Курсовая работа: Уголовно-правовая характеристика пиратства
Введение
Нормы гл. 24 УК предусматривают ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»[1] определяет понятие безопасности и ее объекты, понятие угрозы безопасности, устанавливает круг субъектов ее обеспечения, закрепляет принципы и законодательные основы обеспечения безопасности при соблюдении прав и свобод граждан, основные элементы, и функции, разграничение полномочий органов власти, руководство, силы и средства обеспечения безопасности, статус и состав Совета Безопасности РФ, финансирования, контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности. В статье 1 Закона дается понятие безопасности — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности Закон относит: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.
Различают виды безопасности: безопасность человечества, национальную, государственную, общественную, личную, экологическую, информационную безопасность, безопасность функционирования транспорта и иные виды. Общественная опасность преступлений, предусмотренных гл. 24 УК, чрезвычайно высока, что объясняется в первую очередь спецификой объекта посягательства. Преступления данной группы направлены на дестабилизацию нормальной жизни человеческого общества, посягают на его безопасные условия существования, его материальные и духовные ценности, основы безопасности личности, общества и государства, причиняют или могут причинить значительный физический, материальный, моральный и иной вред, создавать условия для совершения других тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, собственности и т.д. Высокая общественная опасность заключается также и в том, что значительная часть этих преступлений относится к преступлениям международного характера (террористический акт, захват заложника, угон воздушного судна, пиратство и др.). Родовым объектом преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, компьютерных информационных процессов (в широком смысле слова).
Видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие защищенность жизни и здоровья граждан, имущественных интересов, общественного спокойствия и порядка, нормальной деятельности учреждений, организаций, предприятий.
Непосредственным объектом являются отдельные сферы общественной безопасности и общественного порядка. Дополнительным объектом может быть жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, собственность, нормальное функционирование органов власти.
В мае 2009 г. Дмитрий Медведев с Юрием Чайкой обсуждал проблема борьбы с пиратством. Президент страны поставил перед Генпрокурором ряд важных вопросов. Повышенное внимание к пиратству обусловлено не только проблемами, с которыми столкнулись наши военные моряки большого противолодочного корабля "Адмирал Пантелеев", задержавшие в апреле 2009 г.судно с 29 пиратами. Надо решать, что делать с захваченными пиратами, но и не только это. Если исходить из российских интересов, то, во-первых, жертвами пиратских нападений неоднократно становились российские граждане, входившие в экипажи как российских, так и иностранных судов. Один из россиян - капитан украинского судна "Фаина" Владимир Колобков скончался от гипертонического криза вскоре после захвата. В этой связи важно вспомнить то, что согласно статье 80 Конституции РФ президент страны является гарантом прав и свобод человека и гражданина, при этом Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Во-вторых, к нашим национальным интересам относится и обеспечение безопасности плавания в этом стратегически важном районе мирового океана. Это касается как российских судов, так и судов других стран, осуществляющих перевозки российских грузов и для России.
Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН и участник «группы восьми» призвана принимать совместные меры с целью решения глобальных проблем, включая новые вызовы криминального характера, такие как терроризм, наркоагрессия, киберпреступность. Можно с уверенностью говорить, что к таким вызовам добавилось и пиратство.
Пиратство как составная часть преступности на море полностью никогда не исчезало. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире. Последствиями как настоящими, так и прогнозируемыми. Сегодняшние технологии способствуют тому, что пиратство приобретает совершенно иные масштабы и переживает бурный расцвет.
Оно угрожает теперь мировому сообществу не меньше, чем в период традиционного пиратства времен фрегатов и галионов.
В связи с актуальностью темы цель курсовой работы – дать уголовно-правовую характеристику пиратства. Основные задачи для достижения поставленной цели:
1). Раскрыть понятие и историю возникновения пиратства;
2). Исследовать объективную и субъективную стороны преступления;
3). Проанализировать законодательную базу борьбы с пиратством в Российской Федерации и в международном праве;
4). Отразить проблемы и перспективы борьбы с пиратством в современном мире.
Теоретической базой для написания работы стало уголовное законодательство РФ, международное законодательство, материалы судебной практики, исследования учёных, статьи в специализированных журналах по праву. Предмет исследования: уголовное законодательство. Объект исследования – преступления против общей безопасности. Использовались следующие методы: сравнительно-исторический, описательный, статистический, правовой анализ и другие методы. Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из трёх глав, заключения с обобщающими выводами по теме. В конце приведен список использованной литературы.
Глава 1. История возникновения пиратства как преступления
Пиратство в своей примитивной форме — морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно дурную славу снискали и самые искусные торговцы древнего мира — финикийцы. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселки и отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство (позднее также стали требовать выкуп за знатных пленников). По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением. Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной Гражданскими войнами в Риме, причем базой пиратов была горная область Киликия с ее крепостями; базами пиратов служили также острова, особенно Крит. Римское пиратство особенно расцвело после того, как Митридат VI Евпатор заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. В эту эпоху среди жертв пиратов оказался, в частности, молодой Юлий Цезарь. Дерзость пиратов возросла до того, что они нападали даже на порт Рима — Остию — и однажды захватили двух преторов вместе со свитой и знаками отличия. В 67 г до н. э. Гней Помпей получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе 500 кораблей; разделив Средиземное море на 30 районов и направив в каждый район эскадру, Помпей загнал пиратов в горные крепости Киликии, которые затем взял; в течение трех месяцев пиратство в Средиземном море было полностью ликвидировано. Оно возобновилось со следующим витком гражданских войн, причем на этот раз пиратов возглавил сын Помпея — Секст Помпей, который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и пытался блокировать Италию. С концом гражданских войн море стало безопасным.
Пиратов в Риме казнили, как и разбойников, распятием на кресте.
Символика смерти, присутствующая на пиратских флагах (а они определялись скорее «куражом» команды — это были, например, скрещенные сабли, смерть с косой, скелет с кубком и т. д.) не была напрямую связана с жестокостью по отношению к противнику, а вот флаг с изображением песочных часов (символ конечности бытия) ясно говорил — пленных не брать.
Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда, поддерживаемая огнем с марсов.
В толковом словаре С.И. Ожегова: «пират — морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию».[2]
Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий — Эгейское море.
Ушкуйники — новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.
Пираты Северной Африки, курсировавшие на шебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря, но нередко появлялись и в других морях. Помимо нападения на торговые корабли совершали рейды и на прибрежные земли с целью захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко, порой являясь их фактическими правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Особенно отличились в борьбе с ними мальтийцы, длительное время выполнявшие антипиратскую функцию.
Флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски — freebooter) — «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».
Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились ее раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.
Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение — по-английски agreement, по-французски — chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пети-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10 % с добычи, на Ямайке (в 1658—1671 годах) — 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть — в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры — на англичан и голландцев.
Корсар — слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер. В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих «морских партизан», так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах — приватир (от латинского слова privatus — частный).
Капер — частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque — каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern — захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар, а в англоязычных странах — приватир.
Печелинг или флекселинг — так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования — Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.
Клефты или морские гайдуки (хайдуты) — греческие пираты в эпоху Османской империи, нападавшие в основном на турецкие корабли.
Такова краткая история возникновения пиратства .
В международном праве пиратство — это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран.
Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.
В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 УК РФ, согласно которой «пиратство — это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.»[3]
Во второй главе важным представляется вопрос об объекте и субъекте данного преступления по УК РФ.
Глава 2. Правовой анализ пиратства по уголовному законодательству РФ
«Пиратство (ст.227 УК) относится к преступлениям международного характера, совершаемым на море, и его общественная опасность состоит в том, что пиратство создаёт опасность для любых кораблей независимо от государственной принадлежности, посягает на международную общественную безопасность»[4]
Определение пиратства сформулировано в ст. 15 Женевской конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 г[5], согласно которой к нему относятся следующие действия:
1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:
а) в открытом море против какого-либо другого .еудна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;
б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;
2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом;
3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению посягательства, предусматриваемого в п. 1 или п. 2 ст. 227 УК.
Дополнительным объектом могут быть: жизнь, здоровье, отношения собственности.
Предмет преступления: любое морское или речное судно, независимо от его принадлежности, целевого назначения и юрисдикции, а также имущество.
Объективная сторона преступления выражается в нападении на морское или речное судно. Обязательным признаком объективной стороны является способ: применение насилия либо угроза его применения.
Нападение — внезапные агрессивные действия с применением насилия или угрозой его реального применения к экипажу либо пассажирам. Нападение возможно с летательных аппаратов, надводных и подводных плавающих средств и др., может выразиться в задержании, затоплении судна, в том числе с помощью оружия.
Захват судна — установление над ним контроля.
Под насилием в статье 227 УК РФ понимается как физическое насилие любой степени тяжести (ст. 112, 115, 116, 117, ч. 1 ст. 111 УК), так и психическое насилие (угроза реального и немедленного применения насилия).[6]
Умышленное убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах требует дополнительной квалификации.
Место совершения — открытое море. При совершении деяния в территориальных водах Российской Федерации виновное лицо несет ответственность за грабеж, разбой или иное преступление.
Пиратство — преступление с формальным составом; оно признается оконченным с момента нападения на морское или речное судно независимо от того, удалось или нет захватить судно (например, обстрел судна, преследование судна с целью задержания, его остановка, досмотр судна, угроза применения оружия, производство предупреждающих выстрелов).
Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Обязательным признаком пиратства является цель — завладение чужим имуществом (судном или его отдельными узлами, оборудованием, грузом, личными вещи экипажа, пассажиров и др.). Нападение с иными целями, не сопряженными с захватом имущества, образует составы иных преступлений.
Субъект преступления — частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. При захвате судна членом экипажа или пассажиром ответственность наступает по ст. 211 УК. Если судно останавливается по приказу соответствующих должностных лиц государства (например, для досмотра), то вопрос об ответственности решается по правилам об исполнении приказа (ст. 42 УК).
Часть 2 ст. 227 УК предусматривает квалифицированный состав преступления — совершение такого посягательства с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Этот квалифицирующий признак применяется так же, как в составе похищения человека, предусмотренном п. «г» ч. 2 ст. 126 УК.
Часть 3 ст. 227 УК охватывает особо квалифицированные виды пиратства: совершенное организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Неосторожной должна быть гибель хотя бы одного человека.
Под иными тяжкими последствиями понимаются причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, авария, уничтожение судна, причинение крупного материального ущерба, перерыв судоходства, осложнение отношений между государствами.
Такова общая уголовно-правовая характеристика пиратства по УК РФ.
Обратимся к практике. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проработан вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности по российскому законодательству лиц, совершивших пиратские действия. Как отмечалось выше, статья 227 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за пиратство - "нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, а также с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия или же эти деяния, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия". Однако практика применения этой статьи отсутствует.
Субъектом пиратства может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
В соответствии с частью 3 статьи 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности:
а) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства;
б) в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если эти лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России.
Пиратство относится к преступлениям, преследование которых регулируется как законодательством отдельных государств, так и международным правом.
Положения о борьбе с пиратством содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Конвенции о борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства 1988 года, участницей которых является и Россия. Вместе с тем Конвенция 1988 года предусматривает право, а не обязанность государств устанавливать юрисдикцию в отношении актов пиратства, совершенных иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Статьей 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определено, что в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся на нем имущество.
При этом судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут (но не обязаны) выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Например, нападение пиратов происходит часто в районе Сомали, но передавать захваченных пиратов самим Сомали нельзя, так как в Сомали, раздираемой междоусобицами почти 20 лет, передача таких лиц в руки сомалийцев лишена всякого смысла.
Поэтому вся ответственность за проведение следственных действий и организацию судебного преследования возлагается на то государство, чей корабль совершил захват пиратов.
Однако в случае применения указанной выше статьи международного договора возникают проблемы как процессуального характера - установление личности, осуществление перевода на различные языки в ходе проверки и следствия, сбор доказательств в основном в режиме получения правовой помощи из других государств, так и экономического. Нужно транспортировать подозреваемых, содержать задержанных и осужденных, возвращать их в государство гражданства после отбытия наказания.
Видимо, с учетом этого многие государства уклоняются от привлечения пиратов к уголовной ответственности на своей территории, даже если это позволяет их законодательство. Например, Испания только собирается внести соответствующую статью в свой уголовный кодекс. Многие стремятся передать преступников государствам прибрежной зоны, которые имеют соответствующие правовые возможности. В Восточной Африке таким государством является только Кения, законодательство которой позволяет привлекать к уголовной ответственности пиратов - иностранных граждан. Германия и Франция передавали судебным органам Кении лиц, задержанных за совершение пиратства, для этого с Кенией заключены соответствующие соглашения.[7] Не всегда удается собрать и процессуально закрепить доказательства. Например, недавно капитан французского фрегата из состава сил Евросоюза по борьбе с пиратством получил приказ отпустить трех подозреваемых. Они были задержаны 30 апреля 2009 г.на борту судна, которое посчитали плавучей базой пиратов, однако на нем не смогли обнаружить ничего, что доказывало бы причастность к преступному промыслу. Как видим, международная преступность в форме морского пиратства имеет весьма древнюю историю. Переход человечества в XXI век нисколько не означает, что оно избавилось от старых проблем. В наш век компьютеров и лазеров морское плавание остается не менее опасным, чем много столетий назад. Современные флибустьеры совершают ежегодно сотни дерзких налетов на различные типы кораблей, курсирующих в Мировом океане. В 2009 году пираты 182 раза нападали на суда в Мировом океане и даже на реках.
Таким образом, пиратство представляет угрозу наиболее важным торговым морским коммуникациям в мире и создает препятствия в развитии свободной торговли вследствие неизбежного повышения страховых ставок, способствует возникновению и увеличению напряженности между прибрежными государствами.
Борьба с пиратством становится международно-правовой обязанностью каждого государства.
Представляется важным рассмотреть в следующей главе правовую регламентацию борьбы с пиратством в международном праве.
Глава 3. Международное право в борьбе с пиратством
транснациональный преступность пиратство уголовный
Различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью. В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обмен оперативной и правовой информацией, а также проведение совместных профилактических мероприятий.
3.1 Использование возможностей ООН в области борьбы с преступностью
Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. И это не случайно, поскольку преступность не существует сама по себе и ее уровень определяется всей системой международных контактов. На Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 1991 г. отмечалось, что «рост преступности в сочетании с процессом приобретения его транснационального характера ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств, посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует создания эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами».
Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в уставе этой международной организации. Так, в ст. 1 Устава ООН говорится, что ООН: поддерживает международный мир и безопасность, развивает дружественные отношения между государствами; осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера.
Борьба с организованной транснациональной преступностью постоянно находится в повестке дня ООН. С этой целью разрабатывается специальная Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию. В основе Программы решения Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, рекомендации конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы. Эти нормы в своей основе исходят из положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.
В Конвенции ООН об открытом море от 29 апреля 1958 года (ст. 15‑23) действия пиратов определялись как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого‑либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". Согласно Конвенции, все государства обязаны содействовать уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.
Одним из основных международных нормативных актов в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛОС‑74), принятая в рамках Международной морской организации (ИМО). Изначально СОЛАС‑74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное сотрудничество и взаимодействие.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года) подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101‑107, 110‑111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15‑23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.[8]
Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие‑либо меры против пиратов. Это касается и международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств: право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.
На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно‑вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации.
В отличие от Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств.
Во-первых, предметом регулирования в ней названа борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве.
Во‑вторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств - во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море.
В‑третьих, действие Конвенции не распространяется летательные аппараты.
В‑четвертых, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в предыдущих международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств. Так, при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия.
Конвенция 1988 г. закрепляет конкурирующую юрисдикцию государств: 1) тех, которых касается совершенное преступление; 2) только государств- участников Конвенции. Общее для пиратства и деяний, предусмотренных ст. 3 Конвенции 1988 г. – юридическая квалификация их как международных преступлений. Они направлены и против национальных интересов, поэтому совершенно оправданно включение в Конвенцию новеллы (ст. 5): "Каждое государство- участник предусматривает наказания за преступления, указанные в статье 3, с учетом тяжкого характера этих преступлений". Такое требование надо сочетать со ст. 15 Конвенции об открытом море и ст. 101 Конвенции по морскому праву. Советский Союз ратифицировал эти конвенции и Россия, как правопреемник СССР, включила данное преступление в Уголовный Кодекс. Согласно ст. 227 УК РФ пиратством признается: "Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения".
Данное преступление посягает на собственность, но по своему характеру и способу совершения представляет угрозу причинения вреда широкому кругу людей (членам экипажа и пассажирам морских и речных судов) и поэтому помещено в главу "Преступления против общественной безопасности". [9]
С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедший составной частью (гл.XI‑2) в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС‑74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС ‑ не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.
Международной морской организацией также был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:
‑ рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (1999 г.);
‑ инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (2002 г.);
‑ директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (2000 г.);
‑ временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия (2000 г.);
‑ резолюция А. 922 (22) ‑ кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженных ограблений морских судов;
‑ Резолюция А. 923 (22) ‑ суда‑"призраки" и процесс регистрации.
Обратимся к практике.
Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).
В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации ООН в Малайзии в Куала-Лумпуре был создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам. Развитие сотрудничества стран в сфере борьбы с пиратством в мире в целом, АТР и ЮВА в особенности, сегодня связано с активностью следующих международных организаций и институтов:
1) Международная морская организация ООН (занимается проблемой пиратства с 1983 г.). Комитет ММО по безопасности провел ряд региональных совещаний и представил два документа: "Руководство для судовладельцев и судоходных компаний..." и "Рекомендации для правительственных органов по борьбе с пиратством".
2) Региональный форум стран АСЕАН - рабочая группа по мерам укрепления доверия, которая в октябре 2000 г. провела встречу по проблеме пиратства;
3) Симпозиум стран Южно-Китайского моря. Разработанный им документ "Об урегулировании потенциальных конфликтов в Южно-Китайском море" содержал также предложения о "кооперации между ВМС стран и государственных структур региона" в борьбе с пиратством и перевозками наркотиков;
4) АТССБ - Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН. Проводит совещания два раза в год. После встреч рабочей группы АТССБ в 2000 г. был издан "Меморандум о кооперации в сфере правопорядка и законности на море", предлагающий в качестве первого шага на пути борьбы с пиратством детальный анализ соответствующих законодательных актов всех государств на предмет разногласий;
5) Регулярные конференции, организуемые Аналитическим центром по проблеме пиратства, Институтом Окасаки (Токио) совместно с органами АСЕАН и национальными государственными организациями. В 2000 г. были проведены конференции с приглашением представителей командования сил береговой охраны 14 стран АТР и ЮВА (от Японии до Индии).
Подводя итог, изложенному в этой главе материалу, можно сделать вывод:
Основные инициативы, развиваемые в области правовой борьбы с пиратством должны направлены на устранение противоречий и несоответствий национальных юридических актов, касающихся борьбы с пиратством. Законодательство отдельных затрагиваемых стран даже не включает понятие пиратства, и расследования преступлений ведутся по статьям, связанным с кражами и грабежом. Должна быть выработана единая международная конвенция о наказании за пиратство, в которой четко и исчерпывающе формулировалось понятие данного международного преступления, преследование за пиратство должно иметь место независимо от того, где оно совершено, а преступник должен быть выдан по требованию. Это позволит придать новый импульс развитию международной кооперации в этой сфере и расширит круг стран АТР, ратифицировавших Римскую конвенцию Международной морской организации 1988 г., посвященную противодействию незаконной деятельности на море.
3.2 Мировое сообщество в борьбе с пиратством. Проблемы и перспективы создания правовой защиты против транснациональной преступности
Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право. Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом.
К числу новых криминальных вызовов мировому сообществу в настоящее время добавилось и морское пиратство,
особенно в районе Сомали, которое является разновидностью транснациональной организованной преступности. Глобальность этой проблемы определяется масштабностью последствий для обеспечения общего мира и безопасности, а также социально-политической обстановки в мире.
По оценкам экспертов, общий ущерб от современного пиратства составляет 13-16 миллиардов долларов. Большинство из этих затрат войдут в цену различных товаров, а это не самый благоприятный фактор для преодоления мирового экономического кризиса.
В настоящее время в районе Сомали действует примерно 160 пиратских группировок. Они хорошо организованы и только в прошлом году совершили более 100 нападений на торговые суда и захватили 42 из них. В этом году пираты уже захватили 17 кораблей и удерживают около 300 заложников. По различным оценкам, за 2009 год пиратам в регионе Сомали удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов.
Более того, на этом фоне не могут не беспокоить сообщения о связях пиратов с террористами, в частности, с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали. Мы можем получить здесь второй Талибан или «Аль-Каиду».
Вот почему, по моему мнению, необходимы неординарные меры мирового сообщества по противодействию пиратству и отношение к нему как к глобальной проблеме.
Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данной проблеме, что само по себе говорит о ее мировом значении. Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.
Кроме того, «существует и много других правовых проблем в борьбе с пиратством как процессуального, так и финансового характера (установление личности пиратов, сбор доказательств, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания).»[10]
Проблема, что делать с захваченными пиратами, для большинства стран пока не решена. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим странам приходится отпускать захваченных пиратов.
Предпринимаемые сейчас усилия – это в основном паллиативные и временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты, причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека.
Очевидно, что государствам следует принять комплекс дополнительных мер на международном уровне, направленных на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.
В этой связи все большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия. Генеральные прокуроры и министры юстиции, 40 государств, в том числе из ряда стран «восьмерки» рассмотрели и проработали этот вопрос о создании международного суда, направленного на предотвращение преступных действий пиратов..
Среди возможных механизмов использования международного правосудия в отношении актов пиратства 26 из них активно поддерживают предложение о создании резолюцией Совета Безопасности ООН международного трибунала по пиратству (по типу Международного уголовного трибунала по Руанде) или регионального трибунала с поддержкой ООН (по примеру Специального суда по Сьерра-Леоне и Чрезвычайных палат в судах Камбоджи) с местопребыванием в Кении или другом прибрежном государстве этого региона.
По мнению международных юристов и их коллег, из возможных вариантов второй, как считают они, — наиболее оперативный по временным и финансовым затратам.
При этом, по их общему мнению, было бы обеспечено соблюдение единых и высоких стандартов правосудия в уголовном преследовании пиратов, в том числе связанных с защитой прав человека.
Данное предложение поддержала и международная юридическая общественность – на заседании в мае 2009 года в Лондоне Исполнительного комитета такой авторитетной организации, как Всемирная ассоциация международного морского права. На встрече представителей парламентов государств «Группы восьми» 16-17 мая 2009 года в Риме прозвучали призывы к лидерам «восьмерки» дать консолидированный правовой ответ на акты морского пиратства.
В середине декабря 2009 года на заседании Постоянного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы было единогласно принято решение о включении данного вопроса в повестку дня предстоящей сессии ассамблеи.
С учетом остроты проблемы пиратства, особенно в районе Африканского Рога, в целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека «Группы восьми» поддержала инициативу итальянского председательства о принятии отдельного заявления по вопросу о пиратстве и поручила Римской/Лионской группе экспертов рассмотреть правовые и практические аспекты этой проблемы, включая вопросы юрисдикции и возможного использования механизмов международного уголовного правосудия, а также разработать конкретные предложения по их решению.
Это поручение нашло своё отражение в итоговом документе встречи.
Таким образом, мировое сообщество, осознавая в полной мере угрозу пиратства для всего мира, предпринимает значительные шаги, направленные на обеспечение безопасности, защиту прав и свобод человека.
Заключение
Подводя итог изложенному выше, можно сделать некоторые обобщающие выводы по исследуемой теме:
Пиратство (ст.227 УК) относится к преступлениям международного характера, совершаемым на море, и его общественная опасность состоит в том, что пиратство создаёт опасность для любых кораблей независимо от государственной принадлежности, посягает на международную общественную безопасность.
Пиратство как составная часть преступности на море полностью никогда не исчезало. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире. Последствиями как настоящими, так и прогнозируемыми.
Пиратство относится к преступлениям, преследование которых регулируется как законодательством отдельных государств, так и международным правом.
Основные инициативы, развиваемые в области правовой борьбы с пиратством должны направлены на устранение противоречий и несоответствий национальных юридических актов, касающихся борьбы с пиратством. Законодательство отдельных затрагиваемых стран даже не включает понятие пиратства, и расследования преступлений ведутся по статьям, связанным с кражами и грабежом. Должна быть выработана единая международная конвенция о наказании за пиратство, в которой четко и исчерпывающе формулировалось понятие данного международного преступления, преследование за пиратство должно иметь место независимо от того, где оно совершено, а преступник должен быть выдан по требованию. Это позволит придать новый импульс развитию международной кооперации в этой сфере и расширит круг стран АТР, ратифицировавших Римскую конвенцию Международной морской организации 1988 г., посвященную противодействию незаконной деятельности на море.
В настоящее время всё большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия.
Таким образом, проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в определенных районах Мирового океана и даже на состояние региональной безопасности. Успешное противодействие и борьба с пиратством сегодня просто невозможны без развития регионального сотрудничества и координации усилий международного сообщества. Наиболее древние проблемы человечества оказываются и наиболее живучими. Данное обстоятельство скорее свидетельствует лишь о необходимости принятия кардинальных мер и выделении больших ресурсов с разработкой долгосрочной программы. Сегодня проблема морского пиратства становится одной составляющих борьбы с международным терроризмом. Она уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Общее удорожание морских перевозок из-за угрозы нападений отрицательно сказывается на экономических показателях производственной деятельности российского торгового флота, следовательно, и на налоговых поступлениях в российский бюджет.
В Морской Доктрине Российской Федерации прямо отмечается, что "активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством" является одним из направлений деятельности государства.
Статья 227 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за пиратство - "нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, а также с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия или же эти деяния, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия". Однако практика применения этой статьи отсутствует.
Если ранее действия России в этом направлении носили больше декларативный характер, то на сегодняшний день Президент России Д. Медведев поручил Генпрокурору совместно с МИДом и другими заинтересованными ведомствами, а также со своими иностранными коллегами проработать консолидированный правовой ответ на пиратский произвол в регионе Сомали. Речь идёт о возможном создании международного суда по пиратству.
Такая мера вызвана тем, что законодательство многих государств не дает возможности привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за преступления, совершенные вне пределов этих государств, то возникает вопрос об осуществлении уголовного преследования с использованием механизмов международного правосудия.
Литература
1. Конституция РФ. – М.: 1993
2.Уголовный кодекс РФ от 5.06.96г. (официальный текст по состоянию на 15 января 2010г.)- м.: Проспект, 2010
2. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224.
3. Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1997 г. // Государство и Право. 1995. № 4.
4. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С.99-105
5.Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года)
6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 48. Ст. 4469.
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.
8. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244
9. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С.58-63.
10. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 44-64.
11. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Овчинский В.С. ХХI век против мафии. М., 2001.
12.Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) вступил в силу С 1 июля 2004 г. 30.
13.Морская Доктрина РФ - // "Российская газета" - Федеральный выпуск №4908 (84) от 13 мая 2009 г. 14. Бастыркин А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // СЕМП, 1989-90-91. СПб, 1992. С.115-124
15. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 2007.
16. Воронин Ю.А. Транснациональная преступность. Екатеринбург, 1997.
17 .Комментарий к УК РФ / Отв. Ред. В.И. Лебедев. – М.: 2010
18. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 2002
19. Лунеев В.В. Криминалистические проблемы глобализации- // Журнал российского права. 2010.№1, С.65-72
20. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и Право, 1995 г. №6.
21. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 2006.
22. Родионов К.С. Интерпол и Европол. - // Государство и право. 2009. №7. С.62-72
23. Уголовное право России. Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. – М.: ИНФРА-М, 2009
[1]ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
[2] С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. – М.: Наука, 1993. С.346.
[3] Уголовный кодекс РФ. Официальный текст на 15 января 2010г. – М.: Кнорус, 2010.С.23.
[4] Уголовное право. Учебник. / Под ред. Бородина С.В. – М.: Проспект, 2009.С.289.
[5] ВВС СССР. 1962. № 46. Ст. 457.
[6] Комментарий к УК РФ. / отв.ред. В.И. Лебедевю = М.; Юрайт, 2010. С.341.
[7] См.: Есаков Г.А. и др. Уголовное право зарубежных стран. – М.: Статут,2009.С.289.
[8] См.: Современное международное право. В 3-х т. Т.1/ Под ред. С.Ю. Колосова. – М. : «МИР», 2004.С.421.
[9] См.; Уголовное право России. Учебник. / Под ред. Л.В. Иногамовой –Хегай, А.И. Рарога. Часть особенная. – М.: ИНФРА-М. 2009. С.256.
[10] Есаков Г.А. Уголовное право зарубежных стран. – М.: ПРИОР, 2009.С.246.
Международное уголовное право | |
Международное уголовное право Введение 1. Понятие и источники международного уголовного права 2. Международные преступления и преступления ... 1) преступления, являющиеся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов и другие незаконные действия, направленные против безопасности гражданской авиации; захват ... В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. как пиратство рассматривается (ст. |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Договор перевозки морским транспортом | |
Договор перевозки морским транспортом Содержание Введение. 3 1. Договор перевозки. 5 1.1. Понятие договора перевозки. 5 1.2. Система договоров ... Захват судна таких оснований не имеет и происходит фактически в связи с военными действиями, угрозой военных действий или пиратством. 28 Конвенции ООН 1982г. прибрежное государство может осуществить арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, даже следующего через территориальное море после выхода ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Международная борьба с преступностью в России | |
Содержание Введение Глава 1. Особенности экономической преступности в России 1.1 Понятие и признаки организованной экономической преступности 1.2 ... Проблема организованной преступности, как отмечалось на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности, является второй по степени важности транснациональной проблемой после ... А теперь несовершеннолетние все чаще оказываются замешанными в торговлю наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, нападение на бизнесменов и иностранцев, мошенничество, захват ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Международно-правовой режим мирового океана | |
"Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики" СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ . 97(1) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае столкновения или иного навигационного инцидента в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность ... Конвенция о Пресечении незаконных актов, направленных против безопасности морского судоходства 1988 г. и протокол о Пресечении незаконных актов, направленных против стационарных ... |
Раздел: Рефераты по международному публичному праву Тип: реферат |
Организованная преступность | |
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права и государственного управления Кафедра уголовного права и процесса " Допустить к защите" Зав ... причиняющие вред личности , общечеловеческим ценностям и имуществу ( пиратство, порнография и другие преступления, по борьбе с которыми действуют международные конвенции и ... ... ввоз оружия из-за границы; концентрация похищаемого оружия и оружия, ранее захваченного у незаконных вооружённых формирований в районах межнациональных конфликтов ; хищения с ... |
Раздел: Рефераты по уголовному праву и процессу Тип: реферат |