Курсовая работа: Факторы, формирующие ассортимент и качество косметических товаров
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)
080402 Товароведение
Курсовая работа
По дисциплине « Товароведение хозяйственных и культурно-бытовых товаров»
на тему: «Факторы, формирующие ассортимент и качество косметических товаров» на материалах магазина «Оптима»
Выполнила студентка группы
301 тов. Бородина Ирина
Проверила: Биченкова И.В.
Тюмень 2011
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Анализ рынка ассортимента косметических средств по уходу за волосами
1.2 Потребительские свойства косметических средств по уходу за волосами
1.3 Формирование качества в процессе производства
1.4 Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров по уходу за волосами
1.5 Хранение. Дефекты, причины их вызывающие
2. Экспериментальная часть
2.1 Краткая характеристика парфюмерно-косметического магазина «Оптима» г. Тюмень
2.2 Характеристика ассортимента вырабатываемой продукции
2.3 Экспертиза качества
2.4 Реализация косметических товаров
Выводы и предложения
Литература
косметика ассортимент уход волосы
Введение
Еще с давних времен люди придавали большое значение своим волосам, видя в них, в зависимости от их состояния, либо источник красоты, либо причину жизненных неудач. С волосами ассоциировались такие ценности, как индивидуальность, сила, самосознание и независимость. И поныне, для того чтобы придать своему облику неповторимый стиль, люди во всем мире неустанно проделывают со своими волосами самые различные манипуляции: расчесывают, стригут, красят, завивают, выпрямляют, покрывают лаком и прочими косметическими средствами. Актуальность темы обусловлена тем, что прическа, цвет волос играют чуть ли не первую роль в формировании имиджа человека. Поскольку прическа - доминирующий фактор нашего внешнего облика и через нее мы пытаемся донести до окружающих некий эмоциональный посыл, то мы всегда будем стараться придать прическе самый лучший вид. А стало быть, сегодня на первый план выходят здоровье волос и правильный уход за ними. В течение жизни состояние наших волос меняется. И не всегда в лучшую сторону. Зависит это и от состояния здоровья, и от экологии, и от погоды, и даже от времени года. Поэтому, средства, обеспечивающие вашим волосам комфорт некоторое время назад, сегодня могут оказаться неэффективными. В этом случае лучшим способом привести свои волосы в надлежащий вид будет обращение к специалистам, которые работают с профессиональной косметикой для волос.
Целью работы является анализ и изучение ассортимента рынка средств по уходу за волосами, изучение ассортимента реализуемых средств по уходу за волосами сетью магазинов «Оптима», изучение методов фальсификации и идентификации их. Задачи курсовой работы: систематизировать информацию литературных источников, проанализировать ассортимент косметики, и её качество предлагаемый сетью магазинов «Оптима».
1. Теоретическая часть
1.1 Анализ состояния рынка средств для волос
Шампуни, как ни странно, часто относят к наиболее «опасным» косметическим продуктам. Ведь можно долго разрабатывать формулу, очищать воду, смешивать ингредиенты. Или просто купить концентрат и разбавить его водой до нужной консистенции. И оба продукта продавать как «оздоровительные». В последнем случае можно надеяться лишь на то, что шампунь смоет грязь с волос, на лечебные свойства рассчитывать не стоит. Именно поэтому важно доверять марке, чей шампунь вы выбираете.
Рецептура качественных шампуней и бальзамов базируется на мягкой моющей субстанции и композиции из натуральных лекарственных растений, из которых получают биологически активные компоненты (экстракты, настои, масла, растительные воски). Все они содержат такие необходимые волосам вещества, как органические кислоты, сапонины, минеральные соли, протеины, микропигменты, ферменты, комплексы витаминов, на наличие которых в первую очередь мы обращаем внимание, взяв в руки флакончик с шампунем. Однако не менее важно, насколько мягка моющая основа, поскольку только мягкая моющая основа не разрушает гидролипидную мантию кожи головы. Для здоровья волос это очень важное обстоятельств
Анализ рынка показывает также, что многие фирмы производят косметику по сходным рецептурам, поэтому ссылки на «уникальность», которых так много в аннотациях и рекламе, далеко не всегда верны. Косметическая компания «Гелиос» (Москва) предлагает шампуни, обеспечивающие профилактический уход благодаря натуральным экстрактам лекарственных растений, которые питают, защищают и укрепляют волосы от неблагоприятных воздействий окружающей среды (экстракт корней лопуха, крапивы, березовых почек, коэнзим Q 10 , зародыши пшеницы, витамины Р, В, С, Р). Хорошей репутацией пользуются также шампуни этого производителя из серии «Народные рецепты» («Хлебный», «Пивной», «С репейным маслом»). Крем-шампуни «Белкосметикс» серии «Амалфея» (с экстрапонами молока, клубникой, сливками, лецитином и экстрактом кофе) укрепляют структуру волос, способствуют их интенсивному росту. Крупнейшие белорусские производители косметики — «Белкосмекс», «Белита», «Витэкс», «Космобел», «Флоралис» — очень широко представлены на российском рынке и позиционируются как «масс-маркет», но среди огромного ассортимента по уходу за волосами (так же, как среди средств для кожи лица и тела) немало удачных косметических средств, уже получивших признание и потребителей и профессионалов-косметологов. Белорусскую косметику охотно используют в работе парикмахерские и салоны красоты. Среди такой косметики — шампунь и бальзамы с маслом чайного дерева («Тибаум») и березовым дегтем, шампунь против перхоти и себореи с октопироксом, чистотелом и крапивой («Белкосмекс»), шампунь-бальзам «Антиоксидант» с торфом («Космобел»); бальзам-маски для истощенных волос с натуральными маслами, экстрактами трав и фруктовых кислот («Флоралис»). Лаборатория «КаТри» (Москва) предлагает шампуни «Питание плюс восстановление» без консервантов на основе серебряной воды.
При незатейливом дизайне и ценовой категории «масс-маркет» у симпатичных шампуней фирмы «Северная» (Санкт-Петербург) заявлены активные биокомпоненты, стимулирующие обменные процессы и рост волос (экстракт прополиса, цветочный мед, молочные протеины, пивные дрожжи, экстракты облепихи и женьшеня, ок-топирокс).
Компания «Корона» (Санкт-Петербург) представляет на рынке коллекцию лечебно-профилактических шампуней из 12 наименований (на молочной сыворотке, с мультивитаминами, укрепляющий, против перхоти, дегтярный, пивной, с бетаинами, яично-лецитиновый и др.). В основе всех шампуней компании «Апрель» (Москва) — укрепляющий комплекс Pronalen Fibro - Actif , полученный по уникальной технологии из пророщенных зерен пшеницы и соевых бобов и называемый специалистами «растительной плацентой». Действие шампуней направлено на укрепления корней волос, восстановление их структуры.
Восстановительный бальзам для волос и кожи голоры «Плазма Марино» («Белита», Беларусь) — лечебно-профилактическое средство для смягчения кожи головы и выравнивания поврежденной кератиновой структуры волос. Формула шампуня основана на экстракте морской плазмы, кремнийорганических и мятных маслах, растительных протеинах, витаминах и минералах. Шампунь питает корни и структуру волос вглубь, устраняет шелушение, перхоть, а также чувство напряжение кожи головы, создает эффект барьера для неблагоприятных внешних воздействий. В серию «Плазмо Марино» входят также капиллярная маска и бальзам для волос.
Компания «Маграв» (Беларусь) представляет на рынке средств по оздоровлению волос и кожи головы серию «Биомилк» на основе натуральной молочной сыворотки, получаемой при производстве творога.
Являясь продуктом молочнокислого брожения, сыворотка коровьего молока представляет собой сложную смесь, содержащую около 200 необходимых организму биологически активных веществ. В ее состав входят органические кислоты, белки, в том числе — ферменты, аминокислоты, витамины групп В, Е, С, РР, р-каротин, полисахариды, минеральные соли и др. Все эти соединения находятся в виде, идеальном для усвоения человеческим организмом. На протяжении веков наши предки, не зная всех этих сложностей, умывались и ополаскивали волосы молочной сывороткой, получая прекрасный косметический результат.
Известно, что шампуни и пеномоющие средства на основе как жидкой, так и сухой молочной сыворотки выпускаются сейчас на разных предприятиях в достаточно широком ассортименте. Серию «Биомилк» от «Маграв» отличает очень высокое содержание молочной сыворотки, а следовательно, и биологически активных веществ (78—80%), достаточно короткий производственный процесс, благодаря чему сохраняется большая часть полезных веществ и дополнительное содержание растительных экстрактов, ускоряющих обменные процессы в коже головы и рост волос. Шампунь «Биомилк с хитозаном» восстанавливает структуру волос по всей длине.
Шампуни, бальзамы и маски для волос серии Wella Vivality «со специальными протеинами» по цене относятся к «масс-маркету», но аннотация подает их как оздоровительные средства («мгновенно восстанавливают поврежденную структуру волос, укрепляют, защищают, волосы становятся ухоженными и здоровыми»). Шампунь «Прегейн» компании «Фармация» рекомендуется для бережного ухода за редеющими волосами и усиления лечебного эффекта препарата Регейн (препарата против выпадения волос, если последнее не связано с авитаминозом, жесткой укладкой, приемом лекарств, а генетически обусловлено). «Гель-тоник» «Мирра» рекомендуется при выпадении волос, если оно связано с хроническими заболеваниями и нервными перегрузками (микрокапсулы геля содержат спиртовые экстракты крапивы, масляные экстракты крапивы и лопуха, эфирные масла, за счет чего нормализуется салоотделение, подавляется себорейная микрофлора. Гель-тоник обеспечивает питание волосяных луковиц и клеток кожи головы.
Крем-маска для укрепления и роста волос «Компании Кора» с высоким содержанием гуминовых кислот сапро-пелей, полисахаридов, полипептидов, микроэлементов, витаминов группы В, фолиевой кислоты в комплексе с экстрактами трав усиливает кровообращение, очищает кожу головы, способствует росту волос.
Крем-бальзам лечебный «Кора» разработан для восстановления и питания поврежденных волос и кожи головы. Он проникает в сердцевину ствола волоса, восстанавливает его структуру за счет введения высокого процента биологически активных веществ растений и кератина, близкого по аминокислотному составу к волосу человека.
Все шампуни, выпускаемые по заказу компании «Линия здоровья», не вызывают аллергической реакции, потому что в производстве данной продукции используются клинически протестированные экстракты лечебных растений и искусственно синтезированные белковые препараты и поливитамины. Вещества, относящиеся к группе белково-содержащих и поливитаминных (кокдиэтаноламид, кокамидопропилбетаин и т.д.), стимулируют рост волос и обмен веществ. Входящий в состав гликоль образует защитную плёнку, которая предохраняет кожу и волосы от пагубного воздействия УФ-излучения и перепадов температуры, а глицерин смягчает кожу и удерживает в ней влагу. Продукция компании «Линия здоровья» рН-нейтральна за счет использования мягких, неагрессивных щелочных веществ и комплексных добавок, нормализующих щелочность до уровня нормальной щелочности кожи (рН 5,5). Пивной хмель и молочная сыворотка, возможно, одни из самых древних средств для мытья волос и ухода за кожей головы. Содержащаяся в молочном и пивном шампунях «Линия здоровья» активная биомасса справляется с жировыми отложениями на коже головы, в порах и на волосах, освобождая доступ для кислорода воздуха, а более двухсот витаминов и питательных веществ ускоряет рост волос, питая и предотвращая выпадение. Шампунь с соком алоэ содержит сильнейшие природные биостимуляторы, которые возбуждают угасающую жизнедеятельность клеток и используются для регенерации ослабленных волос, укрепляя их и восстанавливая. Медовый шампунь снимает воспаление, устраняет зуд, увлажняет кожу головы и раскрывает поры, а прополис (пчелиный клей) придает ему дополнительные антисептические и регенерирующие свойства.
«Анафаз» (шампунь-крем при выпадении волос, Ducray , Франция) используется в качестве дополнения к лечебным средствам от выпадения волос и для укрепления ослабленных волос. Оригинальный состав шампуня позволяет реактивировать жизненные функции кожи головы, улучшая действие лечебных препаратов. Никотинат токоферола стимулирует микроциркуляцию и возвращает жизнеспособность волосяной луковице. Действие витаминов В направлено на укрепление волос по всей длине, начиная с корня. Кремообразная текстура позволяет при мытье волос проводить мягкий массаж головы, необходимый в случаях выпадения волос: благодаря массажу улучшается тонус кожи головы, а активные субстанции легче проникают к корням. Регулярное использование способствует сохранению волос в их полном объеме.
Шампунь от перхоти «AHAVA» благодаря специальной формуле эффективно устраняет перхоть и препятствует ее образованию. Минеральная маска-бальзам для волос AHAVA содержит минеральную грязь Мертвого моря, увлажнители, пантенол, витамин Е, экстракт ромашки. Смягчает волосы, улучшает их структуру и состояние кожи головы. Целебная грязь Мертвого моря содержит комбинацию и высокую концентрацию минералов и микроэлементов. Грязь благотворно влияет на кровообращение, нервную и иммунную систему, процессы обмена веществ, глубоко очищает кожу, выводит шлаки, удаляет ороговевшие клетки, придавая коже здоровый и свежий вид.
Ассортимент косметических товаров ведущих зарубежных фирм, работающих на российском рынке
Болгария: «Ален мак».
Производит 150 наименований косметической продукции: шампуни – «Импрессион»; крем-краски, лаки для волос, гели
Германия: «Шварцкопф», «Велла», «Нивея», «Лонда», «Флорена», «Хербацин» и др.
Фирмы выпускают все виды, шампуни, краски, пены, препараты для мелирования, лаки, спреи, гели.
Например, продукция «Шварцкопф»: шампуни серии «Шаума», серия косметических препаратов для мужчин «Хаттрик», серия средств для укладки волос «Тафт», серия лечебных косметических средств для волос «Глисскур».
США: «Арамис», «Джонсон и Джонсон», «Коти» «Мери Кэй», «Ньювейс интернешнл», «Орли», «Проктэр энд Гэмбл», «Ральф Лорен», «Ревлон», «Фриман», «Эйвон», «ЭстеЛаудер». Например серия по уходу за волосами «Флэкс».
Франция: «Академия», «Дарфен», «Ив Сен-Лоран», «Ив Роше», «Лаборатория Гарнье. Париж», «Лаборатория Сарбек», «Ланком», «Лореаль», «Пьер Фабр», «Рене Гарро», «Роша».
Швеция: «Инвима»
Продукция «Орифлейм»: серия по уходу за волосами и телом «Нэчерэл», серия гигиенических и косметических средств для мужчин «Рэбэл», и др.
1.2 Потребительские свойства косметических средств по уходу за волосами
На формирование качества влияют следующие потребительские свойства:
Функциональные свойства, определяющие эффективность действия средства, наиболее важны для потребителя. В зависимости от назначения косметических средств, функции, выполняемые ими, имеют особенности: например для шампуней - это моющая, пенообразующая способность. Важнейшими функциональными свойствами косметических средств являются:
Очищающая способность, которая характеризуется моющей способностью (для мыла и гелей).
Косметические свойства, проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи и волос, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в кожи. лечебно-профилактические свойства антисеборейным действием (лечебные шампуни для волос).
Эргономические свойства косметических товаров определяются консистенцией; упаковкой; приспособлениями, облегчающими пользование косметическими товарами и др.
Надежность косметических товаров связана, прежде всего, с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего, к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественной косметики определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.
Эстетические свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн паковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль косметических товаров отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки. Отечественные производители уделяют большое внимание созданию своего фирменного стиля и достигли в этом направлении больших успехов, например изделия «Невской косметики», концерна «Калина», «Грин Мамы», «Грима», «Свободы» легко узнаваемы по единому дизайну, присущему только им.
Безопасность косметических товаров зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности косметических товаров проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы. В зависимости от вида косметики значения их различны.
Нормы рН для средств для ухода за волосами:
- шампуни 5,0-8,5;
- ополаскиватели, бальзамы, кондиционеры 2,7-7,5
- лаки не нормируются;
- гели, лосьоны5,5-7,5
- краски для волос8,5-11,5
- шампуни и бальзамы оттеночные 3,5-7,0
- хна и басма 4,0-6,0
- средства для осветления 3,0-8,5
- не должны содержаться токсичные элементы - свинец, ртуть и мышьяк
В процессе производства, фасовки, применения и хранения косметические средства могут быть в различной степени загрязнены микроорганизмами, которые могут продолжать развиваться и привести к порче косметическое средство. Более того, микроорганизмы из шампуней могут попасть на кожу человека и вызвать гнойные и угревые воспаления кожи и др. негативные явления. Поэтому большинство косметических средств проверяют на микробиологическую безопасность. Для подавления развития микроорганизмов в состав косметической продукции вводят ингибиторы, консерванты.
1.3 Формирование качества средств по уходу за волосами в процессе производства
Все средства для волос представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, наполнители, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные, антиоксиданты и др.), биологически активные вещества (витамины, экстракты трав, коллагены), отдушки.
С целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя необходима тщательная оценка токсикологических свойств. Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий. В программу токсикологических исследований входит исследование как ингредиентов косметических средств, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.
В связи с высокой биологической активностью косметических средств, возможностью проникновения их в организм человека через кожу и слизистую оболочку, а также их последующем влияние на организм косметические средства необходимо подвергать клиническим испытаниям, в целях установления их безвредности для человека. Клинические испытания проводят на добровольцах - пробантах, только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований.
На формирование потребительских свойств косметических товаров влияют:
- планирование и разработка состава косметического средства;
- сырье;
-технология производства;
-фасовка и упаковка косметических товаров.
Планирование и разработка состава косметического средства предполагают, прежде всего, установление определенных, в том числе новых, требований к его качеству. Эти требования могут быть установлены на основе маркетинговых исследований рынка косметики и научных разработок, проводимых на фирме-изготовителе. Изучение рынка предполагает, прежде всего, анализ уже имеющейся продукции - ее назначения, действия, рецептурного состава. Маркетинговые исследования дополняются научными разработками новых рецептур и апробацией как новых, так и уже производимых средств. Обычно крупные фирмы имеют свои косметические салоны и парикмахерские, в которых проверяются новые составы, изучаются их действие, в том числе их эффективность, отмечаются недостатки и определяются пути их устранения. Изучение полного жизненного цикла косметического товара позволяет правильно определить его качественные характеристики и путем научных разработок создать необходимое средство. Важнейшим условием создания качественного и безопасного косметического товара является разработка его состава. Косметические товары имеют многокомпонентные составы, отдельные компоненты могут взаимодействовать между собой, по-разному влиять на кожу и волосы человека, что должно быть учтено при разработке состава. Определение рецептуры и выбор сырья проводятся с учетом требований Руководства по косметической продукции, утвержденного в ЕС и отечественных СанПиН. В этих документах приводятся перечни разрешенных к применению в косметическом производстве красителей, консервантов, фотозащитных веществ, а также перечни веществ, неразрешенных к применению в косметике и подлежащих ограниченному применению, при соблюдении ряда условий.
При подборе сырья для составления рецептуры его образцы исследуются на соответствие установленным требованиям по физико-химическим свойствам и содержанию различных загрязнений. Сырье для косметических товаров подразделяют на основное и вспомогательное.
К основному сырью относятся: жировые продукты, структурообразующие, эмульгирующие, желирующие, пленкообразующие вещества, наполнители, поверхностно-активные вещества, консерванты и др.
Жировое сырье - жиры, масла и жировые компоненты - питают кожу, смягчают ее, поддерживают упругость, восполняют потерю кожного жира при умывании, неблагоприятных факторах, при недостаточной деятельности сальных желез. Наиболее часто в косметике используют оливковое, хлопковое, кукурузное, касторовое, виноградное масла, которые вводят в рецептуру в зависимости от предполагаемых свойств
Желирующие и плёнкообразующие вещества используются для приготовления косметических гелей.
Кислоты. Органические кислоты имеют большое значение в косметической промышленности и применяются в различных концентрациях. Тиогликолевая кислота применяется в препаратах для химической завивки волос, так как она разрушает кератин, что лежит в основе завивки. Кислоты восполняют недостаточную кислотность кожи, усиливают, а затем уменьшают выделение желез кожи; нейтрализуют щелочную реакцию пота, способствуют сокращению пор, отбеливают кожу, уничтожают веснушки.
Консерванты. Основная цель введения консервантов - защита от микробиологического разложения косметического средства.
Биологически и физиологически активные вещества. В современной косметике широко используются биологически и физиологически активные вещества.
Косметическое действие многих видов растений связано с наличием в них различных биологически активных веществ. Они образуются в процессе жизнедеятельности растений и эффективно воздействуют на кожу, оказывая сильное антисептическое, противовоспалительное, антимикробное, успокаивающее, вяжущее, смягчающее действие. Эти вещества имеют разнообразный состав и относятся к различным классам химических соединений - сахара, органические кислоты, эфирные и жирные масла, витамины, фитонциды, слизистые и дубильные вещества, смолы, алкалоиды, минеральные вещества и др. Они находятся в растениях в определенных соотношениях и действие их на организм различно.
1.4 Классификация и характеристика ассортимента средств для ухода за волосами
Ассортимент средств для ухода за волосами по функциональному назначению можно подразделить на следующие группы:
- средства для мытья волос;
-средства для укрепления и роста волос и от перхоти;
- средства для укладки, завивки и сохранения прически;
- краски для волос.
К средствам для мытья волос относятся: шампуни для мытья; бальзамы, ополаскиватели и кондиционеры; шампуни комплексного действия Средствами для укрепления и роста волос и от перхоти являются: кремы, лосьоны, тоники, растительные масла, лечебные маски.
Для укладки, завивки волос и сохранения прически применяются: лаки для волос, гели, пены, муссы, лосьоны для укладки, средства для химической завивки.
Краски для волос подразделяются на растительные (хна, басма) и искусственные (химические).
Искусственные краски делятся на шампуни оттеночные, красящие, краски окислительные, прямые антрахиноновые, на основе солей, осветляющие средства.
Шампуни предназначены укреплять и оздоравливать волосы, после их применения волосы приобретают шелковистость, блеск, эластичность. Состав шампуней должен оказывать смягчающее действие на волосы и связывать соли жесткости и железо
Шампуни различают:
- по половозрастному признаку (для взрослых и детские);
- по консистенции (жидкие, желеобразные, кремообразные);
- по концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) (обычные и концентрированные, требующие разбавления водой);
- по типу волос (для сухих, жирных и нормальных волос, для любого типа);
- по выполняемым функциям.
По функциям шампуни подразделяются на:
- обычные (для мытья волос);
- с дополнительными функциями: для частого мытья (щадящая рецептура), питательные шампуни (содержат комплекс полезных добавок), для ломких, секущихся и ослабленных волос (содержат компоненты, способствующие восстановлению структуры волос), шампуни от перхоти (включают лечебные добавки);
- шампуни комплексного действия: оттеночные шампуни, красящие шампуни, осветляющие шампуни, шампуни «два в одном» (шампунь + кондиционер, или ополаскиватель, или бальзам), шампуни «три в одном» (шампунь + бальзам + ополаскиватель или кондиционер; шампунь + кондиционер + ополаскиватель).
В состав шампуней входят синтетические моющие вещества, которые придают шампуням хорошие моющие и пенообразующие свойства. Однако такие шампуни иногда сильно обезжиривают волосы, при расчесывании на волосах может появиться статическое электричество, и они становятся «непослушными». Поэтому после мытья шампунями полезно обрабатывать волосы кондиционирующими средствами: кондиционерами, бальзамами, ополаскивателями, которые благодаря специально подобранной рецептуре улучшают структуру волос, придают им блеск, мягкость и эластичность, снимают статическое электричество, способствуют мягкому расчесыванию волос, увеличению их объема (пышности). Комплекс биологически активных веществ, входящий в их состав, предохраняет волосы от чрезмерного высушивания. Для обеспечения хорошей укладки волос и фиксации прически в ополаскиватели вводят также пленкообразующие вещества.
Ополаскиватели, кондиционеры и бальзамы несколько различаются по своему действию. Ополаскиватель облегчает расчесывание волос, покрывая их защитной пленкой. Содержащиеся в ополаскивателях растительные экстракты тонизируют волосы и кожу головы, обогащая их витаминами. Кондиционер за счет специальных добавок обеспечивает волосам быстрое и безвредное высыхание, не отнимая необходимую влагу, а также снимает статическое электричество благодаря катионоактивным ПАВ.
Бальзам - проникает непосредственно под кератиновые чешуйки волоса, заполняя образовавшиеся между ними пустоты, что выравнивает поверхность волоса. Бальзам воздействует на волосяную луковицу, стимулирует рост волос и регулирует салоотделение.
Современные кондиционирующие средства сочетают в себе несколько функций: ополаскивателя-кондиционера, бальзама -ополаскивателя, бальзама-кондиционера.
Кондиционеры и ополаскиватели (кондиционирующие лосьоны для волос) наносят на вымытые влажные волосы и оставляют на 1-3 минуты, после чего смывают теплой водой. Бальзамы также применяются после мытья волос и отличаются от ополаскивателей более высоким содержанием полезных веществ. К ним относятся бальзамы-ополаскиватели: «Легенда», «Резонанс», «Муссон», «Ночная фиалка», «Женьшеневый», «Крапивный», «Облепиховый»; бальзамы-кондиционеры: «Апрель», «Дзинтарс», ополаскиватель «Персиковый» и др.
Шампуни комплексного действия. Шампуни «Два в одном» и«Три в одном» сочетают в себе свойства шампуня и кондиционирующего средства (бальзама, ополаскивателя, кондиционера). Рекомендуется для людей с ограниченным временем, а также удобны в дороге. Лучше применять отдельно шампуни и кондиционирующие средства, так как главная функция шампуней - смывать, удалять с волос загрязнения, а функция бальзамов и ополаскивателей - проникать в структуру волос и кожу головы.
1.5 Хранение. Дефекты косметических товаров и причины их возникновения
Все косметические изделия представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, наполнители, красители, специальные добавки (антимикробные, фотозащитные, антиоксиданты и др.), биологически активные вещества (витамины, экстракты трав, коллагены), отдушки, поэтому необходимо соблюдать сроки хранения.
Таблица 1
Срок хранения косметических товаров
Наименование продукции | Срок годности, мес. |
Краски для волос кремообразные | 12 |
Шампуни, красящие и оттеночные шампуни | 12 |
Лак для волос | 12 |
С целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя необходима тщательная оценка токсикологических свойств.
При хранении должны соблюдаться требования, предусмотренные по ГОСТ 27429 Косметические изделия хранят в упаковке производителя при температуре не ниже 0 Сои не выше 25 Со в крытых помещениях. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света и находиться вблизи отопительных приборов. Изделия храниться в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя.
Помещения должны хорошо проветриваться. При повышенной температуре изменяется цвет и ухудшается запах косметических товаров в результате прогоркания жиров и улетучивание эфирных масел. Возможно вытекание мазеобразных товаров из банок, а так же нарушение флаконов в результате расширения жидкостей.
Пониженная температура так же плохо влияет на качество косметических товаров. Жидкие товары теряют свою прозрачность, мутнеют, в них может образовываться осадок, краска для волос теряет свои свойства. При хранении в сыром помещении этикетки могут отклеиться, металлические изделия ржавеют.
2. Практическая часть
2.1 Краткая характеристика парфюмерно-косметического магазина «Оптима» г. Тюмень
Торговая
сеть «ОПТИМА» – это сеть современных магазинов открытого доступа, предлагающая
широкий выбор декоративной косметики, парфюмерии, товаров для детей, средств по
уходу за собой и домом.
Компания работает с 2002 г. и является крупнейшей сетью
магазинов непродовольственной группы в Тюмени. «ОПТИМА» насчитывает более 80
магазинов в Тюмени и соседних регионах, продолжая уверенно и динамично
развиваться.
В каждом магазине представлены более 10 тысяч наименований продукции ведущих мировых торговых марок, позволяющие удовлетворить любые вкусы и возможности покупателей. Внимательный и доброжелательный персонал поможет посетителям сориентироваться в изобилии товаров. Стильный и оригинальный дизайн в оформлении торговых залов и входных групп един для всех магазинов сети и позволяет сформировать свое неповторимое лицо, полюбившееся многим покупателям сети «Оптима».
Я выбрала магазин, находящийся на улице Республики 49. ООО «Оптима» Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – форма организации предприятия, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов. Участники, внесшие паевые взносы в уставной капитал ООО «Оптима» являются физическими лицами. В настоящее время они занимают должности генерального директора, финансового директора, коммерческого директора. ООО «Оптима» является юридическим лицом, то есть это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Права и обязанности юридического лица соответствуют целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Учредительным документом ООО «Оптима» является Устав. Уставный фонд предприятия разделён на доли, размер которых определяется учредительными документами.
Тип магазина «Оптима» определён в установленном порядке на основании решения администрации города (торгового отдела) с учётом обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах. Метод продажи – самообслуживание. Режим работы Магазина «Оптима» установлен руководством торговой организации и вывешен рядом с входной двери магазина.
Таблица 2
График рабаты магазина «Оптима»
филиал сети магазинов по адресу: Тюмень: Республики, 49 |
|||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
раб: |
0900 - 2100 |
0900 - 2100 |
0900 - 2100 |
0900 - 2100 |
0900 - 2100 |
0900 - 2100 |
0900 - 2100 |
обед: | Без обеда |
Примерный розничный товарооборот 1350000 рублей, поступление товаров 1200000 рублей, товарные запасы за предыдущий месяц составили 1371000 рублей.
Данный магазин занимает помещение на 1 этаже жилого 5-ти этажного дома, имеет отдельный вход и выход.
Контингент обслуживаемых покупателей очень разнообразен. Это: жители данного района - постоянные покупатели, гости города, и приезжие т. к. магазин находится возле оживленной дороги, но у магазина есть конкуренты, хотя это не слишком влияет на поток покупателей. Так же положительное значение имеет, что непосредственно рядом с магазином находится остановка. Так же немаловажное значение имеет, что магазин находится в непосредственной близости от учебных заведений, где обучается большое количество студентов.
2.2 Характеристика ассортимента реализуемой продукции
ООО «Оптима» реализует товары потребительского назначения оптом и в розницу через сеть своих фирменных магазинов и отделов. Ассортимент, предлагаемый ООО «Оптима» представлен следующими группами товаров:
-декоративная косметика;
-парфюмерия;
-женская и детская гигиеническая косметика;
-косметика для лица и тела;
-колготки;
-средства по уходу за волосами;
-бытовая химия;
-маникюрные принадлежности.
Самую большую долю в общем товарообороте ООО «Оптима» занимает бытовая химия. Ее доля составляет 36% от общего товарооборота.
Рис 1- Доля товарных групп в общем товарообороте ООО «Оптима»
На сегодняшний день «Оптима» в Тюмени предлагает широкий ассортимент шампуней производства известных отечественных и зарубежных компаний.
Из зарубежных марок представлены такие шампуни как, «Wash&Go», «Pantene Pro-V», «Head&Shoulders», «Shamtu», «Herbal Essences», «Vivality», «Londial». Эти шампуни пользуются огромной популярностью среди российских женщин благодаря своему превосходному качеству.
В целом, шампуни, реализуемые «Оптимой», подразделяются на 3 группы:
косметические шампуни класса «люкс» высокой ценовой категории – это шампуни: «Pantene Pro-V» и «Vivality».
Особенностью серии по уходу за волосами «Pantene Pro-V» является наличие в ней провитамина B-5 (пантенола - основной компонент здоровых волос). Он питает волосы по всей длине, от корней до кончиков, укрепляя и улучшая их структуру. Новая усовершенствованная формула с провитамином B-5 воздействует на самое основание волос, помогая им расти здоровыми, а значит, возвращая им естественный блеск. С каждым годом состав шампуней из серии «Pantene Pro-V» становятся все более совершенными. PPV разработал 8 коллекций:
«Дополнительный объем», придает волосам пышность и объем. Шампунь предназначен для нормальных и жирных волос.В составе коллекции флаконы шампуня емкостью 200, 400, 750 мл, бальзам 200 мл, шампунь «2 в 1»200 мл и 400 мл. «Гладкий шелк», придает волосам гладкость и здоровый блеск. Предназначен для нормальных и сухих волос.В составе коллекции: шампунь 200 и 750 мл; бальзам 200 мл; шампунь «2 в 1»200 и 400 мл. «Живой цвет», эта коллекция сохраняет яркость цвета окрашенных волос. Предназначен для сухих, окрашенных, мелированных волос, а также для волос после химической завивки. В состав коллекции входят: шампунь 200 и 750 мл, бальзам 200 мл, шампунь «2 в 1»200 и 400 мл. «Основное питание», очищает и питает волосы. Предназначен для нормальных волос.Состав коллекции: шампунь 200, 400, 750 мл, бальзам 200 мл, шампунь «2 в 1»200 и 400 мл. «Идеальные локоны» коллекция, созданная специально для обладательниц вьющихся волос. Состав коллекции: шампунь 200 мл и бальзам 200 мл. «Интенсивный уход», коллекция, предназначенная специально для сухих и поврежденных волос. Содержит 50% косметического молочка для защиты, питания и восстановления волос.В составе коллекции: шампунь 200 и 400 мл, бальзам 200 мл, шампунь «2 в 1»200 мл. «Густые и крепкие волосы». Коллекция предназначена для нормальных и сухих волос, содержит большее количество провитамина B-5, который делает волосы более густыми и здоровыми. Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, бальзам 200 мл, шампунь «2 в 1» 200 мл. «Контроль и защита». Коллекция предназначена для сухих волос, содержит компоненты, укрепляющие кончики волос, что соответственно предотвращает выпадение волос.Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, бальзам 200 мл, шампунь «2 в 1» 200 мл.
Шампуни « Vivality» содержат три ингредиента: креатин (укрепляющий структуру волоса и корни волос), витамины (благотворно влияющие на поверхностную структуру волоса), протеин (укрепляющий кончики волос).
Ассортимент представлен 7 коллекциями, предназначенными для: нормальных волос, окрашенных волос, сухих волос, жирных волос, против перхоти, увлажнение и уход.
Все варианты шампуней представлены в полимерных флаконах емкостью 200 мл.
Лечебно-профилактические шампуни высокой ценовой категории - это шампунь от перхоти «Head&Shoulders». Впервые был представлен покупателям в 1961 году и с тех пор его формула постоянно совершенствуется и обновляется.
В России это продукция появилась в 1992 году. В качестве противогрибкового компонента в шампунь «Head&Shoulders» входит пиритион цинка, сдерживающий усиленное размножение популяции грибка, вызывающего появление перхоти. Предназначен для любых типов волос.
В ассортимент шампуня «Head&Shoulders» входят: «основной уход» (для нормальных и жирных волос); «объем от самых корней»; «для чувствительной кажи головы»; «освежающий с ментолом 2 в 1»; «цитрусовая свежесть» (для волос склонных к жирности); «основной уход 2 в1»; «гладкие и шелковистые 2 в 1»; «чайное дерево».
Все варианты шампуня представлены в упаковках 200 мл и 400 мл; «освежающий с ментолом 2 в 1», «цитрусовая свежесть», «основной уход 2 в 1» и «объем от самых корней»- дополнительно 750 мл.
Натуральные шампуни средней ценовой категории - это шампунь «Herbal Essences», на 99% состоит из натуральных ингредиентов, содержит экстракты растений и фруктов, основан на чистой родниковой воде и обладает приятным цветочно-травяным или фруктовым ароматом.
Линия «Herbal Essences» представлена в количестве 8-ми коллекций:
для нормальных волос, придает шелковистость и блеск волосам. Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, кондиционер 200 мл;для нормальных и жирных волос, придает волосам здоровый вид. Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, кондиционер 200 мл;для сухих волос, содержит витамин E, питает и защищает поврежденные и сухие волосы.Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, кондиционер 200 мл;для окрашенных и мелированных волос, придает блеск и сохраняет цвет окрашенных волос. Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, кондиционер 200 мл;для увеличения объема. Состав коллекции: шампунь 200 и 400 мл, кондиционер 200 мл; для тонких волос. Состав коллекции: шампунь 200 мл, кондиционер 200 мл. «2 в1» для сухих и поврежденных волос. Состав коллекции: шампунь 200 мл. «2 в1» для нормальных волос. Состав коллекции: шампунь 200 мл.
Ежедневные шампуни низкой ценовой категории - это шампуни «Wash&Go», «Shamtu» и «Londial». Шампунь «Wash&Go» это первая в мире торговая марка, пол которой начали выпускаться продукты «2 в 1» технология «2 в 1» стала революционным открытием в развитии науки ухода за волосами.
Шампуни «2 в1» обеспечивают двойной эффект от сочетания шампуня и бальзама-ополаскивателя в одном продукте. Шампунь и бальзам-ополаскиватель «2 в 1» состоит из трех основных компонентов:очищающие ингредиенты,ингредиенты бальзама-ополаскивателя,разделяющая система
Механизм действия шампуня «2 в 1» включает в себя два этапа. Сначала, при нанесении шампуня, происходит удаление всех отложений с волос, таких как загрязнения, жир или налет. Как и при использовании обычного шампуня, грязь удаляется с волос во время споласкивания. Однако в шампунях «2в1» избыток воды, поступивший во время споласкивания волос, высвобождает микроскопические капли диметикона (особого вида силикона, молекулы которого не несут электрического заряда). Они попадают на волос, поверхность которого становится гладкой и ровной.
Шампунь «Wash&Go» представлен в трех вариантах:
- для нормальных волос;
- для жирных волос;
- против перхоти.
В продажу поступает в упаковках объемом 200 мл.
Шампунь «Shamtu» содержат Volumizing-формулу. Благодаря этому шампунь обладает способностью тщательно очищать волосы и одновременно оказывать кондиционирующее действие, придавая дополнительный объем волосам. В коллекцию входят шампуни:
- для нормальных волос;
- для жирных волос;
- для сухих волос;
- против перхоти;
- фруктовый для всех типов волос;
- для нормальных и сухих волос «2 в 1»;
- для поврежденных волос «2 в1»;
- с экстрактом алоэ.
В продажу поступает в упаковках объемом 200 мл и 380 мл.
Шампунь «Londial» обеспечивает качественный уход за волосами благодаря уникальному сочетанию двух натуральных ингредиентов. Состав коллекции - шампунь 250 мл, ополаскиватель 250 мл. Коллекция включает шампуни:
-для поврежденных и сухих волос;
-для окрашенных волос;
-для увеличения объема;
-против перхоти;
-блеск для нормальных волос.
Структура торгового ассортимента сети «Оптима» в разрезе ценовых категорий и коллекций представлена в таблице 3
Таблица 3
Структура торгового ассортимента шампуней в разрезе ценовых категорий и коллекций
Наименование категории (коллекции) шампуня | Количество разновидностей шт. |
Удельный вес, % |
|
Косметические шампуни класса «люкс» высокой ценовой категории в т.ч серия «Pantene Pro-V» 8 коллекций: | 36 | 100 по позиции, 39 в общем | |
1.«дополнительный объем» | 6 | 17 | |
2.«гладкий шелк» | 5 | 14 | |
3.«живой цвет» | 5 | 14 | |
4.«основное питание» | 6 | 17 | |
5.«идеальные локоны» | 2 | 5 | |
|
6.«интенсивный уход» | 4 | 11 |
|
7.«густые и крепкие» | 4 | 11 |
|
8. «контроль и защита» | 4 | 11 |
|
Натуральные шампуни средней ценовой категории: | 27 | 100 и 29 |
|
1. Шампуни «Vivality» | 7 | 26 |
|
2. Шампуни «Head&Soulders» | 20 | 74 |
|
Ежедневные шампуни низкой ценовой категории: | 29 | 100 и 32 |
|
1. «Wash&Go» | 3 | 11 |
|
2. «Shamtu» | 16 | 55 |
|
3. «Londial» | 10 | 34 |
|
Всего | 92 | 100 |
Таким образом, в торговом ассортименте шампуней торговой сети «Оптима» наиболее широко представлены шампуни класса «люкс» - 36 разновидностей в коллекциях и 39% удельного веса среди всех шампуней, на втором месте по количеству разновидностей (29 наименований или 32% удельного веса) представлены ежедневные шампуни низкой ценовой категории, и менее всех разновидностей в коллекциях натуральных шампуней средней ценовой категории – 27 наименований или 29%.
Необходимо отметить, что коллекции серии «Pantene Pro-V» наиболее обширно представлена коллекциями «Дополнительный объем» и «Основное питание» в шести вариантах по функциональному назначению и объему упаковки или 34% от общего количества представленных в продаже серии «Pantene Pro-V».
Структура торгового ассортимента шампуней в «Оптиме» по объему упаковки представлена в (табл. 4).
Таблица 4
Структура торгового ассортимента шампуней по объему упаковки
Объем флакона, мл | Количество наименований | Удельный вес в % |
200 | 45 | 49 |
250 | 10 | 11 |
380 | 8 | 9 |
400 | 22 | 24 |
750 | 7 | 7 |
Итого | 92 | 100 |
Рассматривая структуру торгового ассортимента шампуней, реализуемых торговой сетью «Оптима» в разрезе объема упаковки флакона шампуней, приходим к выводу, что наибольшую часть - 49% занимает величина объема упаковки 200 мл, далее идет объем упаковки шампуня 400мл и 24% от представленного ассортимента, менее всего (7%) в продаже шампуня в упаковке с объемом 750мл.
Таким образом, делаем вывод, что наибольшей популярностью у покупателя пользуется упаковка 200 мл, как наиболее удобная в потреблении и более приемлемая по цене.
2.3 Экспертиза качества средств для волос
Хочу обратить ваше внимание, что с 01 июля 2010 получение санитарно-эпидемиологических заключений на парфюмерно-косметическую продукцию отменено. Поэтому что бы не стать жертвой контрафактной продукции необходимо соблюдать следующие несложные правила:
-прежде чем вымыть голову шампунем с сульфатом натрия, стоит намочить волосы и оставить их влажными на 5-10 минут. За это время кожа головы потеряет проницаемость, и сульфат натрия не проникнет в тело;
-если вы покупаете шампунь с натуральными ингредиентами, то смотрите, чтобы на этикетке они были указаны не далии седьмого места;
-чтобы отличить фальшивый шампунь, его надо подержать под струей горячей воды. У фальшивки этикетка начнет отклеиваться по краям. С этикеткой настоящего шампуня ничего не случится;
-если вы моете голову шампунем от перхоти, а она не исчезает, значит, у вас появился грибок. Купите в аптеке лечебный шампунь – он поможет избавиться от грибка;
-не используйте антибактериальное мыло каждый день – оно смывает с кожи полезные бактерии. Мыло для рук, лица и интимной гигиены мало чем отличается друг от друга. Одним и тем же моющим средством вы можете спокойно помыться целиком. Если вы будете соблюдать эти правила, вам не придется мыть голову каждый день, покупать специальное мыло для каждой части тела и постоянно бороться с перхотью.
Для экспертизы потребительских свойств и установления уровня качества из ассортимента шампуней, предлагаемых торговой сетью «Оптима» были отобраны 5 образцов шампуней:
- образец № 1: косметический шампунь «Pantene Pro-V» из коллекции «Основное питание», производство Франция, 200 мл. Предназначен для нормальных волос. Цена шампуня в розничных магазинах 160 руб;
- образец №2: натуральный шампунь «Londial» для нормальных волос, производство Германия, 250 мл. Цена шампуня в розничных магазинах 120 руб;
- образец №3: лечебно-профилактический шампунь от перхоти «Head&Shoulders», производство США, 200 мл. Цена шампуня в розничных магазинах 130 руб.
Также в работе при экспертизе потребительских свойств и установления уровня качества шампуней, возможно, рассмотреть образцы шампуней, предлагаемые отечественными производителями, такие как:
- образец №4: детский шампунь фирмы «Линда», город Москва. Шампунь для детей, моет без слез, 200 мл. Цена шампуня в розничных магазинах 58 руб;
- образец №5: шампунь-кондиционер против перхоти «Чистая линия», парфюмерно-косметической фабрики «Калина», город Екатеринбург. Цена шампуня в розничных магазинах 75 руб.
Сначала я провела проверку подлинности на шампуни, купленные в «Оптиме»:
Я держала каждый шампунь под струей горячей воды в течении 2-х минут и все пять образцов прошли испытание. Все представленные образцы отлично прошли проверку. Этикетки не отклеились, отсюда можно сделать вывод, что в магазине «Оптима» реализуется только подлинный товар.
При оценке органолептических показателей оцениваемых образцов руководствовались требованиям стандарта ГОСТ 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептической оценки».
Первоначальным этапом было проведение партионной идентификации, то есть сопоставление реквизитов, указанных в товаротранспортных документах (вместимость, наименование, производитель, дата производства, укупорка) с фактическими реквизитами маркировки на этикетке.
На первом этапе оцениваем состояние упаковки образцов, данные представим в (табл. 5.1-5.7).
Таблица 5.1
Экспертиза упаковки образцов
Образец №1 «Pantene Pro-V» |
Образец №2 «Londial» |
Образец №3 «Head&Shoulders» |
Образец №4 «Линда» |
Образец №5 «Чистая линия» |
Полимерный флакон белого цвета, не прозрачный, с плотно посаженной крышкой, с откидываю-щейся частью для использова-ния товара. Флакон без наружных повреждений, с наклеиваю-щимися ярлыками с двух сторон | Полимерный флакон желтого цвета, не прозрачный, с плотно посаженной крышкой, с откидываю-щейся частью для использо-вания товара. Флакон без наружных повреждений, с наклеивающи-мися ярлыками с двух сторон | Полимерный флакон с краями овальной формы. Не прозрачный, с белой непрозрачной крышкой, плотно посаженной, с откидываю-щейся центральной частью. Флакон без повреждений, без потеков, с двумя ярлыками на клеящей основе с двух сторон | Полимерный флакон с краями овальной формы. Не прозрачный, с голубой непрозрачной крышкой, плотно посаженной, с откидываю-щейся центральной частью. Флакон без повреждений, без потеков, с двумя ярлыками на клеящей основе с двух сторон | Полимерный флакон с краями овальной формы, с более узким верхом. Прозрачный, с зеленой непрозрачной крышкой, плотно посаженной, с откидываю-щейся центральной частью. Флакон без повреждений, без потеков, с двумя ярлыками на клеящей основе с двух сторон |
Соответствует ГОСТ | Соответствует ГОСТ | Соответствует ГОСТ | Соответствует ГОСТ | Соответствует ГОСТ |
Все образцы, отобранные для экспертизы по требованиям к упаковке соответствуют требованиям нормативных документов.
На следующем этапе экспертизы оцениваем полноту маркировки образцов шампуней, отобранных для оценки качества.
Результаты оценки полноты и правильности маркировки оформим в таблицы.
Таблица 5.2
Экспертиза образца №1 по маркировке
Реквизиты по ГОСТ | Фактически у образцов | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
Наименование изделия | шампунь «Pantene Pro-V» «Основное питание» | «Londial» для нормальных волос |
шампунь от перхоти «Head& Shoulders» |
детский шампунь фирмы «Линда» | шампунь-кондицио-нер против перхоти «Чистая линия» | |
Наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение | + | + | + | + | + | |
Товарный знак | имеется | имеется | имеется | имеется | имеется | |
Дата выработки или срок реализации | 05.06.10 срок реализации 3 года |
10.03.10 3 года |
15.03.10 3 года |
25.04.10 3 года |
15.05.10 3 года |
|
Назначение | Указано на всех флаконах | |||||
Состав и способ применения |
Указаны в полном объеме | |||||
Масса нетто | 200 мл | 250 мл | 200 мл | 200 мл | 200 мл | |
Обозначение НТД | - | - | - | + | + | |
Информация об обязательной сертификации | + | + | + | + | + | |
Соответствие ГОСТ | Соответствуют | |||||
Из данных, представленных в таблице можно увидеть, что все образцы шампуней по полноте маркировки соответствуют требованиям ГОСТ, у образцов №1,2,3 отсутствует обозначение НТД, но эти образцы зарубежного производства, поэтому указание НТД не наносится, а знак соответствия российским стандартам на флаконах имеется. После установления идентичности маркировки была проведена оценка качества образцов шампуней.
На следующем этапе образцы шампуней были исследованы органолептическим методом.
Органолептическая оценка качества исследуемых шампуней проводилась в специально оборудованных чистых и светлых помещениях. Образцы были сопровождены необходимыми данными о химическом составе.
Рассмотрим органолептические показатели, их природу, влияние на качество шампуней. Характеристика внешнего вида включает оценку запаха, окраски (цвета), наличие осадка, консистенции.
Органолептическую оценку шампуней провели по ГОСТу 29188.0-91. данные представлены в (табл. 5.3).
Таблица 5.3
Экспертиза шампуня «Pantene Pro-V» по органолептическим показателям
Наименование показателя | Характеристика и норма по ГОСТ | Характеристика образца | Соответствие ГОСТ |
Внешний вид | Прозрачная, однородная жидкость без мути и осадка | Прозрачная жидкость, без осадка и мути, без посторонних включений | Соответствует |
Цвет | Свойственный цвету шампуня данного наименования | Белого цвета с перламутровым отливом | Соответствует |
Запах | Свойственный запаху шампуня данного наименования | С приятным ароматом | Соответствует |
По органолептическим показателям образец №1 шампунь «Pantene Pro-V Основное питание» соответствует требованиям ГОСТ 28188.0-91.
Таблица 5.4
Экспертиза шампуня «Londial» по органолептическим показателям
Наименование показателя | Характеристика и норма по ГОСТ | Характеристика образца | Соответствие ГОСТ |
Внешний вид | Прозрачная, однородная жидкость без мути и осадка | Прозрачная жидкость, без осадка и мути, без посторонних включений | Соответствует |
Цвет | Свойственный цвету шампуня данного наименования | Бежевого цвета с перламутровым отливом | Соответствует |
Запах | Свойственный запаху шампуня данного наименования | С приятным ароматом цветов | Соответствует |
По органолептическим показателям образец №2 шампунь «Londial» соответствует требованиям ГОСТ 28188.0-91.
Таблица 5.5
Экспертиза шампуня «Head&Shoulders» по органолептическим показателям
Наименование показателя | Характеристика и норма по ГОСТ | Характеристика образца | Соответствие ГОСТ |
Внешний вид | Прозрачная, однородная жидкость без мути и осадка | Прозрачная жидкость, без осадка и мути, без посторонних включений | Соответствует |
Цвет | Свойственный цвету шампуня данного наименования | Бирюзового цвета | Соответствует |
Запах | Свойственный запаху шампуня данного наименования | С приятным, свежим ароматом | Соответствует |
По органолептическим показателям образец №3 шампунь «Head&Shoulders» соответствует требованиям ГОСТ 28188.0-91.
Таблица 5.6
Экспертиза шампуня «Линда» по органолептическим показателям
Наименование показателя | Характеристика и норма по ГОСТ | Характеристика образца | Соответствие ГОСТ |
Внешний вид | Прозрачная, однородная жидкость без мути и осадка | Прозрачная жидкость, без осадка и мути, без посторонних включений | Соответствует |
Цвет | Свойственный цвету шампуня данного наименования | Фисташковый с перламутровым оттенком | Соответствует |
Запах | Свойственный запаху шампуня данного наименования | С приятным ягодным ароматом | Соответствует |
По органолептическим показателям образец №4 шампунь «Линда» соответствует требованиям ГОСТ 28188.0-91.
Таблица 5.7
Экспертиза шампуня «Чистая линия» по органолептическим показателям
Наименование показателя | Характеристика и норма по ГОСТ | Характеристика образца | Соответствие ГОСТ |
Внешний вид | Прозрачная, однородная жидкость без мути и осадка | Прозрачная жидкость, без осадка и мути, без посторонних включений | Соответствует |
Цвет | Свойственный цвету шампуня данного наименования | Зеленого цвета | Соответствует |
Запах | Свойственный запаху шампуня данного наименования | С ароматом трав | Соответствует |
По органолептическим показателям образец №5 шампунь «Чистая линия» соответствует требованиям ГОСТ 28188.0-91.
Таким образом, все образцы шампуней, отобранных для проведения экспертизы, соответствуют требованиям ГОСТ по органолептическим показателям.
Потребительские свойства шампуней оцениваются по 25-бальной системе по следующим показателям: цвет, запах, консистенция, упаковка, информация о производителе.
Результаты оценки потребительских свойств исследуемых образцов представлены в (табл. 5.8-5.12).
Таблица 5.8
Экспертиза потребительских свойств шампуня «Pantene Pro-V»
Наименование показателя | Характеристика образца | Баллы по ГОСТ 29188.0-91 | Оценка в баллах |
Цвет | Прозрачный, с легким перламутровым оттенком свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Консистенция | Подвижная, без комков и посторонних примесей | 5 | 5 |
Запах | Фантазийный, свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Информация о производителе | Производство Франция, компания Procter&Gamble | 5 | 5 |
Упаковка, маркировка | Соответствует ГОСТ, без повреждений | 5 | 5 |
Итого | 25 | 25 |
Исходя из набранных баллов следует, что косметический шампунь «Pantene Pro-V» для дальнейшей реализации пригоден и может поступать в продажу, т.к соответствует органолептическим показателям ГОСТ 29188.0-91.
Таблица 5.9
Экспертиза потребительских свойств шампуня «Londial»
Наименование показателя |
Характеристика образца | Баллы по ГОСТ 29188.0 | Оценка в баллах |
Цвет | Бежевый, с перламутровым оттенком свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Консистенция | Подвижная, без комков и посторонних примесей | 5 | 5 |
Запах | Цветочный, свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Информация о производителе | Производство Германия, компания Wella | 5 | 5 |
Упаковка, маркировка | Соответствует ГОСТ, без повреждений | 5 | 5 |
Итого | 25 | 25 |
Исходя из набранных баллов следует, что косметический шампунь «Londial» для реализации пригоден и может поступать в розничную продажу, т.к полностью соответствует органолептическим показателям ГОСТ 29188.0-91.
Таблица 5.10
Экспертиза потребительских свойств шампуня «Head&Shoulders»
Наименование показателя | Характеристика образца | Баллы по ГОСТ 29188.0 | Оценка в баллах |
Цвет | Бирюзового цвета с перламутровым оттенком свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Консистенция | Подвижная, без комков | 5 | 5 |
Запах | Фантазийный, свойственный данному виду шампуня | 5 | 4 |
Информация о производителе | Производство США, компания Procter&Gamble | 5 | 5 |
Упаковка, маркировка | Соответствует ГОСТ, без повреждений | 5 | 5 |
Итого | 25 | 24 |
Исходя из набранных баллов следует, что лечебно-профилактический шампунь «Head&Shoulders» для дальнейшей реализации пригоден, т.к полностью соответствует органолептическим показателям требованиям ГОСТ 29188.0-91.
Таблица 5.11
Экспертиза потребительских свойств шампуня «Линда»
Наименование показателя | Характеристика образца | Баллы по ГОСТ 29188.0 | Оценка в баллах |
Цвет | Фисташковый с перламутровым оттенком свойственный данному виду | 5 | 5 |
Консистенция | Подвижная, без комков и посторонних примесей | 5 | 5 |
Запах | Ягодный, свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Информация о производителе | Город Москва, фирма «Линда» | 5 | 5 |
Упаковка, маркировка | Соответствует ГОСТ | 5 | 5 |
Итого | 25 | 25 |
Исходя из набранных баллов следует, что детский шампунь фирмы «Линда» для реализации пригоден и может поступать в розничную продажу, т.к полностью соответствует органолептическим показателям ГОСТ 29188.0-91, а также потребительским свойствам, таким как информация о производителе, упаковка и маркировка. По всем показателям внешнего вида, а также по упаковке и маркировке образец шампунь «Линда» набрал максимальное количество баллов- 25 в итоге.
Таблица 5.12
Экспертиза потребительских свойств шампуня «Чистая линия»
Наименование показателя | Характеристика образца | Баллы по ГОСТ 29188.0 | Оценка в баллах |
Цвет | Зеленый цвет свойственный данному виду шампуня | 5 | 5 |
Консистенция | Подвижная, без комков и посторонних примесей | 5 | 5 |
Запах | Травяной, свойственный данному виду шампуня | 5 | 4 |
Информация о производителе | Концерн «Калина», город Екатеринбург | 5 | 5 |
Упаковка, маркировка | Соответствует ГОСТ | 5 | 4 |
итого | 25 | 23 |
Исходя из набранных баллов следует, что шампунь-кондиционер «Чистая линия» для дальнейшей реализации пригоден, т.к соответствует требованиям ГОСТ.
Максимальное количество баллов получено образцом по цвету, консистенции и информации о производителе. По показателю запах, а также по упаковке и маркировке получено по 4 балла.
Так же я решила проанализировать состав пятого образца и кроме воды и аммония лаурил сульфат было обнаружено:
Таблица 5.13
Состав шампуня Чистая Линия
Наименование шампуня |
Состав |
Шампунь для окрашенных волос Шелковистый блеск, клевер | эфирное масло, каротин, микроэлементы, ромашка, тысячелистник, зверобой, клевер. |
Шампунь восстанавливающий ромашка для всех типов волос | Экстракт целебных трав, ромашка, натуральные компоненты, способствующие увлажнению кожи , вода, масло соевое, диэтаноламиды жирных кислот кокосового масла, глицерин, глицерин стеарат |
Шампунь с крапивой для всех типов волос | 80% отвара целебных трав (крапива, тысячелистник, чистотел, зверобой, ромашка), растительный экстракт крапивы |
Шампунь Гладкость и шелк для непослушных волос | Экстракт лечебных трав, натуральные компоненты, способствующие увлажнению кожи .вода, масло соевое, диэтаноламиды жирных кислот кокосового масла, глицерин, глицерин, стеарат |
И для сравнения взяла шампунь иностранного производителя «Pantene Pro-V», стоит отметить, что проведя небольшое исследование выяснилось, что до кризиса качество данного продукта был выше. Вот состав шампуня на сегодняшний день: Вода, натрия лаурилсульфат, натрия сульфат лаурет, кокамидопропилбетаин, натрия хлорид, натрия цитрат, лимонная кислота, натрия xylenesulfonate, Parfum, Cocamide МЭС, бензоат натрия, тетранатриевой ЭДТА, ПЭГ-60 глицеридов миндаль, бутилфенил, этиловый эфир, пантенол , гуаровая хлорида, бензиловый спирт, линалоол, гексил, лимонен, бензил, магния нитрат, 3-циклогексена карбоксальдегида, , хлорид магния, , фумаровой кислоты. Делаем вывод, что в составе «Pantene Pro-V» нет натуральных компонентов, поэтому неудивительно, что отзывы о данной марке неоднозначны. Так же необходимо отметить, что людям с чувствительной кожей н рекомендуеться пользоваться данным косметическим продуктом.
