Курсовая работа: Тифлис как туристический центр (кон. XIX–нач. XX вв.)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
Курсовая работа
Тифлис как туристический центр (кон. XIX – нач. XX вв.)
студентки IV курса
вечернего отделения
Бурда Дарьи
научный руководитель к.и.н. Сухорукова Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Вступление
Глава 1. Общий взгляд на г. Тифлис
1.1 Краткий исторический очерк
1.2 Географическое положение
1.3 Тифлис как центр Кавказа
1.4 Прибытие в город
1.5 Строение Тифлиса
Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса
2.1 Армянский базар
2.2 Караван-сараи
2.3 Тифлисские бани
Глава 3. Культурные достопримечательности г. Тифлиса
3.1 Улицы и площади Тифлиса
3.2 Сады Тифлиса
3.3 Музеи Тифлиса
3.4 Библиотека и театры Тифлиса
Глава 4. Памятники древностей г. Тифлиса
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
тифлис культурный туризм этнографический исторический
Работа, посвященная городу Тифлису конца XIX – начала XX вв. представляет собой несомненный интерес в историко-регионоведческом плане, давая довольно полную и ясную картину города в его туристическом аспекте, благодаря личным воспоминаниям путешественников.
К концу XIX - началу XX вв. город Тифлис (столица Грузинского царства, а к началу XX века губернский город) представлял собой центр Кавказа, будучи и туристским центром, о чем свидетельствуют очерки, описания туристов, работы исследователей и путеводители. Наличие путеводителей по городу говорит об уже сложившейся туристской инфраструктуре в городе; путеводители содержали в себе рекомендации оптимального обзора городских достопримечательностей, адреса и карты для наилучшей ориентации прибывшего в Тифлис туриста.
Источниками для анализа послужили воспоминания Маркова Е.Л. - исследователя, автора ряда педагогических и критических статей, путевых очерков и поездок по России; путешественника Сидорова В.М., оставившего двухтомную работу с описанием поездок по России с практическими рекомендациями для туристов; труд известных исследователей Кавказа II пол. XIX в. Баркадзе Д.З. и Берзенова Н.Г. Немало сведений для работы почерпнуто из книги Андреева А.П. оставившего исторические, этнографические и географические сведения, описавшего положение и структуру города; и работы Шамраевского П.Ф., с обзором важнейших культурных и исторических достопримечательностей города. Также в работе были использованы воспоминания Святловского В.В. – путешественника и известного экономиста, путешественника Юшкова и др.
В курсовой работе кратко рассматривается общая многовековая история Тифлиса, его географическое положение, климатические особенности, этнографический диапазон, общее положение Тифлиса на Кавказе как административного и культурного центра. Основное же внимание уделено выявлению культурных и исторических достопримечательностей города (история объектов, их описание и состояние) и мест отдыха и развлечений (по отзывам туристов, рекомендациям путеводителей), обычно посещаемых туристами в конце XIX века.
Таким образом, работа должна дать представление о жизни г. Тифлиса обозначенного периода в качестве туристического центра Кавказского региона. Проведенное исследование может быть полезным для интересующихся данным регионом и развитием туризма в нем.
Глава 1. Общий взгляд на г Тифлис
1.1 Краткий исторический очерк
Город Тифлис считается одним из старейших городов в мире. Древностью как город он уступает древнейшим городам Египта, Вавилонии, Персии, Финикии, Греции и Рима. Из городов Грузии он моложе Мцхета и Кутаиса.
Тифлис поочередно находился под влиянием греков, римлян, арабов, монголов и византийцев, оставивших свои следы в языках, нравах и учреждениях грузинского народа. Христианство в Грузии взяло верх над пытавшимся утвердиться язычеством, огнепоклонством, магометанством…
Об основании Тифлиса существовало предание о том, как один из грузинских царей охотился в лесу и ранил оленя, который бросился к одному из горячих серных источников, которыми изобиловала эта местность, и, подкрепив этим силы, скрылся из виду. Исследовав горячий источник и узнав о целебности его вод, грузинский царь приказал заселить эту местность, которую назвали Тбилиси. Название происходит от грузинского слова "тбили" - теплый (имеющего индоевропейский корень). Легенда открытия тбилисских серных вод с некоторыми вариациями повторялась и относительно серных баденских и богемских вод. Такое же название носили и другие города, известные своими горячими источниками: Tibilis в древней Нумидии, Toepliz в Богемии.
Изначально Тифлис был селом. В 330 году н. э. в царствование Вараз-Бакура персидский правитель этой части царства построил поблизости от села укрепление как оплот против Мцхета – древней грузинской столицы, - а в 469 г. царь Вахтанг-Гургаслан основал сам город Тифлис. Он делился на три части или квартала: собственно Тифлис, известный минеральными источниками, Калу или крепость, лежавшую к северу от Тифлиса и на запад от реки Куры, наконец, Исани, отделявшийся от Тифлиса и Калы мостом через Куру.
В продолжение своего многовекового существования Тифлис неоднократно переходил в руки завоевателей (греков, монголов, турок, персов и др.), при чем не раз подвергался сплошному разрушению. В последний раз в 1795 г. Тифлис был взят персидскими войсками, под предводительством шаха Ага-Магомет-ханом. Город был разрушен почти до основания; большая часть жителей разбежалась, около 3 тысяч человек было уведено в плен, остальные были убиты или замучены.
В 1800 г. при царе Георгии XII Грузия была присоединена к Российской империи по Георгиевскому трактату, и для Тифлиса настала эра мирного культурного развития. 1845 г. – Город Тбилиси переименован в Тифлис и стал центром наместничества русского царя на Кавказе.
1.2 Географическое положение
Местность, занятая городом, находилась преимущественно в котловине и ограничивалась с юга Сололакским хребтом, при спуске к р. Куре образовывавшим Дабаханское ущелье, с востока – Метехскими горами и с запада – горой св. Давида (Мта-Цминда); с севера же местность была совершенно открыта и пересекалась в юго-восточном направлении рекой Курой, разделявший весь город на две части. (см. приложение 1).
Река Кура в пределах Тифлиса в начале XX века текла приблизительно 8 км, имея общее направление с северо-запада на юго-восток; берега реки были по большей части скалисты и круты с неровными расстояниями между ними. В черте города в правый берег Куры впадала речка Вера, две балки – Московская и Колючая и три оврага. Все они имели направление с запада на восток.
Климатические условия города находились в прямой зависимости от окружающих его хребтов с вершинами, покрытыми большей частью вечными снегами. Климат Тифлиса был относительно здоровым, средняя годовая температура составляла +12,7 С. В этом отношении город признавался безусловно хорошим местом, и врачи причисляли его к так называемым промежуточным станциям в деле климатического лечения.
Зимы в Тифлисе практически не было, летом же бывало настолько душно, что жители выезжали из города, по крайней мере, на две недели. Пребывание в городе летом, по отзывам туристов, было практически невыносимым: жара, удушливая пыль, ослепляющее солнце, потеря аппетита, как результат, лихорадка и жажда. Лучшим временем года здесь признавалась осень – теплая и с ровной температурой. В это же время город имел наиболее оживленный вид.
