Курсовая работа: Политическая субкультура старшеклассников

 


Курсовая работа по теме:

Политическая субкультура старшеклассников


Содержание

Введение

Глава 1. Природа, структура и типы политической культуры общества

1.1 Что такое политическая культура

1.2 Типологии политической культуры

1.3 Понятие «политические субкультуры»

Глава 2. Молодежная политическая субкультура

2.1 Специфика молодежной субкультуры

2.2 Политическая субкультура старшеклассников школ г. Дивногорска

Заключение

Литература


Введение

О молодежной субкультуре заговорили только в XX веке. Об этом явлении написано очень мало и то только в виде диссертаций.

Актуальность работы: молодежь - социально-демографическая группа, характерные черты которой - становление социальной зрелости, адаптация к миру. В силу особых качественных составляющих молодежь как социальная группа предстает индикатором происходящих перемен, определяя потенциал общества.

Молодежь - движущая социальная сила. Реализация молодежи в современной политической культуре России носит противоречивый характер. С одной стороны, молодежь выступает социальным субъектом, способным к инициативе. С другой стороны, в ситуации кризиса социально-экономической жизни характерными чертами социальной группы становятся отсутствие личной самостоятельности, кризис самоидентификации, самосознания интересов.

Но, проблема заключается в том, что молодежь не интересуется политикой, у нее низкая политическая культура. У учащихся вызывает затруднение даже запоминание схемы политической системы России, органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. А заниматься политикой им не интересно. Только некоторые представители ее политически активны и грамотны.

Объект исследования: политическая субкультура молодежи нач. XXI века.

Предмет исследования: наличие политической субкультуры молодежи г. Дивногорска.

Цель работы: выявить существование политической субкультуры представителей молодежи г. Дивногорска.


Задачи:

1. Выделить характерные черты политической культуры в целом и молодежной субкультуры в частности;

2. Через анкетирование и интервьюирование провести анализ политической субкультуры старшеклассников гимназии №10 г. Дивногорска.

Методы:

1. подбор и анализ источников по данной проблеме;

2. опрос учащихся 9-11х классов школ города Дивногорска;

3. анализ статистических данных (метод анкетирования);

4. интернет опрос учащихся некоторых школ Красноярска.

Разработанность данной проблемы:

Новым в работе является то, что исследуется политическая субкультура учащихся10-х классов гимназии.

Практическая значимость работы. Данные работы могут быть использованы в школе при проведении учебных занятий по истории, обществознанию, при проведении классных часов.

Перспективой продолжения работы: через переписку в Интернете узнать об особенностях политической субкультуры молодежи в США

Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности.

В политологической литературе особое значение придается результатам исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их понимание политической культуры принято считать классической. Относительно целостные представления о политических субкультурах были выработаны в конце 20-х годов ХХ века американскими психологами Э. Майо и Ф. Ротлисбергером, в процессе изучения ими особенностей групповой психологии. Первоначально понятие имело сугубо прикладной характер и использовалось для описания адаптации этнических групп в инокультурной среде. Классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д.Истона. Л.Коэн, Р.Липтон, Т.Парсонс разрабатывают проблему взаимодействия человека с политической системой и ее институтами. М.Хабермас, К.Луман оценивают политическую культуру в контексте социализации - интериоризации ценностей.

Функциональные элементы политической культуры молодежи - политическая образованность, сознательность, деятельность - наиболее полно раскрыты в работах Боровика B.C., Когана Л.Н., Васильева В.П., Яковлева А.И., Щегорцова В.А., Ожегова Ю.П., Шендрика А.И., Шереги Ф. Э., Чупрова В. И. и других авторов.

Специфика и особенности политических интересов молодежи анализируется у Ануфриева Е.А., Глезермана Г.Е., Здравомыслова А.Г., Лавриненко В.Н., Ханинова А.Т., и др. В их работах рассматриваются потребность в политических знаниях, политической информации, интерес к политической власти, способам ее осуществления, к политическим деятелям, их деятельности, собственно политической работе.


Глава 1. Природа, структура и типы политической культуры общества

1.1  Что такое политическая культура

«Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744 - 1803)».

Как было замечено, существуют различные подходы к определению политической культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их понимание политической культуры принято считать классической. Приведем его для сравнения и полноты изложения: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиции и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Нетрудно убедиться, что данное определение не расходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя и акцентирует внимание на субъективной стороне изучаемого явления.

Политическая культура - по Г. Алмонду - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Политическая культура - исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение.

Политическая культура - совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации.

Считается, что понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в работе американского политолога X. Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики.

Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура - особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы.

Функции политической культуры:

·  интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

·  сохранения и развития основ политической деятельности;

·  проверки истинности официальной идеологии;

·  устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;

·  проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;

·  прогностическая в отношении развития;

·  апробации и верификации политических кадров;

·  синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков - рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.

Исследователи давно задаются вопросом: почему в странах неевропейской культуры западные политические модели не приживаются, или, приживаясь по форме, наполняются при этом принципиально иным содержанием? Выводы, к которым пришли ученые, заключаются в том, что форма реализации этих моделей, их приятие или неприятие большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками его политической культуры. Поэтому современные исследователи чаще всего рассматривают политическую культуру как политическое измерение культурной среды в конкретном обществе, как характеристика поведения конкретного народа, особенностей его цивилизационного развития. В этом смысле политическая культура выражает движение присущих народу традиций в сфере государственной власти, их воплощение и развитие в современном контексте, влияние на условия формирования политики будущего. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает в привычных для людей формах стабильность отношений элитарных и неэлитарных слоев общества.

 

1.2 Типологии политической культуры

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба которые выделили три вида политической культуры:

1.  приходская культура

2.  зависимая культура

3.  политическая культура участия

Приходская политическая культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей.

Политическая культура участия характеризуется активностью участников. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия - это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. И как следствие включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.

«Политическая культура включает в себя следующие составные элементы, которые сформировались в течение многих сотен лет, десятилетий и поколений: познавательный - политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления; нравственно-оценочный - политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, общекультурные ориентации, отношение к власти, политическим явлениям; поведенческий - политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение».

1.3 Понятие «политические субкультуры»

О политической культуре можно говорить не только в связи с анализом общества в целом, но и в связи с анализом его составных частей. В политической жизни складываются и существуют также и такие её образования, которые характерны лишь для отдельных групповых (межгрупповых) - социальных, этнических, конфессиональных, региональных и иных - субъектов политики и которые отличаются специфическими предпочтениями и взглядами людей на явления власти, отношением к правящим элитам, образцами участия в управлении, контроле и организации политической жизни. Такие образования называются субкультурами.

«Субкультура - это совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе».

Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, преобладающие в данном обществе.

Субкультура же включает в себя, прежде всего то общее, что характерно для политической культуры общества, но и то специфическое, что отличает данную субкультуру.

Таким образом, политическая субкультура - совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих им форм политической активности граждан (групп).

«В современной политологии выделяются следующие политические субкультуры:

·  региональная, обусловленная экономическими различиями, затрагивающими образ жизни населения региона, его экологическое состояние, особенности природно-географических и климатических условий;

·  национально-этническая связанная с этно-национальными особенностями, самобытностью этих социальных групп;

·  социально-классовая, обусловленная статусными различиями и спецификой интересов, играющих важную роль в политической жизни;

·  религиозно-политическая, поскольку приверженность к определённой вере влечёт и определённые политические обязательства;

·  возрастная;

·  женская;

·  интеллигенции;

·  фермерская;

·  этнолингвистическая;

·  молодёжная».

«Кроме перечисленных типов политические субкультуры могут разделяться и по другим признакам. Так, в американской политологии выделяются два различных уровня субкультур - элиты и массы. В целом же наличие в обществе субкультур является вполне нормальным и естественным явлением, но лишь при следующих условиях:

1) если ценности и нормы определенной субкультуры не вступают в непримиримый и неразрешимый цивилизованными средствами конфликт с ценностями общенациональной культуры; 2) если выражающая ее группа терпимо и с уважением относится к субкультурам и ценностям других групп; 3) если в рамках общества и общенациональной культуры существуют общие ценности и нормы, разделяемые носителями различных субкультур (например, уважение к институтам демократии, к правам и свободам человека, к власти закона). Соблюдение всех этих условий позволяет обществу поддерживать стабильность и обеспечивать согласие большинства его членов по тем или иным вопросам».

Наличие несовпадающих политических субкультур чревато утерей общенациональных интересов, идеалов и целей. История свидетельствует о том, что наличие в обществе политических субкультур негативно влияет на стабильность политической системы. Однако они существуют объективно, и в таком обществе постоянно присутствует проблема их совместимости, согласования интересов их носителей для обеспечения стабильности всей общественной системы в целом.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п.

Молодежный возраст - период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В этом возрасте особо проявляется чувство индивидуальности. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения. Молодость - особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста.

В современном российском обществе граждане не слишком охотно проявляют свой интерес к политической жизни страны и политической обстановке в мире в целом. На то есть множество причин, как частного, так и общего характера, но сводятся они к отсутствию достижения продуктивного итога демократических выборов - зачастую народ не верит в исполнение своего волеизъявления и бойкотирует выборы, основываясь на собственных убеждениях в невозможности учтения голоса каждого, да и незаметно подчас это внедрения народа в государственный аппарат, если говорить по чести.

Содержание современных политических трансформаций заключается в замене традиционных форм жизни советского периода качественно новыми формами, фундамент которых – свободная личность.

Молодость - не подготовительная фаза возрастного развития, а главный источник перемен. Правильное понимание сущности молодежи, грамотная молодежная политика - условие прорыва общества в будущее.

Носитель огромного интеллектуального потенциала, способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.) - молодежь предстает ускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни. Молодежь сегодня - понятие не столько демографическое, сколько социальное, политическое. Молодежь одновременно предстает объектом и субъектом социализации.

Данная группа осваивает наследуемые общественные отношения, духовные, материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Характер воспроизводственного процесса зависит от уровня социального развития молодежи как продукта общества. Оптимизация молодежи - носителя политической культуры связывается: с распространением идей гражданского общества, повышение уровня правосознания населения, содействие защите прав и свобод граждан; повышением уровня политико-правовой культуры молодежи; осуществлением сотрудничества с государственными и негосударственными структурами в деле реализации уставных целей; организацией, проведением молодежных мероприятий различного ранга (от политических до просветительских); содействие улучшению социального положения молодежи, реализации ее прав.

К сожалению, в данном возрасте молодой человек мало осознает пришедшие с правами обязанности, тщательно их обходит, не желая встревать в "дела взрослых", с одной стороны уже причисляя себя к таковым, но с другой оставаясь инертным по отношению к бушующей общественной жизни. Приоритеты молодежи мало похожи на приоритеты человека среднего возраста; "наше будущее" по темпераменту резко контрастирует с поколением советского времени, выросшим при жестком исполнении воли партии, закаленным в политических боях за суверенитет, свободу и единство своей родины. Возможно, спустя десяток лет, к молодежи придет понимания, что нет ничего важнее собственного мнения, которое следует защищать не просто в меру сил, а до последней капли крови, не считаясь ни с кем в вопросе выбора, но сейчас ситуация пока стоит на грани низвержения в ничто, когда на избирательных пунктах кроме извечных старушек, дрожащих за сохранение устоявшегося режима, никого не будет.

Молодое поколение должно являть собой стремление к открытию чего-то нового, ранее неизведанного. Подростки относятся к своему праву голоса, не слишком выделяя его необходимость и неповторимость среди подобных себе.

 

2.2 Молодежная политическая субкультура старшеклассников гимназии №10 г. Дивногорска

политический субкультура старшеклассник

Для выявления особенности политической субкультуры молодежи г. Дивногорска был подобран материал и проведен опрос в гимназии среди учащихся 10-х классов. Исследование показало, что политическая культура молодежи нашего города ограничивается только событиями.

Примеры:

«В Дивногорске 16 марта 2008 года прошло заседание Дискуссионного клуба на тему «Объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии – что оно несет?». Организаторами мероприятия стали Молодежный Совет г. Дивногорска, отдел по молодежной политике администрации г. Дивногорска, а также Дивногорский Общественный центр «За проведение референдума». Дискуссионный клуб собрал представителей Молодежных парламентов, молодежной общественности, инициативных групп по проведению референдума городов и районов Центральной зоны края (Дивногорска, Сосновоборска, Железногорска, Зеленогорска, Канска, Березовского, Манского, Емельяновского, Балахтинского районов). В качестве экспертов в заседании клуба приняли участие политики краевого и местного уровней, известные люди города Дивногорска». (16)

«9 апреля 2007г. Дивногорская молодежная команда приняла участие в краевом проекте "Новый фарватер - 2007". В проекте приняло участие 52 команды территорий Красноярского края, более 1700 молодых людей. В рамках проекта проведены конкурсы: молодежных проектов "Красноярский молодежный форум", инновационных проектов, муниципальных программ по работе с молодежью, творческие конкурсы, дискуссионные площадки, фестиваль молодежных телевизионных проектов, конкурс волонтерского движения. Территориям-победителям "Нового фарватера - 2007" будет оказана поддержка в реализации проектов, наиболее точно соответствующим направлениям молодежной политики. В рамках "Нового фарватера" команды, сформированные районными и городскими отделами по делам молодежи, соревновались между собой в пяти группах городов и районов края за звание самой "продвинутой" территории в области молодежной политики». (15)

Опрос:

возраст: 14-17 лет

время: январь 2010 г.

Место: 9-11 классы школ г. Дивногорска

Анкета

1.Считаете ли Вы, что молодежь должна участвовать в политике?

а) да б) нет

2. Что такое политическая культура?

__________________________________________________

3. Вы:

а) просто интересуетесь политикой

б) участвуете в дебатах, слетах, выборах?

4. Считаете ли вы, что у вас особая политическая культура

а) да б) нет

5. Какая?

а) подданническая

б) демократическая

в) патриархальная

г) не знаю

Результаты:

Считаете ли вы что молодежь должна участвовать в политике?

Рис. 1

 

Вывод: Большинство старшеклассников считают, что молодежь должна участвовать в политике, но какое это участие должно быть – не знают (рис. 1).

Знаете ли вы что такое политическая культура?

Рис. 2


Вывод: Большая часть учащихся гимназии затруднились дать ответ на вопрос о том, что такое «политическая культура». Чаще всего отвечали о культуре правления, политики (рис. 2).

Вы: а) просто интересуетесь политикойб) участвуете в дебатах слетахв) вообще не участвуете в политике?

Рис. 3

Какая у вас политическая культура? а) подданическая б) демократическая в) патриархальная г) не знаю


Рис. 5

Вывод: Старшеклассники школ выбрали ответ, что их политическая культура ничем не отличается от культуры взрослых. Она носить демократический характер. Это можно объяснить тем, что в школе на уроках объясняют, что в себя включает та или иная политическая культура (рис. 5).

·  Молодежь - это группа со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями. Политическая культура молодежи, которую чаще называют «молодежная политическая субкультура», показывает, что она будет низкой. Молодежь не будет активной в политике, если не будет должного политического воспитания.

·  Многие нюансы, связанные с участие молодежи в политической жизни страны, например, деятельностью молодежных парламентов, остаются и, вероятно, будут оставаться непонятыми широкой молодежной общественности.

·  Исследование показало, что для становления правого государства в нашей стране требуется не столько время, сколько увеличение правовой культуры и гражданского самосознания в среде современной молодежи, утверждение ее политических прав и обязанностей. Это может быть достигнуто лишь посредством внедрения знания и понимания сути вещей в чистые разумы подрастающего поколения.


Литература

1.  Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. - 1992.

2.  Википедия www/ru.wikipedia.org/wiki/ Политическая культура

3.  Голосов Г.В., Лифанов А.В. Введение в политологию. - Учеб. пособие. Новосибирск, 1991.

4.  Липсет С. Роль политической культуры (http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/kolotkin_politologya/10_Polit.php)

5.  Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

6.  Мельников М.Е. Политология. Учебник. Мн., 1998 г.

7.  Мухаев Р. Теория политики: учебник для студентов вузов. М., 2005.

8.  Основы политологии. - Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1993.

9.  Пикалов Г.А. Теория политической культуры: Учебное пособие. СПб., 2004. С.148-149.

10.  Политология: «Рабочая книга преподавателя и студента». Учебное пособие для вузов. М., 1998г. – стр.179-197.

11.   revolution.

12.  ru.wikipedia.org/.../Политическая_культура

13.  www.glossary.ru/.../gl_sch2.cgi

14.  сайт г. Красноярска (www.krasgay.ru)

15.  Сайт администрации г. Дивногорска (www.divnogorsk-adm.ru)

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России
ВВЕДЕНИЕ 1 1.Теоретико - методологические основания исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи. 10 1.1 Студенчество как объект ...
Это имеет отношение и к России, поскольку реальная заинтересованность государства в делах молодежи и эффективность молодежной политики непосредственно сказывается на отношении ...
183 Резник М.Л., Измайлов Р.Ф. Об основных направлениях государственной молодежной политики в С Санкт - Петербурге.// Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века?
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат
Муниципальная молодежная политика - проблемы ...
Содержание Введение 1. Теоретические основы молодежной политики 1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы 1.2 Муниципальный уровень ...
Рассмотрены промежуточные результаты комплексных целевых программ, разработанных для решения проблем молодежи и процесс реализации молодежной политики на муниципальном уровне ...
40 Сергеев, Е. Молодежная субкультура / Е. Сергеев // Республика Татарстан.
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа
Профориентационная работа со старшеклассниками
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской психолого-педагогический университет Факультет ...
"Система работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников"
Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определения профессиональной ориентации ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из ...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ...
Исследователи молодёжных проблем считают основной причиной асоциального поведения подростков несформированность у них позитивных ценностных ориентации (С.А. Быков, 2000; А.Л ...
III. В рамках исследования, для выявления взаимосвязи ценностных ориентаций старшеклассников и их родителей, нами проведена диагностика ценностных ориентаций старшеклассников и их ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Социальные стереотипы поведения современной молодежи
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Концептуальный анализ социальных стереотипов и процессов стереотипизации 1.1 Основные подходы к изучению социальных стереотипов ...
Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.
Данная анкета направлена на проведение анализа сформированности социальных планов старшеклассников, в том числе карьерных устремлений молодежи; изучение профессионального выбора ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа