Реферат: Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы

Реферат: Ирано-израильское противостояние в аспекте Ближневосточной проблемы

 


Создание Гос у дарства Израиль в 1948 г. неоднозначно было воспринято международной общественностью и привело к первой арабо–израильской войне 1948–1949 гг. поскольку арабские страны негативно отнесл и сь к самому факту существования в этом регионе еврейского государства.

С первых дней своего существования Государство Израиль столкнулось с ф актом необходимости добиться политического признания своей независимости . В этих условиях сравнительно поло ж ительная позиция в этом вопросе монархического Ирана, имевшего древнейшую историю и вес в регионе, представл я ла дл я Израиля большое значение. США решили оказать определенное давление на ряд азиатских стран, которые находились от США в тесной зависимости, чтобы побуди т ь их к дипломатическому признанию Израиля и установлен и ю с ним нормальных деловых отношений . Нажим такого рода был оказан и на Тегеран. В результате Иран признал Израиль "де–факто " в начале 1950 г. и стал после Турции вторым мусульманским государством, выступившим, хотя и не за полное юридическое, а за фактическое признание независимости Израил я 1.

В Израиле этот шаг Ирана был встречен с удовлетворением, поскол ь ку еще одна м у сульманская страна, несмотря на призывы арабских государств, отказалась бойкотировать Израиль и тем самым расширила брешь в блокаде страны на международной арене.

В марте 1960 г, Иран и Израиль установ и ли прямое воздушное сообщение, чтобы л учше обслуживать начавшиеся контакты двух стран, в частности, в области торгово–экономи ческих отношений2.

Контакты между Ираном и Израилем постепенно развивались, охватывая все новые и новые сферы сотрудничества, включая и военное . Так, началось сотрудничество в области разведки, подготовки иранск и х военных кадров, а также по лини и Багдад ского пакта, согласно документ ам которого Израиль числился "его секретной базой"3.

Израильская разведк а Моссад приняла самое активное участие в создании в Иране службы безопасности САВАК, с которой она установила и вплоть до исламской революции 1978–1979 гг. поддерживала близкие контакты.

Следует отметить, что после Суэцкого кризиса 1956 г., когда ряд нефтедобывающих стран, в том числе и Советский Союз, прекратили поставки нефти в Израиль в знак протеста против его внешней политики, Иран стал единственной стра ной мусульманского мира, которая решилась непосредственно продавать нефть Изра и лю. В частност и в 1956 г. Иран единовременно постав и л Израилю 8 млн. т нефт и4. В последующие годы Иран наладил в Израиль регулярные поставки нефт и в объеме до 3 млн . т, что на 75% удовлетворяло потребности этой страны в ж и дком топливе, которые составили в 1967 г. около 4 млн. т5.

Следует отметить, что единственным разногласием политического характера того периода ме ж ду Израилем и Ираном была палестинская проблема. Дело в том, что Иран стал выступать в защиту прав палестинского народа и даже воспользовался для этого трибуной ООН6. Это было вызвано тем, что Иран не хотел окончательно портить сво и отношения со странами арабского мира, особенно с теми, где у власти стояли консервативные монархические режимы, в частности с Саудовской Аравией, Кувейтом, Иорданией и др.

Иран в принципе поддерживал резолюции ООН и арабские страны в арабо–израильском конфликте. Это касалось и резолю ци и 242 ООН. Шах потребовал возвращения арабских территорий, оккупированных Израилем в 1967 г. Это требование он неоднократно повторял и опирался на то, что "эра оккупации и узурпации земли других силой ушла в прошлое " 7. Представляется, что реальные мотивы позиции Ирана заключались в убежденности, что мирные переговоры не могут реально пр и вести к уходу Израиля с оккуп и рованных терр и торий .

В отношении Иерусалима позиция Ирана оставалась неизменной с войны 1967 г. Иран основное внимание удел я л необходимости обеспеч и ть контроль мусульманских святых мест .

