Реферат: Автоматизация процессов товародвижения

Содержание

Введение

1. Автоматизация торговли и торговля автоматизацией

1.1 Операционные системы и базы данных

2. Автоматизация продуктового магазина (минимаркета)

2.1 Решения для сетей магазинов

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

товародвижение доходность бизнес автоматизация репликация

Актуальность темы данного реферата объясняется тем, что в настоящее время, в связи с развитием рыночной экономики, необходимо совершенствовать систему торговли.

Обычно в технико-экономических обоснованиях автоматизации различного рода процессов в качестве цели ставят повышение производительности труда и экономию кадров. Подходит ли эта цель для автоматизации управления процессом торговли? На практике организовать процесс раздачи товара и получения денег можно очень многими способами, и если при этом ставить главной задачей экономию кадров, то решить ее можно достаточно просто. Однако, вряд ли это будет эффективное торговое предприятие. Если же ставить задачу эффективного управления торговым предприятием с целью получения наибольшей прибыли (сейчас или в будущем), то решить ее действительно можно будет только с помощью автоматизация процессов товародвижения.


1.    Автоматизация торговли и торговля автоматизацией

Стабильный рост доходов предприятий торговли, о котором сегодня говорят многие аналитики, вызывает естественное оживление, как среди компаний, традиционно работающих в области автоматизации торговли, так и среди тех, кто обладает универсальными решениями. Среди последних необходимо особо выделить компании, занимающиеся внедрением информационных систем класса ERP.

Сейчас спектр предлагаемых решений достаточно велик, но список задач, которые должна решать система автоматизации торговой деятельности, коротким не назовешь.

Стоимость пакета решений также существенно различается. Под "системой автоматизации торговли" могут понимать как "железо" стоимостью больше миллиона долларов, так и программно-аппаратный комплекс на три кассовых аппарата стоимостью в $10000.

В том или ином виде все функции, подлежащие автоматизации, присутствуют на любом торговом предприятии, будь это мини-маркет или национальная торговая сеть из нескольких сотен крупных магазинов.

На различных этапах жизненного цикла предприятия автоматизация этих функций имеет различный приоритет. По мере того, как предприятие развивается и набирает обороты, все новые функции требуют пристального внимания и контроля.

Для каждой из упомянутых функций можно найти не одно и не два специализированных решения. Это обстоятельство способствует тому, что при автоматизации малых и средних российских предприятий до сих пор преобладает принцип, который можно условно назвать "неразумной достаточностью".

Средства на автоматизацию выделяются лишь в тот момент, когда ее отсутствие начинает приносить реальные убытки. Приоритетными параметрами при выборе ПО и внедряющей организации является, соответственно, не функциональность и квалификация, а цена и стоимость внедрения.

Без функций "финансы", "закупки", "продажи" практически невозможна успешная сдача налоговой отчетности. Поэтому, в том или ином виде, предприятие вынуждено их автоматизировать в обязательном порядке и, как правило, с самого начала.

В то же время управление персоналом, логистика, маркетинг, не говоря уж об управлении проектами и управлении качеством, — находятся в списках приоритетов не на втором и даже не на третьем месте.

В результате, когда предприятие (например, по итогам весьма успешной деятельности или благоприятной рыночной ситуации) стремительно переходит в разряд крупных, его информационная система оказывается к этому катастрофически не подготовлена.

Когда же руководство, наконец, осознает необходимость именно комплексной информационной системы, ее приходится внедрять "под давлением" и в предельно сжатые сроки. Такая практика, безусловно, сказывается и на стоимости, и на качестве внедрения.

Исторически первые ERP-системы разрабатывались для крупных и очень крупных предприятий, прежде всего — производственных и дистрибьюторских. Это ПО относится к разряду наиболее дорогостоящих; но еще дороже, чем лицензии, обходится предприятию сам процесс внедрения.

ERP — это не столько программный комплекс, сколько методология эффективного планирования. Успех внедрения прямо зависит от того, насколько эта методология может быть реализована в рамках существующей структуры предприятия.

Непосредственно установке и настройке ПО предшествуют длительные этапы обследования, моделирования, крайне болезненный процесс реинжиниринга и перестройки бизнес-процессов, а после установки необходимо провести обучение персонала и выдержать тяжелый период адаптации. При этом риск неудачного завершения проекта очень велик (около 60%, по статистике зарубежных компаний). Правда, до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, какое внедрение вообще можно назвать "удачным".

Но преимущества, полученные в результате грамотного использования ERP, могут быть весьма ощутимы для компании: издержки сводятся к минимуму, растет производительность труда, сокращается время на принятие решений и, наконец, — становится возможным планирование с использованием предварительного моделирования ситуации.

Так, одна из основных причин, побуждающих западные предприятия использовать ERP-системы, — это возможность получить дополнительное преимущество перед конкурентами за счет снижения издержек, ускорения исполнения заказов и повышения управляемости бизнеса в целом.

Осложнения и затраты, связанные с внедрением ERP-систем, объясняют, почему большинство компаний склонны оттягивать внедрение комплексной информационной системы (и роковым образом связанный с этим внедрением реинжиниринг). Это в полной мере относится и к предприятиям торговли.

Оптовики первыми среди российских торговых предприятий ощутили потребность в системах класса ERP. Одним из первых в России, в 1995 году, к внедрению SAP R/3 приступило ОАО "Фармимэкс" (бывшее Главное Аптечное управление СССР), занимающееся оптовой торговлей лекарственными препаратами. Основная причина для старта весьма дорогостоящего проекта — "невозможность принятия своевременных управленческих решений вследствие ошибочной информации в отчетах, расхождений в учете и отчетности, задержек при вводе и получении информации".

Что касается предприятий оптово-розничной торговли и розничных торговых сетей — для них ключевым в отношении внедрения ERP стал 2000 год. Он вообще был весьма удачен для российских ритейлеров, и понятно, что их рост существенно ускорился. В этом году "Копейка" занялась внедрением SAP Retail (к тому времени в сети было уже 15 магазинов и РЦ, а оборот перевалил за $60 млн.) Тогда же стартовал проект внедрения SAP Retail в крупнейшей сети торговли электроникой "Эльдорадо". В том же году ТД "Перекресток" начал внедрять Axapta, а ТД "ГУМ" — J. D. Edwards OneWorld. В январе 2001 г. началось внедрение Axapta в "Техносиле".

Стоит подчеркнуть, что почти все упомянутые компании ранее использовали информационные системы более низкого класса, однако на момент начала проектов эти системы стали для них просто-напросто малы. Вслед за "первыми ласточками" проекты по внедрению этих систем запустили еще несколько предприятий, столкнувшихся с теми же трудностями: необходимостью получения актуальной отчетности, задержками в оформлении заказов, простоями из-за скверного планирования, вызванного отсутствием необходимой информации, и невозможностью решения всех этих проблем с помощью имеющихся программ. Но получение конкурентных преимуществ, похоже, не вошло в список первоочередных задач.

В то же время рентабельность российских торговых предприятий достаточно высока, что дает им возможность развиваться в большей степени по экстенсивному пути, когда повышение производительности труда и снижение издержек не являются задачей № 1. Отчасти в силу этих причин и благодаря относительной стабильности экономической ситуации в Россию пришли Metro AG и Auchan. В магазинах, открываемых этими компаниями, КИС используется изначально, причем ее выбор, как правило, диктуется корпоративным стандартом.

Если верить распространяемой информации, то в ближайшем будущем за европейцами может последовать Wal-Mart. Между тем, его легендарный основатель Сэм Уолтон всю жизнь экономил на всем, кроме IT, и наследники придерживаются той же стратегии. Поэтому можно считать удачей, что почти все отечественные компании, лидирующие на рынке розничной торговли, либо уже запустили проекты внедрения ERP, либо имеют такие проекты в планах на ближайшее будущее.

Таким образом, из всех возможностей, предоставляемых ERP, наиболее привлекательной для лидеров российского рынка торговли была и остается возможность быстро принимать управленческие решения. С одной стороны, схема бизнес-процессов уже не помещается в голове даже самого блестящего топ-менеджера, управляющего самой талантливой командой. С другой — в сутках только 24 часа. По большому счету, именно эти факторы заставляют руководство мириться и с огромными затратами, и с беспорядком, который вносит реинжиниринг, и с необходимостью терпеть у себя в компании чересчур настойчивых и дотошных консультантов.

