Курсовая работа: Бизнес-планирование для привлечения государственных инвестиций

Содержание

Введение

1. Особенности финансирования бизнес-проектов для привлечения государственных инвестиций

1.1 Необходимость бизнес-плана

1.2 Приоритеты финансирования бизнес-проектов

1.3 Направления финансирования проектов

2. Общие положения бизнес-планирования

2.1 Общие требования к содержанию и объёму бизнес-плана

2.2 Исходные данные для составления бизнес-плана

2.3 Этапы бизнес-планирования

3. Оформление бизнес-плана по разделам

3.1 Общие положения

3.2 Описание продукции (товаров, работ, услуг)

3.3 Расчёт стоимости проекта

3.4 Производственный план

3.5 План по маркетингу и объёму продаж

3.6 Ценовая политика

3.7 Анализ рисков

3.8 Расчёт потребности в персонале

3.9 Помещение, используемое в целях ведения предпринимательской деятельности

3.10 Финансовый план

Библиографический список


Введение

Сектор малого предпринимательства в России является одним рычагом для решения политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до смягчения негативных последствий безработицы, обеспечения занятости населения путём создания новых предприятий и рабочих мест, формирования стабильной налогооблагаемой базы.

Предпринимательская деятельность – это всегда риск. Но риск риску рознь. Есть риск, связанный с субъективной или объективной невозможностью полностью предусмотреть и учесть все возможные сценарии будущих событий, а есть заведомый авантюризм. И если в первом случае, возможно, не будет получена расчётная прибыль, то во втором – может быть потеряно всё.

Планирование предполагаемого бизнеса помогает проанализировать идеи, проверить их разумность и реалистичность, снизив тем самым вероятность возникновения рисковых ситуаций.

Сейчас под хорошо спланированные коммерческие идеи (бизнес-проекты) государство готово выделять средства. Отбор проектов осуществляется через центры занятости. Основной критерий отбора – желание заниматься собственным делом и чётко сформулированная написанная на бумаге идея в форме бизнес-плана.

Самозанятость населения является одним из направлений государственной политики по сохранению и созданию рабочих мест. Суть её состоит в том, чтобы с помощью центров занятости увеличить число граждан, занятых в малом бизнесе, за счёт организации самозанятости безработных и стимулирования создания ими дополнительных рабочих мест. В конце 2008 г. федеральное правительство разработало пакет антикризисных мер. В их число вошла и Программа по предоставлению безвозмездных субсидий на компенсацию затрат, связанных с организацией предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан [1]. Подобная инициатива далеко не нова. Ещё в 1990-х вопросами содействия безработным гражданам, желающим организовать собственное дело, занимались как в отдельных регионах, так и на федеральном уровне.

Новые экономические условия обусловили необходимость создания единой программы, обеспечивающей в том числе и решение проблемы трудоустройства. И хотя теперь программа одна, в каждом из регионов России свои особенности её реализации. Соответствующее постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. [2] вступило в силу на следующий же день.

Государство объявило о готовности выделить каждому безработному 58 800 руб. на открытие частного бизнеса [3]. За первое полугодие 2009 г. по всей России пособие на открытие бизнеса получили 17 тыс. человек, до конца 2009 г. это число выросло до 120 тыс. человек. Участниками программы могут быть граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке безработными, достигшие 18-ти лет и желающие организовать предпринимательскую деятельность. Субсидия предоставляется в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице и составляет 58 800 руб. в соответствии с представленным бизнес-планом.

Важным новшеством в 2010 г. стал дифференцированный подход к финансированию проектов начинающих предпринимателей, предполагающий за каждое созданное дополнительное рабочее место осуществлять выплату в размере 58 800 руб. [4].


1. Особенности финансирования бизнес-проектов для привлечения государственных инвестиций

 

Бизнес-план – документ, описывающий основные моменты деятельности будущего предпринимателя, анализирует все проблемы, с которыми он может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план позволяет ответить на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесёт ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Именно поэтому хорошо написанный бизнес-план должен отражать все основные разделы по существу и не иметь ничего лишнего.

Основная ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

-  даёт возможность определить жизнеспособность бизнеса в условиях конкуренции;

-  содержит ориентир, как должен развиваться бизнес;

-  служит важным инструментом обоснования для получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

1.2 Приоритеты финансирования бизнес-проектов

Субсидия будет оказываться в первую очередь предпринимателям, создающим новые рабочие места и организующие деятельность в приоритетных видах экономической деятельности:

1)  промышленное производство и инновационная деятельность;

2)  производство импортозамещающей и экспортной продукции;

3)  ремесленничество и народные художественные промыслы;

4)  производство и переработка сельхозпродукции;

5)  коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;

6)  здравоохранение на шахтёрских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области, платные социальные услуги;

7)  бытовое обслуживание населения на территории муниципальных районов Ростовской области;

8)  защита окружающей среды;

9)  общественное питание в учреждениях образования;

10)  микрофинансирование.

В каждом районе области в зависимости от специфики администрациями муниципальных образований может устанавливаться свой перечень приоритетных областей. Так, в г. Шахты приоритеты в финансировании в 2010 г. будут отдаваться проектам в области: производства мяса и мясопродуктов, производства молочных продуктов, производства прочих пищевых продуктов, животноводство, разведение прочих животных, растениеводство, обрабатывающие производства, производство общестроительных работ, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность такси, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

1.3 Направления финансирования проектов

В перечень предусмотренных расходов на организацию предпринимательской деятельности входят:

-  арендные платежи для целей ведения предпринимательской деятельности;

-  расходы на приобретение основных средств (оборудование, мебель, в том числе офисная, инструменты, электронно-вычислительная техника (иное оборудование для обработки информации), программное обеспечение, периферийные устройства, копировально-множительное оборудование и др.);

-  расходы на приобретение сырья, расходных материалов;

-  стоимости приобретённой методической и справочной литературы, связанной с ведением предпринимательской деятельности;

-  стоимости услуг по получению лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию;

-  стоимости услуг по получению патентов и/или свидетельств о регистрации авторских прав;

-  размещение рекламы в средствах массовой информации (в том числе объявления в печатных средствах массовой информации, передачи по радио и телевидению), изготовление и/или размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов, изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах);

-  транспортные расходы, связанные с доставкой основных средств, сырья и расходных материалов.

Стоит отметить, что государство жёстко отслеживает целевой характер использования бюджетных средств и если, например, были выполнены строительно-монтажные работы для помещения, где будет организован бизнес предпринимателя, то эти затраты не смогут быть приняты к финансированию несмотря на то, что они были вложены в бизнес.


2. Общие положения бизнес-планирования

2.1 Общие требования к содержанию и объёму бизнес-плана

В бизнес-плане необходимо описать предполагаемый бизнес по соответствующей форме, отразить все разделы и существенные моменты, связанные с конкретным видом предполагаемой предпринимательской деятельности. Будущий предприниматель должен чётко понимать цели и предмет бизнеса, не должно быть подмены содержательности и пространности изложения. Необходимо представить экономическое обоснование бизнес-идеи, маркетинговые исследования своих конкурентов, все необходимые разрешения и лицензии. Все разделы бизнес-плана должны быть связаны между собой, показатели в одном разделе должны соответствовать показателям в другом.

Бизнес-план должен быть кратким и ёмким. Пытаясь наиболее полно раскрыть суть проекта, некоторые начинающие бизнесмены делают его довольно глубоким по содержанию, добавляют туда много теории из учебников и непонятных формул. В результате у читающего ослабевает интерес и дальнейшее желание читать бизнес-план. Объём бизнес-плана должен соответствовать масштабу предполагаемого бизнеса. Так, если объём первоначальных вложений составляет 60 тыс. руб. и, предприниматель будет организовывать деятельность без привлечения наёмного персонала, то достаточно кратко отразить все разделы бизнес-плана на 5–10 страницах. Конечно, если речь идёт о более крупных проектах (свыше 0,5 млн руб.), то тогда таким объёмом уже ограничиваться нельзя.

Важным моментом в написании бизнес-плана является отражение всех разделов и приведение расчётов. Если какой-то раздел бизнес-плана отсутствует или там написано одно-два слова, то это может вызвать вопрос членов комиссии относительно чёткости понимания заявителем своего дела.


2.2 Исходные данные для составления бизнес-плана

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию:

1. Спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться и почему люди это покупают. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, они покупают совокупность определённых преимуществ, разрешая свои потребительские проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента – характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации. Важным обстоятельством является определение покупателей, каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции и услуг.

Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчёты, статьи в научных журналах, интернет-информация, советы опытных экспертов.

2. Производственная информация включает определение производственных потребностей предпринимателя, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

-  производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;

-  сырьё и материалы: составить список всех видов сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;

-  оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его напрокат (арендовать) или нужно покупать;

-  помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;

-  накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод, прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

3. Активы – помещения, машины, оборудование, транспортные средства – могут дать представление о том потенциале, которым будет обладать бизнес предпринимателя с привлечением дополнительных инвестиций, а также в отношении освоения сегментов рынка. Необходимо обратить внимание на сроки амортизации имущества, его износ, оценить, когда оно будет нуждаться в замене.

4. Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предпринимателя. На основании этой информации специалисты центров занятости будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег потребуется вложить в него, чтобы поставить его на ноги и покрыть текущие расходы начального этапа.

5. Условия инвестиционной политики. Если для проекта предполагается получить заёмные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования. Инвесторы, в том числе и государственные, предъявляют жёсткие требования к содержанию проектов.

В случае представления бизнес-плана как инвестиционной заявки на получение финансовых ресурсов из федерального бюджета необходимо учитывать требования Минэкономразвития РФ. Среди них:

-  государственному инвестору интересны капиталовложения в инвестиционные проекты. Финансовые ресурсы под оборотные средства, как правило, не выделяются;

-  государственный инвестор, прежде всего, поддерживает приоритетные проекты, обеспечивающие развитие отечественного производителя, способствующие формированию дополнительных рабочих мест;

-  государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе только тех проектов, в реализацию которых фирма (предприятие) вкладывает определённую долю собственных средств.

2.3 Этапы бизнес-планирования

Приступая к бизнес-планированию, необходимо вооружиться комплексом необходимой информации, предварительно определив её источники, которых на сегодняшний день существует довольно много, в частности, учебники по управлению, по бизнес-планированию; материалы правительственных учреждений; данные фирм, занимающихся управленческим консультированием и других подобных организаций; различные отраслевые издания; методические и иные материалы, получаемые при обучении на курсах по составлению бизнес-планов; материалы аудиторских фирм и т.д.

В разработке бизнес-плана выделяют следующие этапы:

1. Подготовительный этап (формулировка бизнес-идеи). Бизнес-идея – это видение возможности зарабатывать деньги на рынке в избранной сфере. Если восприятие окружающей среды и собственных возможностей соответствует действительному положению вещей, то бизнес-идея будет работать. Рынок – это физические и юридические лица, являющиеся потенциальными покупателями товаров и услуг, которые удовлетворяют их желания и потребности. Поэтому общая схема бизнеса описывается следующей последовательностью действий:

а)  нахождение неудовлетворённой потребности потребителей, которые обладают платёжеспособностью;

б)  удовлетворение этой потребности продажей товаров или услуг.

Бизнес-идея должна описать технологию удовлетворения потребности людей, обладающих платёжеспособностью. Сформулированная письменно бизнес-идея является стержнем будущего бизнес-плана.

После формулировки бизнес-идеи выполните экспресс-расчёт прибыльности. Для этого необходимо собрать всю доступную информацию о расходах и возможных доходах.

2. Основной этап. Описывается в следующей последовательности:

1)  продукт (услуга), которая будет лежать в основе предпринимательской деятельности;

2)  характеристика производителя продукта (услуги);

3)  рынок сбыта продукции (услуги);

4)  потребности по организации и функционировании предприятия, которое будет производить описанную ранее продукцию (услугу) (необходимое оборудование, материалы, помещение, персонал и т.д.);

5)  потребности в финансовых средствах и расчёт финансового обеспечения предпринимательского проекта;

6)  политика установления цены на продукцию (услугу);

7)  возможные проблемы реализации проекта и пути их преодоления;

8)  материалы для приложений;

9)  титульный лист.


3. Оформление бизнес-плана по разделам

Предлагаемая администрациями и центрами занятости форма бизнес-плана имеет логическую структуру, которая представляет собой:

1.  Общие положения – описание регистрационных и обобщающих стоимостных данных проекта.

2.  Описание продукции – конечный результат работы.

3.  Расчёт стоимости проекта – первоначальные инвестиции в проект.

4.  Производственный план – как будет организовано производство.

5.  План по маркетингу и объёму продаж – кому будет продаваться продукция, кто будет являться потребителем.

6.  Ценовая политика – варианты установления цены.

7.  Анализ рисков – что может помешать реализации проекта.

8.  Расчёт потребности в персонале – кто будет производить про-дукцию.

9.  Помещение – где будет организован бизнес.

10.  Финансовый план – обобщение предыдущих разделов и представление их в цифровом варианте.

Титульный лист является необязательным элементом бизнес-плана для получения субсидии, однако он является визитной карточкой бизнес-проекта и содержит информацию о названии проекта и его разработчиках. Он может быть составлен в свободной форме с указанием как минимум названия проекта и его разработчика.

3.1 Общие положения

Представляет собой обзор базовых характеристик бизнес-проекта.

Название проекта выражает главную идею бизнес-плана. Название проекта должно быть кратким и характеризовать основные направления бизнес-идеи. Можно использовать в название проекта слова "создание", "организация" или "деятельность" и тем самым показать определённую динамику в развитии бизнеса. В зависимости от сферы деятельности в названии проекта могут звучать слова:

1)  для производственной сферы: производство, выращивание, разведение, возведение, переработка, пошив и т.д.;

2)  для сферы услуг: работы, укладка, оказание услуг или услуги, перевозки, ремонт.

Организационно-правовая форма представляет собой юридическую форму существования бизнеса. Предпринимательская деятельность может быть организована в форме индивидуального предпринимательства (ИП), общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытого акционерного общества (ЗАО) и других видов коммерческих организаций. Центры занятости финансируют бизнес, созданный физическим лицом (гражданином) в форме индивидуального предпринимателя. Администрация области и администрации муниципальных образований финансируют на начальной стадии любую коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, являющейся по закону малым или средним предприятием.

Адрес – указывается полный адрес, включающий в себя название субъекта РФ (в нашем случае это Ростовская область), территории (города, района), посёлка, села или иного населённого пункта, улицы (проулка, проезда, проспекта и т.д.) и номера дома или квартиры.

Основные виды деятельности – отражаются виды деятельности будущего предпринимателя, которые имеются в справочнике общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029–2001 (ОКВЭД). Сначала указывается номер, затем приводится его расшифровка. Вид деятельности потребуется указать при регистрации предпринимательства в налоговой инспекции. ОКВЭДы необходимы для целей статистического и налогового учёта. В соответствии с ОКВЭДом налоговая инспекция определяет тарифы взносов в Фонд социального страхования на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (устанавливается от 0,2 до 8,5 % от фонда оплаты труда). Видов деятельности можно указать неограниченное количество. Общая стоимость проекта. Любой проект требует первоначальных вложений средств. Стоимость проекта складывается из собственных средств начинающего предпринимателя, планируемых для производства затрат на реализацию проекта и средств, выделяемых в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.

Общая стоимость проекта = совокупности всех планируемых затрат.

Собственные средства = общая стоимость проекта – субсидия.

3.2 Описание продукции (товаров, работ, услуг)

В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предпринимателем продукции, услуги или работы, производится сравнение её с продукцией конкурентов. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции или услуг. При описании продукции следует делать акцент на преимущества, отвечающие запросам рынка. Продукция должна быть рассмотрена с точки зрения его восприятия потребителем. Задача данного раздела заключается в описании характеристик товаров и услуг в наиболее сжатой форме. Эта часть должна быть написана ясным, чётким языком, понятным для неспециалистов.

Следует дать характеристику производимой продукции (работ, услуг) по следующим критериям:

-  функциональное назначение продукции (для каких целей она предназначена);

-  примеры использования продукции, товаров, услуг;

-  стоимость в зависимости от объёмов производства;

-  упаковка и дизайн;

-  свойства;

-  степень защиты;

-  технологичность;

-  универсальность;

-  соответствие продукции принятым стандартам;

-  физические характеристики (вес, объём, цвет, вкус, запах и т.д.);

-  требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

-  недостатки и меры по их преодолению;

-  имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

-  патентно-лицензионная защита.

Себестоимость продукции (товары, работы, услуги) указывается из производственного плана (раздел 4) и рассчитывается по котловому методу с учётом всех затрат, указанных в финансовом плане.

 

Указываются все расходы, планируемые для реализации бизнес-проекта начинающего предпринимателя. Расходы желательно классифицировать по группам, таким как: приобретение кормов, животных, строительных материалов, инструмента, основных средств, расходных материалов, рекламы и др.

В каждом муниципальном образовании области действуют свои правила оформления таблицы расчётной стоимости проекта. Так, например, в г. Шахты цену на предполагаемые расходы предпринимателя не указывают.

В таблице предполагаемых затрат отражается наименование затрат, количество предполагаемых единиц (оборудования, сырья, материалов и т.д.) и стоимость каждой группы расходов.


3.4 Производственный план

Наша цель – доказать, что предприниматель в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки с требуемым качеством под спрос в данный момент времени, т.е. ориентироваться на рыночную конъюнктуру. Необходимо отразить все этапы производственного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий). Сроки и объёмы производства можно отразить в таблице "Планируемые объёмы производства продукции" или описать текстом.

Таблица 1 Планируемые сроки и объёмы реализации продукции

Наименование

продукции

Месяцы Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Также необходимо отразить:

1)  месторасположение офисных и производственных площадей;

2)  с помощью каких основных средств будет организовано производство (какие производственные мощности потребуются);

3)  где, у кого и на каких условиях закупается сырьё;

4)  технология производства и организация производственного процесса;

5)  контроль качества продукции, на каких стадиях и с помощью каких методов;

6)  уровень издержек производства и их динамика;

7)  потребность в долгосрочных активах;

8)  потребность в оборотных средствах;

9)  режим работы предпринимателя.

Полезным элементом здесь может стать схема производственных потоков. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться, как и куда будет поставляться продукция.

Расчёт себестоимости. Расчёт себестоимости можно произвести по разным методам. Выбор метода зависит от сферы деятельности и от видов продукции (работ, услуг), производимых предпринимателем.

Попроцессный метод. Применяется в производствах, которые работают в непрерывном режиме. Классический вариант попроцессного метода применяется в отраслях с массовым типом производства, который характеризуется:

1)  непродолжительным производственным циклом;

2)  наличием единой характеристики для всей продукции;

3)  ограниченной номенклатурой продукции;

4)  полным отсутствием либо незначительными объёмами полуфабрикатов и незавершённого производства.

