Дипломная работа: Методы и средства электронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов
Методы и средства электронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов
Дипломная работа
1 . Аннотация
В работе рассматриваются вопросы построения виртуального корпоративного университета, и проводится обзор базовых решений в области электронного обучения, а также исследование и анализ возможностей системы дистанционного обучения Sakai.
Приводится концептуальная модель виртуального корпоративного университета, а также базовая модель виртуального отдела, предназначенного для поддержания процесса обучения.
На основе системы Sakai в работе построен макет виртуального корпоративного университета.
2. Введение
Электронное (дистанционное или виртуальное) обучение – это русский аналог устоявшегося в англоязычных странах термина «e-Learning». Несмотря на некоторые вариации в трактовке каждого из этих понятий в различной литературе, в рамках данный работы между ними будет ставиться знак равенства.
При этом под самим понятием электронного обучения будет пониматься подход, призванный облегчить и расширить изучение какого-либо материала, с помощью устройств, основанных на технологиях связи, и ЭВМ. К таким устройствам можно отнести: персональный компьютер, различные носители информации (CD-ROM и т.п.), телевидение, PDA-устройства (карманные компьютеры), мобильные телефоны и т.д. Технология связи допускает использование непосредственно Интернета, электронной почты, форумов для обсуждения различных проблем, и программного обеспечения для коллективного использования [20].
Почему же в настоящее время подобная форма обучения завоевывает все большую популярность?
Объем данных, которым располагает человечество, растет из года в год. Не снижаются и темпы появления новой информации. И для охвата всего багажа имеющихся в распоряжении людей знаний требуется качественный и своевременно поставленный процесс образования.
Классический подход к учебному процессу уже с трудом позволяет справиться с возросшей потребностью человека в информации. Такая форма образования не успевает быстро подготовить квалифицированных специалистов, поддержать внедрение в жизнь новейших научных исследований, а также их дальнейший рост. Эта проблема особенно актуальна при внедрении знаний на большой территории (например, в рамках такой огромной страны как Россия), когда за время, затраченное на подготовку специалистов, сама технология может уже морально устареть.
Одно из решений этой проблемы могут предложить сетевые технологии и средства коммуникации.
Интернет позволяет обеспечить взаимодействие большого числа людей из разных уголков земного шара, а использование специальных сред способно существенно сократить время, необходимое для распространения специфического знания и обучения ему людей. Активное внедрение информационных технологий и концепций глобальной информационной инфраструктуры в систему образования является важным этапом на пути построения информационного общества [36].
Одним из потребителей дистанционного обучения является корпоративный сектор, который все чаще внедряет электронные курсы в программы по повышению квалификации своих сотрудников. Между тем у бизнес-компаний существует своя специфика и требования, которые отличают их от вузовского или школьного образования.
В корпоративной среде электронное обучение должно способствовать созданию условий, в рамках которых знания и опыт могли бы эффективно использоваться при решении поставленных в компании задач. Кроме того, эффективно поставленный процесс образования позволяет сохранить и передать знания внутри организации: обучить новых сотрудников, сохранить знания уволенных работников, повысить квалификацию персонала компании. Минимизация затрат и стандартизация образовательных программ могут не только сократить расходы организации, но и придать ей большую гибкость в условиях постоянно растущей конкуренции. Внедрения систем e-Learning в корпоративной среде могут помочь в решении этих проблем.
Электронное обучение обладает рядом существенных преимуществ:
· Осуществление быстрой передачи знаний между людьми;
· Низкая стоимость обучения, особенно при осуществлении его на большой территории;
· Возможность проводить занятия в удобное для обучаемого время и в удобном месте;
· Обеспечение индивидуального плана занятий при сохранении контакта с преподавателем.
Тем не менее, наличие подобных решений вовсе не означает полный и безоговорочный отказ от всех прошлых достижений и наработок в области образования. К внедрению любой технологии необходимо подходить осторожно, особенно в такой фундаментально сфере человеческой жизни как обучение. Поскольку любая, пусть даже самая хорошая, идея при плохой реализации, может привести к эффекту «мы хотели как лучше, а получилось как всегда».
3 Постановка задачи
Понятие «общества знания» было введено в 1969 университетским преподавателем Петером Друкером [38]. В последние годы этот подход начал реализовываться на практике, в том числе и в России. В докладе, подготовленном ЮНЕСКО в 2005 году, под название «К обществам знания» концепция «образование для всех на протяжении всей жизни» занимает ключевое место.
Всеобщее базовое образование остается абсолютным приоритетом. Однако образование для взрослых, которое может показаться не столь актуальным для стран, где потребности в базовом образовании далеко еще не удовлетворены, приобрело решающее значение и стало важнейшим условием развития. Так, ответом на растущую нестабильность рынка труда, прогнозируемую большинством экспертов, может стать концепция образования в течение всей жизни [40].
В этой связи качественное послевузовское образование, в рамках бизнеса, является важной инициативой для поддержания вышеозначенного принципа. Учитывая среднюю продолжительность жизни в России, работа в различных компаниях занимает большую часть времени после получения человеком базового образования. Именно поэтому возможность организации в корпорациях гибкого процесса обучения так необходима.
Основной целью работы является исследование архитектурных и технологических аспектов построения виртуальных корпоративных университетов, а также создание типовой модели корпоративного университета на базе одной из систем управления обучением, бесплатно доступной вместе с исходным кодом.
Для этого предполагается последовательно решить следующие задачи:
o Провести обзор базовых решений и стандартов в области электронного обучения.
o Изучить возможности системы управления обучением Sakai для целей построения на ее основе макета виртуального корпоративного университета.
o Разработать концептуальную модель виртуального корпоративного университета.
o Разработать структуру и состав базового комплекта методического обеспечения виртуального корпоративного университета.
o Спроектировать базовую модель виртуального корпоративного университета, в части поддержки учебного процесса, для предприятий среднего размера
o Реализовать базовую модель виртуального корпоративного университета на основе системы Sakai.
4 Обзор существующий решений в области электронного обучения
Одним из способов регулирования в сфере информационных технологий, где существует огромное число разработчиков программного обеспечения, является принятие и постепенное развитее различных технологических стандартов. Это позволяет добиться эффективного взаимодействия и продвижение технологии при неодинаковой реализации различными компаниями.
В области информационных технологий существует международная система стандартизации, объединяющая многие десятки специализированных профессиональных организаций, и имеющая большой опыт в создании различных спецификаций [37].
Среди этих организаций в сфере разработки стандартов на информационные обучающие системы ведущая роль принадлежит: аккредитованному IEEE комитету P1484 LTSC по стандартизации обучающих технологий (Institute of Electrical and Electronic Engineers, Project 1484, Learning Technology Standards Committee); проекту Европейского союза ARIADNE (Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe), имеющему целью стандартизацию инструментов и методологий для производства, управления и многократного использования педагогических элементов, разработанных на основе компьютерных технологий; американскому проекту IMS (Educom's Instructional Management Systems), занимающемуся разработкой технологических спецификаций для развития рынка образования; организации американского министерства обороны ADL (Department of Defense Advanced Distributed Learning), занимающейся определением требований к обучающим технологиям. Есть и другие организации, в той или иной мере вовлеченные в процессы разработки стандартов и спецификаций на обучающие системы, построенные на основе информационных технологий [31].
В ноябре 1997 министерство обороны и департамент политики в области науки и технологии администрации президента США объявили о создании инициативной группы ADL. Целью этого проекта являлось развитие стратегии в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере e-Learning’а [1].
В январе 2004 года, на основе первых, тестовых, версий стандарта (SCORM 1.0, 1.1, 1.2), ныне не поддерживающихся ADL, была разработана версия SCORM 2004. В июле 2004 стандарт был доработан, и свет увидела вторая редакция SCORM 2004. В июне 2006, в инструкции 1322.26 Министерство обороны США постановило использовать в министерстве стандарт SCORM. А в октябре того же года SCORM 2004 достиг третей редакции.
SCORM – это целое собрание спецификаций и стандартов, объединенных в несколько Технических книг, касающихся в основном трех главных тематик: Content Aggregation Model (CAM) – Модель агрегирования учебных материалов, содержит книги по метаданным на основе IEEE LOM 1484.12, структуре контента, на основе разработок AICC, упаковки контента и упорядочивание информации от IMS; Run-time Environment (RTE) – Среда выполнения, включает книги на основе IEEE API 1484.11.2 и IEEE Data Model 1484.11.1; и Sequencing and Navigation (SN) – Упорядочение и Навигация, на основе разработок IMS.
4.2 Основные системы дистанционного обучения
Наиболее полным и целостным решением в области e-Learning'а являются так называемые «системы дистанционного обучения» (в англоязычной литературе именуемые LMS – Learning Management System). Это колоссальные программные комплексы, сочетающие в себе множество функций и настраиваемых опций, что позволяет адаптировать их под нужды каждого конкретного образовательного учреждения.
Среди них можно выделить две основные группы решений: коммерческие и свободно распространяемые системы [41]. В силу более широких возможностей и легкости доступа к ним в работе будут кратко рассмотрены именно свободно распространяемые системы [19].
MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [12] свободно распространяемая модульная система для организации обучающих сайтов и online-курсов. Она поддерживает IMS/SCORM спецификации, а также русскоязычные материалы. Для работы системы необходим компьютер с поддержкой PHP и MySQL или PostgreSQL. Так выглядит системы с точки зрения ученика.
Рис 1. Сайт на основе системы MOODLE
Claroline (CLAssROom onLINE) [5] – платформа, предназначенная для построения сайтов электронных курсов. Это монолитная система, требующая установки PHP, MySQL, Apache и поддерживающая спецификации IMS/SCORM. Claroline разрабатывается в Бельгии и поддерживает более трех десятков языков, в том числе и русский. Так выглядит демонстрационная версия сайта.
Рис 2. Сайт на основе системы Claroline
В силу своего монолитного строения добавление или изменения возможностей системы требует существенной переработки исходных кодов. Одним из ответвлений Claroline является платформа Dokeos [6], целью которой является переориентация системы с университетов на коммерческие предприятия.
ATutor [4] – канадская свободно распространяемая модульная система на базе PHP и MySQL. Присутствует поддержка IMS/SCORM, а также русскоязычных текстов. Основная задача, которая была поставлена перед разработчиками эта легкость установки, настройки и работы с системой.
Рис 3. Сайт на основе системы ATutor
Еще одним представителем модульных систем является платформа Sakai, о которой будет подробнее рассказано ниже.
4.3 Анализ возможностей системы Sakai
Проект Sakai стартовал в 2004 году, когда университеты Стэнфорда, Мичигана, Индианы, Беркли и Массачусетса (MIT) начали создания общей системы управления учебными курсами. На сегодняшний день система применяется в более чем двухстах университетах по всему миру и используется для ежедневного преподавание и обучения более чем миллионом человек.
Sakai обладает следующими набором особенностей:
· Sakai является мультиплатформенной свободно распространяемой системой с открытым исходным кодом, поддерживающей множество международных стандартов, в том числе и стандарт SCORM.
· Sakai поддерживается большим сообществом разработчиков, что в совокупности с открытой архитектурой, состоящей из ядра и независимых модулей, позволяет легко адаптировать и дорабатывать систему под каждый конкретный случай.
· Sakai является многоязычной системой с поддержкой русского языка, что избавляется ее от ряда трудностей при развертывании в нашей стране.
· Система поддерживает различные уровни доступа и персонификацию учебного пространства каждого пользователя, что позволяет не только создать для обучающихся комфортные условия для работы с системой, но и обеспечить должную защиту информации. Это особенно важно в корпоративной среде, позволяя работникам получить свободный доступ к системе, при этом ограничив доступ к информации сторонних лиц.
· Sakai поддерживает большое количество форматов и форм информации, а также несколько вариантов проверки успеваемости учащихся.
Рис 4. Роли пользователей в системе Sakai
Платформа Sakai – это виртуальная среда для организации обучения и совместной работы. Она используется в ряде крупнейших вузов мира (в частности в Стэнфордском, Мичиганском и Калифорнийском университетах) для поддержания инициативы электронного обучения.
Sakai представляет собой набор программных инструментов для помощи студентам и преподавателям при организации процесса дистанционного обучения. Для каждого пользователя может быть выбран свой собственный набор инструментов, для эффективного выполнения индивидуальных задач. Взаимодействие с системой происходит при помощи интернет-браузера, при этом для использования Sakai необязательно знание специальных технологий (например, языка разметки HTML).
Все инструменты Sakai разделены на три категории:
- Основные (Core). Наиболее стабильные и часто используемые инструменты. Сообщество Sakai обладает достаточным опытом в их использовании и уверено в их надежности, стабильности и масштабируемости. Подобные инструменты по умолчанию включены в релиз-версии продукта.
- Предварительные (Provisional). Инструменты, опыт работы с которыми еще недостаточно накоплен сообществом. По умолчанию отключены в релиз-версии.
- Дополнительные (Contrib). Наиболее часто это инструменты, находящиеся на ранних стадиях разработки и не рекомендованные к применению в работе, поскольку сообщество еще не накопило достаточно опыта при работе с ними. Из-за возможного наличие критичных ошибок эта группа инструментов не включается релиз-версию продукта, а доступна отдельно в репозитории с исходным кодом Sakai.
Инструменты рабочего сайта (Worksite):
· Объявления (Announcements). Позволяет размещать на сайтах курсов информацию об изменениях или определенных событиях. Объявление может содержать несколько вложений. Администраторы и преподаватели могут настроить автоматическую рассылку объявления по электронной почте выбранным группам пользователей.
· Задания (Assignments). Позволяет составлять и распространять среди студентов учебные задания, их сбор и проверку. Работа может оцениваться: по буквенной шкале, в виде баллов, по системе зачет/незачет (как по отдельным вопросам, так и по заданию в целом) или же задание может выполняться и вовсе без оценки. Существует возможность отправки работы на доделывание, а также формулирования задач в «неэлектронном виде». Существует возможность скачивания сделанных студентами заданий и комментирование проделанной работы.
· Календарь (Calendar Summary). Объединяет расписания со всех сайтов, участником которых является пользователь, а также события, добавленные в него индивидуально. Каждый элемент календаря может сопровождаться приложенными файлами. Любую страницу календаря можно сохранить в виде файла в формате PDF.
· Чат (Chat Room). Предназначен для обеспечения общения нескольких пользователей в реальном времени. Существует возможность создания нескольких разделов для обсуждения разных тем. По умолчанию все сообщения в чате доступны для просмотра всем пользователям и записываются в лог.
· Обмен файлами (Drop Box). Позволяет обмениваться файлами через персональную для каждого студента папку.
· Архив электронной почты (Email Archive). Для каждого рабочего сайта создается адрес электронной почты, который можно просматривать с помощью этого инструмента.
· Форумы (Forums). Предназначен для структурированного обсуждения различных вопросов. Внешний вид форума и возможность создания новых тем пользователями – настраивается.
· Зачетная книжка (Gradebook). Позволяет преподавателям выставлять студентам оценки за выполнения заданий из инструментов «Задания» и «Тесты». Кроме того, осуществляет хранение, подсчет оценок и информирование студентов об их успеваемости. Возможен автоматический перевод оценок из инструмента «Задания» в зачетку, а также разбиение задания на категории с указанием весов каждого балла в итоговой оценке.
· Сообщения (Messages). Дает возможность обмениваться виртуальной электронной почтой, которая создается для участников учебного курса. Возможно дублирование сообщений, отправленных на этот адрес, на ящики учащихся.
· Новости (News). С помощью этого инструмента возможно отображение данных полученных в формате RSS, в том числе и со сторонних ресурсов.
· Ресурсы (Resources). Позволяет сделать доступным для общего доступа различные материалы, которые подразделяются на три типа: файлы, ссылки и непосредственно отображаемые Sakai страницы.
· Расписание (Schedule). Дает возможность преподавателям добавлять события, относящиеся к курсу (лекции, семинары, назначать сроки сдачи и т.п.), в формате календаря.
· Программа курса (Syllabus). Предназначен для размещение программы курса. Позволяет либо просто дать ссылку на уже имеющийся план, либо отображать его в тактовом или HTML формате.
· Тесты и экзамены (Tests & Quizzes). Позволяет проводить тесты, контрольные работы и экзамены. Форма работы может содержать: выбор одного или нескольких вариантов ответов из заданных, указание «истинности» или «ложности» высказывания, краткий ответ на задание, нахождение совпадения или заполнение пустого текстового поля. Инструмент позволяет выводить варианты ответов в произвольном порядке, импортировать вопросы из специального пула, а также разбивать оценок по категориям.
· Веб-ресурсы (Web Content). Необходим для отображения сторонней страницы через систему Sakai.
· Вики (Wiki). Предназначен для организации общего ресурса, который могут редактировать одновременно несколько пользователей (администратор сайта может назначать права доступа определенным пользователям). Вики позволяет пользователям загружать изображения, публиковать ссылки на другие материалы и просматривать историю изменений страницы. Инструмент Вики в Sakai основан на движке Radeox.
4.4 Образовательные контент
Основу образовательного контента составляет набор электронных курсов, построенных на базе единого стандарта принятого в каждой конкретной компании.
Обычно основой учебного курса является текст, который сопровождается различными дополнительными материалами. Это могут быть как дополнительные источники информации (картинки, схемы, анимационные ролики, аудио или видео материалы, другие форматы мультимедиа); различного рода ссылки; интерактивные элементы для взаимодействия участников курса (форумы, чаты, электронная почта и т.п.), а также элементы проверки успеваемости студентов (тесты, анкеты, письменные задания).
Главными достоинствами электронных учебных курсов по сравнению с традиционными печатными изданиями являются [29]:
· возможность включения мультимедийных фрагментов и анимации;
· возможность подключения компьютерных тестовых систем;
· легкость тиражирования;
· относительная простота обновления материала или его адаптации к потребностям отдельных категорий пользователей;
· удобство гипертекстовой навигации.
Важно учитывать эти особенности при составлении курса в дополнении к общепонятным требованиям к текстам учебных материалов, таких как ясность и последовательность излагаемой информации. В связи с этим можно выделить следующие рекомендации [22]:
· Актуальность. В ряде дисциплин высока скорость появления новой информации. Так, например, в сфере информационных технологий, не редко случается ситуация, что в течение 12 месяцев происходит появление или обновление программного продукта. В подобных дисциплинах необходимо частое изменение содержания курса, заданий и других подобных материалов. В печатных учебных пособиях такие правки весьма проблематичны и дорогостоящи, однако в системе электронного обучение вносить подобные изменение значительно проще и быстрее. В идеале автор курса должен вносить изменения не реже раза в год.
· Модульность. Электронный учебный курс должен иметь модульную структуру и быть хорошо структурирован, разделен на главы, параграфы и т.п. Подобное деление упростит навигацию и позволит сконцентрировать на нужных учащемуся фрагментах. Кроме того, курс должен использовать возможность гипертекста и корректно отображаться в различных браузерах (эта задача в настоящий момент всё чаще ложиться на системы дистанционного обучения).
· Информативность. Дистанционный обучение и Интернет позволяют быстро воспользоваться различными источниками информации и форматами данных. Важно давать задания для повышения информационной культуры и навыков оценки информации и веб-сайтов в целом. Кроме того, следует по возможности использовать различные типы визуального представления информации для большой наглядности и разбавления ими текста курса. Большинство современных систем электронного обучения поддерживают вставку таблиц, схем, графиков, картинок, фотографий, анимации, аудио и видео материалов, а также программных моделей той или иной сущности.
· Соблюдение четвертой части гражданского кодекса РФ. Не допустимо использование в дистанционном курсе, без согласования с правообладателем, материалов защищенных законом об авторских и смежных правах. Это особенно актуально при использовании графики, анимации, видео и музыки, полученных из сети Интернет.
Требования, предъявляемые к электронным обучающим курсам; необходимость подготовки мультимедийных компонентов в различных форматах и желание создавать курсы, соответствующие общепринятым стандартам в сфере e-Learning’а, – все это стало предпосылкой к созданию специализированных средств подготовки электронных курсов.
На сегодняшний день существует множество различных программных средств для подготовки подобного контента. Свои решения в этой области предлагают, как крупные компания (Adobe, Microsoft и д.р.), так и независимые разработчики и сообщество OpenSource.
Во-первых, при подготовке учебных курсов и создании дополнительных материалов, безусловно, возможно использование наиболее популярных редакторов для различных форматов, к числу которых можно отнести, к примеру:
· текстовый процессор Word;
· редактор PDF-файлов Adobe Acrobat;
· различные редакторы видео и аудио файлов (Movie Maker, SoundForge и многие другие);
· графические редакторы (от простых, вроде Paint'а, до целых комплексов, на подобии Adobe Photoshop);
· средства создания презентаций (Microsoft Power Point)
· редакторы Flash (Macromedia Flash MX).
А для интеграции их с системой электронного обучения можно воспользоваться различными специализированными надстройкам[1], к число которых можно отнести следующие решения [32]:
- http://www.e-learningconsulting.com/products/ManifestMaker/ManifestMakerHelp.phpManifest Maker for ADL SCORM 1.2 [7]– распространяемая бесплатно надстройка над Macromedia Dreamweaver MX/MX 2004. Позволяет создавать Manifest-файл для готового сайта. Не поддерживает вложенных Manifest-файлов и содержит ограничение на количество учебных объектов.
- Бесплатная надстройка Microsoft Producer 2003 [11] (требуется проверка подлинности) – расширяет возможности Microsoft Power Point 2003, позволяя добавлять и публиковать в Интернете аудио и видео файлы, слайды и изображения, в соответствии со стандартом SCORM.
- Course Genie [17] – платный плагин для Microsoft Word 2000-2003 (существует возможность скачать пробую версию), позволяет добавлять в документ Word метаданные и мультимедиа компоненты (и ссылки на них), производит разметку документа специальными стилями, генерирует модуль в виде текстовых и мультимедиа файлов (в соответствии со стандартом SCORM) и создает специальный файл оглавления. Поддерживает экспорт в форматах: WebCT IMS package, Blackboard package file, Moodle SCORM file, Microsoft LRN IMS format, SCORM 1.2 package, IMS QTI Lite (тестовые задания), HTML (набор страниц, готовых для размещения в сети или на компакт-диске).
Во-вторых, существует целый ряд самостоятельных решений, призванных облегчить работу по составлению электронных обучающих курсов. К их числу следует отнести:
· Редактор RELOAD Editor [13] (Reusable eLearning Object Authoring & Delivery), созданный на языке Java (что позволяет достигнуть мультиплатформенности продукта), распространяется бесплатно. Reload Editor был разработан в рамках проекта Reload, финансируемого JISC. Его основными целями являются облегчение процесса создания, распределения и повторного использования учебных объектов и образовательных услуг и увеличение числа повторно используемых педагогических средств. Он предназначен для создания, группирования и упаковки учебных объектов вместе с их метаданными в стандартные IMS-пакеты по стандарту SCORM. Редактор позволяет создавать любые обучающие модули, на основе готовых объектов: html, изображения, видео и других объектов и их метаданных. Кроме того для просмотра обучающих модулей доступен RELOAD Player.
· Целью проекта eXe является разработка свободно распространяемого программного обеспечения с открытым исходным кодом для помощи преподавателям при разработке веб-контента без необходимости знать языки разметки HTML или XML. eXe eLearning XHTML editor можете экспортировать содержание в виде отдельных веб-страниц или SCORM 1.2/IMS-пакетов. Данный проект финансируется за счет гранта, предоставленного Комиссией высшего образования Новой Зеландии.[8]
4.5 Знания в компании
Эффективное использование ресурсов – важный аспект любой деятельности, но особенно он актуален в условиях постоянно растущей конкуренции. И не имеет значения, идет речь об отдельной компании, целой отрасли или государстве в целом. Удобная и результативная работа с информацией – залог выживания в современном обществе.
Для эффективного использования имеющихся в распоряжении компании информационных ресурсов, требуется выделить имеющиеся в ее распоряжении источники знаний [30].
Как справедливо заметил Петер Друкер: «в книгах, базах данных, программах нет знаний, в них можно найти лишь информацию. Носитель знаний — человек, они человеком поддерживаются, переходят от одного к другому и, наконец-то, используются человеком правильно или неправильно». Именно поэтому первым, и самым важным, источником знания в компании является ее сотрудники – «кадры решают все».
Вторым источником, присущим только корпоративной среде, является сама компания. Она содержит в себе информацию о бизнес-культуре, внутрифирменную философию, политику компании на рынке, принципы работы с персоналом, память о прошлом и т.п. Это достаточно сложно формализуемые знания, однако именно они обычно определяют «лицо» компании в целом.
И, наконец, компьютерные системы, которые позволяют работать с информацией, получать, хранить и использовать ее. Кроме того, они обеспечивают коммуникацию различных людей между собой. Внешняя и внутренняя компьютерная сеть, в настоящее время, является необходимым условием для эффективной работы большинства сотрудников, поскольку велик объем необходимой им информации, и она постоянно изменяется.
Для систем, предназначенных для работы с информацией в компании можно выделить несколько требований [27]:
· Широкие возможности по поиску информации. Наличие логических операций, поиск близких по значению терминов и т.п.
· Функциональная расширяемость и открытая архитектура. Которые позволяют адаптировать и настроить системы исходя из потребностей каждой отдельной компании. Кроме того, наличие встроенных средств разработки также является не маловажным требованием.
· Многоязыковая поддержка. Необходима не только для крупных интернациональных компаний. Но и для большинства организаций более скромного масштаба, из-за постоянно увеличивающегося числа международных связей в современном быстро растушуем мире, и наличия актуальной информации на разных языках.
· Работа с видео/аудио информацией. Использование наглядного представления информации в звуковом и визуальном виде, для лучшей усваиваемости пользователями.
· Персонификация и сохранение работы. Одно из ключевых требований, которое заключается в возможности для каждого сотрудника осуществлять свою работу в рамках «персонального рабочего места», а также просматривать результаты выполненных им действий для последующего анализа.
· Локализация области работы. Заключается в разделении задачи на ряд изолированных областей и избавлении от «информационного шума». Предполагает использование специализированных словарей для различных предметных областей, которые нужны именно в данный момент.
· Поддержка разнообразных форматов документов и источников. В каждый компании могут сложиться свои стандарты на формат документов, поэтому система в идеале должна работать с ними без предварительных преобразований в иные форматы.
· Независимость от платформы. Что позволяет не только обеспечить легкий доступ к системе большого числа пользователей, но облегчить ее интеграцию в уже имеющуюся информационную среду компании.
· Защита информации. Немаловажное требование для корпоративных систем, которое должно быть обеспечено хотя бы на уровне различных прав пользователей при работе с различными документами.
5 Предлагаемое решение
5.1 Концептуальная модель
Виртуальный корпоративный университет предназначен для:
· Объединения усилий и ресурсов различных подразделений компании для централизованного обучения и повышения квалификации кадров.
· Создания единой среды учебного процесса на базе технологий дистанционного обучения.
· Разработки качественного контента для системы электронного образования.
· Подготовки персонала и преподавателей для деятельности в рамках дистанционного обучения.
Технологической основой виртуального корпоративного университета является виртуальная образовательная среда, реализующая возможности современных систем управления обучением (систем дистанционного обучения, LMS): индивидуальный план обучения для учащихся, свободный доступ к материалам учебных курсов, широкие возможности по оценке знаний, различные формы взаимодействия участников образовательного процесса и т.д. Это в свою очередь позволит привнести в процесс обучения современные образовательные технологии.
Создание подобные системы предполагает поддержку и реализацию следующих задач:
· Методическое обеспечение образовательного процесса (с использованием соответствующих стандартов).
· Спецификация реализуемых образовательных процессов.
· Содержание образовательного контента (базы электронных учебных и учебно-методических материалов).
На функциональном уровне виртуальную образовательную среду можно разбить на несколько компонентов, представленных на диаграмме ниже
Рис 5. Функциональные элементы виртуальной образовательной среды
Логически виртуальная образовательная среда может быть разделена на несколько функциональных компонент, выполняющих различные задачи. К их числу можно отнести следующие виды:
· Методический центр электронного обучения
· Центр подготовки материалов
А также, различные подразделения, отражающие различные аспекты образовательной деятельности компании. К их числу можно отнести, например, следующие элементы:
· Центр повышения квалификации
· Центр подготовки преподавателей
· Центр стажировки будущих сотрудников
Вообще говоря, все выше озвученные «центры» могут присутствовать в университете не в едиственном числе исходя из потребностей компании (за исключение методического центра, вырабатывающего спецификации и стандарты). Их взаимодействие может быть проиллюстрировано на диаграмме ниже
Рис 6. Взаимодействие центров дистанционного обучения
Функциональность отдельных элементов виртуального корпоративного университета определяется принципами их организации и задачами каждого конкретного центра электронного обучения. Тем не менее, каждый из подобных центров должен реализовывать следующие основные возможности:
· Организация обучения и управления знаниями. Планирование, обеспечение материалами и внедрение в образовательный процесс имеющихся знаний.
· Обучение и тестирование. Непосредственно сам процесс образования и контроль полученных в результате знаний.
· Подбор, сертификация, а также обучение преподавательского состава.
· Обратная связь и общение. Взаимодействие учащихся между собой и с преподавателем.
· Анализ образовательной деятельности, отчетность. Проверка учебного процесса, анализ результатов обучения, отчеты в соответствие с некоторой установленной формой.
Центры электронного обучения должны удовлетворять принципам качественности, актуальности, системности обучения; сочетать в себе принцип индивидуального и группового подхода к обучению; а также совмещать преимущества традиционных и современных образовательных технологий.
К основным вопросам по организации учебного процесса можно отнести следующие задачи: разработка методик; разработка и корректировка учебных программ; планирование учебного процесса; подбор преподавателей; обучение преподавателей работе с конкретной системой; проведение обучения; мониторинг процесса; разработка и проведение объективных оценок знаний. На системы по управлению контентом ложатся следующие задачи: планирование по созданию материалов; подбор и учет учебно-методической литературы; построение архивов с контентом; наполнение электронной библиотеки; разработка электронных материалов; поддержание их актуальности; административная деятельность над содержимым. В тоже время к аналитической деятельности можно отнести следующие вопросы: организация учета учащихся; ведение учетной документации; анализ отчетных документов; подготовка аналитических материалов; мониторинг качества процесса обучения.
На организации непосредственно процесса обучении следует остановиться подробнее. Он включает в себя: подготовку процесса обучения; реализацию обучения; контроль результатов обучения; и мониторинг процесса обучения.
Подготовка процесса обучения подразумевает:
· Подготовку материального обеспечения процесса. Принятие регламента и заключение договоров, подготовка классов, техники и установка системы дистанционного обучения.
· Подготовку учебно-методическое обеспечение. Разработка программ, материалов, курсов, тестов, практикумов и т.п. Предоставление соответствующего программного обеспечения.
· Планирование процесса обучения. Составление программ, расписаний, планов и т.д.
· Подбор преподавателей. Подбор, проверка и обучения учителей.
Реализация процесса обучения может проводиться в различных формах:
· Самостоятельная работа. Изучения литературы и учебных материалов, в сети и нет.
· Занятия в аудиториях. Лекции, семинары, тренинги, практикумы и т.п.
· Занятия в сети. Самостоятельная работа над заданием или общение с преподавателем в различной форме.
· Контрольные занятия. Опросы, задание, тесты в очной или электронной форме.
Итоговый контроль может, как и контрольные занятия проводиться по надлежащей схеме в очном или сетевом виде.
Мониторинг процесса обучения может осуществляться наделенным соответствующими полномочиями органом в форме: непосредственного наблюдения, использованием специализированных средств контроля, проверкой отчетности или путем анкетирования преподавателей и студентов.
5.2 Методическое обеспечение
Реализация концепции электронного обучения складывается из трех основных составляющих: принятие методических и нормативных документов, выбор системы управления обучением, создание и поддержание образовательного контента.
Среди нормативных документом можно выделить несколько основных положений: методика применения технологий электронного обучения, стандарт «учебно-методического комплекса для электронного курса», стандарт по подготовке элементов электронного учебного курса, требования к учебному процессу с применением технологий электронного обучения.
В целом характер нормативных документов во многом зависит от каждой конкретной ситуации, мы подробнее рассмотрим требования к методическому обеспечению, которые могут послужить основой для будущего стандарта компании.
Каждый электронный курс должен содержать следующие элементы: руководство по изучению курса для студентов; программа курса; учебное пособие; презентации по курсу; набор тестов (для самопроверки, экзаменационные и итоговые); практические задания. Кроме того, в состав каждого курса может входить несколько дополнительных материалов, не требующихся по умолчанию, но значительно расширяющих информативность данного электронного курса. В их число можно включить, например: календарный план, мультимедийные файлы (видео или аудио лекции), словарь используемых терминов, список программного обеспечения и т.п.
Рассмотрим некоторые основные ресурсы подробнее.
Руководство по изучению курса для студентов.
· Общие сведения о дисциплине. Полное название дисциплины, принятое сокращение или внутренний код (если доступно), краткое описание.
· Сведение об авторах. Название организации (логотип, описание ссылка на сайт, если необходимо), список авторов (фотография, заметка и контакты, если необходимо), версия (период создания и т.п.).
· Развернутая информация. Уровень необходимых знаний для занятия, область использования и применения курса, знаний, которые должен получить студент после прохождения курса.
Программа курса.
· Ключевые слова (теги). Набор из не менее пяти ключевых слов и фраз (до пять слов каждая), характеризующих основные темы, понятия и цели курса. Рекомендуема длина всей информации не более 1000 символов.
· Информация об авторе (для каждого в отдельности). Фамилия, имя, отчество и дата рождения, его опыт работы в различных областях.
· Календарный план и структура курса. Количество часов, перечень разделов курса, перечень экзаменационных работ и т.д.
Презентации по курсу.
· Объем одной презентации. Не менее 10 слайдов на каждый раздел плюс одна обзорная презентация для всего курса.
· Заголовок слайда. Не более шести слов.
· Основной текст. Размер шрифта не менее 20 единиц.
Тестовые задания.
· Количество вопросов в задании. Не менее 10.
· Охват материалов. Не рекомендуется задавать вопросы, касающиеся частностей и мелких деталей. Кроме того, следует включать не менее одного вопроса, по каждой странице материала (около 3000 символов).
· Типы тестов. Да/нет, один из многих, многие из многих, поля для ввода, свободный ответ. Рекомендуется комбинировать разные варианты тестов в одном тестовом задании. Не рекомендуется использовать тесты вида да/нет для итоговых тестирований.
5.3 Базовая модель
Полная реализация теоретической модели виртуального корпоративного университета в рамках небольшой компании или в тестовом варианте, для опробования методов электронного обучения и для поддержания традиционных форм образования, – может стать непосильной задачей как с точки зрения затраты экономических, так и человеческих, ресурсов.
В этом случаи возможно построение менее масштабной модели виртуального отдела (виртуальной кафедры), как основы для будущего университета выглядит вполне закономерным.
Виртуальный отдел представляет собой специализированную информационную систему, расширяющую возможности образовательного подразделения компании благодаря использованию технологий дистанционного обучения. Он позволяет обеспечить преимущества электронного обучения (быстры доступ к учебным материалам, индивидуальность работы).
Подобный виртуальный образовательный отдел должен включать в себя основной набор средств центра электронного обучения, для переноса процесса образования на дистанционные основы, что в будущем позволит легко адаптироваться к более масштабному внедрению процесса электронного обучения.
Виртуальный отдел призван решить следующий ряд задач: обучение преподавательского состава; внедрение инновационных образовательных технологий; составления учебных материалов; объединение учебных материалов разных подразделений; постепенно внедрение информационных ресурсов в среду электронного обучения.
Одной из особенностей виртуального отдела является обеспечение индивидуального взаимодействия между преподавателями и учащимися в среде дистанционного обучения. Это во многом достигается путем поддержки интерфейса виртуальных кабинетов.
Структуру виртуального отдела можно проиллюстрировать на диаграмме ниже.
виртуальный корпоративный университет электронный обучение
Рис 7. Базовая модель виртуального корпоративного университета
Система содержит несколько баз данных, которые хранят некоторую специализированную информацию: данные об учащихся и преподавателях, материалы для учебно-методических курсов, различные сообщения о событиях в системе (в их число можно включить личные сообщения внутри системы) и данные о процессе обучения.
Взаимодействие с системой осуществляется через специальный интерфейс – кабинеты. При этом набор функций зависит от роли пользователя в системе, а предоставляемые данные формируются исходя из его деятельности. При этом преподаватель может иметь доступ как каким-нибудь специализированным ресурсам (например, особые инструменты системы или документы по учебному процессу).
Кроме того, В системе могут присутствовать ресурсы для особого вида взаимодействия между пользователями: групповые работы, итоговые (курсовые) работы и т.п.
Работа с системой разделена между несколькими ролями: администратором (осуществляет установку, настройку, добавление других сотрудников системы, отвечает за поддержание, безопасность и глобальные обновления); инспектором (вводит в систему данные об учащихся, формирует группы, размещает преподавателей по группам и формирует календарь на основании составленных ими панов, проводит мониторинг учебного процесса); преподавателем (составляет план занятий, передает материалы, необходимые для размещения в системе, проводит занятия, контрольные и т.п.).
6 Экспериментальная реализация
6.1 Отличительные особенности
При практической реализации учитывалась необходимость обеспечения концепции «обучения на протяжении всей жизни», а также требования, предъявляемые компаниями к системам для работы с информацией, поскольку именно работая в различных организациях человек проводит значительную часть своей жизни.
В качестве базового решения – системы дистанционного обучения – была выбрана платформа Sakai, чья открытая архитектура и совместимость со многими международными стандартами позволяет обеспечить быструю и простую интеграцию с базой свободных обучающих курсов, что в свою очередь является важной составляющей при обеспечении свободного доступа к знаниям.
Беря во внимание требования, озвученные в предыдущих разделах, а также особенности и возможности системы Sakai можно утверждать, что она частично или полностью удовлетворяет каждому из озвученных пунктов. Рассмотрим их подробнее.
ü Широкие возможности по поиску информации. В рамках одной системы могут присутствовать несколько различных хранилищ информации (словари, Wiki, лекции и т.д.), для каждого из которых предусмотрены некоторые поисковые механизмы. К сожалению, система не в состоянии обеспечить полноценную работу с морфологией русского языка или обрабатывать нечеткие запросы.
ü Функциональная расширяемость и открытая архитектура. Поскольку система Sakai является программным продуктом с открытым исходным кодом (лицензия ECL 1.0 для продуктов до версии 2.5 включительно, и ECL 2.0 – с версии 2.6), а также благодаря модульной организации можно утверждать, что система Sakai полностью удовлетворяет этому требованию.
ü Многоязыковая поддержка. Sakai по умолчанию поддерживает несколько языков, в том числе и русский. Однако лингвистические отличия и сложность русского языка, тем не менее, накладывает стандартные для локализованных приложений ограничения.
ü Работа с видео/аудио информацией. Система позволяет интегрировать в обучающие курсы различные объекты, в том числе звуковые и видео файлы.
ü Персонификация и сохранение работы. Каждый пользователь системы обладает своей собственной страницей при работе с Sakai, на которой отображается необходимая ему информация. Это и персональное расписание и сведения об успеваемости. Кроме того, при дополнительных настройках пользователь может вести собственный персональный журнал, благодаря соответствующему инструменту.
ü Локализация области работы. Обучающий материал в системе представлен в нескольких независимых учебных модулей, каждый из которых может содержать свои собственные дополнительные источники информации, такие как форум, словарь, лекции и т.п.
ü Поддержка разнообразных форматов документов и источников. Sakai обеспечивает взаимодействие с несколькими разнообразные форматами документов, а благодаря модульной системе построения приложения список форматов можно подстроить под нужды каждой конкретной системы.
ü Независимость от платформы. Для работы с системой, пользователю необходим только веб-браузер (что включает в себя возможную необходимую установку определенных плагинов, для корректного отображения некоторой информации, доступной в некоторых системах). Для развертывания системы требует сервер с поддержкой Java-машины, что в виду мультиплатформенности последней позволяет развернут Sakai практически на любой машине.
ü Защита информации. Sakai предоставляет различные права разным группа пользователей (администраторы, преподаватели, студенты). Вход в систему осуществляется по введению стандартной проверочной информации (логин и пароль).
При подготовке учебных курсов возможно использование как встроенных средств разработки, так и сторонних редакторов, совместимых со стандартом SCORM. Например, RELOAD Editor или eXe eLearning XHTML editor.
6.2 Техническая информация
Для работы системы необходима установленная виртуальная машина Java версии 1.5 (при работе с Java 6 SE в системе наблюдается ряд ошибок, и она официально не поддерживается разработчиками). Также для работы с системой требуется установка Apache Tomcat версии 5.5 (более поздние версии, например, Tomcat 6.0.* также вызывают неполадки в Sakai и не поддерживаются).
В качестве базы данных возможно использования MySQL (версии 4.1.12+ или 5.0.45+ с поддержкой InnoDB), а также Oracle 9i или Oracle 10g.
Система может выдерживать нагрузку до 200,000 пользователей.
6.3 Подробности
Установка
и конфигурация системы проводилась на официально поддерживающемся наборе
оборудования и программного обеспечения. После проведения предварительных
настроек в систему был курсовые - 700 р.
Работы, похожие на Дипломная работа: Методы и средства электронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов
|