Курсовая работа: Разработка привода и системы управления путевой машины
ФАЖТ РФ
Разработка привода и системы управления путевой машины
Курсовая работа по дисциплине «Приводы и системы управления путевой машины»
Пояснительная запискa
Руководитель: Разработал: студент
__________ ___________
(подпись) (подпись)
________________ ________________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________ ___________________________
(запись о допуске к защите) (оценка, подписи преподавателей)
2008
Содержание
1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений
2 Расчет параметров транспортера
3 Расчет параметров привода транспортера
4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины
5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода
6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей
Список использованных источников
1 Обзор приводов и систем управления путевых машин. Обоснование принятых схем и решений
Выбор типа привода является одной из важнейших задач, которое необходимо решать при создании путевой машины. Тип привода определяется: характером загрузки привода, кинематикой перемещения, скоростью и другими характеристиками рабочего органа; условиями эксплуатации, механических воздействий, ресурсов и экономичности.
На путевых машинах применяются три типа привода: гидравлический, электрический и пневматический.
Наиболее распространен гидравлический привод. У гидропривода небольшие габариты и масса гидроагрегатов, простая конструкция защиты узлов от перегрузок, он легко управляется; может передавать большие усилия и мощности, обладает малой инерцией, высокой приемистостью, имеет небольшое время запаздывания при исполнении командных сигналов, малые маховые массы гидродвигателей вращательного действия (10-12% маховых масс электродвигателей той же мощности). Эти приводы широко применяются на путевых машинах, вытесняя пневмо- и электроприводы.
Недостатки гидропривода: большая жесткость внешних характеристик, требует высокой точности изготовления элементов (возможны утечки рабочей жидкости), проникновение воздуха в рабочую жидкость с нарушением равномерного движения гидроагрегатов.
Существуют объемные и гидродинамические гидроприводы, В первых в качестве выходного звена используют гидроцилиндры (путеукладчики, шпалоподбивочные машины и др.) и гидродвигатели. Гидродинамические приводы применяются для передачи и изменения крутящего момента в ходовых трансмиссиях мотовозов и дрезин.
Наиболее распространенные объемные гидроприводы по системе питания насосов – открытые, закрытые и комбинированные.
Открытая система проста, обеспечивает хорошие условия для охлаждения и отстоя жидкости, но в ней возможна кавитация, в нее проникает воздух; она имеет большие габариты. У закрытой системы давление при всасывании выше атмосферного, что предотвращает кавитацию и позволяет использовать скоростные малогабаритные насосы. Исключено попадание воздуха в систему. Закрытая система сложнее; в ней хуже охлаждается рабочая жидкость. В комбинированной системе часть отработавшей жидкости в гидродвигателе сливается в резервуар, а другая часть вместе с жидкостью, подаваемой подпиточным насосом, поступает в основной насос.
Электрический привод широко применяют на путевых машинах. Используют двигатели переменного и постоянного тока. Наиболее распространены электродвигатели переменного тока асинхронные с короткозамкнутым ротором. Для поступательного перемещения рабочих органов путевых машин широко используют сочетание электродвигателя, редуктора (червячного, конического, цилиндрического) и винта. Такой привод установлен на электробаластерах, выправочно-подбивочно-отделочных машинах, щебнеочистительных машинах. Его достоинства – простота, надежность, реверсивность, компактность при большой нагрузочной способности, возможность обеспечения большой точности перемещений, а также автоматизации управления рабочим органов. Недостатки – большие потери на трение и низкий К.П.Д., невозможность применения при больших скоростях перемещения.
Пневматический привод применяют на снегоочистительных, снего- и землеуборочных машинах, стругах, путеизмерителях, рельсошлифовальных вагонах. На прицепных машинах, перемещаемых локомотивом, сжатый воздух и пневмоприводу поступает от компрессора локомотива, в результате чего на путевой машине нет силовой установки и компрессора, что упрощает и удешевляет конструкцию машины, облегчает уход и обслуживание. На самоходных машинах устанавливают компрессор.
Пневмосистема путевой машины состоит из подводящих воздухопроводов, соединенных с локомотивом, предохранительных клапанов, кранов управления, разводящих трубопроводов, пневмоцилиндров и пневмодвигателей. Пневмопривод прост и дешев. Его недостатки – громоздкость исполнительных механизмов и малая скорость движения поршня.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также ориентируясь на исходные данные и условия работы, выбор останавливаем на гидравлическом приводе. Это позволит выполнить все поставленные для разработки условия, а также достаточно просто увяжется с системой управления.
Под системой управления понимается совокупность устройств и схемных решений для разрешения вопросов управления приводами и их защитой от нерабочих нагрузок. В задании оговорено, что следует предусмотреть защиту: 1) при наезде рабочим органом (транспортером) на препятствие; 2) от включения транспортера, если он не установлен в рабочее положение.
2 Расчет параметров транспортера
Цель расчета:
- определение производительности транспортера;
- расчет параметров и выбор ленты, барабана и роликоопор.
Условия расчета:
- гидроцилиндр изменения угла наклона транспортера закрепляется на его середине;
- угол наклона транспортера при переводе из транспортного положения в рабочее (max) равен ;
- Транспортер имеет желобчатое сечение с углом наклона боковых роликов 20˚.
Рисунок 1 – Схема для определения параметров транспортера
Производительность транспортера Q, [2]:
, (1)
где скорость путевой машины, 230 м/с ; А – площадь вырезаемого балласта:
, (2)
где в – ширина вырезки балласта, в=1,8м ; h – глубина вырезки балласта, h=0,75м.
.
Производительность П, т/ч [2]:
(3)
где - плотность щебня с загрязнителями, .
Ширина ленты при транспортировании насыпных грузов В, м [ ]:
, (4)
где - скорость ленты, предварительно принимаем по [2], ; k=240 – коэффициент, зависящий от угла естественного откоса груза [2]; =0,9 – коэффициент, зависящий от угла наклона транспортера.
м.
Принята стандартная ширина ленты В=1200мм.
Принята конвейерная лента: Лента – 2.1 – 1200 – 4 – БКНЛ – 100 – 6 – 2 ГОСТ 20 – 85(лента типа 2.1 общего назначения с шириной 1200мм, с четырьмя прокладками из ткани БКНЛ – 100, с толщины резиновой обкладки рабочей поверхности мм и нерабочей мм).
Уточнена скорость ленты , м/с:
, (5)
где В – ширина ленты по расчету, м; - стандартная ширина ленты, м.
м/с.
Диаметр барабана , мм [ ];
, (6)
где к=140 – коэффициент для определения диаметра приводного барабана; z- число прокладок в ленте.
мм.
Принят стандартный диаметр барабана мм по ГОСТ 22644.
По насыпной плотности щебня, ширине ленты и области применения принята роликоопора [ ]: Роликоопора Ж 120 – 159 – 20 ГОСТ 22645 – 77 (роликоопора верхняя желобчатая типа Ж для ленты шириной 120 см, с диаметром ролика 159 мм и углом наклона бокового ролика ).
3 Расчет параметров привода транспортера
Цель расчета: определение мощностей привода транспортера, поворота и наклона транспортера.
Условие расчета: обеспечение на рабочих органах тягового усилия, момента для поворота и силы для наклона транспортера.
Мощность привода транспортера , кВт [2]:
, (7)
где - тяговое усилие транспортера, Н[2]; =0,93 – кпд приводного барабана.
, (8)
где ω=0,04 – коэффициент сопротивления; -горизонтальная проекция длины конвейера, м:
м;
q – погонная масса груза, кг/м:
, (9)
где - площадь поперечного сечения груза на транспортере, :
;
- погонная масса движущихся частей конвейера, кг/м:
, (10)
где - погонная масса ленты, кг/м:
, (11)
где ρ=1100кг/м – плотность ленты; В – ширина ленты, м; δ – толщина ленты, м.
;
- погонная масса вращающихся частей рабочей ветви; - погонная масса вращающихся частей холостой ветви;
H – высота подъема груза, м:
м.
.
кВт.
Мощность привода поворота транспортера , кВт [2]:
, (12)
где - крутящий момент, ; - угловая скорость, .
.
Мощность привода наклона транспортера , кВт [2]:
, (13)
где - сила на штоке гидроцилиндра, ; - скорость штока, .
Рисунок 2 – Схема для определения силы на штоке гидроцилиндра
Сумма моментов относительно точки подъема транспортера:
;
Отсюда, .
;
;
.
.
.
4 Разработка принципиальной гидравлической схемы машины
В данной курсовой работе разработана двухпоточная схема гидропривода машины. Эта схема изображена на чертеже ППМ М511.26.00.00.00.ГЗ.
Машина имеет три рабочих органа:
Рабочий орган вращательного действия - РО1 , имеющий привод от гидромотора, рабочий орган поступательного действия - РО2 , приводимый в действие гидроцилиндром, рабочий орган вращательного действия РО3, приводимый гидромотором.
Гидродвигатели приводятся в движение от гидронасосов. Машина имеет два гидронасоса.
В приводе рабочих органов используются распределители:
В приводе РО1 распределитель с закрытым центром, управление электрогидравлическое, в приводе РО2 распределитель предназначенный для гидрозамка, управление электрическое, в приводе РО3 – с закрытым центром, управление электрическое.
Наличие у распределителей сервоуправления значительно облегчает работу машиниста.
Для включения в работу РО1 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р1, подает напряжение на обмотку электромагнита распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидромотору М1. Жидкость идет через элементы : Б-Н1-Р1-М1-Р1-ТС- АТ-Ф-Б
Для остановки рабочего органа РО1 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р1, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р1 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП1, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н1-КП1-ТС-АТ-Ф-Б.
При включении в работу РО2 машинист нажатием на кнопку управления распределителя Р2, подает напряжение на одну из обмоток электромагнитов распределителя, распределитель переключается в рабочую позицию и направляет поток жидкости к гидроцилиндру Ц. Жидкость идет через элементы : Б-Н2-Р2-ГЗ-Ц-ГЗ -Р2 -ТС- АТ-Ф-Б
Для остановки рабочего органа РО2 машинист, повторным нажатием на кнопку управления Р2, размыкает электрическую цепь обмотки электромагнита, в этот момент Р2 переключается в нейтральную запирающую позицию, срабатывает клапан первичной защиты КП2, автоматически переводимый в режим переливного. Жидкость от насоса идет через элементы : Б- Н2-КП2-ТС-АТ-Ф-Б.
Для фиксации гидроцилиндра Ц в определенном положении при нейтральной позиции распределителя, в схему введен гидрозамок ГЗ.
Включение рабочего органа РО3 аналогично включению РО2.
Для защиты элементов системы от инерционных перегрузок при торможении, а также от реактивных перегрузок, которые могут возникнуть в запертых гидродвигателях М1,М2 и Ц, в схему включены клапаны вторичной защиты ОПК1, ОПК2 и блок БОПК3, состоящий из обратно – предохранительных клапанов. Давление настройки клапанов вторичной защиты выше давления настройки первичной защиты на 2МПа.
Вторичная защита РО1 и РО3 установлена между силовыми линиями гидродвигателя за распределителем. Вторичная защита РО2 установлена между гидродвигателем и гидрозамком.
Клапан ОПК1 срабатывает, в момент торможения РО1, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы:
Клапан ОПК2 срабатывает при перегрузке в поршневой полости. Жидкость идет через элементы:
Блок БОПК3 срабатывает в момент торможения РО3, когда вал гидромотора вращается по инерции, мотор переходит в режим насоса. Тогда жидкость идет через элементы:
Гидросистема защищена от активных и инерционных перегрузок с помощью клапанов первичной защиты КП1 и КП2. При срабатывании КП1 рабочая жидкость идёт: Б -Н1-КП1-ТС-АТ-Ф1-Б, при этом гидромотор и рабочий орган останавливаются.
Данный клапан является управляемым, непрямого действия. Клапан подсоединяется входом к напорной линии насоса, а выходом со сливной линией, до фильтра.
Работа клапана КП2 аналогична работе КП1.
Для охлаждения рабочей жидкости в летний период в сливную линию перед блоком фильтров включён теплообменный аппарат АТ, который поддерживает температуру РЖ +70 0С.
Перед АТ установлен термостат. Он срабатывает при повышении температуры жидкости выше +50 0С и направляет ее поток через АТ.
Установка манометров МН1 и МН2 позволяет машинисту контролировать давление в напорных линиях. Температура контролируется с помощью термометра Т, установленного в баке Б.
Чистота РЖ обеспечивается непрерывной фильтрацией полнопоточным фильтром Ф1. Засоренность фильтра машинист может контролировать при помощи контрольной лампы, связанной с датчиком, установленном в фильтре.
Для диагностирования гидроаппаратуры машины в гидросхему включены быстроразъемные соединения БР1 –БР9.
Заправка бака рабочей жидкостью осуществляется внешним насосом, через фильтр.
5 Расчет параметров и подбор элементов гидропривода
Цель расчета: определение параметров и выбор дизеля, насоса, гидродвигателей, рабочей жидкости, трубопроводов, распределителей, фильтров, предохранительных клапанов и других элементов.
Условие расчета: обеспечение на рабочих органах заданных движущих сил, вращающих моментов, скоростей и перемещений при установившейся работе гидродвигателей и оптимальной температуре рабочей жидкости.
Определение номинального давления. Выбор насосов и их параметров
Номинальное давление для насоса привода транспортера, МПа:
(14)
где - мощность привода транспортнра, кВт.
.
Номинальное давление для насоса привода поворота транспортера, МПа:
.
Номинальное давление для насоса привода наклона транспортера, МПа:
.
Принято номинальное давление из наличия комплектующих .
Мощности приводов насосов, кВт:
(15)
привод путевой машина транспортер
где η=0,75 – значение полного кпд новой гидропередачи.
кВт;
кВт;
кВт.
Для приводов выбран аксиально-поршневой насоса 310.28. Для привода поворота и наклона аксиально-поршневой насоса 310.12. Насос выбран по необходимой мощности на их валу. Характеристики насосов сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Характеристики аксиально-поршневых насосов с наклонным диском
Параметры | 310.28 | 310.12 |
Рабочий объем, |
28 | 11,6 |
Давление на выходе, МПа: номинальное максимальное |
20 30 |
20 30 |
Частота вращения вала, об/с: минимальное номинальное максимальное |
6,7 32 50 |
6,7 40 66,7 |
Номинальная мощность насоса на валу, кВт | 18,5 | 10 |
Производительность, л/мин | 0,85 | 0,44 |
КПД: насоса полный насоса объемный |
0,91 0,95 |
0,91 0,95 |
Необходимая частота вращения вала насоса, которая обеспечивает требуемую мощность, , об/с:
, (16)
где - необходимая мощность привода насоса на его валу, Вт; - рабочий объём насоса, м3; - объёмный КПД насоса; - номинальное давление; - полный КПД насоса.
об/с;
об/с;
об/с.
Проверим полученную частоту по условию:
(17)
Насос Н1: 6,7<31<50– Условие выполнено.
Насос Н2: 6,7<12,9<66,7– Условие выполнено.
Насос Н3: 6,7<11,9<66,7 – Условие выполнено.
Производительность, выбранных насосов , м3/с:
, (18)
м3/с;
м3/с;
м3/с.
Выбор гидромотора привода транспортера
Необходимая мощность на валу мотора, кВт:
, (19)
где - КПД привода рабочего органа; - мощность привода транспортера.
;
.
По мощности на валу мотора выбраны моторы аксиально-поршневые с наклонным диском типа 310.28 для привода конвейера, для привода наклона конвейера 310.12.
Таблица 2 – Характеристика мотора аксиально-поршневого с наклонным диском типа 310.28
Параметры | 310.28 | 310.12 | 310.12 | 310.28 |
Рабочий объем, |
28 | 11,6 | 11,6 | 28 |
Давление на входе, МПа: номинальное максимальное |
20 35 |
20 32 |
20 32 |
20 35 |
Частота вращения вала, об/с: минимальное номинальное максимальное |
0,83 32 79 |
0,83 40 100 |
0,83 30 62,5 |
0,83 32 79 |
Номинальная мощность мотора на валу, кВт | 16,7 | 9 | 25 | 16,7 |
Расход номинальный, л/мин | 56,6 | 29 | 85 | 56,6 |
Вращающий момент номинальный, Н·м | 84 | 35 | 135 | 84 |
КПД: насоса полный насоса гидромеханический |
0,91 0,96 |
0,91 0,96 |
0,91 0,96 |
0,91 0,96 |
Частота вращения вала гидромотора , об/с:
, (20)
где - КПД мотора объемный.
.
Должно соблюдаться условие:
(21)
0,83<28,4<79 - Условие выполнено.
0,83<16,4<100 - Условие выполнено.
Выбор гидроцилиндра привода наклона транспортера
При наклоне транспортера гидроцилиндр работает на выдвижение, должно соблюдаться условие:
, (22)
где - кпд цилиндра гидромеханический; - сила на штоке гидроцилиндра, Н; - диаметр поршневой полости гидроцилиндра, м.
Решая данное уравнение относительно диаметра D, подберем цилиндр для передачи.
. (23)
м.
Так как цилиндры с данным диаметром не выпускают, то, учитывая ход поршня, принят стандартный гидроцилиндр ГЦО – 50х32х630 со следующими параметрами: ; ; , при , с креплением на проушине.
Выбор рабочей жидкости
Таблица 3 – Характеристики рабочих жидкостей
Характеристики | МГ-15-В | МГ-46-В |
Плотность при температуре +50˚С, кг/м3 | 855 | 890 |
Кинематическая вязкость при +50˚С, |
10 | 28 |
Температура застывания, ˚С | -60 | -35 |
Температурные пределы применения, ˚С | -40…+65 | +5…+85 |
Условия применения | При отрицательных температурах воздуха | При положительных температурах воздуха |
Выбор трубопроводов
Необходимый внутренний диаметр трубопровода , м:
, (24)
где - производительность соответствующего насоса, м3/с; допустимая скорость течения жидкости.
Выбор напорных трубопроводов: =5 м/с.
Необходимая толщина стенки, м:
(25)
где - внутренний диаметр; - допускаемое напряжение разрыва; - предел прочности (для стали 20 ); - максимальное давление жидкости, МПа .
Принято , тогда
Принята стандартная толщина стенки
Наружный диаметр напорного трубопровода , м:
, (26)
.
Внутренний диаметр напорного трубопровода , м:
.
Выбор сливных трубопроводов: =2 м/с.
, (27)
где - -суммарная производительность насосов.
.
Принята стандартная толщина стенки
.
Принят стандартный наружный диаметр = 32мм.
Внутренний диаметр сливного трубопровода , м:
.
Внутренний диаметр сливного трубопровода .
Выбор всасывающих трубопроводов: =1 м/с.
.
Принята стандартная толщина стенки
.
Принят стандартный наружный диаметр = 51мм.
Внутренний диаметр всасывающего трубопровода , м:
.
Выбор распределителей
Распределители выбраны из каталога фирмы Rexroth.Параметры выбранных распределителей сведены в таблицу 4.
Таблица 4– Технические характеристики распределителей.
Обозначение на схеме | Р1 | Р2 | Р3 |
Модель распределителя | WE4 1XEA | WE6 6X J | WE6 6X E |
Расход рабочей жидкости, л/мин: | до 25 | до 80 | до 80 |
Максимальное давление в напорной линии, МПа | 21 | 35 | 35 |
Вид схемы |
ЕА с закрытым центром |
J для гидрозамка |
Е с закрытым центром |
Вид управления | Электрическое | Электрическое | Электрическое |
Выбор фильтров
Выбраны фильтры по суммарному расходу жидкости, тонкости фильтрации и максимальному давлению. Также фильтры и их количество выбраны из условия, что пропускная способность должна быть на 20% больше суммарной производительности насосов.
Выбран фильтр 1.1.25 – 25
Таблица 5 –Характеристика фильтров
Марка фильтра | 1.1.25-25 |
Тонкость фильтрации, мкм | 25 |
Номинальный расход, л/мин | 63 |
Количество фильтров | 1 |
Выбор предохранительных клапанов
Выбор клапана первичной защиты:
Qн1=8,2л/мин; .
Принят клапан: МКПВ 10/3 Т 2 ПЗ ХЛ4
Qн2-3=61,8л/мин; .
Принят клапан: 20-20-1-133
Таблица 6 - Параметры предохранительных клапанов.
Модель клапана | МКПВ 10/3 Т 2 ПЗ ХЛ4 |
Диаметр условного прохода, мм | 20 |
Расход жидкости, л/мин | 20…40 |
Номинальное давление настройки, МПа | 20 |
Вид действия клапана | Не прямое |
Исполнение по монтажу | Резьбовое коническое |
Исполнение по управлению | Магнит постоянного тока 24В |
Выбор клапана вторичной защиты:
Предохранительные клапаны вторичной защиты выбраны по максимальному давлению и расходу жидкости в предохраняемой линии.
Принято два обратно – предохранительных клапана ОПК 16 и блок обратно – предохранительных клапанов типа: БОПК 16.1 – 01 [2].
Параметры предохранительных клапанов сведены в таблицу 7.
Таблица 7 - Параметры предохранительных клапанов.
Модель клапана | БОПК 16.1 - 01 | ОПК 16 |
Диаметр условного прохода, мм | 16 | 16 |
Расход жидкости, л/мин | 3…120 | 3…120 |
Номинальное давление настройки, МПа | 24 | 24 |
Выбор дросселя
Выбран дроссель по расходу и давлению: DV12.1.1X.M
Таблица 8 – Характеристика дросселя DV12.1.1X.M
Марка дросселя | DV12.1.1X.M |
Размер | 12 |
Номинальный расход, л/мин | 90 |
Максимальное рабочее давление, МПа | 35 |
Выбор гидрозамка
Гидрозамок принят по давлению и расходу: Z2S6 – 6X.
Таблица 9 – Характеристика гидрозамка Z2S6 – 6X
Марка гидрозамка | Z2S6 – 6X |
Рабочее давление максимальное, МПа | 31,5 |
Максимальный расход, л/мин | 90 |
Выбор рукавов высокого давления
Для напорных и сливных линий приняты рукава высокого давления. Исходными данными будут являться внутренние диаметры трубопроводов.
Для Н1: ;
Для Н2: .
По внутреннему диаметру выбраны рукава резиновые высокого давления с металлическими навивками неармированные ГОСТ 25452-90:
Рукав 16 х 27,6 – 100 – ХЛ ГОСТ 25452-90.
Рукав 12 х 23,6– 105 – ХЛ ГОСТ 25452-90.
6 Расчет параметров и подбор механических компонентов привода и электродвигателей
Цель расчета: определение параметров и выбор электродвигателей, редукторов.
Условия расчета: обеспечение необходимой частоты вращения, момента и передаточных чисел.
Подберем редуктор для привода транспортера. Исходными данными будут являться мощность привода транспортера кВт; частота вращения вала гидромотора n=32,1об/с=1920 об/мин; момент на валу гидромотора М=35 Нм.
Частота вращения барабана транспортера, об/мин [2]:
, (28)
где - скорость ленты, м/с; - диаметр барабана, м.
.
Передаточное число:
, (29)
где - момент на барабане.
.
Список использованных источников
1 Н.В. Мокин. Гидравлические и пневматические приводы. Новосибирск, СГУПС, 2004. 354 с.
2 Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмрв подъемно – транспортных машин. – 2-е изд. – Мн.: 1983. – 350 с.
3 СТО СГУПС 1.01СДМ.01-2007. Система управления качеством. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. Новосибирск, 2007. 60 с.