Примерами такого производства являются добывающие отрасли, транспорт и энергетика. Объект учёта затрат и калькулирования – конечная продукция. Таким предприятиям требуются большие вложения для продолжения работы в перспективе, а также для текущего поддержания производства. Вложения носят рисковый характер.

Самый простой тип массового производства представлен энергетическими предприятиями и характеризуется отсутствием запасов готовой продукции. В таких случаях используется простой одношаговый способ калькулирования себестоимости. Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведённой за этот период:

C = Z / X,

где С – себестоимость единицы продукции, руб.;

Z – совокупные затраты за период;

X – количество единиц произведённой продукции (шт., км и т.д.).

Для малых предприятий, производящих несколько видов продукции, расчёт себестоимости готовой продукции целесообразнее производить по котловому методу, при котором себестоимость единицы продукции является результатом деления всей суммы накопленных за период затрат на объём выработанной продукции в натуральном измерении.

Методика расчёта себестоимости по котловому методу:

1. Рассчитываем годовой объём производства конкретного вида продукции (работ, услуг):

Годовой объём производства конкретного вида продукции = среднемесячный объём производства ´ 12.

2. Рассчитываем годовой размер выручки по виду продукции (работ, услуг):

Годовой размер выручки по виду = годовой объём производства по виду ´ цена реализации

3. Рассчитываем долю выручки от реализации конкретного вида продукции (работ, услуг) в общем объёме реализации:

.

4. Вычисляем размер затрат на производство годового объёма продукции (работ, услуг) по конкретному наименованию:

Себестоимость продукции (п. 2 Финансового плана)  доля выручки от реализации продукции в общем объёме производства

5. Вычисляем себестоимость продукции:


.

Для расчёта себестоимости продукции целесообразно использовать таблицу 2.

В общем виде формулу расчёта себестоимости можно представить как:

Себестоимость единицы продукции = ,

где ГВ – планируемый размер годовой выручки;

ГЗ – годовая сумма затрат, руб.;

ПР – годовой объём производства, единиц.

Таблица 2 Расчёт себестоимости продукции

п/п

Наименование

продукции

Годовой объём

производства, единиц (ОП)

Планируемый размер годовой выручки (ГВ)

Годовая сумма

затрат, руб. (ГЗ)

Себестоимость продукции, руб./ед.

продукции

1.
  ИТОГО Всего по строке 1 финансового плана Всего по строке 2 финансового плана

Партионный (пооперационный) метод. Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причём для каждой единицы набор стадий может быть индивидуальным, а часть операций – общей для всех изделий.

Примером такого производства является изготовление мебели на заказ. Предприятие изготавливает стандартные модули – тумбочки, шкафы, полки, которые в соответствии с пожеланиями клиента подвергаются различным видам обработки, оснащаются различными фасадами, фурнитурой и аксессуарами. Таким образом, цена заказа определяется как сумма стоимостей отдельных модулей и затрат, которые предприятие понесло на всех операциях в соответствии со спецификацией.

Для правильной калькуляции себестоимости продукции в сельском хозяйстве необходимо использовать соответствующие рекомендации Минсельхоза РФ [5]. Себестоимость продукции (работ и услуг) определяется исходя из затрат, приходящихся на соответствующую культуру (группу культур), вид (технологическую группу) животных, отдельную отрасль или производство, и выхода продукции (объёма выполненных работ, оказанных услуг) (табл. 3).

бизнес стоимость маркетинговый персонал

Таблица 3 Способы расчёта себестоимости в сельском хозяйстве

Сфера деятельности Расчёт себестоимости
Овощеводство Затраты на возделывание культур и уборку урожая делятся на массу полученных овощей
Цветоводство Исчисляется путём распределения затрат на выращивание цветов пропорционально стоимости продукции в ценах реализации и их делением на количество каждого вида продукции
Молочное скотоводство Все собранные затраты распределяются в соответствии с расходом обменной энергии кормов: на молоко – 90 %, на приплод – 10 %. Разделив полученные данные о затратах на производство конкретных видов продукции на её общее количество, получают себестоимость 1 ц молока и 1 головы приплода
Мясное скотоводство Себестоимость 1 ц прироста телят в возрасте до 8 месяцев исчисляется делением затрат по содержанию основного стада (с телятами до 8 месяцев) за вычетом стоимости молока (по цене продажи) на количество центнеров полученного прироста живой массы телят, включая живую массу приплода
Свиноводство Себестоимость 1 ц прироста живой массы поросят до отъёма исчисляется делением затрат на содержание основного стада свиней (свиноматок с поросятами до отъёма, хряков-производителей), за исключением стоимости побочной продукции на количество центнеров полученного прироста, включая живую массу приплода при рождении
Птицеводство

Себестоимость 1 тыс. яиц исчисляют исходя из затрат на содержание взрослого стада птицы за вычетом стоимости побочной продукции (помёта), определённой по фактическим затратам, и количества полученных яиц.

Для определения себестоимости 1 ц прироста живой массы необходимо сумму затрат на выращивание молодняка, за вычетом стоимости побочной продукции, разделить на количество центнеров полученного прироста живой массы. Яйца, полученные от молодняка птицы, считаются побочной продукцией и оцениваются по ценам продажи (реализации).

Себестоимость 1 тыс. голов суточных птенцов определяется исходя из суммы затрат по цеху инкубации, приходящейся на продукцию отчетного года, за вычетом стоимости побочной продукции (неоплодотворенные яйца; яйца, изъятые после второго миража; мясо забитых суточных петушков, предназначенные для кормления животных)

Пчеловодство

При исчислении себестоимости продукции пчеловодства медово-опылительного направления из общей суммы затрат исключают расходы, списываемые на опыляемые пчёлами культуры (от 20 до 60 %, в зависимости от опыляемой культуры).

Себестоимость отдельных видов продукции пчеловодства (мед, новая пчелиная семья и др.) исчисляется путём распределения суммы затрат на содержание пчёл по видам продукции пропорционально ее стоимости по ценам продажи (реализации)

Кролиководство Себестоимость 1 головы делового приплода исчисляется делением общей суммы затрат на содержание самок и самцов взрослых и молодняка до отсадки, за вычетом стоимости побочной продукции, на количество голов делового приплода
Рыбоводство Себестоимость 1 тыс. мальков рыбы определяется делением суммы затрат на содержание производителей, находящихся в течение года в маточных и нерестовых прудах, на количество мальков, пересаженных из нерестовых прудов.
Плодоовощеперерабатывающие предприятия Единицей исчисления себестоимости являются по солению, квашению, сушению - один центнер продукции, а по консервированию и выработке продукции - 1000 условных банок.
Винодельческое производство Определяется исходя из суммы затрат на выработку продукции, включая стоимость сырья и материалов, используемых при ее производстве, за вычетом стоимости возвратных отходов по ценам возможного их использования.