Впрочем, аналитики называют еще одну вескую причину приобретения ERP-системы: для привлечения инвесторов, особенно иностранных, компании приходится внедрять КИС, — инвесторам нужен "прозрачный" бизнес. Но проекты, начатые только в силу последней причины, гораздо чаще заканчиваются провалом — просто потому, что руководство заинтересовано не в успехе, а в самом факте наличия проекта.

Но, кроме лидеров, существует множество предприятий поменьше (но по российским меркам — достаточно крупных), которые либо пользуются информационными системами иного класса, либо вообще обходятся набором специализированных программ для автоматизации отдельных участков работы. И, вроде бы, они пока неплохо себя чувствуют. По крайней мере, планов на внедрение ERP либо нет, либо они принадлежат весьма отдаленному будущему.

66% не планирующих внедрять ERP вполне объяснимо — эта аббревиатура у многих компаний прочно ассоциируется со словами "дорого" и "долго".

В то же время компании этой группы, в отличие от "верхушки", готовы тратить деньги именно для того, чтобы получить конкурентное преимущество. Правда, в соответствии со своим масштабом — не большие деньги, а "малые и средние". Очевидно, что им требуется решение более дешевое и не требующее столь долгого внедрения. И это решение должно быть отраслевым, то есть учитывать особенности торговли: большой и быстро обновляемый ассортимент; необходимость взаимодействия с торгово-кассовым оборудованием (или интеграция с ПО, которое им управляет); иногда — специфику формата и специализации компании.

Подобные решения на российском рынке существуют. Можно назвать, например, Borlas TradeX или IBS Trade house. Эти программы содержат лишь те функции ERP, которые действительно необходимы торговому предприятию, и имеют весьма неплохие перспективы.

Следуя за спросом, в последние 2-3 года почти каждый из известнейших поставщиков ERP-систем создал свое решение для сектора SMB. Работать в этом секторе оказалось выгодно: сегодня для Oracle и SAP доля мелких клиентов в обороте составляет 20-30%. Вполне успешно продаются SAP Business One, Oracle Small Business Suite (NetSuite), MS Business Solutions Navision (бывшая Navision Attain); свои решения есть у Baan и PeopleSoft. Кроме того, появились компании, чьи продукты нацелены именно на сегмент SMB. Все предлагаемые решения, согласно описаниям, могут использоваться с числом рабочих мест от 5. Но пока ни одно решение, кроме MSBS Navision, не пользуется особой популярностью в России. Возможно, по причине своей недостаточно активной маркетинговой политики и потому, что понятия "средний и малый бизнес" у нас несколько отличается от западных, и доля этих предприятий в ВВП существенно меньше, равно как и средства, которые они могут потратить на автоматизацию. Но снижать цены для российского рынка западные "киты", похоже, еще не готовы.

Несмотря на неоднозначное отношение, последние три года на рынке ERP-решений для торговых организаций царит оживление. Появились долгожданные отраслевые решения — SAP Retail и Axapta Retail, локализованные для России. Axapta позиционируется как решение для средних предприятий, сроки внедрения у нее меньше и обходится она несколько дешевле, чем SAP, и, соответственно, лучше продается.

Однако на сегодняшний день не известно ни одного полного внедрения ERP-системы на предприятиях торговли (вообще, строго говоря, наличие полного внедрения ERP где бы то ни было в России вызывает огромные сомнения). В то же время ключевым преимуществом таких систем является возможность получить комплексную картину бизнеса, но, если ознакомиться с описаниями проектов внедрения, то становится ясно, что большинство компаний не торопится сразу использовать всю гамму возможностей ERP I, не говоря уж об ERP II. На практике наиболее активно используются модули, охватывающие две группы функций: финансы и логистику. "За бортом" проекта остаются управление персоналом, налоговый учет, учет ОС. В некоторых проектах внедрение этих модулей отнесено ко второму и последующим этапам; соответствующие функции автоматизируются за счет самостоятельных приложений, в той или иной степени интегрированных с ERP.

Предприятия, предпочитающие западные системы, пользуются фактически тем же усеченным набором функций, которые могли бы предоставить и более "бюджетные" программы. Средний срок внедрения даже для такой "усеченной" конфигурации, по данным поставщиков, — около шести месяцев. В то же время пессимистическая (но очень близкая к реальности) оценка дает гораздо больший срок. Дело в том, что предприятие постоянно изменяется — как структурно, так и функционально. Изменяются и требования пользователей к системе, по мере того, как они начинают лучше понимать ее возможности. Поэтому процесс внедрения ERP чем-то напоминает старинный парадокс про Ахилла и черепаху: пока Ахилл пробегает десять шагов, черепаха проползает шаг. К несчастью, черепаха в данном случае далеко не так медлительна, а Ахилл — совсем не так быстроног, как хотелось бы, и вопрос "догонит — не догонит" отнюдь не является риторическим. Пока Ахилл со всех ног торопится к тому месту, где он в последний раз видел черепаху, она вполне может не только "уползти" довольно далеко, но и измениться до неузнаваемости. Так и здесь — постоянное изменение технического задания может, в конце концов, загубить проект. Теория управления проектами дает только одну рекомендацию (правда, весьма абстрактную): необходимо сразу же, еще на этапе планирования, учитывать риск внезапного изменения требований и разрабатывать детальную стратегию реагирования. Успех здесь полностью зависит от опыта и "чутья" системного интегратора (проекты внедрения ERP-систем считаются наиболее сложными и рискованными в сфере ИТ).

Впрочем, использование методологии управления проектами (Project Management, PM) может стать одним из ключевых факторов успеха. Напомним, что согласно сложившейся практике составление технического задания обычно выполняется силами заказчика, а консультантов привлекают только на этапе исполнения. Это часто приводит к задержкам, которых можно было бы избежать при грамотном планировании. Как правило, недостаточно внимания уделяется описанию рисков и выработке стратегии реагирования. В то же время системные интеграторы, в силу специфики своей деятельности, уделяют PM много внимания, в то время как среди заказчиков эта технология распространена гораздо меньше. О последнем красноречиво свидетельствует тот факт, что модули управления проектами, имеющиеся в арсенале практически всех ERP-систем, долгое время были совершенно не востребованы.

Но отставание от западного рынка, как это ни парадоксально, имеет одно достоинство. Благодаря ему мы иногда можем заглянуть в будущее. Как известно, в начале 90-х годов начинался ERP-бум, и Gartner Group впервые стала использовать эту "магическую аббревиатуру". К концу десятилетия он пошел на спад, и та же Gartner Group провозгласила: "ERP мертв". Правда, тут же добавила: "Да здравствует ERP II!". Были названы отличительные качества нового "класса" систем; в том числе — наличие модулей SCM и CRM, средства для создания веб-порталов. Производители ERP срочно скупали компании, имевшие готовые SCM- и CRM-решения. Владельцы ERP-систем обзаводились соответствующими пакетами. Фактически, начался новый виток автоматизации — только уже с участием ERP. К этой тенденции добавился уже упоминавшийся расцвет ERP-решений для малого и среднего бизнеса. Похоже, "торговцев автоматизацией" всерьез озаботил спад в продажах их систем, и они вознамерились сделать эти системы столь же вездесущими и универсальными, как, скажем, операционные системы Microsoft. Девиз "каждой компании — по ERP-системе", кажется, еще не прозвучал, но он уже витает в воздухе. Очень характерна фраза, брошенная еще год назад Майклом Керни, управляющим директором SAP в Ирландии: "неважно, нужна ли компании ERP-система для лучшего ведения внутреннего бизнеса; она однозначно потребуется ей для взаимодействия с соседями по цепочке поставок".

Все эти бури, можно сказать, обошли Россию стороной — если не считать появления множества переводных и авторских статей в СМИ. Действительно, есть ли смысл говорить о том, что "ERP мертв", когда процент предприятий, успешно использующих эти системы, и так ничтожно мал? Покойник у нас и пожить-то как следует не успел. Потребности наших торговых предприятий, как правило, только-только добрались до точки, за которой ERP перестает быть роскошью.

