Реферат: Влияние кризисных тенденций в мировой экономике на предпринимательский рынок России
Предпринимательство в период кризисных явлений
Кризисные тенденции в мировой экономике – это реальность сегодняшнего дня. Это новый, формирующийся мировой порядок, приходящий на смену экономический системе, сформировавшейся после второй мировой войны, а по большому счёту после финансового кризиса 30-х гг.
Финансовый кризис – это высокие цены на продовольствие и недвижимость. Это рост увольнений в коммерческих и государственных структурах. Это неуверенность в завтрашнем дне каждого человека. Это изменение реалий окружающего мира, новые правила игры, условия и тенденции.
Мировой экономический кризис – кризис саб-прайм в Америке (кризис ипотеки для заёмщиков низкой кредитоспособности), безусловно, имеет свое значение в появлении и развитии кризисных проявлений в реальной экономике, финансовой и социальной сфере. Но, скорее, ипотечный кризис сыграл роль своеобразного спускового крючка, а сам заряд (причины кризиса) стоит всё же искать несколько в другой плоскости.
В течение продолжительного времени цены на недвижимость в Соединённых Штатах росли, причём росли по американским меркам довольно быстро. Причин роста было, как минимум, три:
1) естественное удорожание недвижимости, связанное с инфляционными процессами;
2) доступная ипотека (именно она, в сущности, стала причиной кризиса);
3) инвестиционная привлекательность, связанная с верой в то, что цены на жильё будут расти вечно.
Самыми важными локомотивами роста цен и последующего экономического кризиса были, естественно, инвестиционная привлекательность и доступная ипотека. Доступной же ипотеку делал низкий уровень инфляции и растущие цены на жильё: это позволяло закладывать и перезакладывать недвижимость по мере роста её рыночной стоимости, получая и растрачивая дополнительные средства.
Доступной же ипотеку делал низкий уровень инфляции и растущие цены на жильё: это позволяло закладывать и перезакладывать недвижимость по мере роста её рыночной стоимости, получая и растрачивая дополнительные средства. Важным фактором, побуждавшим людей брать кредиты, была схема их погашения – первые платежи были самыми маленькими, а потом – новая закладная.
В сущности, это абсолютно спекулятивная и в корне порочная практика, однако она давала вполне реальные деньги. Именно поэтому ипотекой пользовались все – в том числе и те, кто не мог себе этого позволить. Пенсионеры, безработные, обитатели чёрных гетто, которые в принципе не знали, что такое работа, – все они брали деньги, планируя вернуть их после того, как жилье в очередной раз подорожает.
Итак, кризис начался с паники на западных фондовых рынках и снижения цены на нефть. Первое привело к оттоку западного капитала с российского рынка и снижению стоимости акций, второй – к снижению стоимости акций напрямую. В итоге дешёвых денег сразу стало не хватать. Если учесть, что снижение стоимости акций, оформленных в качестве залога по кредитам перед западными банками, повлекло за собой ряд платёжных требований, то денег стало не хватать много. Это и есть тот самый кризис ликвидности – банковских активов просто недостаточно для эффективной работы. Итог – сворачивание программ кредитования для населения и бизнеса, повышение процентных ставок и другие меры по удержанию активов. Первые сокращения, безработица в финансовом секторе, первые непогашенные кредитные взносы, не за горами первые суды.
Кризис ликвидности автоматически наносит удар по промышленности и особенно по сельскому хозяйству, которое без кредитов попросту не может существовать. Отсутствие кредита вкупе со снижением спроса на российском и мировом рынке влечёт за собой общеэкономический кризис. Приметы этого кризиса уже известны – сокращения производства, неполная рабочая неделя, увольнения, опять же невыплаченные потребительские и ипотечные кредиты и т.д.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2010 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн человек. В 2009 г. продолжились тенденции к увеличению объёмов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2009 г. можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006–2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определённые меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2010 г.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.
Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заёмщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведёт к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платёжеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведёт к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счёт сокращения объёма выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заёмные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведёт к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить своё существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заёмных денег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платёжеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом, можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:
1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливаются покупка нового оборудования, вложения в инфраструктуру, наём и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);
4) будут наращивать привлечение заёмных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:
- предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешёвые услуги населению;
- предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
- предприятия, не использующие в своей работе заёмные средства;
- предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
- предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/муниципальному заказу.
Основные болезненные и уязвимые точки малого предприниматель-ства.
Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, т.е. уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объёмов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства всё-таки носят финансовый характер:
1) отсутствие оборотных средств;
2) отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
3) отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
4) снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
5) риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».
Таблица 1. Проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства в период кризисных явлений
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) |
Проблемные точки |
Субъекты МП, активно заимствующие средства для производства, оказания услуг | Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок |
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий | Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги | Снижение спроса на услуги, риски неплатежей |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство стройматериалов, выполнение строительных и ремонтных работ) | Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции при высокой цене закупки материалов в начале – середине года |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле |
Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, возможное снижение спроса на продукцию в среднесрочной перспективе |
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса | Снижение спроса на продукцию и услуги, падение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие транспортные услуги | Снижение спроса на продукцию и услуги, падение рентабельности и ликвидация некоторых предприятий |
Субъекты МП, работающие по муниципальному и госзаказу | Снижение объёмов заказов, задержки оплаты и неоплата выполненных заказов 2008 г., повышение конкуренции |
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты по модернизации и расширению производства | Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание крупных проектов развития |
Все субъекты МП | Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, сокращение штата |
Таким образом, ещё раз необходимо констатировать, что общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.
При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, в четвёртом квартале 2010 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.
На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилось на 20,7 %. Наиболее значительное сокращение числа малых предприятий произошло в сфере образования (на 57,1 %), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 36,6 %) и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 30,9 %).
Среднесписочная занятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилась на 5,4 %. В наибольшей степени сократилось число занятых на малых предприятиях в сфере строительства (на 11,6 %) и в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 10,8 %).
Объём оборота малых предприятий по итогам первого квартала по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года сократился на 22,4 %. Наиболее значительное сокращение оборота произошло на малых предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых (на 34,0 %), в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 26,2 %) и в сфере обрабатывающих производств (на 25,7 %).
Таблица 2. Объёмы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе – марте 2009 г.
Федеральные округа |
Объём оборота в январе – марте 2010 г. |
||
млн руб. | на душу населения, руб. | В % к январю – марту 2008 г. | |
РФ | 1 832 498,4 | 12 913,7 | 77,6 |
Центральный | 558 750,4 | 15 051,8 | 84,2 |
Северо-Западный | 300 072,8 | 22 289,9 | 77,5 |
Южный | 192 659,6 | 8 412,5 | 70,1 |
Приволжский | 357 670,7 | 11 860,0 | 74,6 |
Уральский | 188 321,9 | 15 367,0 | 97,7 |
Сибирский | 175 977,1 | 9 003,5 | 60,6 |
Дальневосточный | 59 045,9 | 9 140,1 | 78,4 |
В январе – марте 2010 г. объём оборота МП в целом по РФ сократился на 22,4 % относительно аналогичного периода предыдущего года.
Сокращение показателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всех федеральных округах. Наиболее значительное сокращение объёма оборота МП произошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращение показателя характерно для Уральского ФО.
Таблица 3. Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота МП в январе – марте 2010 г. относительно января – марта 2009 г. (с учётом ИПЦ)
Изменение объёмов оборота |
Количество регионов |
Очень сильное сокращение (свыше 50 %) | 4 |
Сильное сокращение (30–50 %) | 17 |
Среднее сокращение (10–30 %) | 30 |
Небольшое сокращение (до 10 %) | 7 |
Небольшое увеличение (до 10 %) | 8 |
Среднее увеличение (10–30 %) | 7 |
Сильное увеличение (30–50 %) | 6 |
Очень сильное увеличение (свыше 50 %) | 4 |
В январе – марте 2010 г. прирост объёма оборота МП отмечается в 25 регионах.
В наибольшей степени показатель вырос в Чукотском АО (в 2,8 раза). Значительный рост объёма оборота МП был также зафиксирован в Пензенской области (на 59,8 %), Ханты-Мансийском АО (на 57,6 %) и Карачаево-Черкесской Республике (на 55,8 %).
Сильное увеличение показателя отмечено в Ямало-Ненецком АО (на 44,7 %), Мурманской области (на 38,8 %), Тюменской области (на 37,7 %), Кабардино-Балкарской Республике (на 33,3 %), Смоленской области (на 32,4 %) и Республике Алтай (на 30,7 %). Максимальное сокращение показателя произошло в Алтайском (на 70,58 %) и Пермском (на 62,8 %) краях, Ленинградской (на 57,2 %) и Новгородской (на 56,6 %) области.
Таблица 4. Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе – марте 2010 г.
Федеральные округа | Объём инвестиций в январе – марте 2010 г. | ||
млн руб. | на душу населения, руб. | % к январю – марту 2009 г. | |
РФ | 41 413,0 | 291,8 | 75,9 |
Центральный | 11 582,3 | 312,0 | 85,8 |
Северо-Западный | 2 616,1 | 194,3 | 54,2 |
Южный | 8 318,4 | 363,2 | 103,8 |
Приволжский | 8 878,0 | 294,4 | 61,1 |
Уральский | 3 457,4 | 282,1 | 113,6 |
Сибирский | 5 664,3 | 289,8 | 60,9 |
Дальневосточный | 896,5 | 138,8 | 66,4 |
В январе – марте 2010 г. объём инвестиций в основной капитал на МП в целом по РФ сократился на 24,1 % относительно аналогичного периода предыдущего года.
Сокращение объёма инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных округах. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Северо-Западном ФО (на 45,8 %). Увеличение показателя произошло в Южном и Уральском федеральных округах. В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе – марте 2009 г. и(или) январе – марте 2010 г.) не осуществлялись либо их объёмы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн рублей. К таким регионам относятся Чукотский АО, Чеченская Республика, а также Республика Ингушетия. В январе – марте 2010 г. прирост объёма инвестиций на МП отмечается в 25 регионах. Наибольший прирост был зафиксирован в Республике Калмыкия (в 38,6 раза). В 1,5 и более раза инвестиции в основной капитал на МП увеличились в Республике Алтай (в 4,7 раза), Владимирской (в 2,7 раза) и Белгородской (в 2,7 раза) области, Республике Тыва (в 2,6 раза), Тюменской (в 1,9 раза) и Воронежской (в 1,5 раза) области.
Таблица 5. Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на МП в январе – марте 2010 г. относительно января – марта 2009 г. (с учётом ИПЦ)
Изменение объёмов инвестиций | Количество регионов |
Регионы, в которых инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись | 3 |
Сильное сокращение (50–100 %) | 25 |
Среднее сокращение (30–50 %) | 18 |
Небольшое сокращение (до 30 %) | 12 |
Небольшое увеличение (до 30 %) | 10 |
Среднее увеличение (30–50 %) | 8 |
Сильное увеличение (50–100 %) | 2 |
Очень сильное увеличение (свыше 100 %) | 5 |
Наибольшее сокращение показателя характерно для Еврейской автономной области (на 92,1 %). Сокращение объёма инвестиций в основной капитал на МП более чем на 70 % отмечается также в Рязанской (на 86,2 %), Ярославской (на 84,7 %), Архангельской (на 80,7 %), Иркутской (на 79,9 %) и Сахалинской (на 79,6 %) областях, Республике Саха (Якутия) (на 79,4 %), Чувашской Республике (на 79,1 %), Забайкальском (на 77,6 %) и Алтайском (на 74,5 %) краях, Вологодской (на 72,8 %) и Мурманской (на 72,7 %) областях.
кризис мировой предпринимательство бизнес
Библиографический список
1. Авилова, А.В. Малый бизнес после августа 2008 г.: российское общество до и после / А.В. Авилова, Е.М. Бухвальд, Т.Б. Обиденнова. – М., 2008.
2. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов). – М., 2009 – АНО ИКЦ «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС».
3. Анохин, В. Государственное регулирование предпринимательства / В. Анохин. – URL : http://www.gazeta.ru/2001/06/14/ prezidentvpo.shtml.
4. Аньшин, В.М. Инновационная стратегия фирмы / В.М. Аньшин. – М.: Российская экономическая академия, 2008. – 254 с.
5. Аренков, И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А. Аренков, Е.Г. Багиев. – СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 2007. – 218 с.
6. Аскеров, Э. Новые старые МП? / Э. Аскеров, Г. Ермилова // Малое предприятие. – 2009. – № 2. – С. 10–1
7. Аскеров, Э. По пятьдесят долларов на предприятие / Э. Аскеров, Г. Ермилова // Малое предприятие. – 2010. – № 2. – С. 1
8. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. – 2006. – URL : http://www.aup.ru/books/m72/1_htm
9. Блинова, Н.А. Методика мониторинга состояния малого бизнеса / Н.А. Блинова // Российское предпринимательство. – № 1 – 2010. – С. 23–26.
10. Бодди, К. Основы менеджмента / К. Бодди, Р. Пэйтон. – СПб. : Питер,2009. – 816 с.