Калькулирование (расчёт) себестоимости производится здесь в два этапа. Сначала исчисляется себестоимость всего объёма отдельных видов продукции (калькуляционного объекта), а затем – себестоимость калькуляционной единицы.

С целью равномерного распределения затрат на производство продукции издержки на приобретение основных средств включаются в себестоимость готовой продукции не полностью, а частично в виде амортизационных отчислений. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 [6] для принятия актива к учёту в качестве основного средства необходимо выполнение следующих условий:

-  использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;

-  использование в течение длительного периода времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев;

-  не предполагается последующая перепродажа данных активов;

-  способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Расчёт амортизационных отчислений производится по линейному методу. Согласно п. 20 ПБУ 6/01 [6] срок полезного использования основного средства определяется предпринимателем самостоятельно в зависимости от:

-  ожидаемого срока использования объекта в соответствии с производительностью или мощностью;

-  ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

-  срока полезного использования по техническому паспорту объекта.

Малому предприятию (предпринимателю) целесообразно пользоваться классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 (в ред. от 08.08.2003 г.), в соответствии с которым все основные средства делятся на 10 амортизационных групп.

Расчёт налоговых отчислений производится исходя из:

1. Отчислений на социальное страхование предпринимателя (рассчитывается исходя из стоимости страхового года). В соответствии с принятым Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС" индивидуальные предприниматели с 2010 г. уплачивают на обязательное пенсионное и медицинское страхование страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года [7].

Стоимость страхового года определяется по отношению к страховым взносам, подлежащим уплате в ПФР и ФОМС как произведение минимального размера оплаты труда на текущий год и тарифа страхового взноса, увеличенное в 12 раз.

Тарифы страховых взносов в 2010 г. установлены п. 1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. Деление на страховую и накопительную часть взносов в ПФ установлено п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 г.).

Таким образом, в 2010 г. действуют следующие тарифы (табл. 4).

Таблица 4 Тарифы страховых взносов на предпринимателя

Плательщики ПФР, страховая часть, % ПФР, накопительная часть, %

ФФОМС,

%

ТФОМС,

%

ИП (независимо от системы налогообложения), нотариусы, адвокаты 1966 года рождения и старше 20,0 0,0 1,1 2,0
ИП (независимо от системы налогообложения), нотариусы, адвокаты 1967 года рождения и младше 14,0 6,0 1,1 2,0

На 2010 г. стоимость страхового года (и, соответственно, фиксированные взносы) составляет:

-  в Пенсионный фонд – 10 392 руб. (4330 руб. × 20 % × 12 мес.). Если плательщик взносов 1967 года рождения и младше, то взносы в ПФ составят на страховую часть 7274,40 руб. (4330 × 14 % × 12 мес.), на накопительную 3117,60 руб. (4330 × 6 % × 12 мес.). Если плательщик 1966 года рождения и старше, то вся сумма уплачивается на страховую часть;

-  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 572 рубля (4330 руб. × 1,1 % × 12 мес.);

-  в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1039 руб. (4330 руб. × 2 % × 12 мес.).

Взносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года, ИП, нотариусы и адвокаты уплачивают только за самих себя. С выплат фи-зическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам уплачиваются страховые взносы на обязательное страхование, исходя из начисленных выплат в пользу этих лиц. Такие же взносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года, уплачивают главы КФХ за себя и за членов КФХ.

Если плательщик взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчётного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Пример: индивидуальный предприниматель зарегистрировался 15 июля 2010 г. Значит, размер страховых взносов в ПФ составит:

-  за пять полных месяцев – 4330 руб.  5 мес. × 20 % = 4330 руб.;

-  за неполный месяц 4330 руб. / 31 (количество дней в августе) × 17 (столько дней ИП был зарегистрирован как ИП в августе) × 20 % = = 475 руб.

Всего за 2010 г. ИП должен будет заплатить 4805 руб. в Пенсионный фонд.

Аналогично будут рассчитываться и страховые взносы, уплачиваемые в фонды медицинского страхования.

Срок уплаты взносов – не позднее 31 декабря года, за который уплачиваются взносы. Взносы (в том числе и взносы на обязательное медицинское страхование) уплачиваются не в налоговую инспекцию, а в Пенсионный фонд.

Сумма страховых взносов исчисляется отдельно в отношении Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориального фонда обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов производится отдельными платёжными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС.

2. Тарифов страховых взносов для лиц, производящих выплаты физическим лицам (табл. 5).

Таблица 5 Тарифы страховых взносов для лиц, производящих выплаты физическим лицам

Год / Фонд ФСС ПФР ФФОМС ТФОМС Всего, %
Органы, осуществляющие контроль ФСС Пенсионный фонд РФ

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, кроме льготных категорий, %

2010 г. 2,9 20,0 1,1 2,0 26,00
с 2011 г.а 2,9 26,0 2,1 3,0 34,00

Льготные категории лиц, производящих выплаты физическим лицам:

- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, либо уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности, %

2010 г. 0,0 14,0 0,0 0,0 14,00
с 2011 г. 2,9 26,0 2,1 3,0 34,00

- сельскохозяйственные товаропроизводители; - организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, %

2010 год 1,9 15,8 1,1 1,2 20,00
2011-2012 года 1,9 16,0 1,1 1,2 20,20
2013-2014 года 2,4 21,0 1,6 2,1 27,10
c 2015 года 2,9 26,0 2,1 3,0 34,00

- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

- плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам – инвалидам, в отношении выплат в пользу инвалида;

- общественные организации инвалидов и созданных ими организаций при соблюдении определённых Законом условий;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздорови-тельных и других социальных целей, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, %

2010 г. 0,0 14,0 0,0 0,0 14,00
2011–2012 гг. 1,9 16,0 1,1 1,2 20,20
2013–2014 гг. 2,4 21,0 1,6 2,1 27,10
c 2015 г. 2,9 26,0 2,1 3,0 34,00

- организации и предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, %

2010 г. 0,0 10,3 0,0 0,0 10,30
2011–2012 гг. 1,9 16,0 1,1 1,2 20,20
2013–2014 гг. 2,4 21,0 1,6 2,1 27,10
c 2015 г. 2,9 26,0 2,1 3,0 34,00

3. Системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения предусматривает два объекта налогообложения [8]:

-  доходы (налоговая ставка 6 %);

-  доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 10 %).

