Курсовая работа: Религиозные (гражданские) войны во Франции в XVI веке

Содержание

 

Введение

Глава 1. Французская реформация XVI века

1.1 Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции накануне религиозных войн

1.2 Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации

Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке

2.1 Основные этапы религиозных войн

2.2 Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии во Франции

Заключение

Список использованной литературы


Введение

К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым" большим по числу жителей (15 млн. человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и Англии.

Длительная кровавая междоусобица второй половины XVI в., известная под названием «религиозных войн» (или гугенотских войн), не была случайным явлением в истории Франции. Причины этих войн были чрезвычайно сложны, религиозная же оболочка прикрывала, как и в других странах Европы XVI в., классовые интересы борющихся сторон.

Происходивший во французской деревне процесс дифференциации имел своим следствием обнищание значительных масс крестьянства, которое привело к их частичной экспроприации. В то же время наёмные рабочие как города, так и деревни страдали от понижения реальной заработной платы в условиях «революции цен», проявившейся во Франции весьма интенсивно.

Пострадали от «революции цен» и рядовые дворяне, получавшие фиксированный денежный ценз. Для буржуазии рост цен был выгоден; он убыстрял накопление капитала, понижая реальную заработную плату наёмных рабочих. Во Франции, однако, «революция цен» принесла буржуазии не только одни выгоды. Благодаря тесным торговым связям с Испанией во Францию ранее, чем в другие страны, стало прибывать большое количество обесцененных испанских монет, вследствие чего начался быстрый рост цен на сельскохозяйственные продукты, мануфактурные и ремесленные изделия. Поскольку в других европейских странах, с которыми торговали французские купцы, цены росли медленнее (за исключением Испании), вывозившиеся из Франции вина, плоды, зерно, скот, кожи и т.п. частично потеряли рынок сбыта. Тяжело сказалась «революция цен» на ещё недостаточно окрепшей французской мануфактуре. В середине XVI в. французские полотна, холсты, сукна, шелка, книги, стеклянные и металлические изделия и т. д. уже не находили себе за границей такого широкого спроса, как в 20-30-х годах. Сбыт французских товаров на внешнем рынке, имевшем в первый период развития мануфактуры первостепенное значение, становился всё более затруднительным из-за конкуренции дешёвых товаров, произведённых в странах с менее ярко выраженной «революцией цен». Можно также предположить, что развитие внутреннего рынка затруднялось падением заработка рабочих и ремесленников и ростом налогов, сокращавших покупательную способность трудящихся масс. В результате началось частичное свёртывание производства. Некоторые мануфактуры закрылись, в других уменьшилось количество рабочих. Стали сокращаться прибыли купцов и мануфактуристов.

Постепенный подъём цен во Франции, начавшийся на Юге с 1520 г. и на Севере примерно десятилетием позже, сменился с 50-х годов XVI в. (на Юге несколько раньше) резким, скачкообразным повышением цен. В это время быстрый рост импорта в Европу южноамериканского дешёвого серебра наводнил Испанию, а через неё и Францию обесцененной серебряной монетой и вызвал монетный кризис (нарушение векового устойчивого соотношения ценности золота и серебра). Кроме того, в последние годы итальянских войн необычайно возросли налоги. На буржуазию, в том числе и на её наиболее богатые слои, обрушились наряду со множеством различных пошлин принудительные займы и специальные налоги на богатых.

Мир в Като-Камбрези не принёс значительных перемен; он не мог приостановить начавшиеся экономические затруднения. Территориальные приращения оказались более чем скромными. Италия была потеряна для французского дворянства, казна - совершенно пуста, а государственный долг огромен. Армию распустили, не заплатив ей просроченного жалованья. Когда привыкшие к военным грабежам дворяне вернулись в свои поместья, они нашли там обветшалые строения и весьма сократившиеся доходы.

Так постепенно складывались предпосылки для гражданских войн. Назревало возмущение задавленных непосильной нуждой народных масс. Росло недовольство буржуазии. Одновременно усиливалась оппозиция в среде мелкого и среднего дворянства. Знать была недовольна централизацией государства и оттеснением вельмож от политических дел. Как мы видим, все слои французского общества были недовольны. Но их цели были различны и противоречивы. Народ боролся против феодального строя в целом; буржуазия жаждала более благоприятных условий для своего обогащения. Знать желала приостановить дальнейшее развитие централизации, а дворянство, хотя и не являлось противником централизации, было недовольно внутренней и внешней политикой династии Валуа и подчас готово было на время примкнуть к оппозиционно настроенной знати.

Усилившаяся оппозиция абсолютизму со стороны знати и части временно примыкавшего к ней «дворянства шпаги» и недовольство буржуазии ослабляли позиции королевской власти. Разумеется, далеко не все представители этих слоев сразу и безоговорочно перестали поддерживать центральное правительство. Такое критическое положение для французского абсолютизма сложилось только к середине 80-х годов XVI в. В период же 60-70-х годов против королевской власти открыто выступило сперва южное старое дворянство, затем буржуазия южных городов, причём ярко сказались ещё не изжитые сепаратистские тенденции южных провинций и ревниво оберегавших свои средневековые вольности южнофранцузских юродов. На Севере буржуазия и отдельные группы «дворянства шпаги» держали в ту пору - хотя последние и не вполне твёрдо - сторону правительства. Постоянную поддержку, особенно на Севере, оказывал абсолютизму тот уже многочисленный слой господствующего класса, который по своему положению был наиболее тесно связан с политикой дальнейшего укрепления центральной власти. Самые богатые и влиятельные круги «людей мантии», главным образом парижский и провинциальные парламенты, а также часть рядового дворянства во время смуты оставались неизменно на стороне королевской власти. Таким образом, в период гражданских войн XVI в. абсолютизм утратил - да и то на время - поддержку лишь одной части дворянства: поддержку знати и части рядового дворянства, терявшего в то время свои былые экономические и политические позиции. Что касается буржуазии, то и её конфликт с абсолютизмом мог иметь в этот период лишь временный характер.

Временный кризис абсолютизма дал возможность аристократии предпринять самую крупную из всех своих попыток подчинения правительства своим политическим целям, заключавшимся в ограничении абсолютизма в пользу знати. Однако эти притязания вельмож даже в соединении с недовольством в среде «дворянства шпаги» сами по себе не могли бы вызвать смуту такой длительности и размаха, как «религиозные войны» XVI в. Они вызвали большой резонанс только в силу того, что создалась обстановка всё возраставшего брожения народных масс и оппозиции буржуазии.

Тема религиозных мировоззрений, столкновений на этой почве и его влияние на различные сферы жизнедеятельности считается актуальной и по сей день. Гражданские войны второй половины XVI в., в которых одной из основных причин которых являлись характерные для этого периода социально-экономические процессы, в свою очередь оказали немалое разрушающее воздействие на экономическое состояние Франции (разорение городов, разбой в деревнях и на дорогах, убыль населения и т. д.). Важно отметить, что экономический упадок сказался ещё до начала междоусобицы, особенно на Юге.

Объектом исследования в работе стала Франции в XVI веке.

Предметом исследования стали религиозные (гражданские) войны в XVI веке.

Хронологические рамки исследования определяются второй половиной XVI века, периодом когда прошли все религиозные войны. Территориальные рамки определяются государством Франция в XVI веке, местом прохождения религиозных войн.

Целью данной работы является исследование особенностей и основных этапов религиозных войн во Франции в XVI веке.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть положение в Европе накануне религиозных войн;

- исследовать этапы, хронологию религиозных войн во Франции;

- проанализировать итоги гражданских войн во Франции;

- рассмотреть особенности кризиса абсолютизма в период религиозных войн.

Многие из них были написаны довольно давно, а оценки, данные в них, требуют пересмотра и корректировки. Из исследователей дореволюционного периода проблемами истории религиозных войн во Франции занимался И.В. Лучицкий, но его работы были посвящены рассмотрению преимущественно социального состава гугенотского движения. Работы И.В. Лучицкого по религиозным войнам во Франции XVI века были предметом исследования в отечественной историографии, хотя единого мнения о принадлежности историка к какому-то одному направлению русской историографии так и не сложилось. На примере изложения истории религиозных войн С.Д. Сказкиным в «Истории Франции», мы видим большую эрудицию, живой язык повествования. Он давал очень подробную характеристику целей различных социальных слоев в Религиозных войнах. Перед автором лежала сложная задача: несмотря на марксистские положения об абсолютной монархии и о кальвинизме он стремился отстоять свою оценку характера Религиозных войн как феодально-аристократического движения. Кроме этого, проблемы, связанные с религиозными войнами во Франции поднимались в исследованиях С.Л. Плешковой.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Французская реформация XVI века

 

1.1 Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции накануне религиозных войн

франция религиозный война кальвинизм

Итак, протестанты и католики были готовы к решающей схватке, и примирение было невозможно - Реформация расколола Европу, и оставалось лишь определить, где пройдет линия фронта, кто останется на той стороне, и кто - на этой. Оплотом католической веры считался император Карл V Габсбург - могущественный государь, владевший Испанией, Неаполитанским королевством, Нидерландами и австрийскими землями. Владения императора состояли из разнородных областей, и из всех подчиненных ему государств он был самодержавным монархом только в Испании - в Германии ему приходилось считаться с могущественными и почти независимыми князьями, а в Нидерландах - с самоуправлением городов-коммун. Однако серебро, доставлявшееся из Америки испанскими каравеллами, позволяло Карлу V содержать большую армию и долгие годы сражаться с французами в Италии. Это были войны Нового Времени, непохожие на прежние сражения рыцарей и лучников. Испанцы первыми освоили новую военную тактику, и испанская пехота считалась лучшей в Европе, с ней могли сравниться только немецкие ландскнехты и швейцарцы. Карл V сумел остановить французское наступление в Италии, однако долгие войны с Францией помешали ему расправиться с протестантами, и "ересь" широко распространилась в Германии, проникнув и в Нидерланды - богатейшую область Европы, сердце империи Карла V. Когда в нидерландских городах появилась протестантская ересь, император самовольно ввел в них инквизицию - это вызвало протест провинциальных штатов, и этот конфликт подспудно тлел вплоть до начала религиозных войн.

В последние годы своей жизни Карл был тяжело болен и испытывал приступы меланхолии, он запирался в обитой черным сукном комнате без окон и проводил время в молитвах. В 1554 году он отрекся от престола и оставил титул императора своему брату, австрийскому эрцгерцогу Фердинанду, а остальные владения передал сыну, испанскому королю Филиппу II. Филипп II стал главной опорой католиков в их долгой борьбе с протестантами; это был суровый государь, лично вникавший во все дела и посвятивший себя борьбе за веру. Неподалеку от Мадрида король построил дворец Эскориал - мрачное здание, больше похожее на монастырь; отсюда он управлял огромным государством с помощью сотен курьеров; дни и ночи он читал донесения и писал приказы, у него повсюду были осведомители и шпионы. Конечной целью Филиппа было подчинение Нидерландов своей абсолютной власти; он хотел стать таким же абсолютным монархом, как французские короли: Франция была самым могущественным государством Европы, и ее мощь побуждала других монархов к модернизации своих государств по французскому образцу.

После победы Людовика XI над мятежной знатью Франция почти сто лет пользовалась благами внутреннего мира. Времена частных войн ушли в прошлое, дворянство смирилось перед мощью абсолютной монархии и служило ей в качестве жандармов и мушкетеров короля. Короли покровительствовали земледелию и заботились о благе народа. "Мое главное желание, - говорил король Франциск I, - чтобы крестьяне могли спокойно есть свой хлеб, не подвергаясь ни угнетению, ни поборам, ни грабежам, ни необоснованным требованиям". Королевские суды считали крестьян земельными собственниками, а дворян лишь получателями фиксированной ренты, "цензивы"; из-за падения стоимости серебра эта "цензива" настолько уменьшилась, что ее выплата превратилась в пустую формальность. За столетие внутреннего мира и относительного благополучия население Франции возросло вдвое и в середине XVI века достигло 18 миллионов - по численности населения Франция была вдвое больше Испании и вчетверо больше Англии.

Однако 18 миллионов - это был рубеж, за которым начинается Сжатие. Во многих районах ощущалась нехватка земли, крестьяне продавали свои наделы и уходили в города. Париж был крупнейшим городом Европы, столицей роскоши, где могущество короля воплощалось в великолепии дворцов и блеске двора. Франциск I построил знаменитый дворец Лувр - резиденцию королей и украшение Парижа; он воздвиг много великолепных церквей и монастырей. Французская монархия состояла в особых отношениях с церковью: за год до выступления Лютера Франциск I заставил римского папу подписать конкордат, в соответствии с которым французские епископы и аббаты отныне назначались королем, а церковная десятина и другие доходы передавались государству. Это была новая победа абсолютной монархии, возвращение к временам древнего Рима, когда церковь и государство были единым целым и вместе опекали свою "паству": монарх олицетворял "живой закон", а церковь - "божественную справедливость".

Заключив союз с церковью, французские короли ревностно защищали ее от нападений протестантов и безжалостно отправляли на костер проповедников, рассылаемых Кальвином из Женевы. Однако проповедники обладали опасным оружием: их призывы разграбить монастыри и церкви находили отклик среди обедневшего французского дворянства. Дворяне жили в основном наемничеством, войной, и, чтобы дать им возможность пограбить, королям приходилось вести долгие войны в Италии. Однако в 1559 году итальянские войны закончились, и распущенные наемники сразу же соединились с протестантами и составили заговор против короля - этот заговор был началом религиозных войн во Франции.

В то время, как короли Франции и Испании подчинили себе местную церковь, не вступая в конфликт с папой, английский король Генрих VIII (1509-47) не сумел избежать разрыва с Римом. В 1534 году Генрих VIII с одобрения парламента провозгласил себя главой английской церкви; при этом король не собирался проводить протестантские реформы: речь шла лишь об овладении богатствами духовенства. Английские короли не были абсолютными монархами, у них не было постоянных налогов, и каждую субсидию приходилось испрашивать у парламента. Огромные богатства, захваченные Генрихом, позволили ему долгое время обходиться без субсидий; он продавал или раздавал монастырские земли дворянам и купцам - а в провинции, подальше от Лондона, дворяне сами грабили церкви и сдирали с икон золотые оклады.

В отличие от Франции, в Англии истинными хозяевами страны были дворяне. Дворяне ограничивали власть короля посредством парламента и владели почти всей землей; когда помещики считали, что крестьяне платят слишком малую ренту, они сгоняли арендаторов, огораживали поля и использовали их как пастбища - они поступали так и на бывших церковных землях. Тысячи согнанных с земли крестьян просили подаяния на дорогах и нигде не могли найти приюта: монастыри, дававшие прежде нищим кров и пищу, были закрыты. Нищие стали непременной деталью английского пейзажа, летом их можно было увидеть на открытых местах, зимой они прятались от ветра в рощах. Дворянский парламент издавал жестокие законы против этих несчастных; "закоренелым бродягам" отрезали уши, их обращали в рабов и вздергивали на виселицы. В 1549 году в Восточной Англии вспыхнуло большое восстание против огораживаний и в защиту церкви; 20-тысячная крестьянская армия овладела Нориджем - вторым по величине городом Англии; дворяне в панике разбегались, и лишь с большим трудом навербованным на континенте наемникам удалось разгромить крестьян. Подавив восстание, король Эдуард VI (1547-53) продолжил захват церковных богатств, были закрыты госпитали, из библиотек изымали и сжигали на площадях "зараженные папизмом" книги. Наследница Эдуарда, королева Мария, попыталась примириться с папой, но Елизавета II (1558-1603) вновь вернулась к протестантизму: окружавшие ее дворяне боялись, что в случае победы католиков им придется вернуть захваченные церковные земли. Англия стала оплотом протестантов и главным врагом римского папы - соотношение сил определилось, и вскоре начались долгие религиозные войны.

1.2 Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации

К середине 16 в. Католическая Церковь стала медленно оправляться от нанесенного Реформацией удара и в рамках Контрреформации добилась некоторых успехов в борьбе с новыми церквями. Вожди протестантизма понимали необходимость объединения усилий. Новое понимание религии должно было охватить, по их мнению, население всех стран Европы. Необходимо было принять четкие и ясные организационные формы, перейти от первоначальных представлений о «невидимой церкви» к церквям «видимым». Это удалось прежде всего и лучше всего в тех условиях именно кальвинизму как романскому типу Реформации, а, значит, находящемуся по духу ближе к мировоззрению и мировосприятию большинства европейцев. Кальвинизм оказался подготовлен к решению подобных задач и благодаря целому ряду своих особенностей и отличий от остальных протестантских церквей: Кальвинизм был сильнее остальных первоначальных протестантских вероучений настроен против католицизма. В нем в большей степени были «возрождены» такие особенности раннехристианского периода, как противопоставление любому инакомыслию, безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал нравственности. Ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном авторитете Библии. Кальвин и его последователи решительнее других вождей Реформации изгоняли из культа и учения «суеверия» и «язычество», т.е. всевозможные внешние символы, пышность культа и т.п.

