Курсовая работа: Внутренняя и внешняя среда организации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Ижевский государственный технический университет"
Факультет "Экономика, право и гуманитарные науки"
Кафедра "Экономика предприятия"
Курсовая работа
по дисциплине "Основы менеджмента"
на тему "Внутренняя и внешняя среда организации"
2008
Содержание
Введение
1. Характеристика элементов внутренней среды организации
1.1 История создания
1.2 Миссия организации
1.3 Характеристика ресурсов организации
1.4 Структура организации
1.5 Культура организации
2. Внешняя среда организации
2.1 Факторы прямого воздействия
2.2 Факторы косвенного воздействия
Выводы о жизнеспособности организации
Список используемых литературных источников
Введение
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера. Поэтому основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.
Таким образом, целью данной работы является изучение внутренней и внешней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании в нашем случае предприятие ОАО "Ижевское предприятие промышленного и железнодорожного транспорта" далее ОАО "ИППЖТ".
ресурс управленческий решение
1 . Характеристика элементов внутренней среды организации
1.1 История создания
В северо-восточном районе г. Ижевска для транспортного обслуживания 20 крупных промышленных предприятий и строительных организаций 1 сентября 1461 г. было организовано объединенное железнодорожное хозяйство па базе железнодорожной ветки, примыкающей к станции Вожой Горьковской железной дороги.
До 1992 года предприятие было государственным. В 1992 году, в соответствии с указом Президента Российской Федерации "об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятии в акционерные общества" от 1 июля 1992 года №721. предприятие было преобразовано в Открытое акционерное общество. Учредителем АООТ являлся Пермский областей комитет но управлению имуществом. Объединение ОАО "Пермское предприятие промышленного железнодорожного транспорта "Промжелдортранс", включало:
1. Кизеловскос отделение промышленного железнодорожного транспорта пермского ОАО "Промжелдортранс" г. Кизел;
2. Горнозаводское отделение промышленного железнодорожного транспорта пермского ОАО "Промжелдортранс" г. Гориозаводск;
3. Камское отделение промышленного железнодорожного транспорта пермского ОАО"Промжелдортрапс" г. Пермь;
4. Пефтекамское отделение промышленного железнодорожного транспорта пермского ОАО "Промжелдортранс" г. Нефтекамск;
5. Кировское отделение промышленного железнодорожного транспорта пермского ОАО "Промжелдортранс" г. Киров;
6. Ижевское отделение промышленного железнодорожного транспорта пермскою ОАО "Промжелдортранс" г. Ижевск.
В июле 2002 года произошла реорганизация ОАО "Пермскою предприятия Промжелдортранс" в форме выделения подразделений, в результате чего Ижевское отделение стало самостоятельным предприятием. Организационно-правовая форма "Ижевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта" ("ИППЖТ") па данный момент -открытое акционерное общество. Учредителями организации являются юридические и физические липа. Высшим органом управления ОАО "ИППЖТ" является общее собрание акционеров.
Юридический и фактический адрес предприятия: 426039. РФ, УР. г. Ижевск, проезд Деповский. 5. ОАО "ИППЖТ" является юридическим лицом и имеет:
• самостоятельный баланс:
• обособленное имущество;
• расчетный счет и другие счета в учреждениях банков;
• право заключать договоры и выступать в суде от своего имени;
• гербовую печать со своим наименованием и другие необходимые для хозяйственной деятельности реквизиты.
В соответствии с действующим законодательством об открытых акционерных обществах в 2006 году предприятие открыло свой сайт в глобальной сети Интернет (www.ippjt.udm.ru), на котором выкладывается для публичного ознакомления бухгалтерская отчетность (за квартал, полугодие, год), списки аффилированных лиц и другая, согласно вышеупомянутому закону, информация. За все время существования предприятия его основной вид деятельности не менялся.
1.2 Миссия организации
"Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных".
Миссия рассматриваемой организации вытекает из истории зарождение железных дорог.
