Курсовая работа: Совершенствование организации работы нефтебазы в ЗАО "Константиново"
Введение
В современных условиях в основе комплектования коллектива лежит научно обоснованная система методов и приемов, направленных на рациональный отбор желающих, путем объективной оценки индивидуальных особенностей человека (его здоровья, склонностей, возможностей и проч.) и соответствия их объективным потребностям общества. Важнейшими элементами этой системы, получившей название профессиональный отбор, являются:
- обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
- стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;
- развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
- помощь в сохранении хорошего морального климата;
- управление движением к взаимной выгоде индивидов, групп предприятий, общества.
Каким образом можно создать дружный и сплоченный коллектив? Что нужно делать для того, чтобы продукция и услуги различных предприятий были качественнее и производительнее? Каким образом произвести отбор высококвалифицированного персонала? Эти и подобные вопросы всегда актуальны для любого руководителя. Кадровая служба предприятия и его психологи или менеджеры по персоналу могут разработать прекрасные методы оценки персонала, конкурсные приемы на работу, использовать тесты на профпригодность, личностные тесты, интервью. Хорошо изучив индивидуально-психологические качества кандидатов на должность, можно создать такой коллектив, который обеспечит качественную и бесперебойную производительность труда. Итак, «Прием на работу» - центральное звено данной работы.
Цель курсовой работы: изучить психологические аспекты процесса приема на работу.
Задачи курсовой работы: показать, как можно составить общее впечатление о человеке, возможности метода беседы при приеме на работу; установить взаимосвязь типа личности, типа темперамента, пола с выбранной профессией; провести диагностическое обследование претендента на вакантное место предприятия ЗАО «ЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ»; изучить типологию работников предприятия.
ГЛАВА I ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ. ТЕМПЕРАМЕНТ И ПРОФЕССИЯ
1. Как составить общее впечатление о человеке
По тому, как человек входит в помещение, как обращается с вопросами, как ожидает приема, можно судить о его общительности, самообладании, решительности, осторожности и других характеристиках личности. Причем всегда надо иметь в виду естественность или наигранность, демонстративность поведения.
Одним из основных методов изучения работника является беседа, правильное проведение которой в сочетании с другими методами обеспечивает эффективность прогнозирования его использования на тех или иных должностях. Обязательность сочетания беседы с другими психологическими методами подбора кадров обусловливается тем, что здесь возможны следующие ошибки.
1. «Проекция», в результате которой оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего.
2. «Эхо» - перенесение успеха претендента в какой-либо области на другую сферу деятельности.
3. «Атрибуция» - подсознательное приписывание собеседнику способностей и черт, которые руководитель подметил у другого человека, напоминающего ему того, с кем он говорит.
4. Вера в «первый взгляд», в то, что первое впечатление самое верное. Вместе с тем исследования показывают, что оно часто бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознательные ожидания руководителя, а не на моментальное проникновение в характер человека, с которым он ведет беседу.
Кроме того, в наше динамичное время многие образцы, правила поведения и отношений зачастую одинаково характерны как для мужчин, так и для женщин, как для молодых, так и для пожилых людей. Чтобы избежать этих ошибок или свести их к минимуму, при проведении беседы необходимо придерживаться некоторых социально-психологических требований:
· желательно иметь заранее подготовленный план разговора, например, в форме типового вопросника, составленного для этого случая на основе данных практической кадровой деятельности, а также достаточных знаний о профессиональных требованиях к конкретному рабочему месту (использование профессиограмм) и имеющихся данных о кандидате (личный листок по учету кадров, автобиография, характеристика, трудовая книжка, результаты исследований и др.).
· в начале общения целесообразно попытаться снять первое напряжение с собеседника, расположить его к откровенному, доверительному разговору.
· стараться не принимать во внимание первое впечатление, дать «кандидату» возможность высказаться.
· необходимо говорить с человеком языком, понятным для него, избегать прямых вопросов, а больше пользоваться наводящими.
· стремиться не допускать отклонения собеседования от основного направления.
· оценивать личность и свои впечатления о ней только после окончания разговора, учитывая при этом свои возможные предубеждения.
Опыт кадровой работы свидетельствует, что беседа как метод изучения склонностей, интересов и других индивидуально-психологических особенностей человека дает достаточно эффективный результат при правильном и умелом использовании выработанных социально-психологических приемов и рекомендаций.
При подготовке к диалогу особое внимание следует уделить изучению анкетных данных, в результате ознакомления с которыми руководитель или сотрудник кадровой службы может заранее подготовить вопросы. При ознакомлении с анкетой важно учитывать: внешний вид заполнения личного листка по учету кадров и автобиографии, разборчивость почерка и ясность изложения; пропущенные или оставленные без ответа вопросы, перерывы в работе, особенно если они превышают установленный срок; противоречия указанных в анкете сведений; частоту смены места работы и ее причины (разочарование в труде или профессии, конфликты с руководством или коллективом, бесперспективность, увольнение за нарушение трудового распорядка и т. д.); причины, по которым данный кандидат ушел с последнего места работы.
Следующей стадией в процессе подготовки к беседе является планирование времени для предстоящей встречи (на ознакомление с анкетными данными, разговор, обдумывание и принятие решения после собеседования). Обычно за час-полтора можно получить необходимую информацию о квалификации и некоторых других качествах претендента и сделать вывод о его соответствии вакансии.
Дальше необходимо подумать, в каких условиях будет проходить собеседование (в помещении кадровой службы, у руководителя цеха или предприятия и т. д.). При этом важно обеспечить: конфиденциальность как важное условие для того, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно, особенно в тех случаях, когда обсуждается причина ухода с прежней работы; исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (телефонные звонки, появление посторонних сотрудников, посетителей и т. п.); наиболее благоприятную для собеседника обстановку, удобное место, доброжелательность и вежливость в обращении.
При подготовке к разговору необходимо четко сформулировать основные вопросы. Их перечень не должен быть длинным, потому что некоторые ответы кандидата могут повлечь ряд непредвиденных уточнений.
В связи с ответственностью ситуации некоторые люди нервничают, чувствуют себя скованно. При таком поведении трудно объективно оценить возможности и достоинства претендента. Готовясь к встрече, сотрудник кадровой службы должен подумать о том, как установить взаимное доверие в разговоре. Особый такт нужно проявлять в тех случаях, когда на одну должность есть несколько кандидатов, так как при этом у них обостряется чувство неуверенности в себе.
Немаловажное значение имеет и информация, полученная о кандидате, и то, от кого она получена (хорошего или плохого работника).
Необходимо также принимать во внимание культуру речи и жестов, выражение лица, скорость реакции и т. п. При этом учитываются окружающая обстановка и эмоциональное состояние человека.
Следует обратить внимание на физические данные кандидата, его склонности, общий интеллект и культуру, интересы, особые способности, характер, личные обстоятельства.
При этом желательно, чтобы кандидат охватил в своем рассказе три области:
1. Прошлое: пусть расскажет о прежней работе.
2. Настоящее: образ его жизни, отношения с окружающим миром.
3. Будущее: его задачи, намерения, планы.
Если работа требует специальных технических навыков и умений, следует особенно тщательно исследовать способности и опыт претендента, определить их реальную глубину и масштабы.
К сожалению, «семена» многих конфликтов на производстве закладываются (неосознанно, конечно) при первой беседе руководителя с претендентом на должность. В такой беседе нередко руководитель (даже невольно) идеализирует условия, в которых предстоит трудиться новому работнику: это фактически защита им чести мундира, ведь в неурядицах есть и его вина.
В результате решение принимается в предположении условий, неадекватных реальным. Столкнувшись же с реальностью, новичок может испытать сильное разочарование и счесть себя дезинформированным.
Особенно остро это проявляется в случае, если даны обещания. Руководитель не должен забывать, насколько большое значение поступающий на работу придает этим обещаниям. Невыполнение же их создает конфликтную ситуацию – человек чувствует себя обманутым, причем осознанно, чтобы быть «завлеченным» на эту работу.
Покажем, как можно действовать, чтобы способствовать привлечению работника.
Не скрывая имеющиеся трудности, следует изложить все реальные выгоды и достоинства предлагаемой работы; обещать (особенно на первых порах) полную поддержку и необходимую помощь.
Эту помощь в плане адаптации надо действительно организовать, особенно в первые дни работы новичка.
Часто бывает, что, будучи предоставлен сам себе в первый день, работник «набивает себе шишки» просто от незнания им особенностей и порядков новой организации. Исследования текучести кадров показали, что многим из увольняющихся мысль об уходе с работы пришла именно в первый рабочий день («В какую контору я попал! Куда я смотрел?»). Иными словами, обнаружена связь между продолжительностью работы и тем, как прошел первый рабочий день.
Поэтому целесообразно прикрепить к новичку на первое время кого-то из достойных работников, кому такое поручение будет не в тягость. Этот работник поможет новому сотруднику адаптироваться в коллективе и будет способствовать созданию у него позитивного образа новой работы.
Сразу же после приема на работу нового сотрудника руководитель должен установить с ним правильные взаимоотношения. Перед руководителем стоит несколько задач:
- поздравить его с началом работы в новой организации;
- познакомить его с обстановкой, существующей в организации;
- подробно изложить требования, предъявляемые к нему как к исполнителю данной работы;
- познакомить его с трудностями, с которыми ему придется столкнуться в процессе работы;
- сделать вместе с ним детальный разбор его работы;
- познакомить его со всем, с чем ему придется столкнуться;
- рассказать, кто будет, по-видимому, нуждаться в его помощи и кто скорее всего сможет помочь ему;
- объяснить, насколько точно он должен выполнять каждую из своих обязанностей;
- установить, перед кем и когда он отчитывается проделанной работе, а также что должно входить в его отчет.
3. Типология работников
Еще с детства каждый из нас предпочитает либо больше думать, либо отдает предпочтение общению или практическим делам. Это предопределяет и выбор книг, фильмов, занятий. При узкой направленности на интеллектуальные, коммуникативные или практические ценности формируется определенный психологический тип.
Существуют следующие характеристики типов поведения личности: мыслитель, собеседник и практик.
Для «мыслителя» характерны постоянные размышления о жизни, науке, искусстве, он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать, сосредоточен на своих внутренних рассуждениях. Поэтому его отличают малая общительность, зачастую неумение решать организационные задачи. О таких обычно говорят - «не от мира сего».
«Собеседник» имеет такие отличительные особенности, как преимущественная ориентация на общение, легкость в установлении контактов. Он любит компании, умеет подшутить над собой и над другими.
«Практик» терпеть не может незавершенных дел, волокиты и рассуждений. Ему нравятся четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Он без труда выступает в больших аудиториях, среди малознакомых людей и часто является хорошим организатором. В определенных областях производственной деятельности, где требуется четкое выполнение обязанностей, беспрекословное подчинение вышестоящим, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, «практик» будет незаменим.
Легче всего тип личности определяется при решении трех видов задач: мыслительных, коммуникативных и практических. При этом «мыслитель» предпочтет интеллектуальные задачи, для чего прочтет специальную литературу, самостоятельно продумает варианты решения. «Собеседник» ту же информацию получит в общении с другими людьми. А «практик» без размышлений и обсуждений сразу приступит к делу, либо организует для его выполнения других. Оптимальный же вариант гармонического развития каждого из нас - это хорошая выраженность всех трех компонентов структуры личности.
Трехкомпонентная типология людей обнаруживается в выборе профессии, успехе в той или иной сфере деятельности и удовлетворенности ею. Человек практического типа выбирает профессии, связанные с производственной деятельностью, руководством людьми. В этом выражается его потребность в преобразовании окружающей действительности, включая и управление людьми (класс преобразующих специальностей по классификации Е.А. Климова). Человек эмоционально-коммуникативного типа чаще выбирает профессии, требующие эффективного общения (например, подготовка и повышение квалификации кадров), чаще участвует в работе различных общественных организаций. «Познающий» предпочитает умственную деятельность (проектирование, конструирование, научно-исследовательские работы). Конечно, нет профессий, в которых абсолютно преобладает только интеллектуальная или только коммуникативная или же сугубо преобразовательная функция. Каждая работа требует и осмысления, и обсуждения, и практического воплощения. Вот почему в любой профессии необходимы все три компонента. И наибольшего успеха в любой деятельности достигает та личность, у которой в достаточной степени развиты все три компонента поведения – и это немаловажно при подборе персонала.
4. Темперамент и профессия
Чем объяснить, что один человек более подвижный, другой - инертный, у одного выше работоспособность - особенно в экстремальных случаях, а у другого в таких условиях возникает страх и неуверенность?
Зависит это от динамических особенностей психики. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики называется темпераментом человека.
Наукой установлено, что в основе каждого из четырех типов темперамента лежат особые сочетания свойств нервной системы: у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но его безудержность в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими людьми; у сангвиника также сильная нервная система, а значит и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми и ко всему этому обладает уравновешенностью в поведении, что, казалось бы, делает его идеальным типом человека. Но в отличие от холерика и меланхолика он недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств, другим людям; у флегматика, как у холерика и сангвиника - сильная, работоспособная нервная система, но он чрезвычайно тяжело включается в другую работу, его трудно сбить с намеченного пути; меланхолик с точки зрения силы работоспособности нервной системы - самый «невыигрышный» тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое и в отличии от всех «сильных типов», обладает повышенной чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми.
Рассмотрим более подробно описания различных типов темпераментов.
Сангвиник - эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, однако побуждения его неустойчивы, внимание нестабильно. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, за короткое время входит в коллектив, хорошо адаптируется, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем он склонен «скользить по поверхности, обходить трудности, торопиться с принятием решений. Его необходимо включать в активную деятельность - как производственную, так и общественную, ставить перед ним все новые задачи, обращая при этом особое внимание на контроль за качеством работы.
Флегматик спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив, основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
Холерик характеризуется быстротой действий и решений, быстрой сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Зачастую неуживчив, не умеет себя сдерживать. Однако проявляет инициативу, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.
Меланхолик быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен, но это тонко чувствующий, осторожный, осмотрительный человек. Характеризуется, как правило, замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонен к сильным переживаниям по незначительному поводу, застенчив. В условиях интенсивных производственных процессов его трудоспособность снижается.
Формирование различных навыков производственной деятельности также имеет свою специфику в зависимости от типа нервной системы. Так, у сангвиников двигательные навыки образуются весьма быстро, хотя вначале наблюдается хаотическая деятельность методом проб и ошибок. Сформированные навыки отличаются прочностью и помехоустойчивостью. У холериков движения резкие, напряженные, порывистые, не всегда, особенно на первых порах, согласованные. Двигательные навыки образуются труднее, чем у сангвиников. Посторонние помехи существенно влияют на их деятельность, иногда расстраивая ее полностью. Однако после тренировки они приближаются к уровню сангвиников; движения флегматиков замедленные, но высококоординированные. Благодаря их точности и согласованности, а в ряде случаев и проявлению большей настойчивости, они в значительной мере компенсируют свою инертность, показывая высокую продуктивность труда. Для меланхоликов характерны скованные, неуверенные, хаотичные движения. Навыки у них вырабатываются с трудом и легко тормозятся. После упражнений они могут достигать удовлетворительного уровня, но только в привычной обстановке. Поэтому работа диспетчера, оператора пульта управления и т.п., полная неожиданностей и осложнений, им противопоказана. Описанные особенности в значительной степени проявляются не только в двигательных, но и в других видах деятельности.
4.2 Темперамент и профессия
Важность учета различных типов темперамента в кадровой работе обусловливается особенностями освоения профессий работниками, их поведения, а также индивидуального стиля деятельности. В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности - это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у личности, стремящейся к наилучшему выполнению возложенных на нее обязанностей. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются мягкие и плавные движения, возникает предпочтение стереотипным способам реализации задач, пунктуальное соблюдение существующего порядка.
А на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты.
Таким образом, лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются чаще всего подвижностью нервных процессов, отдающие предпочтение кропотливой работе, требующей терпения, - их инертностью. Монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Лица с типологическим комплексом боязливости (слабая нервная система, подвижность торможения и преобладание «внешнего» возбуждения) избегают занятий, связанных с риском и опасностью. Склонность к определенному виду деятельности имеет полуосознанный, сходный с влечением характер, и отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде активности. Влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.
Темперамент работников играет важнейшую роль при их взаимовосприятии и совместимости в процессе труда. Например, когда управленческий коллектив, состоящий на половину из холериков, на четверть из флегматиков и настолько же из меланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, в его функционировании очень часто могут возникать напряженные моменты. Наибольшая совместимость между людьми на производстве (в звеньях и бригадах), а также в брачно-семейных отношениях (т.е. в малых группах) достигается при сочетании людей с противоположными темпераментами.
Практические рекомендации:
1. При подборе и расстановке кадров необходимо знать и учитывать типологические особенности работников, чтобы обоснованно прогнозировать успешность овладения ими должностными обязанностями, новыми знаниями, умениями и навыками.
2. Комплектование управленческих и производственных коллективов должно предусматривать специфику стоящих перед ними задач. Если они связаны с интенсивными процессами, целесообразно включать в их состав сангвиников и флегматиков, а там, где преобладают монотонные процессы, лучше зарекомендуют себя меланхолики. Холериков лучше всего назначать на работы, требующие немедленного исполнения, а также ставить во главе формирований, выполняющих временную задачу чрезвычайной важности.
3. Формирование бригад, звеньев, участков на производстве, а также групп, секторов, бюро в управленческих подразделениях следует осуществлять на основе подбора представителей различных темпераментов и разных способностей, но с преобладанием в них тех, чьи типологические особенности в большей степени соответствуют стоящим задачам.
