Реферат: Инновационный подход к управлению системой образования
Введение
Формирование системы многоуровневого непрерывного образования как единого образовательного пространства предполагает интеграцию различных образовательных подразделений и учреждений. Эффективность функционирования такой системы достигается в данном случае за счет координации деятельности и взаимной увязки содержания образования, что позволяет повысить качество фундаментальной, общекультурной, гуманитарной и социально-экономической подготовки, расширить возможности для обеспечения свободы выбора, определения индивидуальной траектории образования.
Южно-Российским государственным университетом экономики и сервиса (ЮРГУЭС) накоплен значительный опыт интеграции образовательных учреждений в университетский комплекс. Целенаправленная работа по реализации идеи непрерывности профессионального образования проводится в ЮРГУЭС с начала 90-х гг. Система многоуровневого непрерывного образования ЮРГУЭС является средством повышения эффективности и качества образовательного процесса благодаря объединению интеллектуальных, материальных, информационных ресурсов для подготовки специалистов всех уровней образования и проведения исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
1. Структурная модель учебно-научно-инновационного социально ориентированного университетского комплекса
ЮРГУЭС является многоуровневым учебно-научно-инновационным комплексом – единственным вузом сервисного профиля, легкой и текстильной промышленности на юге России (рис. 1).
учебный инновационный социальный образование
Рис. 1. Структурная модель учебно-научно-инновационного университетского комплекса многоуровневого образования
В состав структурной модели учебно-научно-инновационного университетского комплекса многоуровнего образования, созданного на базе ЮРГУЭС, входят:
– образовательный комплекс, который включает в себя факультет начального и среднего профессионального образования (ФН и СПО), объединяющий профессиональный лицей экономики и сервиса (ПЛЭС) и высший колледж экономики и сервиса (ВКЭС); факультет довузовской подготовки, включающий в себя физико-математическую школу; семь факультетов высшего профессионального образования (ВПО); магистратуру; аспирантуру; институт экономики и технологии сервиса; 4 филиала; 18 научно-исследовательских подразделений и 24 учебно-научно-производ-ственных подразделения. При этом инновационную поддержку образования оказывают факультет дистанционного образования, лаборатория математического моделирования информационных систем, а также электронная библиотека.
– научный комплекс ЮРГУЭС представляет собой совокупность научно-исследовательских подразделений, позволяющих поддерживать высокий научный уровень содержания образовательных программ, освоение самых передовых идей и методов профессиональной деятельности. Он включает в себя следующие структурные единицы:
– научно-исследовательские лаборатории РАН: совместная лаборатория математических исследований и информатики Института прикладной математики Владикавказского научного центра РАН и ЮРГУЭС; проблемная лаборатория перспективных технологий и процессов Центра исследования проблем безопасности РАН и ЮРГУЭС, ее научно-исследовательские секторы в гг. Ростове-на-Дону, Волгодонске, Ставрополе, Волгограде; филиал отдела электроэнергетических проблем РАН при Кавминводском институте сервиса (филиале) ЮРГУЭС; Северо-Кавказский научный центр Института проблем региональной экономики РАН; филиал Института аналитического приборостроения РАН при Кавминводском институте сервиса (филиале) ЮРГУЭС;
– научно-исследовательские лаборатории Южного отделения РАО: проблемная лаборатория непрерывного образования и университетских комплексов; проблемная лаборатория информатизации и дистанционного образования; проблемная лаборатория региональных систем управления качеством образования;
– научные лаборатории: «Математическое моделирование и инфор-мационные системы», «Проектирование и изготовление пресс-форм экспресс-методами», «Информационные и телекоммуникационные системы», Студенческая научно-исследовательская лаборатория «Компьютерное проектирование и моделирование радиоэлектронных систем», Научно-исследовательская лаборатория «НИЛ конструирования одежды, снаряжения и оборудования», Комплексная учебно-научно-производственная лаборатория «Романтик-ЮРГУЭС», Комплексная учебная научно-производ-ственная лаборатория «Ресторан “Интеграл”», учебно-научно-производственная лаборатория «Экология человека»; учебно-научная лаборатория «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»;
