Курсовая работа: Оценка качества общего образования глазами школьников
Министерство образования и науки РФ
Курганский государственный университет
Педагогический факультет
Кафедра «Организация работы с молодежью»
Курсовая работа
по учебной дисциплине: «Основы государственной молодежной политики»
Оценка качества общего образования глазами школьников
Выполнила:
студентка 4987 гр.,
Шарапова Ю.А.
Проверила:
Копытина О.И.
Курган 2010
Оглавление
Введение
1. Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
1.2 Оценка качества образования и ее критерии
2. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
2.1.1 Красноярский край
2.1.2 Чувашская республика
2.1.3 Новосибирская область
2.2 Анализ социологического исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Введение
В ближайшее десятилетие качество образования становится ключевой проблемой российского и мирового образования.
Система образования сегодня абсолютно не удовлетворяет требованиям времени, является несостоятельной по отношению к мировому порядку и мировым проблемам. [1]
Во всём мире образование, к сожалению, является одной из самых низкооплачиваемых сфер. На него отводится недостаточно финансовых вложений: и на заработные платы учителям, и на финансирование образовательных учреждений, и на продвижение научной деятельности. С другой стороны, буквально во всём мире наблюдается устойчивое падение качества образования. [2]
Такое падение вызвано различными причинами. В Российской Федерации главной причиной является систематическое разрушение государственности и проведение различного рода нововведений, которые не улучшают ситуацию, а только портят ее.
Говоря о качестве образования, необходимо учитывать, прежде всего, статистические данные, а они говорят о том, что Россия занимает 27-е место в мире по качеству образования. На максимальную оценку 100 баллов Единый государственный экзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от 830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ. [14]
Следует отметить, что образование в России не только далеко от идеального в плане эффективности, но и в плане материальных затрат на него. Это, на наш взгляд, тоже является важной причиной некачественного образования.
Государственная молодежная политика должна учитывать данные показатели и концентрировать особое внимание на этой проблеме. Так как молодежь является субъектом молодежной политики, то именно она должна быть заинтересована в повышении качества образования. Она является стимулятором идей, и, государству необходимо учитывать, прежде всего, интересы своих молодых граждан. Поэтому для улучшения системы образования целесообразно создать слаженную систему взаимодействия государственных органов и молодежи в целом.
Наша работа заключается в том, чтобы рассмотреть качество общего образования глазами молодежи. Ведь именно молодые люди, в большей степени, заинтересованы в получении качественного образования для успешной самореализации и конкурентоспособности на рынке труда.
Цель исследования рассмотреть и проанализировать качество общего образования глазами молодежи.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятия «образование» и « качество образования»;
-рассмотреть опыт регионов, касающийся оценки качества образования;
-провести соцопрос среди молодежи о качестве общего образования.
Объектом исследования является качество образования.
Предметом исследования - оценка качества общего образования глазами молодых людей.
Гипотеза исследования: Молодежь считает, что общее образование недостаточно качественно.
оценка молодежь качество образование
1. Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования и ее критерии
1.1 Понятия «образование» и «качество образования»
Образование - та сфера социальной жизни, с которой ежедневно в разной форме и степени сталкивается практически каждая семья. Одни ведут малышей в детские сады, другие провожают детей в школы, дети третьих обучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования вузах и сузах.
Сегодня всеми формами образования - от дошкольного до высшего - охвачены 1 682 438 юных и молодых граждан страны, обучением и воспитанием которых занимаются 208 367 педагогов. Поэтому и понятен интерес общества к сфере образования.
Не исключено, что повышенное внимание общественности объясняется еще одним немаловажным фактором - в системе образования страны происходят кардинальные изменения, призванные поднять отечественное образование на качественно новый уровень.[3]
Образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. [4]
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. [5]
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. [6]
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: [7]
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования и государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
В соответствии с Национальной доктриной образования (2000) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. главной задачей российской образовательной политики провозглашено обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Теперь обратимся к понятию «качество образования». Для более полного понимания рассмотрим три, на наш взгляд, подходящих определения. Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. [8]
Качество образования - востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. [9] Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:
носитель знаний, передача знаний, получатель знаний, восприимчивость методик передачи знаний, фундаментальность знаний, востребованность полученных знаний, получение новых знаний.
Качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:
- выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение;
- пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;
- более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.
1.2 Оценка качества образования и критерии
Проблема оценки качества образования является, в настоящее время, одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на региональном, уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 г.г. предусматривают решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования (СОКО).
Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. [10]
К основным задачам системы оценки качества образования относятся:
1.Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
2.Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
3.Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.
Основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения, является образовательная программа. Составной частью данной программы является комплексная программа управления качеством образования, которая имеет следующую структуру:
1. Информационно-аналитическое обоснование программы.
2. Научно-теоретические основы управления качеством.
3. Основные направления программы.
4. Структура управления качеством образования. Механизм управления качеством образования.
5. Технологическая карта мониторинга.
6. Этапы реализации комплексной программы «Качество».
Для оценки качества образования Федеральной целевой программой «Развитие образования на 2006-2010г»[11] определены критерии.
Качество образования складывается из трех частей: качество информации, качество преподавания, качество усвоения.
Критерии качества информации.
Информация может считаться качественной только тогда, когда она отвечает следующим критериям: истинность, полнота, своевременность.
Критерии качества преподавания.
Качественную информацию преподаватель должен подать так, чтобы ученик мог и хотел её взять. Для этого, преподавание должно быть: целенаправленным, веселым, интенсивным.
Критерии качества усвоения.
К критериям качества усвоения молодым человеком учебного материала отнесем: скорость, прочность, системность.
Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.
1) Качество преподавательского состава. 2) Состояние материально-технической базы учебного заведения. 3) Мотивация преподавательского состава. 4) Качество учебных программ. 5) Качество обучающихся студентов. 6) Качество инфраструктуры. 7) Качество знаний.
8) Инновационная активность руководства. 9) Внедрение процессных инноваций. 10) Востребованность выпускников. 11) Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.12. Достижения выпускников.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA[12] (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) проводила исследования в 2006г. Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
В международных тестах PISA учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знание основных учебных предметов, но и сформированностьобщеучебных и интеллектуальных умений.
Приоритетной областью исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики – с 2003 года).
Анализ полученных результатов позволяет сделать определенные выводы. По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты других стран или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:
33-38 по естественнонаучной грамотности;
32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран);
37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).
По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.
Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:
0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году);
1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).
Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии:
3,9% по естественнонаучной грамотности;
6,3% по математической грамотности (6,7% в 2003 году);
16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Определенный в исследовании 2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) выбран в качестве некоторой границы, базового уровня. Считается, что учащийся, достигший этой границы, начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания в соответствии с определением функциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученным данным начинают проявлять способность применять полученные в школе знания 90-97% учащихся лидирующих стран, что значительно превышает процент таких учащихся в России (естествознание – 77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%).
В заключение следует сказать о том, что состояние математической грамотности и грамотности чтения 15-летних российских учащихся, которая проверяется в рамках широкомасштабного исследования PISA, в 2006 г. осталось на том же невысоком уровне, который был зафиксирован на предыдущих этапах исследования в 2000 и 2003 гг. В то же время, начиная с 2003 года, многие страны, учитывая результаты, показанные в исследовании PISA, пересмотрели требования к образовательным достижениям учащихся, что позволило им обеспечить целенаправленную подготовку учащихся к выполнению подобных заданий.
Таким образом, оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования дает нам полное представление о динамике развития образовательной системы и, как следствие, о степени эффективности учебных процессов.
