Реферат: Конституция Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации
2. Юридические свойства Конституции РФ
3. Конституция РФ: форма, структура
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Введение
Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественно и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами и источниками. Безусловно, вопрос о терминологии является теоретическим, но одно становится очевидным, источник права, в том числе и источник конституционного права – это внешнее выражение права.
К числу источников конституционного права в науке конституционного права относят, в том числе Конституцию, выделяя главенствующим актом в иерархии источников конституционного права России Конституцию Российской Федерации, которая вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Именно особый статус Конституции делает её изучение актуальным во все времена, не смотря на то, что достаточно много трудов написано по проблемным вопросам Конституции, встающим как перед теоретиками, так и перед практиками правоприменителями, до настоящего времени не прекращаются дискуссии относительно всевозможных ключевых моментов правовой природы Конституции, проблем её применения.
Целью написания настоящей работы является всестороннее изучение Конституции Российской Федерации, как основополагающего источника Конституционного права России.
К задачам данного исследования относятся: раскрытие понятия и содержания Конституции РФ, изучение её формы и структуры, определение юридических свойств данного нормативного правового акта.
При написании работы были использованы труды таких известных исследователей конституционалистов, как Марченко М.Н., Кутафин О.Е., Румянцев О.Г., Толстых В.Л., Козлов А.Е. и др.
Также при написании работы использовались электронные ресурсы, в том числе ресурсы Интернета, что в первую очередь обусловлено широким распространением электронных видов передачи информации и информатизации многих научных процессов.
Основная часть
1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации
Вопрос о сущности конституции всегда занимал внимание общественной мысли и всякий раз приобретал остроту в ту пору, когда общество вставало перед необходимостью принятия или совершенствования конституции[1], современный процесс которых в отношении Конституции РФ отражен в приложении А к настоящей работе. Находит данный вопрос свое отражение и в современной юридической литературе, где мнения правоведов в основном сходятся в том, что конституция есть выражение общей воли и интересов народа, продукт общего согласия всех классов и групп, составляющих общество, создающих свою государственность для достижения общей цели. При этом считается, что ее общедемократическая сущность выражается в том, что полноправными гражданами признаются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней, поскольку, принимаемая и поддерживаемая большинством, она обеспечивает права меньшинства.
Принято также считать, что конституция является не только правовым документом. Например, по мнению А.Е. Козлова, наряду с юридической конституция выполняет также политическую и идеологическую функцию[2]. С.А. Авакьян, кроме названных функций, выделяет также учредительную, организаторскую и внешнеполитическую[3]. А.И. Коваленко в Конституции РФ 1993 г. наряду с правовой и политической усматривает также и гуманистическую функцию, которая выражает целевое назначение Конституции. Состоит она, по его мнению, в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его свобода являются высшей ценностью. При этом Конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования[4].
Некоторые исследователи выделяют три сущности Конституции в целом, это социальная, политическая и юридическая сущности[5].
Итак, если раскрывать социальную сущность Конституции, то согласно доктрине Макиавелли людьми движет стремление к выгоде, и решения они принимают из соображения пользы, а лояльное отношение людей к власти достижимо при условии, что правитель реально защищает основные интересы своих подданных, «большая часть людей довольна жизнью, пока не задета их честь или имущество»[6].
Следуя данной доктрине, представляется, что в качестве первой функции Конституции человек назвал бы функцию своей защиты. Именно, следуя своей природе, каждый обычный, свободный от страха, обмана и навязчивых идей человек, прежде всего, подумает о том, как конституция будет способствовать ему в устройстве его жизни, т.е. как ее положения отразятся на его личных интересах, его личных правах и свободах. Далее человек отдал бы предпочтение функции защиты общества, поскольку человек, как коллективное существо, только через институты общества обнаруживает свою значимость и позиционируется среди других людей как личность. Таким образом, в необходимости защиты человека, его прав и свобод, а также защиты общества и тех его интересов, которые совпадают с интересами человека, проявляется социальная природа конституции. В этом же проявляется и социальная ценность конституции для человека, которая, как отмечает В.О. Лучин, «в конечном итоге определяется тем, насколько эффективно она способствует созданию условий для всестороннего и свободного развития человека и гражданина»[7].
Наряду с инстинктом самосохранения природа наградила человека и другими качествами. Среди них можно выделить стремление одних людей управлять другими, в то время как другие, при определенных условиях, согласны быть управляемыми.
Для того чтобы примирение политических интересов было действительным, люди должны выработать и установить в конституции такие правила приема-передачи власти, которые устраивали бы если не всех людей, то самое максимальное их число. Причем заранее должно быть оговорено, что, если какого-то человека эти правила не устраивают, он должен иметь право на временное или постоянное самоустранение из политической жизни общества и быть оставленным в покое. В таком случае человек живет по правилам, которые устанавливаются текущим законодательством государства, а если лицо не принимает никакого гражданства, то живет только по правилам, регламентирующим частную жизнь того государства, на территории которого он находится. Здесь общество не вправе требовать от человека нести перед ним повинности, поскольку и сам человек не нуждается в таком обществе, конституцию которого он ставит под сомнение.
Вместе с тем как обязательное условие должно быть установлено и то, что, если число выбывших из политической жизни людей достигает какого-то заранее определенного количества, конституция должна подлежать пересмотру, причем с обязательным учетом мнения всех абсентеистов. Если держатели власти не согласятся на мирный пересмотр конституции или окажутся не в силах по каким-либо причинам его организовать, у людей должно возникать легитимное право на принудительную смену власти, пересмотр старых или установление новых политических правил.
Заметим, что, например, в Конституции РФ 1993 г. вопросы приема-передачи власти совсем обходятся стороной и не подлежат хоть какой-либо регламентации. На этот счет в ней содержится только памятка о том, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России. Институт же избирательного права выведен за рамки текста Конституции. Порядок наделения конкретных лиц государственной властью устанавливается Федеральным законом Российской Федерации самим органом государственной власти. При таком подходе общенародный вопрос о власти предрешается интересами государства, поскольку порядок его решения Конституция уступила государству. Возможно, с точки зрения мировой практики порядок установления и корректировки избирательной системы самими органами государственной власти соответствует демократическим нормам. Однако очевидно, что сосредоточение реальной власти только в руках государства чревато гиперболизацией государственных интересов в ущерб интересам человека и общества. Только этим может объясняться парадоксальность экономической ситуации, в которой оказалась Россия осенью 2004 г., когда государство за счет неожиданного повышения мировых цен на нефть встало вдруг перед дилеммой расходования незапланированных доходов, это притом, что для населения страны рост цен на энергоресурсы обернулся повсеместным удорожанием жизни[8]. Возможно, что при разработке Конституции РФ 1993 г. никто и не помышлял о том, чтобы каким-либо образом ущемить права человека и общества в угоду интересам государства. Но реальность такова, что недостаточность теоретической проработки, в частности игнорирование политической природы Конституции, ослабляет ее защитный потенциал для человека.
Вслед за решением вопросов приема-передачи власти перед людьми неминуемо встает проблема установления порядка пользования этой властью, а также охраны этого порядка. Наделяя одних людей властью, другие люди, чтобы не оказаться пораженными ею, обязаны предусмотреть такую систему предупредительных мер, которая смогла бы предотвратить использование власти не по назначению. Российская история изобилует примерами «нецелевого» использования государственной власти. Это было как в случае с Конституцией РСФСР 1918 г., согласно которой государство объявлялось диктатором и, защищая интересы одних людей, подавляло права и свободы других, так и с другими советскими конституциями, когда под флагом широкого декларирования прав и свобод граждан государство, не спрашивая человека, строило планы на будущее, реально попирая его права и свободы.
Для того чтобы подобное не случалось, между человеком, обществом и государством должны быть установлены такие модельные отношения, развитие которых служило бы прежде всего интересам человека и способствовало бы его продвижению по пути создания общества, состоящего из свободных людей. В установлении реальных гарантий в целях охраны государственной власти от использования ее не по назначению проявляется юридическая природа конституции.
Конституция - это акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами.
2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основного закона государства[9]. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.
Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством)[10].
За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).
Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.
Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник[11].
Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.
Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.
Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.
Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.
Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдать ее нормы. Если у конституции нет авторитета в обществе, это как бы признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.
Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.
Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа[12].
Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то, что изменения в жизни страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была соответствующая нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя трудности были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами России нового общества, так и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития РФ.
Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.
При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.
Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).
Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции[13].
3. Конституция Российской Федерации: форма, структура
На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.
Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в Конституции заключено, то «форма» дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер. Конституция как явление общественной жизни выступает в единстве формы и содержания.
Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.
Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы, разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о ее организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других причин, система Конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами.
Структура Конституции – это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.
В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов[14]. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структура Конституции РФ приведена в приложении Б к настоящей работе.
Раскроем более подробно содержание отдельных глав конституции РФ с опорой на материал, содержащийся в Энциклопедическом словаре «Конституционное право России»[15].
Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданину, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Этим нормам должны соответствовать все иные положения Конституции.
Закрепление в Конституции РФ (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в Главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Эта глава содержит 48 статей, в которых закрепляются принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина. Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве — свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определения взаимоотношений Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепления конституционных механизмов разрешения споров о компетенции. Глава 3 — «Федеративное устройство» — содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения, закрепленные в главе 1, в частности в ст. 1, 4, 5. Нормы данной главы дают полный, исчерпывающий перечень наименований субъектов РФ; характеризируют конституционный статус РФ и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и властью субъектов Федерации.
Главы 4—8 закрепляют основы организации государственной власти и местного самоуправления в РФ. Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности. Глава 5 «Федеральное Собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ и включает в себя 16 статей, которые закрепляют статус Федерального Собрания — парламента как представительного и законодательного органа РФ; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации — верхней палаты парламента и Государственной Думы — нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в РФ. Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в РФ. В частности, в главе 6 закреплены порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок выражения недоверия Правительству и его отставки.
В Главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризирующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ. Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положения ст. 12 Конституции РФ и закрепляет систему местного самоуправления в РФ, функции местного самоуправления в РФ, гарантии местного самоуправления. Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.
Заключение
В силу особенностей своего статуса, обусловленных особой процедурой принятия, Конституция не является законом в общепринятом понимании.
Конституция - универсальный правовой документ, обладающий юридическим верховенством, высшей юридической силой. Она возглавляет иерархию источников конституционного права.
Конституция - это акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами.
С юридической точки зрения сущность Конституции заключается в установлении между человеком, обществом и государством таких модельных отношений, развитие которых служило бы, прежде всего интересам человека и способствовало бы его продвижению по пути создания общества, состоящего из свободных людей. В установлении реальных гарантий в целях охраны государственной власти от использования ее не по назначению.
Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:
1 Преамбула
2 Раздел первый
2.1 Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
2.2 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
2.3 Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
2.4 Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
2.5 Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
2.6 Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
2.7 Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
2.8 Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
2.9 Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)\
3 Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
В заключении следует отметить, что Конституция Российской Федерации представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, Конституция обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.
Конституция базируется на государственной воле общества и обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции. Верховенство Конституции закрепляется в статье 4 Основного закона РФ. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы, но в рамках их специфического содержания. Иначе творя, оно не должно выводить свои предписания за границы конституционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их смысл и правовую значимость.
Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию своих норм с действием соответствующих законов, принимаемых в обычном порядке.
Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в результате всенародного голосования. Особый порядок изменения Российской Конституции состоит в том, что для принятия закона, вносящею изменение или дополнение, требуется не менее 2/3 голосов от общем числа депутатов в каждой из палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства от общего числа депутатов парламента.
конституция право свобода человек
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Конституция России | это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. |
2 | Конституция | |
3 | Форма Конституции | способ организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание Конституции. |
4 | Форма | дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. |
5 | Система Конституции | это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве. |
6 | Структура Конституции | |
7 | Легитимность конституции | |
8 | Нормативный правовой акт | |
9 | ||
10 | Референдум | (от лат. referendum) это форма непосредственного |
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации Принята 12.12.1993. [Текст] // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
Научная литература
2 Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность [Текст] / С. А. Авакьян. - Изд. 2-е. - М.: РЮИД "Сашко", 2000. -528 с. - ISBN 5855970159
3 Велетминский И. Две цены на бензин [Текст] // Российская газета. 2004. 10 ноября.
4 Всенародное голосование по Конституции России. Википедия – [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5 Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов / Отв. ред.А. Е. Козлов. - М: БЕК, 1996. - 700 с. - ISBN 5-85639-165-9.
6 Конституция России. Википедия – [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
7 Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: / А.И.Коваленко. - М.: Феникс; Зевс, 1997. - 733 с. - ISBN 5-7570-0002-3
8 Конституция – [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.school27.orel.ru/workroom/Konst/rus.php
9 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации [Текст] / О. Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2002. - 348 с. -ISBN 5797505525
10 Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции, и как революция подвела итоги социалистам-революционерам [Текст] // Полн. собр. соч. Т. 17.- 358 с.
11 Лучин В.О. Социальная ценность Конституции Российской Федерации // Конституция как символ эпохи [Текст]: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 2004.
12 Макиавелли Н. Государь // Жизнь Никколо Макъявелли [Текст] / Сост. Ю.В. Артемьева. СПб, 1993. - 285 с. - ISBN 966-03-0283-5 Цит. по: Полетухин Ю.А. Эгоистическая сущность человека как основа формирования основных принципов права Никколо Макиавелли // Правовое регулирование рыночных отношений в современной России. Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2003.
13 Макушин А.А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право [Текст]: 2005. № 6.
14 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права [Текст]: / М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 752 с. - ISBN 978-5-482-01731 -9
15 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. Понятие, содержание, вопросы становления [Текст] / О.Г. Румянцев. - М.: «Юрист», - 1994. - 278 с.
16 Толстых В.Л. Прямое действие Конституции // Конституционное и муниципальное право [Текст]: № 4. 2002.
17 Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий [Текст] / Б.Н. Топорин. - М.: Юристъ, 2007.
18 Чиркин В. Е. Основы государственной власти [Текст]: учебное пособие / В. Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2003. - 655 с. - ISBN 5-7975-0596-7
19 Энциклопедический словарь «Конституционное право России» – [электронный ресурс] – режим доступа: http://slovari.yandex.ru/
Материалы судебной практики
20 Постановление Конституционного суда от 16 июня 1998 г. № 19-П [По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ» Конституционный Суд подтвердил это положение: «...решения Конституционного Суда Российской Федерации, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение] // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 5.
[1] Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции, и как революция подвела итоги социалистам-революционерам [Текст] // Полн. собр. соч. Т. 17. С. 345.
[2] Конституционное право России [Текст]: учебник для вузов / Отв. ред. А.Е. Козлов.- М., 1996. С. 30 - 31, 399.
[3] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность [Текст] / 2-е изд. М., 2000. С. 9 - 15.
[4] Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.: Право и закон, 1997. С. 17.
[5] Макушин А.А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право [Текст]: 2005. № 6.
[6] Макиавелли Н. Государь // Жизнь Никколо Макъявелли [Текст]/ Сост. Ю.В. Артемьева. СПб., 1993. С. 285. Цит. по: Полетухин Ю.А. Эгоистическая сущность человека как основа формирования основных принципов права Никколо Макиавелли // Правовое регулирование рыночных отношений в современной России. Материалы научно-практической конференции. Челябинск, 2003. С. 272.
[7] Лучин В.О. Социальная ценность Конституции Российской Федерации // Конституция как символ эпохи [Текст]: В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 119.
[8] Велетминский И. Две цены на бензин [Текст] // Российская газета. 2004. 10 ноября.
[9] Конституция – [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.school27.orel.ru/workroom/Konst/rus.php
[10] Чиркин В.Е. Основы государственной власти [Текст]:М.: Юристъ, 2003. 112 с.
[11] Чиркин В.Е. Основы государственной власти [Текст]: М.: Юристъ, 2003. 112 с.
[12] Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий [Текст]: М.: Юристъ, 2007.
[13] Всенародное голосование по Конституции России. Википедия – [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki [14] Конституция России. Википедия – [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki [15] Энциклопедический словарь «Конституционное право России» – [электронный ресурс] – режим доступа: http://slovari.yandex.ru/