Доклад: Маркетинговая деятельность в ВУЗах

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Кафедра « Менеджмент »

Доклад

На тему:

«Маркетинговая деятельность в ВУЗах»

Выполнили: студенты 1 курса

магистратуры

Зубков Юрий Андреевич_

Приняла:

Доц. Хаирова Динара Римовна_

Ташкент 2011


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Прогнозирование в системе маркетинга

2.Основы прогнозирования потребности в специалистах с высшим образованием


1. Прогнозирование в системе маркетинга

высший образование спрос маркетинг

Маркетинг - одно их важнейших направлений деятельности по привлечению внебюджетных средств. В маркетинге, как и в других прикладных дисциплинах и сферах экономической деятельности, большую роль играют подробности, конкретные детали, приобретающие нередко значение решающего фактора, в то время как в привычном понимании они воспринимаются как «излишние».

Маркетинг — это философия рыночной деятельности и одновременно руководство к действию.

Предоставляя огромные возможности для решения рыночных и иных проблем, маркетинг требует для своего полного и правильного использования большой подготовительной работы, творческого подхода.

Содержание понятия «маркетинг» охватывает широкий спектр форм и методов, обеспечивающих на основе обмена постоянно изменяющиеся потребности людей и организаций, общества в целом. Маркетинг охватывает:

сущность, принципы, методы и функции человеческой деятельности, имеющей отношение к рынку;

виды рынков, рыночный механизм, предложение и спрос;

стратегию и тактику маркетинговой деятельности;

планирование — план маркетинга и его виды, программно-целевые методы в маркетинге;

товар — понятие товара, виды товаров, жизненный цикл товара (ЖЦТ), качество, конкурентоспособность товара, товарную политику, управление товарным ассортиментом, сервис;

товародвижение и сбыт — элементы системы товародвижения, каналы товародвижения, управление товародвижением, организацию сбыта товаров;

цены и ценообразование — цены в маркетинговой деятельности, методы расчета цен, вопросы ценообразования, ценовую политику;

формирование спроса и стимулирование сбыта, рек ламу и ее задачи, виды рекламы, выставки и аукционы, планирование рекламных кампаний, рекламный бюджет;

информационное обеспечение, комплексные исследования в рамках отдельных сегментов рынка по видам услуг, по юридическим и физическим лицам и др., анализ и прогнозирование рынка;

организацию маркетинговой деятельности — принципы организации, организационные структуры;

управление и контроль маркетинга, виды управления и контроля, ситуационный анализ, ревизия маркетинга и т.д.

Прогнозирование в системе маркетинга — основной и завершающий этап комплексного изучения рынков, главные результаты которого закладываются в основу экономических программ.

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в республике, формирования рынка труда особо важным становится механизм государственного управления процессами подготовки, трудоустройства и занятости специалистов.

Решение этой проблемы обеспечивается благодаря созданию системы прогнозирования спроса в специалистах, сформированности так называемого «портфеля заказов» с учетом потребностей производства, сбалансированности этой потребности с количественными показателями приема студентов по вузам, регионам, специальностям, совершенствованию работы маркетинговых служб, сопряженных с системой государственного регулирования экономики, выработкой основных пропорций в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием по различным отраслям экономики.

Система прогнозирования выявляет и формирует спрос на специалистов на основе реального состояния и перспектив развития экономики по различным ее отраслям. Ее задача постоянно воспринимать и перерабатывать информацию, реагировать на структурные сдвиги в экономике и на этой основе обосновывать управленческие решения по деятельности образования и прогнозированию его дальнейшего развития. Обеспечение работоспособности конкурентоспособных специалистов в условиях рыночной экономики обеспечивается также отслеживанием развития процесса реформирования образования, проведением сравнительного анализа национальной и зарубежных систем образования.

Решение проблемы связано и с постоянным отслеживанием степени достижения стратегических целей в социально-экономической сфере, прогнозированием основных направлений развития экономики республики на основе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов.

Понятие «прогноз» имеет множество определений. Одни утверждают, что «прогноз — это определение будущего», другие, что «прогноз — это научная гипотеза о развитии объекта», третьи, что «прогноз — это характеристика будущего состояния объекта» или «прогноз — оценка перспектив развития» и т.п. Еще больше вариаций существует в мире методов прогнозирования, их более ста.

Прогнозу свойственен вероятностный характер суждения о будущем, который проявляется либо в определении степени вероятности наступления события, либо в определении зоны возможных решений, либо в нахождении вариантов или альтернатив развития. Важно уяснить внутреннюю связь и взаимозависимость между прогнозированием и планированием и их отличия. Научно-аналитический характер прогнозирования определяет его функциональное отличие от планирования. Задача прогноза — сказать, что может быть. Задача планирования — выбрать из всего возможного то, что должно быть. В этом заключается первое принципиальное отличие прогноза от плана.

Объекты прогнозирования и перспективного • планирования часто совпадают, как совпадают горизонты планирования и прогнозирования.

Обсуждение научных прогнозов должно предшествовать разработке планов развития экономики. Этим определяется предваряющее, предплановое место прогноза. Второе отличие — в упреждающем характере прогнозирования по отношению к планированию.

Планирование имеет директивную силу. План — государственный закон. Прогноз несет рекомендательные, аналитические функции, в этом проявляется третье отличие прогноза от плана.

План одновариантен, прогноз же — многовариантен, имеет вероятностную сущность. Таково четвертое принципиальное отличие прогноза от плана.

Существенны различия и в методах планирования и прогнозирования. Для разработки прогнозов применяют специфические методы. В основе многих из них лежат вероятностные, экстраполяционные, оценочные, эвристические (совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины), стохастические (случайные или вероятностные процессы) и т.п. идеи, не применяемые на стадии составления плана, требующие конкретности, определенности показателей, их балансовой увязки, прямых технико-экономических расчетов. В этом пятое существенное отличие прогнозирования от планирования.

Функция прогноза: анализ явлений, тенденций, оценка их и определение альтернативных вариантов на будущее. Экономическое прогнозирование представляет собой разработку научной гипотезы развития, осуществляемую в рамках комплексной системы развития экономики, но обладающую рядом существенных специфических отличий от планирования.

Предвидимое будущее необходимо прежде всего для принятия сегодняшних решений.

Финансовой прогноз — научная предпосылка управления финансами. Существует общепринятая классификация прогнозов по срокам, включающая: краткосрочные прогнозы на срок до 5 лет; среднесрочные — на срок до 10 лет; долгосрочные — на срок более 10 лет. Причем долгосрочные прогнозы в ряде случаев подразделяются на прогнозы 1-го эшелона, охватывающие период в 10— 20 лет, и 2-го эшелона, простирающиеся в будущее на 20—50 лет и более.

Успешное прогнозирование и выбор того или иного метода не имеют ощутимой связи, по убеждению австрийского ученого Эриха Янга, который кропотливо и критически исследовал опыт прогнозирования в мире. Интересно, что даже мощные специализированные прогнозные институты почти не применяют сложных методов прогнозирования, считается, что дело не столько в правильности методов, сколько в правильности идей. Среди прогнозистов не существует единой точки зрения на применимость методов прогнозирования, но большинство прогнозистов единодушно используют 5— 10 наиболее популярных «рабочих методов», которые объединяются в три крупные группы: эвристические методы, экстраполяционные и методы моделирования..

Подавляющую часть отраслевых прогнозов исследователи получают именно этими методами.

Чтобы провести маркетинговые исследования в области образования, необходимо определить:

потребности рынка образования;

конкретные направления услуг в области образования
и их спрос;

материально-техническую, финансовую, профессиональную базу учебного заведения;

возможную ориентацию на производство;

цену услуг и товаров, оценку прибыли от них;

участников формирования внебюджетного фонда;

спонсоров.

При этом необходимо учитывать: существующие службы, оказывающие подобные услуги в рамках района, города, области; местные особенности экономики; потребности жителей, проживающих на конкретной территории (микрорайон, махалля, кишлак, город); основную категорию жителей (работающие матери, пенсионеры и др.), а также определить объем продаж (прогноз) товаров или услуг, которые будет производить или оказывать вуз.

Для успешного проведения маркетинга следует изучить: местную прессу, книги, проспекты, каталоги, журналы по прогнозируемой деятельности, телепрограммы, рекламные материалы, опыт других образовательных учреждений, а также провести беседы с будущими клиентами и посещение информационных мероприятий.

Маркетинг требует постоянной активности, движения,
быстрого реагирования на спрос для успешного обеспечения роста услуг и продажи продукции, а следовательно, наиболее оптимального решения вопроса привлечения и использования внебюджетных средств.

2.Основы прогнозирования потребности в специалистах с высшим образованием

Одним из показателей успешности проведения реформ является занятость населения. Занятость - это общественно-полезная деятельность граждан, которая в условиях коренных социально-экономических преобразований в стране, формирования конкретного рынка труда и образовательных услуг становится стратегической целью государства, тесно увязанной с проблемами развития общества, кадрового обеспечения рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью. Политика нашего независимого государства, уровень нынешнего развития общества, его культуры, науки и техники, вхождение в рыночную экономику и новые задачи, стоящие перед высшей школой, требуют не только качественно нового со держания и технологий обучения, но и новых подходов к определению направлений подготовки и потребностей в специалистах, ориентирующихся на законы рыночной •экономики с учетом динамики экономического развития республики, исторически сложившихся ситуаций, в контексте с современными условиями хозяйствования.