Особое стремление восстановить раннехристианскую общину встречало достаточно большую поддержку со стороны широких народных масс, в силу чего симпатии и надежды на кальвинизм отмечены уже на раннем этапе его истории практически во всей Европе. В то же время в кальвинистских общинах их руководители, пасторы и старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских церквях. Это организационно укрепляло новое движение. Отдельные общины объединялись между собой в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство). Кальвинизм оказался очень тесно связан с политическими движениями, что было обусловлено образованием и развитием в это время национальных государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей своих целях любые оппозиционные католической церкви учения. Кальвинизм в силу своей специфики принимает преимущественно антимонархическое направление и сближается с республиканскими и конституционными партиями. Принцип «Бога надо слушаться больше, чем людей» приводит кальвинистов к теории сопротивления тиранической власти и учению о договоре между королем и народом. Республиканские формы церковного устройства легко переносятся на политическую жизнь.

Кальвинист 16в. представлял практически сложившийся тип нового человека, который мог стать идеалом для новых церквей: уверенный в правоте своего учения, враждебный светской жизни, сосредоточенный на молитве и духовной деятельности. Кальвинизм создал обширную литературу, где есть и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты. Центром кальвинизма остается Женева, но само вероучение широко распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна. Пока лютеранство завоевывало Скандинавию, кальвинизм нашел своих последователей в Рейнской долине Германии, во Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии, Венгрии, Моравии и даже на некоторое время в Польше. Он «стал буфером между лютеранским севером и католическим югом».

Французский кальвинизм по своим идеям и организации был ближе всего к кальвинизму швейцарскому. Интерес французских гуманистов к истории раннего христианства и лютеранское влияние стали факторами, стимулировавшими возникновение своих протестантских настроений. Жан Кальвин стал именно тем человеком, которого не хватало на первом этапе французской Реформации. Широко стали распространяться идеи Кальвина во Франции при короле Генрихе II. В отличие от Франциска I, нередко использовавшего протестантов в своей борьбе с императором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу искоренения этой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов- huguenots) целый ряд строгих постановлений и учредил при парламентах особые палаты для суда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако, оказался прямо противоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции достиг наибольшего распространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его первое сочинение «Наставления в христианской вере» в 1536г. Это сочинение было традиционной апологетикой, в которой автор пытался защитить французских христиан, доказать их верность государству и призывал покончить с гонениями. Первыми приняли кальвинизм вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в стране насчитывалось до 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям до 400 тысяч французов были протестантами), а в 1559г. собрался первый церковный синод в Париже, принявший «Галликанское исповедание веры», первый набросок которого был подготовлен Кальвином. В нем был излагался детальный план создания церковной организации, которая должны была охватить всю Францию. Соседние общины объединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин. Функционировали провинциальные и генеральные собрания представителей общин. Ж. Кальвин всячески поддерживал французских протестантов и «был настолько же вождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы». Более 150 пасторов, обученных в Женеве, были посланы во Францию в 1555 – 1556 гг.

Наибольший успех кальвинизм имел на юге и юго-западе Франции и в соседней с Францией Наварре. Король Наварры Антуан Бурбон стал одним из вождей партии гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные устремления переплетались с политическими целями и социальными идеалами. Кальвинистские представления представлялись удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и привилегий, утраченных ими за предыдущее столетие. Ослабление королевской власти при сыновьях Генриха II благоприятствовало политическим притязаниям феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за власть.

Итак, с переходом гугенотов к политическим целям принципы кальвинистской организации были использованы в партийном строительстве. Особенно активно эта работа шла после Варфоломеевской ночи (1572). На юге и западе Франции гугеноты находят поддержку в сепаратистских устремлениях части дворянства и горожан и создают федерацию областей с представительными учреждениями. Целый ряд талантливых публицистов и историков (Франсуа Отман, Агриппа д'Обинье идр.) развивает с применением кальвинистских идей республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. Своего короля Генриха Наваррского гугеноты воспринимали как конституционного государя.


Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке

 

2.1 Основные этапы религиозных войн

В течение всей второй половины XVI в. Францию потрясали неурядицы, которые принято называть религиозными (или гугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верное название - гражданские войны.

Феодальная знать раскололась на две большие группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франции гугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом*; так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих - впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).

Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам «благородного* происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счет центральной власти.

В это время в поредевшем лагере защитников абсолютизма наиболее устойчивой силой были «люди мантии* и отчасти «дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала - до поры до времени - значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии* и буржуазии в начале гражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола.

К «политикам» и к той части «дворянства шпаги», которая была сторонником королевской власти, присоединялись то те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.

Первая религиозная война (1562–1563 гг.). 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д"Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная война (1567–1568 гг.). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

Третья религиозная война (1568–1570 гг.). Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л. "Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф. Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.

Четвертая религиозная война (1572–1573 гг.). Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (Варфоломеевская ночь). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.

Пятая религиозная война (1574–1576 гг.). Понимая необходимость консолидации своих сил, гугеноты предприняли шаги по созданию собственной политической организации. В результате съездов в Мило в 1573 и 1574 и в Ниме в 1575 возникла Гугенотская конфедерация – своеобразная федеративная республика на юге Франции со своими органами управления и армией. Перед лицом политического раскола Франции новый французский король Генрих III (1574–1589) начал очередную безуспешную попытку искоренить «ересь». Гугеноты получили крупную финансовую помощь от Англии и большое войско от пфальцграфа Иоанна-Казимира; в феврале 1576 Генрих Наваррский бежал из Лувра и возглавил протестантскую армию. В союз с ним вступил младший брат короля и глава партии «политиков» герцог Франциск Алансонский. После того как протестанты овладели важными крепостями в Ангулеме (Сен-Жан д"Анжели) и в Нормандии (Сен-Ло и Валонь), король издал в Болье в 1576 эдикт, повторивший условия Ла-Рошельского мира; вдобавок Франциск Алансонский получил Анжу, Турень и Берри, Генрих Наваррский – Гиень, а Луи Конде, сын убитого при Жарнаке Луи Конде, – Пикардию; протестантам было предоставлено дополнительно еще восемь крепостей.

Шестая (1576–1577 гг.), седьмая (1580 гг.) и восьмая (1584–1598 гг.) религиозные войны. Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов. Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе).

Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов (1584–1598 гг.). После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболее вероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский. Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами (Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигисты вступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II и выдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядю Генриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря стала образованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представители столичной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих III издал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однако он отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделал в сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война.

Основные военные действия развернулись в 1587. Получив крупную субсидию от Елизаветы I, Генрих Наваррский нанял в Германии большую армию. 20 октября 1587, не дождавшись ее прихода, он разбил королевские войска при Кутра. Однако 24 ноября Г. Гиз во главе отрядов лигистов нанес поражение немецким наемникам при Вимори. Возросший авторитет Гизов в католическом лагере вызвал опасения короля, который стал склоняться к соглашению с протестантами. Конфликт Генриха III и Г.Гиза, открыто притязавшего на власть и пользовавшегося поддержкой парижан, чрезвычайно обострился. 12 мая 1588 в Париже вспыхнуло восстание против короля (День баррикад); 13 мая Генрих III бежал в Шартр. Под давлением католиков ему пришлось принять все требования лигистов: он передал Лиге шесть городов, одобрил решения Тридентского собора, лишил «еретиков»-Бурбонов прав на престол и назначил Г.Гиза главнокомандующим. В октябре 1588 Генеральные штаты в Блуа, большинство которых составляли сторонники Гизов, высказались за продолжение войны с гугенотами. 23–24 декабря по приказу короля были убиты Г.Гиз и кардинал Лотарингский, а 15 января 1589 распущены Генеральные штаты. Это вызвало новое антикоролевское восстание в Париже, которое Генриху III не удалось подавить. Он покинул столицу и в апреле 1589 заключил договор о совместных действиях с Генрихом Наваррским. Их объединенные силы осадили Париж. Но 1 августа Генрих III был убит агентом Лиги монахом Ж.Клеманом. Генрих Наваррский, отступив в Нормандию, провозгласил себя королем Генрихом IV. В ответ лигисты объявили королем кардинала Бурбона под именем Карла X. Генриха IV поддержали Англия и немецкие протестанты, Карла X – Испания.

В 1589–1590 Генрих IV одержал две победы над новым главой Лиги герцогом Майеннским – при Арке 21 сентября 1589 и при Иври 14 марта 1590 – и дважды осаждал Париж. В 1590 умер кардинал Бурбон, и часть лигистов стала ориентироваться на Испанию; Париж занял испанский гарнизон. Внутри католического лагеря произошел конфликт между умеренными (герцог Майеннский) и радикалами (Парижская лига), закончившийся победой умеренных (декабрь 1591). Длительная разрушительная гражданская война способствовала увеличению числа сторонников компромисса с Генрихом IV среди католического дворянства и буржуазии. Приняв в июле 1593 католическую веру («Париж стоит мессы»), он выбил последнее оружие из рук своих врагов. В марте 1594 Париж открыл перед ним ворота. В 1595 в союзе с англичанами и голландцами Генрих IV разгромил испанцев при Фонтен-Франсез (Бургундия), а в 1598 заключил с Испанией Вервенский мир на условиях statu quo. К этому времени уже вся Франция признала его власть. 13 апреля 1598 он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам. Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлять свой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию в двадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов (Ла-Рошель, Монпелье, Монтобан, Сомюр и др.); государство обязалось выделять средства на их богослужебные нужды.

Таким образом, в результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.


2.2 Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии во Франции

 

Запутанные события гражданской войны во Франции в XVI веке можно вкратце свести к следующему:

1. После мира, заключенного в 1576 г. в Болье на весьма благоприятных для гугенотов условиях, католическая оппозиция под предводительством Генриха Гиза организовалась в (первую) Лигу, или Священный союз, который провозгласил своим девизом борьбу против гугенотов и усиление королевской власти. Когда собравшиеся в декабре 1576 г. в Блуа Генеральные штаты потребовали восстановления религиозного единства королевства, Генрих уступил, отменил эдикт, подписанный в Болье, и возобновил гражданскую войну. Условия заключенного после определенных успехов католиков в Бержераке/Пуатье мира (14 - 17.09.1577 г.) были весьма неблагоприятны для гугенотов.

2. Еще до Варфоломеевской ночи из умеренных представителей обеих конфессий образовалась группировка, стремившаяся обеспечить политическое и правовое признание сосуществования различных конфессий и стабилизацию королевской власти. Эту группу с середины 80-х гг. называли «политики». Долгое время полагали, что в руководящей фигуре этой группировки можно узнать Анжу, который иногда сотрудничал с «политиками». На самом деле у «Monsieur», этого «вечного заговорщика», политическая дальновидность отсутствовала начисто. Никогда Анжу по-настоящему не участвовал в борьбе «политиков», еще менее был руководителем этой борьбы. Его смерть 10.06.1584 г. послужила толчком к началу государственного кризиса. Уже в течение несколько лет жившая в относительном спокойствии страна была потрясена неоспоримым государственно-правовым фактом: вождь гугенотов Наварра переместился на первое место в ряду наследников престола.

3. Перед лицом угрозы перехода короны Франции к еретику (повторно вернувшемуся к своей ереси!) непримиримые католики организовали Лигу (вторую) защиты святой католической церкви под руководством братьев Гизов, вступили в союз с Испанией и провозгласили наследником престола кардинала Шарля де Бурбона. Генрих был готов пойти на уступки, но 66-летняя Екатерина еще несколько недель сражалась как львица. Однако и ее силы подошли к концу, и 7.07.1585 г. она подписала Немурский эдикт, под угрозой смертной казни запрещавший исповедание протестантизма и всякую гугенотскую деятельность во Франции. Этот эдикт означал для Екатерины не просто поражение - это была полная капитуляция. До сих пор на всех переговорах ей удавалось отстоять для короля роль третейского судьи. В Немуре она подчинилась диктату мятежников. Ей пришлось отречься от политики национального единства, от принципа религиозной свободы, которые она защищала в течение 25 лет.

Естественным следствием явилось отстранение Наварры 18.07 от его законного права наследования трона. 9.09.1585 г. последовало и отлучение его от церкви папой Сикстом V. Начавшаяся «война трех Генрихов» привела к растущей изоляции короля. Генрих Гиз заставлял его терпеть все новые унижения. После того как в битве при Кутра (20.10.1587 г.), где победу одержал Наварра, пал Жуайез, ближайшим советником короля стал Эпернон. То, что Генриху III удалось подкупом склонить к отступлению вспомогательные войска Наварры, швейцарских и немецких рейтаров, почти не изменило его отчаянного положения - теперь его упрекали в том, что он своими действиями помешал войскам Лиги одержать легкую победу. В Париже, где он находился с 23.12, было неспокойно. Атмосфера накалялась со дня на день; ее подогревали дороговизна и перебои в снабжении продовольствием, в чем, естественно, обвиняли короля. Опасаясь волнений. Генрих запретил герцогу Гизу появляться в городе. Когда же «король Парижа», как его давно уже называли, все же прибыл, население встретило его восторженно. Любая акция против непокорного вождя Лиги могла вызвать восстание в Париже и подвергнуть опасности жизнь короля; поэтому Генрих воздержался от принятия каких-либо мер. Зачем он ранним утром 12.05 ввел в город оставшиеся в его распоряжении немногочисленные войска - не вполне ясно; возбужденное население атаковало швейцарцев и частично их уничтожило. Повсюду в городе воздвигались баррикады. Париж бунтовал. Король оказался в западне (12.05 день баррикад).

В такой безнадежной ситуации Екатерина еще раз прибегла к искусству разумной дипломатии. Она попыталась путем переговоров взять инициативу в свои руки, чтобы достичь сразу нескольких целей. Для начала она отправилась к герцогу де Гизу, и услышала от него, что, по его мнению, отречение короля от престола может быть единственным способом сохранить его жизнь. Много раз пришлось курсировать королеве-матери между Лувром и отелем Гизов, выполняя роль посредника в переговорах между «королем Парижа» и королем Франции, выигрывать время, прикрывая побег сына, который под защитой сохранивших верность войск покинул Париж со своими ближайшими советниками вечером 13.05.1588 г.

После этой благополучно прошедшей акции Екатерина обратилась к новому проекту, прельщавшему ее возможными отдаленными политическими последствиями: она хотела, чтобы Генрих III усыновил сына ее дочери Клотильды, маркиза де Пон-а-Муассон, который был одновременно племянником короля и братьев Гизов, - и тем самым сохранил трон за династией Валуа. Чтобы этот план имел надежду на успех, требовалась победа Гизов.

Неожиданный союз между де Гизом и Екатериной был направлен в первую очередь против их общего врага Эпернона: для Лиги он, как ближайший советник короля, был воплощением дьявола, а Екатерине угрожал потерей ее влияния на сына. Ее практический макиавеллизм привел ее к союзу с сильнейшим, чтобы не оказаться у него в подчинении. Фактически ей удалось убедить Генриха, что Эпернон мешает возможному примирению. Скрепя сердце король отстранил 22.07 Эпернона и его брата почти от всех их обязанностей.

Теперь, казалось, путь к столь страстно желаемому Екатериной взаимопониманию был открыт. Правда, на этот раз оно было достигнуто за счет короля, который летом 1588 г. был лишь пешкой в руках Лиги. Его вынудили подтвердить безраздельное господство католичества во Франции и произвести Гиза в генерал-лейтенанты королевства. Заключительный аккорд в этой политике постоянного унижения и выхолащивания королевской власти прозвучал в октябре, в Блуа, когда Генеральные штаты своими возмутительными требованиями превзошли себя.

Осенью 1588 г. французская королевская власть опустилась к самой низшей точке в своей истории. Казалось, путь к смене правящей династии в пользу Гизов, считавших своими родоначальниками Каролингов, свободен. В лагере Гизов открыто говорили о том, что Генриху, как некогда последнему из Меровингов, Хильдерику, неплохо было бы уйти в монастырь, и Катрин-Мари де Монпансье, воинственная сестра Гизов, носила напоказ на своем поясе ножницы, которыми она собиралась смастерить Генриху III «третью корону», то есть выстричь тонзуру.

Несомненно, поражение испанской Армады в августе 1588 г. вдохновило Генриха прорвать заколдованный круг, в котором он очутился из-за Лиги. Первый шаг он сделал в начале августа, когда, по настоянию Екатерины, встретился с Гизом в Шартре; ему пришлось делать хорошую мину при плохой игре, словно никакого «дня баррикад» и не было вовсе. Второй шаг последовал 8.09: он заменил канцлера Шеверни и министров Бельевра, Виллеруа, Брюлара и Пинара на других, среди которых было даже два члена Лиги. Единственной, кто смог правильно оценить эту «министерскую революцию», была Екатерина. Она понимала, что немилость, в которую впали министры, означала конец ее власти.

Генрих не мог простить матери, что она добилась его официального примирения с «королем Парижа». После перенесенных унижений он не мог больше следовать политике Екатерины, всегда искавшей компромисса. Замена министров явилась актом эмансипации 37-летнего короля от всю жизнь рвавшейся к власти матери, свершившейся с некоторым запозданием, но уже бесповоротно. Впредь он будет править по собственному усмотрению, писал Генрих Нунцио. Екатерина была глубоко уязвлена; но жребий был брошен: три десятилетия политику Франции в значительной степени определяла именно она, а в последние четыре месяца события проходили мимо нее.

Третий шаг Генрих тщательно подготавливал с 18.12. Не советуясь с Екатериной, он 23-24.12.1588 г. велел убить Анри и Луи де Гизов как бунтовщиков. У него не было выбора, объяснял он Екатерине, если он хотел сохранить королевскую власть, государство, честь да и свою жизнь.

Выдвинутый Лигой претендент на престол был арестован, и 3.04.1589 г. Генрих договорился о союзе с Наваррой, направленном против Парижа и других вступивших в «Святой союз» городов, которые все без исключения бунтовали против короля. Казнь братьев Гизов воздвигла стену между Генрихом и Лигой, и ее уже ничто не могло разрушить. В Париже образовалось революционное городское самоуправление под руководством представителей 16 округов, которое поддерживали Сорбонна и парламент. Хотя формального отстранения короля пока не приходилось опасаться, университетские теологи уже поспешили освободить подданных от клятвы верности королю и вычеркнули его имя из правила, исполняемого во время мессы. Жан Буше сочинил грамоту «De justa Henrici tertii abdicatione e Francorum regno», в которой говорилось о возможности и даже необходимости тираноубийства.

Главой этого революционного правительства «16-ти» стал герцог Майеннский, брат убитых. В его руках находилась исполнительная власть и верховное командование войсками. Созданный по его настоянию генеральный совет объединения католиков стремился добиться права принимать решения по государственным вопросам и тем самым представлял собой настоящее альтернативное правительство. 13.03.1589 г. Майенн принес присягу перед парламентом в качестве генерал-лейтенанта королевского государства и короны Франции. Теперь он становился главой революционного правительства.

Оба носителя законной власти, Генрих III и Наварра, лишь теснее сблизились: за знаменитой встречей в парке Плесси-ле-Тур (30.04.1589) последовал совместный поход на мятежный Париж (с мая по июль 1589). Несмотря на успех при Сенлисе Бонневале исход этой борьбы не на жизнь, а на смерть отнюдь не был предрешен, когда 1.08.1589 г. Генрих III, отлученный в мае папой от церкви, отстраненный от правления государь, стал жертвой покушения. Смертельно раненный, он признал срочно вызванного законного престолонаследника Наварру своим преемником и просил всех присутствующих тут же принести ему присягу в верности. После покушения, совершенного доминиканским монахом Жаком Клеманом, то, чего многие боялись еще с 1584 г., свершилось: королем Франции стал протестант.

31.05.1585 г. Екатерина выражала озабоченность тем, что прочный мир во Франции невозможен, пока Наварра не переплет вновь в католическую веру. На смертном одре Генрих III предсказывал своему находившемуся здесь же преемнику, что ему как королю Франции придется столкнуться со многими препятствиями, если он не решится поменять вероисповедание. В этом высказывании видна разумная оценка сложившейся политико-конфессиональной ситуации. Генриху IV понадобилось четыре года, чтобы прийти к такому же мнению.

Таким образом, и в последние часы своей жизни Генрих III предстает истинным политическим деятелем, за 38 лет проявившим себя способным учеником своей матери. Его действия заслуживают гораздо более глубокой оценки, чем та, которая существовала на протяжении столетий. Как гласит часто приводимое высказывание Пьера д’Эстуаля, Генрих III был бы замечательным правителем, «если бы царствовал в более благоприятном столетии». Воздавая должное этому королю, скажем, что Генрих III родился в крайне сложное время, когда государь имел возможность лишь придерживаться центристской позиции между экстремистами обеих сторон, чтобы уберечь страну и корону от бедствий. После казни братьев Гизов и достижения договоренности с Наваррой падение Парижа, ожидаемое летом 1589 г., стало бы началом окончательного перелома в ходе гражданской войны. Еще 31.07 Генрих, глядя из Сен-Клу на Париж, думал, что окажется в городе раньше, чем считают его мятежные жители. Покушение все изменило и на годы продлило гражданскую войну.

Долгие религиозные войны нанесли страшный удар по процветавшей до этого Франции. Сельское хозяйство, торговля и мануфактуры пришли в упадок. Пахотные земли стояли заброшенными. В некоторых провинциях вспыхнула эпидемия чумы. На людей наводили страх шайки разбойников. К грабителям нередко присоединялись разорившиеся дворяне, а также солдаты и офицеры, оставшиеся без дела и средств к существованию после окончания войн. Крестьянские общины сами, как могли, оборонялись от бандитов. Иногда крестьяне, вооружившись, восставали и отказывались платить подати сеньорам и государству. Генрих IV, будучи правителем умным и дальновидным, пошел на уступки, чтобы утихомирить недовольных и восстановить порядок в своем королевстве. Он простил крестьянам недоимки по налогам и вооруженные выступления. Первый министр и верный помощник короля Сюлли усовершенствовал податную систему, при этом некоторые налоги, взимаемые с крестьян, были уменьшены. Во Франции сложилась легенда о «добром короле Анри» (Генрихе IV), который заботился о том, чтобы каждый крестьянин ел курицу по воскресным дням. Однако действительность не соответствовала идиллической картине, оставшейся в народной памяти. В то время как одни налоги сокращались, другие, наоборот, росли. Восстановление порядка повсеместно приводило к более строгому взыскиванию податей.

В мае 1610 г. в Париже был убит король Генрих IV. Фанатичный католик Равальяк напал на него на улице и заколол. Наследнику престола, ставшему королем Людовиком XIII, исполнилось в то время лишь 9 лет. Королева-мать Мария Медичи не обладала политическими талантами и в управлении государством целиком полагалась на людей из своего ближайшего окружения. Франция стала ареной борьбы за власть между враждующими группировками вельмож. Король Людовик ХIII мало занимался государственными делами и возложил заботу о них на своего первого министра - кардинала Ришелье (1586-1642). Это был выдающийся государственный деятель. Он отличался незаурядным умом, творческим воображением, здравым смыслом и честолюбием. Ришелье получил пост первого министра, имея обширную программу действий. В его планы входила борьба за главенство Франции в Европе, но на этом пути ему нажо было преодолеть сопротивление различных слоев французского населения, прежде всего - протестантов и аристократов.

Преодолев в конце концов внутреннее сопротивление своей централизаторской политике, Ришелье начал проводить активную внешнюю политику, направленную прежде всего против господства в Европе австрийских и испанских Габсбургов. Именно поэтому Франция поддержала их противников в Тридцатилетней войне.

В ожесточенной борьбе с Габсбургами за европейское господство менялась сама французская монархия. Прежде считалось, что король всегда обязан уважать и соблюдать обычаи страны. Новые обстоятельства привели к тому, что власть короля усилилась, а значение обычаев уменьшилось. Для ведения изнурительной войны требовалось много солдат и много денег. Значит, нужна была сильная власть, способная заставить подданных во всем покоряться воле монарха и платить непрерывно растущие налоги. И нужно было, чтобы люди, наделенные властью на местах, в провинциях и городах, неукоснительно исполняли приказы, полученные из центра. Со временем в сознании людей складывается представление о том, что существуют государственные интересы, которым надо служить, жертвуя своими частными интересами, например, кардинал Ришелье осознавал свою жизнь как служение государственным интересам Франции.


Заключение

К началу XVI в Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, с богатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами - Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном - имелись многие средние по величине города и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населения жила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.

Территория страны в XVI в была немногим меньше площади современной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам и включенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточные провинции, а также Франш-Конте. Три епископства - Туль, Мен и Верден, как и Лотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя, Корсика, пиренейские области - Наварра, Беарн и Руссильон - также не входили в то, время в состав Французского государства.

Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг, присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частью страны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второй половине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалось присоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочения страны, экономического, языкового и мьтурного, и формирования французской нации на базе развития капитализма только начинался.

Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в. было временно задержано длительным экономическим упадком и политическим кризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг.

Религиозные войны во Франции 1562 - 1598 гг. по своей сути - это гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами. Уже в 1559 году во Франции было много последователей протестантской церкви среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562 - 1563 гг. не смогла сокрушить гугенотов.

Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия "политиков", или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии. Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон. В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом. Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги.


Список использованной литературы

1.  Документы по истории гражданских войн во Франции 1561 - 1563 гг. - М. - Л., 1962.

2.  Микеле Суриано о Франции XVI века. Из "Исторический универсалий" д'Обинье о Варфоломеевской ночи. День баррикад в рассказе де Ту Нантский эдикт. Ответ Генриха IV тулузскому парламенту. Герцог Сюлли о королевской администрации начала XVII века. Эдикт против дуэлей. Королевская декларация о снесении замков. Эдикт, запрещавший парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию. Донесение интенданта юстиции де Вуайе д'Аржансона. "Политическое завещание" и "Мемуары" Ришелье // Хрестоматия по истории средних веков. Т.III. - М., 1950. С.155-156, 168-177, 179-189.

3.  Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961- 1963.

4.  Артеменков М.Н. Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн во Франции. М., 2003.

5.  Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. - Т.I: Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М., 1986.

6.  Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

7.  Гуревич А.Я. Харитонов Д.Э. История средних веков.- М.: ИНФРА, 2002. - 647с.

8.  История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2003.-321с.

9.  История средних веков. В 2 т. Т. 1. / Л.М. Брагина, Е.В. Гутнова, С.П, Карпов и др.; Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.: Высш. Шк., 1990. – 495 с.

10.  Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории, 1989, №1. С.42-56.

11.  Копосов Н.Е. Франция (разделы в 1-3 частях) // История Европы. Т.III. От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). - М., 1993.

12.  Малинин Ю.П. Франция в эпоху позднего средневековья: материалы научного наследия. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 451 с.

13.  Медушевский А.Н. Абсолютизм XVI - XVIII вв. в современной западной историографии // Вопросы истории. 1991. - № 3. - С. 30-43.

14.  Новоселов В.Р. Религиозные войны во Франции (1562–1598): военные перед лицом гражданской войны. В кн.: – Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., Пятигорск, 2001.

15.  Плешаков С.Л. Генрих IV Французский // Вопросы истории. 1999. - № 10. - С.65-81.

16.  Плешкова С.Л. Екатерина Медичи: Черная королева. М., 1994.

17.  Ревякин А.В., Уваров П.Ю., Арзаканян М.Ц. История Франции. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство: 2005. – 475 с.

18.  Сказкин С.Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. Т. 1. С. 181-227.

19.  Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1995. Т. III, раздел IV.

20.  Чистозвонов А.Н. Основные аспекты генезиса абсолютизма // Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. - М., 1985.

21.  Шишкин В.В. Маргарита де Валуа и седьмая религиозная война во Франции (апрель-ноябрь 1580 г.). В кн.: – Человек XVI столетия. СПб, 2000.