Реферат: Использование свободного времени молодежью
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию РФ
Читинский государственный университет
(ЧитГУ)
Кафедра управления персоналом
Социологическое исследование
на тему: "Использование свободного времени молодежью"
По дисциплине: "Социология трудового коллектива"
Выполнили:
студенты группы СП-07-3
Никифорова Валерия, Усикова Марина,
Бобровская Олеся, Ушакова Ксения,
Гильванов Александр, Сарин Александр,
Кузовлев Дмитрий, Рычков Дмитрий,
Горковенко Иван
Проверил:
Старший преподаватель кафедры УП
Калашникова Н.П.
Чита 2008
Содержание программы
1. Методологическая часть
1.1 Обоснование актуальности
1.2 Проблемность ситуации
1.3 Научная разработанность
1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятиий
1.5 Объект исследования
1.6. Предмет исследования
1.7 Цель исследования
1.8 Задачи исследования
1.9 Гипотеза
2. Методический раздел
2.1 Методы сбора первичной социологической информации
2.2 Место и время проведения исследования. Название инструментария
2.3 Характеристика инструментария
2.4 Выборка
2.5 Метод обработки эмпирических данных
2.6 Практическая значимость исследования
2.7 Рабочий план проведения исследования
3. Аналитический раздел исследования
Литература
Приложения
1. Методологическая часть 1.1 Обоснование актуальности
В наше время проблема использования свободного времени молодежи является очень актуальной. Так как существует много факторов, которые влияют на использование свободного времени молодежи, но также существует очень мало решений этих проблем. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, которые могут поспособствовать тому, чтобы силы молодежи были направлены в правильное русло.
1.2 Проблемность ситуацииВ настоящее время использование свободного времени молодежью влияет не только на их будущее, но и на будущее следующих поколений; влияет на дальнейшее развитие страны в целом. В связи с этим необходима углубленная информация о способах организации свободного времени, а также возможностях и желаниях молодежи, которая необходима для оптимального достижения результата исследования.
1.3 Научная разработанностьРазработанность данной проблемы в России достаточно высока.
Существуют различные методы работы с молодежью, такие как: беседы, лекции, кинопоказы, молодёжные лектории с приглашением различных специалистов и публичных людей; методы создания молодёжных клубов по интересам, различных кружков и секций, влияющих на формирование личности человека, удовлетворяющие их духовные и физические нужды. Кроме того, каждая организация, занимающаяся тем или иным родом деятельности, уделяет большое внимание проведение различных опросов путем анкетирования.
1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятиийА) Время - основная форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений.
Б) Свободное время-это время, затрачиваемое на развитие, отдых, развлечения, занятия спортом, и время расходуемое на дорогу в учебное учреждение (туда и обратно), восстановление сил, и удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда), ведения домашних и личного подсобного хозяйства и т.п.
В) Кружки - организационная форма стимулирования творческой активности работников, основанная на личной заинтересованности членов кружков в улучшении результатов кружка.
Г) Клуб - собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении, для беседы и увеселений.
Д) Интерес - форма побуждения активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, и с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности.
Е) Возраст - отмеченный хронологическими границами, период в физиологическом, психологическом и социальном развитии человека.
(ранее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст и др.)
Ж) Организация - это закрепленная статусом самостоятельного хозяйствующего субъекта, группа людей, имеющая целью реализацию совместной деятельности.
1.5 Объект исследования
Использование свободного времени молодежью.
1.6. Предмет исследованияОсобенности использования свободного времени молодежью.
1.7 Цель исследованияВыявить особенности использования свободного времени молодежью; изучить причины, влияющие на особенности использования свободного времени.
1.8 Задачи исследования1. Изучить теоретические аспекты проблемы.
2. Выявить особенности использования свободного времени молодежью;
3. Изучить причины, влияющие на особенности использования свободного времени
4. Сформулировать выводы
1.9 ГипотезаМы предполагаем, что целенаправленное исследование особенностей использования свободного времени молодежью, позволит нам выявить причины, влияющие на организацию свободного времени студентами.
2. Методический раздел 2.1 Методы сбора первичной социологической информации
При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основные разновидности:
1) опрос-анкетирование и интервьюирование;
2) анализ документов - качественный и количественный анализ;
3) наблюдение - невключенное и включенное;
4) эксперимент - контролируемый и неконтролируемый;
В данном социологическом исследовании будет использоваться анкетирование.
2.2 Место и время проведения исследования. Название инструментарияИсследование будет проводиться в городе Чита. В учебных заведениях таких как: ЧитГУ, ЗабГППУ, ЧМК, ЧГМА, ЧМУ. В этих учебных заведениях будут раздаваться анкеты; для их заполнения будет отведено специальное место, оборудованное столами, стульями и ручками.
Даты: 9-12 апреля 2008 года, с 10-00 до 12-00.
Инструментарий: анкета.
2.3 Характеристика инструментарияВсего в анкете 19 вопросов, в том числе:
1. По содержанию:
1) о личности респондента;
2) о проведении свободного времени респондента
2. По форме:
1) закрытые - альтернативные
2) открытые
3. По оформлению:
1) линейные
2) в виде таблицы
2.4 ВыборкаОбъем выборки | Тип выборки | Единица наблюдения | Географическое место |
50 |
Произвольный |
Студент |
Г. Чита |
В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.
2.6 Практическая значимость исследованияПрактическая значимость данного исследования заключается в том, что исследователи выявили особенности организации свободного времени студентов высшего и среднего профессионального образования г. Чита, а также факторы, влияющие на проведение свободного времени молодежью. Полученные данные могут быть использованы для организации профилактической работы среди молодежи, применены для работы в молодежных центрах с целью организации свободного времени у студентов.
2.7 Рабочий план проведения исследования
Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1. Разработка КСИ | 31.03.2008г | Усикова Марина |
2. Разработка инструментария | 07.04.2008г | Никифорова Валерия |
3. Тиражирование инструментария | 14.04.2008г | Сарин Александр |
4. Полевое исследование | 14.04.2008г | Рычков Дмитрий |
5. Сбор, обработка анкет. | 21.04.2008г | Ушакова Ксения |
6. Анализ полученной информации и её обработка | 28.04.2008г | Кузовлев Дмитрий |
7. Подготовка аналитической записки | 12.05.2008г | Гильванов Александр |
8. Презентация итогов исследования | 15.05.2008г | Бобровская Олеся |
свободное время молодежь социологический
3. Аналитический раздел исследования
Учитывая актуальность изучаемой проблемы, мы считаем, что необходимо изучить особенности организации молодежью своего свободного времени.
Используя метод анкетирования, мы получили определенные результаты работы. Анализируя их, мы выявили следующие особенности:
· количество свободного времени в пределах 3 часов преобладает у молодых людей - это 53%, а у девушек составляет - 48%
· свободное время от 3-х до 5-ти часов преобладает у девушек - 51% и у молодых людей составляет - 46%
· 5 - 7 часов свободного времени имеют всего 1% всех молодых людей и девушек
· Более 7 часов свободным временем не располагает никто.
Исследуя, какие кружки и секции посещают студенты, мы выяснили, что;
· Молодые люди занимаются спортом или никуда не ходят (44 и 38%)
· Девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом. (65 и 27%)
Анализируя особенности проведения свободного времени студентами, мы обратили внимание, что:
· Молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу (60, 33 и 26,6%)
· Девушки же отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора (33, 27 и 27%).
Анализируя студенческие группы по различным курсам (1-3), мы увидели, что:
· Свободного времени больше у II курса (87,5% - от 3 до 5 часов), меньше - у III (45% - от 3 до 5 ч), и еще меньше - у I курса (40% - также от 3 до 5 ч)
· Студенты всех курсов любят гулять с друзьями и отдыхать на природе, причем I и III курсы предпочитают читать журналы и художественные книги (30 и 35% соответственно), а II - смотреть телевизор (37,5%).
· Также видим, что 1, 3 курсы, в основном, никуда не ходят (47 и 65% соответственно), иногда занимаются спортом (по 30%), 2 же курс наоборот - чаще занимается спортом (62%), реже не ходят ни куда (38%).
Влияет на это:
У 1 курса наибольшее влияние оказывает желание, меньше - финансовое и семейное положения. У 2 и 3 курсов больше - финансовое положение - (63 и 54% соответственно), меньше - желание (25 и 20%)
Сравнивая различные учебные заведения, мы получили, что:
· Практически у всех студентов времени свободного от 3 до 5 часов, при этом:
· Больше свободного времени у студентов ЗабГГПУ (87,5%), меньше - у ЧитГу (50%), и еще меньше у остальных учебных заведений (по 40%)
· Все студенты любят гулять с друзьями, при этом студенты ЗабГГПУ и ЧитГУ играют в компьютерные игры (62,5 и 50% соответственно) и отдыхают на природе (37,5 и 20%), ЧМК читает журналы и художественные книги (40%), ЧГМА отдыхает в кафе, барах (40%), ЧМУ смотрят телевизор и ходят в библиотеки (по 30%).
На вопросе о занятиях в кружках, секциях, студенты также разделились на 2 ответа: никуда не хожу или занимаюсь спортом. Лишь у музыкального училища на втором месте стоит занятие музыкой (18%).
Выясняя, что влияет на выбор формы проведения свободного времени студентами, мы получили обобщенные результаты:
· Финансовое положение - на 1 месте
· Желание человека - на 2 месте
· Семейное положение
Рассматривая этот вопрос по отдельным учебным заведениям, мы видим, что:
· В ЧМК и Читгу форму проведения свободного времени определяют %
1. Финансовое положение - 46 и 61%
2. Семейное положение - 40 и 23%
· В ЧГМА и ЗабГГПУ
1. Желание - 42 и 45%
2. Финансовое положение - по 33%
· А в ЧМУ
1. Желание - 37%
2. Семейное положение - 36%.
Выводы:
Изучая особенности организации молодежью своего свободного времени и анализируя их мы пришли к выводам, что количество свободного времени преобладает у молодых людей, молодые люди чаще занимаются спортом; а девушки, в основном, никуда не ходят, иногда занимаются спортом. Анализируя особенности проведения свободного времени студентами мы обратили внимание, что молодые люди чаще всего предпочитают гулять с друзьями, играть в компьютерные игры и выезжать на природу, тогда как девушки отдают предпочтение чтению журналов и художественных книг, шопингу и просмотру телевизора. Больше свободного времени у студентов ЗабГГПУ, меньше - у ЧитГу, и еще меньше у остальных учебных заведений. Все студенты любят гулять с друзьями, при этом студенты ЗабГГПУ и ЧитГУ играют в компьютерные игры и отдыхают на природе, ЧМК читает журналы и художественные книги, ЧГМА отдыхает в кафе, барах, ЧМУ смотрят телевизор и ходят в библиотеки. У музыкального училища на втором месте по частоте использования свободного времени стоит занятие музыкой. Выясняя, что влияет на выбор формы проведения свободного времени студентами мы получили обобщенные результаты, что - это финансовое положение.
Рассматривая этот вопрос по отдельным учебным заведениям, мы видим, что:
· В ЧМК и Читгу форму проведения свободного времени определяют:
3. Финансовое положении
4. Семейное положение
· В ЧГМА и ЗабГГПУ
3. Желание
4. Финансовое положение
· А в ЧМУ
3. Желание
4. Семейное положение.
Рекомендации:
Исходя из вышеуказанных результатов, мы бы хотели дать следующие рекомендации:
Повысить стипендию иногородним студентам и студентам из малообеспеченных семей.
Создать бесплатные или платные, но в пределах разумного секции, кружки, клубы.
Студентам - иметь желание, и тогда все получится!
Литература
1. Социология молодежи/ под ред.В.Н. Кузнецова - М.: Гардарики, 2007.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник для студентов вузов. - М., 2000.
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: Гардарики, 1998.
4. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. М., 2002.
5. Гофман А. Б.7 лекций по истории социологии. Учебник для вузов. = М.: КДУ, 2000.
6. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече-Аст, 1999.
7. Кравченко С.А. социология. Хрестоматия для вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
8. Большая Электронная Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.
Приложения
Анкета.
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании на тему "Использование свободного времени молодежью" для исследовательской работы, проводимую студентами группы СП-07-3.
Внимательно прочитайте и отметьте свой выбор.
Благодарим за участие.
1. Что Вы понимаете под "свободным временем"?
· Время, которое вы не затрачиваете на учебу
· Время, которое вы не затрачиваете на домашние дела
· Время, которое вы не затрачиваете на подготовку к учебе
· Все вместе
· Другое___________________
2. Сколько времени Вы проводите на учебе?
· Менее 4 часов
· 4 - 5 часов
· 5 - 7 часов
· Более 7 часов
3. Сколько времени у Вас уходит на дорогу от учебного заведения до дома?
· Менее 15 минут
· От 15 до 40 минут
· 0т 40 минут до 1 часа
· Более 1 часа
4. Сколько времени у Вас уходит на домашние дела (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка)?
· Менее 1 часа
· 1 - 2 часа
· 2 - 3 часа
· Более 3 часов
5. Сколько у Вас свободного времени?
· Менее 3 часов
· 3 - 5 часов
· 5 - 7 часов
· Более 7 часов
6. С кем Вы обычно проводите свободное время? (отметьте не более 3 вариантов)
· С друзьями
· С родителями
· С другом (подругой)
· С родственниками
· Один (одна)
7. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Виды отдыха | Как часто | Постоянно | Часто | иногда | никогда |
Прогулка с друзьями | |||||
Занятия (игры) за компьютером | |||||
Просмотр телевизора | |||||
Кино, театры, концерты | |||||
Ночных клубов | |||||
Кафе, бар, интернет-клубы | |||||
Боулинг, бильярд | |||||
Поездки на природу, за город | |||||
Чтение журналов, художественных книг | |||||
Посещение родственников | |||||
Чтение научных книг и журналов | |||||
Посещение церкви | |||||
Посещение библиотек | |||||
Шопинг | |||||
Прогуливаюсь один (одна) |
8. С чем связан Ваш выбор проведения свободного времени? (не более 2 вариантов)
· Финансовое положение
· Семейное положение
· Другое___________
9. Посещаете ли Вы какие-либо секции, кружки?
· Да
· Нет
10. Если ДА, то какие?
· Спортивные
· Художественные
· Театральные (КВН, театр)
· Музыкальные
· Танцевальные
· Другое__________
11. Если НЕТ, то почему?
· Некогда
· Нет желания
· Не позволяет здоровье
· Не разрешают родители
· Другое___________
12. Чем вы еще хотели бы заниматься?
· Спортом
· Художественным искусством
· Театром, КВНом
· Музыкой
· Танцами
· Другое__________
13. Оказывают ли родители влияние на проведение Вашего свободного времени?
· Да
· Нет
· Иногда
14. Одобряют ли они ваши предпочтения в проведении свободного времени?
· Да
· Нет
· Иногда
О себе:
15. пол:
· Мужской
· Женский
16. Возраст _________
17. Место учебы _________
18. место жительства:
· Город
· Поселок
· Село
19. Семейное положение:
· Не женат (не замужем)
· Женат (за мужем)
· Живу в гражданском браке
Исследование анкет.
... реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта | |
Содержание Введение 1. Теоретико-методологические основы управления физической культурой и спортом 1.1 Физическая культура и спорт как объект ... Большое внимание развитию спортивно-технических видов спорта уделяется в Центре детского творчества (Ракетомодельный кружок - руководитель кружка Россиев Александр Николаевич - МС ... Требуется непосредственное участие телевидения в агитации молодёжи к спорту, ведь каждый ребёнок проводит большое количество времени у телевизора. |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: дипломная работа |
Физическая культура | |
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра физического воспитания и спорта КУРС ЛЕКЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОМСК - 2005 УДК ББК Курс ... Taк, из социологических данных известно, что подавляющее большинство школьников и студентов хотели бы заниматься спортом, однако их желание искусственно сдерживается организационно ... Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: учебное пособие |
Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России | |
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА "ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В РОССИИ" Введение Социальная политика и социальная ... Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. В структуре ООЦМ функционирует информационно-аналитический отдел, работники которого занимаются разработкой и проведением социологических опросов по молодежной проблематике ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа |
Маркетинг физической культуры и спорта | |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградская государственная академия физической ... Учебно-методический комплекс по дисциплине "МАРКЕТИНГ ФКиС" регио-нального (вузовского) компонента цикла ОПД для студентов 4-го курса факультета Фи-зическая культура и спорт по ... Главным вопросом подготовки будущих менеджеров для сферы физической культуры и спорта является вопрос о том, какими качествами должен обладать выпускник учебного заведения ... |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: учебное пособие |
Реклама в сфере физической культуры и спорта | |
Министерство образования и науки Российской Федерации РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Кафедра Менеджмент в сфере физической культуры и спорта ... Для уточнения этих позиций и выявления отношения к спортивной телеинформации студентов Российской Академии Предпринимательства (РАП) мы провели социологическое исследование. Таким образом, проведенное нами социологическое исследование подтвердило выводы контент-анализа сетки телевещания: сегодняшнее телевидение не использует в полной мере своих ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |