Курсовая работа: Исторические аспекты становления молодежной политики и ее особенности в ряде стран: Германия, Канада, Великобритания, Франция

Аналитическая работа по дисциплине

Государственная молодежная политика

на тему:

Исторические аспекты становления молодежной политики и ее особенности в ряде стран: Германия, Канада, Великобритания, Франция


Москва 2009


Содержание

I. Введение

II. Становление молодежной политики разных стран

1. История становления молодежной политики в Германии

2. Основные законы по молодежной политике в Германии

3. Молодежные программы

4. Молодежная политика в Канаде

5. Молодежная политика Великобритании

6. Молодежная политика во Франции

III. Заключение


I. Введение

В современных условиях важно изучение опыта молодежной политики в зарубежных странах, рассмотреть формы ее реализации, как с позиции государственно-правовых норм западного общества, так и сточки зрения частных инициатив и самой молодежи.

Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной из важных задач ООН с самого начала ее деятельности. С провозглашением в 1965 г. Генеральной ассамблеей ООН "Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами" социальные проблемы молодого поколения находятся в центре внимания ООН. По линии ЮНЕСКО 1979 г. Принято свыше ста документов по проблемам молодежи. В них подчеркивается, что молодые люди своим трудом должны реализовать свои цели, находится в постоянном риске, и строить свою судьбу в современном сложном мире. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 года начал действовать Всемирный конгресс по вопросам молодежи.

К изучению молодежных проблем и их разрешению подключилась международная организация труда (МОТ), детский фонд ООН ЮНИСЕФ, всемирная организация здравоохранения ВОЗ.

Международное сообщество в целом, а так же отдельные государства еще с конца пятидесятых, начала шестидесятых годов начали проводить целенаправленную политику в отношении подрастающего поколения.

Детям и молодежи нужно пространство, что бы они могли проявить в обществе индивидуальность и свои способности. Раскрытие личности и ее интеграция в обществе является важными предпосылками для того, что бы молодые люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за правовой и жизненный строй. Привлечение детей и молодых людей к общественно-политической жизни направлено на помощь их физическому, духовно-нравственному и социальному развитию.


II . Становление молодежной политике разных стран

 

1. История становления молодежной политики в Германии

В 50-е гг. молодое поколение Германии было названо "скептическим", в конце 60-х — начале 70-х гг. — "бунтующим", а в 80-е гг. — "разуверившимся". Интерес к проблематике политической социализации молодежи оставался актуальным и в 90-е гг. "Детям и молодежи нужно свое социальное "поле", где бы они смогли проявить и реализовать свойственные им индивидуальности и способности, — такой был, в сущности, лейтмотив политического поведения структур государства и основных политических партий по отношению к подрастающему поколению. Общество, полагали они, в свою очередь, зависит от того, смогут ли новые генерации потенциальных граждан жить, отвечая за себя и служа обществу". Раскрытие личности, следуя логике государственных деятелей, ее интеграция в общество являлись важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными и самодостаточными гражданами, взявшими на себя ответственность за существующий общественно-политический строй и правовое государство.

Детям и молодым людям, по мнению аналитиков, часто нелегко врасти в современное, основанное на разделении труда, динамичное индустриальное общество и найти свое место в нем. В этой связи детская и молодежная политика государства должна способствовать тому, чтобы дать подрастающему поколению наиболее полную информацию о социально-экономических условиях жизни, о национальной культуре и традициях. Основательное знание социальной и политической среды нужно и для того, чтобы иметь возможность участвовать в общественной жизни. Поэтому задача государственной политики в этой сфере в 90-е гг. была сформулирована так: выстраивать взаимосвязь между поколениями и социальными группами в обществе, т. е. "строить мосты" в будущее. Данная система работы с детьми и молодежью не могла и не должна была заменить ни школу, ни родительский дом, она должна была предоставлять социальные услуги, которые разумно дополнили бы эти сферы. Детская и молодежная политика в новых условиях призвана была помочь облегчить напряженный процесс врастания в открытое, плюралистическое общество, в становившийся все более сложным мир. При этом политика государства должна была стать больше, чем просто социальная защита и помощь детям и молодежи.

Объединение Германии открыло детям и молодым людям новые, многогранные перспективы. Исследования, проведенные в 90-е гг., показывали, что молодые люди большей частью осознавали эти возможности и хотели разобраться в них. Но пришедшие вместе с объединением страны общественные изменения принесли также, прежде всего для молодежи "новых" федеральных земель, и значительные проблемы, в том числе в идентификации ( я и чуждое мне социальное общество ). Дети и молодые люди, которые взрослели в режиме подчинения командно-административной системе бывшей ГДР, в новых условиях с трудом ориентировались в многообразии возможностей свободного общества, нуждались в помощи.. Поэтому цель государственной политики в это десятилетие формулировалась с учетом данных реалий — поддерживать индивидуальное и социальное развитие детей и молодых людей, оказывать противодействие негативным проявлениям в молодежной среде, поддерживать систему воспитания различных институтов общества. Новые поколения, следуя логике выработанной стратегии, должны быть защищены от опасностей социальной среды, им должны быть предоставлены дополнительные шансы в получении образования, для них должны быть созданы соответствующие условия жизни и окружающей среды.

Федеративная Республика Германии в 90-е гг. располагала широко разветвленной и финансово подкрепленной системой помощи детям и молодежи. Само понятие "помощь детям и молодежи" являлось ключевым в спектре социальной политики государства и не исчерпывалось лишь финансовой помощью конкретным людям либо конкретным социальным группам. Его значение в ФРГ гораздо шире и глубже. Помощью детям и молодежи называлась масштабная область социальной работы, направленной на содействие в развитии подрастающего поколения вне рамок школы. Данное понятие было введено в правовую сферу 26 июня 1990 г. Оно заменило прежнее название "помощь молодежи" и "благотворительная помощь молодежи". Тем самым проблемы детства недвусмысленно были признаны законодателем как отдельная фаза социальной работы с вступающей в жизнь новой генерацией.

На сегодняшний день приоритетными направлениями молодёжной политики нового федерального правительства являются: уход за детьми, участие молодёжи в процессах принятия решений, формирование компетенции в пользовании средствами массовой информации, интеграция социально обделённых молодых граждан, мероприятия с целью повышения демократии и толерантности.

2. Основные законы по молодежной политике в Германии

Законодательства, касающиеся детей и молодых людей. Многие общие законы, такие как Гражданский кодекс, Федеральный закон о социальной помощи, Закон о содействии труду, имели важное значение для подрастающего поколения. Но наряду с этим были законы, в исключительное ведение которых входили специфические проблемы детей и молодежи. Один из них — Закон о помощи детям и молодежи. Этот документ, утвержденный парламентом страны 26 июня 1990 г., с внесенными поправками от 7 мая 1993 г., вывел государственную молодежную политику на новый, качественный уровень и создал мощную правовую основу помощи детям и молодежи в ФРГ. Его принятие подвело черту под 30-летней дискуссии о необходимости широкого участия государства в судьбе новых генераций. "Закон понимает помощь молодому поколению, — отмечала Ангела Меркель, федеральный министр по делам женщин и молодежи, — как результативную службу для детей, молодых людей и их родителей, а также долговременные и многогранные усилия по улучшению их условий жизни и воспитания" Неправительственные организации занимали в его лоббировании последовательно положительную линию, которая нашла свое отражение в многочисленных заявлениях, тезисах и высказываниях. Не секрет, что были до этого и четыре неудачные попытки его принятия предыдущими составами федерального правительства и парламента. Новый закон пришел на смену Закону о благотворительной помощи молодежи и вступил в силу 1 января 1991 г. В "новых" федеральных землях он начал функционировать уже с 3 октября 1990 г., дня вхождения ГДР в состав Федеративной Республики Германии.

Закон вступил в силу одновременно с включением его в социальное законодательство. Это прежде всего работа с молодежью по месту жительства. Государство выделяло значительные ассигнования, но инвестиции в молодое поколение шли не напрямую, а опосредованно, как правило, через неправительственные сообщества. Помощь молодежи этими организациями оказывалась не денежными средствами, а квалифицированными социальными услугами. В свою очередь, общественные формирования-заявители получали для работы субсидии от государства на конкурсной основе, обосновывая эффективность своего проекта наличием соответствующей квалификации, опытом работы в данной сфере и т.д. Другие положения закона распространялись на семьи социального риска, внешкольные детские учреждения, на участие государственных ведомств по делам молодежи в судебном делопроизводстве (суд по опеке, суд по делам семьи, суд по делам молодежи).

Центральная задача Закона о помощи детям и молодежи — правовая фиксация нового понимания государством помощи — как дифференцированного спектра воспитательных услуг, ориентирующихся на различные жизненные ситуации в семьях, в подростковой и молодежной среде. Эта помощь понималась более не как контролирующая и вмешивающаяся во все сферы жизни инстанция, содействующая в том числе поддерживанию общественной безопасности, порядка и стабильности, а как превентивная, желанная для ищущих и созданная при их участии действенная социальная услуга. Она не заменяла семью, но все более существенно ее дополняла. Заложенная в прежнем Законе о благотворительной помощи молодежи доминанта о желательности размещения ребенка или молодого человека в особых кризисных ситуациях вне своей семьи (в интернатах и попечительских семьях) стала сокращаться, в связи с принятием Закона о помощи детям и молодежи, в пользу широко специализированного спектра услуг, который включал в себя консультирование по вопросам воспитания, социально-педагогическую помощь семьям на дому, частично стационарные формы и др. При этом необходимые меры принимались после детального анализа каждого отдельного случая, выбирался оптимальный вариант.

В рамках Закона о поддержке беременных женщин и семей с детьми, который немецкий бундестаг принял 25 июня 1992 г., исследуемый нами закон был усовершенствован в одном из центральных пунктов. Согласно ему, с 1 января 1996 г. и в дальнейшем каждый ребенок по достижении трех лет и вплоть до поступления в школу имел право на место в детском саду. Это право в целом было реализовано землями и местными органами власти в соответствии с предусмотренными сроками.

Заслуживают внимания и некоторые изменения процессуальных положений Закона о помощи детям и молодежи (Восьмой том социального законодательства), которые вступили в силу с 1 января 1993 г. Согласно этому закону, государство стало компенсировать субъектам права расходы, понесенные в судебном процессе. Предельно четко очерчивались следующие "возрастные рамки молодого поколения: а) ребенок, не достигший 14 лет; б) подросток от 14 до 18 лет, в) молодой человек-совершеннолетний, не моложе 18, но и не старше 27 лет; г) молодой человек — тот, кому еще нет 27 лет".

Правовая защита детей и молодых людей, которую осуществляли неправительственные структуры и профильные государственные учреждения, стала охватывать прежде всего такую проблематику, как злоупотребление алкоголем в общественных местах, пропаганда насилия в некоторых средствах массовой информации. Кроме того, по требованию актива неправительственных организаций, принимавших участие в разработке положений законопроектов, работодатели дополнительно должны были обеспечить для молодых людей безопасные условия труда. В итоге — наряду с Законом о помощи детям и молодежи и Законом о суде по делам молодежи сферу молодежного законодательства определяли три усовершенствованных закона: Закон о защите молодежи в общественных местах, Закон о распространении литературы, представляющей опасность для молодежи и Закон о защите работающей молодежи.

Закон о защите молодежи в общественных местах в редакции от 25 февраля 1993 г., измененный согласно третьему Закону об урегулировании права от 28 июня 1990 г., распространялся только на общественные места. В рамках семейных отношений он не являлся обязательным для исполнения. Это означало, что приоритет частной жизни людей неприкосновенен, а государство возлагает ответственность за воспитание детей на их родителей. Список запретительных мер для молодых людей в законе достаточно широк: употребление алкоголя в общественных местах, нахождение в ресторанах, посещение' показов фильмов определенных категорий, пребывание в игорных залах, игра на азартных игровых аппаратах с экраном. Закон в данном случае стоял на страже интересов детей и молодых людей в вопросах морали и нравственности. Он содержал правила их пребывания в местах, представлявших для них потенциальную опасность, усматривал в этом состав преступления и повод для задержания. Закон "запрещал молодым людям до 18 лет нахождение в таких местах. Источник беды для подрастающего поколения виделся в употреблении табака и алкоголя (принципиальный запрет до 16 лет). Помимо этого, устанавливались возрастные границы на посещение молодежью ресторанов и дискотек (ограничение прежде всего для подростков до 16 лет), игорных залов (запрет для подростков до 18 лет), на просмотр фильмов (ступени допуска: свободное посещение для всех, допуск с 6, 12, 16 и 18 лет)". Регулировалась также продажа записанных видеокассет. Они признавались быть доступными для детей и молодых людей только в том случае, если были разрешены для данного возраста высшим земельным органом по делам молодежи. Закон предполагал ответственность прежде всего организаторов мероприятия и лиц, занимавшихся досуговой и иной развлекательной деятельностью. Если ребенка или молодого человека заставали в месте, которое оценивалось как опасное для молодежи, то компетентные органы обязаны были вмешаться. Нарушение правил проведения мероприятий со стороны организаторов вело к их административному наказанию или денежному штрафу.

Закон о суде по делам молодежи, принятый парламентом 11 декабря 1974 г., с изменениями от 30 августа 1990 г., регулировал меры воспитательного характера, при совершении подростками (14—18 лет) и молодыми людьми (18—21 года) определенных проступков. В сфере компетенции данного закона, на чем изначально настаивал ряд молодежных союзов, — создание судов по делам молодежи, квалифицированная помощь этим судам со стороны специалистов в области педагогики и психологии, возможность прекращения уголовного процесса, назначения провинившимся воспитательных мероприятий как средств более гуманных и эффективных. Санкциями уголовного и уголовно-процессуального права по делам молодежи являлись указания (воспитательные меры), дисциплинарные штрафы и нахождение молодых людей в местах лишения свободы.

Защита несовершеннолетних от опасного влияния средств массовой информации содержалась в первую очередь в Законе о распространении литературы, представляющей опасность для молодых людей от 9 июня 1983 г., в редакции от 25 июля 1985 г. В 90-е гг. по настоятельным требованиям неправительственных сообществ положения этого закона стали чаще применять не только к печатным изданиям, но и к носителям звуко- и видеозаписи. Закон различал две категории изданий, представлявших опасность для молодых людей: те, которые способны нанести вред нравственности подрастающему поколению. В качестве определения для первых было введено наказание владельцев, посредством внесения таких изданий в специальный "черный список". Для вторых, побуждавших к жестокости, насилию, преступлениям, расовой ненависти, прославлявшие войну, согласно действовавшему судопроизводству, выносились приговоры Федеральной службы по проверке литературы. Это распространялось также на литературу, задевавшую человеческое достоинство, прославляющую или умаляющую опасность национал-социализма, употребления наркотиков. И в том и другом случае правовые последствия нанесения вреда молодому поколению подкреплялись последующими запретами на рекламу, распространение и продажу такой продукции.

В 90-е гг. обозначилось еще одно поле деятельности неправительственных сообществ и госструктур — эффективная реализация в интересах молодых людей и страны Закона об альтернативной гражданской службе. Вступивший в действие 31 июля 1986 г., с изменениями и поправками от 20 декабря 1991 г., закон определил основную цель — во время прохождения альтернативной службы отказники от несения воинской обязанности должны выполнять серьезную социальную работу, которая идет во благо своему государству. Гражданскую службу проходили военнообязанные, которые к установленному сроку не достигли 28 лет. Сфера применения их сил и способностей — дома престарелых, инвалидов, интернаты для детей-сирот и т.д. В то же время, согласно параграфу 14 Закона о волонтерах, не привлекались к такой службе лица, не достигшие 30 лет и подписавшие договор с признанной государством неправительственной организацией, оказывающей помощь развивающимся странам. В рамках потребностей этой организации молодые люди трудились в течение двух лет. Они совершенствовали квалификацию для своей последующей деятельности в качестве волонтеров в развивающихся странах, а федеральное министерство экономического сотрудничества засчитывало им прохождение гражданской службы взамен воинской.

Согласно параграфу 14б Закона о гражданской службе, не привлекались к гражданской службе вместо воинской службы лица не старше 25 лет, если они обязались пройти безвозмездную службу в иностранном государстве по договору с организацией, признанной федеральным министерством по делам женщин и молодежи, с согласия федерального министерства иностранных дел Федеративной Республики Германии. Эта служба должна была способствовать реализации принципа мирного сосуществования народов и продолжаться минимум на два месяца дольше, чем гражданская служба, которую они иначе должны были бы пройти. Закон о волонтерах в развивающихся странах был принят 18 июня 1969 г. В 90-е гг., в связи с расширением деятельности неправительственных организаций ФРГ за пределами страны, в этот документ были внесены некоторые дополнения. В частности, была уточнена центральная задача этого закона — социальная защита волонтеров в развивающихся странах и членов их семей. Основная мысль — поставить волонтеров в развивающихся странах и их семьи в такое же положение, в котором они находились бы, будучи в деловых взаимоотношениях с государством в плане обязательного социального обеспечения внутри страны. Кроме того, законодательный акт стал серьезной защитой "добровольных помощников" от риска, типичного для развивающихся стран.

Закон о содействии в получении работы, вступивший в силу 25 июня 1969 г., с последующими изменениями от 17 ноября 1992 г., определил основные задачи Федерального ведомства по труду в реализации прав молодого поколения на обучение и получение профессии. Федеральное ведомство предоставляло нуждающимся пособия на профессиональное обучение, которое они получали на предприятиях, в центрах профессиональной подготовки, а также на специальных подготовительных курсах профессиональной интеграции. Не менее важными элементами работы Федерального ведомства стали консультационные услуги для будущих молодых рабочих, а также предоставление пособий по безработице. Закон о профессиональном образовании от 14 августа 1969 г., с изменениями, внесенными, в том числе по предложениям общественных организаций, от 27 июля 1992 г., устанавливал, что реализуемая государством линия на получение молодежью профессионального образования включала в себя не только профессиональное обучение как таковое, но и систему усовершенствования знаний и опыта на профкурсах, систему переподготовки кадров. Федеральный закон стал распространяться на предприятия и учреждения всех форм собственности, в том числе и на промышленные предприятия, учреждения государственной службы, сферу представительств свободных профессий, фермерских хозяйств, социальных учреждений (профессиональное обучение на предприятии) и т.д.

Закон регулировал также правовые отношения между теми, кто получал профессиональное образование, и теми, кто его давал. Обязанности тех и других, порядок обучения определяли особые положения для различных отраслей экономики и специальностей. Профессиональное образование в объединенной Германии характеризовалось в 90-е гг. дуальной системой. Оно проходило в двух местах обучения: на предприятии и в школе. Предприятия брали на себя при этом практическую область образования, профессиональные школы — систему преподавания знаний о предмете. Закон о поддержке профессионального образования, принятый парламентом страны 23 декабря 1981 г., с изменениями и поправками от 28 июня 1990 г., в дополнение к уже действующему законодательству, определил цели планирования профессионального образования. Он обязывал федеральное правительство предоставлять ежегодно доклад о состоянии профессионального образования, который готовился государственными ведомствами с участием неправительственных сообществ. На основании этого доклада формировались основы статистики в сфере профессионального образования, определялись задачи специального учреждения — Федерального института профессионального образования.

6 июня 1983 г. был принят очень важный для подрастающих поколений Федеральный закон об индивидуальной поддержке образования. Последние изменения к нему были произведены 21 декабря 1992 г. и обеспечивали право молодежи на государственную поддержку в обучении в индивидуальных случаях. Право предполагало анализ конкретной ситуации и ее целесообразность, а выполнение положений закона было возложено на государственные ведомства по образованию. При этом поддержка могла быть оказана в посещении школы повышенного типа, общеобразовательной или профессиональной, к примеру, если ученик в связи с обучением жил вне дома. В других случаях индивидуальная поддержка касалась обучения в вечерних школах, колледжах и высших учебных заведениях. В зависимости от каждого конкретного случая ведомствами, иногда при участии общественности, решалось, будет ли финансовая поддержка полной или частичной.

Государство и неправительственные организации при осуществлении государственной политики в отношении детей и молодежи, опираясь на действующее законодательство, эффективно взаимодействовали в четырех уровнях. Первый уровень — в рамках федерации через компетентное специальное министерство по делам женщин и молодежи (в 1994 г. было образовано объединенное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи) и молодежных союзов федерального или надрегионального значения. Основное поле деятельности — подготовка законопроектов и финансирование мероприятий, имевших характер проектов-моделей. Большинство крупных проектов реализовывалось посредством Федерального фонда детей и молодежи. На втором уровне — уровне федеральных земель — сотрудничали профильные министерства и земельные молодежные ассоциации. Их сфера забот — подготовка земельного молодежного законодательства, финансовое обеспечение проектов, развитие молодежной политики на земельном уровне. На уровне округов социальное партнерство государственных и негосударственных структур сводилось в основном к консультированию небольших по численности молодежных групп, координации их деятельности, планированию совместных акций, подготовке и переподготовке кадров. На уровне городов и коммун совместно работали местные общественные организации и городские (коммунальные) ведомства по делам молодежи. Причем последний уровень являлся основным звеном деятельности института государства в вопросах заботы о подрастающем поколении, на нем лежала главная задача в реализации государственной помощи молодежи. Более того, ему молодежное законодательство предписывало принятие всех решений по вопросам помощи в конкретных случаях, выполнения функций опеки и попечительства.

Впрочем, несмотря на достаточно эффективную работу государства по решению молодежных проблем, отношения молодого поколения и молодежных союзов, представлявших их интересы, с одной стороны, и государственных ведомств — с другой, вовсе не были безоблачными. "Молодые люди в Германии проявляют все меньше готовности к участию в делах общества и государства. Это можно прочитать в ответе парламента на "большой запрос" фракций правительственной коалиции ХДС/ХСС и СвДП, который составило Федеральное министерство по делам молодежи. По информации министерства имеются только эмпирические исследования в ограниченном объеме, однако уменьшающееся число идущих на выборы молодых людей и отмеченная в молодежных исследованиях досада на политику указывают на подобное развитие. Идет также сокращение участия молодых людей как в других общественных организациях и учреждениях, так и в церквях, профсоюзах и объединениях". Другой негативный факт состоял в том, что многие молодые интеллектуалы покидали страну в поисках лучших условий жизни. В свою очередь, правительство Германии в конце 90-х гг. развернуло беспрецедентную кампанию по привлечению в страну ученых и студентов из-за рубежа. На эту программу выделялось 170 млн. марок

 

3. Молодежные программы

молодежный политика государство

Программы действий

Национальный план действия "За соответствующую требованиям детей Германию на 2005-2010 годы" для реализации постановлений Всемирной детской конференции Объединённых Наций от мая 2002 года со сферами действия:

1. Предоставление возможностей по справедливости через образование

2. Расти без насилия

3. Поддержка здоровой жизни и здоровых условий окружающей среды

4. Участие детей и молодёжи,

5. Развитие приемлемого жизненного стандарта всех детей

6. Соблюдение международных обязательств.

Программа действий по улучшению ситуации социально обделённых детей и молодёжи: Развитие и шансы молодёжи в очагах социальных проблем Связанные воедино, многочисленные молодёжно-политические мероприятия и структуры формируют общий пакет для ликвидации пробелов в сети предложений для социально обделённых молодых граждан. Впервые мероприятия Федерального фонда детей и молодёжи реализуются в сотрудничестве с организациями всех сфер. Программа поддерживает молодых граждан в очагах социальных проблем как в городах, так и в малоразвитых сельских регионах. В рамках программы в пользу очагов социальных проблем и социально обделённых молодых граждан активируются наряду с федеральными и другие денежные средства, например, средства Европейского социального фонда, ведомств по труду и муниципалитетов.

Программа действий против вытеснения и дискриминации на рынке труда и в обществе: Ксенос – жизнь и работа в многообразии. Программа финансируется из средств Европейского социального фонда (ESF). Ксенос преследует цель связывать мероприятия, направленные против u1074 вытеснения и дискриминации, с помощью методов борьбы против враждебности ко всему чужому, нетерпимости и рассизма.

Программа действий по усилению толерантности и демократии против правого экстремизма, враждебности к чужому и антисемитизма

Программа действия Молодежь за толерантность и демократию - против правого экстремизма, неприязни к иностранцам и антисемитизма.

План акции по Защите детей и молодёжи от сексуального насилия и эксплуатации. План акции был принят в январе 2003 года и предусматривает действия по борьбе с злоупотреблением над детьми, детской порнографией, торговлей детьми и детской проституцией.

В целом, можно заключить: в Федеративной Республике Германии сложился устойчивый, в чем-то даже уникальный механизм взаимодействия власти и новыми генерациями. Молодежные неправительственные организации, благодаря государству, занимают прочное место в системе социального представительства, имеют достаточно сильное влияние на систему законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это влияние находило конкретный выход в совершенствовании социального законодательства в "треугольнике" дети (молодежь) — женщины — семья, в принятии органами исполнительной власти специальных программ, поддерживающих данные категории населения. Это взаимодействие можно охарактеризовать как осознанное единство общественных и политических институтов, через которые часть интересов и позиций граждан переходит в сферу принятия государственных решений.

В Германии область молодежной политики является составной частью социальной работы с населением, она выделилась и развивается, специализируясь на оказании социальных услуг детям и молодежи. Говоря о социальных услугах, разумеется, учтены и услуги правового характера, потому что отстоять социальные права можно лишь, руководствуясь имеющимся законодательством. Итак, первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики, — выполнение законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и, молодежи.

Направления социальной работы с молодежью разнообразны, что также вносит свои особенности в специализацию социальных педагогов и социальных работников.

 

4. Молодежная политика в Канаде

Важнейшей составляющей молодежной политики в Канаде является масштабная государственная программа по трудоустройству молодежи (Youth employment strategy programs, YES). Речь идет о инициативе по партнерству между 12 государственными ведомствами и большим количеством частных, публичных и некоммерческих организаций в целях обеспечения занятости молодежи и ее социальной адаптации. В рамках данной инициативы разработано три программы. Первая программа Career focus предусматривает финансовое содействие работодателям при трудоустройстве молодежи. Вторая программа Skills link обеспечивает финансирование организаций с целью оказания помощи тем молодым людям, которые в силу различных причин сталкиваются с трудностями при трудоустройстве (представители коренного населения, инвалиды, недавние иммигранты, молодежь из сельской местности и из дигрессивных регионов).

 


5. Молодежная политика Великобритании

В Великобритании - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.

В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики можно выделить следующие:

1. Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике. Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи. В британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют.

Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей .

В Великобритании молодежная политика зависит от состояния политико-экономической конъюнктуры в целом.

2. Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики.

Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся. Высок уровень безработицы среди молодежи 16-24 лет (12% в среднем по стране, причем он в 2-3 раза выше среди представителей этнических меньшинств). В Великобритании предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования – система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна.

3. Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы "Новый курс для молодых людей" - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом.

Интерес представляет деятельность в составе британского правительства межведомственного подразделения по вопросам социальной маргинализации, занимающегося выработкой политики по вовлечению представителей групп риска, в том числе молодежи (несовершеннолетних матерей, бездомных, правонарушителей) в нормальную общественную жизнь.

В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству.

 

6. Молодежная политика во Франции

Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций). Министерство имеет региональные и департаментские управления, ответственные за реализацию молодежной политики на местах.

Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа "Проект М" (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

Во Франции в 1997г. была введена программа "Новые услуги, новые рабочие места", имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодежи. С другой стороны, меры государства по борьбе с безработицей должны быть заранее продуманы. Негативным примером может служить принятый в марте 2006г. французским парламентом закон о борьбе с молодежной безработицей "О равенстве шансов", который должен был реформировать трудовое законодательство, предусматривая введение нового вида трудового контракта – "договора первого найма", но вызвал массовые акции протеста.

Во Франции уровень безработицы среди молодежи составляет 22,7%, что в 2 раза превышает аналогичный показатель по иным возрастным группам. Закон "О равенстве шансов" обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности. По условиям "договора первого найма", сотрудника в возрасте до 26 лет могли уволить без предварительного уведомления, объяснения причин и права обжалования в суде в течение двухгодичного испытательного срока; молодой человек после увольнения оставался без соответствующего материального пособия, предусмотренного другими видами контрактов. Новый закон должен был подтолкнуть молодежь к поискам работы и стимулировать желание работодателей нанимать молодых людей, не опасаясь излишних формальностей в случае их увольнения. Но работодателям выгоднее было бы периодически набирать новых выпускников ВУЗов, увольняя не успевших отработать 2 года молодых специалистов. Потерять работу становилось легче, чем получить ее. 10 апреля 2006г. президент Жак Ширак принял решение об отмене "договора первого найма". Новый законопроект предусматривал оказание государственной поддержки работодателям, которые заключают бессрочный трудовой контракт с молодыми людьми, имеющими низкую квалификацию, либо проживающими в пригородных зонах, либо являющимися выпускниками средних школ, не поступившими в ВУЗ.

Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов. Национальный совет молодежи (возглавляется министром по делам молодежи и спорта), объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.

Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:

поддержка молодежного кинематографа – поощрение создания и распространения качественных фильмов, развивающих художественный вкус, организация фестивалей молодежного кино и мультипликации, выделение субвенций на реализацию конкретных проектов;молодежная программа, поощряющая чтение книг как условие формирования полноценной культурной личности. С этой целью создаются мини-библиотеки при досуговых и социальных центрах, в лагерях отдыха, учреждена национальная премия за лучшие произведения для молодежи; обеспечение молодежи, особенно из бедных семей, доступом к занятию спортом – выдача "спортивных купонов" для оплаты занятий в секциях, выделение средств Национального фонда развития спорта на региональный уровень для поддержки спортивной инфраструктуры;


III . Заключение

Молодежная и детская политика в развитых странах Запада является сегодня самостоятельным направлением деятельности государства. Это обусловлено усложнением как условий процесса воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов, так и структуры самого общества, в котором возрастает роль "молодежного фактора". Государство активно вмешивается в жизнь молодого поколения через молодежную политику. Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, ориентации молодежи, ее устройства, быта, сферы услуг. В молодежных программах все больше места уделяется механизмам самоуправления и самоопределения молодежи при выборе форм организации учебного и трудового процессов, свободного времени.

В международном масштабе происходит переход от всеобъемлющих, централизованных законов для всей молодежи к модельным законам, целевым программам, гибким проектам. При их реализации акцент делается на усилиях муниципальных органов власти как наиболее приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социально-экономические, этнические особенности населения территории, где формируется и реализуется политика в отношении детей и молодежи.

В ряде стран Европы молодежная политика базируется на признании ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и молодежная политика направлена на реализацию долгосрочных программ, ориентированных на всех. Попытки разработки всеобъемлющих законов о молодежи в ряде стран не дали пока обнадеживающих результатов, хотя в Германии молодежное законотворчество наиболее продвинуто.

Основные различия между вариантами молодежной политики в зарубежных странах определяются:

- степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов в формирование и реализацию молодежной политики .

- выбором подходов к молодежной политики на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии

- экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на детские и молодежные программы финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.