1.3 Тифлис как центр Кавказа
Тифлис, бывшая столица грузинского царства, а к началу XX в. губернский город, являлся центром Кавказа во многих отношениях; он был самым населенным городом, и в нем были сосредоточены все высшие в крае учреждения, а также торговая деятельность края.
Преобладающую часть населения города в этническом отношении составляли русские – около 30%, за ними следовали армяне – 29%, грузины – 27%, татары – 4% и проч.
По своему внешнему виду Тифлис конца XIX – начала XX вв. представлял собой и европейский и азиатский город с узкими темными грязными переулочками и широкими проспектами, с маленькими неправильными площадками и центральными площадями, с плоскими крышами зданий с балкончиками.
Тифлис имел с Европейской Россией три сообщения: сухопутное по Военно-грузинской дороге через Владикавказ и два морских: через Батум по Черному морю и через Баку по каспийскому морю на Петровск и Астрахань. Последнее сообщение было возможно только летом.
Условия жизни в Тифлисе представлялись сносными, и дороговизны, по сравнению с другими пунктами края, не было. Напротив, как во всех центрах, в которых сосредотачивались промышленность, капиталы и существовала конкуренция, в городе жизнь считалась даже дешевле, чем в других местах.
Причины этих условий крылись в следующем: 1) Тифлис был соединен прямым рельсовым путем с Россией через Кавказские горы; 20 от города шли железные дороги в Баку, Джульфы и другие пункты; 3) Потийский порт соединял его самым удобным сообщением со всеми заграничными рынками; 4) во все окрестные пункты и города Тифлисской губернии были проведены прекрасные шоссе, облегчающие перевоз всевозможных продуктов; 5) топливо в Тифлисе было дешевым (преимущественно нефтяное из Баку или каменноугольное из Тлибульских копей); 6) ближайшие окрестности Тифлиса, орошенные каналами – из р. Куры по правую сторону города и из р. Арагвы по левую – были покрыты садами и огородами, конкурирующими друг с другом дешевыми фруктами и овощами; 7) то же орошение давало возможность развести в окрестностях Тифлиса рощи и парки на ближайших к нему горах и возвышенностях.
В деле же внутреннего благоустройства к концу XIX в., по мнению современников, городом была сделана лишь небольшая доля того, что было необходимо для большого европейского города. Мало дало ему его более чем 15-ти вековое существование.
1.4 Прибытие в город
Прибывшему в Тифлису путешественнику в первые минуты трудно было осознавать, что он находился так далеко, и он не мог привыкнуть к мысли, что находился в многострадальном городе, в одном из самых древних поселений земли, что редкое место так обильно омыто кровью, как это, что его история составляла одну из печальнейших историй всех городов.
При въезде в город турист двигался мимо невзрачных зданий – духанов с курьезными вывесками: "Духан белая роза" или духан "Духан райское место" и проч. Звуки зурны, доносившиеся из окон духанов и крики пирующих встречали путешественника, приехавшего в Тифлис. Расставшись с почтовым экипажем, взяв местный фаэтон или другой вид конного транспорта, приезжие въезжали на главную улицу города – Головинский проспект (по имени первого русского наместника в Тифлисе ген-л. Головина).
Головинский проспект начинался от Почтовой площади и тянулся по направлению к Эриванской площади на протяжении 1,1 км; являлся, несомненно, центром тифлисской жизни. Масса встречавшихся на каждом шагу роскошных магазинов, красивых общественных и частных зданий напоминали, как утверждали путеводители, лучшие улицы столичных городов. С ворот здания Почтово-телеграфного округа открывалась дивная панорама на весь Кавказский хребет, во главе с вечно белоснежными вершинами Эльбруса и Казбека.Центр проспекта был занят бульваром, обсаженным деревьями, почти в самом центре проспекта находился прекрасный дворец Наместника кавказского, а напротив него – городской сад, о котором более подробно будет сказано ниже. Привлекательность прогулки или поездки по проспекту усиливалась теми впечатлениями, которые оставляли после себя чудные виды, открывавшиеся практически с каждого его пункта, то на гору св. Давида, с белевшим вверху монастырем, то на сновавшие на самую вершину горы вагончики электрического фуникулера, то, наконец, на раскинувшийся вдали город и Метехские горы. Как правило, это были первые картины тифлисской жизни, встававшие перед глазами туриста.
Для прибывшего в город путешественника существовали современные гостиницы. В качестве лучших гостиниц в Тифлисе рекомендовались "Ориант" на Головинском проспекте: 80 номеров от 1 до 15 руб. в сутки; "Лондон" на Михайловском мосту: 28 номеров от 1 до 10 руб. в сутки; "Кавказ" на Эриванской площади: 90 номеров от 1 до 5 руб. в сутки; "Россия" на Головинском проспекте. Во всех гостиницах имелись рестораны. Кроме того, на Дворцовой улице находился ресторан "Зимний сад" ("Банковский ресторан"), где по вечерам играла музыка, и ресторан Мадера. Местные блюда можно было попробовать в ресторане "Пур-Гвино" на Головинском проспекте, "Азиатский" на Эриванской площади, "Ваза" на Михайловской улице.
1.5 Строение Тифлиса
Река Кура делила город на две части. На её правой стороне находились следующие участки: предместье Вера с виноградными садами, Мтацминда с церковью св. Давида, Гарстубани, Сололаки (лучшая, аристократическая часть города), Харпухи и Орточала (тоже с садами). На левой же стороне лежали бывшая колония Тифлис (давно вошедшая в городскую черту) с садом Муштаид, старые и новые Куки, Чугуреты, Авлабар с Метехским замком (бывшим некогда царской резиденцией, превращенный в гражданскую тюрьму) и предместье Навтлуг, занятое военным госпиталем и другими казенными учреждениями. Кроме этого, Тифлис было принято разбивать на две части – старый и новый города, азиатский и европейский.
Разделение Тифлиса на две части было очевидным по характеру улиц, построек и населению. Как следовало из путеводителей, старая (азиатская) часть города отличалась скученностью построек, неправильными кривыми узкими улицами и переулками. Напротив, Сололаки, вся часть города от Эриванской площади до р. Веры, по правую сторону р. Куры и от Метехского замка до Муштаида по левую сторону, за немногими исключениями имела правильные прямые улицы. Постройки в этой части города имели европейский характер.
Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса
Турист переносился в старый туземный Тифлис, сбившийся у подножия древней исторической крепости под защитой такого же старого Метехского замка, оберегавшего переправу Куры с другого берега. Здесь находился "настоящий исторический город древнего Востока, город своеобразных азиатских обычаев, своеобразной азиатской внешности, несравненно более интересной туристу и художнику, чем весь простор и удобство новейшего Тифлиса" начала XX в.
Находившийся с южной стороны Куры старый город Тифлис, с видневшимися на холме развалинами древней крепости властителей Грузии манил к себе практически всех путешественников."Человек попадал в азиатский город грузинских царей, бесконечный лабиринт темных и узких улиц и переулков, как в совсем в другой город, сдвинутый на крутых берегах Куры, с его грязными и темными переходами, с его шумом и гамом, с его удивительной живописностью и красотой восточной жизни. Крыши и навесы выдвигались вперед, верхние этажи выдавались над нижними и образовывали полутемны галереи, спасая прохожих от удушающей жары и палящего южного солнца. Тут смесь людей, животных, экипажей и одежд", - описывал один из путешественников старую часть Тифлиса.
Чтобы иметь представление о старом городе, прибывшему в город советовалось остановиться на трех его характерных особенностях, удерживавших за собой местный колорит, не смотря на напор новых европейских порядков и устройства описываемого времени. Это так называемый Армянский базар, караван-сарай и бани.
2.1 Армянский базар
Армянский базар – это улица, состоявшая из двух параллельных рядов лавок (большая часть лавок в один ярус) с разными товарам, свежими и сушеными фруктами и припасами; здесь же шел ряд мастерских-сокрняков, мастеров "туземной" одежды и обуви, оружейников, седельников, серебряных дел мастеров. Все было открыто: на востоке ремесленники не скрывали своего искусства. Беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах дополняло картину Армянского базара.
При первоначальном устройстве этого базара как будто заботились о соблюдении прямой линии, более, нежели при проведении улиц; но всё-таки в дальнейшем своем развитии базар не мог обойтись без привычной кривизны. Замечательна была устойчивость Армянского базара от влияния стихий и времени: кое-где лавки бросались в глаза своей крайней ветхостью; лишь верхняя часть базар была вынуждена принять реставрацию в европейском вкусе. Базар состоял из лавок с товарами, фруктами и припасами; мастерских и булочных, питейных и кофеен, цирюлен, харчевен. В расположении рядов, как отмечалось исследователями Кавказа, соблюдался некоторый порядок. Все нижние этажи, лавки, открытые в сторону улицы, на которых на глазах у посетителя шла работа, вся пестрота восточной жизни была перед глазами. Хозяева лавок тут же производили все товары, на каждом шагу встречались группы словоохотливых азиатов. Здесь, по свидетельству туриста Сидорова В.М., можно было увидеть лица персов с черными глазами, с бородами, окрашенными в красный цвет хной, турок в красных фесках, черкесов и в их одеяниях, татар в их ермолках и пестрых халатах, нахмуренные лица лезгин, с их воинственными и стройными фигурами, ловких армян, заполнивших Тифлис, красавцев грузин с их тонкими талиями пламенными глазами, - живой калейдоскоп, от которого невозможно было оторвать глаз. Здесь, мылись, брились, одевались и раздевались, как у себя в спальне на этом родном для всех гостеприимном базаре. На каждом шагу встречались персидские кухни, в которых, в основном, все было чисто, вкусно и дешево. В них готовили кебаб, хаши, жарили шашлык, варили плов, сацеви, хихиртму, ежеминутно готовили свежие лаваши, потребляемые толпой в больших количествах. Духаны были наполнены различных размеров бурдюками дешевого вина для пестрой базарной толпы. На армянском базаре можно было увидеть мушей, замечательно описанных практически каждым из туристов, - носильщиков, обладавших огромной силой, таскавших на спинах огромные предметы, как, например, комоды, наполненные домашним скарбом, получая за это мизерное вознаграждение. Муши, по заверению современников, славились своей честностью, и европейский турист мог без опасения доверить им свой багаж.
Армянский базар служил вместе с тем многолюднейшей из тифлисских улиц, по которой с утра и до поздней ночи происходило беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах; где иногда по получасу не могли разъехаться арбы с круторогими буйволами и немилосердно колотящими их восточными возницами, и где сразу появлялся полицейский в кителе и с палкой, которая колотила не буйвола, а возницу, который принимал удары совершенно покорно.
К вечеру, по наблюдениям, вся эта оглушительная возня стихала, но не совсем: более деликатные зажигали в своих лавках фонари, другие освещали их просто сальными свечами, вставляя их в кучу лобии или изюма, продолжая криком зазывать к себе покупателей. Для полной характеристики базара, следует отметить, что независимо от всей суматохи, свойственной любому торговому пункту того времени, на нем зачастую разыгрывались борьба, импровизированные кулачные бои и другие игрища, устраиваемые мальчишками прямо на тротуарах. Но и взрослые ни мало не заботились о публике, выставляя на середину тротуара жаровни, преграждая путь ящиками, тюками и т.д. Но неудобства этим не ограничивались, они существовали даже в воздухе: холщовые навесы для ограждения товаров с оборванными грязными краями спускались настолько низко, что задевали головы прохожих, затрудняя проход по тротуару.
Армянский базар служил как бы переходной ступенью о европейской части города в чисто азиатскую: татарский майдан и шайтан-базар. Располагавшиеся ещё далее, почти на самом берегу Куры. Это были уже типичные азиатские рынки, и обстоятельное знакомство с ними, несомненно, представляло большой интерес для всякого туриста.
Татарский майдан (тесная площадка, сжатая со всех сторон постройками в 1, 2 и более этажей), эта торговая площадь была как бы блистательным финалом, заканчивавшим житейскую комедию, разыгрывавшуюся на базаре, с теми же типическими особенностями. Майдан – сосредоточие уже не мелочной, а обширной торговли хлебом, солью, живностью.
Небольшая площадь майдана была замощена булыжником и охвачена убогими и грязными домами с разнообразными лавками внизу. Днем тут бывало обычно не особенно много народу, но тем не мене, жизнь так и била ключом. Следуя путеводителю и глядя на майдан с обрывистого Сололакского хребта, можно было видеть головы людей и лошадей, буйволов, быков, ослов, иногда даже верблюда. Также всегда можно было встретить представителей разнообразного населения Тифлиса. Но обычно туристу было трудно долго находиться среди шума и гвалта.
В лавках близ майдана продавали преимущественно живую рыбу, муку, свечи, фазанов, диких коз. Спустившись ниже и левее, посетитель оказывался в так называемом "обжорном ряду", где помещалось много местных ресторанов; почти в любое время дня и даже ночи в открытом очаге каждого такого заведения пылал огонь, на котором готовились различные кушанья. Свернув налево в глухой переулок, посетитель мог пройти в темные ряды или крытые галереи, в которых располагались лавки армян, торговавших московскими товарами, а также коврами, войлоком и другими произведениями Персии и Закавказья.
2.2 Караван-сараи
Как утверждалось в современной литературе, турист совершил бы большую ошибку, если бы от майдана не заглянул в один из тифлисских караван-сараев – этих оригинальных построек, свойственных лишь востоку. Между Армянским базаром и майданом располагались старый и новый караван-сараи. Без темных рядов не обходился почти ни один азиатский город. Архитектура нового караван - сарая в общем походила на подобные постройки в Персии.
Большие здания в два, три этажа с двором внутри; на каждый двор выходили галереи, проходившие вдоль каждого яруса, а на галереи открывались двери окна небольших комнат – келий, предназначенных для торговцев и их товаров. Комнаты были холодными и сырыми, не меблированными; свет скудными струйками проходил с мрачного двора через грязное окно, если таковое было прорублено около двери. Конечно, нужно было быть нетребовательным торговцем, чтобы занимать подобное помещение. Но там мог располагаться каждый, кому заблагорассудится, и мог вести торговлю, не платя хозяину караван-сарая.
В лучших же караван-сараях, где помещались ценные товары, нижние комнаты служили конторой, а верхние – магазином или помещением для самого купца. Встречались также восьмиугольные караван-сараи с одним главным входом посередине и четыре небольших полу свода вокруг – в этих караван-сараях было приятно и в летнее время, благодаря прохладе. Движения и шума в караван-сараях было меньше, чем на базарах, так как в них производилась преимущественно оптовая торговля. Караван-сараи называли по имени какого-либо торговца или по товару, преимущественно продаваемому в нем; а также по именам наций или городов, к которым принадлежали приезжие, останавливавшиеся в них. Купленный товар, вынесенный на улицу, подлежал пошлине.
2.3 Тифлисские бани
Тут же, среди хаоса улиц находились знаменитые тифлисские бани над серными источниками, давшими имя грузинской столице. Эти бани составляли одну из достопримечательностей Тифлиса.
Если бы в Тифлисе не существовало горячих минеральных ключей, безжизненная Тифлисская котловина, вероятно, могла бы никогда не заинтересовать собой не только царя Вахтанга-Гургаслана, но и простого смертного, не сосредоточила бы в себе население, которому было суждено разрастись. Минеральные источники дали известность Тифлису с древнейших времен, и могли бы при своем рациональном устройстве послужить его превращению в важную бальнеологическую станцию, но так как воды располагались в старой части города, и содержались большей частью не очень опрятно, пребывание больных при существовавших условиях не могло было быть организовано гигиенически правильно.
Главнейшие и обильнейшие из минеральных источников Тифлиса располагались у северо-восточного склона горы Сеим-Абат, ближе к речке Дабахани. По своему химическому составу эти воды принадлежали к серно-щелочным и были сходны с Котере в Пиренеях. Они постоянно служили для жителей Тифлиса как гигиеническое средство. Физически свойства воды всех тифлисских минеральных источников были одинаковы, кроме температуры отдельных источников на правой стороне Куры. Одни из них были устроены и проведены в бани, другие нет. Сверху бани представлялись группой куполов, снабженных отверстиями для света и воздуха. Бани были общими и отдельными с тремя-четырьмя бассейнами. Существовали и особые номера, щеголявшие мраморными ваннами.
К концу XIX – началу XX вв. лучше остальных были обустроены бани княгини Грузинской, называемые Ираклиевскими, наследников Ивана Мирзоева, также лучшей баней считалась "Цихис-абано" (Орбелиановская), была наиболее посещаемой. Цены бань (кроме последних) составляли 1-1,5 руб. за час в номерах. При этих банях находились туземные терщики, оригинальные приемы которых были картинно описаны ещё Пушкиным в его "Путешествии в Арзрум". Эти бани были прекрасно отделаны по европейскому образцу (мрамор, при отсутствии дерева). В Орбелиановских серная вода была не так горяча, как в Ираклиевских. Наибольшим содержанием минеральных солей отличались бани "Гогило" на Авлабаре.Солей в "Гогило" было вчетверо больше, чем в других источниках, вследствие чего оно приобрело характер лечебного места, посещаемого страдавшими ревматизмом, кожными болезнями и пр.
Не обустроенные же номера представляли собой просто каменные подвалы своего рода, глухие, сырые и мало приютные. Но если ещё в 80-х гг. XIX в. можно было найти 1-2 мраморных номера, то к началу XX в. практически все бани были обустроены.
По рассказам путешественников, бани были действительно хороши и освежали в жаркие летние дни. Бани не топились, а напрямую вели в свои бассейны горячую серную воду. В мраморном номере бани находился бассейн, разделенный на две клетки, глубина доходила до плеч. По правилам бань после каждого посетителя вода в бассейне менялась.
В Ираклиевской бане, к примеру, по сведениям путешественника Сидорова, посетителя провожали в роскошный номер, весь выложенный мрамором и изразцами, освещенный лампами, соседний номер предназначался для мытья. Терщик (банщик) вооружался шершавой перчаткой и коленкоровым мешочком. В номере бани обычно пахло серой. Терщик, уложив посетителя на скамью, проделывал манипуляции, свойственные восточному мытью, этому знаменитому процессу ломания суставов – всех вместе и каждого в отдельности; начиная с первого сгиба пальцев на руках, он переходил к ногам, затем к затылку, спинному хребту и т. д. Это вытягивание должно было производиться с легкостью, чтобы посетитель во время процесса чувствовал только удовольствие и истому. Ломания сопровождалось хлопаньем ладонью. Однако среди отзывов туристов встречались обратные отзывы, в которых азиатский банщик назывался мучителем, который "всячески щипал и трепал, тряс и дергал руки и ноги, словно хотел вылущить их из суставов, крутил их назад, топтал спину и ребра, тер ежовой рукавицей…". Посетитель бани дышал полной грудью; мышцы не утомлялись, а напротив, они как будто приобретали необычайную гибкость. Затем начиналось собственно трение. В заключение из мешочка с мылом выпускалась пена, окутывавшая с головы до ног. Наконец, посетитель спускался в ванну – около 5 минут, наполненную синеватой серной водой, которая не жгла, не смотря на свою высокую температуру, а наоборот, нежила, успокаивала, погружала в сладкую дремоту. Посетитель совсем не замечал неприятного запаха серы, который при входе в номер очень чувствовался, и выходил в первую комнату, закутанный в чистые сухие простыни, чтобы немного отдохнуть.После бани в соседних персидских кухнях можно было потребовать национальных блюд и вина, все горячие и вкусные яства отлично елись, принесенные прямо с пылу, без тарелок, завернуты в горячие лаваши.
Глава 3. Культурные достопримечательности г. Тифлиса
Тифлис, как уже было сказано, имел подобно Янусу, два лица: одно старое, другое молодое, так его воспринимали современники. На первом были видны следы Азии, колыбели человечества, с ее застоем, традицией и остановившейся в известных пределах культурой, которая не смотря на столь близкое соседство молодой соперницы Европы, еще крепко держалась своих привычек, не желая отрешиться от выработанного ей когда-то миросозерцания. Второе же лицо – прямо контраст с первым и по энергии и по типическим особенностям; в нем отражалась Европа с ее прогрессом и всеобъемлющей цивилизацией.
3.1 Улицы и площади Тифлиса
Правая европейская сторона города начиналась от Военно-грузинской дороги Ольгинской улицей. На ней находилось большое здание Военно-окружного суда, повивальный институт и несколько кирпичных заводов, совершенно неуместных на этой улице. Она имела несколько боковых улиц и переулков, в том числе Верийский спуск, по которому проходила конно-железная дорога и следовала далее по мосту на другую – восточную – сторону Куры. Возле большого дома управления Почтово-телеграфного округа, называемого Разгонной почтой, где помещались почтовые экипажи, начинался Головинский проспект - блестящая улица, по которой скользили конки, на которой находились лучшие рестораны, гостиницы, здания. Здесь блистали своими выставками товаров прекрасные магазины, бесчисленные погребки с кавказскими винами, фасады всевозможных общественных зданий, музеев, библиотеки, гимназии, дворца, нового театра, почты и др., служившими продолжением Ольгинской улицы.
В здании Разгонной почты можно был взять экипаж по городу:
час по городу:
- в крытых дышлевых (фаэтонах) – 60 коп.,
- в открытых экипажах (дрожках) – 40 коп.
за проезд в один конец:
- по городу в крытых – 30 коп.,
- по городу в открытых – 20 коп.
Головинский проспект перед самой Эриванской площадью сужался в виде короткой и блестящей Дворцовой улицы, сплошь покрытой блестящими витринами магазинов, выходил на Эриванскую площадь.
Эриванская площадь располагалась на правом берегу Куры, ограничивалась Пушкинской улицей и кварталами. Площадь была крайне оживлена вследствие обилия магазинов, расположенных на самой площади (в караван-сарае), так и по её сторонам. На площади находились здание Городского управления, Штаб Кавказского военного округа и Духовная семинария. Нижние этажи зданий, окружавших площадь, были заняты магазинами и ресторанами, площадь же, по мнению путешественника Сидорова В.М., напоминала и по своему положению в городе и по значению знаменитую Пуэрта дель Соль Мадрида. Караван-сарай был полон магазинов, где царила вечная суета. Нижний этаж – это небольшие, довольно грязные и непрезентабельные азиатские рестораны, которые размещались в подвальном этаже и предлагали посетителям свои восточные яства. В караван-сарай вели две широкие лестницы, а возле него находился небольшой сквер с южной зеленью, с бюстом Пушкина, вокруг которого сновали газетчики, продавцы фруктов и всевозможных восточных сладостей. Продавцы цветов, армяне с кувшинами… Из зданий, расположенных вокруг площади обращали на себя внимание красивой архитектуры городской дом, гостиница "Кавказ", помещение Коммерческого банка, меблированные комнаты "Дворцовые", "Империал" и др.
Другая площадь, которую следовало осмотреть, – Воронцовская располагалась в части города, лежавшей на левой стороне Куры, около Михайловского моста. В центре площади находился памятник князю М.С. Воронцову. Главным образом, Тифлис стал европейским городом при князе Воронцове. Памятник князю был сооружен в 1867 году у Михайловского моста, построенного в бытность Кавказским наместником в ознаменование заслуг Воронцова. Со смертью бывшего наместника грузинское дворянство выразило желание воздвигнуть князю памятник в Тифлисе. Наместник того времени князь Барятинский поддержал это намерение, и для его осуществления была открыта подписка во всех сословиях общества. В непродолжительный срок были собраны деньги, и памятник была заказан профессору академии художнику Пименову, но он умер, так и не окончив работы. Окончить памятнику пришлось ученику Пименова художнику Крейгагу. Статуя из бронзы была отлита в Петербурге, и в конце 1886 г. доставлена в Тифлис и установлена на пьедестале. На памятнике кн. М.С. Воронцов стоял на высоком пьедестале с непокрытой головой, в накинутой шинели; в руках у него была папаха и фельдмаршальский жезл. На пьедестале была сделана надпись "Князю Михаилу Сергеевичу Воронцову. 1845-1854" Вокруг памятника была сделана красивая ограда из пушек с цепями; по углам поставлены 4 фонаря.
Остальные площади, по мнению составителя путеводителя, не представляли для туриста особого интереса: Почтово-телеграфная (у начала Головинского проспекта), Давидовская, Георгиевская, Хлебная. Экзаршеская, Татарская (на Авлабаре), Николаевская, Артиллерийская, Кладбищенская.
От Воронцовской же площади начиналась Михайловская улица. До 1862 г. улица была немецкой колонией, где были поселены в 1819 году Виртембергские немцы, и была названа "Тифлис", но в том же году по просьбе колонистов, она вошла в состав города для того, чтобы пользоваться городскими правами. Улица была одной из самых длинных Тифлиса (около 2х км). После Головинского проспекта Михайловская улица была первой по оживленности движения, что объяснялось, главным образом, тем обстоятельством, что она служила кратчайшей дорогой, соединявшей правый берег Куры и часть левого – с вокзалом и привокзальной частью города. Улица вся была обсажена акацией и пирамидальными тополями; славилась множеством садов, расположенных на ней; она же приводил и к лучшему саду Тифлиса – Муштаиду.
3.2 Сады Тифлиса
Сад Муштаид был основан в 20-х годах XVIII столетия главой персидского духовенства – Муштаидом, переселившимися на Кавказ и получившим от русского правительства участок земли на месте сада Муштаид. Через десятилетие Муштаид был отдан в аренду частным предпринимателям, использовавшим его под различного рода увеселения. В таком положении сад находился до 1887 года, когда при решении вопроса о выборе места под Кавказскую Шелководственную станцию, саду было отдано предпочтение перед другими участками и последний, таким образом, перешел в ведение Министерства Государственных имуществ. Сад обладал прекрасной растительностью, был опрятным и не страдал обилием пыли, которая обычно наполняла в летнее время прочие сады Тифлиса, находившиеся в центре города. Эти преимущества, а также выгодное в плане красоты соседство с рекой, сделали Муштаид любимым местом прогулок тифлисской публики. В саду в летнее время в определенные вечера играла музыка, при саде был открыт буфет (ресторан).
В юго-западной же части города в ущелье Сололакского хребта располагался весьма красивый сад - Ботанический. Место, занимаемое садом, принадлежало некогда грузинскому царскому дому. До 1896 г. Под садом находилось всего около 6 десятин, из которых под садовыми насаждениями, цветниками и питомниками состояло только 2 десятины, остальная же площадь сада находилась под различными постройками. С 1896 по 1903 г. Для расширения сада были приобретены, последовательно, смежные участки у различных частных владельцев, увеличившие площадь до 57 десятин. С увеличением территория представилась возможность к более правильной и широкой организации составления в саду всевозможных коллекций растительного царства. В саду имелись оранжереи, заключавшие около 1000 видов растений, преимущественно жарких и умеренно-теплых стран, музей (около 3000 предметов), гербарий (около 1000 видов). Кроме того, при саде имелась школа садовых рабочих. В верхней части сада находился небольшой водопад, а на высокой скале – развалины дворца грузинских царей. Вход в большую часть сада был бесплатным и разрешен для всех. Для входа же в акклиматизационное отделение (оранжереи, цветники и проч.) необходимо было разрешение Управления Уполномоченного министра Государственных имуществ. В сад можно было проехать через азиатскую часть города, вернуться же можно было пешком по северному склону хребта мимо армянских церквей св. Богородицы и Монгнинского собора. На всём пути вплоть до входных ворот сада открывались чудные виды на город и окрестности.
Однако же, как отмечал путешественник и исследователь Марков, в саду бывало довольно значительное количество пьющего и поющего народа. Ботанический сад, как и другие, был местом публичного гулянья, где большей частью кутили тифлисские "кинто" - уличные разносчики, торговцы. В саду можно было услышать грузинскую музыку, однако оркестр из различных национальных инструментов и музыка без мелодии и гармонии нравилась, скорее, лишь самим грузинам.
Третий, наиболее известный сад – Александровский располагался почти в самом центре города, состоял из двух отдельных садов: нижнего – более обширного и верхнего – меньших размеров. Средняя и верхняя части сада имели различное назначение в более раннее время: верхняя часть сада служила кладбищем, а средняя находилась в частном пользовании. Сад был обустроен в 1859 г. при наместнике князе Барятинском, которым были скуплены эти участки, вошедшие в состав Александровского сада. Публика очень полюбила построенный Барятинским сад, и там всегда можно было встретить массу гулявших; но в конце 80-х гг. часть деревьев на верхней площадке, примыкавшей к Головинскому проспекту, вырубили для Военно-исторического музея; сад же стал излюбленным местом прислуги, солдат и т.п. Сам сад был густо засажен деревьями разнообразных пород и украшен во многих местах клумбами цветов. При входе в главные ворота ютилась небольшая часовня изящной архитектуры во имя св. Благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая в память спасения царской семьи на станции Борки в 1888 г. Весь сад был обнесен красивой железной решеткой и содержался в образцовом порядке и производил, по отзывам, крайне приятное впечатление.
Также в обоих концах Тифлиса с предместьями Вера – с северной стороны, Орточалы – с южной, городские жители содержали сады и имели много духанов для продажи напитков и съестных припасов. В Орточалах садов было гораздо больше, были и те, которые снабжали город фруктами и овощами, в некоторых выделывалось вино, но не очень высокого качества.
3.3 Музеи Тифлиса
В Александровском саду находился упомянутый выше Военно-исторический музей. Он был заложен в конце 80-х гг. XIX в. в увековечение подвигов русской армии при завоевании Кавказа. Здание музея выходило фасадом на Головинский проспект; это было тяжелое по своей архитектуре сооружение, освещавшееся через стеклянную крышу; фасад здания был украшен десятью большими досками с изображением на них золотыми буквами важнейших событий Кавказской войны, и двумя другими с выписками из ноты грузинского посольства 1800 г. и манифеста императора Александра I 1801 г. Перед фасадом музея был разбит красивый палисадник с решеткой, поддерживаемой вместо столбов турецкими медными пушками с сидящим на них сверху двуглавыми золотыми орлами. В музее были собраны различные трофеи войны, картины Рубо, Айвазовского и других художников, изображавшие выдающиеся моменты борьбы России на Кавказе, портреты героев войны и т.д. Вход в музей был бесплатным.
До 90-х гг. в Тифлисе из музеев существовал лишь Кавказский естественно-исторический музей. Музей находился на углу Голвинского проспекта и Николаевской улицы, был открыт в 1867 г. Инициатива его основания принадлежала члену Кавказского Отделения императорского Русского географического общества В.А. Сологубу, поднявшему этот вопрос на заседании общества в 1852 г. Тогда же из среды членов общества была избрана Дирекция для организации будущего музея. 21 мая того же года были ассигнованы деньги для приобретения естественно-исторических коллекций. Ощущая крайний недостаток в материальных средствах, Дирекция обратилась к общественному участию. Но с 1857 г. интерес к музею стал падать, причиной этому послужили отчасти военные действия на западном Кавказе; в 1861 г. Дирекция была упразднена. В 1864 г. по окончанию военных действий внимание вновь было обращено к учреждению. Результатом было приглашение для руководства музеем Г.И. Радде (известного натуралиста и путешественника по Азии), которому музей всецело был обязан своим превосходным устройством и полнотой содержания. 2 января 1867 г. музей был официально открыт наместником Великим князем Михаилом Николаевичем.
Музей, по мнению посетителей, мог бы составить украшение любой европейской столицы того времени. Он помещался в удобном и красивом здании на видном месте. Маленький дворик был украшен мраморным бюстом Берже – ученому-археологу, неутомимому исследователю Кавказа. В садике находились громоздкие памятники древней истории Кавказа, каменные истуканы, плиты и т. п. Находились здесь и туземцы гор и лесов, громадные орлы, кондоры, грифы и др. Сам музей представлял собой два яруса светлых обширных зал, со вкусом декорированных в грузинском стиле; потолки были расписаны пестрыми узорами персидских ковров, на полу и на стенах находились настоящие ковры. Парадная лестница была расписана превосходными фресками. Даже просто пройтись по этим залам было большим удовольствием для туриста. И, конечно, здесь находилась масса естественноисторического материала, наполнявшего шкафы и витрины.
Музей заключал в себе следующие отделы: геологический, ботанический, этнографический и археологический. Особенным богатством отличался зоологический отдел, преимущественно его орнитологическая часть. Подробный обзор выставленных предметов имелся в путеводителе, составленном директором, но этот путеводитель зачастую вводил в заблуждение осматривавшего музей (путеводитель продавался у входа за 30 коп.). Представители науки, однако, не совсем одобрительно отзывались о научной стороне музея, а публика не могла многому в нем научиться в виду принятой в музее системы обозначения всех названий на латыни без соответствующего перевода на русский язык.
Музей был открыт по вторникам, пятницам и средам с 10 утра до 15 часов, плата за вход составляла 20 коп.
Третий музей, который стоило посетить в Тифлисе, находился в конце Михайловской улицы, в описанном выше саду Муштаид. Это Шелководственный музей и станция, учрежденные в 1887 году, для ознакомления с шелководческой промышленностью в крае и поднятия её уровня. В 1889 г. была открыта чревоводня, а затем лаборатория, музей, библиотека и проч. В музее было собрано все относящееся к разведению шелка, имевшее тот или иной интерес. Кроме шелководства, станция занималась пчеловодством и рыболовством. При ней были учреждены практические и теоретические курсы для учителей народных школ.
Главное здание станции находилось почти при самом входе в сад и представляло собой красивый двухэтажный корпус в русском стиле. В этом здании сосредотачивались все помещения административного характера, многочисленные лаборатории, библиотека с читальней, аудитория и сам музей станции. Все коллекции музея заключали в себе более 18 тысяч предметов, распределенных по отделам естественной истории и патологии червя; по выкормке, гренажу и замариванию коконов; по размотке и обработке шелка; по тутоводству и пчеловодству. Помимо этого в музее также были собраны богатые коллекции шелка, тканей и различных изделий из шелка; многочисленные модели пособий для наиболее рационального ведения операций. Указания и способы работы на станках любезно демонстрировались мастерами в часы обычных работ. Для распространения знаний по шелководству и пчеловодству на станции весь год проводилось бесплатное практическое обучение; летом читались курсы. Существовало, однако мнение, что это казенное дело казалось рассчитанным на его внешнюю представительность, а широкие затраты представлялись не соответствующим той пользе, которую оно в состоянии было принести.
Станция с охватывавшей ее богатейшей растительностью Муштаида заслуживали подробного осмотра любого туриста. Обозрение было доступно каждый день, за исключением праздничных с 9 до 15 часов.
3.4 Библиотека и театры Тифлиса
Тифлисская Публичная библиотека также представляла собой одну из достопримечательностей города. Она была основана в 1846 г. при кн. М.С. Воронцове и заключала в себе до 30 тысяч томов, содержавших информацию по большей части о Кавказе и близлежащих странах. Она была одной из богатейших библиотек Азии того времени. В фундамент книжных богатств библиотеки легли, главным образом, книги из знаменитой когда-то библиотеки князей Никиты и Александра Меншиковых, принесенных в дар генерал-адъютантом кн. В.А. Меншиковым. Затем следовали весьма ценные пожертвования Кавказского Горного управления и Кавказского Статистического комитета.
Пользование библиотекой было затруднено неудобным временем (между 12 и 18 часами), когда вся интеллигенция Тифлиса находилась на службе в различных учреждениях; по праздникам и в вечерние часы библиотека была закрыта. Публичная библиотека помещалась напротив дворца Главнокомандующего в казенном доме, симметрично Кавказскому естественно-историческому музею.
Сверх указанных достопримечательностей приезжие обычно посещали дом, в котором жил Пушкин в 1829 г., помещавшийся на Пушкинской улице напротив заднего крыльца караван-сарая Тамамшевых. Это был старый двухэтажный дом с мраморной доской с надписью: "Александр Сергеевич Пушкин жил в этом доме в 1829 году".
Из увеселительных мест Тифлиса конца XIX - начала XX вв. можно выделить театр.
Начало театральных представлений на русском языке в Тифлисе относится ко времени наместничества на Кавказе генерала Нейдгарта в 1844 г. Первый тифлисский антрепренер был отставной губернский секретарь Г.П. Яценко. Театр помещался в частном доме и был до крайности плох. С приездом на Кавказ наместником Воронцова был организован театр в здании казенного манежа; начались работы по его устройству и организации. Казенный театр располагался на Головинском проспекте и был открыт в 1896 г. при Главнокомандующем генерал-адъютанте С.А Шереметеве. Роскошное здание театра в мавританском стиле поражало гармоничным сочетанием грандиозности с общей легкостью всей постройки. Весь передний фасад здания был украшен скульптурной орнаментацией в том же стиле; художественность рисунка и тонкость техники в исполнении самых мельчайших деталей орнаментов – не оставляли, по сведениям, желать лучшего. Внутренняя отделка вестибюля, зрительного зала и всех остальных помещений были исполнены с не меньшей художественностью, красотой и выдержанностью общего стиля.
Так как казенный театр существовал благодаря постоянным казенным субсидиям, его назвали казенным. Театр сдавался частным антрепренерам на определенных условиях, и в нем ставились оперы и драмы. Труппы большей частью бывали вполне удовлетворительными, и некоторые из тифлисских артистов попадали на императорские сцены. Стоимость самых дорогих лож в театре на оперу составляла 13 руб., драму – 11 руб., стулья первых рядов – 1, 10 руб. и 1, 20 руб., места же в галерее – 47 и 37 коп.
Помимо Казенного театра в Тифлисе существовал Театр грузинского дворянства (театр Дворянского Земельного банка) на Дворцовой улице, где иногда играли местные труппы; и Театр тифлисского Артистического общества.
Кроме театров в Тифлисе существовало постоянное помещение для цирка в конце Головинского проспекта. Постоянной труппы в цирке не было, но почти каждую зиму давала представления труппа Никитина. В остальное время в цирке иногда давали представления заезжие фокусники и концерты хоров.
Глава 4. Памятники древностей Тифлиса
Памятников глубокой старины в Тифлисе находилось не столь много, как это можно было бы ожидать по его 1500-летнему существованию. Причина этому лежала как в тех многочисленных разрушениях, которым он подвергался в течение своего существования, так и в том, что при этом все перенесенные Тифлисом нападения неприятелей носили характер фанатичной религиозной борьбы. Каждый из неприятелей старательно уничтожал все, что оставалось от предыдущих времен касательно политической и религиозной обособленности страны.
Достопримечательности Тифлиса сводились по преимуществу к соборам и церквям. Здесь будут указаны наиболее важные из них.
Из храмов прежде всего необходимо остановиться на Сионском соборе, лежавшем в азиатской части города на улице с тем же названием. Этот собор ко времени своего основания относился ко времени основания самого Тифлиса. Собор был одной из важнейших святынь Грузии и, вместе с ним, кафедрой архиепископа-экзарха. Первое основание ему было положено в V веке Вахтангом I Гургасланом, который основали Тифлис; однако постройка была окончена лишь в VII веке на средства некоей вдовы. С тех пор храм много раз подвергался разорениям и разрушениям. Храмовая живопись XIX в. принадлежала кисти князя Г.Г. Гагарина (1850 г.), в 1884 она была реставрирована, и в храме был сделан пол из мраморных плит.
Своим внешним видом собор решительно не выделялся среди других построек азиатской части города. Восьмиугольная башня шатром, заостренная кверху, с высокими окнами. Внутри это был византийский собор с обычным сводом купола и широкими парусами пилястров, расписанный сплошной пестрой живописью. Но Византия тут уже заметно перемешалась с Персией, игравшей долгую и важную роль в жизни Тифлиса. Мавританские арабески, мавританские вырезы арок сообщили несколько восточный характер византийскому стилю собора; оригинальнее всего выглядели изящные арки иконостаса. Своды, арки, амбразуры окон, пилястры, – все горело золотом, ярко расписанным оригинальными разноцветными узорами. По поясу купола славянской вязью был написан текст из Евангелие.
Из числа редкостей Сионского собора особенного внимания посетителей заслуживал крест св. Нины (просветительницы Грузии) – крест из толстой виноградной лозы, перевязанной. По преданию, волосами св. Нины. Сначала крест находился в Мцхетском соборе, но в последствии, в силу исторических неурядиц, постоянно переходил из рук в руки. В города Армении и Грузии, пока не был завезен в Россию, откуда, при присоединении Грузии, рескриптом Александра I был передан на хранение Сионскому собору.
Помимо креста св. Нины в Сионском соборе хранились некоторые другие святыни и исторические редкости, например, икона Сионской богоматери в серебряно-вызолоченной раме, с короной, вся осыпанная драгоценными камнями. Она была пожертвована собору сыном царя Вахтанга VI в 1762 г. и заменяла собой древнюю храмовую икону, пропавшую в XVIII в. В соборе также хранилась весьма древняя ниноцминдская икона, несколько великолепных митр древних епископств и т. п. Кроме первых строителей храма в нем было похоронено много других лиц, в том числе князь Д.П. Цицианов – один из первых главнокомандующих Кавказа, генерал Лазарев и много других лиц из дома князей Орбелиани. В 1894 г. было высказано предложение очистить местность вокруг собора от бедных и жалких построек, стеснивших храм со всех сторон, от чего он, конечно, много выигрывал.
Другой уцелевший древний храм Тифлиса – Анчихатский во имя рождества Пресвятой Богородицы на Анчисхатской улице в старой части города. Храм был основан в конце XVII в. католикосом Дементием (здесь жили католикосы, приезжавшие из Мцхета, и эта церковь служила им подворьем). Свое название Анчисхатская церковь получила от древнейшей иконы с изображением Христа, вывезенной из села Анчи. Царица Тамара украсила ее серебряной ризой и драгоценными камнями. Киот этой иконы был сплошь покрыт изображениями праздников, каждый праздник был окаймлен характерным орнаментом, от которого веяло глубокой грузинской стариной. Стиль архитектуры церкви был древнегрузинским.
Метехская церковь была основана в V в., находилась в крепости Метехи, служившей в XIX в. тюрьмой, в предместье Авлабар. Метехская церковь была первоначально и придворным храмом, и подворьем католикосов. Ее купол, хотя и имел характер древнего зодчества, был сделан позднее. С 1661 г. в церкви был сделан пороховой магазин, но при Ираклие в XVIII в. была возобновлена и украшена. В 1795 г. церковь была разрушена войсками персидского шаха, в особенности пострадала внутренняя отделка. Возобновлением занялся Георгий XII, а затем ремонт был воспроизведен в 70-х гг. XIX в. В приделе церкви находилась могила св. Шушаники, замученной в 458 году за веру ее мужем, изменившим христианству. Храмовая икона пропала в 1795 г. и была заменена новой, присланной из Петербурга.
Церковь св. Давида также принадлежала к числу величайших святынь грузинского народа, она возвышалась над Тифлисом над Мтацминдской горе. Церковь служила предметом особого поклонения грузинского народа. С ее именем и постройкой была связана память о св. Давиде, в котором грузины видели устраняющего женское бесплодие, великого пророка. Причина той силы религиозных чувств, которые из поколения в поколение хранил грузинский народ к этому памятнику, заключалась не в преклонении церковной массы перед жизнью святого человека, не в древности памятника и не в живительной силе воды, бившей из скалы Мта-Цминдской горы; причина лежала в духовной психике. С историей возникновения храма было связано воспоминание о несправедливости, совершенной когда-то святому, и как искупление греха предков. В их потомках явилось то глубокое религиозное чувство преклонения, мольбы о прощении, которое они обнаруживали, став лицом к лицу к памятнику невинной жертве – церковью св. Давида. После запустения, наступившего в 1617 г. после разорения войск персидского шаха, храм был капитально отреставрирован в 1809 г. В день праздника Мта-Цминда, приходившейся в первый четверг после Пасхи, сюда стекалась масса богомольцев для поклонения святыни.
В церкви, как отмечалось, особенно интересны были стены, подпиравшие скалистый сырец горы, с пробитыми в них переходами и окошечками. С таинственным подземным бассейном священного ключа. Источник воды, освежавший и целительный, лежал в основе исстари чтимой святыни. Грузинки, приложившись к иконе, обходили церковь три раза; бездетные женщины пили воду из источника, веря в его оплодотворяющую силу. Северная сторона храма, куда спешили женщины после молитвы, вся была усеяна мелкими камешками, довольно крепко приставшими ней. Приставший к стене камешек означал исполнение желания.
Но помимо религиозного значения церковь св. Давида должна была быть отмечена как место погребения великого русского писателя – А.С. Грибоедова. У церкви имелся искусственный грот, в котором находилось три памятника. Средний из них состоял из черного мраморного пьедестала с бронзовым крестом на нем, к подножию которого склонилась фигура плачущей женщины. На пьедестале под барельефом, изображавшим голову писателя, находилась надпись с именем, датой рождения и убийства. Кроме этого памятника в гроте находилось два других: под одним была похоронена Нина Александровна (урожденная Чавчавадзе), поставившая памятник Грибоедову; а под другим – племянница Грибоедова.
Тесный дворик храма был полон могильными камнями и гробницами с разными громкими именами. Местная благочестивая знать исстари дорожила этим привилегированным местом погребения и не жалела на это средств. Вид на Тифлис с узкой террасы церкви был единственным в своем роде; отсюда город можно было изучать как по огромной карте.
Подняться к церкви можно было вверх от Давидовской площади, откуда прямо к церкви вилась в гору пешеходная тропа. Подъем был довольно крут, но путеводители уверяли, что небольшой отдых на каждом повороте тропы и красота открывавшихся видов снимали усталость, давая желание подниматься всё выше.
Следует отметить также такие тифлисские храмы как Квашетунская церковь св. Георгия, Калоубанская церковь св. Георгия, Дедубийская церковь во имя Богоматери, а также древнюю армянскую церковь – Ванский собор, построенный в конце VI в. Он находился близ старого города и служил кафедрой для армянских архиепископов. Предание приписывало основание собора турецкому паше, принявшему христианство. В храме была похоронена супруга царевича Александра, царевна Мария Грузинская; в ограде церкви – генералы Тер-Гукасов (один из лучших воинов Кавказской войны), Лазаерв и др. Колокольня собора была покрыта голубыми изразцами, имела сквозную головенку на вершине. Сам собор производил на туриста приятное и характерное впечатление храма. Внутри храм имел три алтаря. Бесконечно долго можно было любоваться армянским собором, по словам туристов.
Из храмов же конца XIX в. нужно указать армейский собор в Александровском саду, заложенный в 1848 г. и прекрасный собор рядом с дворцов Главнокомандующего, обещавший быть одним из украшений Тифлиса. Он был заложен в 1871 г. императором Александром II в память Кавказской войны; постройка была начата в 1888 г. после посещения Тифлиса Александром III.
Эти храмы наиболее часто встречаются в воспоминаниях посетителей и в описаниях путеводителей.
Заключение
Таким образом, рассмотрев положение г. Тифлиса в период конца XIX - начала XX вв., можно заключить, что этот старейший город, являясь административным и экономическим центром Кавказа, был, помимо этого, и туристическим центром, о чем свидетельствовало наличие путеводителей и воспоминания путешественников.
В Тифлисе имелись современные гостиницы, экипажи, рестораны; турист мог посетить хорошие европейские магазины, прогуляться по широким проспектам, оценить архитектуру площадей и улиц, насладиться красотой и зеленью тифлисских садов.
Интересные музеи, привлекавшие посетителей своими коллекциями и оформлением, публичная библиотека, театры и памятники могли заполнить культурный досуг приезжего.
И, конечно, важнейшим фактором, влекущим туристов в сердце Кавказа конца XIX века, являлся восточный дух города, его местный азиатский колорит, что обеспечивалось естественным разделением города на старую (азиатскую) и новую (европейскую) части.
Знаменитые тифлисские серные бани, никого не оставлявшие равнодушным принимали туристов, оставивших яркие описания; базары и караван-сараи – неотъемлемую черту востока можно было посетить в Тифлисе.
Вследствие своей многовековой истории город оставил для обозрения и посещения соборы и храмы с их историей, святынями и драгоценностями, чтимыми грузинами и армянами, восхищавших российских туристов.
Тифлис имел возможность принимать туристов, обеспечивая условия для культурного и рекреационного отдыха, привлекая своей историей и особенностями традиций и обычаев края, своим неповторимым колоритом.
Список использованной литературы
Источники:
Леклерк Ж.Ж. Поездка на Арарат // Русское богатство. 1892. №11.
Марков Е.Л. Очерки Кавказа. СПб, М. 1887.
Марков Е.Л. Россия в Средней Азии. Т 1. СПб. 1901.
Мордовцев Д.Л. Восхождение на гору Арарат. СПб. 1908.
Пребывание шаха Наср-Эддина в России. СПб. 1889.
Сидоров В.М. По России. Ч 2. Кавказ. СПб. 1897.
Святловский В.В. В Азии // Русское обозрение. 1893. Т 22. №1.
Юшков Н.Ф. Путевые очерки и картины. Пенза. 1878.
Путеводители:
Археологический путеводитель по Тифлису. Тифлис. 1881.
Карманный полный путеводитель по г. Тифлису. Тифлис. 1889.
Путеводитель по Тифлису. Тифлис. 1896.
Лебедев А.А. Путеводитель по городу Тифлису. Тифлис. 1904.
Тифлис и его окрестности. Тифлис. 1890.
Литература:
Андреев А.П. От Владикавказа до Тифлиса. Тифлис. 1895.
Баркадзе Д.З. и Берзенов Н.Г. Тифлис в историческом и этнографическом отношениях. СПб. 1870.
Шамраевский П.Ф. Тифлис и его достопримечательности. Тифлис. 1907.
Краткий исторический очерк города Тифлиса. Тифлис. 1880.