Курсовая работа: Принципы оперативно-розыскной деятельности

Введение

 

В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.


1. Понятие принципов ОРД, их система и значение

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно - повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно - розыскных средств.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь однородным характером, приобретает очертания того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему её руководящих начал, а система в своей целостности в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу. Под системой, понимается объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим.

Принципы создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

Правовые принципы классифицируются на две группы:

- конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;

- отраслевые, относящиеся только к ОРД;

Общеправовые принципы – это руководящие начала для всей правоохранительной системы, такие как законность, равенство граждан перед законом, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Среди специальных (отраслевых) принципов назову такие как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств сотрудничества с населением и опора на его помощь.

Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядке результатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях. Принципы, закрепленные в законах и подзаконных нормативных актах, принято обозначать как нормы-принципы.

Подчеркну, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим выделяются организационные принципы.

Организационные принципы – это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно–розыскной практикой. Среди организационных выделяют следующие принципы: оперативности, привлечения конфидентов, научности, плановости, связи с общественностью, внепартийности, подконтрольности, единоначалия и др.

В социальной области, к которой относится борьба с преступностью, особое значение имеет организация упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

Морально – этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД, для её успешного осуществления в границах нравственности. Применительно к ОРД основными морально – этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду. Морально – этические принципы легли в основу принятого в 2008 году Кодекса профессиональной этики сотрудников ОВД РФ.

Подводя итог сказанному можно сказать, что принципы ОРД должны в своей совокупности:

- отражать социальный и правовой характер ОРД;

- способствовать познанию ее сущности;

- способствовать совершенствованию ее правового регулирования;

- находить закрепление и отражение в действующих нормативных актах;

- подчеркивать самостоятельный и специфический характер ОРД;

- отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;

- гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;

- служить базой при выявлении основных направлений совершенствования ОРД;

Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно - тактических задач принципы могут быть регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия законных и обоснованных решений.


2. Принципы, указанные в ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”

 

2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Задачи оперативно-розыскной деятельности закрепляют то, что необходимо сделать для реализации ее цели, а вот принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД. Законодательно им придан официальный статус, закреплено их руководящее значение. Основополагающие идеи, исходное начало, основные правила поведения - понятия, представляющие собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности, принято считать принципами. Принципы оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику данной деятельности, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др. В Федеральном законе «Об ОРД» закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Они относятся к двум видам: конституционным и отраслевым.

Конституционный принцип законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст.15), оперативно–розыскным законодательством и различными ведомственными нормативно-правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на установке: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). Вот поэтому принцип законности является ключевым.

Его содержание состоит в том, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения ОРМ.

Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе Федерального закона.

Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах). В частности там сказано, что запрещено осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных Законом, изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только в законодательном порядке, как определяются условия проведения ОРМ ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

Обеспечение законности при проведении ОРД предполагает:

- осуществление ОРД исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным законодательством;

- недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;

- привлечение к ответственности должностных лиц органов, виновных в нарушениях законности;

- разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;

- оформление ОРД соответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль, и прокурорский надзор за её осуществлением.

Обеспечение законности зависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличие юридической ответственности оперативного работника, укрепления престижа оперативной работы в целом.

Как и во всех других сферах юридической деятельности, принцип законности является основополагающим для всех организаций, как государственных, так и общественных.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ и взаимосвязан с принципом законности и приоритетен по отношению к другим социальным ценностям.

Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В законе подробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и основания и порядок судебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон допускает распространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан (также из числа родственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в отношении которого они осуществляются. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод на них распространяется в первую очередь. В ст. 5 закона предусмотрены меры по восстановления нарушенных прав. Отдельные физические и юридические лица в соответствии с этим принципом имеют право получать от органов осуществляющих ОРД письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд. Вместе с тем, оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства.

Органам (должностным лицам) осуществляющим ОРД, запрещается:

- проводить ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, принимать участие в их работе, работе органов власти, органов местного самоуправления в целях оказания влияния на характер их деятельности;

- разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гражданина, ставшие известными в процессе проведения ОРМ;

- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

- фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности;

Соблюдение прав и свобод имеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД. Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон определяет границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения при соблюдении определенных условий закон допускает возможность ограничения у таких лиц права, например на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закреплена норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, а так же возмещение вреда, причиненного незаконными действиями этих лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРД путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.

Таким образом, принцип законности заключается прежде всего в том, что все участники ОРД обязаны безусловно и точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом. Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД, ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временный характер.

2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отраслях права и отличают оперативно-розыскную деятельность от других правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их относят к отраслевым (специальным) принципам.

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер данной деятельности.

Конспирация – непременное условие деятельности любой спецслужбы, стремящейся сохранить втайне от противоборствующей стороны свои действия в целях нанесения ей наибольшего урона.

По своему значению принцип конспирации является основополагающим и системообразующим в практике ОРД. Он взаимосвязан с принципами законности, сочетания гласных и негласных методов и средств и обеспечивает реализацию конституционного принципа уважения и соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение конспирации позволяет избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации

Конспирация (скрытность, маскировка) - один из факторов ОРД, позволяющих добиться успеха. Она позволяет сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты осуществления ОРМ по разоблачению преступников втайне от них и окружающих. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

В ходе ОРД закон позволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).

Порядок и правила конспирации закреплены в ряде статей закона. Так, например, ст. 5 ограничивает предоставление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации.

На руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанность предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета. Также необходимо учитывать, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Даже введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Законодатель возлагает на уполномоченные органы обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ (ст. 14) и определил перечень сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами. В процессе осуществления ОРД конспирация может обеспечиваться нормативным регулированием её правил, закрытыми ведомственными приказами и инструкциями, отлаженной системой информационного взаимодействия между оперативными подразделениями, научно-методическим и материально-техническим обеспечением оперативных служб, обучением кадров оперативного состава правилам и тактическим приемам конспирации и др.

Организация и тактика ОРД, способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой - уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности.

Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировке анализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.

Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, служебно-розыскные собаки и т.д.

Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

Негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности. Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формы документов, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Таким образом, принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона, как нормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

оперативный розыскной принцип конспирация

2.3 Организационные принципы ОРД

Принцип наступательности (оперативности)

Кроме перечисленных в ст.3 Закона об ОРД, выделяются и другие группы организационных принципов, выработанных оперативно-розыскной практикой. Оперативно-розыскной деятельности присущ принцип наступательности (оперативности), который означает непосредственное и быстрое принятие мер по борьбе с преступностью. В соответствии с ним оперативные работники должны проявлять наступательность и инициативу в своевременном обнаружении преступлений и принятии законных мер к лицам, их подготавливающим и совершающим, проводить целенаправленную профилактическую работу. Принцип наступательности оперативно - розыскной деятельности состоит в направленности оперативно - розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках преступной деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно - розыскные меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, быть направленными на предупреждение и пресечение преступлений.

Принцип оперативности (наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, а именно из ст.1, 2, п.1 ст.14 Закона об ОРД, и реализуется в процессе планирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях общей и индивидуальной профилактики преступлений, предупреждения и пресечения противоправной деятельности на ранних этапах ее развития, а также благодаря проведению воспитательной работы с лицами, от которых можно ожидать совершения правонарушений, выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений и сокрытию их следов. Под оперативностью понимается система характеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскную деятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывность уголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица обязаны (в пределах своих полномочий):

- проводить действительную работу по предупреждению совершения преступлений;

- проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета;

- предпринимать все предусмотренные законодательством в области оперативно-розыскной деятельности действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно процессуальным законодательством, а также выяснять причины совершения преступлений и условий, способствующих их совершению.

Этот принцип проявляется в направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение:

- умышленного совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории права “голым умыслом”);

- действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности).

Активная профилактика не только обеспечивает наступательность, но и предполагает наиболее гуманный путь борьбы с преступностью, так как практически исключает наступление вредных последствий. В тех случаях, когда противоправное деяние уже совершено, активное применение оперативно-розыскных мер обеспечивается на стадии обнаружения и раскрытия преступления путем использования системы действий по горячим следам. Речь идет об опережении действий преступников, пытающихся скрыть или уничтожить следы содеянного, орудия преступлений, реализовать похищенное имущество, уклониться от ответственности и наказания.

В принципе оперативности отражена защитная функция оперативно - розыскной деятельности, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.

Принцип оперативности включает:

- знание складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории, в отрасли хозяйства, обеспечение своевременного получения органами внутренних дел информации, представляющей оперативный интерес;

- своевременное реагирование на поступающую информацию на основе оптимального варианта расстановки кадров и распределения функциональных обязанностей;

- быстрые и слаженные действия оперативных аппаратов по предупреждению и раскрытию преступлений, розыску и задержанию преступников;

- оперативно-розыскное обеспечение расследования совершенных преступлений.

Оперативно- розыскное обеспечение представляет собой систему мер, осуществляемых субъектами ОРД в целях:

- создания оптимальных условий для осуществления полного и объективного процесса доказывания;

- пресечения и нейтрализации противодействия криминальной среды исполнению правоохранительной функции государства;

- обеспечения защиты участников уголовного процесса;

- реализации принципа неотвратимости ответственности виновных за содеянное.

Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств оперативно-розыскного производства по делу (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно:

- всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников оперативно-розыскной деятельности;

- полнота означает такую степень глубины исследования (отработки) оперативных версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение;

- под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств сыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено). Запрещается также домогаться сообщений агентов и получения сведений от других участвующих в деле оперативного учета лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер.

Соблюдение этого принципа важно при получении и использовании первичной информации, которая поступает в оперативные аппараты в значительном объеме и характеризуется разнообразием содержания. На практике нередко встречаются случаи, когда в оперативные аппараты пособниками преступников, другими лицами, поставляется ложная информация, которая может быть неправильно воспринята либо искажена информатором в связи с некомпетентностью в тех или иных вопросах.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость проверки первичной информации с использованием всех возможностей имеющихся в распоряжении оперативного работника. Соблюдение принципа объективности способствует более эффективному решению задач правосудия и установлении объективной истины по делу.

Принцип привлечения конфидентов к оперативно - розыскной деятельности отражает один из ее сущностных аспектов. Конфидент – обобщенное название категории физических лиц, участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласных сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Правовая основа ОРД во многом специфична за счет того, что её носителями являются секретные осведомители и различные информаторы.

Оперативно-розыскные органы и оперативники в достижении целей оперативно-розыскной деятельности опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц на безвозмездной либо возмездной основе.

Без использования в оперативно-розыскной деятельности конфидентов она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную).

Принцип научности является основополагающим и ведущим в организации деятельности оперативных аппаратов и предполагает использование в практической деятельности достижений различных наук (теории ОРД, криминологии, психологии), которые вскрывают тенденции, закономерности борьбы с преступностью, что позволяет практическим работникам проникнуть в суть криминальных явлений, и способствует эффективной борьбе с ними. Принцип научности проявляется во внедрении в ОРД современных технических средств, компьютерных технологий, в разработке тактических приемов и методов предотвращения и раскрытия преступлений, организации системы поступления оперативной информации от конфиденциальных источников.

Принцип плановости проявляется во всех сферах деятельности, в том числе и ОРД. Планирование позволяет сосредоточить оперативный аппарат на решение основных задач борьбы с преступностью, на наиболее эффективное использование сил и средств для достижения результата. Плановость обеспечивает равномерное распределение обязанностей сотрудников, создает основу для взаимодействия и координации действий оперативных аппаратов между собой, различными госорганами и общественными организациями участвующими в борьбе с преступностью.

Принцип связи с общественностью выражается в поддержании связи оперативно-розыскных органов с населением, проведением воспитательной работы с гражданами для повышения их активности, нетерпимости к правонарушениям. Этот принцип позволяет ориентировать население на оказание содействия как гласно, так и конфиденциально, использовать помощь общественности при осуществлении оперативно-розыскной профилактики, привлекать общественность при проведении ОРМ. Помощь граждан может быть использована оперативниками для наблюдения за преступниками, в целях обнаружения и документирования фактов противоправной деятельности и задержания, а так же для выявления и устранения условий, способствующих совершению различных правонарушений. Обязательным условием привлечения общественности и населения к ОРМ является их добровольное согласие и неразглашение перед ними негласных форм и методов оперативно-розыскной деятельности, и лишь в тех случаях, когда это не создает опасности для их жизни и здоровья.

Принцип внепартийности не находит закрепления в Законе об ОРД но вытекает из его отдельных положений (ст. 5) из которых следует, что должностным лицам, осуществляемым ОРД запрещается:

- проводить ОРМ в отношении какой либо партии, общественного и религиозного объединения;

- принимать участие в работе федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а так же в деятельности политических партий, объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

Принцип подконтрольности и поднадзорности оперативно - розыскной деятельности заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля и отражает объективную необходимость постоянного надзора и контроля за органами, осуществляющими ОРД. Судебный контроль включает в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища, а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Парламентский контроль за ОРД предусмотрен ст.20 Закона, и осуществляется постоянными комитетами и комиссиями в составе палат Федерального Собрания.

Прокурорский надзор за ОРД осуществляется на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД.

Ведомственный контроль осуществляется на основании ст. 22 ФЗ об ОРД.

Данный принцип имеет весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции гласит, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства". Оперативно - розыскные мероприятия, ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только в целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательно производство предварительного расследования.

Принцип единоначалия и коллегиальности находит отражение в подготовке и принятии управленческих решений, организации их исполнения. Проявляется данный принцип в том, что во главе оперативного подразделения стоит одно лицо (руководитель), компетентный принимать юридически правомочные решения. С одной стороны это обеспечивает единство приказа, а с другой - создает возможность более оперативного принятия решений. При этом обеспечивается необходимость персональной ответственности руководителя за результативность осуществляемой его подразделением оперативной работы. Единоначалие сочетается с функционированием коллегиальных совещательных органов, призванных определить пути выполнения возложенных на соответствующий департамент и его подразделения задач. Сочетание единоначалия и коллегиальности состоит в том, что решения совещательного органа принимаются большинством голосов, однако объявляются приказами компетентного руководителя и решениями коллегий министерства, ведомства, главного управления и т.п.

