Реферат: Проблема преступности несовершеннолетних
Проблема преступности несовершеннолетних приобретает в последнее время все большую остроту и актуальность в связи с усилением целого ряда негативных тенденций в экономической, социально-политической, правовой, культурной, семейно-бытовой и других сферах жизни нашего общества.
В причинном комплексе преступности несовершеннолетних одно из существенных мест занимает проблема семейного неблагополучия, определяемая распадом семей, уклонением родителей от воспитания детей, жестоким обращением с ними. Неблагоприятные условия в семье непосредственно связаны с антиобщественным поведением подростков.
Все больше детей воспитываются в различных типах государственных учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей сирот и др.). при этом 90% из них имеют родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, отказались от детей. Наблюдается рост проявления жестокого обращения с подростками (более 70% всех детских травм – семейно-бытового характера). По предварительным расчетам насилие встречается в каждой четвертой семье. Спасаясь от жестокого обращения, многие дети уходят из семьи, детских домов и интернатов, а для 10% этих детей исходом такого обращения является смерть. Нередки случаи суицида.
В результате все более глубокого проникновения насилия в жизнь семьи разрушается ее нравственность, происходит ослабление гуманизации семейного воспитания, порождается детская безнадзорность и беспризорничество; дети вовлекаются в алкоголизм и наркоманию, в преступления и проституцию. Безнадзорные дети как правило занимаются бродяжничеством, попрошайничеством и мелким воровством. Они нередко становятся жертвами различных преступлений, в том числе и сексуальных.
Существенно обострилась проблема общественно-полезной занятости несовершеннолетних. Повсеместное невыполнение требований законодательства, направленного на обеспечение права несовершеннолетнего на труд и свободный выбор профессии, привело к тому, что многие из них попали в категорию неработающих и не учащихся. Положение обострилось в связи с продолжающимся неконтролируемым отчислением подростков из учебных заведений.
Наряду с этим усилению негативных тенденций в динамике преступности несовершеннолетних способствует в значительной мере порожденная коммерциализацией и высокими ценами недоступность большинства форм досугового времяпрепровождения, сокращения количества клубов, спортивных секций, музыкальных школ, кружков, летних оздоровительных лагерей, семейных домов отдыха и профилакториев.
Например, в Москве на первый взгляд имеются большие возможности для проведения своего досуга. Москва, как ни какой другой город, располагает достаточно большим количеством театров, концертных залов, кинотеатров, библиотек и концертно-зрелищных площадок. Но в силу различных причин эти возможности слабо используются при организации досуга несовершеннолетних и молодежи. Одной из них является несбалансированное размещение так называемых культурных очагов в различных районах города. В центральной части их подавляющее большинство, а на окраинах – редкие вкрапления. Как правило, периферийные районы достаточно далеко располагаются от центральной части города и требуется потратить много времени, чтобы культурно провести свободное время. Немалые трудности в организации досуга несовершеннолетних и молодежи возникли в связи с переходом к рыночным отношениям. Свободные цены на культурно-зрелищные мероприятия привели к росту цен на билеты и их недоступности со стороны малоимущих. Помещения, где ранее располагались и бесплатно работали кружки, секции, клубы для подростков, отданы коммерческим структурам. Малочисленные кружки и секции стали платными. Не все родители в состоянии оплатить их посещение.
Воспитательная работа педагогов организаторов с подростками по месту жительства почти не проводится.
Переход к рыночным отношениям серьезно затруднил организацию досуга несовершеннолетних в летнее время. Часть детских оздоровительных учреждений из-за нерентабельности и отсутствия денежных государственных дотаций на эти цели была закрыта вообще. Не случайно любимыми местами времяпрепровождения подростков стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе форм «развлечений».
В результате повышения интенсивности воздействия и масштабов влияния комплекса вышеприведенных факторов криминальная активность несовершеннолетних с каждым годом возрастает. На развитие этой тенденции повлиял такой фактор, как навязывание средствами массовой информации моделей «современных» потребностей и стиля поведения, стимулирующий криминальный бизнес (содержание притонов, сутенерство, проституция, распространение наркотиков, порнография и др.).
Такое явление как проституция несовершеннолетних получило распространение в связи с низким уровнем материальной обеспеченности в семье этих же девочек-подростков, которые вынуждены заниматься проституцией.
Отмечается тесная связь проституции с преступностью. Так, 61,5% опрошенных сотрудников органов внутренних дел указывают, что проституция неизбежно приводит к преступной деятельности. Чаще всего, по их мнению, она связана с распространением венерических болезней (17,8%), содержанием притонов разврата и сводничеством (15%), кражами и грабежами личного имущества граждан (11,2%).
Исследования показывают, что значительная часть несовершеннолетних входит в группировки с антиобщественной направленностью. Нередко они выражают открытое неуважение к общепринятым правилам поведения, закону, что в итоге приводит к массовым беспорядкам, дерзким, жестоким групповым преступлениям и актам вандализма. Ежегодно привлекается к ответственности 2,9-3,6 тысячи несовершеннолетних, совершивших групповые преступления только по городу Москве.
Существенную роль здесь играет влияние на несовершеннолетних лиц, являющихся преступными «авторитетами», лидерами организованных преступных группировок, вовлекающих подростков в преступную деятельность, создавая из них резерв организованной преступности. Пик такой организованной преступности пришелся на 90-е годы.
Криминологический интерес вызывают подростки, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности и вновь совершившие преступления. Именно они создают перспективу роста рецидивной преступности, одновременно наглядно демонстрируют пробелы и упущения в профилактической и воспитательно-трудовой (пенитенциарной) сферах деятельности органов внутренних дел.
Усилению данной тенденции будет способствовать существенное сокращение расходов на социальные программы, в том числе и на ресоциализацию осужденных несовершеннолетних. Кроме того, на этой категории в первую очередь отражается последовательное сокращение рабочих мест на предприятиях и в организациях, что приводит к отсутствию возможности устройства на работу подростков, отбывших наказание в воспитательно-трудовых учреждениях.
Профессии для подростков, как правило, малопристижные, грязные, с применением ручного труда и малооплачиваемые. Да и хорошую работу в наше время не так легко найти. Данное обстоятельство стимулирует обострение чувства озлобленности, агрессивности и в результате приводит к увеличению доли насильственных преступлений со стороны не только ранее судимых подростков, но и общей их массы.
Возросло число преступлений, совершаемых подростками в состоянии наркотического возбуждения. Это обусловлено существенным увеличение притока наркотиков из Закавказья и Среднеазиатского региона, в том числе опия из Узбекистана, афганского гашиша транзитом через Таджикистан вследствие чрезмерной прозрачности границ, отсутствия должного взаимодействия между правоохранительными органами государств – членов СНГ. Следует также отметить значительное ослабление контроля за хранением наркосодержащих лекарственных препаратов в медицинских учреждениях, а также врачебного контроля за их использованием. Это повлекло за собой увеличение количество фактов изготовления наркотиков путем химической переработки.
В числе факторов, влияющих на интенсивность корыстных и корыстно-насильственных проявлений со стороны несовершеннолетних, особенно, выделяется нестабильность и разбалансированность экономики, определяемой кризисом потребительского рынка, спадом производства, прогрессирующим ростом цен, которые усиливают дифференциацию населения по доходам и имущественному признаку, падение жизненного уровня большинства семей.
Поэтому не случайно, что преобладающим в структуре преступности несовершеннолетних являются кражи, грабежи и разбойные нападения. Их удельный вес в общем числе преступлений, совершаемых подростками, составляет от 63% до 66%. Развитию данной тенденции способствует дальнейшее падение уровня жизни населения и формирования неверного представления у подростков о принципе социальной справедливости, распространение в их среде потребительской психологии.
Наглядной иллюстрацией этого процесса является резкий рост мошенничеств, совершаемых подростками.
Отрицательное влияние криминогенных факторов может быть нейтрализовано последовательным проведением судебно-правовой реформы, разработкой концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних, подготовкой и реализацией программы деятельности государственных органов и общественности по борьбе с подростковой преступностью на территории России, реальным и современным финансированием такой программы.
Конечно, это проблема глобальных масштабов, к решению которой нужно подходить целенаправленно и со всех сторон государственной политики. Будущее нашей страны это дети, подростки, и кто будет править нашей страной и нашими судьбами зависит сейчас от нас, от наших действий в решении этой проблемы. Это сложный вопрос, но намного сложнее его решить. Это, во-первых, необходимо повысить уровень жизни населения. Дать возможность всем пользоваться благами, которые предоставляет нам современная культура общества. Во-вторых, повысить роль семьи в стране, сделать ее более значимой. Пропагандировать целомудренность и семейные ценности. Закрепить на правовом уровне статус семьи, защиту семьи. Разработать различные программы на государственном уровне, стимулирующие к созданию семьи. В-третьих, отладить систему образования и воспитания детей и подростков в учебных заведениях, а также обратить внимание на их свободное от учебы и работы время: разработать на государственном уровне программы по обеспечению несовершеннолетних полезным досугом, пропаганды здорового образа жизни. И в целом, воспитывать в них патриотизм, любовь к родине и к тем, кто ее населяет: люди, животные, природа. Предотвратить насилие негативного информационного материала через средства массовой информации, который отрицательным образом оказывает влияние на формирование психики и отношения к жизни подростков. И, наконец, организовать комплекс мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних. К ним относятся:
- создание условий для снижения безнадзорности несовершеннолетних;
- сокращение числа правонарушений со стороны несовершеннолетних;
- создание сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение таких учреждений необходимым автотранспортом, медицинским, бытовым оборудованием и другой техникой;
- проведение комплекса научных исследований по проблемам совершенствования методов профилактической работы с подростками-правонарушителями и их экспериментальная апробация;
- организация переподготовки специалистов по работе с социально-неблагополучными семьями, безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями.
Гарантом прав несовершеннолетних в России выступают нормативные документы:
1) международные правовые акты. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948г; Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950г; Международный пакт о гражданских и политических правах 1996г; Женевская декларация прав ребенка 1924г; Конвенция ООН о правах ребенка 1989г; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г и др.
2) федеральные нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие по всей территории РФ. в их числе Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998г №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 24 июля 1999г №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзрности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 декабря 1996г №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Правительства от 18 декабря 1997г №1565 «О плане действий по улучшению положения детей в РФ на 1998 – 2000гг и др.
3) региональное законодательство, включающее, например, Закон Воронежской области от 26 июля 1999г «О защите прав ребенка на территории Воронежской области».
Более детально его права охраняются отраслевым законодательством. По отношению к несовершеннолетнему государственная уголовная политика имеет двоякое содержание: с одной стороны, она естественно осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой, обеспечивает его повышенную охрану. Такая охрана осуществляется не только в отношении потерпевшего, но распределяется и на субъект преступления. Защита здесь находит свое выражение в ограничении уголовной репрессии государства в отношении любого лица, совершившего общественно опасное деяние. Ст.19К. имеет прямое указание на признаки лица, способного в соответствии с законом нести уголовную ответственность. В соответствии с ней несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях, то есть привлекается только физически вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.
Второй обязательный признак субъекта преступления определен как вменяемость лица. Состояние невменяемости отсутствует в случае совершения преступления несовершеннолетним, когда он был неспособен отдавать отчет в своих действиях или руководить ими под влиянием дефектов воспитания, обучения, сформированных потребностей и так далее. Поскольку причиной невменяемости является болезнь, последовательно переходящая в своем развитии несколько стадий, правомерна постановка вопроса об ограниченной вменяемости («психические расстройства, не исключающие вменяемости» в УК ст.22). В.П. Емельянов указывает на то, что «из числа психически неполноценных несовершеннолетних, признанных вменяемыми, преступления совершают как правило те, кто является психопатами, страдают олигофренией в степени легкой или умеренной дебильности, либо имеют иные психопатические расстройства без признаков слабоумия. Из других аномалий, имеющих меньшее распространение в среде несовершеннолетних, чаще встречается эпилепсия. Во всех случаях возникновения сомнений в период расследования назначается судебно-психиатрическая экспертиза.
Третьим обязательным признаком, характеризующим субъект преступления, является определенный возраст. В ст.20 УК РФ законодателем установлены две минимальные возрастные границы ответственности: общая – в 16 лет и, в качестве исключения, пониженная – с 14 лет за четко ограниченный круг преступлений (их 20), предусмотренных 18 полными статьями и двумя частями статей. В числе зарегистрированных преступлений несовершеннолетних доля насильственных составляет более 11%, а наиболее распространенными являются корыстные (около 75%). Важным моментом в защите ребенка от объективного вменения стало введение в ст.20 Уголовного Кодекса Российской Федерации части3, позволяющего освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии даже по достижении им соответствующего возраста. Причины отставания в психическом и личностном развитии несовершеннолетнего могут быть:
1) Биологические – вызванные отрицательными особенностями физиологического развития организма, генетической наследственностью и т.п.
2) Социальные – вызванные неправильным воспитанием, педагогической запущенностью.
3) Иные факторы внешней среды – вызванные неблагоприятным воздействием экологической обстановки и т.п.
Устанавливается путем прохождения комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Следует подчеркнуть, что при не достижении лицом соответствующего возраста, речь не должна идти об освобождении от уголовной ответственности, поскольку отсутствуют ее основания, предусмотренные в ст.8 Уголовного Кодекса РФ. поэтому на законодательном уровне необходимо решить вопрос о помещении их в специальные воспитательные учреждения и лечебно-воспитательные для несовершеннолетних.
Важным моментом в деле исполнения принципа справедливости Уголовного Кодекса РФ является дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности несовершеннолетнего. В этой связи спецификой ответственности лица, не достигшего 18-летнего возраста, является наличие в Кодексе принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы наказанию. В числе мер воспитательного воздействия уголовный закон называет следующие:
- предупреждение (ч.2 ст. 90 УК).
- Передача под надзор родителей или их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч.2 ст. 90).
- Возложение обязанностей загладить причиненный вред (ч.2 ст.90).
- Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч.2 ст. 90).
- Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ч.2 ст.92).
- Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего, на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства.
Исчерпывающий перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним, дан в ст. 88 Уголовного Кодекса РФ. в него входят:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок.
Обязательные работы назначаются несовершеннолетнему для их выполнения по месту жительства в свободное от учебы или работы время. Продолжительность исполнения работ лицами в возрасте до 15 лет – не более 2-х часов в день, в возрасте т 15 до 16 лет – 3-х часов в день (ч.3 ст.88УК), а лицами в возрасте от 16 до 18 лет – 4-х часов в день. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или его законных представителей с их согласия в размере от 1000 до 50000 рублей.
Следует отметить, что глава 14 Уголовного Кодекса РФ определяет особое положение ребенка – субъекта преступления в уголовном законе, что предопределяет его привилегированное положение в системе уголовно-правовых норм.
Основные направления развития ювенальной отрасли российского права корреспондируются с основными положениями ювенальной политики государства. Сегодня российская правовая политика переживает один из наиболее ответственных этапов своего развития. После президентских выборов 2000 г. и особенно 2004 г. в стране сложилась новая политическая ситуация, возник иной расклад сил. Общество остро осознало необходимость перемен, потребность жить по законам, в условиях общепринятого порядка, стабильности и предсказуемости.
Поскольку родовое понимание термина «политика» подразумевает, прежде всего, управленческую деятельность государственных органов, то ювенальная политика сводится к государственному управлению в определенной сфере социальных отношений, связанных с несовершеннолетними. Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних.
Впервые на законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое закрепление Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Указанный нормативный правовой акт определил цели, принципы и основные направления данной политики. Из содержания названного Закона следует, что ювенальная политика и политика государства в интересах детей - синонимы. Поэтому целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.
В основу формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основные из которых:
- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
- демократичный характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Несомненно, что все эти принципы тесно взаимосвязаны.
Таким образом, ювенальная политика представляет собой составную часть как социальной политики РФ, так и ее государственной молодежной и семейной политики. Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения ее составных частей.
Так молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека – лица в возрасте от 14 до 30 лет (постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»). В свою очередь, ювенальная политика направлена на защиту ребенка – лица возрасте до 18 лет. Кроме того основная цель молодежной политики – содействие более полному включению молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию молодежных объединений, движений, инициатив, а ювенальной – содействие реализации и укреплению гарантий прав ребенка. Поэтому их основными отличиями являются возраст лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели осуществления.
Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи (Указ Президента РФ от14 мая 1996г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»). Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например, образовательной, трудовой).
Содержание ювенальной политики образует деятельность соответствующих субъектов, направленная на:
- изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;
- осуществление контроля а их благосостоянием;
- анализ на этой основе соответствующего законодательства, оценку его эффективности;
- проведение коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости;
- разработку и принятие нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.
Под субъектом ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999г № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.
В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигается предложение об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. в отдельных субъектах РФ такой институт уже введен.
Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, «…рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса…». Однако вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних – ювенальной юстиции – по-прежнему остается открытым.
Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.
Одним из основных средств ювенальной политики является ювенальное право. Соотношение ювенального права и ювенальной политики представляется следующим: обеспечение государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без создания надежной правовой базы, в то же время полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних.
На рубеже столетий в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, оно в целом «стареет», снижается рождаемость. В то же время молодеет преступность, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все чаще приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам. И все это происходит на фоне кризиса семьи, недостаточной эффективности работы госструктур, ответственных за решение проблем детства, ухудшения жизни детей, жестокого с ними обращения, грубейшего нарушения их прав и законных интересов.
В этих непростых условиях особую значимость приобретают специализированные государственные органы, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав детей, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений. Это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченных по правам ребенка, органы по молодежной политике Министерства образования и науки РФ, органы опеки и попечительства, ювенальные органы следствия и дознания МВД, прокуратуры, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), воспитательные колонии, следственные изоляторы УИН, специальные подразделения МВД, ювенальный суд.
Рассмотрим несколько из них. Специальные учебно-воспитательные учреждения – особый вид образовательных учреждений для детей и подростков с девиантным отклоняющимся поведением, призванных обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Учреждения могут быть закрытого или открытого типа. Учреждения открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшимся любым формам психологического насилия; отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. В учреждениях открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. Учреждение может быть государственным, муниципальным и негосударственным. Учреждения закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших преступления, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального психологического подхода. В учреждениях закрытого типа создается режимная служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников. Оно может быть только государственным.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное детское учреждение, обычно амбулаторного типа, осуществляющее на территории города или района разнообразную профилактическую и реабилитационную работу с детьми из группы риска, с девиантным поведением и социальной дезадаптацией различного уровня. С целью социальной реабилитации дезадаптированнх детей и подростков центр организует диагностическую, оздоровительную, коррекционную и реабилитационную работу с ними, вовлекает их в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную деятельность. В своей работе центр взаимодействует с семьями воспитанников, школами и другими учебно-воспитательными учреждениями.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел – функции:
1) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
2) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
3) осуществляют пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
4) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних;
5) участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
7) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
8) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи сих безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.
Колония воспитания - предназначена для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными в возрасте от 14 до 18 лет. Отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из колонии воспитания в изолированный участок, функционирующий как исправительная колония общего режима. В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть осталены в колонии воспитания до окончания срока наказания, о не более, чем до достижения им возраста 21 года. Оставление осужденных, достигших 18 лет, в колонии воспитания производится по постановлению начальника колонии воспитания, санкционированному прокурором (УИК, ст.139). В колонии воспитания устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания (УИК, ст.132).
В системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более легких по сравнению с взрослыми условиями содержания, а с другой – открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных. Согласно данной переписи осужденных, 94.6% в воспитательных колониях составляли лица мужского пола, 45,4% - женского пола; 92,6% осужденных были трудоспособные; 24,7% имели общее средне специальное образование. 47,7% осужденных не имели определенных занятий на момент совершения преступления.
В отличие от ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ содержит специальную главу 17 «Особенности использования наказания виде лишения свободы в воспитательных колониях». В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до18 лет далее переводятся в изолированный участок, а при его отсутствии в исправительную колонию общего режима. С воспитанниками занимаются начальник колонии, его заместители, начальник служб, директор профессионального училища, воспитатели, учителя, мастера, штатные психологи. Срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитывается срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей. В ст.93 УК РФ предусмотрены сроки отбывания наказания для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних – не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой и средней тяжести, либо за тяжкое преступление – не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкие преступления. Согласно ст.103 УИК РФ несовершеннолетние осужденные, привлекающиеся к труду, в соответствие с законодательством РФ о труде ст.92 трудового кодекса для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет – не более 24 часов в неделю. Согласно ст.107 УИК РФ на лицевой счет несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им заработных плат или иных доходов. Ст.99 УИК РФ не разрешает производить удержание из заработной платы стоимость питания и одежды. Учитывая несовершеннолетний возраст осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, значительное внимание уделяется воспитательно-педагогическим мерам. Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. В соответствии со ст.134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным могут применятся поощрения в виде досрочного освобождения, досрочного перевода из строгих условий в обычные, предоставлении права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей или других близких родственников, предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательных колоний в сопровождении сотрудников данной колонии. К сожалению, в России, в отличие от большинства западных стран не развита пост пенитенциарная стадия осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, включающая механизмы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из исправительных учреждений. Подобные механизмы следует закрепить на законодательном уровне и на социально-экономическом уровне, обеспечить их надежное функционирование.
Органы управления системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это государственное, муниципальное и общественные органы и учреждения, осуществляющие мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К ним относятся: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Органы по делам молодежи –
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;
3) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) участвуют в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике этой проблемы;
5) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
К сожалению, статистика доказывает то, что все эта органы и специализированные учреждения не справляются со своими обязанностями. Ситуация на сегодня говорит о том, что наша система по подходу к этой проблеме далеко не идеальна и требует усовершенствования, в том числе и усиление кадрового состава. Все закостенело еще с советских времен, а сейчас, как никогда, необходим новый подход, новый взгляд на эту острую проблему. Обращение внимания на нее широкой общественности. Действительно, важным моментом является реабилитация молодых преступников. Плохо работают центры занятости, так как не могут предоставить им достойную работу. Но, опять же, такова ситуация в стране, когда обычный человек в затруднении найти себе достойную работу с достойным заработком. Необходимо занять молодежь какой либо полезной и интересной деятельностью, отвлечь их от улицы, помочь им поменять приоритеты, принципы и цели в жизни. Для этого должны работать, прежде всего, школы, где необходимо организовать общественно полезные работы, кружки и т.д.
право свобода преступность несовершеннолетний