2. Опыт регионов в оценке качества образования. Анализ социологического исследования
2.1 Опыт регионов в оценке качества образования
В отдельных регионах ведется практика по оценке качества образования. В связи с этим разрабатываются различные программы и проекты, направленные на развитие региональной оценки качества образования. Рассмотрим некоторые регионы.
2.1.1 Красноярский край
С целью повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 22.07. 2005 № 71-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Красноярского края» утверждена структура исполнительных органов государственной власти Красноярского края, в том числе и в сфере образования. Разделены полномочия по нормативному правовому регулированию и разработке политики в сфере образования, оказанию государственных услуг, надзору и контролю в области образования. В этой структуре имеется департамент образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края и подведомственные ему: служба по контролю в области образования администрации Красноярского края, агентство образования администрации Красноярского края, агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края.
Существуют структуры, механизмы и процедуры оценки качества образования в Красноярском крае. Создана и функционирует Краевая информационная автоматизированная система управления образованием (КИАСУО), которая позволяет решать задачи статистического сбора информации о состоянии детского контингента образовательных учреждений края, состоянии педагогических кадров и отдельных условий организации образовательного процесса. Однако набор показателей не в полной мере позволяет оценить качество образования в Красноярском крае с позиций его современного понимания.
С 2004 по 2006 гг. Центром мониторинга качества образования Красноярского института повышения квалификации работников образования осуществлялись замеры учебных достижений выпускников начальной школы, обучающихся по разным образовательным программам. Исследование показало, что для реализации приоритетных задач в системе начального общего образования, а также для выявления направлений ее дальнейшего развития в условиях динамичности современного понимания качества образования необходима ежегодная оценка состояния системы. Информация о качестве условий организации учебного процесса, условий для сохранения и укрепления здоровья школьников и степени готовности выпускников обучаться в основной школе востребована всеми субъектами образовательного процесса и руководителями всех уровней управления системой.
С 2002 года действует Региональный центр обработки информации единого государственного экзамена (РЦОИ). РЦОИ осуществляет техническое обеспечение проведения единого государственного экзамена, сбор, обработку и предоставление образовательным учреждениям, муниципальным органам управления образованием, агентству, департаменту информации об индивидуальных достижениях учащихся по результатам ЕГЭ.
Начиная с 2005 года органы управления образованием ряда муниципалитетов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов создают муниципальные, межшкольные комиссии, которые обеспечивают единые подходы к оцениванию учебных достижений выпускников и предоставляют в агентство образования администрации Красноярского края информацию о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. В 2006 году в 10 территориях края итоговая аттестация по русскому языку и алгебре проведена в новой форме, что позволило Красноярскому краевому институту повышения квалификации работников образования провести содержательный анализ уровня подготовки выпускников и подготовить рекомендации по совершенствованию обучения по этим предметам.
Красноярский край систематически участвует в Международных исследованиях PISA и TIMSS, что обеспечивает знакомство с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения и выработке собственных подходов к разработке измерительных материалов для, проводимых в крае, мониторинговых исследований.
Для функционирования и развития региональной системы оценки качества образования Красноярским краевым институтом повышения квалификации проводится целенаправленная подготовка кадров: заместителей директоров образовательных учреждений по программам: «Контрольно-аналитическая деятельность завуча», «Мониторинг как условие и средство управления качеством образования в образовательном учреждении», «Конструирование педагогических измерителей»; экспертов предметных комиссий единого государственного экзамена по программе: «Экспертно-диагностическая компетентность учителя»; экспертов по аттестации педагогических кадров; экспертов по аттестации образовательных учреждений.
Спецификой региональных требований к профессиональной деятельности учителя является критерий «динамика учебных достижений обучающихся за последние три года», а также введение критерия «позитивные и объективные результаты деятельности учителя в области здоровьесбережения». Таким образом, в требованиях к аттестации педагогических кадров определены приоритеты системы образования в Красноярском крае: высокий уровень образовательных достижений при обязательном сохранении здоровья ребенка. Это требует объективного определения уровня учебных достижений учащихся по учебным предметам, а также анализа состояния здоровья обучающихся.