В Древнем Египте, Греции и Риме существовали колейные дороги, предназначавшиеся для перевозки по ним тяжелых грузов. Устроены они были следующим образом: по выложенной камнем дороге проходили две параллельные глубокие борозды, по которым катились колеса повозок. В средневековых рудниках существовали дороги, состоящие из деревянных рельсов, по которым передвигали деревянные вагоны. Есть версия, что отсюда пошло название "трамвай", т. е. "бревенчатая дорога".
Примерно в 1738 г. быстро изнашивавшиеся деревянные рудничные дороги были заменены металлическими. Вначале они состояли из чугунных плит с желобами для колес, что было непрактично и дорого. И вот в 1767 г. Ричард Рейнольдс уложил на подъездных путях к шахтам и рудникам Колбрукдэйла стальные рельсы. Конечно, они отличались от современных: в сечении они имели форму латинской буквы U, ширина рельса была 11 см, длина 150 см. Рельсы пришивались к деревянному брусу желобом кверху. С переходом на чугунные рельсы стали делать и колеса у телег чугунными. Для передвижения вагонеток по рельсам использовалась мускульная сила человека или лошади.
Постепенно рельсовые пути выходили за пределы рудничного двора. Их стали прокладывать до реки или канала, где груз перекладывался на суда и дальше перемещался водным путем.
В соответствии с вышесказанным, можно сказать, что миссия ОАО "ИППЖТ" состоит:
• организация и осуществление перевозок железнодорожным транспортом различных грузов, погрузо-разгрузочные работы и другие транспортные и транспортно- экспедиционные услуги;
• оказание экспедиционных услуг;
• ремонт и техническое обслуживание подвижного состава и иных транспортных средств;
• ремонт, техническое обслуживание тепловозов, путеремонтной, снегоуборочной и снегоочистительной техники;
• эксплуатация, обслуживание и ремонт железнодорожных путей, путевых сооружений и обустройств, разгрузочных сооружений и эстакад, устройств СЦБ и связи, устройств электроснабжения и энергоснабжения.
1.3 Характеристика ресурсов организации
Дадим краткую характеристику ресурсов, которыми обладает организация:
1. Трудовые ресурсы. Для такой фирмы как ОАО"ИППЖТ" они имеют определяющее значение, по сравнению с другими видами ресурсов. Так как успех или неуспех развития предприятия будет, в первую очередь, зависеть от того, насколько профессионально, слаженно и эффективно действует персонал.
Требования к образованию и опыту работы лица, занимающегося организации и осуществления перевозок, очень высоки. Это не только наличие высшего образования, но также и наличие у работника необходимых сертификатов, дипломов в данной сфере деятельности.
Важность трудовых ресурсов обусловливается не только сложностью и трудоемкостью решаемых задач, но также и тем, что данный вид деятельности непосредственно связан с работой со сложной техникой, без которых развитие и само существование компании невозможно. Поэтому к требованиям высококвалифицированности работников прибавляется также коммуникабельность, необходимая при работе.
Высокий профессиональный уровень позволяет работникам всех отделов предприятия производить некоторые работы по ремонту и модернизации сложного оборудования собственными силами. Но в отдельных случаях, без привлечения специалистов сторонних организаций - не обойтись. Так, например, все тепловозы с правом выхода на пути МПС, должны проходить плановый ремонт и сертификацию в том же МПС, в противном случае они будут не допущены к выезду на станции примыкания Горьковской железной дороги (Вожжой).
2. Следующий вид ресурсов - материальные ресурсы.
Протяженность разветвленной сети железнодорожных подъездных путей составляет около 55 км. Пути уложены из рельсов тяжелых типов на железобетонных и деревянных антисептированных шпалах. Имеются 10 станций с необходимым путевым развитием, в том числе одна сортировочная. На станциях имеются типовые здания с необходимыми служебно-техническими и бытовыми помещениями. Локомотивный парк состоит из тепловозов типа ТЭМ-2 (7 единиц). Погрузочно-разгрузочные работы выполняются железнодорожными кранами типа КДЭ (2 единицы); выгрузка сыпучих грузов производится на эстакаде. Для производства текущего планового предупредительного ремонта и профилактического осмотра тяговых средств, подвижного состава, погрузочно-разгрузочные механизмы и другого оборудования построены типовые высокомеханизированные локомотивное, вагонное и крановое депо.
3. Энергетические ресурсы также не имеют большого значения в связи со спецификой деятельности организации. Основными потребителями энергетических ресурсов являются производственные помещения, офисные помещения, компьютеры, оргтехника, источники света и др.
4. Финансовые ресурсы
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от предоставление услуг, а также от других видов деятельности (сдача в аренду помещений, коммерческая деятельность на монтажно-производственном обслуживание путей).
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Значит, чем больше предприятие, окажет услуг, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с предоставление услуг.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными нормативными документами, которыми руководствуется в своей работе Финансово-экономический отдел на ОАО "ИППЖТ", являются:
• Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ);
• Положения по бухгалтерскому учету;
• Учетная политика, которая принимается в конце года и является локальным документом на предприятии.
Организация ведет налоговый учет на основании первичных документов, применяемых для бухгалтерского учета в целом на предприятии. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями Главы 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса РФ, применяемые регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами налогового учета. осуществляемые с помощью программного продукта "1С Бухгалтерия". Прочие налоги рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета. Доходы и расходы для расчета налога на прибыль определяются - по начислению. Выручка от реализации для целей налогообложения НДС определяются - по отгрузке. Платежи в бюджет составляют:
1. Налог на прибыль - 24%;
• Федеральный бюджет - 6,5%;
• Бюджет Удмуртской республики - 17,5%.
2. Налог на добавленную стоимость;
• Федеральный бюджет - 18%.
3. Налог на имущество;
• Бюджет Удмуртской республики - 2,2% (определяется среднегодовая стоимость имущества - основных средств).
4. Транспортный налог;
• Бюджет Удмуртской республики - расчет платежа производится по каждому транспортному средству - зависит от марки и мощности ТС.
5. Налог на доходы физических лиц;
• Федеральный бюджет - 13% (налог удерживается с работников предприятия с начисленной заработной платы).
6. Единый социальный налог - 26%;
• Федеральный бюджет - 20%;
• Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%;
• Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2,0%; Объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщика признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, выплачиваемые в пользу физического лица.
Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в Форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности (Отчет о прибылях и убытках) - они сведены в Таблицу 5.
Таблица 1. Основные показатели деятельности ОАО "ИППЖТ" за 2003 - 2007 г.г.
№ | Показатели (тыс. руб.) | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
1 | Выручка (нетто) от реализации товаров, услуг | 45334 | 41213 | 38725 | 42070 | 46879 |
2 | Себестоимость реализации товаров, услуг | 40022 | 42105 | 39514 | 37496 | 42786 |
4 | Прибыль (убыток) от продаж | 5313 | -892 | -789 | 4574 | 4084 |
5 | Операционные доходы и расходы | 160 | 2610 | -730 | -341 | |
6 | Внереализационные доходы и расходы | -577 | 1096 | 917 | -9748 | -1325 |
7 | Прибыль (убыток) до налогообложения | 4895 | 3780 | -601 | -5181 | 2384 |
8 | Отложенные налоговые активы | - | - | 47 | 236 | 19 |
9 | Отложенные налоговые обязательства | - | - | -127 | -120 | 1 |
10 | Текущий налог на прибыль | 1646 | -909 | -131 | - | -693 |
11 | Чистая прибыль отчетного года | 3249 | 2871 | -812 | -5065 | 1710 |
Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства в балансе предприятия появились лишь в 2004 году, и связаны они с изменениями в "Налоговом Кодексе".
5. Информационные ресурсы играют немаловажную роль для данной компании. Т.к. при работе необходимо знать где можно приобрести более дешевые материалы, топливо и другую продукцию.
Главная проблема, которая может возникнуть при использовании первого из перечисленных видов ресурсов, - это их нехватка или недостаточная квалификация. Решением проблемы в данном случае будет постоянная работа над обучением и повышением квалификации работников, привлечение в компанию новых целеустремленных сотрудников и проведение в целом разумной кадровой политики.
1.4 Структура организации
Структура организации является элементом ее внутренней среды.
Структура организации представляет собой взаимоотношения уровней управления с функциональными областями организации для наиболее эффективного достижения целей.
Данный элемент внутренней среды организации тесно связан с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации.
Организационная структура предприятия ОАО "ИППЖТ" на рисунке - 1
Рисунок 1 – Организационная структура предприятия ОАО "ИППЖТ"
По уровню взаимодействия между подразделениями организационная структура фирмы характеризуется как линейно-функциональная (или традиционная организация). Это наиболее простая форма организационного устройства фирмы. Ее применение в рассматриваемой организации обусловлено немногочисленным штатом работников и относительной простотой в их взаимодействии между собой.
Генеральный директор занимается общим управлением фирмой, а также координацией действий начальника ФЭО, юриста, начальника отдела кадров, технического директора и заместителя директора.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим руководитель отдела должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи руководителю отдела приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.
Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: между организацией и внешней средой, между подразделениями и между человеком и организацией.
На рис. 2 представлена характеристика организационной системы выбранной для анализа фирмы.
Рисунок 2 – Характеристика организационной системы ОАО "ИППЖТ"
Взаимодействие на уровне "организация – внешняя среда" в случае с нашим предприятием, осуществляется с помощью механистическо- органического подхода. Это говорит о том, что система частично спроектирована наподобие машинного организма с чертами органического.
Характерными чертами является использование формальных правил и процедур, централизованным принятием решений и частичным участием работников в принятии решений, узко определяемой ответственностью в работе, жесткой иерархией власти в организации, но небольшим количеством уровней в организации, субъективной системой вознаграждения и отбора кадров.
Свои преимущества такая организация может реализовать при условиях когда: цели и задачи известны; работа организации может делиться на отдельные операции; выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; власть руководителя признается как законная.
Данную организационную структуру нельзя назвать "идеальной бюрократией", поскольку отчасти при принятии решений работниками движет самомативация и внутреннее вознаграждение.
Черты органического подхода позволяют организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды.
На уровне "подразделение – подразделение" тип рассматриваемой организации традиционный.
Организационная структура банка состоит из функциональных подразделений и служб, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Количество подразделений зависит от величины и характера деятельности предприятия. Они реализуют как оперативные, так и вспомогательные функции.
К первым относятся функции, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед предприятием задач.
Тип организации по взаимодействию с человеком носит "корпоративно-индивидуалистский" характер.
Данный тип организации обладает следующими характеристиками:
· принятие решений происходит по принципу старшинства;
· для осуществления производства происходит объединение людей по профессиональному признаку;
· лояльность по отношению к организации и частично своим убеждениям;
· субъектом интереса выступает как личность, так и сама организация и ее коллектив;
· порой интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Его "сегодняшний" интерес превращается в "завтрашний" интерес организации;
· централизованное распределение ресурсов и поиск возможных дополнительных ресурсов.
1.5 Культура организации
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться ж в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы пытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудно могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие силы и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
ОАО "ИППЖТ" обслуживает более 80 предприятий города, которые, в свою очередь, вносят не малый вклад в развитие г. Ижевска. Это:
• ОАО "Восточный" - перевозка комбикорма;
• МУП г. Ижевска "Дормострой" - щебень, гравий, песок и другие материалы для строительства автомобильных дорог;
• ОАО "Иж-Авто" - контейнеры с оборудованием, перевозка автомобилей в вагонах-сетках;
• ОАО "Буммаш" - шлаки от литейного производства, транспортировка готовой продукции;
• КПП 61 8 ФГУП УССТ-6 - строительные материалы, железобетонные изделия;
• ОАО "ТГК-5 Удмуртского филиала ОСА "Ижевская ТЭЦ-2" - уголь;
• ГУД11 УР "Ижевское" - строительные материалы;
• и др.
Основные клиенты, количество перевезенного ими груза по путям ОАО "ИППЖТ" объем погрузо-разгрузочных работ и их процентное содержание приведены в Таблице 2.
Таблица 2. Основные клиенты ОАО "ИППЖТ" за 2003 - 2007 г.г.
№ | Клиент | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
Перевезено, тыс.т. | ПРР, тыс.т. | Перевезено, тыс.т. | ПРР, тыс.т. | Перевезено, тыс.т. | ПРР, тыс.т. | Перевезено, тыс.т. | ПРР, тыс.т. | Перевезено, тыс.т. | ПРР, тыс.г. | ||
1 | ОАО "Буммаш" | 173,8 | 20,3 | 148,0 | 20,7 | 1 1 1,3 | 14,1 | 130,2 | 15,3 | 160.1 | 15.4 |
% | 8,2 | 14,8 | 10,5 | 35,7 | 8,6 | 31,4 | 11.5 | 43,0 | 13,3 | 59.2 | |
2 | КПП-618 | 159,4 | 28,7 | 123,8 | — | 68,4 | — | 59,0 | — | 29.3 | — |
% | 7,5 | 20,9 | 8,7 | — | 5,2 | — | 5.2 | — | 2.4 | — | |
3 | ОАО "УНС" | 128,7 | 54,2 | 46,8 | 25,9 | 1,8 | 1,3 | — | — | — | — |
% | 6,0 | 39,6 | 3,3 | 44,7 | 0,1 | 2,8 | — | — | — | — | |
4 | Дормострой | 121,6 | — | 76,4 | — | 54,2 | — | 50,8 | — | 98,5 | -— |
% | 5,7 | — | 5,4 | — | 4,1 | — | 4.4 | — | 8,2 | — | |
5 | УПТК-600 | 121,4 | 0,9 | 126,7 | 0,8 | 56,0 | 0,5 | 30,5 | 0,5 | 32.2 | 0.2 |
% | 5,7 | 0,6 | 8,9 | 1,4 | 4,3 | 1,1 | 2.6 | 1,4 | 2,6 | 0,7 | |
6 | ДСУ-8 | 80,3 | 20,8 | 24 2 | — | 21,3 | — | 26,7 | 9,3 | 20,0 | — |
% | 3,8 | 15,2 | 1,7 | — | 1,6 | — | 2,3 | 26,1 | 1,6 | — | |
7 | Иж-Авто | 74,7 | 0,7 | 95,0 | 3,9 | 101,4 | 1,7 | 99,5 | 1.0 | 66.4 | 3.1 |
% | 3,5 | — | 6,7 | 6,7 | 7,7 | 3,7 | 8,8 | 2,8 | 5,5 | 11,9 | |
8 | УПТО и КО | 57,7 | -— | 25,7 | — | 27,3 | — | 19,7 | — | 92,2 | — |
% | 2,7 | — | 1,8 | — | 2,0 | — | 1,7 | — | 7,6 | — | |
9 | ТЭЦ-2 | 51,7 | -— | 71,4 | -— | 155,5 | -— | 130,1 | — | 44,2 | — |
% | 2,4 | — | 5,0 | — | 11,9 | — | 11,5 | — | 3,6 | — | |
10 | Совхоз Восточный | 49,2 | -— | 54,2 | — | 55,8 | — | 55,5 | -— | 45,6 | -— |
% | 2,3 | — | 3,8 | — | 4,2 | — | 4,9 | — | 3,8 | — | |
11 | Удмурт )нсргоремонт | 25,3 | 8,7 | 7,4 | -— | 2,9 | -— | 6,0 | — | 8,4 | -— |
% | 1,1 | 6,3 | 0,5 | — | 0,2 | — | 0,5 | — | 0,7 | — | |
12 | Битумный завод | 13,8 | -— | 1,1 | — | 10,7 | -— | 16,4 | -— | 61,5 | - |
% | 0,6 | -— | -— | — | 0,8 | — | 1,4 | — | 5,1 | — | |
13 | Иж-Авиа | 13,5 | — | 13,2 | - | 15,6 | — | 13,0 | — | 10.7 | — |
% | 0,6 | — | 0,9 | — | 1,1 | — | 1,1 | — | 0,8 | — |
2. Внешняя среда организации
2.1 Факторы прямого воздействия
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации.
Выделяют следующие факторы внешней среды прямого воздействия:
потребители, поставщики, посредники, органы власти, законы, профсоюз, конкуренты.
Применительно к исследуемой организации наиболее важными из них являются следующие: потребители, поставщики, органы власти и издаваемые ими законы, конкуренты.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных факторов.
Поставщики и потребители - самые значимые для компании элементы внешней среды. Как было сказано выше, в роле потребителей выступают клиенты фирмы, т.к. они пользуются услугами данного предприятия. Поставщики также играют не малую роль, т.к. по каким ценам закупят топливо и верхнее строение путей, такие и будут тарифы перевозок таблица 3.
Таблица– 3 Поставщики ОАО "ИППЖТ"
№ | Поставщики | Продукция |
1 | ООО "Спецремстрой" | Железобетонные шпалы, накладки, подкладки |
2 | ОАО "Уралстроймонтаж" | Шпалы, костыли, подкладки, изоляцию, рельсы |
3 | ООО "Пилот" | Канцелярские товары, расходные материалы для оргтехники |
4 | ООО "Оийлсервис" | Горючо-смазочное сырье |
5 | ОАО "ЖелДорСервис" | Запасные части к железнодорожной техники |
Два этих фактора поставлены на первое место по степени значимости для организации из-за того, что в деятельности по этому направлению т.к. чем ниже будут тарифы перевозок тем больше будет клиентов. Естественно, что чем больше клиентов у фирмы, тем больше у нее возможностей для развития, тем глобальнее может быть развернута деятельность и, соответственно, тем больше может быть величина полученной прибыли.
Также главным клиентом можно назвать завод ОАО "Буммаш". Именно на эту организацию приходиться 59% перевозок, это видно из таблицы №1. Исходя из сказанного, можно заключить о том важном значении, которое занимает вышестоящая организация в деятельности фирмы.
Среди наиболее значимых факторов внешней среды прямого воздействия можно еще отметить органы власти и издаваемые ими законы. Они могут как стимулировать, так и ограничивать деятельность такого типа организаций (прямыми или косвенными методами), т.к. фирма монополист.
Согласно последней редакции Федерального закона №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 27.07.2006 лицензированию подлежат:
• погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
• деятельность но техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
• деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
• деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
До внесения последних изменений в вышеупомянутый закон, ОАО "ИППЖТ" были получены лицензии на следующие виды деятельности:
1. Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте - в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 года № 383 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте". Лицензия №01507 серия ПРД, выдана на основании распоряжения МЛ С России от 30.09.2007 №893р, срок действия лицензии по 29.09 2010;
Техническое обслуживание и ремонт технических средств, используемых на железнодорожном транспорте — в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 года № 383 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте". Лицензия М'0172-ТС от 05.01.2006, выдана на основании распоряжения МП С России от 05.01.2006 №1р, срок действия лицензии по 05.01.2010. Осуществление деятельности по обращению с опасными отходами — в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании деятельности но обращению с опасными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 №340. Лицензия 18М04/0108/Л от 27.07.2004, выдана на основании приказа №618 от 27.07.2006, срок действия по 27.07.2010.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях", к сфере деятельности естественных монополий отнесены железнодорожные перевозки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 года №147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3.1.21. Положении о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2004 года №332, ФСТ России утверждает тарифы, сборы и плату, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита).
Порядок утверждения тарифов на перевозку следующий: ежегодно, финансово-экономический отдел ОАО "ИППЖТ" производит расчет по каждому виду услуг за отработанные 3 квартала "плюс" прогноз на 4 квартал по основным клиентам. Вместе с письмом па имя Председателя Региональной Энергетической Комиссии (РЭК) Удмуртской Республики направляется и данный расчет. Тарифы свои для каждой группы клиентов, т.к. все зависит от станции примыкания и рода перевозимого груза. Рентабельность, устанавливаемая РЭК, год от года снижалась - на данный момент она составляет 7,45%, в то время как еще в 2001 году равнялась 35%. Аналогично Таблице 2, производится расчет по маневровой и погрузо-разгрузочной работе.
При расчетах берется коэффициент инфляции, официально утвержденный Правительством РФ.
Профсоюзы представляют и защищают социально-трудовые права и интересы своих членов в органах государственной власти, местного самоуправления, перед работодателями.
Следующий по значимости фактор внешней среды - конкуренты. Важность этого фактора для какой бы то ни было организации очевидна. Их наличие или отсутствие определяет, насколько успешно или неуспешно сможет функционировать компания. К конкурентам ОАО "ИППЖТ" отчасти можно отнести автотранспортные компании, причем как самостоятельные, так и входящие в состав вышеупомянутых организаций. Так, например, отправка автомобилей в регионы ОАО "Иж-Авто" производит посредством автотранспорта, и лишь 30% приходится на долю вагонных отправок. В то же время, ТЭЦ-2 возит уголь на свои площади только вагонами, и в этом плане "Ижевское ППЖТ" выступает как монополист, поскольку других компаний на рынке железнодорожных перевозок по подъездным путям нет.
2.2 Факторы косвенного воздействия
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации.
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. Подробнее остановимся на данном вопросе, рассматривая функцию планирования. Однако для начала следует вкратце рассмотреть основные факторы среды косвенного воздействия. К ним относятся технология, состояние экономики, социокультурные.
ТЕХНОЛОГИЯ является одновременна внутренней переменной в внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой услуги можно предоставлять и продавать, на скорость устаревания в данной сфере услуг, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Исследователи описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данная тенденция сохранится. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические (т. е. научно-технические — прим. научи, ред.) нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.
Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.
Состояние экономики
Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.
Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. Из истории, к примеру, известно, что киноиндустрия процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют место и локальные вариации. Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.
Социокультурные факторы
Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.
Еще один пример социокультурного влияния на деловую практику — традиционный и злополучный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установка реализуется в дискриминационной практике найма и служебного продвижения женщин, и, хотя она противозаконна, избавиться от подобного отношения трудно.
Согласно недавним исследованиям доказано, что установки рабочих изменяются. В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистские отношения бывший, например, в 20-х годах официальной идеологией отношений руководителей — подчиненных на заводах Г. Форда, до сих пор доминирующей в японских отношениях на производстве и, фактически, присутствовавшей и в советской практике недавнего прошлого, — предполагает покорность и примерное поведение со стороны рабочих (как бы "детей") и умеренную строгость, мудрое наставничество и "отеческую" заботу о них со стороны руководства они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многие (но не все) рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая "вызовы", обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение.
Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, вроде Ральфа Лорена или Глории Вандербильт, поскольку, как им кажется, это придает им дополнительный вес в обществе. Другой пример— это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на соответствующих фирмах. Еще один пример: требование некоторых групп населения уменьшить содержание сахара в кукурузных хлопьях к завтраку и тщательно контролировать рекламу, обращенную к детям. Растущее осознание важности спорта и хорошего питания привели к быстрому распространению, например, спортивных кроссовок, витаминных добавок и центров избавления от избыточного веса.
Научно-технический прогресс - следующий по значимости фактор внешней среды косвенного воздействия. Его важность обусловливается тем, что он позволяет значительно ускорить все производимые операции и автоматизировать с помощью различных средств компьютерной, коммуникационной и оргтехники. Это помогает оперативно реагировать на все происходящие изменения и, в конечном итоге, эффективно осуществлять свою деятельность. Например при помощи компьютерной техники нет необходимости ходить и переводить стрелки вручную, стрелки автоматически переводиться при помощи команды дежурного по станции. При помощи электронных устройств наладили учет расхода топлива на тепловозах. Также усовершенствовали сигнализацию, при помощи специальных датчиков и видеосистем и теперь нет необходимости держать раздутый штат охранников. Физико-географические условия также оказывают столь существенного влияние на функционирование организации, как предыдущие факторы, так как при зимней работе необходимо расходовать больше энергетических ресурсов, необходимо снабжать работников теплой одеждой, в помещениях используется отопление, а это лишние расходы. Тем более в зимний период сокращается доля перевозок и это влияние на финансовое состоянии предприятия.
Выводы о жизнеспособности организации
Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации необходимо сделать основные выводы по данной теме.
Внутренние переменные это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: стратегия развития фирмы, персонал, а также увеличение финансовых и совершенствование информационных ресурсов. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.
Таким образом, главное, необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Руководитель должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.
В целом, проанализировав внутреннюю и внешнюю среду организации, можно сделать вывод о стабильном и успешном функционировании ОАО "ИППЖТ" на рынке города, а также наличии у фирмы хороших перспектив развития и роста.
Список используемых литературных источников
1. Басовский Л.Е. Менеджмент. М., 2000
2. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Н. Основы менеджмента. СП., 1998.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998.
4. Официальный сайт ОАО "ИППЖТ" www.ippjt.udm.ru
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра гражданско-правовых дисциплин КУРСОВАЯ ... К централизованным перевозкам относились: а) перевозки, при которых одно предприятие автомобильного транспорта общего пользования своим подвижным составом или осуществляя единое ... Однако специальные условия для получения лицензии на осуществление, в частности, перевозок грузов и пассажиров предусмотрены Положением о лицензировании перевозок пассажиров и ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа |
Транспортная политика в Республике Беларусь | |
Введение В данном дипломном проекте на тему "Формирование транспортной политики и объединенной транспортной системы" я рассмотрю пути формирования ... В структуру транспортной системы входят транспортные средства и транспортные коммуникации (автомобильные дороги, железнодорожные пути, воздушные трассы, водные пути, информационные ... ... имеется весьма значительная и устойчивая во времени номенклатура товаров (грузов), являющаяся общей для обоих секторов спроса, т.е. перевозимая и железнодорожным, и автомобильным ... |
Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа |
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом | |
Содержание Введение Глава 1. Понятие и правовое регулирование договора перевозки грузов автомобильным транспортом 1.1 Договор перевозки груза ... Отношения перевозки грузов регулируются главой 40 ГК РФ и Уставом автомобильного транспорта от 8 ноября 2007 г. № 259 ФЗ[6]. Кроме того, отношения по экспедированию перевозимых ... 75 и 97 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с которыми ответственность железной дороги выражается в виде уплаты пеней в размере 9% платы за перевозку грузов ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом | |
Содержание Введение Глава 1. Понятие услуг по перевозке пассажиров и грузобагажа 1.1 Место железнодорожных услуг в системе российского права 1.2 ... 1) перевозка грузов осуществляется железнодорожным транспортом; 2) грузоперевозчиком является железная дорога либо лицо, имеющее лицензию на осуществление грузовых перевозок ... Основными институтами железнодорожного права являются: договор перевозки грузов железнодорожным транспортом; договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом; договор ... |
Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа |
Cовершенствование организации перевозок контейнеров | |
СОДЕРЖАНИЕ. Введение...............................6 1. Общая характеристика деятельности ТЭК ООО "Гранд-Сервис"......7 Краткий анализ деятельности ... Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте - нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с Уставом и содержащий обязательные для железных дорог ... Показатель регулярности перевозок грузов характеризует как качество работы транспорта, так и равномерность производства и предъявления грузов к перевозке и в значительной мере ... |
Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат |