Реферат: Спичрайтинг на современном этапе
Содержание
Введение
Глава 1
1.1 Что такое спичрайтинг?
1.2 История спичрайтинга
1.3 Кто такой спичрайтер
1.4 Публичные выступления и спичрайтинг. Сложности профессии
Глава 2
2.1 Развитие спичрайтинга на современном этапе
2.2 Западный спичрайтинг
2.3 Русская модель спичрайтинга
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экспериментальные исследования, касающиеся тенденций развития спичрайтинга на современном этапе, представляют научный и практический интерес. Имеются довольно скудные сведения об этом вопросе в общедоступной литературе. Это вызвало некоторые затруднения при поиске информации и написании курсовой работы. Однако, несмотря на возникшие трудности, нам удалось буквально по крупицам собрать нужные сведения для того, чтобы в полной мере раскрыть эту тему.
По мнению автора, к настоящему времени, эта сфера изучена недостаточно, что и подтолкнуло нас взяться за её исследование. Имеющиеся в литературе данные часто противоречат и не соответствуют друг другу. Что связано с отсутствием должного интереса к этой теме.
Целью нашего исследования является определение тенденций развития спичрайтинга на современном этапе. Для успешной реализации этой цели в курсовой работе сформулированы и решаются следующие задачи: изучить понятие спичрайтинг, определить, как оно устроено, из чего состоит, как функционирует. Выявить перспективы его развития в будущем. Проанализировать публичные выступления политических лидеров, выяснить, в чём заключаются особенности профессии спичрайтера, а также определить с какими проблемами сталкивается спичрайтер при написании текстов.
Белорусский спирайтинг сегодня развивается. Профессиональный уровень, по нашему мнению, довольно высокий, но необходимо ещё много работать для того, чтобы улучшить его качество.
Определяя тему для нашего исследования, в первую очередь мы руководствовались степенью её изученности. Научная информация о белорусском спичрайтинге практически отсутствует. Кроме того, исследование сферы спичрайтинга в реальных условиях сопряжено с большими трудностями, так как зачастую информация, необходимая для полного и планомерного раскрытия темы является закрытой. Поэтому в работе объектом исследования автора стал западный и русский спичрайтинг.
В связи с существующей тенденцией к увеличению значимости спичрайтинга в современном мире, важное значение приобретает теоретический анализ этого понятия.
Глава 1
1.1 Что такое спичрайтинг?
В последнее время очень часто стало произноситься такое слово, как спичрайтинг. Спичрайтинг (Speechwriting — англ. «написание речи») — подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией. Услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества. Данное явление широко распространено в политических технологиях. Написание текста в спичрайтинге происходит под контролем политика. При необходимости указываются, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера — передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.
Спичрайтинг наиболее востребован в таких сферах деятельности, как политика и бизнес. Именно политики и бизнесмены чуть ли не ежедневно произносят большие и маленькие речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ. Руководитель или политик, запомнившийся удачной шуткой, точной констатацией факта, метким сравнением, имеет явное преимущество перед тем, кто говорит серые, неинтересные, избитые фразы.
Сейчас спичрайтинг – это редкая и высокооплачиваемая специальность, которой, к слову, обучают. Но нельзя научить писать профессиональные речи любого желающего – для этого нужен талант.
Ставшее модным в последнее время, это слово только на первый взгляд обозначает новую профессию. На самом деле специальность эта существует довольно давно.
1.2 История спичрайтинга
Спичрайтинг существует со времен возникновения письменности. Ещё в древней Греции существовали «речеписцы». Ораторы писали заказные речи богатым людям. Однако, делалось это не на таком профессиональном уровне, как в наши дни.
Широкая география смыслов стала причиной появления рефлексии: когда греки столкнулись с мощью знаний, имеющих глубокие корни в традиции, возникла задача их обоснования, понимания, перевода на греческий язык. Пифагор и Фалес, взяв у египетских жрецов умение вычислять длины сторон геометрических фигур, доказали, обосновали это, не ссылаясь на тайное учение или миф, а используя ум — Логос.
Новая мыслительная стратегия шла параллельно со стратегией политической — греки создавали Полис, где главным политическим инструментом стало слово (как об этом пишет Пьер Накэ-Видаль в «Черном охотнике»). Причем слово-смысл, а не слово-заклинание — характерный инструмент политических структур соседних государств. Коммуникативность политики, политический дискурс требовали владения языком, искусством мышления и публичного выступления. На запрос откликнулись софисты — спичрайтеры, имиджмейкеры и репетиторы Древней Греции, обучавшие интеллектуальным и ораторским техникам политиков. Через частные уроки, учебные курсы и публичные лекции, служившие рекламой их бизнеса. Платон и Аристотель, представлявшие более развитый лагерь, упрекали софистов в торговле знаниями, которых те не имели, и, значит, способствовали инфляции смыслов. Так как для благородных знание не языковая игра, служащая захвату власти, но путеводитель к благу.
Спичрайтинг самым непосредственным образом связан с такой классической наукой, как риторика, или ораторское мастерство. Хотя риторика — древняя дисциплина, которой посвящено множество трудов, и изучают ее чуть ли не в течение всей жизни, а спичрайтинг — профессия, опирающаяся на принципы риторики. Вот почему профессиональный спичрайтер должен быть хорошо знаком с историей, законами, основными персоналиями этой науки. Риторику преподают на гуманитарных факультетах вузов в качестве основной или факультативной дисциплины, ее можно изучать и самостоятельно по многочисленным учебникам, научным трудам и классическим текстам известных ораторов.
Как самостоятельная технология политического консультирования спичрайтинг сформировался в XX веке и не имеет систематизированной теоретической базы.
1.3 Кто такой спичрайтер
Спичра́йтер (англ. speechwriter) — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства.
Все известные политики имеют собственных спичрайтеров, которые являются практически главными их помощниками. Политическим деятелям приходится постоянно выступать на собраниях, заседаниях, давать интервью или комментарии по радио и телевидению. Без человека, который поможет подобрать нужную информацию для доклада и логически правильно выстроить текст, просто не обойтись. Самым высокопоставленным заказчиком для спичрайтеров является президент. Например, в администрации В.В. Путина служило чуть меньше 40 референтов (старших и младших). Во главе стоял личный спичрайтер – Джахан Поллыева. В коммерческих фирмах работу спичрайтера может выполнять PR-менеджер или секретарь-референт. Но зачастую бизнесмены предпочитают обращаться в специальные компании, которые принимают заказы на составление речей.
Было бы странно предполагать, что политики или бизнесмены сами сочиняют тексты своих выступлений или говорят экспромтом. Они, безусловно, могут уметь грамотно изъясняться и даже обладать даром красноречия, но их работа заключается совсем в другом. А написание для них текстов выступлений, презентаций, докладов и так далее — профессиональная обязанность особого разряда специалистов — спичрайтеров.
Данная профессия пока еще не является абсолютно самостоятельной. Как правило, исследователи включают ее в сферу связей с общественностью (PR). То есть спичрайтер — разновидность пиарщика. В зависимости от масштабов поля деятельности он может заниматься как исключительно написанием текстов выступлений, так и выполнением другой PR-работы. В последнее время наметилась тенденция к отделению спичрайтинга от PR, потому и спрос на спичрайтеров возрос, в то время как раньше были необходимы в основном специалисты более широкого профиля. Однако это вовсе не означает, что спичрайтеры теперь могут обойтись меньшим багажом знаний и умений, чем прежде. Напротив, требования к ним повысились, а спрос возрос именно на профессионалов.
Чтобы стать лучшим из лучшим в этой области, нужно обладать следующими навыками:
1) прекрасное владение словом
Профессионал должен не только грамотно писать, но и иметь талант образного выражения мыслей. Хорошему спичрайтеру нужно уметь создавать несколько вариантов текстов речей, тезисов, докладов на одну и ту же тему. Такая способность есть далеко не у всех пишущих, даже хороших журналистов.
2) знание психологии
Спичрайтер должен интуитивно почувствовать и уловить тон, манеру и стилевые особенности речи человека, для которого он пишет. Можно сочинить замечательный текст, интересный и безукоризненный с точки зрения норм русского языка, но абсолютно не соответствующий характерным чертам речи и имиджа спикера (того, кто будет его произносить). Речь докладчика является частью его образа, причем очень важной. Именно поэтому личное знакомство и глубокий анализ психолингвистических качеств речи самого выступающего — залог успеха спичрайтера.
3) солидный багаж знаний в различных областях
Основой для спичрайтинга служит классическое гуманитарное образование: журналистское, филологическое, историческое, политологическое и другое. Среди возможных специализаций наиболее близкой является PR (связи с общественностью), но в качестве самостоятельной кафедры, специальности и даже дисциплины искусство написания современных речей пока не выделилось.
4) опыт
Лучший опыт для спичрайтера — работа в PR службе крупной компании или политической структуры.
5) владение иностранным языком (Каким -- зависит от области деятельности компании или спикера)
Кроме того, необходимо быть опытным пользователем ПК, обладать такими личными качествами, как коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение работать в команде. Следует разбираться в той области, темы которой спичрайтер освещает в текстах. В противном случае не поможет ни хороший слог, ни тонкое психологическое чутье.
Данной профессией, как правило, занимаются люди, работающие в сфере журналистики, PR и рекламы. Большинство спичрайтеров — бывшие журналисты или специалисты, совмещающие работу в журналистике и в спичрайтинге. В любом случае необходимо уметь и любить писать. Научиться этому сложно, практически невозможно. Однако есть шанс освоить на практике определенные принципы и приемы.
Неслучайно на Западе спичрайтер – одна из основных профессий в области PR. Этот специалист учтет цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и составит такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие. Спичрайтер должен быть и психологом, и актером, и литератором, и политологом. Эта профессия для «серых кардиналов»: спичрайтеры всегда в тени, чем они незаметнее для общественности, тем лучше для их карьеры. Прославиться – значит, поставить на ней крест. Главное для спичрайтера – понять нужды клиента и максимально под него подстроиться, буквально стать им, чтобы облечь мысли заказчика в красивую правильную форму и обеспечить тем самым выигрышное выступление.
Безусловно, есть политические лидеры, которые не нуждаются в команде спичрайтеров. Им требуется не столько готовый текст, сколько основные тезисы, а дальше они сами развивают мысль. Неужели такой яркий оратор, как Владимир Жириновский, будет читать по бумажке? А бывает, человек умен, умеет анализировать, но косноязычен, не может выразить свои мысли. В этом случае без спичрайтеров не обойтись.
1.4 Публичные выступления и спичрайтинг. Сложности профессии
В работе спичрайтера необходимы профессиональные знания по подготовке речей для первых лиц организации. Прямой контакт с аудиторией имеет свои особенности, знание которых позволяет стать хорошим спичрайтером.
Можно выделить следующие типы публичных выступлений:
1) Программные речи
2) Большие выступления, посвященные какой-то проблеме, на конференциях, "круглых столах", собраниях акционеров и др.
3) Реплики
4) Небольшие выступления в рамках дискуссии на 1 -2 минуты
5) Интервью
6) Беседа с журналистом либо для дальнейшей подготовки материала, либо в прямом эфире
Существует определёная структура при подготовке публичного выступления. Технологическая цепочка выглядит следующим образом:
- Определение формата выступления
- Программная речь требует детальной подготовки, сбора большого количества информации, особого анализа данных для выявления характерных тенденций и возможного прогнозирования развития ситуации. Реплики требуют выяснения отдельных фактов или аспектов какой-то специфической проблемы, по которой планируется участие в дискуссии. Интервью предполагает проработку списка возможных вопросов и подготовку к беседе на смежные темы.
-- Определение уровня компетентности аудитории
Уровень подготовленности аудитории и ее знания проблемы выступления будет определять язык речи. Если выступление проходит в среде профессионалов, то, естественно, приветствоваться будут специальные профессиональные термины. Если аудитория смешанная, то необходимо ориентироваться на менее подготовленную ее часть, чтобы быть понятым всеми, однако без ущерба для смысла и без искажения каких-либо фактов.
- Определение цели выступления:
1) информация (Информационная речь должна быть рациональной и учитывать особенности аудитории. Успех информационной речи достигается безупречной аргументацией, подробным анализом причинно-следственных связей, последовательностью изложения мыслей.)
2) анализ проблемы, прогнозы, оценки, разные мнения и др.
3)убеждение (Убеждающая речь должна быть эмоциональной и ориентироваться на эмоции слушателей.)
4) примеры, аргументация, влияние на точку зрения и др.
Немаловажную роль играют сбор и анализ информации, подготовка тезисов. Максимально подробная информация по теме выступления — необходимый элемент при подготовке удачной речи. Это позволяет сделать основные тезисы наиболее яркими, проиллюстрировать их необходимой информацией, цифрами и примерами.
Одной из основных проблем публичных выступлений является удержание внимания. Здесь может помочь использование особых риторических приемов, мимики и жестов, а также аудиовизуальных материалов (слайдов, таблиц, графиков и др.) Спичрайтер не только пишет текст для заказчика, но и обучает его технике удержания внимания.
Риторические приёмы
Выбор того или иного приема определяется ситуацией и темой выступления. Своевременное использование этих приемов сделает речь интересной и живой:
1) риторический вопрос
Обращаясь к слушателям с риторическими вопросами, это поможет сохранить с ними связь. Например: "На Ваш взгляд, возможен ли был другой ход событий ?"
2) отождествление себя с аудиторией
Например: "Мы все ежедневно сталкиваемся с этой проблемой..."
3) неожиданность
Используйте в речи неизвестную слушателям информацию.
Необходимо быт экспрессивным в речи, постараться использовать как можно меньше штампов.
4) гипербола
Прибегать к преувеличениям, чтобы заострить внимание на определенных проблемах. Например: "Это сложнейшая по своей структуре проблема, над решением которой бьются вот уже несколько поколений".
5) провокация
На некоторое время вызвать у слушателей отрицательную реакцию на проблему, а затем предложить противоположное решение.
Это только несколько возможных риторических приемов, при использовании которых публичное выступление будет запоминающимся и ярким. Очевидно, что виртуозное владение риторическими приемами приходит с многолетним опытом, а знание основных их видов — первый шаг на этом пути.
Аудиовизуальные материалы
Любое публичное выступление, в котором много цифровых данных и графической информации, станет гораздо интересней, если подкрепить ее аудиовизуальными материалами.
Наглядные материалы должны отвечать следующим требованиям:
- иллюстрировать тезис;
- не быть перегруженными информацией;
- быть оформлены в едином стиле.
Речи можно разделить на две большие группы:
1) публичные (устные);
2) письменные (в печати и полиграфии).
Публичные речи
Написание публичных речей во многом зависти от человека, для которого готовится текст выступления. Всех людей можно разделить на две основные группы:
Импровизаторы
Люди, для которых достаточно собрать необходимую информацию и подготовить несколько основных тезисов. Все остальное сделает сам выступающий в силу своей природной общительности и готовности к публичным выступлениям. (Неужели такой яркий оратор, как Владимир Жириновский, будет читать по бумажке?)
Педанты
Люди, для которых публичные выступления являются серьезным испытанием в силу недостаточной практики и природной замкнутости. Для таких людей подготовка к публичным выступлениям проходит в два этапа:
- написание речи (более развернутое, очень подробное, но не дословное, чтобы не превратить выступление в зачитывание речи)
- прогонка речи (подготовка к выступлению, репетиция). Большинство великих ораторов не раз репетировали свои речи либо перед зеркалом, либо в кругу родных и знакомых.
Письменные речи широко используются в различных буклетах и чаще всего представляют собой официальное обращение, например к участникам конференции или посетителям выставки. При написание таких речей необходимо помнить, что письменная речь существенно отличается от устной. От статьи письменная речь отличается больше по форме, чем по содержанию. Начинается она приветствием читателям и изобилует обращениями, которые создают атмосферу непосредственного общения, разговора с читателем. Спичрайтер должен стремиться к тому, чтобы сделать своего руководителя уверенным в себе и своих силах оратором. Необходимо сосредотачиваться скорее не на придумывании интересных метафор для своего руководителя, а на глубоком анализе данных в период подготовки выступления для выявления интересных тенденций и возможного прогнозирования ситуации. Именно аналитика и глубокое понимание процессов сделают спичрайтера незаменимым.
На разных этапах функционирования института президентства служба спичрай-теров играла одну из главных ролей в создании не только публичного имиджа главы государства, но и положительного образа страны, в формировании и развитии политического дискурса, внедрении в общественное сознание таких понятий, как Демократия, Право и Свобода.
Специфика деятельности спичрайтеров главы государства - в особом регламенте и уникальном механизме подготовки главного "продукта" - материалов публичных выступлений. Спичрайтеры - не только и не столько составители текстов и расстановщики "нужных" акцентов, это политические аналитики, эксперты и "пиарщики" в одном лице.
На немногочисленной группе спичрайтеров главы государства лежит ответственность не только за публичные промахи и слабые выступления первого лица, но и за несделанные шаги и упущенное время, за незамеченные идеи, несформулированные мысли и не найденные к случаю слова - за будущее страны.
Глава 2
2.1 Развитие спичрайтинга на современном этапе
Несмотря на сравнительно короткий период времени, уже сейчас можно говорить о нескольких поколениях, школах кремлевского спичраитинга первого и второго президентов, каждая из которых, несмотря на преемственность, неповторима. Политическому истеблишменту и экспертному сообществу хорошо известны имена мастеров высокого класса: Л.Г.Пихоя, Д.Р.Поллыевой, А.А.Шторха и А.В.Вавры.
Как одну из ключевых фигур современного российского спичрайтинга можно выделить Джахан Полыеву – спичрайтера Ельцина, Путина, а теперь уже и Медведёва. Джахан Реджеповна работает в администрации президента с 1997 года. За 12 лет поменялись страна, президент и четыре главы администрации (Валентин Юмашев, Николай Бордюжа, Александр Волошин, Сергей Собянин). Мужчины с аппаратным весом штангиста вылетали из президентской администрации с легкостью воздушного шарика. А хрупкая Джахан Поллыева остается и бессменно пишет речь для президента - точнее, президентам - уже более 10 лет. В одной из своих книг Ельцин назвал ее членом своей "семьи". Всё это говорит о профессионализме этого спичрайтера.
Главному спичрайтеру Барака Обамы Джону Фавро 27 лет. Его помощнику по написанию речи для президента Адаму Френкелю столько же. Удивительно, что слова, которые потрясают весь мир, рождаются в столь юных головах. Адам был учеником Теда Соренсена, легендарного составителя речей Джона Кеннеди. Тед Сорнсен -- спичрайтер, который подарил жизнь всем известным строкам: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны». В прессе поговаривали, что Соренсен приложил руку к речам Обамы. «Адам работал со мной шесть лет и выучил назубок все, что я написал для Кеннеди, – сказал Тед. – Так что если людям чудятся интонации Кеннеди в голосе Обамы, это работа Адама».
2.2 Западный спичрайтинг
Известный американский политолог сказал: "Тот, кто пишет речи президентам, на самом деле управляет государством". По словам Андрея Колесникова (автора нашумевшей книги о спичрайтинге), так и есть, но не в России, на Западе.
Характерная черта западного спирайтинга: один президент – одна идеологема. ( Это один из элементов идеологии как совокупности взглядов и представлений, из которых складывается самосознание народа. В ней основная идея является одновременно и нормой, направляющей воззрения граждан в строго определенное ценностно-смысловое русло. Идеологемы стремятся подчинить себе официальную и неофициальную жизнь, присутствуют в философии, политике и науке, искусстве и педагогике, морали и праве.) Большие политики вообще умели зажечь нации большими идеями, основанными не столько на жестких мировоззренческих началах, сколько на внятно артикулированной эмоции. Например : «Новая свобода» Вудро Вильсона, «Новый курс» Франклина Рузвельта, «Благосостояние для всех» Людвига Эрхарда, «Новые рубежи» Джона Кеннеди, «Великое общество» Линдона Джонсона. В те времена, когда национальные стратегии уже не называли красивыми словосочетаниями, Тони Блэр, впервые 1997 году вступая в должность премьер-министра Великобритании, просто сформулировал базовые задачи – свои и нации: «Сегодня я хочу определить амбициозный курс для нашей страны: стать не больше и не меньше модельной нацией XXI века… Мы никогда не сможем стать самыми большими. Мы никогда не станем снова самыми могущественными. Но мы можем стать лучшими. Лучшим местом для жизни. Лучшим местом для воспитания детей, лучшим местом для полнокровной жизни, лучшим местом для того, чтобы здесь стареть».
Зарубежные лидеры всегда ставили задачи не только самим себе, но и согражданам – легко ли среднестатистическому британцу отказаться от психологии подданного империи? Но для того, чтобы стать лучшим, можно пожертвовать устаревшей идеологией, превратившейся в химеру. В 1960 году в знаменитой инаугурационной речи Джон Кеннеди апеллировал к американцам как к гражданам мира: «Спрашивай не о том, что Америка может сделать для тебя, а что мы вместе можем сделать для свободы человека».
Зарубежным спичрайтерам удавалось формировать повестку большой политики и даже делать Историю. Они неизменно оставались за кадром, и лишь немногие догадываются об авторстве всем известных образов, метафор, моральных, дидактических, политических выражений. «Великое общество» - понятие, придуманное спичрайтером Линдона Джонсона, который носил «волшебную» фамилию Гудвин. Ричард Гудвин предложил «Великое общество» вместо формулы «Лучший курс», которая слишком явно апеллировала к «Новому курсу» Франклина Рузвельта, и тем самым несколько обесценивала самостоятельный характер политики Линдона Джонсона. (Возможно, Гудвин и заставил американцев смотреть на действительность сквозь «зеленые очки», но при нем американский капитализм и в самом деле обрел своего рода «человеческое лицо».) Стилистика выдающейся инаугурационной речи Джона Кеннеди – работа спичрайтера Теодора Соренсена. Впрочем, надо отдать должное самому президенту: он попросил Соренсена найти секрет величественной тональности речей Авраама Линкольна, и тому удалось это сделать, обнаружив особый ритм в предложениях, которые начинались с Let («Давайте…»).
Ещё, среди западных спичрайтеров можно отметить Патрика Бьюкинена, спичрайтера президента Ричарда Никсона, или Пола Джонсона, спичрайтера «стальной леди» Маргарет Тетчер.
2.3 Русская модель спичрайтинга
спичрайтинг консультирование выступление
Русский спичрайтинг интересен тем, что модели речеписания менялись с каждой сменой власти, в то время, как на западе всё время следовали утверждённым нормам. Русское спичрайтерство в своей эволюции прошло четыре этапа. Причем в первом из них – хрущевско - брежневском – можно выделить свой «подэтап», классику жанра, работу над текстами Брежнева. В то время отшлифовывались спичрайтерские технологии, появлялись свои классики и хрестоматийные приемы и фразы, отрабатывалась техника привлечения к работе профессиональных «текстовиков», обживались выбранные для труда речеписцев госдачи, где они вынуждены были безвыездно находиться неделями. Спичрайтеры этого периода вели практически аскетический образ жизни. Они находились одни на госдачах, за высокими заборами, без жён и детей. Миролюбивая величественная природа. Номенклатурные казенные интерьеры. Новые социальные миры того периода создавались в патологической чистоте и одиночестве. Степень личной убежденности в правильности написанных слов – для кого-то вопрос второстепенный, для иных – способ улучшить словом реальность, данную народу в ощущениях. В то же время спичрайтерство было частью идеологической работы, поэтому иногда «писатели» и «сидельцы» занимались сочинительством книг и установочных статей в центральной прессе. Костяк спичрайтеров высшей пробы рекрутировался в основном из либерально настроенных экспертов и журналистов, их работа заказывалась и прикрывалась более или менее либерально настроенными высшими чиновниками. Самая яркая фигура этого периода – Александр Бовин, штатный брежневский спичрайтер, имевший «доступ к телу» генсека.
Однако спичрайтеры в этот период работали почти исключительно за идею. Знаменитый профессор философского факультета МГУ Теодор Ойзерман был рад самому факту близкого общения с председателем правительства Алексеем Косыгиным и возможности бескорыстно участвовать в составлении и редактировании текстов его выступлений. Журналисты Анатолий Аграновский, Аркадий Сахнин, Александр Мурзин, написавшие по заданию партии и лично К.У. Черненко, который обещал оплатить их труд, соответственно, «Возрождение», «Малую землю» и «Целину» Л.И. Брежнева, получили за свою работу ордена разных достоинств.
Вспоминая Косыгина, Ойзерман писал: «Алексей Николаевич и раньше неоднократно приглашал меня на дачу для ознакомления и редактирования первых, черновых вариантов своих выступлений: «Секретарям ЦК материалы для выступлений готовят специальные штатные работники, консультанты, обладающие не только необходимой информацией, но и литературными способностями. У меня же нет таких штатных сотрудников-консультантов…»…Алексей Николаевич как бы просил извинить его за то, что он отвлекает меня от моей, как он говорил, куда более интересной работы. Мне же эти выраженные в форме дружеской просьбы поручения доставляли настоящую радость, пробуждали чувство гордости от моей пусть и скромной, но все же реальной причастности к большому государственному делу». Показательно, что тот же Теодор Ильич Ойзерман не был профессиональным «дачным писателем». Зато он был профессиональным и известным советским философом, которого в работе с председателем Совмина Союза на его даче в Архангельском привлекала, лишь возможность повлиять на ход реальных событий в стране, которая управлялась идеями и Словом.
Второй большой этап – горбачевский, когда при внешне сохранившихся стандартах работы спичрайтеры адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям шефа, который сам умел подолгу говорить без бумажки, активно и «интерактивно», в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов. Спичрайтеры становились членами политической команды Горбачева и тем самым были вовлечены в реальную, иногда конфликтную, большую политику. Знаковая фигура периода – Александр Яковлев, человек, сформулировавший базовые принципы перестройки и политики гласности, высший государственный чиновник, который не просто генерировал идеи, но и мог придать им литературную форму.
Третий период – ельцинско - черномырдинский, время институционализации спичрайтерского труда, создания специальных подразделений (референтура при Борисе Ельцине и группа анализа и планирования при премьере Викторе Черномырдине). Президент и глава кабинета были мастерами экспромтов, но не относились к числу людей, способных системно работать над собственными речами и документами (чего нельзя сказать о других ключевых фигурах этого периода политической истории – Егоре Гайдаре и Анатолии Чубайсе, прибегавших не столько к услугам спичрайтеров, сколько советников). Ельцинско-черномырдинский этап – это и эпоха создания новых, «вестернизированных», жанров – радиообращений, телеобращений, книг. Знаковых персонажей – много, что объясняется чрезвычайно бурным развитием политических событий в эпоху перехода к новому экономическому и политическому укладу. В президентском окружении – это Валентин Юмашев (автор ельцинских книг и, как говорят, легендарного последнего новогоднего телеобращения Бориса Николаевича к россиянам), Андрей Вавра (соавтор Юмашева), Людмила Пихоя (соватор первой книги о технике государственного спичрайтинга «Отзвук слова»), Андрей Шторх (молодой спичрайтер позднего Ельцина).
Последний этап – путинский, характеризующийся окончательной институционализацией профессии, адаптированной под решение конкретных идеологических задач.
Заключение
На основании проведённого исследования о положении спичрайтинга на современном этапе и тенденций его развития, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в информационном обществе люди в большей степени живут в мире слов, чем в мире вещей. В XX веке информация стала осознаваться как ресурс. Преставление о том, что слова – это просто сотрясение воздуха, в информационный век оказались существенно поколеблены. В наше время стала понятна объективная роль речевых технологий и конструктивная роль слова в жизни общества. Понятие «языковая картина мира» вышло за пределы науки о языке. Когда же общество осознало, что удачная метафора способна изменить жизнь скорей, чем мускульные усилия, успех риторики и спичрайтинга оказался предрешен. Во-вторых, в Америке спичрайтинг – это освященное временем единство искусства и науки, которое продолжает пользоваться большим спросом в современном политическом процессе, где существенная роль принадлежит средствам массовой информации. Западная политическая мысль первая осознала важность спичрайтинга и стала эффективно использовать его в политике. В-третьих, что касается постсоветского пространства, то ситуация в области спичрайтинга сложилась следующим образом. Например, в России и Украине спичрайтеры более востребованы, чем в Беларуси. По мнению автора, в нашей стране эта сфера находится пока в стадии зародыша. В государствах постсоветского пространства уровень профессионализма «речеписцев» не так высок, как в странах – родоначальниках спичрайтинга.
На сегодняшний день написанием речей и текстов под заказ занимаются специализированные фирмы. Это довольно прибыльный бизнес. Поэтому с каждым днём таких фирм становится всё больше и больше. Например: агентство «ПРОСТОР: PR & Консалтинг», агентство «Ифика», компания «ContentRu.com», агентство «PR –Ателье», рекламное агентство «Дискавери Вест». Большая часть этих структур занимается созданием тестов, речей, лозунгов по заказу крупных клиентов, что выгодно обеим сторонам. Заказчикам проще купить уже написанную работу высокого качества у профессионалов, чем тратить своё время и силы.
Многие из таких агентств и фирм созданы по западному образцу, что гарантирует креативность и неординарный подход. Увеличение их количества в будущем будет способствовать повышению качества продукции, а также возникновению здоровой конкуренции.
В результате исследования тенденций развития спичрайтинга на современном этапе можно сделать вывод, что уже сегодня существуют предпосылки формирования спичрайтинга в Беларуси. Автор считает, что в ближайшие 10 лет в нашей стране спичрайтинг станет незаменимым во многих сферах, связанных с общественностью, политикой, бизнесом. Однако экспериментально было установлено, что высококлассных специалистов в этой области немного, что не позволяет нам говорить о высоком уровне спичрайтинга в Беларуси.
Пользуясь опытом стран, в которых спичрайтинг достиг профессионального уровня и заслуживает подражания, можно развивать и совершенствовать его и у нас. Как уже отмечалось ранее, эта область является прибыльной и перспективной. Однако, для того, чтобы верить обещаниям политических лидеров и восхищаться красноречием бизнесменов нам необходимо время, человеческие и материальные ресурсы. Возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему и количество ораторов, для которых будут работать профессионалы, возрастёт.
Список использованной литературы:
1. Колесников, А. Спичрайтеры/ А. Навозов. – Москва: АСТ, 2007.
2. Пихоя, Л. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России / Л. Пихоя. – Москва: ИМА-Пресс, 1999.
3. Пьер Видаль-Накэ Чёрный охотник/ Пьер Видаль-Накэ. – Москва: Ладомир, 2001.
4. Дэвид Рэндалл Универсальный журналист/ Дэвид Рэндалл. – Москва: 1996.
5. Кривоносов, А.Д. Основы спичрайтинга/ А.Д. Кривоносов. – Санкт-Петербург: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003.
6. Игнатьев, Д. Настольная энциклопедия Public Relations/ Д. Игнатьев. – Москва: Альпина Паблишер, 2003.
Интернет- ресурсы:
1. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3749486/
2. http://www.gq.ru/exclusive/dossier/105677/
3. http://www.chitalnya.ru/work.php?work=52097
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Спичрайтер
5. http://say4.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8&Itemid=51
6. http://www.soob.ru/n/2004/3/concept/3
7. www.speechwriter.ru
Лексические особенности речи политика | |
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: "Лексические особенности речи политика (на примере анализа ежегодного обращения президента РФ к Федеральному собранию ... Написанием текстов для официальных публичных выступлений политических деятелей, как правило, занимаются специальные люди - спичрайтеры, которые и следят за тем, чтобы выступление ... В наши дни всё чаще можно слышать определение "что такое спичрайтинг" в более широком смысле: спичрайтинг - это особая PR-технология, консалтинг того или иного лица по вопросам ... |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: курсовая работа |
Русский язык и культура речи | |
Содержание ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК-ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.. 1 Речевая деятельность, ее значение для человека. 4 Положение русского языка в современном мире. 7 ... Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями ... После написания плана оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: учебное пособие |
Журналистика | |
1. Журналистика как социальный институт общества. СМИ как 4 власть В обществе существует множество формализованных и неформализованных социальных ... Журналисты приоритетным считают источник информации (кто говорит), PR-специалисты - аудиторию, которой доносится информация (кому говорят), сообщение должно нравиться не ... Э. считает, что журналист претендующий на выступление от лица партии должен изучит классы и партии и разобраться в их взаимоотношениях с правительством. |
Раздел: Рефераты по журналистике Тип: шпаргалка |
Риторика | |
Риторика Содержание Раздел 1. Риторика: ее истоки и возрождение. 5 Глава 1.1. Рождение риторики в древности и ее развитие. 5 §1.1.1. Традиционное ... Эллины, так же как и Аристотель, считали, что речь звучит для аудитории убедительней, если оратор известен как человек добродетельный; но она еще более действенна, когда ... При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. |
Раздел: Топики по английскому языку Тип: учебное пособие |
Деятельность PR | |
1: Значение, содержание, организационная роль и функции PR в бизнесе и обществе Сущ-ет 50 определений PR. Все они в зависимости от их предметно ... ХIX в официально сформировалась профессия специалиста по PR, которая олицетворялась фигурой PR агента. Айви Ли - отец PR, журналист специализир в экономике. |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: шпаргалка |