Для созданной службы по контролю в области образования остро стоит проблема обеспечения экспертов качественными и достоверными контрольно-измерительными материалами. Необходима разработка и апробация моделей организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся.
В настоящее время в крае отсутствует единая краевая информационная система, позволяющая оценивать качество образования по всей системе его показателей, связанных как с образовательными достижениями учащихся и состоянием их здоровья, так и с условиями образовательного процесса.
Модель региональной системы оценки качества образования.
Основными задачами РСОКО являются:
получение объективной информации о функционировании краевой системы образования, необходимой для обеспечения доступного и качественного общего образования в регионе;
поддержание устойчивого развития краевой образовательной системы;
оценка результатов реализации инновационных введений в краевом образовании; сравнение качества образовательных услуг реализуемых в различных образовательных учреждениях и муниципальных образовательных системах.
Предусматриваются четыре основных уровня оценки:
1) индивидуальный уровень (оценка учебных достижений учащихся, динамики показателей их здоровья);
2) уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
3) муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития образовательных учреждений);
4) региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных систем).
РСОКО будет состоять из трех основных компонентов:
1) система сбора первичных данных;
2) система анализа и оценки качества образования;
3) система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
Основные этапы развития региональной системы оценки качества образования. Становление системы оценки качества образования в Красноярском крае было реализовано в несколько этапов:
Первый этап. В ходе первого этапа край участвовал в эксперименте по введению ЕГЭ, принимал участие в Международных исследованиях PISA и TIMSS, осваивал механизм мониторинга учебных достижений выпускников начальной школы, объективизировал процедуры аттестации педагогических кадров, осуществлял подготовку и переподготовку педагогических кадров в области педагогических измерений. Становилась практика получения и обработки статистической информации, приобретался опыт разработки и применения унифицированного программного обеспечения, проведения мониторинговых исследований и др.
Второй этап. В ходе второго этапа создается Центр оценки качества образования, координирующий в дальнейшем работу по согласованию действий всех структур, занимающихся оценкой качества образования или изучением отдельных его составляющих. В штатный режим переводится ежегодный мониторинг учебных достижений выпускников начальной школы. На втором этапе начинается становление функционирования интегрированной системы оценки качества образования в регионе.
Третий этап. На третьем этапе завершается интеграция всех структур, занимающихся вопросами оценки качества образования в рамках региональной системы оценки качества образования. Создается единая информационная система оценки качества образования.
Региональный центр оценки качества образования
Для развития существующей краевой системы оценки качества образования планируется в составе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Краевой Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» создать Центр оценки качества образования).Включить в его структуру существующие Центр организационно-методического сопровождения единого государственного экзамена в Красноярском крае, Центр мониторинга качества образования и информационно-методический центр по вопросам лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации. Организовать оперативное взаимодействие Центра оценки качества образования с региональным центром обработки информации единого государственного экзамена и статотделом (КИАСУО).
2.1.2 Чувашская Республика
Современное положение дел в управлении образованием характеризуется, прежде всего, тем, что наметился переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования. При значительном количестве и кардинальной значимости проводимых преобразований, в условиях динамично меняющейся, социально-экономической ситуации, принятие эффективных управленческих решений невозможно без соответствующего информационного обеспечения. В системе образования Чувашской Республики активно внедряются методы программно-целевого управления, и программы развития образования. В Чувашской Республике в течение последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений, в системе образования. Преобразования связаны сразу с несколькими векторами, определяющими развитие ситуации - это модернизация системы мониторинга и статистики образования в рамках проекта «Реформа системы образования», структурирование системы индикаторов для оценки состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях и разными потребителями такой информации, формирование системы надзора и контроля в сфере образования. Результатом преобразований станет система оценки качества образования. Результаты, достигнутые в ходе проектных преобразований и реализации целевой программы развития системы образования Чувашской Республики, в 2006-2009гг. можно определить так:
- проведен анализ состояния действующей системы мониторинга и статистики образования региона;
- разработана модель, представленная в виде технологической схемы региональной системы мониторинга и статистики образования, определены цели и задачи, схема функционирования «Разработка технологической схемы функционирования системы мониторинга и статистики образования Чувашской Республики»;
- сформирован оптимальный перечень баз данных информации о состоянии и развитии образовательных учреждений на уровне муниципалитетов;
- определён порядок информационного обмена и взаимодействия между региональным центром мониторинга и муниципальными мониторинговыми службами;
- согласован перечень показателей для экспериментального рейтинга муниципальных образовательных систем и ОУ по приоритетным направлениям развития системы;
- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования;
- начато формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования республиканской и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- подготовлена нормативно-правовая база системы мониторинга и статистики - проекты решений, распоряжений, приказов, предложений для внесения в уставы учреждений и организаций, положение об обмене данными и т.д.;
- подготовлен и утвержден комплекс индикаторов «Разработка индикаторов мониторинга системы образования Чувашской Республики»;
- ведется выбор программного продукта для СОКО. Имеется несколько разработок, но не решены проблемы их взаимосвязи и адаптации друг к другу;
- апробированы различные технологии оценки образовательных результатов учащихся учреждений общего и начального профессионального образования.
Таким образом:
1. Выработана единая система требований к качеству образования, обеспечивающая максимальное соответствие между образовательными потребностями и возможностями самой системы.
2. Создана модель республиканской службы образовательной статистики и мониторинга качества образования, опыт формирования и функционирования которой может быть внедрен в другие регионы.
3. Сформированы отдельные готовые блоки для единой региональной системы оценки качества образования.
Вместе с тем работа в республике по этому направлению, безусловно, должна быть продолжена. Реализация мер, заложенных в рамках целевой программы развития системы образования, скорректированная под задачи комплексного проекта, предполагает следующие основные шаги в данном направлении:
- формирование модели региональной службы оценки качества образования (как структурного элемента единой федеральной системы), увязывающей в комплекс мониторинг и оценку состояния развития образовательных систем, аттестацию учащихся, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических и руководящих кадров, мониторинг индивидуальных достижений учащихся, а также реализацию функций контроля, надзора и инспектирования в образовании;
- подготовка кадров для системы оценки качества образования;
- выбор и апробация программной среды для сбора, актуализации и первичной обработки информации и обеспечения доступа к ней различных групп пользователей;
- определение параллелей между форматом собираемой информации и возможностями ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
- формирование модели организации и проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся для системы общего и профессионального образования;
- определение заказа региональной системы управления образованием на информационно-аналитическое обеспечение.
Таким образом, система оценки качества образования строится на основе распределения бюджетного задания в данной области между рядом специализированных учреждений. Заказчик финансирует согласованную программу заказа, исполнители (государственные и негосударственные учреждения) предоставляет отчеты по результатам исполнения заказа, удовлетворяя информационные потребности исполнительной власти.
Система оценки качества образования Чувашской Республики представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку деятельности системы образования, образовательных организаций и образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
2.1.3 Новосибирская область
Система оценки качества образования в Новосибирской области (далее - СОКО) включает в себя совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение.
СОКО создается с целью обеспечения контроля за качеством образования, совершенствования управления им, а также предоставления всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о качестве образования в Новосибирской области.
Основными задачами СОКО являются:
1) повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования в Новосибирской области;
2) обеспечение единого образовательного пространства;
3)проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; 4) повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия решений по продолжению образования;
5)обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения;
6)определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов;
7) прогнозирование развития образования в Новосибирской области;
8) обеспечение условий для самооценки и самоконтроля;
9) содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования в Новосибирской области;
10)привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях.
Организационно-функциональная структура СОКО включает:
1) департамент образования Новосибирской области;
2) подведомственные специализированные организации:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;
областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования»;
государственное учреждение образования «Областной центр информационных технологий»;
3) представителей родительской общественности, работодателей, органов самоуправления образовательных учреждений, общественных объединений и организаций.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»:
1) разрабатывает методики оценки качества образования;
2) проводит подготовку специалистов органов управления образованием и работников образовательных учреждений по использованию результатов контрольно-оценочных процедур;
3) разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Новосибирской области;
4) разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся и студентов.
Областное государственное учреждение «Областной центр мониторинга образования»:
1) проводит подготовку специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур;
2) организует разработку контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества образования;
3) проводит социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
4) обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам;
5) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Новосибирской области;
6) осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в Новосибирской области, анализирует результаты оценки качества образования.
Мониторинг и оценка качества образования в Новосибирской области проводится по следующим уровням и ступеням образования:
1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование;
3) основное общее образование; 4) среднее (полное) общее образование;
5) начальное профессиональное образование; 6) среднее профессиональное образование.
Оценка качества образования предполагает:
1) оценку индивидуальных достижений обучающихся;
2) оценку качества деятельности образовательного учреждения;
3) оценку качества муниципальной образовательной системы;
4) оценку качества системы образования Новосибирской области.
Результаты оценки качества образования доводятся до сведения пользователей данной информации в соответствии с организационной схемой, определяемой департаментом образования Новосибирской области.
Департамент образования Новосибирской области ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования в Новосибирской области в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет.
Таким образом, существует практика оценки качества образования в регионах, которая включает в себя:
1) оценку индивидуальных достижений обучающихся;
2) оценку качества деятельности образовательного учреждения;
3) оценку качества муниципальной образовательной системы;
4) оценку качества системы образования региона.
Это позволяет выделить различные механизмы и подходы к оценке качества образования в целом. В основном, представленные выше регионы используют схожую методику оценки качества образования. Это и информационный подход, и системный анализ качества образования. Очень важным также является подготовка квалифицированных специалистов в данной области.
2.2 Анализ социологического исследования
В рамках данной курсовой работы нами было проведено социологическое исследование на тему «Оценка качества образования глазами молодежи» (Приложение А).
В опросе принимали участие молодые люди от 14 до 25 лет. Среди них -50% школьников и 50% студентов. География данного исследования - Курганский государственный университет и Шумихинская общеобразовательная школа № 3.
Опрос проводился с целью оценки отношения молодежи к качеству образования в школе. Также с целью сравнения мнений студентов и школьников, касающихся данной проблемы.
Данный опрос показал, что и студенты, и школьники оценивают уровень качества образования в современной школе примерно одинаково - 3,4 и 3,6, соответственно, что говорит о неполной удовлетворенности образованием.
На вопрос «Является ли образование, на ваш взгляд, важной составляющей жизни человека?» 60% школьников и 92% студентов ответили положительно; 32% школьников отметили, что «существуют более важные вещи». На наш взгляд, данные показатели говорят о том, что школьники еще недостаточно опытны и не могут в полной мере оценить роль образования. Студенты же, имея достаточный жизненный опыт, в том числе и опыт в трудовой деятельности, считают образование одним из главных составляющих жизни человека.
На вопрос «Удовлетворены ли вы знаниями, получаемыми (полученными) в школе?» только 24% школьников ответили положительно и 44% студентов, соответственно. Это может говорить о неуверенности школьников перед вступительными экзаменами; 4% школьников и студентов не удовлетворены знаниями, полученными в школе.
Важно отметить, что 56% школьников и 52% студентов считают, что школьное образование в нашей стране соответствует не всем критериям качества (качество информации, качество преподавания, качество усвоения). 16% школьников и 12% студентов считают, что образование в школе не соответствует критериям качества.
На вопрос «Влияют ли, на ваш взгляд, моральные и культурно-нравственные характеристики современного молодого человека на качество образования?» 40% школьников и 64% студентов ответили положительно
52% и 28%, соответственно - отрицательно. Здесь, на наш взгляд, важным показателем является социальная и психологическая зрелость студенческой молодежи.
На вопрос «Считаете ли вы, что развитие России зависит от качества нашего образования?» 76% школьников и 92% студентов ответили положительно.
И, наконец, перед молодыми людьми стояла задача предложить ряд мер, которые повысили бы качество образования в школе. Следует отметить, что студенты подошли к этому вопросу более ответственно. Что же касается школьников, то они писали о насущных проблемах в школе. Например: включить отопление и сделать питание бесплатным. Конечно, такие проблемы волнуют детей в первую очередь, и в этом отношении необходимо принимать соответствующие меры. Также школьники отметили, что для улучшения качества образования необходимо углубленное изучение отдельных дисциплин, улучшение техническо-бытовой составляющей, изменение отношения к ученикам и отмена ЕГЭ.
Что же касается студенческой молодежи, то они предлагали следующее: повышение заработной платы учителям, проведение уроков с максимальной заинтересованностью для учеников, привлечение в школы молодых специалистов, повышение квалификации педагогического состава, ужесточение отбора в педагогические ВУЗы, борьба с коррупцией в системе образования, обновление методов преподавания, усиление контроля со стороны государства.
Заключение
Таким образом, образование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что молодежь считает общее образование недостаточно качественным, подтвердилась. Мы видим, что проблемы в школах действительно существуют, и о них надо говорить. Важно само понимание необходимости улучшения школьного образования. Инициатива должна исходить в первую очередь от государства, но изменения нужно начинать, непосредственно, изнутри системы.
Образование – вот основа успешного будущего нашей страны. И это будущее в руках молодежи, нужно только создать условия для его развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. – 2005. - №2 – С. 83-93.
2. Субетто А.Н., Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77 – 6567, публ. 13361, 29.05.2006.
3. Образование – путь к устойчивому развитию или о реформах в данной сфере. М.Мамедов. http://www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi
4.Российский энциклопедический словарь. М.,2000
5. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу.http://termin.bposd.ru/publ/16-1-0-11921
6. http://www. nios.ru/ index.php ?newsid =3303
7. http:// spasem – shkolu.p_rossii/8/249_1.shtml
8. http: // news/mail/ru/ society/ 322201
9. http:// spasem – shkolu.p_rossii/8/249_1.shtml
Приложение А
Уважаемые респонденты!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании на тему «Оценка качества образования глазами молодежи». Опрос имеет большую социальную значимость, поэтому просим вас честно ответить на вопросы анкеты, не пропуская их.
В каждом вопросе выберите вариант ответа, соответствующий вашему мнению и отметьте его кружком. Анкета анонимна, результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Заранее благодарим Вас!
1. Ваш пол
1.1. М.
1.2. Ж.
2. Ваш возраст
________
3. Является ли образование, на ваш взгляд, важной составляющей жизни человека?
3.1. Да, безусловно;
3.2. Нет, существуют более важные вещи;
3.3. Не знаю.
4. Удовлетворены ли вы знаниями, получаемыми (полученными) в школе?
4.1. Да, конечно;
4.2. Частично удовлетворен;
4.3. Не удовлетворен.
5. Можете ли вы (могли ли в процессе обучения в школе) в любое время рассчитывать на помощь учителя?
5.1. Да, это так;
5.2. Могу, но не на всех преподавателей;
5.3. Я не обращаюсь (лся) за помощью – она мне не нужна;
5.4. Я не могу рассчитывать на помощь учителя.
6. Считаете ли вы, что школьное образование в нашей стране соответствует всем критериям качества (качество информации, качество преподавания, качество усвоения).
6.1. Да, безусловно;
6.2. Наше образование в школе соответствует не всем критериям качества;
6.3. Нет, образование в школе не соответствует критериям качества;
6.4. Не знаю.
7. Зависит ли, на ваш взгляд, качество образования от финансирования данной области?
7.1. Да, конечно;
7.2. Не совсем так;
7.3. Нет, качество образования не зависит от финансовых вложений;
7.4. Не знаю.
8. Есть вероятность, что в ближайшее время образование, в том числе и школьное, станет полностью платным. Считаете ли вы, что подобные изменения повысят качество образования?
8.1. Да, я так считаю;
8.2. Нет, это ничего не изменит;
8.3. Нет, это только ухудшит ситуацию;
8.4. Свой вариант _______________________________________________________.
9. Считаете ли вы, что качество общего образования за последние 10-15 лет в нашей стране значительно снизилось.
9.1. Да, потому что _____________________________________
9.2. Нет, существенно ничего не изменилось;
9.3. Не знаю
10. Считаете ли вы, что введение ЕГЭ снижает качество образования?
10.1. Да, безусловно (оно нацеливает только на решение тестов);
10.2. Нет, это нужное нововведение;
10.3. Не считаю, что данная система каким-либо образом влияет на качество образования.
10.4. Не знаю.
11. Оцените по пятибалльной шкале уровень качества образования в современной школе._________________________
12. Влияют ли, на ваш взгляд, моральные и культурно-нравственные характеристики современного молодого человека на качество образования?
12.1. Да, безусловно;
12.2. Возможно, это так;
12.3. Нет, это не влияет на качество образования;
12.4. Затрудняюсь в ответе.
13. Считаете ли вы, что развитие России зависит от качества нашего образования?
13.1. Да, я так считаю;
13.2. Нет;
13.3. Не задумывался об этом;
13.4. Не знаю.
14. Предложите ряд мер, которые, на ваш взгляд, могут повысить качество образования в школе.
1._________________________________________________________
2._________________________________________________________
3._________________________________________________________
Муниципальная молодежная политика - проблемы и решения (на примере г ... | |
Содержание Введение 1. Теоретические основы молодежной политики 1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы 1.2 Муниципальный уровень ... Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты ... В России реализовались несколько программ, связанных с трудоустройством молодежи, например, программа "Молодежная практика", основной целью которой являлось расширение возможностей ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа |
Основы управления образовательными системами | |
... Навоийский государственный горный институт Горный факультет Кафедра Педагогика и гуманитарные науки Конспект лекций Основы управления образовательными ... Ѭ утверждение положений об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях; Профессиональные образовательные учреждения осуществляют мониторинг образовательного процесса и академической успеваемости обучаемых. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции | |
Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Кафедра Экономики и государственного управления ... Мнение молодежи о себе и о различных аспектах социальной жизни представлено в виде анализа данных, полученных в ходе социологических исследований и мониторингов, проводившихся на ... ... Хакасия, Тыва, Усть-Ордынского Бурятского, Агинского Бурятского, Эвенкийского, Таймырского автономных округов, Томской, Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей, ... |
Раздел: Рефераты по социологии Тип: дипломная работа |
Специфика и функционирование PR-служб в здравоохранении Красноярского ... | |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Специфика и функционирование PR-служб в здравоохранении Красноярского края Содержание Введение Глава 1. Сфера деятельности PR в ... В настоящее время деятельность пресс-службы и PR-отдела, связанная с улучшением имиджа Управления здравоохранения администрации Красноярского края и краевой системы здравоохранения ... 2. Организация при Управлении социальной защиты администрации Красноярского края бесплатных обучающих семинаров для инвалидов. |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |
Аттестация персонала | |
Уважаемый господин Председатель! Уважаемые члены государственной комиссии! Цель настоящей работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности ... 1. Провести в АО МГТС в ноябре-декабре 1999 года аттестацию молодых специалистов, направленных на сеть в 1994-1996 годах по распределению после окончания Московского технического ... Работникам комбината, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной (вечерней) формам ... |
Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |