Реферат: Президент Российской Федерации
1. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации
В системе органов государственной власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Появление института президентства в современном мире обязано Конституции США 1787 г., которая впервые ввела его в систему органов государственной власти и впервые закрепила институт выборного главы государства.
Правовое положение президента в отличие от главы государства в монархических странах определяется тем, что пост президента выборный, он избирается на определенный, устанавливаемый конституцией срок, внутри страны и на международной арене президент выступает от имени избирателей или от имени парламента, т.е. его власть является производной от них, и наконец, существует принцип ответственности президента, в отличие от отсутствия принципа ответственности монарха.
В РСФСР в свое время не было единоличного главы государства. В советское время считалось, что коллегиальным главой государства являлся избираемый Верховным Советом РСФСР Президиум во главе с председателем Президиума, но на практике это был полностью безвластный орган, который служил придатком партийного аппарата. Должность президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 г. референдума о введении поста президента. 24 мая 1991 г. институт президента был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. В Конституции РСФСР устанавливалось, что президент избирался сроком на 5 лет путем прямого голосования избирателей, и одно и то же лицо не могло избираться президентом более двух сроков подряд. 12 июня 1991 г. всеобщим голосованием первым президентом России был избран Б.Н.Ельцин. На момент вступления в силу новой Конституции РФ (25 декабря 1993 г.) ранее избранный президент уже занимал этот пост первый срок. Конституция 1993 г. установила, что полномочия первого президента РФ продолжаются до истечения срока, на который он был избран, т.е. до 12 июня 1996 г., а его полномочия и правовое положение уже регулируются нормами конституции 1993 г.
В июне 1996 г. состоялись новые очередные выборы президента Российской Федерации. По результатам второго тура голосования победил Б.Н.Ельцин и вновь занял пост президента на второй срок (на 4 года) до 2000 г. 31 декабря 1999 г. президент Б.Н.Ельцин досрочно ушел в отставку со своего поста и исполняющим обязанности президента РФ стал председатель Правительства РФ В.В.Путин. На досрочных президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В.Путин был избран новым Президентом Российской Федерации на срок до 2003 г.
На учреждение поста президента в Российской Федерации повлияли причины внутреннего характера, необходимость усиления исполнительной власти, проведения реформ во всех сферах государственной и политической жизни, совершенствования всего государственного механизма. Не последнюю роль сыграло и учреждение поста президента СССР и избрание на эту должность М.С.Горбачева. В соответствии с поправками, внесенными в текст Конституции РСФСР 1978 г., президент объявлялся "высшим должностным лицом в государстве" и главой исполнительной власти.
Институт президентства в Российской Федерации претерпел серьезную эволюцию, которую можно определить как развитие от менее сильного к более сильному президенту. Ранее действовавшая Конституция еще советского периода предоставляла ему полномочия, которые блокировались рядом ее статей. Исполнительная власть, главой которой провозглашался президент, должна была увязывать свои действия с принципами полновластия Съезда народных депутатов и его органа - Верховного Совета. По Конституции Съезд мог принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, входящий в компетенцию Российской Федерации. По тексту Конституции важнейшие вопросы, имеющие значение для всей Федерации, должны были решаться Съездом народных депутатов, и его Верховным Советом. То, что по Конституции президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, было откровенной декларацией. Президент не имел реальных конституционных полномочий для сдерживания полновластия законодательной власти, а следовательно, принцип разделения властей не действовал. В конечном итоге такое положение завершилось конфликтом исполнительной и законодательной властей и роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Конституция 1993 г. впервые по отношению к президенту ввела термин "глава государства". Причем Конституция установила не президентскую и не парламентскую республику, а республику смешанного типа, но фактически тяготеющую больше к президентской форме республик с широкими полномочиями президента - главы государства и фактически полным подчинением ему исполнительной власти, по образцу полупрезидентской республики во Франции.
От чисто президентской республики Россия отличается наличием отдельного конституционного поста председателя Правительства, что, однако, не препятствует некоторым российским исследователям относить Россию к чисто президентским республикам. Президент РФ как в чисто президентской республике избирается на свою должность независимо от парламента, прямым голосованием избирателей, что ставит Президента РФ фактически в независимое от парламента и других государственных органов положение. Общей закономерностью всех республик, в том числе и в России, является то, что чем дальше процедура избрания президента от парламента, тем его полномочия как главы государства более обширны и реальны. В отличие от французской модели, где правительство формируется на основе парламентского большинства, в России президент фактически формирует Правительство без учета расстановки политических сил в Государственной Думе.
Конституционные должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации и Председателем Совета Безопасности РФ.
Полномочия Президента в зависимости от их правовой специфики можно подразделить на несколько групп. Первая группа полномочий носит общий характер и отражает положение президента как главы Российского государства. Прежде всего, Президент выступает в качестве гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это значит, что Президент сам должен действовать только в рамках Конституции, не нарушать Конституцию и действующее законодательство, его деятельность должна быть направлена на осуществление и гарантии прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, как глава государства, он имеет право контроля за соблюдением Конституции и действующего законодательства органами государственной власти и управления. Это выражается в том, что Президент имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ несоответствующими Конституции и о прекращении их действия. Акты же исполнительных органов Федерации (Правительства) Президент может прямо отменить, а акты исполнительных органов власти субъектов РФ - приостановить.
Президент как глава государства вправе оценивать деятельность подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности, администрации) с точки зрения защиты ими прав и свобод человека и гражданина, а также тех структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначениях (Генеральный прокурор РФ, высшие суды РФ). Как глава государства он вправе отстранить от должности любых подотчетных ему должностных лиц и назначить новых. Эти его назначения и отстранения от должности не требуют утверждений какими-либо другими государственными органами.
Президент имеет право вносить предложения о поправках к Конституции, о проектах законов, затрагивающих вопросы правового положения граждан. Президент активно совместно с Правительством участвует в подготовке проекта государственного бюджета, а следовательно, оказывает влияние на социальное положение граждан Российской Федерации, реализацию их социально-экономических прав.
Важнейшая функция Президента как главы государства заключается в охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ. Как глава государства он является главой всей Федерации. В настоящее время территориальная целостность РФ включает в себя не только внешний аспект (т.е. защиту от внешней агрессии), но и внутренний аспект. Как известно, в Конституции РФ нет упоминания о суверенитете республик, входящих в состав Российской Федерации, однако многие республики провозгласили в своих конституциях республиканский суверенитет, что находится в прямом противоречии с нормами Конституции РФ. Поэтому деятельность Президента как главы всей Федерации направлена на сохранение и укрепление единого правового пространства в РФ, четкого разграничения полномочий РФ и ее субъектов, соблюдение федеральных законов и их верховенства по отношению к законам субъектов Федерации.
Осуществляя меры по охране государственной целостности РФ, глава государства сталкивается с тем, что федеративное устройство РФ находится в стадии совершенствования, в то время как большинство зарубежных федераций очень старые и уже давно прошли эту стадию укрепления федерализма. Это означает, что территориальные споры в Российской Федерации могут принимать довольно острый характер и требуют соответствующего адекватного решения, плоть до применения вооруженных сил (как в Чеченской Республике). Президент сталкивается со стремление некоторых субъектов Федерации повысить свой конституционный статус, в том числе и с нарушением Конституции (достаточно вспомнить попытку одностороннего провозглашения Уральской республики губернатором Э.Росселем, стремление к полной самостоятельности Чечни с использованием вооруженных бандитских формирований и т.д.). В подобных случаях Конституция предоставляет Президенту широкие полномочия, которыми не обладает никакой другой государственный орган, по использованию согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между органами государственной власти самих субъектов, т.е. главным образом мирным путем.
Глава государства должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент взаимодействует с Государственной Думой, Советом Федерации, Конституционным Судом и другими высшими судами РФ, Генеральным прокурором, председателем Правительства. Ввиду того, что Президент выведен из системы трех ветвей власти, он явно возвышается над ними, оказывая на их деятельность существенное воздействие; ослабляет контроль за деятельностью самого Президента и его администрации; ставит главу государства в полностью независимое и неподконтрольное другим органам государственной власти положение. Частично это можно объяснить тем, что он глава федеративного государства, как бы президент всех граждан, которые избирают его прямым, всеобщим и тайным голосованием и следовательно, он осуществляет только их волю и подотчетен только народу, но поскольку такой формы и механизма отчетности перед населением не предусмотрено и досрочный отзыв президента со своего поста Конституцией не установлен, Президент должен одинаково относиться ко всем субъектам Федерации, ко всем существующим в России политическим силам, стоять вне партий, выступать в роли единственного общего арбитра в различных политических спорах. Используя свои согласительные процедуры, Президент должен прибегать к мирным средствам разрешения различных политических споров. В случае недостижения согласованного решения, он может передать разрешение конкретного спора на рассмотрение соответствующего суда.
По Конституции Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Конечно, он определяет их не единолично, а во взаимодействии с другими органами государственной власти и различными политическими силами. При этом действия его ограничены рамками Конституции, т.е. глава государства должен действовать на основе Конституции, не выходить за ее рамки, его деятельность должна находиться в границах существующего законодательства. Вместе с Президентом внутреннюю и внешнюю политику государства вырабатывает и российский парламент, в первую очередь, через его законодательную деятельность, поскольку Федеральное Собрание имеет полномочия прямо законодательствовать по основным вопросам внутренней и внешней политике Российского государства.
Президент определяет основные направления политики государства и во взаимодействии с органами исполнительной власти, прежде всего Правительством. Диапазон деятельности Президента по определению внутренней и внешней политики государства очень широк: от кадровых назначений на важнейшие государственные посты; утверждения военной доктрины Российской Федерации до непосредственного руководства внешнеполитической деятельностью РФ; участия в определении правовой политики и руководства текущей социально-экономической политикой.
Все его полномочия как главы государства не могут быть переданы никакому другому государственному органу.
Можно выделить отдельно блок полномочий Президента в области кадровой политики. Прежде всего, с согласия Государственной Думы, Президент назначает председателя Правительства, а по представлению председателя Правительства назначает всех остальных членов Правительства: заместителей председателя, федеральных министров, руководителей других федеральных ведомств. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же без согласования с какими-либо другими государственными органами принимает решение об отставке всего Правительства, а по представлению председателя Правительства - об отставке или назначении новых членов Правительства. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального Банка, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального Банка России. В его полномочия входит представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.
Президент самостоятельно формирует и сам возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом, формирует администрацию Президента и отдельно назначает главу администрации. Президент назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации. Президенту принадлежит право назначать и освобождать от должности полномочных представителей Президента, назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Следующая группа полномочий Президента связана с его взаимоотношениями с Федеральным Собранием. Прежде всего, в соответствии с Конституцией и федеральным законом Президент назначает выборы (очередные или внеочередные) в Государственную Думу. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент распускает Государственную Думу.
Таких оснований несколько:
в случае трехкратного отклонения кандидатуры председателя Правительства, вносимой Президентом на ее утверждение;
в случае повторного в течение трех месяцев вынесения Правительству вотума недоверия со стороны Государственной Думы;
в случае, если само Правительство ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии и получает отказ в доверии.
Но Конституция вместе с тем ограничивает возможности Президента по досрочному роспуску Государственной Думы при наличии ряда особых условий:
Президент не может досрочно распустить Государственную Думу в первый год ее избрания;
если до окончания срока полномочий Президента остается полгода;
когда Государственная Дума начинает процедуру отрешения Президента от должности;
когда в стране объявлено чрезвычайное или военное положение.