Итак, рассмотренные принципы занимают главенствующее положение в системе оперативно-розыскного законодательства, являясь олицетворением единства законодательных положений и их реализации в процессе осуществления практической деятельности.


3. Иные принципы ОРД

 

3.1 Морально – этические принципы оперативно – розыскной деятельности

Мораль как социальный институт и одна из форм общественного сознания играет важную охранительную роль, так как способствует формированию общественного мнения, осуждающего противоправные действия, создающего обстановку нетерпимости к совершенному преступлению. Кроме того, она определяет нравственные требования, предъявляемые к личности самого оперативного работника. Впервые, необходимость соблюдения морально-этических требований в сфере ОРД была высказана в 60-70-е гг. прошлого столетия. Интерес к данной проблеме был не случаен, так как неукоснительное соблюдение законности, защита прав человека и гражданина, вопросы профессиональной деформации оперативных работников в значительной мере зависят от теоретической разработки морально-этических проблем профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, наряду с правовыми и организационными принципами ОРД присущи и морально-этические, под которыми понимается совокупность норм и правил регулирующих поведение ее субъектов в нравственном плане. Предоставление сотрудникам органов, осуществляющих ОРД не только правовой, но и моральной санкции на проведение ОРМ, налагает на них, помимо соблюдения законности, обязанность соотносить свои действия с нравственными требованиями, предъявляемые к поведению сотрудников правоохранительных органов.

Следование морально-этическим принципам характерно для общества в целом. Морально-этические принципы ОРД хотя и основываются на общих этических нормах, вырабатывают и свою систему моральных требований применительно к реализации профессиональных функций оперативными работниками. Использование негласных методов и средств в оперативно-розыскной деятельности вызвано объективной потребностью предупреждать криминальные процессы на ранних стадиях и раскрывать преступления. Без проведения ОРМ крайне трудно раскрыть наиболее тяжкие преступления и изобличить организованные преступные группы, поэтому, в данном аспекте, ОРД не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует их претворению в жизнь посредством борьбы с преступностью, которая является наиболее яркой формой аморального поведения.

Применительно к ОРД основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.

Принцип гуманизма

Гуманизм как нравственный принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства. В оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма – один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности.

Гуманизм в оперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, которые принимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять оперативно-розыскные действия или выносить решения, унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принцип гуманизма органически присущ оперативно-розыскной деятельности. Его конкретизация во многих статьях Федерального Закона об ОРД свидетельствует, о том, что он отражает сущность оперативно-розыскной деятельности.

Невыполнение этого принципа осуждается законом и общественным мнением.

Принцип справедливости – важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения. Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значение приобретает в правовой сфере. Справедливость предполагает равные права граждан перед законом.

Этот принцип означает, что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от гражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования, социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, их политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено законом.

Справедливость предусматривает соотношение между практической деятельностью оперативного работника и его служебным положением, между его личными заслугами и общественным признанием, между его правами и обязанностями. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость.

Принцип коллективизма - является обязательным условием оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде.

Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников, целеустремленности и единства действий коллектива.

Поступок каждого члена коллектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениям и влияет на общественное мнение об органах осуществляющих ОРД. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплина.

Принцип сознательности - означает выбор оперативным работником поступков на основе понимания нравственных требований общества, интересов граждан вовлеченных в сферу ОРД.

Сознательность предполагает понимание цели, во имя которой должны совершаться поступки, и является основой убежденности человека в правоте того дела, которое он защищает. Особое значение приобретает осознание оперативным работником служебного долга, которое включает в себя правильную ориентацию в определении конкретных моральных ценностей при совершении того или иного действия, поскольку одни ценности приходится приносить в жертву другим, более важным. Выполнению на практике этих условий способствуют такие компоненты поведения оперативного работника, как оперативная гибкость, оперативная самостоятельность и оперативный риск.

Итак, обозначенные морально – этические принципы являются преломлением общих моральных принципов применительно к такой специфической сфере деятельности как ОРД. Их перечень не является исчерпывающим и может изменяться под воздействием права, которое связано с моралью и воздействует на ее развитие, а в свою очередь совершенствование нравственных основ общества оказывает влияние на применение и реализацию правовых норм, регламентирующих деятельность органов осуществляющих ОРД.


Заключение

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 23

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.

3. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

4. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" постатейный Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. "Деловой двор", 2009 с.84-93

5. Е.С. Дубоносов «Основы оперативно – розыскной деятельности» - Учебное пособие /под ред. Проф. Г.К. Синилова: – М. 2010

6. «Основы оперативно – розыскной деятельности ОВД» - Учебник/ под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши: - М. 2009

7. «Оперативно – розыскная деятельность» - Учебное пособие в схемах и определениях / под ред. Проф. Е.С. Дубоносова: - М. 2009