Проблемы автоматизации цепочки поставок, а также электронной коммерции, для них гораздо менее насущны, чем наведение порядка в финансах, на складах и распределительных центрах, в управлении перевозками. Однако, учитывая объем импорта, а также то, что основные западные поставщики либо уже обзавелись, либо находятся в процессе обзаведения SCM-решениями, надо думать, их российским партнерам волей-неволей придется попросту соответствовать.

Это означает, что вскоре (может, через год, а, может, — через три) "вдруг" начнется "цепная реакция": производитель не сможет ничего толком продать, не обзаведясь SCM-решением, совместимым с таковым у ритейлера. И наоборот: ритейлеру, чтобы производить эффективные закупки, волей-неволей придется приобретать SCM. А поскольку эффективность SCM без КИС существенно ниже, думается, что и ERP тогда что-нибудь, да перепадет. Но это — в будущем. Пока ситуация с внедрением в российской торговле тех модулей, которые Gartner Group отнесла к обязательным для системы ERP II, выглядит не слишком оптимистично. Так что можно смело утверждать: ближайшие год-два старый добрый ERP может пожить в России вполне комфортной "загробной" жизнью.

 

1.1 Операционные системы и базы данных

Современные операционные системы (ОС) благодаря своему высокому уровню стабильности и безопасности, соответствуют уровню задач, решаемых на уровне POS-узлов и управления работой всего магазина. Например, Windows NT - это масштабируемая, и многозадачная ОС. Windows NT часто рассматривается заказчиками как операционная платформа в будущем, она обеспечивает преимущества стандартов на основе Microsoft. Поэтому, для заказчика очень важно, чтобы поставщик ПО обеспечил совместимость своего продукта, например, с Windows NT или другими популярными операционными платформами (Java, Linux).

Товародвижение в современных российских супермаркетах по своей интенсивности подчас не уступает западным, если говорить о количестве совершаемых транзакций. Продуктовый магазин, находящийся в удачном месте, имеет в день оборот до 5 тыс. долларов на кассу (примерно 1500 чеков), поэтому, если учесть, что предметом торговли являются относительно недорогие продукты питания, то систему нужно выбирать с расчетом на ее способность справиться с такими объемами. Только современные промышленные БД позволяют хранить историю товародвижения магазина (сети магазинов) за несколько месяцев или лет.

Управление электронным торговым оборудованием

Поддержка всех видов электронного торгового оборудования входит в штатный функциональный набор всех торговых систем.

Долгое время специальные аппаратные средства для торговли были очень дороги, а ПО и операционные системы являлись собственностью производителей этих средств. Сегодня оборудование уже не определяет необходимые типы ПО. Современное электронное торговое оборудование является PC-совместимым, имеет встроенные микропроцессоры, память, поддерживает сетевые протоколы передачи данных и др. До тех пор пока на рынке параллельно существуют аппаратные средства нескольких поколений, выбор ПО и аппаратных средств должен быть взаимосвязанным и взаимозависимым.

Использование технологий штрихового кодирования

Использование технологии штрихового кодирования является само собой разумеющимся, причем не только на кассовых узлах, но и в складской части системы. Обязательно должны использоваться сканеры, портативные терминалы, (возможно даже радио-терминалы, хотя это существенно дороже), весы, способные печатать штриховой код, принтеры штрих-кодов. Фактически же система должна вести полный учет на основе штрихового кодирования. При этом нужно сразу понимать, что необходимо будет и устройство, которое маркирует штрих-кодом те товары, которые его не имеют изначально. Ощутимый эффект от введения системы штрихового кодирования начинается только в том случае, когда 90-95 % всех товаров имеет подобную маркировку. В магазине сейчас типична ситуация, когда штрих-код имеют не более 65-70 % товаров. Довести этот показатель до необходимого - это уже задача самого магазина, если он всерьез нацелен на извлечение максимальной прибыли из своего бизнеса. В условиях торговой сети оснащение товаром штрих-кодами обычно входит в задачи дистрибьюторского центра.

Управление процессом ценообразования

Не секрет, что большинство российских магазинов придерживаются системы единой торговой наценки на товары. Однако подобный подход означает, что магазин фактически отказывается проводить собственную маркетинговую политику, полностью полагаясь на поставщика. На практике же всегда необходима очень гибкая система ценообразования, которая учитывает множество факторов и способна реагировать на малейшие колебания конъюнктуры. Цена на один и тот же товар, в зависимости от структуры потребительского спроса, может меняться несколько раз в течение дня. Например, в современном западном супермаркете изменяются до 2000 цен в смену. Поэтому предпочтительнее будет именно та система автоматизации торгового процесса, которая позволяет это делать с наименьшими издержками.

Управление скидками

Данная возможность торговой системы тесно связана с предыдущим пунктом, то есть с возможностью максимально гибко управлять системой ценообразования в магазине. Скидки на товары призваны в первую очередь повысить объем продаж в магазине, увеличить товарооборот, заставить постоянных покупателей купить больше товаров и привлечь новых покупателей. Разновидностей скидок существует много. Главное, на что надо обращать внимание при организации торговли со скидками, это, во-первых, скидка должна быть не на один товар: со скидкой должно продаваться около 10 % ассортимента, скидки должны быть постоянно. Только тогда это даст ощутимый эффект. Во-вторых, скидки целесообразно устраивать в виде своеобразного аукциона: ограниченный срок действия той или иной скидки должен побуждать покупателей делать покупки.

Дисконтные карты

Использование дисконтных карт очень популярно в западной торговле. В России многие торговые фирмы также готовы внедрять эту систему. Однако если на Западе дисконтная карта зачастую предоставляется покупателю просто в обмен на информацию о нем, для чего достаточно заполнить анкету, то в России нашла широкое применение практика торговли дисконтными картами. Дисконтные карты помогают привязать конкретного покупателя к магазину, заставляя его совершать покупки именно там.

В любом случае оценить эффективность использования скидок и дисконтных карт можно лишь в том случае, когда торговая система дает подробный отчет о динамике продаж того или иного товара. С другой стороны, система автоматизации должна иметь возможность удобной настройки, чтобы торговля со скидками действительно давала результат, а не вызывала трудностей учета и управления ценами.

Система заказов

Операционной единицей в этом вопросе должны быть не количество, не плановый товарный запас, а срок: на сколько дней рассчитан запас того или иного товара. Этот показатель удобен своей универсальностью, потому что плановый товарный запас на разные категории товаров различен. Следует оговориться, что работа со сроками очень эффективна только в том случае, если в торговой сети имеется собственный распределительный центр, поскольку в России постоянные, долговременные поставщики товара - явление сравнительно редкое. Соответственно важен оперативный учет поставщиков, с тем чтобы не возникли перебои в поставках тех или иных категорий товаров. В случае сетевой торговли эти задачи помогает решить собственный распределительный центр. Однако, проблема автоматизированного заказа все равно остается и даже усложняется, центр диктует магазину жесткое расписание заказов .

Система расчета с поставщиками

Этот пункт особенно важен в российских условиях, поскольку способов расчетов с поставщиками существует очень много: товарные кредиты, отсрочки платежей, предоплата и т.п. Все это требует более внимательного отслеживания взаиморасчетов с поставщиком. Распространенной ошибкой является отнесение отношений с поставщиком в сферу бухгалтерского учета, хотя на самом деле это скорее прерогатива именно системы управления. Бухгалтерия, как уже отмечалось выше, не работает в реальном времени, поэтому задержки с оплатой товара поставщику могут негативно сказаться на дальнейшем сотрудничестве с ним.

Привязка реализации к поставкам

Это один из ключевых моментов, осознание которого очень важно при выборе торговой системы. Если налицо система учета товара в продажных ценах, то такая привязка в принципе невозможна. В качестве контрольного здесь можно использовать следующий вопрос: может ли данная система оценить прибыль от работы с данным поставщиком. Не с данным покупателем (это всегда просто), а именно поставщиком. Система должна дать ответ, насколько выгодно сотрудничество с этим поставщиком, помочь проанализировать, как хорошо продается товар, в какие сроки.

Поддержка вспомогательного производства

При многих супермаркетах существуют пекарни, кондитерские, которые могут использовать продукты непосредственно из торгового зала, возвращая их потом в качестве нового товара. Аналогичная ситуация со ставшей популярной в последнее время продажей салатов, которые могут приготовляться здесь же. Все это, в случае необходимости, тоже должно быть предусмотрено в системе управления торговым процессом и в системе учета.


2. Автоматизация продуктового магазина (минимаркета)

Современный рынок пестрит разнообразием предоставляемых товаров и услуг. И мы привыкли покупать товары в соответствующих магазинах (минимаркетах). Давайте задумаемся, что же такое "магазин"?

Для некоторых слоев населения - это место, где можно приобрести продукты и товары ежедневного потребления: бытовая химия, еда, и многое другое. Для других – это место отдыха. Но в большинстве случаев, для нас магазин или минимаркет остается местом приобретения необходимых товаров. Мы привыкли посещать те, которые отличаются большим спектром предоставляемых товаров, приятной и мелодичной музыкой, радушными консультантами, всегда готовыми прийти на помощь и самое главное – быстрым кассовым обслуживанием, и конечно приятным бонусом является накопительная дисконтная карта покупателя.

Для эффективной работы требуется правильно организовать структуру магазина. Для этого компания "Технологии Успеха" предлагает осуществить автоматизацию торговли следующим образом (смотри рисунок-1).

Рисунок-1 Автоматизация торговли


Для автоматизации розничного магазина требуются временные и финансовые затраты, которые полностью оправдывают себя.

Вот лишь некоторые преимущества при внедрении системы автоматизации:

1)  полный контроль поступления и реализации разнообразных товаров (продукты, газонокосилки и т.д.);

2)  своевременное пополнение запасов на складе;

3)  анализирование динамики продаж и принятие аргументированных решений о смене ассортимента.

Для руководителя:

возможность наблюдать за качеством работы своих сотрудников, не проводя все время в торговом зале;

возможность справедливо судить о том, кого уволить, а кому выдать премию.

Масштаб и длительность процесса автоматизации зависит от характера торговой точки. Для небольшого магазина розничной торговли – достаточно компьютера с установленным на нем специальным программным обеспечением, принтером и сканером шрих-кодов. А вот для продуктового магазина средних размеров нужно будет оборудовать два-три рабочих места кассира, склад, на котором будут компьютер(ы), весы, принтер этикеток, сканер.

Доказано, при внедрении современного оборудования в разы увеличивает пропускную способность магазина (одежды или продуктового) и его прибыли.

Автоматизация торговли может осуществляться по следующим аспектам:

Рабочее место кассира (точки продаж).

Рабочее место кассира - это инструмент для автоматизации работы кассира, отличающийся функциональностью и в то же время простотой. Позволяет вести эффективный учет продаж благодаря наличию полного набора функций, неотъемлемых при работе современного кассового комплекса, помимо того препятствует злоупотреблениям персонала. Также позволяет оптимизировать и ускорить работу кассира при расчете покупателя, автоматически начислять скидки на выбранную группу товаров.

Сканер штрих-кодов.

Предназначен для ввода штрих-кода. Обеспечивает высокую производительность, эффективность и продуктивность работы персонала. Без него не обходится инвентаризация склада, прием и отбор товара. Кассир сканером осуществляет подбор продаваемого товара в чек, что исключает возможность допущения ошибок при вводе и подборе товара.

Дисплей покупателя.

Дисплей/табло покупателя предназначен для информирования покупателя о действиях, совершаемых кассиром. На нем отображается информация: наименование продукта, стоимость покупки, сумма чека и сумма сдачи, рекламная информация в виде бегущей строки и прочее.

Электронные весы.

Предназначены для взвешивания и маркировки товаров в торговых залах. Отличаются надежностью, простотой управления, крепким корпусом, функциональностью и точностью. Позволяют существенно ускорить процесс приемки и отпуска сырья и готовой продукции.

Рабочее место товароведа.

В офисе магазина устанавливается компьютер товароведа с соответствующим программным обеспечением, с помощью которого можно легко контролировать поступающий товар, устанавливать цены продажи, осуществлять переоценку, просматривать документы перемещения товара в торговый зал. Списание товара со склада осуществляется автоматически после получения данных из программы "1С".

 


2.1 Решения для сетей магазинов

Автоматизированные системы управления имеют разные возможности контроля над торговым процессом. Это напрямую зависит от той технологии, которая положена в основу конкретного решения, а та, в свою очередь, может существенно различаться по стоимости. Самые дорогие системы автоматизации позволяют следить за любым элементом торговой сети в реальном времени. Однако такой контроль нужен далеко не всегда и не всем, поэтому нет смысла поддаваться на маркетинговые уловки поставщика системы, а нужно точно определить те цели и задачи, достижению которых должна помочь автоматизация.

Существуют три основных варианта автоматизации розничной сети. В данном случае понятие "автоматизации" включает в себя прежде всего способы связи между отдельными элементами сети.

Первый и, пожалуй, наиболее дорогой вариант - сеть, построенная на основе оптоволоконных линий связи. В этом случае удается создать полностью онлайновую систему, когда центральный офис выполняет функцию магазина, а все магазины сети работают как его торговые секции. Такое решение имеет по крайней мере два минуса. Во-первых, дороговизна оптоволоконных линий. По этой причине значительно удаленные друг от друга магазины зачастую объединять в сеть с помощью подобной технологии порой нерентабельно, т.к. создание и обслуживание оптоволоконных и радиоканалов каналов достаточно дорого. Другой минус оптоволокна состоит в том, что если связь прервется, то остановится работа всей сети.

Второй вариант основан на механизме репликации. Этот вариант недорогой, но скорость передачи данных оставляет желать лучшего. Репликация - это копирование изменений в таблицах базы данных и их пересылка на удаленные серверы без учета требований розничной торговли. Недостатком репликации является наличие таких ситуаций, когда, например, новый товар уже поступил в систему удаленного магазина, а новые цены еще нет. Если требуется эффективный обмен информацией между офисом и магазинами, механизм репликации будет явно неудовлетворительным. Этот механизм уместно использовать в тех случаях, когда достаточно обмениваться информацией не чаще одного раза в день. Кроме того, следует предупредить, что в случае повреждения линии связи сеть, работающая на механизме репликации, вынуждена простаивать.

Третий подход - связь на базе документов. Основан он на том, что никаких изменений в магазине не может произойти, пока туда не пришел какой-либо новый документ из центрального офиса. То есть все виды связи между магазинами представляют собой пересылку, во-первых, одного или нескольких документов, а во-вторых, полной информации по всем содержащимся в них товарам. Такой способ удобен тем, что принцип его работы хорошо понятен торговому персоналу. Надежность системы, построенной на таком способе связи, очень высока. Область ее применений практически не ограничена, поэтому перспективность этой связи не вызывает сомнения. Особое внимание при проектировании системы автоматизации нужно уделить тому, насколько сохранится функциональность и работоспособность системы в случаях (очень нередких в российских условиях) выхода из строя коммуникационных линий.

Методы связи различных элементов торговой сети могут отличаться друг от друга. Естественно, что чем сеть качественней, тем выше будет ее цена, и в этом случае очень важно скорее выбрать оптимальное соотношение "цена-качество". В то же время следует предостеречь от сведения задачи автоматизации торговой сети к задаче исключительно коммуникационной. Главное, чтобы торговая система изначально проектировалась для работы в условиях торговой сети, включала в себя такие понятия, как "удаленный магазин", "центральный склад", "центральный офис", предусматривала перемещения товара из магазина в магазин, возврат товара поставщику и т. д. В этом случае шансов на успех у такой системы будет на порядок больше.


Заключение

Можно сделать следующие выводы:

Развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных сетевых структур, которые со временем начнут занимать все большую долю рынка. Именно такие предприятия будут обладать наибольшими конкурентными преимуществами.

В условиях ужесточения конкурентной борьбы больше внимания будет уделяться эффективному менеджменту как средству выживания и успешного функционирования компании.

Важнейшим инструментом в повышении доходности бизнеса станет автоматизация всех бизнес-процессов торговой компании. Информационная система приобретет большую значимость, т. к. обеспечивает информацией все звенья управленческой структуры компании и напрямую определяет качество принимаемых решений, в условиях, когда цена ошибок в рамках крупного сетевого предприятия многократно возрастает.


Список использованных источников и литературы

1)  Ю.И. Ребрин - Основы экономики и управления производством (интернет-издание)

2)  www.servplus.ru компания "Сервис Плюс" (комплексная автоматизация предприятий)