Только Президент может назначить референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Президент является субъектом законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты по любым вопросам, входящим в компетенцию Государственной Думы. Законодательная практика обычно строится таким образом, что президентские законопроекты имеют приоритет перед другими законопроектами и обсуждаются в первую очередь, в срочном порядке. В полномочия Президента входит подписание и обнародование федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации. Президент как глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента законодательному органу страны носят в определенной степени программный характер, часто представляя собой прямое пожелание - программу для законодательной деятельности Федерального Собрания. Традиционно ежегодные послания Президента не подлежат обсуждению со стороны депутатского корпуса, не подлежат специальной процедуре одобрения, и депутаты воспринимают эти послания как рекомендации своей будущей законодательной деятельности на очередной парламентский год.
Президент обладает значительными полномочиями в области внешней политики. Прежде всего, он осуществляет общее руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
И наконец, полномочия Президента в области гражданских прав. Президенту как главе государства предоставлено исключительное право решения вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища. От имени государства Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
При осуществлении своих полномочий Президент издает два вида актов - указы и распоряжения. Указы могут быть нормативного и ненормативного характера. Указы нормативного характера принимаются по общим вопросам, затрагивающим определенный наиболее важный круг общественных отношений. Указы ненормативного характера являются актами индивидуального применения права (например, указы о награждениях). Распоряжения Президента представляют собой акты индивидуального оперативного характера. Все акты, издаваемые Президентом, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, поскольку носят подзаконный характер.
2. Порядок избрания Президента РФ
Основные принципы избрания Президента РФ на должность определены Конституцией РФ и новым федеральным Законом "О выборах президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. Основные принципы, на которых избирается Президент РФ - принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По закону участие граждан в выборах Президента свободное и добровольное. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет право избирать и быть избранным Президентом РФ лицо, признанное судом недееспособным или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются причисленными к федеральному избирательному округу.
По закону проведение выборов Президента в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, являются обязательными. Выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение Совета Федерации должно быть принято не ранее, чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. В случае, если Совет Федерации не назначит выборы Президента, эти выбора по решению Центральной избирательной комиссии РФ проводятся во второе или третье воскресенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих всеобщих выборах Президента.
В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий Совет Федерации не позднее, чем через 14 дней, назначает выборы нового президента. Днем голосования в данном случае будет последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента. Такая процедура имела место после досрочной отставки президента Б.Н.Ельцина в конце декабря 1999 г., а выборы нового президента состоялись в воскресенье 26 марта 2000 г., как и требовалось по закону. Если день голосования по закону совпадает с праздничным днем, то днем голосования будет следующее за праздничным днем воскресенье.
Граждане РФ, а также политические общественные объединения вправе законными методами проводить предвыборную агитацию с целью побудить избирателей к участию в выборах Президента, а также к голосованию "за" или "против" любого зарегистрированного кандидата. Всем зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Расходы на подготовку и проведение выборов Президента производятся за счет средств федерального бюджета. Кандидаты на пост президента обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Подготовка и проведение выборов Президента должны осуществляться гласно и открыто. Закон запрещает участие в избирательной кампании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений.
Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (городские и районные) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Их полномочия и функции регулируются федеральным законом 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По нормам данного избирательного Закона решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. В состав избирательных комиссий не могут входить депутаты представительных органов власти РФ, судьи, кандидаты на пост президента, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Кандидаты на пост президента могут быть выдвинуты избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками. При этом под избирательным объединением понимается общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, политическое движение), которое создано в соответствии с законом и зарегистрировано в министерстве юстиции РФ. Оно должно быть зарегистрировано не менее, чем за год до дня проведения выборов Президента. А избирательный блок - это добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах Президента РФ.
Каждый гражданин РФ, обладающий избирательным правом, может образовать инициативную группу, в количестве не менее ста человек для выдвижения кандидата на пост президента. Инициативная группа не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о проведении выборов Президента, обращается в Центральную избирательную комиссию с просьбой о своей официальной регистрации. К ходатайству о регистрации инициативной группы должны быть приложены сведения о размере и источниках дохода кандидата, его супруга и детей кандидата, сведения об их имуществе на праве собственности, а также об обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и детей в виде копий деклараций о доходах за два года, предшествующих выборам Президента. Инициативная группа избирателей вправе выдвинуть только одного кандидата. Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной инициативной группе. Если он уже дал согласие баллотироваться избирательному объединению или блоку, по закону он не может дать согласие баллотироваться инициативной группе избирателей. Инициативная группа регистрируется в течение пяти дней. Если инициативной группе отказано в официальной регистрации, то это решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает данное дело в трехдневный срок. Избирательное объединение или избирательный блок могут выдвинуть только одного кандидата на пост президента на своем съезде путем тайного голосования делегатов съезда. При этом должно быть письменное согласие кандидата баллотироваться на указанный пост. В случае обладания кандидатом на пост президента другого гражданства необходимо указать время приобретения и основания приобретения второго гражданства и требуемые сведения об имуществе.
Все зарегистрированные кандидаты на пост президента обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, занимающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения (привлечение к своей избирательной кампании лиц, находящихся у кандидатов в непосредственном подчинении и т.д.). Эти ограничения не распространяются на транспортные средства лиц, пользующихся транспортом в соответствии с законом о государственной охране.
Для регистрации кандидата на должность президента инициативная группа избирателей должна собрать не менее одного миллиона подписей избирателей при условии, что на один субъект Федерации должно приходиться не более 70 тысяч подписей. В случае, если подписи собраны за рубежом, их общее число не должно превышать 70 тысяч. Законом запрещено принуждать избирателя ставить свою подпись в поддержку того или иного кандидата, а также производить сбор подписей в местах и в дни выдачи заработной платы. Запрещено в какой-либо форме осуществлять вознаграждение граждан за их подписи. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов на пост президента, но только одну подпись в поддержку одного и того же кандидата. В случае проведения досрочных или повторных выборов президента, количество требуемых подписей избирателей сокращается наполовину.
Собранные подписи избирателей должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 55 дней до дня голосования до 18.00 часов по московскому времени. Списки должны быть представлены в папках по субъектам Федерации. Количество собранных подписей может превышать установленный законом лимит, но не более чем на 15%. Проверке подлежат не менее 20% от необходимого для регистрации количества подписей. Если количество недостоверных подписей составит не менее 15% от проверенных подписей, тогда дополнительно проверяется еще 10% от необходимого количества подписей. Если количество недостоверных сведений в сумме будет превышать 15% от общего числа подписей, то дальнейшая проверка достоверности подписей не осуществляется и регистрация кандидата на пост президента не происходит. Не позднее 10 дней с момента подачи документов происходит регистрация. Основаниями для отказа в регистрации может быть отсутствие сведений о доходах, превышающих минимальный размер оплаты труда в 200 раз, а также о денежных вкладах. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, который рассматривает данный иск не позднее пяти дней с момента его официальной подачи.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается свидетельство о его официальной регистрации в качестве кандидата на пост президента РФ. Законом установлена интересная особенность предвыборной кампании президента: если за 45 дней до выборов будет зарегистрировано менее двух кандидатов, выборы откладываются на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо в средствах массовой информации по трудовому договору на время избирательной кампании освобождаются от служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения. Президент, баллотирующийся на второй срок, или председатель Правительства, временно исполняющий обязанности президента, и являющиеся зарегистрированными кандидатами, продолжают выполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Они могут вести свою предвыборную агитацию только в свободное от своих должностных обязанностей время.
Зарегистрированные кандидаты не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании, а физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку зарегистрированных кандидатов. На время освобождения от работы зарегистрированный кандидат получает среднемесячную заработную плату за счет фонда Центральной избирательной комиссии, но не превышающую минимальный размер оплаты труда в двадцать раз. Ему возмещаются транспортные расходы, кроме такси.
Зарегистрированный кандидат не может быть уволен с работы по инициативе администрации, переведен на другую работу, отправлен в командировку, призван на военную службу или сборы. Зарегистрированный кандидат не может без согласия Генеральной прокуратуры быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым судом. При даче такого согласия Генеральный прокурор немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию. Он утрачивает свои права зарегистрированного кандидата со дня официального опубликования общих результатов выборов.
Зарегистрированный кандидат может иметь до 600 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией по заявлению данного кандидата и получают официальное удостоверение. Зарегистрированный кандидат может не менее, чем за пять дней снять свою кандидатуру, и с таких кандидатов взыскивают потраченные на них средства. Если после снятия кандидатур в бюллетене для голосования остается один кандидат, выборы президента откладываются на срок до 90 дней.
Основаниями для снятия кандидатуры служит следующее:
признание зарегистрированного кандидата недееспособным;
признание зарегистрированного кандидата ограниченно дееспособным;
тяжелая болезнь кандидата, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников.
В пользу зарегистрированных кандидатов осуществляется предвыборная агитация, опросы общественного мнения. По закону предвыборная агитация на телевидении разрешена по рабочим дням не ранее чем за 30 дней до дня голосования и заканчивается за 1 день до дня голосования. В периодических изданиях агитация начинается не ранее чем за 40 дней до дня голосования. При проведении агитационной деятельности "за" или "против" кандидатуры того или иного претендента на пост президента не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации.
Законом "О выборах президента РФ" регулируются вопросы финансирования избирательной кампании.
В частности, собственный избирательный фонд кандидата включает следующее:
собственные средства кандидата, которые в совокупности не могут превышать минимальный размер оплаты труда на день назначения выборов - в две тысячи раз;
средства от избирательного объединения - более чем в двести тысяч раз;
добровольные пожертвования граждан и юридических лиц - более чем в четыреста раз для каждого гражданина и в сорок тысяч раз для каждого юридического лица;
средства, выделенные Центральной избирательной комиссией в равных долях каждому кандидату.
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда в триста тысяч раз.
Закон запрещает вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов в президенты РФ следующим субъектам:
иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам;
лицам без гражданства, гражданам РФ, не достигшим 18 лет;
российским юридическим лицам, если доля иностранного участия в них превышает 30%, международным организациям и международным общественным движениям;
органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим лицам с 30% участия государства;
воинским частям, военным учреждениям и правоохранительным органам;
благотворительным организациям и религиозным объединениям;
анонимным пожертвователям и юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
Если кандидат на должность президента получил менее 3% голосов всех зарегистрированных избирателей, то не позднее 30 дней после голосования он обязан вернуть все средства, выделенные ему Центральной избирательной комиссией.
Фамилии и полные имена кандидатов на пост президента РФ располагаются в избирательном бюллетене в алфавитном порядке на русском языке. Голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени, при этом избиратель голосует лично. Досрочное голосование по условиям закона может осуществляться не ранее чем за 15 дней до дня официального голосования.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Подсчет и объявление окончательных результатов голосования производится Центральной избирательной комиссией на основании данных, полученных от избирательных комиссий субъектов Федерации. Выборы могут быть объявлены несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в избирательные списки, или если против всех было подано бюллетеней больше, чем за любого из кандидатов. Выборы могут быть признаны недействительными, если допущенные в ходе голосования нарушения не позволяют определить результаты голосования, или если на одной четвертой всех избирательных участков выборы были признаны недействительными по решению суда. В случае, если в первом туре голосования ни один из кандидатов не получил требуемого большинства голосов, проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, получившие в первом туре относительное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторное голосование проводится через 21 день после первого голосования. Если проводятся повторные выборы, то они назначаются через 4 месяца после признания их несостоявшимися. На повторных выборах не могут быть выдвинуты кандидатами на пост президента лица, действия которых послужили основанием для признания выборов недействительными. По закону в течение двух месяцев должны быть опубликованы результаты голосования. При официальных подсчетах результатов голосования может быть использована государственная информационная автоматизированная система (ГАС - выборы). Избранный президент вступает в должность на 30-й день со дня официального опубликования результатов голосования.
3. Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности
Конституция РФ устанавливает основания и порядок отрешения президента от должности. Отрешить президента от должности может только Совет Федерации и только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (какого именно Конституция не конкретизирует). По Конституции такое обвинение президенту может быть предъявлено не менее чем одной третью состава депутатов Государственной Думы (150 депутатов) и подтверждено двумя третями голосов от общего числа депутатов (300 депутатов).
При этом требуется дополнительно заключение еще трех органов:
специальной комиссии, образованной Государственной Думой;
Верховного Суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления;
Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.
Процедуру отрешения президента от должности Совет Федерации осуществляет в соответствии со своим регламентом. Эта процедура начинается после получения от Государственной Думы всех требуемых документов и полной стенограммы заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против президента. Получив указанные документы, председатель Совета Федерации направляет в трехдневный срок Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против президента и Заключение Верховного Суда РФ в Конституционный Суд РФ и Комитет по конституционному законодательству и судебной реформе. По получении Заключения Конституционного Суда РФ председатель Совета Федерации включает вопрос об отрешении президента от должности в повестку дня заседания. На это заседание Совета Федерации приглашаются президент, члены специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки фактической обоснованности обвинений против президента, а также председатель Верховного Суда РФ и председатель Конституционного Суда РФ. Заседание Совета Федерации начинается с сообщения председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинений с целью отрешения президента РФ от должности. Затем слово предоставляется председателю Конституционного Суда РФ для оглашения Заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Затем заслушивается Заключение Комитета по конституционному законодательству и судебной реформе Совета Федерации. Президенту либо его официальному представителю может быть также предоставлено слово по их желанию. После этого слово предоставляется председателю Верховного Суда РФ для оглашения Заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях президента признаков преступления.
На основании Регламента Совета Федерации Постановление по вопросу об отрешении президента от должности принимается тайным голосованием с применением бюллетеней. Постановление Совета Федерации об отрешении президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации доводится до всеобщего сведения незамедлительно через публикацию в средствах массовой информации и вступает в силу со дня опубликования.
В соответствии с текстом Конституции решение Совета Федерации об отрешении президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.
Президент может также прекратить исполнение своих полномочий досрочно в случае своей отставки, или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Ни Конституция, ни действующее законодательство подробно не регламентируют процедуру реализации добровольной отставки президента, или ухода его со своего поста по состоянию здоровья. Отставка президента Б.Н.Ельцина была оформлена Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г., где было сказано, что в соответствии с ч. II ст. 92 Конституции РФ президент прекращает исполнение своих полномочий и в соответствии с ч. III ст. 92 полномочия президента РФ временно исполняет председатель Правительства РФ. В Указе было определено точное время ухода с должности президента и передача им своих конституционных полномочий - 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. Указ вступил в силу с момента его подписания. А следующим Указом президента РФ в соответствии со ст. 92 Конституции РФ в связи с отставкой президента Б.Н.Ельцина исполняющий обязанности президента В.В.Путин приступил к временному исполнению полномочий президента РФ с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. Этот Указ был подписан уже исполняющим обязанности президента РФ В.В.Путиным.
В действующей Конституции РФ поста вице-президента не предусмотрено. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно, не более трех месяцев, исполняет председатель Правительства РФ. По Конституции председатель Правительства РФ в этот период времени не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре действующей Конституции. Необходимо отметить, что, видимо, желательно законодательным путем оформить механизм временной передачи полномочий президента. Не урегулирован ни законодательно, ни на конституционном уровне механизм определения физического состояния здоровья президента, его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Отсутствует законодательно установленный порядок преемственности президентской власти в случае невозможности председателем Правительства РФ временно исполнять обязанности президента РФ. С точки зрения стабильности конституционного строя Российской Федерации такие вопросы требуют своего четко зафиксированного законодательного решения.
4. Совет Безопасности РФ и другие конституционные органы
Среди важнейших конституционных органов, которые возглавляет президент РФ, находится Совет Безопасности, который осуществляет подготовку решений президента по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности призван также обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Совет Безопасности формируется президентом РФ на основе Конституции РФ и закона "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Кроме того, действует утвержденное Указом президента РФ Положение о Совете Безопасности РФ. При этом под безопасностью понимается состояние защищаемых жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные объекты безопасности - личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. При этом государство выступает в качестве основного субъекта обеспечения безопасности, а граждане, общественные и иные организации и объединения - субъекты безопасности.
В связи с этим основные задачи Совета Безопасности заключаются в следующем:
выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности;
подготовка рекомендаций президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
подготовка предложений президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
разработка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства и т.д.
Совет Безопасности возглавляет президент РФ, а в его состав также входит секретарь, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, назначаемые президентом. Председатели палат Федерального Собрания и председатель Правительства являются постоянными членами Совета Безопасности. Назначаемыми президентом членами Совета Безопасности являются министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной службы внешней разведки и некоторые другие.
Совет Безопасности является совещательным органом при президенте, его решения носят рекомендательный характер. Значительны полномочия секретаря Совета Безопасности, который является должностным лицом Совета Безопасности, подчиненным непосредственно президенту, который назначает и освобождает его от должности. При Совете Безопасности создаются постоянные и временные комиссии по функциональному или региональному принципам, которые являются основными рабочими органами Совета Безопасности. Все решения Совета Безопасности по важнейшим государственным вопросам оформляются указами президента РФ, иные решения - протоколами, а все решения Совета Безопасности вступают в силу только после утверждения их председателем Совета Безопасности, т.е. президентом РФ.
В своей деятельности президент РФ использует в качестве рабочего органа администрацию президента РФ, которая является государственным органом, обеспечивающим деятельность главы государства.
Функции администрации президента РФ широки и многообразны и отражают различные направления деятельности самого главы государства:
подготовка законопроектов для внесения их в Государственную Думу;
подготовка проектов и выпуск указов, распоряжений и обращений президента;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ и Совета Обороны РФ;
обеспечение контроля и проверки исполнения федеральных законов и указов президента;
обеспечение взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и международными организациями;
подготовка обращений в Конституционный Суд РФ;
обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ;
обеспечение реализации государственной политики в области кадров, государственной службу и т.д.
Администрация президента РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания, Правительством, другими органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Ведущая роль в администрации президента принадлежит ее руководителю, который назначается на эту должность и освобождается от должности президентом РФ. Он осуществляет функциональное руководство помощниками президента, руководителями самостоятельных подразделений администрации, полномочными представителями президента, его советниками и т.д. Он представляет президенту кандидатуры на все ведущие должности в администрации, распоряжается финансовыми средствами администрации и т.д.
При президенте РФ существует институт полномочных представителей, которые работают под руководством президента, выступают от его имени и проводят линию президента в порученной им сфере деятельности. Полномочные представители президента РФ действуют от имени и по поручению президента в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде РФ.
Специальным указом президента РФ В.В.Путина было образовано семь федеральных округов, куда были назначены полномочные представители президента РФ. Все субъекты Федерации были распределены по этим семи крупным федеральным округам, и в задачу полномочных представителей входит координация деятельности органов государственной власти в соответствующих округах, укрепление вертикали исполнительной власти, контроль за приведением законодательства субъектов Федерации в соответствие с законодательством самой федерации. Полномочные представители президента выполняют в федеральных округах прямые указания президента, несут ответственность непосредственно перед президентом, назначаются президентом на неопределенный срок и могут быть освобождены от своей должности указом президента РФ.
Список литературы