На государственном уровне особо важным становится создание механизма государственного управления процессами подготовки, трудоустройства и занятости специалистов — это означает, что в высшем образовании план приема студентов вузами страны должен в полной мере соответствовать фактической потребности отраслей народного хозяйства. Сегодня несоответствие в разрезе направлений высшего образования составляет 23—35%, в частности, в избытке готовятся кадры по многим направлениям педагогических, инженерных и медицинских специальностей.

В последние годы резко изменились требования к подготовке кадров, качественные показатели и количество должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим образованием. Работодатели в большинстве случаев обращают внимание не столько на соответствующий диплом, сколько на знание дела, профессионализм кадров. Это значит, что появилась потребность в знаниях, соответствующих международному уровню по всем отраслям народного хозяйства. При этом некоторые вузы не отвечают запросам рынка труда и требованиям к рынку образовательных услуг, вследствие чего часть специалистов не пользуется спросом в совместных, частных, иностранных и других предприятиях в стране. Наблюдается параллелизм в подготовке вузами специалистов (одни и те же специалисты готовятся в разных вузах, хотя в них в областях нет потребности). Все это негативным образом сказывается на престиже высшего образования и требует серьезного повышения качества подготовки специалистов. Для изменения этой ситуации, т. е. продуктивного использования специалистов с высшим образованием и целенаправленного расходования государственных средств на образование, особое значение имеют:

определение степени соответствия новых специализаций высшего образования (перечень специальностей магистратуры и направлений образования бакалавриата) требованиям должностей, подлежащих замещению специалистом с высшим образованием, т. е. сбалансированность выпуска специалистов с должностями в отраслях народного хозяйства страны;

выявление общей и дополнительной потребности в разрезе направлений образования, принятых в новом классификаторе разработки отраслевых нормативов обеспеченности специалистами с высшим образованием в соответствии с общими потребностями;

определение потребности в специалистах, связанной с расширением отраслей и с качественным совершенствованием сложности труда. При этом обязательно должны учитываться:

уровень их выбытия по различным причинам — смена поколений, естественное выбытие, миграция, текучесть кадров и др.;

сбалансированность потребности с приемом студентов по вузам, регионам, направлениям (бакалавриат и магистратура и по специальностям высшего образования), т. е. потребности по каждому направлению высшего образования приводятся в соответствие с классификатором, квалификационными характеристиками и Госстандартом;

создание отраслевых методик по определению перспективной потребности в специалистах с высшим образованием.

Развитие спроса на специалистов имеет разные закономерности в двух основных секторах экономики - материальном производстве и социальной сфере.

В материальном производстве вектор спроса на специалистов определяется общими процессами интеллектуализации труда, причиной и следствиями которых является постоянное поддержание конкурентоспособности производства товара, в том числе за счет новейших достижений науки и техники и высоких технологий, т.к. новые технологии ведут к переходу специалистов из средств непосредственного производства в сферу его организации, подготовки, поддержания и развития.

В социальной сфере и в целом в сервисе, численность специалистов' возрастает пропорционально полноте социальной политики государства, росту масштабов деятельности сферы сервиса на основе увеличения платежеспособного спроса населения на сервисные услуги.

Основными исходными информационными материалами для расчета спроса отраслей экономики на специалистов с высшим образованием, имеющих степень бакалавра и магистра, являются:

количество и структура специалистов по профилю образования, занятых в отраслях экономики, в их динамике;

прогноз развития и структурных сдвигов экономики отдельных отраслей и регионов, занятости работников, в том числе специалистов с высшим образованием;

нормативные требования к замещению должностей специалистами со степенью бакалавра и магистра по отраслям экономики, отраслям производства.

К базовым подходам, составляющим методологическую основу прогнозирования, относят прогнозирование на основе:

норм и нормативов;

структурных сдвигов в экономике и занятости;

тенденций изменения технико-экономических показателей (многофакторное моделирование);

на основе аналогии.

Прогнозирование спроса на специалистов на основе норм и нормативов базируется на использовании их различных видов. В зависимости от специфики отрасли и сферы приложения труда специалистов могут быть использованы нормы выработки или производительности, исчисляемые в стоимостном или натуральном выражении.

Особенности современной экономики и общественного развития таковы, что получают развитие широкая приватизация, активное предпринимательство, иностранные инвестиции, возникают акционерные общества, ассоциации, корпорации, формируются различные общественные объединения и организации, происходят другие структурные сдвиги, которые предъявляют особые требования к специалистам, к их подготовке, трудоустройству и эффективному использованию и влияют на формирование финансового и материально-технологического обеспечения профессионального образования.

Прогнозирование спроса на специалистов на основе структурных сдвигов строится на базе выявления основных направлений структурной перестройки экономики отраслей и регионов с учетом приоритетов в развитии отдельных форм собственности и хозяйствования. Существенными тенденциями в прогнозируемом 10—15-летнем периоде являются:

усиление динамики роста объема производства в наиболее важных направлениях экономики, особенно в промышленности;

происходящие и ожидаемые крупные изменения в структуре занятности (перераспределение работников из традиционных отраслей материального производства в отрасли рыночной инфраструктуры и в сферу услуг);

увеличение числа хозяйствующих субъектов за счет приватизации и развития малого бизнеса (это влечет увеличение спроса на специалистов в области бизнеса, маркетинга, финансов и учета);

конверсия оборонных производств и возникновение на их базе гражданских производств (это снижает спрос специалистов оборонного профиля, но в то же время обеспечивает рост спроса на специалистов в области новой техники и совершенных технологий);

техническое переоснащение производства (увеличивает спрос на специальности по новым технологиям).

Во всех сферах экономики в условиях развития рынка, связанных с процессом интенсификации производства, автоматизации, управления с использованием современных средств связи, микропроцессоров, компьютеров, робототехники увеличивается спрос на специалистов соответствующего профиля.

Прогнозирование на основе тенденций изменения технико-экономических показателей (многофакторное моделирование) производится на основе изучения и анализа состояния и перспектив развития экономики ожидаемых структурных сдвигов, демографических факторов, социального развития.

В этом случае модель прогнозирования включает несколько блоков:

Оценка состояния экономики (здесь используются исходные макроэкономические показатели). Основной задачей, решаемой в этом блоке, является формирование технико-экономических показателей, характеризующих развитие экономики в регионах, в республике в целом.

Ожидаемые программы развития экономики на основе анализа основных направлений структурной перестройки. Задача состоит в выборе наиболее реалистичной программы.

Ожидаемые объемы инвестиций. В этом блоке определяются возможные инвестиции из государственного и регионального бюджетов и других источников финансирования.

Динамика занятости различных категорий работни ков (формируется на основе данных о занятости населения с учетом безработицы и механизмов перераспределения рабочей силы).

Ожидаемая численность и структура высвобождения работников (задача решается на основе мониторинга численности и структуры высвобождаемых работников).

Ожидаемые демографические изменения на основе анализа изменений, происходящих в демографической структуре, составе трудовых ресурсов и перестройке экономики.

В целом моделирование проводится на основе информационно-нормативной базы данных по технико-экономическим, социальным, демографическим и нормативно-справочным показателями.

Оценка спроса на специалистов может быть проведена методом аналогии, т. е. путем принятия показателей спроса, сложившихся в подобной сфере деятельности других государств, в частности, по аналогии с зарубежными странами можно оценивать тенденции структурных сдвигов в экономике, отдельные технико-экономические показатели при многофакторном моделировании, а также спрос на кадры по отдельным предприятиям. Главное — чтобы правильно была выбрана страна.

Все названные выше подходы к прогнозированию спроса на специалистов целесообразно использовать в различных комбинациях. Главное состоит в том, чтобы были оптимально учтены наиболее результативные варианты и реальное состояние экономики отрасли (области, региона или предприятия). Предусмотренный Национальной программой по подготовке кадров систематический мониторинг и прогноз спроса и предложения на образовательные услуги, производство и воспроизводство высококвалифицированных кадров в материальном производстве и социальной сфере — комплексная задача, которая требует изучения потребности в специалистах:

в масштабе республики, областей, отраслей экономики и социальной инфраструктуры, направлений (специальностей) высшего образования;

по уровням квалификации (бакалавры, магистры) и образования (высшее, послевузовское) с использованием таких методик исследования, как:

социологические исследования;

сопоставительный, сравнительный анализ образовательных услуг в Республике Узбекистан и зарубежных странах, изучение возможностей высших образовательных учреждений по подготовке кадров (количественный и спектр направлений и специальностей образования, увязанных с существующими нормативами);

—      моделирование потребности в кадрах в увязке с технико-экономическими показателями и конъюнктурой рынка;

прогнозирование потребности в кадрах на основе норм и нормативов;

разработка системы мониторинга состояния и развития высшего образования;

изучение потребности в кадрах на основе прогнозирования занятости населения;

определение возможностей удовлетворения спроса населения на получение соответствующего образования;

изучение закономерностей потребностей в кадрах раздельно в материальном производстве и социальной сфере, что позволит обеспечить потребность всех отраслей экономики республики в специалистах высшей квалификации.