– научные центры: филиал Российско-Белорусского Научного Центра аналоговой микросхемотехники; Научно-исследовательский центр ЮРГУЭС по проблемам экономики, финансов и кредита;
– научно-методические центры: Южный региональный Центр дистанционного образования в области сервиса, Филиал Российского центра тестирования выпускников средних школ, Информационно-методический центр по аттестации образовательных организаций Рособрнадзора, Консалтинговый Центр, Консультационный центр «Правовед», Учебно-методический центр «Профессионал»; филиал кафедры «Экономическая теория» при Южном научном центре РАН;
– инновационный комплекс предназначен для обеспечения эффективности разработок учащихся и студентов, которые могут внедряться в организационную и производственную деятельность коммерческих и экономических структур ЮРГУЭС, таких как:
– Бизнес-инкубатор «Дон-Сервис»; Клуб молодого менеджера, Учебный банк ПЛЭС ЮРГУЭС;
– экспериментальные производства: «Станция технического обслуживания автомобилей», Ателье по пошиву одежды «Камелия», УНПЛ «Ателье по пошиву трикотажных изделий», «Учебно-производственные мастерские по ремонту и изготовлению швейных изделий», ООО НПФ «Электронные информационные системы» (ЭЛИС), ООО НПФ «Автоматика, телекоммуникации, монтаж» (АТМ), «БВН-инжиниринг», Учебно-научно-производ-ственный участок программно-управляемых технологий «Робот»;
– студенческий Дом моделей и дизайн-студия «Подиум».
В состав данной структурной модели входит также комплекс социальной поддержки, включающий в себя социально-психологическую служ-бу, спортивный комплекс, Центр содействия трудоустройству выпускников, комбинат питания, Лечебно-оздоровительный центр, пресс-центр и музейно-выставочный комплекс, Издательство ЮРГУЭС.
2. Модели построения распределенных систем непрерывного образования
Современное состояние общества таково, что персонал практически любого предприятия должен постоянно повышать свою компетентность. Таким образом, должен реализовываться принцип «образование – через всю жизнь». Очевидно, что занятое население не всегда имеет возможность физически присутствовать в учебном центре, однако практически у всех есть средства современной связи, в т.ч. Интернет. Таким образом, актуально представляется задача создания распределенной образовательной системы (РОС) дополнительного профессионального образования (ДПО), базирующейся на интернет-технологиях.
С августа 2006 г. в ЮРГУЭС был проведен эксперимент по применению LMS Moodle в учебном процессе по специальностям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии». В эксперименте приняли участие более 200 студентов, потенциальная емкость системы (на ныне действующем сервере) – до 2 000 студентов. В течение 2008 учебного года в системе ДПО ЮРГУЭС с использованием Интернет прошли обучение более 400 слушателей, в том числе по программам, согласованным с ИМЦА Рособрнадзора.
Проведенный эксперимент показал, что наличие программных и технических средств не обеспечивают успешную реализацию проекта, более важную роль играет наличие корректной и оптимально организованной системы управления всем проектом. Особую значимость имеет устойчивость работы системы в условиях негативных внешних воздействий, таких как сбои в работе каналов связи, сбои в работе серверного оборудования, значительные изменения законодательства, корректировка целей и задач системы в процессе работы, изменение конъюнктуры рынка и т.д.
Многолетний опыт работы в области дистанционного образования показал, что одним из оптимальных решений является разделение функций системы, как минимум – образовательных и административных. При этом, подсистемы должны иметь не только независимые каналы обмена информацией с удаленными объектами (субъектами) системы, но и несколько параллельных каналов, в том числе физически разделенных.
Реально полного разнесения функций получить невозможно. Например, в работе административной системы возникает потребность в информации (как минимум – статистической), которая есть только в образовательной части. Возникает вопрос оптимального выбора количества межсистемных «шлюзов», режима их работы и оптимизации количества и содержания передаваемой информации. Количество «шлюзов» и содержание обмена сильно зависит от структуры обеих подсистем, от потоков документов, данных, управляющих воздействий и т.п. Все указанное, в свою очередь, зависит от решаемых задач, целей системы, внешних условий и т.п. Таким образом, возникает задача разработки распределенной образовательной системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование при возникновении негативных внешних воздействий, как особой информационно-коммуникационной среды с элементами самоадаптации.
Анализ функционирования РОС целесообразно проводить на основе моделей разной степени приближения к идеализированной.
Модели могут представляться в виде структурных и функциональных схем с детализацией, как правило, в нотациях IDEF0 и IDEF3, однако могут быть использованы специфические объекты и функции, введенные дополнительно.
При построении моделей могут быть использованы следующие процессы и подпроцессы обучающей и административной сред.
Обучающая среда
1. Организация доступа к среде
Регистрация слушателя в обучающей среде
Подтверждение аккаунта слушателя, назначение роли и прав доступа
2. Обучение
Получение учебной информации (чтение учебников, пособий и т.д.)
Самоконтроль
Запрос информации (вопросы в off-line, интерактивное общение и т.п.)
Выполнение деятельностных элементов (виртуальные практикумы, тренажеры, wiki и т.д.)
3. Контроль (аттестация)
Промежуточное тестирование
Итоговое тестирование
Письменная работа (или открытый тест)
Административная среда
1. Маркетинговые исследования
Изучение рынка труда и образовательных услуг
Разработка рекомендаций по номенклатуре, содержанию и стоимости учебных программ
2. Проектирование учебной программы
Разработка учебного плана
Разработка учебно-методического обеспечения
Разработка контрольно-измерительных материалов
Разработка программно-технических средств
Размещение готовой программы в информационной среде
3. Реализация учебной программы
Обеспечение функционирования информационно-технических средств реализации учебной программы
Контроль соблюдения условий обучения (оплата, право доступа к уровню и т.д., наличие всех необходимых документов), разрешение доступа к среде
Формирование графика обучения
Обеспечение ответов на запросы слушателей
Контроль прохождения этапов обучения (в том числе, например, модулей учебной программы, промежуточной и итоговой аттестации)
4. Документооборот
Прием документов слушателя
Регистрация слушателя в БД административной среды, формирование личного дела (карточки)
Отражение в документации этапов прохождения учебной программы
Формирование статистической отчетности для вышестоящих организаций
Формирование планов работ, сбор отчетности об их выполнении
5. Выдача документа об образовании
Обеспечение бланками документов об образовании
Формирование аттестационных (экзаменационных) комиссий
Контроль проведения итоговой аттестации
Заполнение бланка и выдача документа
6. Управление ресурсами
Прием оплаты за обучение
Финансирование разработки учебной программы
Оплата функционирования информационно-технических средств (трафик, связь, аренда оборудования и т.д.)
Обеспечение материально-технического снабжения
Кадровое обеспечение
Бухгалтерское обеспечение
Информационное обеспечение (литература, программы, компакт-диски и т.д.)
Следует отметить, что приведенный перечень процессов и подпроцессов не является исчерпывающим, в то же время он достаточен для иллюстрации рассматриваемых положений.
Первой моделью является первый предельный случай – использование двух полностью независимых подсистем – обучающей и административной.
Обучающая подсистема полностью автоматизирована и не требует управляющих воздействий в процессе обучения. Такой подход возможен, например, в режиме экстерната, самообразования и т.п. Фактически, в этом случае организация процесса обучения возложена на программно-технические средства и самого пользователя, который просто следует по заранее установленной траектории обучения. Важное замечание: при таком подходе не может быть документ об образовании государственного образца, так как для этого необходимы действия обучаемого не только в среде обучения, но и в среде управления – итоговая аттестация, официальное оформление документов и т.п.
Другой предельный случай – максимальная интеграция административных и обучающих сред. Контроль процесса осуществляется формированием отчетности на каждом этапе, отсутствие отчета влечет запрет перехода к следующему этапу. Недостатком такого подхода является крайне высокая заорганизованность процессов обучения, высокая чувствительность к изменениям законодательства, кратковременным сбоям в системе (из-за наличия жесткого графика сбой практически недопустим), невозможность быстрого реагирования на изменение конъюнктуры. Де-факто – эта модель является чисто теоретической, так как функционировать в реальных условиях не может.
Таким образом, наиболее эффективными являются системы с промежуточным уровнем интеграции, сочетающие несколько технологий управления и обучения, включенных в распределенную и диверсифицированную информационную среду. Комбинация технологий позволяет снизить влияние ряда факторов, отрицательно влияющих на результативность распределенной образовательной системы. В частности, наличие заранее созданных альтернативных траекторий обучения позволяет оперативно реагировать на изменения законодательства, конъюнктуры и т.п. Опыт показал, что наиболее устойчивыми являются структуры, имеющие не менее трех параллельных каналов обмена информацией между субъектами и объектами образовательного процесса. Кажущаяся избыточность не играет заметной роли, так как в каждый момент функционирует ограниченный набор узлов и связей модели.
В настоящее время предстоит решить задачу оптимизации структуры РОС с точки зрения ее экономической эффективности при условии сохранения качества обучения, а также реализовать функции самонастраивания системы при изменении внешних факторов.
Решение указанных задач возможно путем разработки детализированных сетевых моделей РОС, учитывающих внешние воздействия непосредственно на процессы управления и обучения, построение на основе этих моделей обобщенных функциональных схем РОС, определение максимально достоверных критериев структурной оптимизации и наборов правил взаимодействия узлов сети РОС, обеспечивающих полную или частичную самоадаптацию всей системы.
Модели процессов в распределенной образовательной системе
Для построения моделей процессов можно использовать различные нотации и средства. В данном случае используется нотация IDEF0, которая используется в документации СМК ЮРГУЭС. Полная карта процессов весьма велика и неудобна для рассмотрения, поэтому все процессы разделены на подпроцессы, согласованные по входам-выходам. Следует отметить, что предлагаемая модель содержит несколько квазинезависимых уровней, каждый из которых определяет группу процессов, связанных друг с другом единством входных-выходных переменных, типом взаимосвязей и общностью подцелей. В наиболее общем случае квазиуровней два – обучение и администрирование. При более глубокой детализации каждый уровень делится на подуровни. Например, уровень «обучение» может быть разделен на подуровни «обучение с точки зрения слушателя» и «обучение с точки зрения преподавателя». Обмен данными между уровнями (и подуровнями) осуществляется при помощи шлюзов, которые транслируют выходные переменные одного уровня во входные (или управляющие) переменные другого. Необходимо отметить, что шлюзы, в общем случае, имеют коэффициент преобразования, обладающий некоей размерностью, что требуется для трансляции разнородных переменных с уровня на уровень.
Библиографический список
1. Солодкая, М.С. Управление образованием: философско-методоло-гический аспект [Текст] / М.С. Солодкая // CREDO. – 2008. – № 4. – credo.osu.ru/04/001.shtml
2. Калина, И.И. Инновационный подход к управлению региональной системой образования [Текст] / И.И. Калина, Н.В. Смирнова // CREDO. – 2008. – № 10. – crdo.osu.ru/010/006.shtml
3. Иродов, М.И. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования [Текст] / М.И. Иродов, Т.А. Степанова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 1. – www.yspu.yr.ru:8101/ vestnik/ pedagoka_i_psichologiy/5_10/
4. Воронова, Н.П. Опыт сертификации системы менеджмента качества ЮРГУЭС в международном органе NQA [Текст] / Н.П. Воронова, А.Г. Сапронов, С.П. Петросов // Управление качеством образования в современной России : сб. ст. Всерос. науч.-практич. конф. – Пенза : Приволжский Дом знаний, 2006. – С. 24–26.
5. Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концепту-альные, теоретические и методологические проблемы [Текст] / В.И. Бай-денко. – М., 2009. – 295 с.
6. Келс, Г. Процесс самооценки: руководство по самооценке для высшего образования [Текст] / Г. Келс. – М., 2009. – 152 с.