Курсовая работа: Проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в России

Введение

90-е годы XX века в России были ознаменованы жесточайшим экономическим кризисом сельского хозяйства. Толчком к этому послужил переход государства к рыночной экономике, вследствие чего произошла смена форм собственности, последовал распад колхозов и совхозов, на смену которым пришли акционерные общества и другие формы хозяйствования.

Если рассматривать перемены, происшедшие в указанный период в политическом и экономическом строе нашей страны в целом, нельзя не оценить их как явно положительные. Принятие Конституции 1993 года, направленной на создание демократического правового государства; признание прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами международного права; установление права частной собственности. Все эти факторы должны служить формированию благополучного общества, а соответственно – процветающего государства. Но, к сожалению, данные перемены не пошли во благо сельскому хозяйству России, до той поры успешно развивавшемуся и процветавшему, что подчеркивает важность рассматриваемой темы работы: "Проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в России".

В результате реформ на протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности ухудшается с каждым годом. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, происходит существенный износ материально-технической базы. В связи с этим в настоящее время сельское хозяйство требует к себе повышенного внимания со стороны государства. И суть проблемы уже вышла за рамки её экономической стороны. Особый акцент следует сделать на человеческом факторе: низкий уровень жизни на селе, падение доходов работающих граждан ниже допустимого уровня повлекли за собой отток граждан, и прежде всего отток молодежи, в связи с чем появился дефицит квалифицированных кадров. Данная проблема тем острее, что её невозможно устранить исключительно законодательным путем. В последние годы сформировалось ложное представление о том, что любую проблему можно решить путем принятия соответствующего федерального закона. Практика это опровергает. Закон лишь нормативно закрепляет сложившиеся или назревшие в обществе отношения, придает правовую определенность тому, что составляет общественный или групповой интерес. Абстрактно написанный закон не будет воспринят обществом.

Целью курсовой работы поставлено исследование действующей нормативной базы, направленной на регулирование агропромышленного комплекса в России, выявление возможных недоработок в законодательстве и предложения по их устранению.

Способом достижения поставленной цели работы послужит решение следующих задач:

1.  Раскрытие понятия агропромышленного комплекса через определение его целей.

2.  Исследование возможных перспектив дальнейшего состояния агропромышленного комплекса.

3.  Характеристика современного состояния уровня государственного регулирования АПК.

Для решения поставленных задач будет проведен анализ действующего законодательства, направленного на регулирование правоотношений в сфере сельского хозяйства. При проведении анализа будем опираться на теоретические исследования специалистов по заданной проблеме. В частности, углубленно изучали проблему государственного регулирования АПК в России Р.Х. Адуков, Е.А. Галиновская, С.А. Боголюбов, С.А. Чаркин и др.

Работа будет строиться по традиционной схеме, и состоять из введения, трех глав, заключения и перечня источников.


1.  Основные понятия, связанные с агропромышленным комплексом. Цели развития агропромышленного комплекса в России

Для наиболее полного и точного достижения целей работы представляется необходимым изучить содержание понятия агропромышленного комплекса, его целей и задач, а также роли в экономическом строе России (рис.1).

Рисунок 1

 
  


Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой - что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.

Традиционно сельское хозяйство понимается как деятельность непосредственно по производству продукции растениеводства и животноводства. Наряду с этим применяется более широкий термин - "агропромышленный комплекс" (АПК). Данный термин вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.

Конкретного определения понятие "агропромышленного комплекса" не имеет, авторами оно рассматривается как совокупность отраслей сельского хозяйства. Так, Е.Л. Минина отмечает, что в данное понятие "включаются также отрасли, непосредственно связанные с сельским хозяйством, - как правило, закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственной техникой, иногда также торговля сельскохозяйственной продукцией и производство сельскохозяйственной техники"[1].

Таким образом, начиная с указанного периода, агропромышленный комплекс используется в законодательстве как самостоятельный объект правового регулирования, включающий сельское хозяйство и связанные с ним отрасли, хотя, как отмечалось, единого понимания или тем более четкого перечня таких "примыкающих" к сельскому хозяйству отраслей не существует.

В течение ряда лет одним из центральных актов аграрного законодательства являлся Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства"[2]. Данный нормативный акт также не давал прямого определения агропромышленного комплекса, однако в ст. 1 было зафиксировано, что государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

До сих пор действует Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1490-1 "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами"[3] (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ. Этим законом установлено, что его действие распространяется на:

- колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия, арендные коллективы, кооперативы, крестьянские (фермерские), подсобные хозяйства и садово-огородные товарищества, предприятия потребительской кооперации, научные, учебные, проектно-конструкторские (экспериментальные) учреждения, перерабатывающие, машиностроительные, ремонтно-технические, строительные и другие предприятия и организации агропромышленного комплекса;

- предприятия-изготовители продукции, поставляемой в агропромышленный комплекс, находящиеся на территории РСФСР, а также транспортные организации, обеспечивающие перевозки этой продукции;

- предприятия и организации системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса.

Очевидно, что здесь в качестве агропромышленного комплекса рассматривается более широкий круг отраслей, чем в Федеральном законе "О государственном регулировании агропромышленного производства".

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

Ø  достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;

Ø  решение продовольственной проблемы страны прежде всего с точки зрения качества потребляемых продуктов;

Ø  удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;

Ø  улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;

Конечная цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

Также нельзя не отметить, что в последнее время, в том числе в законодательстве, все чаще употребляются понятия "агропродовольственный комплекс", "агропродовольственная политика", "агропродовольственный рынок". При этом в некоторых законопроектах агропродовольственный комплекс рассматривается как термин, тождественный агропромышленному комплексу, то есть термин, обозначающий совокупность отраслей, тесно связанных с сельскохозяйственным производством[4]. Однако, в силу того, что сельское хозяйство направлено на производство как пищевых продуктов, так и сырья (лён, хлопок и др.), представляется, что более правильно и точно было бы рассматривать агропродовольственный комплекс как отрасли, связанные непосредственно с производством продуктов питания.

Соответственно, если аграрная политика - это осуществляемые государством меры по увеличению сельскохозяйственного производства, созданию условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, социальному развитию села, то когда же речь идет об агропродовольственной политике, делается акцент именно на вопросах производства продовольствия и обеспечения им населения, в том числе учитывается и аспект обеспечения продовольственной безопасности. Усиление социальной направленности политики нашего государства неизбежно должно привлечь внимание к законодательному обеспечению именно агропродовольственной политики. При этом основными целями государственного регулирования в этом направлении должны быть:

- продовольственная независимость страны, то есть возможность удовлетворения потребности населения в продуктах питания в основном за счет внутренних ресурсов;

- доступность для населения продуктов питания, что, с одной стороны, означает бесперебойное их поступление в места потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения, а с другой стороны,

- возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;

- качество и безопасность пищевых продуктов.

Хотелось бы отметить, что наше государство обладает огромным потенциалом как природных, так и трудовых ресурсов, необходимых для совершенствования агропромышленного комплекса и достижения указанных целей.

2.  Перспективы развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации

Исследования показывают, что процесс развития или отставания экономики, в том числе аграрного сектора, не случаен, а определяется, качеством системы государственного управления. По мнению доктора экономических наук Р.Х. Адукова, "неудовлетворительное состояние экономики отрасли является следствием того, что данная система не влияет на ситуацию, строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах управления. Нынешняя реформа базируется на репрессивно-экономических методах"[5].

Цель государственного управления в области экономики — создание условий для эффективного функционирования предприятий национального хозяйства. В частности, состояние аграрного сектора зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли.

Опросы руководителей и специалистов аграрного сектора в России показывают, что большинство из них государственные меры по развитию отрасли сводят к оказанию финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Между тем, успехи развитых стран в области сельского хозяйства связаны с комплексным характером поддержки, оказываемой государством своим сельхозтоваропроизводителям.

Адуков, исследуя проблемы развития сельского хозяйства в России, заключает, что основную роль в регулировании АПК должно взять на себя государство, не предоставляя тех широких полномочий на самостоятельные действия регионам, которыми последние наделены сегодня. Изучая передовой опыт в области аграрной политики, Адуков делает следующие выводы: в современных условиях обеспечение конкурентоспособности аграрного сектора возможно лишь при условии, если государство берет на себя значительную часть функций по развитию данной отрасли; по мере усиления конкуренции на рынке сельхозпродукции и продовольствия регулирующая роль государства повышается; система государственного управления аграрным сектором должна быть спроектирована с учетом её главноё цели — содействие развитию отрасли[6].

В целом, сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости коренной перестройки аграрной политики России. Практика показала, что меры косметического характера, вытекающие из курса минимизации роли государства в экономике, на которые в период реформ делалась ставка, не способны обеспечить выход из кризиса, а также высокую эффективность и конкурентоспособность отрасли. Об этом убедительно свидетельствует общемировая тенденция усиления роли государства в развитии аграрного сектора.

Для поиска путей формирования аграрного сектора России, отвечающего современным требованиям, решающее значение имеет правильное определение причин, препятствующих его подъему. Выводы исследователей проблемы развития АПК свидетельствуют, что развитие данной отрасли, главным образом, сдерживают 2 фактора: отсутствие приемлемых условий хозяйствования; отсутствие на селе института местного самоуправления. Эти базовые факторы тесно взаимосвязаны: подъем аграрного сектора способствует развитию социальной сферы села; развитие местного самоуправления содействует развитию социальной инфраструктуры и сельского хозяйства.

Особенность этих факторов в том, что они формируются системой государственного управления. В связи с этим состояние экономики аграрного сектора определяется тем, насколько сама система государственного управления отраслью адаптирована к рыночным условиям.

Одной из проблем АПК, требующих наиболее пристального внимания со стороны государства — это обеспечение отрасли высокопроизводительной и качественной техникой и оборудованием. Иначе говоря, человек, вооруженный современными знаниями и техническими средствами является главным фактором повышения производительности и снижения удельных затрат в сельском хозяйстве[7].

Кроме того, для благополучного развития агропромышленного комплекса необходимо принять ряд мер для преодоления кризисной ситуации в состоянии кадрового потенциала сельского хозяйства. Как справедливо отмечает Зотов В.Б.,"важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала"[8].

Острый дефицит высококвалифицированных руководителей, специалистов и рабочих сдерживает широкое использование в отрасли современных технологий. Поэтому главным приоритетом при распределении финансовых ресурсов должно стать укрепление кадровой базы аграрного сектора. В обратном случае все усилия, предпринятые государством на обеспеченность села современной техникой и оборудованием не приведут к ожидаемому результату.

Конечно, нельзя не отметить, что как государством, так и регионами предусматривается ряд мер, направленных на устранение кадровой проблемы в сельской местности. В частности, следует отметить положения федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:

Ø  улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

Ø  стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

Ø  улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;

Ø  повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

Ø  повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

Ø  активизация культурной деятельности на селе;

Ø  развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

Ø  повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

Ø  расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;

Ø  повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест[9].

В целом же в России, как и во всем мире, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народнохозяйственного комплекса. Его состояние и экономическая эффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа. Прогресс в аграрном секторе неразрывно связан с развитием перспективных наукоемких отраслей. В связи с этим Минсельхозом России разработана Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса РФ на период до 2025 года.

Целью данной Концепции является дальнейшее развитие аграрной науки путем совершенствования системы управления и сети научно-исследовательских учреждений, углубления фундаментальных и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, усиления инновационного процесса участия науки в освоении научных разработок в производстве, обеспечивающих эффективное развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации[10].


3.  Механизм государственного регулирования АПК на современном этапе

Сегодня развитие сельского хозяйства в нашей стране рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой - что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.[11]

Исследуя проблему правового регулирования агропромышленного комплекса, еще в 70-х годах многие юристы стали выделять сельскохозяйственное, или как оно позже стало называться, аграрное право, в качестве комплексной отрасли.[12] Это все дало основания некоторым юристам выделять в качестве комплексной отрасли права сельскохозяйственное, или, как оно стало позже называться, аграрное право. Соответственно, предлагалось разработать нормативный правовой акт, который "стоял бы во главе" данной отрасли - например, Аграрный кодекс. Исследователи, поддерживающие эту идею, рассматривают такой нормативный правовой акт в качестве "единого федерального сводного закона, регулирующего весь комплекс аграрных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей"[13].

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", изначально рассматривался многими учеными и практическими работниками как центральный нормативный акт аграрного законодательства. Проект этого закона разрабатывался и перерабатывался (причем несколько раз кардинально) в течение нескольких лет.

Разработчиками данного законопроекта в различных выступлениях указывалось, что необходимость принятия закона о развитии сельского хозяйства обусловлена тем, что в России до сих пор нет единого комплексного закона, определяющего политику государства в аграрной сфере.

В упомянутом новом Законе "О развитии сельского хозяйства" предусматривается установление правовых основ реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий[14].

Легализация государственной аграрной политики получила отражение и продолжение в Законе в виде формулирования основных ее целей, принципов, направлений, мер реализации, перечень которых, в частности, включает восемь пунктов и завершается "другими мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации"[15].

Так, в соответствии с указанным законом, основными целями государственной аграрной политики, в частности, являются:

Ø  повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

Ø  обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

Ø  сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

Ø  создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сферу сельского хозяйства.

Согласно ст. 5 Закона "О развитии сельского хозяйства" государственная аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется законом "О развитии сельского хозяйства" как принципы, на которых основывается государственная аграрная политика, а собственно государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей названа одним из основных направлений государственной аграрной политики.

Огромное значение роли аграрной политики в нашей стране и вопросам её государственного регулирования отводится в Концепции развития законодательства РФ на 2008-2011гг, в которой отмечено, что "с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития страны должны быть сформулированы цели и задачи агропродовольственной политики Российской Федерации на стратегическую перспективу[16]".

В соответствии с данной Концепцией, аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, поддержку надежного продовольственного обеспечения страны, повышение уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для аграрного производства, формирование эффективного устойчивого производства агропродовольственной продукции, обеспечивающего потребности населения в продовольственных продуктах и предприятий пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье.

Чрезвычайно важным моментом, обозначившим свершившийся перелом в отношении государственной власти к проблемам агропромышленного комплекса, представляется принятие приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Признание развития агропромышленного комплекса важнейшим приоритетом государственной политики имеет не только экономическое, но и важнейшее социально-политическое значение[17].

Рассматривая понятие национального проекта с теоретической точки зрения, можно его обозначить как инструмент стратегического планирования, предназначенный для реализации национальных интересов (удовлетворения жизненно важных потребностей страны), обеспечивающей устойчивое развитие личности, общества и государства.

Таким образом, национальный проект должен обладать следующими признаками:

- определение генеральной в отношении перспектив развития предмета планирования цели и её обоснование в виде иерархически построенной системы, представленной в виде стратегических целей и подцелей;

- определение технико-технологических, организационных и иных направлений действий и соответствующих мероприятий, направленных на достижение целей планирования;

- обозначение периода, необходимого для достижения генеральной цели вкупе с реализацией всех её составляющих (задач и подцелей);

- обеспечение проекта финансированием.

Р. Гумеров, проводя исследования реализации национального проекта АПК, подчеркивает его несоответствие перечисленным выше критериям, которыми должен обладать нац.проект. Изначально, подчеркивает Гумеров, "проект был сформирован и представлен обществу не как целостный документ, отражающий концепцию и стратегию долгосрочного развития одного из базовых секторов национальной экономики, а как некий механический свод направлений действий и мероприятий по развитию агропромышленного производства и обустройству села, не имеющих ни общей "концептуальной оболочки", ни внятных временных границ осуществления".[18]

В рамках реализации рассматриваемого проекта изначально были выделены три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе".

Советом при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике были обозначены следующие мероприятия по данным направлениям на 2006-2007 гг.:

1. По направлению "Ускоренное развитие животноводства":

- создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства и промышленного рыболовства за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидировании е части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыболовства, а также по кредитам на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и предприятий промышленного рыболовства.

- развитие лизинга племенного скота, оборудования для животноводства и промышленного рыболовства;

- повышение эффективности таможенно-тарифной политики;

- субсидирование расходов на поддержку племенного животноводства.

2. По направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования"

- создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материально-технической базы за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

- развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: кредитных, перерабатывающих, заготовительных и снабженческо-сбытовых.

- развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залог земельных участков.

3. По направлению "Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей) на селе"

- строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов на селе.[19]

На фоне попыток реализации данного национального проекта, в конце 2006 года, после длительных дискуссий, был таки принят уже упомянутый нами выше Закон о развитии сельского хозяйства.

В соответствии с принятым законом, развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, их финансовое обеспечение и механизмы реализации должны предусматриваться в особого рода документе - Государственной Программе, утверждаемой Правительством РФ на пятилетний период[20].

Целями Программы на 5-летний период являются:

Ø  устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

Ø  повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

Ø  сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов[21].

Для достижения этих целей Программа определяет основные задачи, которые необходимо решить в рамках соответствующих подпрограмм (направлений). В частности, поставлены такие задачи, как:

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;

совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки.

Таким образом, данная Программа направлена в первую очередь на развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса".

На сегодняшний день центральным документом, направленным на регулирование и развитие агропромышленного комплекса, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями по состоянию на 24 июля 2009 г.); и в рамках реализации данного закона была разработана и утверждена Правительством РФ Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (см.Приложение).

В соответствии с положениями Программы, её осуществление возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы, уполномоченные на такую деятельность высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[22].

Целевые программы субъектов РФ могут детализировать вышеуказанные федеральные программы, либо носить самостоятельный характер[23].

Например, региональные программы в области сохранения и восстановления плодородия почв действуют в Кемеровской, Оренбургской и Волгоградской областях; программы в области социального развития села приняты в Пермском крае, Пензенской, Оренбургской, Кемеровской, Ленинградской областях и многих других субъектах РФ. В свете необходимости реализации положений комментируемого Закона принят Закон Кемеровской области от 12 декабря 2006 г. N 168-ОЗ "Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса" на 2007-2010 годы"; Закон Волгоградской области от 9 декабря 2008 года N 1809-ОД "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области" на 2008-2012 годы"; аналогичные программы о развитии и государственной поддержке АПК приняты в большинстве других субъектов РФ.

Кроме того, субъекты РФ могут принимать и собственные целевые программы, не предусмотренные на федеральном уровне. В их числе:

1) постановление Волгоградской областной Думы от 28 октября 2004 г. N 13/393 "Об областной целевой программе "Учебное поле" на 2005-2008 годы". Цель программы - обеспечение качества подготовки в сельских образовательных учреждениях квалифицированных специалистов начального звена для предприятий агропромышленного комплекса Волгоградской области; создание механизмов и условий устойчивого развития и сохранения сельских образовательных учреждений Волгоградской области; привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет производственной деятельности учебно-опытных хозяйств; развитие и укрепление материально-технической базы и инфраструктуры сельских образовательных учреждений.

2) постановление Волгоградской областной Думы от 28 августа 2003 г. N 11/364 N 11/364 "Об областной целевой программе "Разработка технологии выращивания риса с периодическими поливами на орошаемых землях Волгоградской области" на 2004-2008 годы". Цель программы - улучшение продовольственного обеспечения рисом населения Волгоградской области и других регионов Российской Федерации в соответствии с медицинским нормами потребления; создание дополнительных рабочих мест в АПК Волгоградской области; экономия водных ресурсов; увеличение налоговых поступлений в областной бюджет.

В других субъектах РФ приняты региональные целевые программы по развитию личных подсобных хозяйств (Пензенская, Кемеровская области); развитию сельскохозяйственной потребительской и сельской кредитной кооперации, селекционно-племенной работе и воспроизводству стада молочно-мясного скотоводства и коневодства (Ульяновская область); кадровому обеспечению агропромышленного комплекса, развитию льнопроизводства (Омская область); обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности (Красноярский край) и т.д.

Более детально в данной работе будет рассмотрено регулирование агропромышленного комплекса на региональном уровне на примере Ярославской области. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2007 N АГ-17/4571 "О реализации государственной программы" и постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года" была разработана и утверждена Законом Ярославской области от 3 июля 2008 г. N 35-з областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы.

Создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса, сохранение и ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства является важной целью агропромышленного комплекса Ярославской области, что подчеркивается следующими фактами:

- В агропромышленном комплексе Ярославской области отмечается сокращение сельскохозяйственного производства в течение длительного периода. За последние 8 лет, с 2000 по 2007 год, посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 24 процента, в том числе площадь зерновых культур - на 48 процентов, кормовых культур - на 19 процентов, картофеля - на 8 процентов, поголовье крупного рогатого скота - на 35 процентов, коров - на 39 процентов, овец - на 29 процентов. В результате сокращены объемы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 41 процент, картофеля - на 17 процентов, кормов собственного производства - на 23 процента, крупного рогатого скота - на 19 процентов, молока - на 13,5 процента.

- Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем 6 процентов за последние 5 лет). В 2007 году на сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составило 21,4 тысячи человек, что на 39 процентов меньше, чем в 2000 году[24].

Целью Программы на период 2008-2012 годы является устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе повышения конкурентоспособности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Для достижения этой цели в агропромышленном комплексе необходимо решение следующих основных задач:

- создание общих условий функционирования агропромышленного комплекса;

- развитие животноводства и птицеводства;

- развитие растениеводства;

- развитие и поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности;

- достижение финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;

- снижение рисков в агропромышленном комплексе;

- развитие пищевой и перерабатывающей промышленности: комбикормовой, молокоперерабатывающей, мукомольной, мясоперерабатывающей, хлебопекарной, рыбоперерабатывающей, льноперерабатывающей (первичной переработки льна), консервной, кондитерской;

- использование консалтинговых услуг.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Таким образом, с учетом социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением, была разработана долгосрочная федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"[25]. (Цели и задачи Программы, а также ожидаемые результаты см. в Приложении 1 к работе).

В рамках осуществления данной программы в Ярославской области в 2005 году была начата реализация областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной Законом Ярославской области от 6 мая 2005 г. N 23-з (утратил силу).[26]

В реализации Программы "Социальное развитие села до 2010 года" приняли участие 17 муниципальных образований Ярославской области. Исходя из поставленных в Программе "Социальное развитие села до 2010 года" задач на областном уровне была сформирована необходимая нормативная правовая база.

В соответствии с финансовыми возможностями основными приоритетными мероприятиями Программы "Социальное развитие села до 2010 года" были определены - жилищное строительство, газификация, строительство и реконструкция сетей водоснабжения в сельской местности, развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, учреждений медико-санитарной помощи, развитие физической культуры и спорта, развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения, подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации и закрепление на производстве молодых специалистов в сельской местности. Реализация остальных направлений не осуществлялась в связи с отсутствием финансирования или осуществлялась в рамках областных целевых программ соответствующих департаментов.

В июле 2009 г. в Ярославской области стартовал 2-й этап федеральной программы, сроки реализации Программы - 2009-2012 годы. Правовой базой данному этапу служит Постановление Правительства Ярославской области от 22 апреля 2009 г. N 353-п "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".

Предполагается реализация следующих мероприятий Программы: строительство (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, развитие инженерного обустройства села, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов, развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации и закрепление на производстве молодых специалистов в сельской местности Ярославской области[27].

Возвращаясь к проблеме реализации приоритетного национального проекта, применимо к Ярославской области хотелось бы отметить наличие еще одной целевой программы, направленное на развитие и поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе нашего региона. В 2006 году Законом Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з была утверждена комплексная целевая программа "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007 - 2011 годы".

Принятие данной программы обусловлено тем фактом, что на протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база[28]. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.

Эти тенденции сохраняются не только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда.

На основании Постановление Правительства Ярославской области от 27 августа 2008 г. N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" (с изменениями от 12 ноября 2008 г.) была разработана и введена в действие новая целевая программа, направленная на развитие и поддержку малых форм хозяйствования[29].

В данной программе, при раскрытии исследуемой проблемы, отмечается, что "Угроза для малых форм хозяйствования состоит также в том, что из-за тяжелого физического труда, на котором основана эта форма хозяйствования, и недостаточной государственной поддержки, сельское население перестанет заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такое положение, как минимум, приведет к усилению социально-экономической напряженности в обществе[30]".

Ведение личного хозяйства является крайней мерой, к которому население вынуждено прибегать, не имея других возможностей для обеспечения материального благополучия. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, на протяжении длительного периода остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и ниже среднеобластного показателя в среднем в 2 раза.

Способность малых форм хозяйствования решать проблему материального благополучия населения позволяет надеяться, что эта категория товаропроизводителей будет существовать продолжительное время, в течение которого государство найдет пути создания эффективного сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.

Учитывая сложности организации крупного эффективного сельскохозяйственного производства, производство в малых формах хозяйствования играет существенную роль в обеспечении населения продовольствием, поддержании его материального благополучия и решении вопроса занятости, что является наиболее значимой стороной данной проблемы.

агропромышленный комплекс государственное регулирование


Заключение

Термин "агропромышленный комплекс" (АПК) вошел в оборот в середине семидесятых годов и является совокупностью отраслей сельского хозяйства, а также отраслей, непосредственно с ним связанных – таких, как закупка сельскохозяйственной продукции, ее промышленная переработка, агрохимическое обслуживание сельского хозяйства, снабжение сельскохозяйственной техникой, иногда также торговля сельскохозяйственной продукцией и производство сельскохозяйственной техники".

Таким образом, начиная с указанного периода, агропромышленный комплекс используется в законодательстве как самостоятельный объект правового регулирования, включающий сельское хозяйство и связанные с ним отрасли.

На современном этапе состояние агропромышленного комплекса в нашей стране оставляет желать лучшего, и требует к себе повышенного внимания, о чем говорит тот факт, что сегодня развитие сельского хозяйства рассматривается в качестве одного из приоритетных национальных проектов.

Основной причиной нынешнего состояния АПК, на мой взгляд, следует обозначить проводимые в стране с начала 1990-х годов аграрные преобразования без предварительной научной проработки.

С 2000 года агропромышленное производство демонстрирует положительную динамику развития. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с учеными Россельхозакадемии предпринимает достаточно эффективные усилия для преодоления кризисных явлений и вывода агропромышленного комплекса на устойчивое развитие. Последовательно проводится политика субсидирования процентных ставок по кредитам, компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, приобретения средств химизации, поддержки племенного животноводства и элитного семеноводства, лизинга техники и племенного скота.

В 2006 году принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

В рамках реализации данного закона была разработана и утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

Также следует подчеркнуть активное участие субъектов Российской Федерации в регулировании агропромышленного комплекса.

Однако темпы роста производства в отрасли являются недостаточными для ее ускоренного развития и сильно отстают от общего уровня роста экономики страны.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Важнейшими проблемами агропромышленного комплекса, требующими к себе наиболее пристального внимания со стороны государства, являются острый дефицит высококвалифицированных руководителей, специалистов и рабочих, что сдерживает широкое использование в отрасли современных технологий; а также обеспечение отрасли качественной техникой и оборудованием.

Одной из проблем АПК, требующих наиболее пристального внимания со стороны государства — это обеспечение отрасли высокопроизводительной и качественной техникой и оборудованием.

Кроме того, для благополучного развития агропромышленного комплекса необходимо принять ряд мер для преодоления кризисной ситуации в состоянии кадрового потенциала сельского хозяйства.

В заключение хочется отметить, что, проводя анализ теоретических изысканий авторов по вопросу государственного регулирования АПК, наблюдается достаточно низкий интерес к данной проблеме со стороны исследователей. Данное открытие вызывает недоумение с учетом того неоспоримого факта, что Россия обладает огромными природными ресурсами, необходимыми для процветания сельского хозяйства.

Исходя из этого напрашивается вывод, что несмотря на обозначение развития АПК как приоритетного национального проекта, и ощутимые усилия государства и субъектов РФ на законодательное обеспечение реализации данного проекта, преимущественно государственное регулирование сельского хозяйства остается только на бумаге.

На мой взгляд, выходу из сложившейся ситуации в первую очередь может способствовать решение кадрового вопроса. С учетом того уровня заработной платы в сельской местности, которые существует на сегодняшний день, привлечение грамотных, квалифицированных специалистов маловероятно. Более того, возможность привлечения квалифицированных кадров в сельскую местность с каждым годом снижается с учетом того, что сегодня в качестве будущей специальности предпочитаются юриспруденция, информационные технологии, менеджмент.


Список нормативных источников

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// СПС ГАРАНТ

2.  Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изм. от 24.07.2009г.)// СПС ГАРАНТ

3.  Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства".//Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.// СПС ГАРАНТ

4.  Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1490-I "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами" (с изм. от 02.02.2006г.)// СПС ГАРАНТ

5.  Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"// СПС ГАРАНТ

6.  Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изм. от 31.01.2009г)// СПС ГАРАНТ

7.  Приказ Минсельхоза РФ от 25 июня 2007 г. N 342 "О концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года". Текст приказа официально опубликован не был.// СПС ГАРАНТ

8.  Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ)// СПС ГАРАНТ

9.  Решение Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов// Первоочередные меры по развитию АПК// www.rost.ru//agriculture//

10.  Закон Ярославской области от 3 июля 2008 г. N 35-з "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы"// СПС ГАРАНТ

11.  Постановление Правительства Ярославской области от 23 сентября 2009 г. N 945-п "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007-2011 годы и признании утратившим силу постановления Администрации области от 26.06.2006 N 163"//СПС ГАРАНТ

12.  Постановление Правительства Ярославской области от 27 августа 2008 г. N 449-п "О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ" (с изменениями от 12 ноября 2008 г.)// СПС ГАРАНТ

13.  Закон Ярославской области от 6 мая 2005 г. N 23-з "Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (утратил силу)// СПС ГАРАНТ

14.  Закон Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з "Об утверждении комплексной целевой программы "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007 - 2011 годы" (Законом Ярославской области от 2 ноября 2009 г. N 61-з признан утратившим силу)//СПС ГАРАНТ

Список литературы

15.  Адуков Р.Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны «Менеджмент и бизнес-администрирование», № 1 за 2007 год//http://www.adukov.ru

16.  Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". - Система ГАРАНТ, 2009.

17.  Боголюбов С.А. Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства// "Журнал российского права", 2007, N 9// СПС ГАРАНТ

18.  Быстров Г.Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и аграрного законодательства России в современных условиях // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика. М.: Издательский дом "Государство и право", 2004.

19.  Гумеров Р. Что делать с "Приоритетным национальным проектом" развития АПК/ Становление новой экономической системы// Издательский дом "Экономический журнал", 2008, с. 5

20.  Денисов А.А. Сельскохозяйственное право, наука и практика // Советское государство и право. 1974. N 1

21.  Зотов В.Б. Система муниципального управления - "Питер", 2007 г.//СПС ГАРАНТ

22.  Козырь М.И. Советское сельскохозяйственное право: тенденции становления и развития // Советское государство и право. 1973. N 6

23.  Кичатова О.А. Сельскохозяйственное право как комплексная отрасль права // Советское государство и право. 1973. N 9

24.  Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России \\"Журнал российского права", N 5, май 2006 г.// СПС ГАРАНТ



[1] Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России \\"Журнал российского права", N 5, май 2006 г.// СПС ГАРАНТ

[2] Федеральный закон от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства".//Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.// СПС ГАРАНТ

[3] Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1490-I "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами" (с изм. от 02.02.2006г.)// СПС ГАРАНТ

[4] см. Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России \\"Журнал российского права", N 5, май 2006 г.// СПС ГАРАНТ

[5] Адуков Р.Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны «Менеджмент и бизнес-администрирование», № 1 за 2007 год//http://www.adukov.ru

[6] Адуков Р.Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны «Менеджмент и бизнес-администрирование», № 1 за 2007 год//http://www.adukov.ru

[7] см. Адуков Р.Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны «Менеджмент и бизнес-администрирование», № 1 за 2007 год//http://www.adukov.ru

[8] Зотов В.Б. Система муниципального управления  - "Питер", 2007 г.//СПС ГАРАНТ

[9] Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изм. от 31.01.2009г) // СПС ГАРАНТ

[10] Приказ Минсельхоза РФ от 25 июня 2007 г. N 342 "О концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года". Текст приказа официально опубликован не был.// СПС ГАРАНТ

[11] см. Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России \\"Журнал российского права", N 5, май 2006 г.// СПС ГАРАНТ

[12] см. "Советское государство и право". См., например: Козырь М.И. Советское сельскохозяйственное право: тенденции становления и развития // Советское государство и право. 1973. N 6; Денисов А.А. Сельскохозяйственное право, наука и практика // Советское государство и право. 1974. N 1; Кичатова О.А. Сельскохозяйственное право как комплексная отрасль права // Советское государство и право. 1973. N 9

[13] Быстров Г.Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и аграрного законодательства России в современных условиях // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика. М.: Издательский дом "Государство и право", 2004. С. 60.

[14] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изм. от 24.07.2009г.)// СПС ГАРАНТ

[15] см. Боголюбов С.А. Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства// "Журнал российского права", 2007, N 9// СПС ГАРАНТ

[16] Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ)// СПС ГАРАНТ

[17] Приказ Минсельхоза РФ от 25 июня 2007 г. N 342 "О концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года"// Текст приказа официально опубликован не был// СПС ГАРАНТ

[18] Гумеров Р. Что делать с "Приоритетным национальным проектом" развития АПК/ Становление новой экономической системы// Издательский дом "Экономический журнал", 2008, с. 5

[19] Решение Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов// Первоочередные меры по развитию АПК// www.rost.ru//agriculture//

[20] Боголюбов С.А. Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства// "Журнал российского права", 2007, N 9// СПС ГАРАНТ

[21] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"//СПС ГАРАНТ

[22] Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"// СПС ГАРАНТ

[23] см. Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". - Система ГАРАНТ, 2009.

[24] см. Закон Ярославской области от 3 июля 2008 г. N 35-з "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008-2012 годы"// СПС ГАРАНТ

[25] Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изм. от 31.01.2009г)// СПС ГАРАНТ

[26] Закон Ярославской области от 6 мая 2005 г. N 23-з "Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (утратил силу)// СПС ГАРАНТ

[27] Постановление Правительства Ярославской области от 22 апреля 2009 г. N 353-п "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изм. от 24.06.2009г.)// СПС ГАРАНТ

[28] см. Закон Ярославской области от 22 ноября 2006 г. N 79-з "Об утверждении комплексной целевой программы "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007 - 2011 годы" (Законом Ярославской области от 2 ноября 2009 г. N 61-з признан утратившим силу)//СПС ГАРАНТ

[29] Постановление Правительства Ярославской области от 27 августа 2008 г. N 449-п
"О Порядке разработки, принятия и реализации областных целевых программ"
(с изменениями от 12 ноября 2008 г.)// СПС ГАРАНТ

[30] Постановление Правительства Ярославской области от 23 сентября 2009 г. N 945-п "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007-2011 годы и признании утратившим силу постановления Администрации области от 26.06.2006 N 163"//СПС ГАРАНТ