Таким образом, экспертиза качества пяти образцов шампуней, отобранных для проведения экспертизы качества в соответствие с целью и задачами работы из ассортимента торговой сети «Оптима» соответствует требованиям НТД по состоянию упаковки, полноте и правильности маркировки, органолептическим показателям (цвет, консистенция, запах) и по потребительским свойствам, оцененным по балльной системе.
2.4 Реализация средств для волос
При покупке шампуней основным фактором, определяющим их выбор, является назначение: потребитель выбирает шампунь в зависимости от состояния кожи головы и волос.
Оптимальным вариантом является тот, при котором структура ассортимента шампуней по их назначению соответствовала бы процентному соотношению типа волос потребителей.
Данные по структуре ассортимента шампуней по назначению представлены на (рис.2).
Рис.2 Структура ассортимента шампуней по назначению
Расчет структуры ассортимента шампуней по назначению на основе обобщенных данных показал, что наибольшую долю в ассортименте занимают шампуни универсальные и для нормальных волос. Нами эти две группы объединены, так как практически это шампуни одного и того же назначения, хотя производители указывают его в маркировке по-разному. Почти в два раза меньшая доля представлена шампунями для сухих волос (22%). Шампуни для жирных волос и специальные (для окрашенных, для тонких и ломких волос, для придания объема, для блондинок и брюнеток и т.д.) представлены в пределах 10-14%.
Огромный ассортимент шампуней, предлагаемый на Российском рынке различными производителями, т. е высокая конкуренция, заставляет компании Procter&Gamble и Wella стремиться к оптимальному соотношению ценовых и качественных показателей.
Основная работа компаний направлена на обеспечение покупателей исчерпывающей информацией о качестве и свойствах того или иного вида предлагаемого шампуня, а также о выпускаемых новинках. Поэтому всю необходимую информацию потребитель может найти на упаковке шампуня. Дополнительно огромные денежные средства вкладываются в рекламу на телевидении, радио и в модных современных журналах. Также в местах продаж размещают рекламные плакаты, шелфтокеры, рекламные брошюры, а в крупных магазинах работают консультанты, которые доводят до потребителей подробную информацию о предложенных компанией шампунях. Все эти действия помогают потребителям сориентироваться в огромном ассортименте шампуней, предложенных на российском рынке.
Таблица 6
Структура объема реализации ассортимента шампуней за 2010 год в магазине «Оптима»
Наименование марки шампуня | Объем реализации за 2010 год | |
Сумма, т.р. | Удельный вес, % | |
«Wash&Go» | 3249600 | 7,8 |
«Pantene Pro-V» | 11423090 | 27,6 |
«Head&Shoulders» | 9662300 | 23,5 |
« Shamtu» |
6490005 | 15,7 |
«Herbal Essences» | 5683001 | 13,7 |
« Vivality» | 2557000 | 6,2 |
Итого | 41280000 | 100 |
На основе отчетных данных, указанных в таблице можно сделать вывод, что наибольшей популярностью из предлагаемых «Оптимой» шампуней пользуется шампунь «Pantene Pro-V», т.к. он имеет самый большой удельный вес 27,6%.
Объем продаж в «Оптиме» этой марки шампуня за 2010 год составил 11423090 рублей.
Также можно сделать вывод, что наименьший удельный вес в товарообороте занимает шампунь «Londial», т.к. он занимает всего 5,5% объема продаж за 2010 год или 2215004 рублей.
При сложившемся уровне доходов населения потребительские предпочтения остаются в секторе средних и низких цен.
Для наглядности изобразим данные о структуре объема продаж шампуней по маркам в 2010 году на (рис. 3).
Рис. 3 Структура объема продаж различных марок шампуней в «Оптиме» в 2010 году
Внимание, которое уделяется людьми своим волосам достаточно велико, причем как со стороны мужчин, так и женщин. Активные рекламные кампании иностранных производителей по привлечению потребителей дают о себе знать. Но, несмотря на это в обеих странах большое количество людей предпочитают местные марки, которые, прежде всего доступнее по цене. Основное предпочтение отечественным производителям оказывают респонденты, старше 34 лет. Более молодые возрастные группы склонны к переменам, у них предпочтения часто изменяются. В возрастной группе от 60 лет импортная продукция вообще не пользуется доверием, что можно объяснить только советской ментальностью, которая пропитана недоверием к рекламе, и, соответственно, к рекламируемой продукции. Вообще для покупателей характерно случайное приобретение того или иного шампуня.
Конкуренция на рынке косметики достаточно жесткая и активная. Стало характерным тщательное планирование маркетинговых действий, более продуманный подход к завоеванию потребителей. В России наблюдается активизация местного производства, что встречает позитивный отклик со стороны потребителей.
Выводы и предложения
На основе данной курсовой работы мы изучили и проанализировали ассортимент средств для волос. Ассортимент на сегодняшний день очень широк, необходимо читать этикетки косметических шампуней внимательно, что бы причинить вред своим волосам. Рассмотрели какие факторы формируют качество. Изучили классификацию. Узнали какие могут быть дефекты средств для волос и выявили причины их возникновения. В экспериментальной части мы проверили «настоящий» ли шампунь стоит на полках магазины «Оптима» и теперь можем заявить, что данный магазин не торгует контрафактным товарам. Провели органолептическую экспертизу представленных образцов, провели правильность нанесения маркировки. Так же узнали как не стать жертвой не качественной продукции. Так же мы анализировали состав двух популярных шампуней Российского и зарубежного производителей. Мы охарактеризовали магазин «Оптима», охарактеризовали ассортимент продаваемой продукции.
В предложениях я хочу отметить, сведущее: сидя на различных форумах связанных с сетью магазинов «Оптима» я выявила, что продавцы не всегда соблюдают культуру обслуживания и поэтому в предложениях к сети «Оптима» я хочу написать, что бы они подбирали грамотный персонал.
Библиографический список
1. Вилкова С.А. «Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров».
2. Лобачева «Стандартизация и контроль продукции».
3. Шепелев В.Г. «Товароведение и экспертиза парфюмерно косметических товаров»
4. МельниченкоТ.А. «Товароведение парфюмерно-косметических товаров»
Размещено на аllbest.ru
Мытье, сушка волос, массаж головы | |
Дипломная работа Парикмахерское дело Тема: "Мытье, сушка волос, массаж головы" г.Буденновск 2010 год Содержание Введение Глава I. Дезинфицирующие ... Используйте более мягкие шампуни, основанные на высококачественных, активно моющих элементах, которые очищают волосы, не обезвоживая кожу головы, и ополаскивайте концы волос ... При короткой стрижке используйте не больше 6 мл шампуня, для волос средней длины - 8 мл, для длинных - 10 мл. |
Раздел: Остальные рефераты Тип: дипломная работа |
Товароведная характеристика ассортимента и качества гигиенических и ... | |
Дипломная работа "Товароведная характеристика ассортимента и качества гигиенических и декоративных средств для ухода за волосами (на примере магазина ... - ИП Баженков И.И. поставляет в исследуемое торговое предприятие гигиенические средства для ухода за волосами (шампуни, бальзамы в широком ассортименте); Далее экспертам было предложено оценить 10 наименований гелей для укладки волос: образец №1 - "Sunsilk", объем которого составляет 150 мл, образец №2 - "Londa Trend", объемом 150 ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |
Анализ ассортимента и экспертиза качества косметических товаров по ... | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ... Для многих косметических товаров экологические свойства определяются возможностью утилизации упаковки, либо возможность ее вторичной переработки, особенно упаковки из пластических ... Ассортимент косметических товаров, реализуемых в парфюмерно-косметической галерее Торгового центра "ИМПЕРАТОР", можно разделить на следующие сегменты: средства по уходу за волосами ... |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |
Роль упаковки в реализации молочной продукции | |
Содержание Введение Глава 1. Общая характеристика упаковок 1.1 Сущность и типы упаковок 1.2 Основные качества 1.3 Общая характеристика упаковок 1.4 ... Форматы 200 мл и 250 мл упаковки Tetra Fino Aseptic доступны с соломкой. Для определения того, как упаковка влияет на сохранность кисломолочных продуктов, я выбрала четыре образца в двух парах аналогичных упаковок. |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа |
Особенности рекламирования косметических средств и салонов красоты | |
Оглавление Введение 1. Приемы и средства воздействия в рекламных текстах, рекламирующих товары и услуги на рынке бьюти-индустрии 1.1. Соотношение ... До нас дошли образцы рекламы продукции "Брокар и К°". На одной из них (см. приложение 1) роскошные волосы напоминают о превосходстве "Петроля" над другими средствами, а на другой ... Примерами таких ярлыков в рекламе могут служить выражения "обычное (моющее средство/ шампунь)", "раздражать (кожу/ глаза)" |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |