Контрольная работа: Вычисление социально-экономических показателей

1. Задача №6

Средние товарные запасы и оборот двадцати магазинов за отчетный период:

№ п/п Оборот, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс. руб.
1 592 66
2 910 43
3 648 53
4 1173 113
5 863 37
6 567 33
7 110 10
8 1100 49
9 296 18
 10 1082 37
 11 353 30
 12 1542 123
 13 1163 79
 14 493 24
 15 445 25
 16 106 5
 17 784 28
 18 1130 60
 19 525 20
 20 927 44

Для выявления зависимости между размером оборота и средними товарными запасами произведите группировку магазинов по размеру оборота, образовав четыре группы с равными интервалами.

В каждой группе и в целом подсчитайте:

1) число магазинов;

2) объем оборота – всего и в среднем на один магазин;

3) товарные запасы – всего и в среднем на один магазин.

Результаты группировки оформите в разработочной и групповой таблицах. Сделайте выводы.

Решение:

Определим величину интервала каждой группы по формуле:

Составим таблицу для интервалов

№ интервала Диапазон
1 10,6-46,5
2 46,5-82,4
3 82,4-118,3
4 118,3-154,2

Сформируем разработочную таблицу

№ группы Группы предприятий по обороту № в списке Оборот, тыс. руб. Средние товарные запасы, тыс. руб.
7 11 1
1 106-465 9 296 18
11 353 3
15 445 25
16 106 05
Итого по гр.1 5 131 88
1 592 66
3 648 53
2 465-824 6 567 33
14 493 24
17 784 28
19 525 2
Итого по гр.2 6 3609 224
2 91 43
4 1173 113
5 863 37
3 824-1183 8 110 49
10 1082 37
13 1163 79
18 113 6
20 927 44
Итого по гр.3 8 8348 462
4 1183-1542 12 1542 123
Итого по гр.4 1 1542 123
Всего 20 14809 897

На основе разработочной группировочной таблицы составим итоговую аналитическую таблицу

№ группы Группы предприятий Число предприятий в группе Оборот, тыс .руб. Средние товарные запасы, тыс. руб.
Всего в среднем на 1 предприятие Всего в среднем на 1 предприятие
1 106-465 5 1310 262 88 17,6
2 465-824 6 3609 601,5 224 37,3
3 824-1183 8 8348 1043,5 462 57,8
4 1183-1542 1 1542 1542 123 123,0
Итого   20 14809 740,5 897 44,9

Выводы: группировка показала наличие и направление зависимости средних товарных запасов в зависимости от оборота – с ростом оборота также растут средние товарные запасы, т.е. увеличение факторного признака влечет за собой увеличение результативного признака.

2. Задача №20

Сведения о ценах и количестве проданного товара А по данным регистрации цен на рынке города:

Цена за 1 кг, руб. Продано кг за
22.06 22.07 22.08 22.09 июль август сентябрь
10 14 12 12 3000 3500 3200

Определите:

1) среднемесячные цены за июль, август, сентябрь;

2) среднеквартальную цену товара А.

Решение:

Определим средние цены по формуле средней арифметической простой:

за июль:  руб.

за август:  руб.

за сентябрь:  руб.

Средняя цена за квартал вычисляется по формуле средней арифметической взвешенной:

 руб.

3. Задача №27

Объем закупок картофеля кооперативной организацией характеризуется следующими данными:

Год

Закуплено картофеля, т

Рассчитайте:

1)  средний уровень динамического ряда, указав вид ряда динамики;

2)  цепные и базисные показатели анализа динамики: абсолютные приросты, темпы роста и прироста;

3)  среднегодовой темп роста и прироста, средний абсолютный прирост объема закупок.

Изобразите динамический ряд графически.

Сделайте выводы.

Решение:

Данный ряд – интервальный, поэтому средний уровень вычисляем по формуле средней арифметической

 т.

Рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и прироста, а также абсолютное содержание 1% прироста. Результаты расчетов удобно поместить в таблицу

Год Закуплено картофеля, т Абсолютный прирост Темп роста Темп прироста Абсолютное содержание 1% прироста
цепной базисный цепной базисный цепной базисный
1-й 48,1              
2-й 46,7 -1,4 -1,4 97,09% 97,09% -2,91% -2,91% 0,481
3-й 48,5 1,8 0,4 103,85% 100,83% 3,85% 0,83% 0,467
4-й 53,8 5,3 5,7 110,93% 111,85% 10,93% 11,85% 0,485
5-й 55,6 1,8 7,5 103,35% 115,59% 3,35% 15,59% 0,538

Определим средние показатели ряда:

1) Средний абсолютный прирост

 т.

оборот запасы цена спрос


2) Средний темп роста

3) Средний темп прироста

Изобразим динамический ряд на графике

Выводы: анализируя график закупок картофеля, можно сделать вывод, что в целом ряд возрастающий. Среднегодовое значение закупок картофеля равно 50,54 т. Ежегодный прирост закупок составил 1,875 т., среднегодовой темп роста составил 103,69%, т.е. уровни ряда ежегодно возрастали в среднем на 3,69%.


4. Задача №95

Имеются данные об оптовой продаже продовольственных товаров за два периода:

Товарные

группы

Количество товаров, т Цена за 1т, тыс. руб.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
Мясопродукты в переводе на мясо 40 44 80 85
Колбасные изделия 30 25 94 100

Исчислите:

1) общие индексы оборота в действующих и сопоставимых ценах и индекс цен;

2) абсолютную сумму изменения оборота – всего, в том числе за счет динамики цен и физического объема продажи товаров.

Проверьте правильность расчета общих индексов по их взаимосвязи. Сделайте выводы.

Решение:

1) Общий индекс оборота в действующих ценах

 или 103,65%

Общий индекс оборота в сопоставимых ценах (индекс физического объема)

 или 97,51%


Общий индекс цен

 или 106,3%

2) абсолютная сумма изменения оборота продовольственных товаров

 тыс. руб., в том числе

за счет динамики цен

 тыс. руб.

за счет динамики физического объема

 тыс. руб.

Взаимосвязь индексов: Ip×Iq=1,063×0,9751=1,0365=Ipq

Выводы: в отчетном году объем оборота продовольственных товаров увеличился на 3,65%. Прирост оборота произошел за счет динамики цен – на 6,3% (370 тыс. руб.), а за счет динамики физического объема продукции произошло уменьшение оборота на 150 тыс. руб. (на 2,49%). Таким образом, абсолютная сумма изменения оборота продовольственных товаров увеличилась на 220 тыс. руб.

5. Задача №80

Численность работников торговли сократилась на 5%, а средняя выработка возросла на 10%.

Определите, как изменился объем оборота. Приведите формулы используемых индексов. Покажите их взаимосвязь.

Решение: Т.к. выработка рассчитывается по формуле: , то таким же образом связаны и индексы этих показателей: , Þ .

По условию задачи , , поэтому , т.е. объем оборота увеличился на 4,5%.

6. Задача №102

Имеются следующие данные об обороте торговой сети и материально-технической базе кооперативной организации за два периода:

Показатели
Базисный период
Отчетный период
Оборот, тыс. руб. 24080 26140
Торговая площадь магазина, кв. м 4134 5120
Численность магазинов   78   80

На основании приведенных данных рассчитайте для каждого периода:

1) оборот на 1 кв. м торговой площади и среднюю торговую площадь, приходящуюся на один магазин;

2) абсолютный прирост оборота в отчетном периоде по сравнению с базисным, выделив прирост за счет изменения оборота на 1 кв. м торговой площади, торговой площади одного магазина и численности магазинов.

Сделайте выводы.

Решение:

1) определим оборот на 1 м2 торговой площади и среднюю торговую площадь, приходящуюся на 1 магазин по формулам:



оборот на 1 м2 торговой площади

средняя торговая площадь

Результаты расчетов запишем в таблицу

Показатель Базисный год Отчетный год

Оборот на 1 м2 ()

5,825 5,1055

Средняя торговая площадь ()

53 64

2) абсолютный прирост оборота

 тыс.руб., в том числе:

а) за счет изменения оборота на на 1 м2 торговой площади

 тыс. руб.

б) за счет изменения торговой площади одного магазина

 тыс. руб.

в) за счет изменения численности магазинов

 тыс. руб.


7. Задача №113

Имеются следующие данные по потребительскому обществу за отчетный и на планируемый периоды:

Товарные

группы

Отчетный период Планируемый период
продажа на душу населения, руб. коэффициенты эластичности от доходов темп прироста доходов, % численность обслуживаемого населения, тыс. чел.
Сахар 375 0,6 8,0 36,5
Чай 120 0,8 8,0 36,5

Рассчитайте по каждой группе товаров:

1)  плановый процент прироста и роста объема покупательского спроса на душу населения;

2)  общий объем покупательского спроса для всей планируемой численности населения.

Решение:

1) Плановый процент прироста и роста объема покупательского спроса на душу населения вычисляются по формулам

,

2) Общий объем покупательского спроса вычисляется по формуле

O=yпл×ч, , где yпл – перспективная продажа на душу населения, O – общий объем спроса, а ч – перспективная численность населения.


Результаты расчетов по пунктам 1 и 2 удобно поместить в таблицу


Товарные группы

Отчетный период Планируемый период Темп прироста спроса Темп роста продажи Продажа на душу населения Общий объем спроса в плани-руемом году
Продажа на душу населения Коэф-т эластич-ности от доходов Темп прироста доходов Численность обслуживаю-щего персонала
Сахар 375 0,6 8 36,5 4,8 104,8 393 14344,5
Чай 120 0,8 8 36,5 6,4 106,4 127,68 4660,32

8. Задача 115

Сведения об обороте и издержках обращения организации (тыс.руб.):

Показатели Базисный  период Отчетный период
Оборот 4730 5440
Издержки обращения  780  980

Рассчитайте:

1) относительный уровень издержек обращения за каждый период;

2) показатели анализа динамики уровня издержек обращения (индекс уровня, размер изменения уровня, темп изменения уровня, сумму экономии (перерасхода) издержек за счет изменения уровня издержек обращения);

3) абсолютное изменение суммы издержек по факторам: за счет динамики оборота и изменения уровня издержек обращения.

Сделайте выводы.

Решение:

1) Уровень издержек обращения

В базисном периоде:


В отчетном периоде:

2) Индекс уровня  или 109,2%

Размер изменения уровня

Темп изменения уровня

Сумма экономии (перерасхода) в результате изменения уровня издержек определяется по формуле

 тыс. руб.

3) абсолютное изменение суммы издержек

 тыс. руб., в том числе за счет

изменения уровня издержек обращения

 тыс. руб.

динамики товарооборота

 тыс. руб.

Выводы: в отчетном году по сравнению с базисным уровень издержек обращения увеличился на 1,52%, т.е. затраты организации в % к обороту выросли. Темп прироста уровня издержек обращения составил 9,2%, что в абсолютном значении составило 1,52%. Общая сумма издержек увеличилась на 200 тыс. руб., в том числе за счет уровня издержек обращения – на 82,688 тыс. руб. и за счет динамики товарооборота – на 117,079 тыс. руб.


Список литературы

1.  Статистика: Учебник для вузов / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2.  Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник для вузов / Под ред. И.И. Елисеевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3.  Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити – Дана, 2001.

4.  Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М., 2002.

Резервы и пути экономии издержек обращения оптового магазина " ...
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике обусловлен созданием нового хозяйственного механизма, ориентированного на ...
где =Н - величина изменения расходов в результате изменений в структуре товарооборота; p1 - индекс товарной группы; p2 - индекс базисного периода; n - индекс фактического периода ...
где EA0 - объем товарооборота отдельных товаров и товарных групп в плановом (базисном) и отчетном периоде, HO0, HO1 - плановый (базисный) и отчетный уровень издержек обращения ...
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа
Анализ издержек торгового предприятия
... анализа хозяйственной деятельности для предприятия розничной торговле. Наибольшую важность представляет вопрос анализа издержек обращения по ...
Для оценки экономической эффективности функционирования магазинов самообслуживания необходимо сравнить результаты их хозяйственной деятельности с показателями работы предприятий ...
Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился фактический уровень издержек обращения отчетного периода по отношению к базисному (плановому или фактическому ...
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: дипломная работа
Статистика
Университет экономики и управления Горячих М.В. СТАТИСТИКА Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины г. Симферополь 2003 ...
3) Общий индекс товарооборота, а также абсолютное изменение выручки от реализации продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным под влиянием изменения цен и физического ...
По данным таблицы вычислите цепные и базисные экономические показатели интервального ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста.
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: учебное пособие
Принципы и механизмы работы предприятия розничной торговли
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: "Принципы и механизмы работы предприятия розничной торговли (на материалах ООО "Агроторг" магазин №650 ...
Цель: в ходе анализа динамики изменения прибыли необходимо сравнить финансовые результаты отчетного года с предыдущим, определить темп роста прибыли различных видов, сравнить темп ...
1. Влияние выручки от продаж на прибыль = рентабельность продаж базисного периода * отклонение товарооборота отчетного периода от оборота базисного периода/100%.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа
Анализ расходов предприятия торговли и пути их оптимизации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный ...
Темп роста отчетного года по сравнению с базисным увеличивается, наибольший прирост товарооборота наблюдается в 2006 году на 214 тыс. руб.(в действующих ценах).
Анализируя динамику издержек обращения за 3 года мы видим, что темп роста издержек обращения выше по сравнению с темпом роста оборота розничной торговли.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: дипломная работа