Тем не менее после войны 1967 г., когда в ряде арабск и х стран стали раздаваться призывы уничто ж ить Израиль, как государство, И ран выступил против и заявил о своей поддержке Израиля в качестве незав и симой суверенной страны, подчеркнув, что он не разделяет экстрем и стские планы арабских стран по ликвидации Израиля. Министр иностранных дел Ирана в интервью американскому агентству "Ассошиэйтед Пресс " в мае 1970 г . , подчеркнул, что "Иран признает существование Израиля, как суверенного государства"8.

Иран во время октябрьской войны 1973 г. продолжал, хотя и секретно, подд е рживать прежние отношения и сотрудничество с Израилем . В частности, бесперебойно осуществлял и сь поставки ира н ской нефти Изра и лю, что имело израильской армии и экономик и исключ и тельно важное значен и е, п оскольку д о быча на промыслах Синайского полуострова, составлявшая з н ачительную часть нефтедобычи Изра и ля, была фактическ и прекращена из–за боевых операц и й9.

Сравнительно тесные отно ш ения Израиля и Ирана был и обусловлены в рассматриваемые годы рядом факторов – обе страны быстро развивал и сь в эк о номическом плане, о тдавая предпочтен и е капиталист и ческому п у ти развит и я, тесно сотрудничали с Западом, особенно США; выступали против коммунистических реж и мов; и наконец, стали серьезной в военном плане силой в регионе Ближнего и Среднего Востока, в основном благодаря получению из С Ш А самого современного и мощного оружия .

Одновременно Иран не мог не учитывать изменившуюся ситуа цию в регионе после октябрьской войны 1973 г.

Позиция Ирана по палестинскому вопросу была достаточно сложна , Иран поддерживал позицию о "законных правах палест и нского народа " , что подразумевало: во–первых, репатриацию палестинцев; во–вторых, самоопределение палест и нского народа отраженную, например, в резолюц и и ООН 2535 B (XXIV) от 10 декабря 1969 г, и поддержанную Ираном и в совместном ирано–египетском коммюнике от 12 января 1975 г .10

После конференции в Рабате Иран подтвердил, что участие ООП существенно для продвижения мирных переговоров. Шах заявил после визита президента А.Садата в Тегера н в июне 1976 г.: "Мы всегда говорили и все еще говор и м, что палестинцы явл я ются реальностью, которую нельзя игнорировать. Они также должны иметь место, в котором объединившись вместе могут иметь свою государственность после того как они были беженцами и эт а нация должна иметь активную страну в этом регионе"11.

Даж е если это означало, что Иран признал проблему создания палестинского государства, в то время еще трудно было выяснить тип государства, который Иран мог и меть в в и ду .

В результате выборов 1977 г . в Израиле к власти при ш ел правый блок Ликуд во главе с М.Бегином. Дл я правления Ликуда было характерно: ус и ление связей светских сионистских кругов с кл е рикалами, новые подходы к решению ближневосточного конфликта, а именно заключение сепаратного мирного договора с Египтом в 1979 г., который был воспринят арабскими странами как " предательство" Египтом дела арабских стран и палестинского народа .

Существенные перемены, которые произошли и в Иране, по существу опреде ли ли развитие взаимоотношений между двум я странами на протяжен и и почти десяти лет . Именно в начале 80–х годов Иран приступил к осуществлению своей главной задачи во внешней политике – "экспорту исламской революци и". И хотя офиц и ально Исламская республика Иран ш ироко распропагандировала утвер ж дение о том, что этот "экспорт" в основном направлен против империализма, сионизма и коммунизма, многие мусульманские страны, особенно те, где у власти находились суннитские представители, с боль ш им подозрением встретили этот курс шиитского Ирана, полагая, что его революция должна ограничиваться рамками самого Ирана и не затрагивать другие исламские страны12.

После победы революции в Иране в 1979 г. и провозглашения страны Исламской Республикой Иран, Тегеран разорвал отношения с Израилем, выслал из страны израильских диплома тов, технических и военных спец и алистов, а также экспертов по культурному и идеологическому сотрудн и честву. З дание из раильской м иссии было передано представител ь ству ООП 13.

В октябре 1979 г . аятолла Р.Хомейни объявил "священную войну" Израилю и призвал все другие исла м ские страны поддер жать его призыв14.

Така я жесткая линия исламского Ирана по отношению к Израилю проистекала в основном из теоретических взгл я дов лидера ИРИ аятоллы Хомейни, которые были изложены им еще до революции 1978–1979 гг. В этих трудах Израиль и вообще евреи были отнесены к основным врагам ислама, ибо "еврейский народ подрывает мусульманство и стоит за всеми антиисламскими происками и интригами". Цель евреев и тех, кто поддерживает их, подчеркивал аятолла, – "разрушение ислама и создание всем и рного еврейского правительства"15.

И не случайно, что когда в 1981 г. появился план Фахда по урегулированию ближневосточного кризиса, Иран отверг его лишь потому, что саудовский король признавал существование Израиля. Э того ни в коем случае нельзя было допуст и ть, как считал исламский Иран16.

После начала ирано–иракской войны взаимоотношения между Израилем и Ираном нуждались в определенном, если не прямом, то в косвенном восстановлении.

Как сообщила англ и йская "Таймс", в марте 1982 г. израильское правительство М .Бегина у ж е вскоре после начала войны между Ираном и Ираком и возникших в связи с этим потребностями Тегерана в оружии, стало поставл я ть Ирану почти половину импортируемого оруж и я, запасных часте й и ам ун и ции, поскольку сама и зраильская ар м ия также оснащена американским оружие м , а израильская оборонная промы ш ленность выпускает по американским лицензиям боеприпасы и запасные части, которые вполне подходят для нужд иранской арм и и17.

Экспорт оруж и я в Иран осуществ л ялся Израилем в секретном порядке, часто через третьи страны и ли подставные фирмы и международн ые посредническ и е организации. По данным американской печати, Израиль в разное время поставл я л в Иран ору ж ие на сумму от 500 млн. до 1 млрд . долл . в год 18.

Во второй половине 80–х годов получив предло ж ение Ирана продавать не ф ть в обмен на оружие, Израиль сумел решить одну и з своих важных и сложных проблем за счет Ирана и более дешев ым с финансовой точки зрения путем, поскольку ранее Израиль вынужден был ввозить нефть из стран Латинской Америки . Одновременно война Ирана с Ираком была воспр и нята как передышка для Израиля в его противостоянии арабскому миру. За это вре м я Израиль планировал укрепить свои вооруженные силы и экономику .

Когда Израиль начал поставк и оружия в Иран, там произошл и большие перемены. О "джихаде" против Израиля в Иране стали забывать и уже не вспоминали о нем в печат и или при других удобных случаях. В октябре 1985 г. Иран снял в ООН свое собственное предложение об исключении Израиля из этой организации19.

Следует отметить, что в рассматриваемые года Иран давал ясно понять, что он не горит желанием начать войну против Изра и ля после победы над Ираком ил и окончания войны с этой страной, а его первейшей задачей будет восстановлен и е разру ш енной экономик и и преодоление других кризисных явлений послевоенного периода, что он фактически и начал делать посл е принятия резолюции 598 и примирения 20 августа 1988 г. с Ираком.

В то же время в рассматриваемые годы существовали существенные разногласия между двумя странами. Это прежде всего относилось к проблеме Ливана. Израиль и Иран активно вмешивались во внутренние дела Ливана: Иран на стороне мусульман–шиитов, Израиль на стороне христианских группировок, которые провозгласили своей целью достижение "подлинной независимости и суверенитета" Л и вана. При этом ИРИ стремилась увидеть Ливан исламской республикой, Израиль, поддерживая христиан, предполагал, что таким образом Ливан мог стать государством, которое не представл я ло бы никакой угрозы безопасности Израилю.

Важным моментом во взаимоотношениях Израиля и Ирана стало начало в декабре 1987 г. восстания палестинского народа на контролируемых Израилем земл я х. В тот момент позиции Ирана и Израил я по палестинской проблеме со впали в том плане, что ИРИ, как и Израиль не захотела и не стала признавать веду щ ей роли в этом восстании ООП и ее лидера Ясира Арафата. Причины к непризнанию ООП у ИРИ и Израиля были разл и чными: у Ирана потому, что ИРИ выступала прот и в создания арабского государства Палестины, у Израил я потому, что он считал ООП не политической, а террористической организацией, од н ако в целом са м факт такого совпадения был весьма примечателен.

Позиц и и Ирана и Израил я совпали и по вопросу созданного 15 ноября 1988 г. арабского Палестинского государства в изгнании. Его не признал ни Иран, ни Израиль. Это не осталось незамеченным в арабском и мусульманском мире, где местная печать не преминула подчеркнуть "общность" Ирана и Израиля по такому коренному вопросу, как признание Палестинского государства, являющегося важной составной частью всего ближневосточного конфликта20.

В конце 80–х годов Израиль и Иран продолжали поддерживать экономические связи . Важно отметить то, что с конца 1989 г. Израиль начал закупки нефти в Иране, что было с удовлетворением встречено определенной частью иранского руководства, ибо Иран нуждался в иностранной валюте21.

Соглашения Израиля и Ирана о поставках нефти означали также стремление Изра и ля восстановить полит и ческие связи с Ираном, которые были разорваны после скандала Иран–контрас, разыгравшегося в 1985 г . 22.

Одновременно в Израиле были чиновники, кот о рые критиковали лица в " правительственных и разведывательных службах " в Израиле, находившихся в оппозиции к улучшению связей с Ираном 23.

В рассматриваемые годы Иран начал разработку своей собственной программы по создан и ю ядерного оружия. Некоторые и ранские пол и тики открыто поддерживал и создание " исламской " ядерной бомбы. Ряд иранских деятелей публично за я вляли, что поскольку Израил ь обладает ядерным арсеналом, исламские стра н ы должны совместно работать над созданием ядерного оружия . Вице–президент Ирана аятолла Мохаджерани в интервью заявил: "Исламские страны должны коллективно использовать свои р е сурсы, чтобы добиться ядерной мощи".

Сложные взаимоотно ш ения сохранялись у Ирана с ООН. Иранские государственные деятели критиковали Совет Безопасност и , называя его " послушным инструментом в руках США " , поскольку резолюции Совета безопасности, касавшиеся Ливии и отмены формулировки " сионизм – форма расизма", как и результаты встреч глав государств – членов СБ противоречили идеологическим основам внешней политики ИРИ.

В июне 1992 г . Иран вновь подтвердил свое негативное отношение к Израилю. В ответ на обвинения, что Иран закупает оружие у Израиля, высшие дол ж ностные лица Ирана назвали "эт и слух и измышлением израильской пропаганды, поскольку Иран не признает это государство и даже выступает против мирных переговоров с ним".

И ран не только са м не поддерживал дипломатические отношения с Израилем, но и осуждал какие–либо связи с Израилем других мусульманских государств, например, Саудовской Аравии за поддержку прямых переговоров с Израилем . израиль иран палестинский проблема

Еще более жестк и е позиции занимали религиозные лидеры Ирана, которые считали Иран единственным оплотом борьбы за исламские ценности и права угнетенных масс во всем мире. Од и н из л и деров ИРИ аятолла Ахмад Джаннати прямо подчеркивал, что Иран н и когда не признает действительным и какие–либо соглашения с Израилем, которые могут заключить арабские страны, в том числе Иордания или Сирия. В противном случае, сказал он, "справедл и вая борьба палестинцев против Израил я может быть расценена как терроризм ". С точки зрения Джаннати нелепо предлагать палестинцам вести переговоры с сионистским режимом .

Тем не менее Иран осознавал перемены в мировой расстановке сил, переход от системы прот и востояния двух супердержав к их сотрудничеству . Прямая конфронтация с США в подобной обстановке тегеранским руководителям явно не была на руку. Похоже, что Хашеми–Рафсанджани, который из–за внутренних причин не особенно рекламировал свою точку зрения, исходи л и з того, что для Ирана выгодней всего было бы как можно скорее восстановить отношения с Вашингтоном .

Со своей стороны Израиль, по дд ерживавший хорошие отношения с США, Турцией пытался отмежеваться от иранских фундаменталистов, тем более что последние занимали открыто антиизраильскую позицию.

Премь е р–министр Израил я Ицхак Рабин и министр иностранных дел Шимон Перес отвергли обвинения, выдвин у тые против Израиля по делу об "ирангейте" и содер ж ащиеся в опубликованном в январе 1994 г. отчете Лоренса Уолша 24.

Как уже говорилось, скандал разразился в середине 80–х годов – выяснил о сь, что США продавали оружие Ирану, а вырученные средства шли на поддер ж ку никарагуанских контрас. Тень подозрений пала на администрацию Рейгана и Буша. 14 человек были преданы суд у , видные политические деятели оказались под следств и ем . Федеральный апелляционный суд поруч и л Л.Уолшу расследовать обстоят е льства скандального дела. И тоги осуществленного им дознания был и преданы гласност и в январе 1994 г. – через семь лет после начала следствия25.

Ранее отчет Л.Уолша был передан И.Рабину и Ш.Пересу для ознакомления. " Отчет извра щ ает факты, – такова была реакция Израиля. – Из него следует, что американская операция была проведена по израильской инициативе . .. Между тем причастные к этому делу израильтяне действовали искренне, выполняя свой долг перед государством "26.

Вместе с тем правительство И.Рабина стало занимать все более гибкую позицию по пробл е ме бли ж невосточного урегулирования. Соглашение Израиля и ООП в сентябре 1993 г. "Газа–Иерихон – сначала" об уходе с част и оккупированных территорий – подтвердило намерение израильтян и палестинцев решать вопросы мирным путем, а не военным и средствами. Такой подход противоречил иранской позиции – решение проблем с позиции силы.

Иран продолжал занимать жесткую позицию в отношении арабо–израильских переговоров и не намерен был менять свою позицию относительно переговоров, которые вели с Израилем представител и ряда арабских стран и ООП. Тегеран и впредь намерен был отказываться присоединиться к мирному процессу. Об этом заявил 20 апреля 1994 г. иранский посол в Бейруте Хамаюр Ализаде27.

Информация, собранная израильской разведкой о ядерной программе Ирана и переданная США, заставила администрац и ю Белого дома отнестись к этой проблеме с большей серьезностью, чем в прошлом. Осенью 1994 г . Израиль представ и л США данные, доказывающие, что Тегеран предпринимает значительные усилия дл я приобретения в Германии и Швейцарии необходимых компонентов технологии, предназначенной для получения обогащенного плутония.

Тем не менее, как и в прежние годы, Израиль поддерживал экономические связи с Ираном. Здесь явно налицо была политика " двойного стандарта" – "враждебные" политические отношения и одновременно заинтересованность в экономичес ких связях.

Не существует н и каких о ф ициальных израильских докумен тов, которые определ я ли бы Иран как "враждебное государство", а также нет закона, ограничивающего возможность инвест и ций в И ран. Равным образом Израиль не ограничивает д е ловые связи с зарубежными фирма м и, действующими в Иране. Такие выводы были получены в результате журналистского расследования, проведенного газетой "Гаарец " в связи с подписанием президентом США Б.Клинтоном закона о санкциях против компаний, сотруд н ичавших с Ираном 28.

Израиль оказал значительное давление на США, чтобы добиться принят и я закона о санкциях, не объявляя, тем не менее, Иран " враждебным государством". В свое время И.Рабин воздержался от такого рода определения Ирана из опасений, что это может нанести вред иранским евреям.

Действовавший в Израиле закон , запрещавший торговлю с враждебными государствами, остался со времен британского мандата; он запрещает любые деловые связи со странами находящи ми ся с Израилем в состояни и войны, а также с организациями или фирмами, которые министр финансов определ я л как враждебные . Имущество этих стран или организаций подлежит конфискации29.

Юридическая проверка, произведенная Министерством финансов Израиля с целью определить Иран как страну, находящуюся в состоянии войны с Изра и лем, показала, что это невозможно. Тогда было предложено объявить Иран "враждебным государством ", но и это сделано не было . Между тем иранский закон предусматривал смертную казнь и конфискацию имущества для всякого, кто мог быть уличен в связях с Израилем30.

Представ и тели израильского МИДа сообщал и , что, по мнению европейских дипломатов, ожидалось "потепление " в ирано–израильских отношениях. И звестно, что европейские дипломаты обратили внимание Ирана на тот факт, что в отличие от И.Рабина и Ш.Переса Б.Нетаньяху воздерживался от каких бы то ни было антииранских заявлений31.

Однако председатель ме д жлиса Ирана А ли Акбар Натек Нури заявлял, что он готов поддерживать добрые отношения со всеми странами, за исключением Израиля32.

Тем в ременем наметились к онтур ы в озмо жн ого сближен и я США и Ирана, на что повлияли тр и факт ор а:

В результате выборов президента Ирана в мае 1997 г. к власт и пришел мене е консервативный , по мнению избирателей, Мохаммад Хатами33.

Ва ж ным фактором стал форум Организации исламской конференции (ОИК), который прошел в Тегеране в декабре 1997 г. Форум доказал, что обращения к США арабских стран, в первую очеред ь государств Персидского залива, о нормализации американо– иранских отношений – не просто пустые слова .

Еще одним фактором, заставляющим Ваш и нгтон изменить свою позицию, стало мощное давление на адм и нистрацию со стороны американских компаний . Бизнес есть бизнес, и корпорации в США не испытывали большой радости, когда их конкуренты из Европы и России, не взирая на закон Д’Амато, делили иранский рынок34.

Тем не менее наметившиеся признаки сближения ме ж ду США и Ираном – пока еще дело будущего.

В действительности проблемы были и остаются. Так, газета "Джерузалем Пост " утвер ж дала, что новый посол США в Израиле Эдвард Уокер поведал израильскому министру иностранных дел Давиду Леви о причастности Ирана к вылазке экстремистов в египетском городе Луксор 17 ноября 1997 г., стоившей жизни 58 иностранным туристам. "Джерузалем пост" добавляла, что Э.Уокер упо м янул Иран, выражая обеспокоенность США отношениями между Дамаском и Тегераном. Характерно, что пресс–служба посольства США в Тель–Авиве отказалась комментировать "информацию газеты, основывающуюся на анонимном источнике"35.

В последние годы руководство Израиля серьезно было обеспокоено знач и тельным ростом военного потенциала Ира н а как в количественном, так и качественном отношении. Так, Тегеран увелич и л численность сво и х войск до 1,5 млн. человек и планирует довести численность членов народного ополчения до 20 млн. человек36. Иран тратит на свои военные нужды 30% своего бюджета, или около 35–40 млрд. долл. в год, но никак не 2 млрд. долл., как это офиц и ально утверждается Тегераном . У частились военные маневры, особенно в зоне Персидского зал и ва. Примечательно, что такие маневры в апреле 1997 г. прохо дили под кодовым названием "Тарик эль–Кудс" (путь к Иерусалиму)37.

К тому же в Израиле не могли не услышать призыва духовного лидера ИРИ аятоллы С.А.Хаменеи, который неоднократно обращался к мусульманам всего мира "уничтожить Израиль", сионистск и й режим которого он считал "расистским, тирани ческим, отвратительным и беспощадным"38.

Израиль обеспокоен также тем, что в Иране усиленно разрабатываются новые виды оружия массового поражения, в том числе химического и бакт е риологического. Характерно, что в создании иранск и х видов химического оружия был замешан крупный израильский бизнесмен Н.Манбар, продавший Ирану материалы для производства газа и другого химического оружия, за что он и был арестован39.

О возросшем влияни и Ирана в регионе свидетельствует тот ф акт, что VIII сесс и я глав государств и правительств (ОИК) состоялась в начале декабря 1997 г. в Тегеране . В ней приняло участие 55 исла м ских стран, тогда как на I сессии их было всего 25.

Как и пре ж де, на сессии ОИК поднимал и сь пробле м ы внешней политики Израиля, который, по мнению членов ОИК, не желал решить самый злободн е вный вопрос дл я арабов – созда н ие Палестинского государства. Этому вопросу была отдана приоритетность из всех 139 проблем поднятых на этом форуме . Но какого–либо существенного прорыва в этом плане не произошло. Из кругов близких к Я.Арафату раздавались угрозы, что, если Тель–Авив не пойдет на переговоры, то ООП сама создаст в мае 1998 г . независимое Палестинское государство .

Остро стоял вопрос и об Иерусалиме, который Израиль провозгласил своей столицей . Исламский мир не признал этого решения и продолжает настаивать на том, чтобы столицей будущего Палест и нского государства стал именно Иерусалим.

ОИК отметила, что продолжается раскол в исламском мире, и все больше мусульманских стран (Турция, Катар, Оман и др.) идут на тесные связи с Изра и лем .

Тем не менее характерны высказывания недавно избранного в ИРИ президента И.Хатам и по внешней полит и ке страны . Он заявил, что "Ирану н у жна акт и вная и све ж ая внешняя политика". И.Хатами обещал, что его правительство "б у дет содействовать л и квидации напряженности в международных отношениях, а также стремиться к установлению дружественных связей с различными странами"40. Он также подчеркнул, что " Инструментом нашей революции были слова, а не сила и оруж и е. Мы не вер и м в конфликт цивилизаций. Мы верим в диалог между ним и"41.

Таким образом, отношения Израиля и Ирана включают сложный комплекс проблем, где геополитическая с и туация в регионе занимала одно из первостепенных значений . Фактически в регионе сложился новый расклад сил, в котором было достаточно оснований и для сотрудничества, и для соперничества. С точки зрения Израиля, Иран долгие годы был экономическ и м и, главное, политическим конкурентом в регионе. Тем не менее, несмотря на жесткую позицию Ирана в отношении ближневосточного урегулирования, какие–то экономические контакты между Израилем и Ираном осущ е ствлялись – это неплохой задел для у л учшения в будущем ситуации в регионе .

В Изра и ле за нормальные связи с Ираном выступали и выступают бизнесмены, экономисты, торговцы, военные, научные и журналистские круги. Все они тем или иным образом были ранее связаны по долгу службы или научной деятельностью с Ираном, долго прожили там и общались с иранцам и , успели установить деловые контакты и совсем не прот и в возобновит ь их в услов и ях обостр и вшейся конк у ренции на международном экономическом рынке и рынке оружия. Тем более, что нефтеперерабатывающие заводы Изра и л я ориентированы на переработку иранской нефти.

В самом Иране м ногие слои, нач иная от еврейской общины и кончая высшими должностными лицами, настроены на то, чтобы улучшить отношения ме ж ду Ираном и Израилем . Это, конечно, прежде всего нефтебизнесмены, которые "секретно" поставляют в Израиль нефть и нефтепродукты и получают взамен "нужные им товары ", передовую технологию, вплоть до оружия американского и изра и льского производства.

Оставив в стороне разногласия, существующие между Израилем и Ираном, напомним о тех факторах глобального, регионального и локального значения, которые в той или иной мере могли способствовать снят и ю напряженности между Израилем и Ираном, нор м ал и зации отношений между ними и, возмо жн о, восстановлению дипломат и ческ и х связей между двумя государства м и в обозримом будущем.

Окончилась " холодная война", распался СССР, кончилось противостояние США – СССР и начали развиваться отношения: Север – Север, Север – Юг, Юг– Юг и т.д. Это, в определенной степени, затрагивает отношения между Израилем и Ираном в плане их официального сближения на ф оне уже имеющихся неоф и циальных контактов, особенно в области экономики и военной сфере.

В рег и ональном масштабе: кончилас ь война между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, между бывшим СССР и А ф ганистаном. Учитывая хорошие отно ш ения России и Израиля, России и Ирана в будущем возможен диалог между Израилем и Ираном .

В локальном плане: возникла палестинская автономия –прообраз будущего Палестинского государства, улажены отношения Ирана с Бахрейном, налажены связи Израиля с Катаром, Иорданией, Оманом, Египт ом. Иран улаживает свои проблемы с ОАЭ. Ясир Арафат, лидер ООП, примирился с ИРИ и т . д.

" Примирению " двух стран в настоящее вре мя может послужить израильско–палестинское (ООП) сбл и жение, с одной стороны, и ИРИ и ООП, с другой (приезд делегации ООП впервые за 18 л е т в Иран н а сессию ОИК в 1997 г. имел ва ж ное по ли т и ческое значение), а также ослабление (возможное) связей с другими радикал ь ными палестинским и организациями типа – ХАМАС, Хезболлах и т.д. Это может выглядеть реальным в случае, если обе стороны придут к единому мнению о создании Палестинского государства.

Важно отмет и ть, что и в Израиле, и в Иране есть силы, которые понимают, что ближневосточную проблему военным путем р ешить невозможно. То, что Тегеран заявил, что он не стремится решить ближневосточную проблему военным путем открыло новые возмо ж ности для переговоров, а значит и для сближен и я Ирана с Израилем. В Израиле в определенной мере смирились с Я.Арафатом, который долгое вре м я был " предателем" и "врагом " исламского Ирана. Теперь Я.Арафат – друг ИРИ. Израиль не протестовал прот и в создания ОЭС. Даже более того пытается сотрудничат ь с этой чисто исла м ской экономической организацией, принял участие в экономическо–финансовой конференции в Катаре в ноябре 1997 г .

С ущ ествует, как это ни парадоксально, и рел и гиозный фактор сближения, а именно бехаизм, который исповедуют как в Израиле, так и в Иране . Например, в Иране бехаистами были высокопоставленные иранские государственные деятели – премьер–министр Ховейда, председатель сената Шариф Имами и т.д. Неофициальный, мягкий ши и зм Ирана более устра и вает Израиль, нежели суровый ваххабизм суннитского толка, исповедуемый в Саудовской Аравии.

В Израиле имеется знач и тельная еврейская община, которая вышла из Ирана и не хочет терять свои связи с ИРИ, где продолжает про ж ивать еврейская общ и на, которая, естественно, тянется к своим земляка м в Израиле и не желает в силу целого ряда пр и чин выез ж ать из Ирана.

Хотя вои н ственная риторика все еще раздается с обеих сторон, тем не менее здравый смысл подсказывает, что решать спорные вопросы необходимо на основе мира и взаимовыгодности национальных интересов, а не на поле боя .


Литература

1 Е.А.Орлов. Внешняя политика Ирана после второй мировой войны. – Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке после второй мировой войны. М., 1974, с. 101.

2 Iran Almanac 1962. Tehran, 1962, c. 155.

3 Modern Iran. By Peter Avery, L., 1965, c. 492.

4 The Foreign Relations of Iran: A Developing State in a Zone of Great Power Conflict, By Shahram Chubin and Sepehr Zabih. Los Angelos – London, 1974, c. 159.

5 Кейхан. 31.05.1967.

6 World Politics and The Arab–Israeli Conflict, N.Y., 1971, c. 141.