5. Мужчина и женщина на производстве
5.1 Пол и выбор профессии
Вечен ли спор о преимуществах мужчины или женщины? А может быть дело не в преимуществе, а во взаимном дополнении. И какими бы не были доводы оппонентов, очевидно, что знание различий психологии полов в работе с людьми просто необходимо. Исследованиями установлено некоторое преимущество мужчин в пространственной и временной ориентации, в понимании механических отношений и математических рассуждениях. Женщины же превосходят мужчин в ловкости рук, быстроте восприятия, в счете и беглости речи, в запоминании различного материала.
Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин, как правило - социальная ориентация.
Половые различия в способностях и формировании профессиональной направленности заметны уже на ранних этапах развития личности. Например, у мальчиков 6-7 лет 70 процентов составляют рисунки с индустриальным пейзажем, между тем как у их сверстниц - всего лишь 6. Девочки в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы, пейзажи, людей. По данным изучений 14 свойств познавательной деятельности юношей и девушек (группы студентов от 17 до 22 лет), первые оказалась сильнее вторых по 9 показателям (общая осведомленность и понятливость, скорость концентрации внимания, обобщенность мышления, наблюдательность, пространственные представления, логичность мышления, вербальный и невербальный интеллект), а девушки сильнее юношей по трем показателям (кратковременная память, словарный запас и адаптивность ума).
В настоящее время удельный вес женщин среди руководителей различного уровня управления пока еще уступает удельному весу мужчин, и порой значительно. Так, среди руководителей органов государственного управления и их структурных подразделений они составляют 44 процента, а на производстве в числе первых руководителей - 24 процента, начальников цехов, участков, мастерских и отделов - 23 процента. В общем количестве инженерно-технических работников женщин - 49 процентов, что свидетельствует об имеющихся возможностях для более широкого выдвижения их на руководящие должности.
5.2 «Мужские» типы развития личности
Исследованиями выявлена взаимосвязь личностных черт раннего возраста с характеристиками более позднего периода жизни человека. Например, у мужчин самыми устойчивыми оказались такие черты, как интеллектуальные интересы, изменчивость настроений, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, а у женщин - настойчивость, эстетическая отзывчивость, жизнерадостность, желание дойти до пределов возможного. Мужчины, отличавшиеся в 13-14 лет от сверстников надежностью, продуктивностью в работе, честолюбием, хорошими способностями, широтой интересов, самообладанием, прямотой, дружелюбием, философским складом ума и сравнительной удовлетворенностью собой, сохранили эти свойства и в 45-летнем возрасте. Такие люди высоко ценят независимость и объективность, имеют высокие показатели по интеллектуальной эффективности, чувству благополучия.
Подростки, для которых были характерны бунтарство, болтливость, любовь к раскованным поступкам и предрасположенность к отступлениям от принятого образа мышления, раздражительность и агрессивность, становятся неуравновешенными мужчинами со слабым самоконтролем, для которых характерны импульсивность и непостоянство. Склонность драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемость поведения присущи им и во взрослом возрасте. Представители этого типа чаще, чем другие мужчины, меняют работу.
Принадлежащие к следующему мужскому типу - с повышенным самоконтролем - в подростковом возрасте выделялись эмоциональной чувствительностью и самоуглубленностью. Эти мальчики плохо чувствовали себя в неопределенных ситуациях, легко отчаивались в неудаче, были зависимы и недоверчивы. Достигнув сорокалетия, они остались столь же ранимыми, склонными уходить от сложных обстоятельств, испытывать жалость к себе, напряженность в общении с другими людьми. Среди представителей данного типа мужчин наиболее высокий процент холостяков.
Некоторые другие мужчины, напротив, сильно меняются от юности к зрелости. Таковы, например, мужчины, у которых бурная, напряженная юность сменяется спокойной, размеренной жизнью в зрелые годы.
Итак, знание работниками кадровых служб или психологами предприятия особенностей личностных черт, а при возможности и поведения в юношеском возрасте мужчин, позволяет обоснованно прогнозировать их профессиональное становление в условиях конкретного производственного предприятия.
5.3 Три типа женщин-работниц
Существуют определенные типы развития личности и среди женщин. Так, социально-психологические исследования личности женщин-инженеров, проведенные Э.С. Чугуновой и другими психологами, позволили выделить три типологические группы - доминантную, ситуативную и конформистскую.
Для доминантного типа характерны: интерес к техническим наукам и исследовательской деятельности, увлечение техникой, конструированием; стремление работать в научно-исследовательских и конструкторских организациях, высокие показатели творческой активности, удовлетворенность специальностью, содержанием труда и взаимоотношениями в коллективе. Представители данного типа более всего стремятся сохранить достигнутое, например, остаться на прежнем месте, если даже нужно идти на понижение в должности.
Ситуативный тип выбора профессии и места работы женщиной осуществляется чаще всего в силу меркантильных соображений: близость его к месту жительства, материальные выгоды, удобный режим и т.д. У таких женщин творческая активность выражена слабо, для них характерна высокая общительность, стремление к самоутверждению в отношениях с другими при низком уровне притязаний в профессиональной деятельности. Ограниченный интерес к выполняемой работе у представителей данного типа замещается ориентацией на семью, быт и культуру.
Конформистский тип отличается тем, что выбор профессиональной деятельности представителями этой группы был обусловлен, как правило, влиянием ближайшего социального окружения (друзей, знакомых, родителей и т. д.), а не самостоятельным решением. Данный тип характеризуется низкой творческой активностью, неудовлетворенностью работой и должностью, низким уровнем профессиональной мотивации, склонностью к подозрительности и конфликтам Основная ориентация - сфера взаимоотношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что знание сотрудниками кадровой службы и психологами предприятия основных психологических особенностей мужчин и женщин позволяет им правильно подобрать персонал при приеме на работу, или при создании производственных коллективов. При этом необходимо помнить, что большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их профессиональной деятельности, а у женщин - в семейных отношениях. Женщины больше ценят хорошие межличностные отношения, а мужчины - квалификацию и достижения в профессиональной деятельности.
Практические рекомендации:
1. Известно, что мужчины обладают большей физической силой и выносливостью, их организм в меньшей степени, чем женский, подвержен влиянию неблагоприятных факторов производственной среды. Это не может не учитываться при наборе кандидатов (например, литейных и сборочных цехов промышленного предприятия или профессий каменщиков и маляров в строительстве). Мужчинам, как правило, присущи решительность, уверенность в себе, склонность к риску, выраженные мотивы достижения, что необходимо для успешной работы в должностях линейных руководителей - мастер, начальник цеха, директор предприятия и т.д.
2. Женщинам свойственны аккуратность в работе, внимательность, тщательность, что важно для специалистов различного профиля или функциональных руководителей - начальник группы, бюро, сектора, отдела и т.д.
3. Выраженная направленность женщин на социальную ориентацию предоставляет возможность их успешного использования в соответствующих структурных подразделениях на производстве - отделах кадров, социального развития, технического обучения, ведомственных дошкольных учреждениях. Внимание к психологическим особенностям мужчин и женщин положительно отражается на эффективности кадровой работы предприятия.
претендент вакантный работа психологический
ГЛАВА II ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Оценка деловых качеств и стиля общения претендента на вакантное место очень важна, так как она позволяет определить соответствие характеристик человека нормативной модели рабочего места, установить его профессиональную пригодность и будущую служебную карьеру. Оценка персонала может быть определена с помощью совокупности методов.
В качестве практического применения оценки деловых качеств личности и стиля межличностного общения я провела психологическое тестирование, которое состоит из двух методик:
1. «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
2. «Ваш стиль общения», предложенные профессором В. Н. Лавриненко, (Приложение 1). Данные методики я провела на претенденте на вакантное место в кадровую службу предприятия, в котором я проходила практику.
Результаты методики №1:
По результатам данного теста выяснилось, что поведение претендента может быть как дипломатичным, так и авторитарным в зависимости от обстоятельств, - следовательно, ему будет легко общаться с коллегами во время делового совещания или беседы, что немаловажно для работника кадровой службы.
Результаты методики №2:
Кандидат набрал 37 баллов, следовательно, при исполнении должностных обязанностей кадровика ему будет легко общаться с людьми не создавая конфликтов без причины, на критику будет смотреть «здоровым» взглядом, ему сопутствует успех в жизни, в нем достаточно «здорового честолюбия», умеренно агрессивен, к критике относится доброжелательно, если критика без претензий.
Заключение
Прием (наем) на работу, безусловно, важный процесс – это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием. При всем разнообразии методик, с помощью которых можно подобрать персонал, перед руководителем должна быть такая характеристика о претенденте на вакантное место, чтобы она конкретно описывала, какими положительными или отрицательными качествами наделен человек, какими профессиональными навыками он обладает. Важнейшими элементами такого процесса, как прием на работу являются: беседа при подборе кадров, стандартизованные во времени задания, по результатам выполнения которых можно составить общее представление об интеллекте человека, его характере, способностях, совместимости с окружающими. Конечно, ни один тест, или даже их совокупность не решат проблему познания способностей и возможностей претендента на вакантное место, но они помогут создать некоторую систему ориентиров, с помощью которых позволят увидеть некоторые черты кандидата.
Качественный процесс подбора кадров позволит:
- обеспечить фирму высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
- развить и поддержать на высоком уровне качество жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
- сохранить хороший моральный климат на предприятии;
В заключение, можно привести основные рекомендации руководителю, учет которых, несомненно, способствуетдля бесперебойного и оводителю бесперебойному и качественному производственному процессу:
- Будьте изобретательны. Постоянно ищите новые формы организации подбора кадров, стремясь максимизировать качество данного процесса.
- Назначайте на руководящие должности людей, которые способны выявить и поддержать творческие способности и инициативу других.
- Создайте организационный механизм разработки и внедрения идеи нововведения.
- Особо выделяйте тех претендентов, у которых сильная мотивация к успеху;
- Тщательно изучайте и учитывайте индивидуальные особенности каждого кандидата. Учитывайте способности каждого в отдельности, но выбирайте лучшего.
- Выявите и делайте упор на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения личности и его желания добиться выполнения поставленной задачи.
- Делайте все возможное для проявления индивидуальности и компетентности кандидата. Чем выше компетентность, тем больше трудовая мотивация, степень самостоятельности, ценность трудового вклада, гибкость, сфера специализации.
- Формулируйте процесс отбора кадров вместе с другими сотрудниками. Это поможет разработать оптимальную программу его выполнения.
- Устанавливайте высокие, но разумные стандарты работы. Помните, однако, что даже самые благородные цели не должны выходить за рамки технических и финансовых возможностей организации.
- Помните, что «на ошибках учатся». Из всего извлекайте полезные уроки.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л, 1968. С. 214
2. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых: Сб. научн.
тр. Под ред. Е.И. Степановой. М., 1974.
3. Генов Ф. Психология управления: Осн. пробл.: Пер. с болг. М., 1982.
4. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского и М. Г.
Ярошевского.М., 1985. С. 46.
5. Скоробогатов И.Б. Совершенствование организации работы с кадрами в
народном хозяйстве. М., 1982.
6. Степанова Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Учеб.
пособие. Л., 1981.
7. Удалов Ф.Е. В одной должности - не более 7 лет/ Экономика и организация пром. пр-ва/. 1983. № 12.
8. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.
9. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 1994. Шадриков В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974.
10. ЭКО. 1983. № 12
11. Щербин В. В. Социология труда: учебник – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 368 с.
12. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Пер. с нем. – М.: Прогресс/ Универс. 1994
Приложение 1
Тест поможет проанализировать линию поведения во время делового совещания, беседы, определить стиль поведения. Следует иметь ввиду, что каждый из этих стилей зависит от конкретной ситуации. В одних случаях успех приносит авторитарное поведение, не допускающее возражений, в других – тактическое, гибкое поведение. Но все-таки авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать дальше.
Ответьте на вопросы и запишите оценки в баллах (от 1 до 5): 1 – нет, так не бывает; 2 – нет, как правило, так не бывает; 3 – неопределенная оценка; 4 – да, как правило, так бывает; 5 – да, так бывает всегда.
ТЕСТ ОПРОСНИКА
1. Даю подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
2. У меня всегда много идей и планов.
3. Прислушиваюсь к замечаниям других.
4. В основном удается мне привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
5. Настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
6. Если меня критикуют, то защищаюсь несмотря ни на что.
7. Когда другие приводят свои доводы, всегда прислушиваюсь.
8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
9. Свои ошибки, как правило, признаю.
10. Предлагаю альтернативы к предложениям других.
11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
13. Мой энтузиазм заразителен.
14. Принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь их включить в проект решения.
15. Обычно настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
16. С пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.
17. Ясно выражаю свои взгляды.
18. Всегда признаюсь в том, что все знаю.
19. Энергично защищаю свои взгляды.
20. Стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.
22. Помогаю другим советом, как организовать свой труд.
23. Увлекаясь своими проектами, обычно не беспокоюсь о чужих работах.
24. Прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличную от моей.
25. Если кто-то не согласен с моим проектом, то не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.
26. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
27. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
28. Всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.
29. Понимаю чувство других людей.
30. Больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.
31. Прежде чем защищаться, всегда выслушиваю критику.
32. Излагаю свои мысли системно.
33. Помогаю другим получить слово.
34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
35. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
36. Как правило, никого не перебиваю.
37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
38. Трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.
39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны те, кто редко просит слова.
КЛЮЧ К ТЕСТУ
Суммируйте бальные оценки, полученные при ответах на утверждения 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, и обозначьте сумму через А (20 – 100 баллов)
Затем сложите баллы, полученные при ответах на утверждения 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39. Сумма В должна составлять 20 – 100 баллов.
Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат, стремитесь учесть мнения других и убедиться в том, что собственные ваши идеи согласуются с мыслями сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато у участников совещания появляется убеждение, что их мнение вам как руководителю совещания небезразлично. У всех появляется желание «тянуть в одну сторону».
Если же сумма В как минимум на 10 баллов выше суммы А, то вы ведете совещание авторитарно, властно, не обращая внимания на окружающих. Вы не добиваетесь всеобщего согласия и не стремитесь сделать решение общим делом. Однако бразды правления вы крепко держите в своих руках.
Если же обе суммы различаются менее чем на 10 баллов, то ваше поведение может быть как дипломатичным, так и авторитарным в зависимости от обстоятельств.
Диагностика 2. «Ваш стиль общения»
Этот тест поможет взглянуть на себя «со стороны», узнать достаточно ли вы корректны в отношениях с людьми.
На каждый вопрос даны три варианта ответов. Подчеркните тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, перейдите к следующему вопросу.
Для сравнения «портрета», который вы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас.
ТЕСТ ОПРОСНИКА
1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
А. Всегда
Б. Иногда
В. Никогда
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
А. Внутренне киплю
Б. Сохраняю полное спокойствие
В. Теряю самообладание
3. Каким считают вас коллеги?
А. Самоуверенным и завистливым
Б. Дружелюбным
В. Спокойным и независтливым
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
А. Приму ее с некоторыми опасениями
Б. Соглашусь без колебаний
В. Откажусь от нее ради собственного спокойствия
5. Как вы отреагируете, если кто-либо из коллег без разрешения возьмет с вашего стола какой-то документ?
А. Выдам ему по первое число
Б. Заставлю вернуть
В. Спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь
6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась (вернулся) с работы позже обычного?
А. Что тебя так задержало?
Б. Где ты торчишь допоздна?
В. Я уже начал (а) волноваться!
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
А. Стараюсь обогнать машину, которая показала мне хвост
Б. Мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня
В. Увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
А. Сбалансированными
Б. Легкомысленными
В. Крайне жесткими
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
А. Пытаюсь свалить вину на другого
Б. Смиряюсь
В. Становлюсь осторожнее
10. Как вы отреагируете на мнение, суждения о современной молодежи?
А. «Пора бы уже запретить молодежи такие развлечения»
Б. «Надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать»
В. «Не следует с ней возиться»
11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
А. «И зачем я только на это нервы тратил(а)»
Б. «Видно, этот человек начальнику приятнее»
В. «Может быть, это мне удастся в другой раз»
12. Какие чувства испытываете, когда смотрите страшный фильм?
А. Страх
Б. Скуку
В. Искреннее удовольствие
13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?
А. Буду нервничать во время переговоров
Б. Попытаюсь вызвать снисходительность партнеров
В. Просто огорчусь
14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
А. Победа – моя цель
Б. Чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю
В. Если проигрываю, очень сержусь
15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?
А. Терплю, избегая скандала
Б. Вызываю метрдотеля и делаю ему замечание
В. Отправляюсь с жалобой к директору ресторана
16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?
А. Поговорю с учителем
Б. Устрою скандал родителям обидчика
В. Посоветую своему ребенку дать сдачи своему обидчику
17. Какой вы человек?
А. Средний
Б. Самоуверенный
В. Пробивной
18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях?
А. «Простите, это моя вина»
Б. «Ничего, пустяки»
В. «А повнимательнее вы не могли быть»?
19. Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?
А. «Когда же будут, наконец, приняты конкретные меры»?
Б. «Надо бы ввести суровые наказания»!
В. «Нельзя же валить на молодежь – виноваты и воспитатели»!
20. Какое животное вы любите?
А. Тигра
Б. Домашнюю кошку
В. Медведя
КЛЮЧ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ:
Варианты ответов | Оценки ответов на вопросы (в баллах) | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
А 1 2 3 2 3 2 2 2 3 3 1 3 1 2 1 1 1 1 2 3 Б 2 1 2 3 2 3 1 1 2 1 2 2 3 3 3 2 3 3 1 2 В 3 3 1 1 1 1 3 3 1 2 3 1 2 1 2 3 2 2 3 1 |
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
35 – 44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно «здорового честолюбия», вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.
45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоким по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков «снизу».
34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критике «сверху».