Выбор объекта осуществляется налогоплательщиком самостоятельно при переходе на УСНО (табл. 6).

Таблица 6 Сроки уплаты налога и подачи декларации

ИП, КФХ Организации
1 квартал до 25 апреля до 25 апреля
полугодие до 25 июля до 25 июля
9 месяцев до 25 октября до 25 октября
год до 30 апреля до 31 марта

Сумма налога уменьшается на сумму оплаченных в этом периоде взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности (больничных), но не может быть уменьшена больше, чем на 50 %. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД) применяется налогоплательщиками в случае осуществления ими таких видов деятельности, которые отнесены нормативно-правовыми актами муниципальных образований, к видам деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД. В отличие от других специальных режимов налогообложения, ЕНВД применяется налогоплательщиками не по праву выбора. Налогоплательщик, осуществляющий вид деятельности, который отнесён муниципальным образованием к виду деятельности, подлежащему переводу на ЕНВД, обязан (не вправе!) применять именно данный режим налогообложения.

Виды деятельности, подлежащие переводу на ЕНВД

Налоговый кодекс РФ на федеральном уровне обозначил перечень видов деятельности, на которые муниципальные образования могут распространять режим ЕНВД. Перечень видов деятельности, на которые рас-пространяется режим ЕНВД, указан в приложении 2.

Для исчисления суммы ЕНВД применяется следующая формула:

ЕНВД = БД × ФП × К1 × К2,

где БД – базовая доходность;

ФП – физический показатель;

К1, К2 – корректирующие коэффициенты.

Базовая доходность и физические показатели, применяемые в зависимости от вида деятельности.

К1 устанавливается на календарный год. На 2009 г. он составляет 1,148 [9], на 2010 г. – 1,295 [10].

К2 устанавливается представительными органами местного самоуправления на период не менее, чем 1 календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно.

К2 рассчитывается по формуле:


К2 = Квд × Кмд × Кзп,

где Квд – расчётная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, определённая в зависимости от вида предпринимательской деятельности и типа населённого пункта;

Кмд – расчётная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающая особенности места ведения предпринимательской деятельности;

Кзп – расчётная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающая уровень заработной платы наёмных работников. При этом значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой.

Расчётная составляющая корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающая особенности вида предпринимательской деятельности по г. Шахты [11] на 2010 г., указана в приложении 3.

При совмещении нескольких видов бытовых услуг применяется расчётная составляющая коэффициента К2, соответствующая тому виду услуг, для которого её значение максимально.

Ставка ЕНВД составляет 15 % от величины вменённого дохода.

3.5 План по маркетингу и объёму продаж

План по маркетингу должен отражать стратегию продаж предпринимателя в различные временные периоды. Этот план должен показывать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию.

В плане по маркетингу следует описать следующие моменты:

Анализ потребностей и проблем рынка

Любой предприниматель заинтересован в потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объёме и на протяжении длительного периода времени, чтобы предпринимательская деятельность могла существовать и развиваться.

Здесь необходимо отразить следующее:

-  ёмкость рынка – общая стоимость товаров, которые покупатели определённого региона могут купить за определённый период времени;

-  степень насыщенности рынка;

-  тенденции изменения ёмкости и насыщенности рынка на ближайшие 5 лет;

-  общая тенденция спроса на производимый вами продукт.

Место предпринимателя на рынке

-  что выделяет ваш продукт среди других в части уникальности и почему покупатели предпочтут именно ваш продукт;

-  ваши потенциальные клиенты.

Способы преодоления конкуренции

Осведомлённость о конкурентах поможет вам создать новый или улучшенный продукт или добиться выгодного положения на рынке. Необходимо описать, кто является вашим конкурентом сегодня и каковы отличия вашего товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) ваших конкурентов. Сопоставьте конкурирующие продукты и услуги с точки зрения доли на рынке, качества, цены, характеристик, надёжности, сроков поставки, послепродажного обслуживания, гарантии и других особенностей.

Планируемые мероприятия по организации рекламы, стимулированию продаж и т.д. Способы продвижения продукции.

Мероприятиями, направленными на стимулирование продаж, могут быть:

1)  реклама (на телевидении, радио, газетах, Интернете, вывесках, справочниках, специальных журналах, рекламных щитах, транспорте);

2)  различные рекламные мероприятия (скидки постоянным клиентам, сезонные скидки, скидки оптовикам, дополнительные бонусы, бесплатная доставка);

3)  принятие участия в различных тематических выставках;

4)  удачное месторасположение;

5)  уникальная упаковка;

6)  низкая цена;

7)  высокое качество;

8)  новизна продукта (товара, услуги);

9)  другие способы.

Также необходимо осветить:

-  реклама (сколько средств вы можете выделить на это, в какой форме и какими средствами будете рекламировать свою продукцию (товары, услуги);

-  стимулирование сбыта – как и за счёт чего вы будете привлекать новых покупателей (расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), дополнительные услуги клиентам и т.д.);

-  наличие сервисного и гарантийного обслуживания (в случае производства и реализации непродовольственной продукции);

-  связи с общественностью (как и какими средствами вы будете добиваться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самого себя как надёжного и делового человека).

Целевые рынки сбыта

Целевой рынок – рынок, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для организации основную долю результата её деятельности (прибыли или других критериев цели вывода на рынок товара или услуги).

-  какие сегменты и почему являются для вас целевыми сегментами (целевыми рынками);

-  что привлекает типичного покупателя данного целевого рынка (цена, качество, дизайн, дополнительные услуги и т.п.).


3.6 Ценовая политика

Обоснованность данной ценовой политики

Обеспечит ли цена, принятая конкурентом, вам прибыль, сможете ли вы обосновать цену, отличную от назначенной конкурентами (низкие издержки, более высокое качество продукции или обслуживания). Это обусловлено тем, что нет смысла устанавливать цену в отрыве от рынка, как нет пользы от цены, не позволяющей свести концы с концами.

Есть основные принципы установления цены:

-  цена должна быть выше себестоимости;

-  цена определяется возможностями рынка;

-  цена должна обеспечить максимальную прибыль (не за единицу продукции, а за какой-то период времени).

Особое внимание следует уделить методам установления цены.

Таблица 7 Методы установления цены

Метод ценообразования Применение метода
Метод издержки плюс прибыль Как правило, применяется в том случае, когда практически нет конкурентов
Метод безубыточности и получение целевой прибыли В этом случае предприниматель заранее планирует желаемый уровень рентабельности всего объёма производства продукции (в пределах производственных мощностей и плановой себестоим объёма выпуска)
Ориентация на ценностную значимость товара (ориентир на спрос) При использовании этого метода исходят из качественного и количеств анализа потребительских характеристик товара либо из величины экономи эффекта, получаемого потребителем за время использов товара
Ориентация на цены конкурентов

-  метод среднерыночных цен. Метод предполагает продажу товаров по рассчитанной на основе конкурентных данных "среднерыночной цене";

-  метод "гонки за лидером". При этом методе установление цены товара осуществляется на основе цены ведущего конкурента с учётом конкурентной ситуации на рынке, дифференциации товара и его качества. По существу, этот метод предполагает отказе разработки собственной ценовой политики с ориентацией на ведущую цену;

-  установление цены на основе открытых торгов


Если цена вашего продукта ниже цены конкурентов, объясните, как вы при этом сохраните прибыльность своего производства (например, с помощью большего объёма продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысоким накладным расходам и т.п.). Укажите любые скидки с цены, позволяющие стимулировать реализацию продуктов или услуги.

Факторы, влияющие на колебания цен (например, сезонность, отсутствие постоянных поставщиков и пр.)

Здесь речь идёт об изменении цены на изготавливаемую продукцию в зависимости от рыночной конъюнктуры, т.е. от спроса в различные периоды времени, а также изменение цен, связанных с производственными особенностями различных видов деятельности. Спрос на продукцию может увеличиться для отдельных отраслей в зависимости от времени года. Так, например, весной может возрасти спрос на строительные материалы, зимой – на продукты питания. Производители, реагируя на увеличения спроса, могут повысить или понизить цену, которая никак не связана с себестоимостью продукции (товара, услуги).

3.7 Анализ рисков

Анализ слабых сторон проекта. Трудности и возможные "подводные камни", которые могут помешать успешной реализации проекта

Слабые стороны – это возможные риски на пути реализации проекта.

Предпринимательский риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма широка: это могут быть пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов. От вас требуется хотя бы ориентировочно определить, какие риски для вас наиболее вероятны и во что они могут вам обойтись.

Анализа риска заключается в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несёт в себе элемент неопределённости. Большая часть необходимых данных, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объём продаж продукции и т.п.), являются неопределёнными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предлагает учёт всех изменений как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.

В процессе предпринимательской деятельности и реализации бизнес-проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и т.д. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Анализ предпринимательского риска использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, т.е. убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект, тем важнее выполнить предварительный анализ риска.

Анализ рисков можно отразить в виде двух разделов: в первом указываются организационные меры профилактики рисков, во втором – программа страхования от рисков. Например, при возможности сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих вы можете проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью авиационного или автомобильного транспорта.

В бизнес-плане учитывают следующие виды рисков:

-  производственные риски (различные нарушения производственного процесса или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий);

-  коммерческие риски (уменьшение доли рынка, появление новых конкурентов);

-  финансовые рынки (уменьшение доли рынка, появление новых конкурентов);

-  риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами.

Также следует отметить, какие из потенциальных проблем являются критическими для успеха вашего дела, и описать ваши планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов.

Для снижения степени риска применяют следующее:

-  диверсификация – распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны;

-  страхование – передача отдельных рисков страховым компаниям;

-  лимитирование – предусматривает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит;

-  самострахование – создание различных резервных и страховых фондов (фонд потребления, накопления, резервный фонд).

3.8 Расчёт потребности в персонале

Указывается планируемое количество рабочих мест с заработной платой и датой приёма на работу. Заработная плата должна быть фиксированная (при сдельной оплате труда указывать предполагаемую среднемесячную оплату труда).

Рабочее место может быть создано:

-  на постоянной основе – когда человек работает полный 8-часовой рабочий день с 40-часовой рабочей неделей;

-  на условиях вторичной занятости (по совместительству). Предполагает собой работу с сокращённым рабочим днём и сокращённой рабочей неделей. Согласно ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени на условиях совместительства не может превышать 4 ч в день и 16 ч в неделю. Соответственно ставка работы совместителя может быть от 0,125 до 0,5 (от 1-го часа до 4 часов);

-  на условиях временной (сезонной) занятости – создание рабочих мест на определённый срок для выполнения сезонных работ (например, для сбора урожая с июля по сентябрь).

Для расчёта среднего уровня заработной платы применяется следующая методика:

I. Для сотрудников, трудоустроенных на полный рабочий день (1 ставка):

Средняя заработная плата в месяц =

II. Для сотрудников, трудоустроенных на полный (1 ставка) и не полный рабочий день (0,5 ставки):

В день один сотрудник отрабатывает 4 часа, 22 рабочих дня в месяц, 12 месяцев в году.

Для определения кол-ва отработанных часов в году необходимо:

4 часа ´ 22 рабочих дня в месяц ´ 12 месяцев в году ´ 1 работника = = 1056 часов.

Далее определяется количество рабочих часов в месяц по формуле:

.

Далее определяется количество фактически отработанных месяцев в году по формуле:


.

Средний уровень заработной платы рассчитывается по формуле:

.

Годовой фонд оплаты труда = Оплата труда за 1 мес. ´ 12 мес.

Пример

На предприятии трудоустроено 3 работника:

-  товаровед на 1 ставку с окладом 7 300 руб.;

-  продавец на 0,5 ставки с окладом 5 500 руб. – оплата труда в месяц 2 750 руб.;

-  продавец на 0,5 ставки с окладом 5 500 руб. – оплата труда в месяц 2 750 руб.

Расчёт средней заработной платы для сотрудника, трудоустроенного на полный рабочий день:

Фонд оплаты труда за 1 мес. = 7300 * 1 = 7 300 руб.

Средняя заработная плата в мес. =  = 7 300 руб.

Расчёт средней заработной платы для сотрудников, трудоустроенных на неполный рабочий день:

В день один сотрудник отрабатывает 4 часа, 22 рабочих дня в месяц, 12 месяцев в году.

кол-во отработанных часов в году = 4 часа * 22 рабочих дня в месяц * 12 месяцев в году * 2 работника = 2 112 часов

кол-во раб. часов в мес. =  = 173,81 час/мес.

кол-во фактически отработанных месяцев в году =  = = 6,08 мес.

Годовой фонд оплаты труда = (2 750 + 2 750) х 12 мес. = 66 000 руб.

средняя заработная плата в мес. = = 5 427 руб. 64 коп.

Расчёт средней заработной платы на предприятии:

Ср. заработная плата = (ср. заработная плата раб., трудоустроенного на полный раб. день + ср. заработная плата раб., трудоустроенных на неполный раб. день) / 2 (кол-во категорий работников на предприятии) = = (7 300+5 427,64) / 2 = 6 363 руб. 82 коп.

Итого: средняя заработная плата на предприятии составляет 6 363 руб. 82 коп.

 

Предпринимательская деятельность должна вестись в помещении либо на земельном участке. Право пользования данным имуществом может быть закреплено на основании:

-  права собственности (свидетельство о государственной регистрации права);

-  арендовано (договор аренды (субаренды);

-  использоваться безвозмездно, но не принадлежать в собственности (договор безвозмездного пользования);

-  разрешения местных органов исполнительной власти.

После указания реквизитов документа, свидетельствующего о праве пользования помещением, отражаются характеристики помещения, такие как:

-  полный адрес;

-  общая площадь;

-  размер арендной платы (в случае аренды);

-  срок действия договора (если не собственник);

-  иное (по желанию).

 

Этот раздел является ключевым разделом бизнес-плана и предназначен обобщить предыдущие материалы и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план используется для определения эффективности и финансовой состоятельности проекта.

Каждое деловое решение сопровождается цифрой, а взятые все вместе, эти цифры формируют основу финансового плана. Например, если вы решили еженедельно размещать рекламу товара в газете, то в финансовом плане должна быть цифра, отражающая это решение.

Финансовый план представлен таблицей доходов и затрат, рассчитанной на весь период срока окупаемости проекта, показывающей: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Издержки от производства объединены в две большие группы:

Переменные расходы – это расходы, величина которых изменяется в течение года под воздействием различных факторов (экономических, политических, климатических и т.д.). Примерами переменных затрат являются: расходы на сырьё и основные материалы; затраты на энергию, топливо; аработная плата рабочих, осуществляющих производство продукции с начислениями на неё.

Постоянные расходы – это расходы, величина которых в течение года не меняется (либо эти изменения могут носить единоразовый характер).

Примеры постоянных затрат:

-  проценты по обязательствам во время нормальной деятельности предприятия;

-  амортизационные отчисления при линейном способе их начисления (равномерно на весь срок использования имущества);

-  оплата охраны и сторожей;

-  оплата аренды;

-  зарплата управленческого персонала.

Основная цель финансового плана – определить срок окупаемости проект. Срок окупаемости проекта – продолжительность времени, необходимого для возмещения начальных инвестиционных затрат из чистых денежных поступлений. Срок окупаемости определяется без учёта дисконтирования и рассчитывается следующим образом:

, при котором

где Ток – срок окупаемости инвестиций;

n – число периодов;

CFt – приток денежных средств в период t;

I0 – величина исходных инвестиций в нулевой период.

В зависимости от поставленной цели возможно вычисление срока окупаемости инвестиций с различной точностью. На практике часто встре-чается ситуация, когда в первые периоды происходит отток денежных средств и тогда в правую часть формулы вместо Iо ставится сумма денежных оттоков.

Пример расчёта срока окупаемости:

Размер инвестиций – 115 тыс. руб.

Чистая прибыль от инвестиций в первом месяце: 32 тыс. руб.;

во втором месяце: 41 тыс. руб.;

в третьем месяце: 43 750 руб.;

в четвёртом месяце: 38 250 руб.

Определим период, по истечении которого инвестиция окупается.

Чистая прибыль за 1 и 2 месяца: 32 000 + 41 000 = 73 тыч. руб., что меньше размера инвестиции, равного 115 тыс. руб.

Сумма чистой прибыли за 1, 2 и 3 месяца: 73 000 + 43 750 = 116 750 больше 115 000, это значит, что возмещение первоначальных расходов произойдет на 3-й месяц.


Библиографический список

1.  Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год [Текст] : офиц. текст // Российская газ. – 2009. – 20 марта (№ 48) – С. 17.

2.  Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 12 января (№ 2). Ст. 266. – С. 86.

3.  Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н "Положение по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств"" ПБУ 6/01 [Текст] // Российская газ. – 2010. – 16 мая (№ 91–92). – С. 17.

4.  Федер. закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" [Текст] // Российская газ. – 2009. – 28 июня (№ 137). – С. 25.

5.  Глава 26.2. Налогового кодекса РФ [Текст] : федер. закон: [принят] ГД ФС РФ 19.07.2000] – // Парламентская газ. – 2009. – 10 августа (№ 151-152) – С. 15.

6.  Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 г. № 392 [Текст] : Российская газ. – 2009. – 19 ноября (№ 237). – С. 27.

7.  Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 г. № 465 [Текст] : Российская газ. – 2009. – 18 ноября (№ 236). – С. 35.

8.  Решение Шахтинской городской думы от 29.11.2007 г. № 379 (ред. от 29.10.2009) // Шахтинские известия. – 2010. – 30 ноября (№ 215–218). – С. 7.

9.  Ушаков, И.И. Бизнес-план [Текст] / И.И. Ушаков. – СПб. : Питер, 2008. – 112 с.

10.  Бизнес-планирование [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.Н. Фи-лимоновой. – М. : Литера, 2009. – С. 59.

11.  Халтаева, С.Р. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие / С.Р. Халтаева, И.А. Яковлева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Улан-Удэ : Высш. шк., 2008. – 146 с.

12.  Голяков, С.М. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях [Текст] / С.М. Голяков // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 8. – 2008. – Вып. 4 (М 32).

13.  Курс лекций для школы-семинара по программе "У.М.Н.И.К." / под общ. ред. И.Ю. Бринка. – Шахты : ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2010. – 64 с.

14.  Бизнес-план: методика составления [Текст] / В.П. Буров [и др.] – М. : ЦИПКК, 2009. – 216 с.

15.  Грибалёв, Н.П. Бизнес-план [Текст] : практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалёв, М.Г. Игнатьева. – СПб. : Балл, 2010. – 231 с.