Реферат: Контроль и регуляция эмоциональных состояний
Реферат
на тему: Контроль и регуляция эмоциональных состояний
Введение
Окружающий мир очень часто вызывает у нас различные эмоции, будь то радость или грусть, уверенность или страх. Однако эмоции не всегда оказывают положительное воздействие на человека, его состояние и поведение, а в некоторых ситуациях человек не может даже контролировать свои действия, что приводит к различным последствиям. Такие последствия могут быть различны: они могут, как помочь человеку достичь намеченной цели, так и наоборот, заблокировать мыслительную деятельность.
Окружающая нас действительность, к сожалению, очень часто вызывают бурю не контролируемых эмоций, и результат под действием эмоций не всегда соответствует желаемому, а иногда даже повергает в шок. Однако чтобы избежать различных неприятность существует множество вариантов регулирования эмоций, различных методик поведения, тренировок и факторов.
Данная работа создана для изучения различных способов контроля и регуляции эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния
Что такое эмоции?
«Эмоции – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности. Эмоции человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики». [3]
Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица. Они могут определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
«Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека». [2]
Разновидности эмоциональных состояний
«Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность». [2] Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.
Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
«Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека». [2] Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки.
«Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения». [2] Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.
Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения сил.
«Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности». [2] Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.
«Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки». [2] Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать.
Спокойное состояние человека
«Эмоциональная стабильность это спокойствие, стабильность, уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям». [1]
«Эмоциональная стабильность это выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность, его не задевают досадные мелочи». [4]
Эмоциональная стабильность характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.
Существую и другие определения эмоциональной стабильности, однако этого достаточно, чтобы представить себе целостную картину спокойного состояния человека: состояние в котором человек стабилен, устойчив к стрессовым ситуациям, работоспособен и невозмутим.
Контроль эмоциональных состоянийВ современной психологии существует две точки зрения на необходимость контролировать свои чувства. Одни специалисты рекомендуют контролировать свои эмоции, а другие психологи считают, что сдерживать эмоции вредно для здоровья и лучше их продемонстрировать. Конечно, для того чтобы быть в гармонии с самим собой, человек должен проявлять свои эмоции. Но в то же время необходимо выражать свои чувства искренне, а в некоторых случаях, когда они приносят вред нашему профессиональному росту лучше контролировать свои эмоции.
К примеру, если вы находитесь на работе, проявление своего недовольства или других негативных эмоции может быть чревата тем, что после этого очень велика вероятность потери рабочего места. Гнев очень часто заставляет повышать голос, делает нас резкими и грубыми. У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица. Таких людей не любят ни на работе, ни в личной жизни. Такое поведение с людьми, от которых напрямую зависит успешность работы, может поставить точку на пути вашей карьеры. Контролировать эмоции и сохранять невозмутимость в любых ситуациях – важные шаги для достижения гармонии и успеха в жизни.
Способы контроля
1) «Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями».[1] Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться.
2) «Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости».[1] Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.
3) «Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций».[1] Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
эмоция психика контроль состояние
Проблемы контроля в зависимости от особенностей человека
При рассмотрении контроля необходимо учесть тот факт, что существует несколько видов темперамента и для каждого вида может быть определенный способ регуляции более эффективен, чем другой.
«Флегматик. Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик. Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним».[5]
Заключение
В данной работе определено, что такое эмоция, а так же рассмотрены основные общие эмоциональные состояния, такие как: настроение, аффект, стресс, фрустрация, страсть. Описано поведение человека в той или иной ситуации и к чему это может привести.
Очень важным фактором является понимание, что же такое спокойное состояние человека, были приведены определения из различных источников и собрана целостная картина.
Также была определена необходимость контролирования эмоциональных ситуаций и приведены примеры самоконтроля: расслабление мимической мускулатуры, совершенствование дыхания и визуализация. Все способы эффективны в определенных ситуациях и могут помочь индивиду овладеть своими эмоциями.
В итоге, в ответ на раздражители суровой реальности, человек должен стараться не терять контроля над своими эмоциями, учиться и тренироваться сохранять спокойное эмоциональное состояние, совершенствовать себя. Такое поведение индивида приведет его к успеху в личной жизни, будет способствовать карьерному росту и поможет в трудную минуту.
Список литературы
1) http://pedlib.hut.ru/ /Электронный ресурс/ Педагогическая библиотека «Регуляция эмоционального состояния»
2) http://www.alt-portal.ru/ /Электронный ресурс/ Альтернативный креативный портал «Эмоциональные состояния, их регулирования»
3) http://psylist.net/ /Электронный ресурс/ «Эмоциональные состояния»
4) http://www.psychologos.ru/ /Электронный ресурс/ «Эмоциональная стабильность»
5) http://ru.wikipedia.org/ /Электронный ресурс/ «Темперамент»
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути ... | |
Департамент образования Государственное образовательное учреждение ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста ... Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения [10]. В связи с тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего ... | |
Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет Факультет дошкольного образовании Кафедра дошкольной педагогики ... К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. побуждения; активизировать в речи слова, обозначающие состояния и настроения, внутренние переживания человека. - воспитывать интерес к эмоциям и чувствам людей; учить выделять ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Психологическая подготовка к рукопашному бою | |
Психологическая подготовка к рукопашному бою Алексей Алексеевич Кадочников Аннотация В книге представлены основные методы психологической подготовки ... Если два предыдущих состояния пронизаны отрицательными, неприятными, мешающими эмоциональными переживаниями, то, находясь в "самоуверенности", рукопашники, наоборот, полны приятных ... Казалось бы, выход найден, оказался в плену трудной, ранящей психику ситуации, выпил таблетку-другую и лекарство помогло, сняло тяжесть душевных переживаний. |
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: книга |
Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного ... | |
Содержание Введение Глава 1. Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного ... К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции различаются и по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения. |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Роль эмоций в психической организации человека | |
... Южно- Уральский Государственный Университет Кафедра общей и возрастной психологии Курсовая работа по психологии Роль эмоций в психической организации Под эмоциями , или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человекаот бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Платонов К.К. писал, что эмоция- это особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе (тот путь, который прошла психика) психика и формируемая в её онтогенезе, форма коих ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |