заниматься вопросами организации военных судов, вносить соответствующие предложения (совместно с Председателем Белорусского военного Суда) Президенту Республики Беларусь. К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации не только судей, но и судебных исполнителей, консультантов, секретарей судебных заседаний и других работников аппарата судов.
Большую работу проводит Министерство юстиции и его Управление на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и судах, а также подготовке его к предстоящей работе.
Органы юстиции организуют работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.
Сложная и многогранная функция Министерства юстиции по организационно-правовому обеспечению судебно-правовой реформы осуществляется разнообразными формами и методами. Началом этой работы явилось активное и самое непосредственное участие Минюста в разработке Концепции судебно-правовой реформы, а затем ее претворении в жизнь. В последующем оно принимало участие во внесении необходимых изменений и дополнений в этот документ.
Все более значимой становится роль Министерства юстиции в реализации правовой политики государства. На Министерство юстиции возложено правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания и Совета Министров республики, разработке по поручению Президента, Парламента и Правительства и по собственной инициативе, а также совместно с другими государственными органами проектов законодательных и иных нормативных актов. Им даются заключения о проектах законодательных актов, декретов, указов, постановлений и иных нормативных актов, осуществляется систематизация и кодификация законодательства, ведется банк нормативных актов. Вместе с тем в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 28 июня 1997 г. № 407 и от 10 мая 1999 г. № 257 центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов является теперь Национальный центр законопроектной деятельности.
В целях защиты интересов граждан и субъектов хозяйствования различных форм собственности в условиях активной нормотворческой деятельности государственных органов в стране с 1993 г. введен институт правовой государственной регистрации нормативных актов министерств и других республиканских органов государственного управления. Выполнение этой ответственной задачи возложено на Минюст Республики Беларусь. В журнале “Юстиция Беларуси”, учредителем которого является указанное министерство, публикуются зарегистрированные нормативные акты, что обеспечивает заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией об изменениях в налоговом, банковском, таможенном законодательстве, а также в различных отраслях права.
С декабря 1990 г. у Минюста появилась такая функция как регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, а также осуществление контроля за соблюдением соответствия их деятельности законодательству и их уставам.
Порядок создания, регистрации и деятельности общественных объединений (политических партий, профсоюзов и иных объединений граждан) определен Законами Республики Беларусь “Об общественных объединениях”, “О политических партиях”, “О профсоюзах” и другими нормативными актами.
Министерство юстиции осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой. В соответствии со ст. 31 Закона об адвокатуре (в новой редакции) оно: издает нормативные акты, регулирующие ее деятельность; приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; регистрирует уставы коллегий адвокатов; вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегии адвокатов.
Органы юстиции осуществляют общее и методическое руководство государственным нотариатом, его материально-техническим обеспечением, ведет реестр государственных нотариальных контор, выдает лицензии нотариусам, занимающимся частной нотариальной практикой, проверяет их работу, вырабатывает рекомендации по единообразному применению правовых норм, регулирующих в частности, вопросы приватизации жилья, отчуждения жилых помещений, земельных участков, удостоверение сделок с автотранспортными средствами, оформление наследства и др.
В компетенцию Министерства юстиции входит также оказание методической помощи органам загса, разработка соответствующих инструкций, регламентирующих их деятельность, обобщение опыта их работы в целях повышения уровня обслуживания ими населения. На него же возлагается изучение состояния правовой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях, оказание методической помощи правовым структурам государственных органов управления и предприятий, принятие мер по совершенствованию квалификации работников указанных служб. Министерство юстиции и его органы на местах организует исполнение судебных и иных решений, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.
В установленном порядке это правовое ведомство (Министерство юстиции) осуществляет лицензирование отдельных видов юридической деятельности (адвокатской, нотариальной, оказание правовых услуг субъектами хозяйствования), в том числе с апреля 1998 г. выдачу лицензий на осуществление деятельности по распространению правовой информации. Оно реализует государственную политику в области охраны авторского права и смежных прав, обеспечивает единство правовой охраны названных прав на всей территории страны.
Ответственным направлением деятельности Министерства юстиции является правовое обеспечение внешних связей и правовая защита интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций за рубежом. Им организуется научно-исследовательская работа в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе и с использованием средств массовой информации; рассматривает, как и все государственные органы, предложения, заявления и жалобы граждан и выполняет некоторые другие обязанности.
Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь
Министерство юстиции – республиканский орган государственного управления, подчиненный Совету Министров Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 2 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь в систему Минюста входят:
n Управление юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;
n Государственные нотариальные конторы;
n НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы;
n Комитет по авторским и смежным правам.
Структура Министерства юстиции строится соответственно конкретным направлениям его деятельности. В аппарате Министерства имеются следующие структурные подразделения: Управление законодательства о государственном и социальном строительстве; Управление хозяйственного законодательства; Управление организационного обеспечения деятельности судов; Управление общественных объединений; Управление нотариата, ЗАГС, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности; Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и органов государственного управления; Управление правового обеспечения внешних связей, включающее международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи; Отдел организационного обеспечения деятельности адвокатуры; Отдел кадров; отделы бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы; планово-финансовый и общий.
Следует заметить, что в составе некоторых управлений имеются также отделы. Так, в Управление законодательства о государственном и социальном строительстве действуют три отдела: 1) Отдел законодательства о государственном строительстве; 2) отдел законодательства о социальном и культурном строительстве; 3) отдел учета и правовой информации.
Управление правового обеспечения внешних связей включает международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи и т.д.
Возглавляет Министерство юстиции и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Им же определяется численность заместителей Министра юстиции по представлению Правительства.
Министр юстиции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство юстиции задач и функций. Вносит в Совет Министров республики проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. Распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства по руководству отдельными направлениями его деятельности, утверждает структуру и штатное расписание аппарата в пределах численности и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных ему учреждениях и организациях.
Министр юстиции согласовывает с областными и Минским городским исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов. Как указывалось выше совместно с Председателем Верховного Суда вносит представления Президенту Республики Беларусь об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей этих судов и осуществляет другие права в соответствии с действующим законодательством.
Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций системы Министерства и иных республиканских органов государственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.
В Минюсте образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы Министерства. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Правительством.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. В случае разногласий между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Совет Министров, а члены коллегии, в свою очередь, имеют право информировать о своей позиции Правительство.
Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может быть создан научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.
Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.
Судебные инстанции | |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 2. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 2.1 Районные (городские) суды 2.2 Областные и Минский городской ... Количество судей для каждого районного (городского) суда также устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя ... Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Специализированные прокуратуры в Республике Беларусь | |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие и развитие системы органов прокуратуры 2. Белорусская военная прокуратура и ее органы. Особенности формирования и ... Решение коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и необходимые документы (решение коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение ... Присвоение воинских званий до подполковника юстиции включительно военным прокурорам и следователям военных прокуратур производится соответственно Министром обороны Республики ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Создание и основные этапы развития органов прокуратуры | |
Создание и основные этапы развития органов прокуратуры СОДЕРЖАНИЕ 1. СОЗДАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ 1.1 Образование ... Статья 48 данного Закона предусматривала утверждение прокуроров окружных судов и их товарищей министром юстиции (он же генерал-прокурор) по представлению прокурора судебной палаты ... В период становления советской власти в Беларуси органы прокуратуры организационно не представляли собой самостоятельного государственного органа: прокуратура входила в качестве ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
СОДЕРЖАНИЕ 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВИДЫ..........3 2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ... этих исполкомов; - в соответствии с законодательством Республики Беларусь совместно с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь вносит представления Президенту Республики ... судов, их количественном составе, составе президиумов, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов; - предлагает на альтернативной основе кандидатуры для ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: контрольная работа |
Тема 1. Теоретические основы правотворческой деятельности Вопросы темы: 1.1 Введение в курс "Правотворческий процесс" 1.2 Правотворчество как форма ... 19 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" принятые нормативные правовые акты областных, Минского городского Совета депутатов подлежат обязательной юридической ... Согласно Закону Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: учебное пособие |