Курсовая работа: Нормативно-правовое обоснование деятельности юридического лица

Оглавление

Введение

Глава 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений

1.1 Определение юридического лица

1.2 Правосубъектность юридического лица

Глава 2. Правовое регулирование создания и прекращения юридического лица

2.1 Порядок создания и прекращения юридического лица

2.2 Ликвидация юридического лица

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Существующая в российском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественной экономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладавшие в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также некоторые другие (некоммерческие) организации-несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычные для рыночной экономики субъекты - акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Названные обстоятельства обусловливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми, как существами, наделенными сознанием и волей. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. С этим правовым институтом, как правило, серьезных проблем не возникает. Как отмечается в литературе, уже древние римляне имели хорошо развитую систему представлений о юридической личности применительно к отдельному человеку. Что касается коллективных образований, то, хотя сама возможность и даже необходимость их участия в гражданском обороте практически не подвергается сомнениям, в юридической науке периодически возникают дискуссии на предмет теоретического осмысления данного правового института, тем более, что почва для этого, как будет показано в настоящей работе, имеется.

Актуальность избранной нами темы определяется происходящими в нашей стране экономическими преобразованиями.

Целью данного исследования являются нормативно-правовое обоснование деятельности юридического лица.

Объектом исследования является правовые основы деятельности юридического лица.

Предметом исследования является порядок деятельности юридического лица в гражданском праве.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

-изучить нормативную и научную литературу по прекращению деятельности юридического лица

-определить основные характеристики прекращения юридического лица

Методом исследования является анализ нормативной и научной литературы.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений

1.1 Определение юридического лица

В ст. 48 ГК РФ содержится определение юридического лица, на основе которого создаются и функционируют различные виды юридических лиц, предусмотренные законом. Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должно удовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.

Юридическое лицо - это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей (участников). При этом под организацией понимается определенная указанная в законе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектом гражданского права[1].

Организация, считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей (участников) имущество. Данное имущество, организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Приведенный перечень правовых способов обособления имущества в составе юридического лица нельзя считать исчерпывающим. Допустимы и другие правовые способы. Так, товарищество собственников жилья (ст. 291 ГК), являющееся юридическим лицом, функционирует на основе права общей долевой собственности на имущество общего пользования, принадлежащего его участникам. Помимо вещных прав, принадлежащих юридическому лицу, ему могут принадлежать отдельные категории имущественных прав обязательственно-правового характера, например права аренды и субаренды. Кроме того, в п. 1 ст. 48 ГК заужено понятие тех обособляемых учредителями (участниками) объектов, имеющих рыночную стоимость, которые могут обеспечивать хозяйственную деятельность юридического лица.

Наряду с имуществом обособлению могут подлежать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица имущественного характера, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, не относимые законом к имуществу (ст. 128 ГК). В практике подобного рода случаи встречаются довольно часто.

Организация, считающаяся юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении учреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). Очевидно, что ответственность юридического лица должна распространяться и на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг имущественного характера в порядке и объеме, определяемых законом, учредительными документами и договором[2].

Организация, считающаяся юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т.е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде (см. также ст. 11 ГК).

Содержащееся в абз. 1 п. 2 деление прав учредителей (участников) на обязательственные и вещные в части образования юридического лица не основано на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к юридическому лицу как субъекту права, т.е. отношения внутри юридического лица, во втором - отношение учредителей (лиц, не являющихся участниками юридического лица) к имуществу юридического лица, т.е. отношения вовне юридического лица. Конструкция "либо-либо" к различным по своему характеру отношениям не применима. Закон допускает сочетание указанных двух видов прав в рамках одного и того же юридического лица. Например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, имея право собственности или иное вещное право на имущество данных юридических лиц, одновременно состоят с ними в обязательственных отношениях по поводу соблюдения закона относительно правового статуса юридических лиц, в том числе обеспечения их прав на закрепленное за ними имущество[3].

При этом положения, содержащиеся в абз. 2 п. 2, находятся в явном противоречии с понятием обязательства (ст. 307 ГК), в котором стороны выступают в качестве независимых друг от друга участников правоотношений. Внутренние отношения между участниками, с одной стороны, и хозяйственными товариществами и обществами, производственными и потребительскими кооперативами, с другой стороны, неразрывной частью которых являются и отношения, связанные с имуществом последних, строятся по совершенно иной модели. Это отношения участия (членства) в делах данных юридических лиц, в том числе и в решении вопросов по управлению и распоряжению имуществом юридического лица. Соответственно данные отношения касательно прав и обязанностей участников хозяйственного товарищества или общества регулируются условно нормами акционерного права (ст. 67 и др. ГК), отношения касательно прав и обязанностей членов производственного и потребительского кооператива - условно нормами кооперативного права (ст. 107-112, 116 ГК). Участники этих юридических лиц находятся на положении их хозяев, а не посторонних лиц. Обязательственные отношения между участниками и хозяйственными товариществами и обществами могут возникать лишь по требованиям об уплате назначенных дивидендов (прибылей), о получении имущества в случае ликвидации товарищества или общества и другим общегражданским требованиям (возврат полученных участниками ссуд и т.п.), т.е. тогда, когда участники изменяют свой правовой статус, переходя на положение обычных внешних кредиторов или должников по отношению к товариществу или обществу.

Положение, содержащееся в абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК, правильное по существу, вместе с тем сформулировано односторонне. При наличии права собственности или иного вещного права на имущество учредители, как отмечалось выше, одновременно состоят в обязательственных отношениях с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также финансируемыми ими учреждениями, в том числе и в отношениях, объектом которых является закрепленное за ними имущество (ст. 295-300 ГК)[4].

В п. 3 ст. 48 ГК закреплено положение об отсутствии имущественных прав гражданско-правового характера у учредителей (участников) в отношении общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). По смыслу п. 2 ст. 48 под имущественными правами понимаются как вещные, так и обязательственные права. В отношении вещных прав указанное положение является правильным, основанным на законе (ст. 48, 117, 118 ГК). Что касается обязательственных прав в их общепринятом значении, то таковые отсутствуют у участников общественных и религиозных организаций (объединений), ассоциаций и союзов (объединений юридических лиц). Участники данных юридических лиц могут иметь имущественные права и нести обязанности лишь в рамках отношений внутри юридического лица, которые, однако, не подпадают под категорию обязательств гражданско- или административно-правового типа (ст. 117, 121-123 ГК). Иначе обстоит дело с благотворительными и иными фондами, учредители которых могут состоять в обязательственных отношениях с ними (п. 4 ст. 118 ГК) [5].

1.2 Правосубъектность юридического лица

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать универсальную и специальную правоспособность. Универсальная правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью. Такое положение сковывало инициативу предприятий и организаций, не давало возможности быстро реагировать на изменяющийся спрос на тот или иной товар. В условиях рыночной экономики такая жесткая регламентация правоспособности юридического лица как только специальной не соответствует требованиям нового хозяйственного механизма. Поэтому уже ст. 12 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года устанавливала, что юридические лица вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие его уставным целям и не запрещенные законом. Новый Гражданский кодекс 1994 года развивая эту идею наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Однако общим принципом для всех юридических лиц тем не менее остается специальная правоспособность, а универсальная носит характер исключения из общего правила. Такой вывод следует из анализа ст. 49 ГК[6].

Сохранение специальной правоспособности в качестве общего правила для юридических лиц вытекает из самой природы и сущности юридического лица. Появление юридического лица в отличии от появления физического лица всегда обусловлено определенными целями его создателей. Так, создавая некоммерческую организацию ее учредители преследуют определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляющее за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен Уставом предприятия.

Говоря о правоспособности юридического лица необходимо отметить, что ГК допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридического лица независимо от того, распространяется ли на него принцип специальной или универсальной правоспособности. Это связано с тем, что для осуществления целого ряда видов деятельности необходимо иметь выдаваемое компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии). Лицензирование охватывает широкий круг деятельности: банковскую, биржевую, страховую, медицинскую, строительную, торгово-закупочную и др.

Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип специальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, в случаях и порядке, предусмотренных законом. Прежде всего, это ограничения исходящие от компетентных органов. Органы, уполномоченные выдавать лицензию за нарушение указанных в лицензии правил. Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения общего характера. Так в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено только определенным юридическим лицам и тем самым считается запрещенными для всех остальных участников гражданского оборота. Такова деятельность отнесенная к государственной монополии.

Отдельные виды деятельности имеют установленный законом характер исключительных. Это означает, что юридическое лицо, осуществляющее такой вид деятельности не вправе заниматься какими бы то ни было другими видами деятельности, за исключением определенных сопутствующих видов устанавливаемых законом. Таковы инвестиционная, страховая, банковская деятельности[7].

Объем правоспособности определяется не только ее универсальным или специальным характером, а также указаниями закона. Юридическое лицо объективно не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Так, юридическое лицо не может завещать свое имущество, ст. 152 ГК не предусматривает возможность защиты чести и достоинства юридического лица, так как указанные нематериальные блага могут принадлежать лишь гражданину (физическому лицу). Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности[8].

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличии от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Поэтому Гражданский кодекс не применяет понятие "дееспособность" по отношению к юридическим лицам. Тем не менее, то, что юридическое лицо вправе своими собственными действиями приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности говорит о наличии у юридического лица дееспособности.

Однако нельзя не заметить, что деятельность юридического лица - это деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Поэтому, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности посредством своих органов, действующих в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). Таким образом, орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими объектами права без специальных на то уполномочий (на основании закона или учредительных документов). Действия этого органа рассматриваются как действия самого юридического лица[9].

Пункт 3 ст. 53 ГК определяет, как должен действовать орган юридического лица и каковы последствия нарушения им своих обязанностей. Действия органа юридического лица должны осуществляться, во-первых, в интересах юридического лица, во-вторых, добросовестно и, в-третьих, разумно. При этом, в силу п.3 ст. 10 ГК добросовестность и разумность действий этого органа предполагается. Несоблюдение хотя бы одного из приведенных выше трех требований является достаточным основанием для признания действий органа противоправными и виновными. В этом случае, если нарушение указанных требований повлекло за собой причинение убытков юридическому лицу, его учредители вправе потребовать возмещение причиненных юридическому лицу убытков.

Гражданский кодекс определяет момент начала и конца правоспособности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации юридического лица.

юридическое лицо гражданское правоотношение


Глава 2 Правовое регулирование создания и прекращения юридического лица

2.1 Порядок создания и прекращения юридического лица

Гражданская правоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона. Порядок государственной регистрации определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

Во исполнение ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (которое в соответствии с абз. 1 п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" преобразовано в Федеральную налоговую службу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Федеральная налоговая служба).

Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

-в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

-в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

-в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

с) сведения о банковских счетах юридического лица.

Содержащийся в ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запрещается требовать представления документов, не предусмотренных указанным Законом.

Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Гражданское законодательство исходит из принципа свободы деятельности участников гражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие органы не вправе запрещать создание юридического лица по причине нецелесообразности его образования. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данное правило конкретизировано в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:

-непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;

-представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

-государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 утверждены форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным.Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо[10].

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей. И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. Если оперировать только категориями "добровольная ликвидация" и "принудительная ликвидация" (не используя термин "вынужденная ликвидация"), то такое основание, как признание недействительной государственной регистрации юридического лица, следует признать основанием именно добровольной ликвидации, так как добровольная ликвидация осуществляется на основании решения участников, в том числе если это решение было принято участниками во исполнение решения суда. Принудительной ликвидация будет, если суд вынесет решение именно о ликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлению добровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрации недействительной.

Реорганизация юридического лица проводится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (ст.57 ГК РФ). Имеются две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она, в отличие от добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она, в отличие от принудительной ликвидации, может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиями согласно учредительным документам. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций[11].

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица. Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК)[12].

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра. Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение "сил" товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п. 1 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций. Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61 - 64 ГК и состоит из нескольких этапов[13].


2.2 Ликвидация юридического лица

Ликвидация является способом прекращения юридического лица. Пункт 1 ст. 61 ГК говорит о двух видах ликвидации юридического лица добровольной и принудительной (по решению суда) - и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридические лица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований. Добровольная ликвидация фондов исключается, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (см. п. 2 ст. 119 ГК).

В ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, юридическое лицо может быть ликвидировано: во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта - истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано. Неисполнение обществом требований, содержащихся не в ГК, а в иных законах, может служить основанием для его ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта[14].

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в ГК. Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно), осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Если после принятия решения о ликвидации юридического лица - должника обнаруживается, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В период после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям. Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его банкротом (см. п. 4 ст. 61 ГК).

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. Данным правом обладают налоговые органы (на основании ст. 31 НК), ЦБР (на основании ст. 23.1 Закона о банках) и др.

Коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды ликвидируются вследствие признания их судом несостоятельными (банкротами), причем, если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, они могут быть ликвидированы исключительно по данному основанию. Решение о добровольной ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства) может быть принято только совместно с кредиторами (п. 4 ст. 61 и п. 2 ст. 65 ГК).

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку собственник имущества казенного предприятия - Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (см. п. 5 ст. 115 ГК). ) Президиум ВАС РФ считает, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица. Несмотря на это судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

Ликвидация юридического лица - не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Статья 62 ГК возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они незамедлительно письменно сообщают о принятом решении в уполномоченный государственный орган, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК, другими законами и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица. Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (ст. 23 НК)[15].

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему произвести ликвидацию общества. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве согласно п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона).

Как следует из п. 3 ст 62 ГК, в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами юридического лица, в том числе выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот период необходимые юридические действия от имени общества совершаются руководителем ликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции[16].

Общество, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, оно обязано правильно и своевременно начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством). Вместе с тем основной целью общества становится окончание своей деятельности. Сделки, совершаемые обществом в этот период, должны быть направлены на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами и акционерами.

Статья 63 ГК устанавливает порядок и содержание действий ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица существенно затрагивает интересы не только учредителей (участников) юридического лица, но и держателей облигаций соответствующего юридического лица, других лиц, так или иначе связанных с ликвидируемым юридическим лицом. Поэтому практическая деятельность ликвидационной комиссии начинается с опубликования сообщения о ликвидации юридического лица, предусмотренного п. 1 ст. 63 ГК. Такое сообщение должно быть помещено в печатном органе, который обычно публикует данные о государственной регистрации юридических лиц. В сообщении о ликвидации юридического лица определяется порядок и срок заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации[17].

Предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК действия ликвидационной комиссии по выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности направлены на получение объективных данных о финансовом состоянии юридического лица. Такие данные необходимы для составления промежуточного ликвидационного баланса и заключения о достаточности либо недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК) составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими.

Пункт 3 ст. 63 ГК предусматривает действия ликвидационной комиссии, если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для расчетов с кредиторами, хотя общая сумма имущества свидетельствует о способности юридического лица удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. В этом случае осуществляется продажа неденежной части имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений Законом об исполнительном производстве.

В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК утверждение промежуточного баланса служит основанием для проведения расчетов с кредиторами юридического лица в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией начиная со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой (т.е. последней) очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В этом случае речь идет главным образом о кредиторах, состоящих с юридическим лицом в обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.

Окончательный ликвидационный баланс юридического лица, о составлении и утверждении которого говорится в п. 5 ст. 63 ГК, отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в том числе о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания.

Пункт 6 ст. 63 ГК специальную норму об удовлетворении требований кредиторов казенных предприятий и финансируемых собственником учреждений. Возможность предъявления кредиторами судебных исков об удовлетворении своих требований к собственникам имущества ликвидируемого казенного предприятия или учреждения связана с субсидиарной ответственностью собственников имущества по обязательствам соответственно казенного предприятия или учреждения (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

Пункт 7 ст. 63 ГК устанавливает принципы определения судьбы имущества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов юридического лица соответствующего вида. При этом используются правовые понятия, определяемые ст. 48 ГК.

Юридическим фактом, с которым п. 8 ст. 63 ГК связывает завершение ликвидации юридического лица, является внесение соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица (см. п. 3 ст. 49 ГК), т.е. юридическое лицо как таковое[18].


Заключение

 

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Законодательное регулирование с та туса юридических лиц определяет круг функций, которые вып о лняет институт юридического лица:

1) Оформление колл е ктивных интересов. Институт юридич е ского лица определенным образом организует, упорядочива е т внутренние отношения между участниками юридического лица, преобра з уя их в олю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное об щ ество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, б е з чего н е мыслима крупномасштабная пр е дпринимательская деятельность.

3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имуществ е нный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

4) Управление капиталом. Институт юридич е ского лица с о здает основания для более гибкого использования капит а ла, принадлежащего одному лицу (в т о м числе — государству), в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное з аконодательство о юридических лицах (прежде всего — акционерное законодательство), ценных бумагах и биржах служит одним из средств упра в ления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни.

Законодательством достаточно четко определяются все существующие виды юридических лиц. Однако для того чтобы дать четкое определение, выявить основные моменты, характеризующие каждый вид, определить его место в системе юридических лиц необходимо в первую очередь классифицировать юридические лица с учетом определенных критериев.

Итак, первый признак (критерий) с учетом которого следует провести классификацию юридических лиц это – формы собственности. В зависимости от них можно выявить государственные и негосударственные юридические лица. Основным отличием государственного юридического лица является то, что оно в своей деятельности преследует государственные интересы. К ним можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а так же некоторые учреждения.

В качестве следующего критерия в классификации можно выявить цели деятельности юридического лица. Часть юридических лиц преследует своей целью извлечение прибыли, соответственно они относятся к коммерческим организациям. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации не занимаются предпринимательской деятельностью, но могут ей заниматься лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы. Юридические лица являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а так же в других формах предусмотренных законом.

Еще одним критерием можно назвать состав учредителей юридического лица.

Можно выделить два критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное прекращение деятельности. Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самим юридическим лицом, т.е. по решению его учредителей (участников) либо органа, имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия. Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Как видно из гражданского законодательства и судебной практики проблемы прекращения деятельности юридических лиц занимают важное место и приобрели актуальность как в Российской федерации, так и за рубежом, т.к. происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права.

В настоящее время законодательно закрепленной стала административная процедура исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра по решению регистрирующего органа, минуя судебный порядок. Однако нормативные акты, регулирующие данную процедуру, имеют ряд недостатков юридической техники, что приводит к серьезным проблемам в работе, прежде всего, судебных и налоговых органов.

В целях устранения повышения эффективности ликвидации недействующих юридических лиц могут быть внесены следующие изменения в действующее законодательство:

В Законе о государственной регистрации следует закрепить возможность налоговых органов применять административный порядок ликвидации к недействующим юридическим лицам, имеющим задолженность перед бюджетом в сумме, например, более 60 тыс. руб. Данная сумма складывается из возможных расходов на процедуру банкротства отсутствующего должника.

В Законе о банкротстве исключить положения о возможности применения процедуры банкротства отсутствующего должника, не имеющего задолженности по обязательным платежам. Редакция п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве может выглядеть следующим образом: "В случаях если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом при наличии у него кредиторской задолженности независимо от ее размера".

В данной работе были рассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения юридических лиц, как субъектов гражданских правоотношений.

В заключении хотелось бы сказать, что тема юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений является одной из основных, так как юридические лица - это основные участники гражданских правоотношений.


Список использованной литературы

Нормативные акты

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. № 237.

2.  Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301

Литература:

3.  Бородин В.В. Хохлов Е.Б., Понятие юридического лица: история и современная трактовка. //Государство и право № 9. 2003.

4.  Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. -М., 2005 – 630 с.

5.  Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / под ред. О.Н. Садикова. – М."Юристъ", 2004. – 590 с.

6.  Гражданское право. В 2-х томах. Том 1 Учебник /Под ред. Е.А.Суханова. – М.: Издательство БЕК. 2004. – 384 с.

7.  Гражданское право / под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) – М. "Волтерс Клувер", 2004. - 511 с.

8.  Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001.- 623 с.

9.  Гражданское право: Учебник. Том I / под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - "Контракт": "ИНФРА-М", 2006. – 622 с.

10. Гражданское право. Учебник для вузов. Ч. 1 / Под общ. ред. доктора юридических наук. доцента Б.М. Илларионовой, кандидата юридических наук, доцента В.А. Плетнева. – М.: Издательская группа Норма-ИНФРА.М. 2008.- 464 с.

11. Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник ВАС № 5, 2004 – С. 55-56

12. Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю., Валетов В.И.- Создание, регистрация и ликвидация предприятий / В.В.

13. Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю., Валетов В.И. Создание, регистрация и ликвидация предприятий / С.Ю. Козлов – М.: Современная экономика и право, 2003. – 580 с.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - "Юрайт-Издат", 2006. – 377 с.

15. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - "Юрайт-Издат", 2005. - 420 с.

16. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина - "Юрайт-Издат", 2004. - 539 с.

17. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций / Г.Д. Лихачев - "Юстицинформ", 2005. - 430 с.

18. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / под общ. ред. А.М. Эрделевского – М. "Библиотечка РГ", 2001. – 530 с.

19. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Пол ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1999, - 526 с.



[1] Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций /Г.Д. Лихачев - "Юстицинформ", 2005. - 430 с.

[2] Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. -М., 2005

[3] Гражданское право. Учебник для вузов. Ч. 1 / Под общ. ред. доктора юридических наук. доцента Б.М. Илларионовой, кандидата юридических наук, доцента В.А. Плетнева. – М.: Издательская группа Норма-ИНФРА.М. 2008.- 464 с.

[4] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - "Юрайт-Издат", 2005. - 420 с.

[5] Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001.- 623 с.

[6] Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / под общ. ред. А.М. Эрделевского – М. "Библиотечка РГ", 2001. – 530 с.

[7] Гражданское право / под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) – М. "Волтерс Клувер", 2004. - 511 с.

[8] Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник ВАС № 5, 2004 – С. 55-56

[9] Бородин В.В. Хохлов Е.Б., Понятие юридического лица: история и современная трактовка. //Государство и право № 9. 2003.

[10] Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю., Валетов В.И.- Создание, регистрация и ликвидация предприятий / С.Ю. Козлов – М.: Современная экономика и право, 2003.- 580 с.

[11] Гражданское право / под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) – М. "Волтерс Клувер", 2004. - 511 с.

[12] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - "Юрайт-Издат", 2006. – 377 с.

[13] Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю., Валетов В.И.- Создание, регистрация и ликвидация предприятий. – М.: Современная экономика и право, 2003.

[14] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - "Юрайт-Издат", 2006. – 377 с.

[15] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - "Юрайт-Издат", 2006. – 377 с.

[16] Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций / Г.Д. Лихачев - "Юстицинформ", 2005. -  430 с.

[17] Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. -М., 2005 – 630 с.

[18] Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю., Валетов В.И. Создание, регистрация и ликвидация предприятий / С.Ю. Козлов – М.: Современная экономика и право, 2003. – 580 с.