Курсовая работа: Место и роль народных игр в социализации детей
Череповецкий государственный университет
Институт Педагогики и Психологии
Курсовая работа по педагогике
Тема: «Место и роль народных игр в социализации детей»
Выполнил: Студентка ЗДШ – 21
Извозникова Татьяна Викторовна
Проверил: Шилова О.М.
г. Череповец, 2011 г.
Содержание
Введение
1. Народные игры и игрушки в истории педагогики
1.1 История возникновения народных игр и игрушек
1.2 Народные игры и игрушки в со временной системе образования
2. Народные игры и игрушки как средство социализации детей
2.1 Понятие социализации детей
2.2 Народные игры как средство социализации детей
3. Народные игрушки как средство социализации детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. А игрушка сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие. Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества, эпохи.
Проблема игры и игрушки привлекала внимание многих исследователей. Рассмотрим работы некоторых из них.
Н.К.Крупская в своих сочинениях писала, что у каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можно объяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Она отмечала: «Малыши подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» (10, с.398).
Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он ссылается на исследования А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, которые, по его мнению, внесли новое в психологию детской игры: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (19, с.10).
Е.А.Флерина была не только педагогом, чувствующим психологию ребёнка, но и очень талантливым художником. Она внесла значительный вклад в педагогику, написав ряд статей, посвящённых игре и игрушке, которые сыграли немалую роль в создании теории и методики игры. В понимании Флериной игра – творческая деятельность, которая необходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысли чувства.
Одной из последних работ Е.А.Флериной является доклад на Всероссийском совещании «Педагогика народной игрушки» (1943г.), где автор рассматривает историю народной игрушки, её педагогические и художественные достоинства. Флерина считает, что «…народ в игрушке даёт ребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребёнку, учит видеть и понимать окружающую жизнь» (18, с.89).
А.П.Усова в книге «Русское народное творчество детскому саду» раскрывает вопрос о важности детских народных игр и игрушек для воспитания и развития детей. Автор отмечает понятность, доступность народных игр для ребёнка, выявляет воспитательное значение народной игрушки, пишет о необходимости сохранения ценных традиций народных игр и игрушек.
Е.А.Коссаковская уделяет большое внимание образным игрушкам, особое место среди которых занимает кукла. Автор отводит игрушке важную роль в освоении окружающего мира, считает игрушку источником новых знаний, развития интереса к окружающему, средством для формирования нравственных качеств.
Известный педагог в вопросах изучения детской игрушки Д.В. Менджерицкая считает, что игрушка помогает воспитывать у детей интерес к разным видам деятельности, развивает любознательность. Она даёт детям представление о людях разных профессий и национальностей, может помочь воспитать чувство уважения к ним.
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни.
Вопрос о приобщении детей к социальной действительности решали многие педагоги по-разному. Остановимся на том, как рассматривали проблему социализации детей русские педагоги, такие как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Они считали, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку» (8,с.14). Таким образом, русские педагоги в вопросах социализации придерживались краеведческого принципа, народности и национальности. Это правильно, поскольку для полноценной жизни среди своего народа необходимо знать его культуру, обычаи, традиции, уметь уважать их.
В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.
Учитывая принцип народности, игру как ведущую деятельность детей и игрушку, мы подошли к такому вопросу: как народные игры и игрушки влияют на социализацию детей?
Эта тема очень интересна для исследования. Имеется много литературы, посвящённой народным играм и игрушкам, выявляется их значение для всестороннего развития детей. Но недостаточно литературы, которая могла бы полно ответить на вопрос о роли народных игр и игрушек как средства социализации ребёнка. Поэтому мы хотим наиболее глубоко проанализировать и обобщить имеющуюся литературу и раскрыть поставленную проблему так, чтобы появилась возможность использования полученных наработок в практике воспитания детей.
Выделен объект исследования: народные игры и игрушки.
Предмет исследования: роль народных игр и игрушек в социализации детей.
Цель данной работы: рассмотреть народные игры и игрушки как средство социализации детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать, изучить и проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть народные игры и игрушки в истории педагогики.
3. Выявить место народных игр и игрушек в современной системе образования.
4. Изучить вопрос о понимании социализации ребёнка.
5. Рассмотреть народные игры и игрушки как средство социализации детей.
6. Обобщить наработанный материал.
Метод исследования – анализ педагогической литературы.
1. Народные игры и игрушки в истории педагогики
1.1 История возникновения народных игр и игрушек
В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечал важность дошкольного возраста в развитии человека. Он считал, что до пяти лет особое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься впоследствии» (12, с.96).
В статье А.Локшина «Игрушки древнего мира» прослеживается мысль о том, что игры детей античности отражали систему общественных отношений того времени. Например, в Древней Греции множество игр носило политический характер, в Афинах была известна «игра в царя», где дети подражали своим отцам, устраивали «судебные процессы» над провинившимися детьми. В этом просматривался процесс воспитания будущих рабовладельцев, которые презирали физический труд и повелевали рабами.
Со времён рабовладельческого строя и до современности игра является своеобразной формой детской деятельности, через которую ребёнок осваивал нормы общественного поведения своей эпохи, знакомился со способами действия с предметами, отражающими уровень развития производительных сил определённого общества.
Игра в разной степени касается почти всех областей народного творчества, начиная с небольших игровых песенок и заканчивая свадьбой, которая является своеобразной драматической игрой с определёнными ролями и чётким поведением каждого персонажа с последовательным развёртыванием сцен с завязкой, развитием действия, кульминацией и финалом.
Другие формы игрового поведения видны в календарных обрядовых праздниках, народных игрищах, которые ещё много поколений назад устраивали на Святки, Масленицу, Троицу и другие праздники.
Первоначально игра была не только развлечением на досуге, а и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Уже в те времена игра учила, наставляла, развивала многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях.
Несмотря на то, что, так или иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, всё же слово «игра» ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.
В любой культуре есть свои традиции. Присутствуют они и в детском быту. Одна из них – заимствование игр детьми друг у друга. Народные игры поэтому так и названы, что они созданы народом и передаются из поколения в поколение.
Постепенно содержание многих народных игр потеряло свою связь со временем, с эпохой в процессе передачи их через многие поколения. Игры отдалились от условий, которые были источником их возникновения, хотя идеи, вложенные в содержание игр, имеют место и в наши дни.
В педагогике значение народных игр оценивалось высоко. А.П. Усова в своих работах отмечает, что «Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни. П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования» (16, с.32). Усова также ссылается на К.Д. Ушинского, который считал, что народные игры наиболее понятны для детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению. В России было заложено начало новой национальной системы воспитания детей, в которую были введены и народные игры.
Такие педагоги, как Ушинский, Покровский, Виноградова и другие, призывали собирать и описывать народные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народный колорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность самовыражения народа, своеобразие его языка и формы.
Во все исторические времена с игрой была связана и игрушка. Народная игрушка очень давно вошла в детский быт. Она отображает весь круг детских интересов. Ребёнок знакомится с бытовыми предметами, с миром животных, людей, а также порой уходит в мир фантазий.
У русской игрушки есть своя история. Это ещё раз подтверждает, что она появилась не случайно, а развивалась постепенно как отдельная страница народного искусства, у которой есть свои традиции.
Очень интересна статья педагога-исследователя А. Локшина «Игрушки древнего мира», где просматривается зарождение игрушки с древних времён. Первой игрушкой ребёнка была погремушка, которая вышла родом из Древней Греции. Там существовало поверье, что различные трещотки, погремушки отгоняют от младенцев злых духов, оберегая ребёнка. Затем появились игрушки, которые могли двигаться благодаря несложному механизму. Это были небольшие фигурки из дерева, изображающие животных, людей, например, «Крокодил», «Тигр». Игрушка Древнего Египта «Месильщик теста» нашла отражение в дальнейшем и в творениях русских мастеров. Пример этого – богородская игрушка «Кузнецы». Механизм их движения очень сходен.
Позднее в игрушке возник образ коня. Такие игрушки были очень любимы детьми Древней Греции. Большинство из них делалось из глины. Игрушки отражали события тех времён. Так появилась игрушка «Троянский конь», копирующая огромного деревянного коня, при помощи которого Одиссей взял Трою.
Образ куклы тоже пришёл к нам из глубокой древности, примерно 4 тысячи лет назад. Первоначально это были куклы из тонких дощечек, которые раскрашивались геометрическими узорами, напоминающими одежду. Они не предназначались для детей, а были связаны с религией той эпохи. Древнейшие куклы Египта были погребальным дарованием и должны были скрасить одиночество умершего человека. Считалось, что куклы, изображающие фигуры людей, могут влиять на их судьбу. Их часто делали без ног, так как боялись, что кукла убежит из гробницы.
Постепенно стали появляться и куклы для игры. Они делались из глины, дерева, соломы и других материалов. Дошли они и до наших дней.
Таким образом, игры и игрушки возникли очень давно и сопровождают человека на всём протяжении его существования, играя важную роль в его развитии.
1.2 Народные игры и игрушки в современной системе образования
Народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.
Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможности наиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.
При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.
Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания – простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнением нельзя не согласиться.
Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игры развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели – развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.
Народные игрушки тоже широко используются в современной системе воспитания. Это различные яркие пирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец, это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская, городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.
Народная игрушка проста, красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтому народная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же как предмет эстетического быта.
Таким образом, мы познакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важности для воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования, которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкам как средству социализации.
2. Народные игры и игрушки как средство социализации детей
2.1 Понятие социализации детей
Человек является высшим разумным существом. И, согласно христианскому учению, он наделён совершенным телом, богатой душой. Но человек становится высшим существом только среди себе подобных. В нём неразрывно соединяются биологическое и социальное. Социальный опыт человека сохраняется и передаётся от поколения к поколению, делая каждое последующее поколение более образованным, чем предыдущее. Любой индивид становится человеком лишь в процессе социализации. Что же такое социализация? С.А.Козлова представляет три наиболее объективные точки зрения на это понятие.
1. Социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Согласно этой концепции человек должен адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. И в итоге человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотя процесс адаптации происходит у всех по-разному.
2. Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С.Кон) (8, с.7).
3. «Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик)»(8, с.7).
Во всех трёх подходах к понятию «социализация» просматривается общее - человек так или иначе взаимодействует с социальной действительностью, в результате чего и происходит формирование самого человеческого существа. Но социализация индивида во многом зависит от его собственной активности. Недостаточно лишь приспособиться к окружающему миру и усвоить определённые правила и нормы. Важно научиться взаимодействовать с окружающим миром и уметь преобразовать его. Возможно, это будет наиболее объективной точкой зрения на понимание социализации.
На социализацию детей влияет множество факторов и условий. И чтобы перейти к следующему разделу работы, уточним основные моменты, на которые будет опираться дальнейшее исследование в вопросе социализации детей средствами народных игр и игрушек.
Деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. В деятельности ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у него формируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее, социальное существо. Он учится сопереживанию, переживанию, развивает умение проявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности.
С.А. Козлова считает, что социализация личности происходит более успешно, если ребёнок активен, включён в процесс собственного «социального строительства» (8, с.78). Она указывает на потребность познания самого себя как одного из стимулов включения ребёнка в процесс социализации. При этом важно, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке, чтобы он нашёл своё место среди других людей, мог мыслить, чувствовать, оценивать свои поступки и действия.
Предметный мир имеет большое значение для социализации детей. Предметы окружают ребёнка с рождения и на протяжении всей его жизни. Они помогают ориентироваться в окружающем мире, учат действовать, развивают желание познавать мир.
Ребёнок первоначально общается со взрослыми. Но по мере его развития для него возрастает роль общества других детей. По мнению Козловой, детское общество «живёт по законам, которые хоть и не являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику» (8, с.96). Детское общество - своеобразный источник информации, которая даёт знания о социальной действительности, так как дети, общаясь между собой, передают то, что узнали от взрослых, при просмотре телепередач и т.д. Такая информация повышает любопытство, заставляет думать, сомневаться, побуждает искать ответы на многие вопросы у взрослых или других детей. Такая информация воспринимается активно.
Но порой такого рода информация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного или услышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этих случаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иные факты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знаний об окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Он организует процесс обучения и воспитания детей.
Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре тоже вносит свой вклад в процесс социализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А.Б. Усова писала: «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания» (8, с.120).
Таким образом, выделены следующие моменты, на которые мы будем опираться в следующем разделе, рассматривая народные игры и игрушки как средство социализации детей: деятельность, познание самого себя, предметный мир, детское общество, воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре.
2.2 Народные игры и игрушки как средство социализации детей
народный игрушка социализация ребенок
Как мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.
Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.
Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.
Рассмотрим некоторые из игр. В игре «Кто с нами», построенной по принципу переклички двух команд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.
Игра «Воробушек» связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.
Игра «Пахари и жнецы» тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.
В игре «Лень» главный персонаж наделён качеством, которое не находит
поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.
Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.
Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.
Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.
Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания на предмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу. После испытаний все поздравляют «молодожёнов», и игра начинается снова.
Ведущий во время игры приговаривает: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг другу» (14, с.25). На протяжении игры участники поют величальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом».
Таким образом, игра в свадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно жить дружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.
Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что народные игры предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками игрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.
Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства.
Существует ряд народных игр, основанных на небольших простейших попевочках. Эти игры дают возможность окружить малыша любовью взрослых, заботой, вниманием, научить его радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми.
В раннем и дошкольном детстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя с ребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение, создавая условия для его самостоятельной игры.
Рассмотрим как разновидность игр с детьми народные пестушки и потешки. Пестушками взрослые сопровождают уход за ребёнком, а потешки – это игры взрослого с ребенком, с его ладошками, пальчиками. Они помогают установлению и формированию добрых, доверительных отношений между ребенком и взрослыми. Главное в этих отношениях – проявить любовь к ребёнку, расположить его к себе. При этом взрослые активно используют жесты поглаживания, которые помогают установить контакт с ребенком, наполняют отношения спокойствием, добрыми чувствами, снимают напряжённость, отчуждённость. Дети тоже выполняют движения в соответствии с текстом потешки сначала по показу взрослого, а потом и самостоятельно. Благодаря разнообразию потешек и пестушек, ребёнок обогащается эмоционально, учится выражать эмоции, адекватные содержанию текста. Это может быть радость, удивление, насмешка, обида и т.д. Также ребёнок знакомится с выразительными жестами, с разнообразием мимики.
Ласковые пестушки, обращение к ребёнку помогают в воспитании. Например, мама приговаривает:
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький» (17, с.11).
Народное слово может помочь утешить ребёнка:
«Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки
Для нашей потешки» (17, с.12).
При это мать (или взрослый) передаёт ребёнку всю свою доброту, ласку, успокаивает его.
Пестушки, потешки могут быть обращены к разным частям тела ребёнка: к ладошкам, пальчикам, ручкам, глазкам, головке, ножкам и т.д. Это помогает малышам усвоить строение своего тела, изучить его возможности: ладошки могут хлопать, ножки топать, ушки слышать и т.д. На вопрос «Где наши глазки?» ребёнок отвечает показом: «Вот они!» Также попевки стимулируют детей: «Ручками мы хлопнем – да, да, да! Ножками мы топнем – да, да, да!»
Разнообразны народные игры с пальчиками. В них не только развивается мелкая моторика, но и происходит косвенное знакомство детей с различной деятельностью:
«Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воды носить,
Мишке – соседке – печи топить,
Гришке – сиротке – кашу варить,
Крошке – Тимошке – песни петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать» (17, с.24).
Таким образом, народные пестушки, потешки помогают социализации ребёнка, включая его в процесс активного познания себя, развивая умение выражать эмоции, развивая доверительное отношение к взрослым.
Так как предметный мир имеет большое значение для социализации детей, то
рассмотрим игры, которые помогают детям ориентироваться в окружающем мире,
вызывают желание познавать его.
Игры с предметами развивают у детей умение действовать с предметами. Наиболее популярны народные игры с мячом. Игры с мячом разнообразны. Это игры-состязания, например, «Зевака», «Гонка мяча по улице», игры, которые построены на определённом сюжете, в которых не просто развиваются сила, ловкость, различные умения, а дети выступают в какой-либо роли (игры «Охотник», Защищай город», «Сторож», «Зайчик» и другие).
Предметный мир важен для сюжетно-ролевых игр. Используя народные атрибуты, например, куклы, орудия труда, дети воспроизводят в своей игре жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра является отражением взрослого мира, и различные предметы, используемые детьми в игре (мебель, предметы обихода и другое), придают ей большее сходство с жизнью взрослых.
Флерина отмечает игры с куклами, среди которых игра «В семью». Для этой игры необходимы куклы, изображающие маленьких детей. Здесь детьми усваиваются навыки культурного быта, семьи, присутствует элемент подражания матери в её заботе о ребёнке.
По мере взросления ребёнка расширяется круг его общения. Он вступает во взаимодействие с другими детьми. И эти отношения отчасти строятся игровыми способами, будь то дружеский досуг или конфликтная ситуация. Для этого детьми используются разного рода мирилки, дразнилки. Они позволяют примириться или своеобразным способом выяснить «кто есть кто» (например, «жадина-говядина»). Приговоры, зазывалки помогают организовать игру. Эта традиция сбора участников игры, существующая с давних времён, используется как игровой зачин:
«Тай, тай, налетай
В интересную игру,
А в какую – не скажу!
Догадайтесь сами,
Девочки с усами,
Мальчики с косами» (15, с.203).
После выбора игры необходимо распределить роли так, чтобы никому не было обидно. На помощь детям в этом случае приходят различные считалки, жеребьевки. Далее, когда роли распределены, идёт сама игра, у которой есть свои правила, обязательные для всех участников. Нарушающие правила удаляются из игры.
Значит, можно сказать, что народная игра организует детей, учит делать выбор и адекватно оценивать его, приучает к определённым правилам, учит быть ответственным за отведённую роль в игре. Народная игра является средством взаимодействия детей, даёт первый опыт общения в детском коллективе.
Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству.А.П.Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.
Таким образом, из вышесказанного сделаем выводы. Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.
Теперь перейдём к народным игрушкам.
3. Народные игрушки как средство социализации детей
В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки.
Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразный материал: тряпичные или соломенные куклы, летающие змеи, кораблики, лодки из коры, каталки и т.д. Как отмечает Флерина, «на игрушке-самоделке ребёнок учится работать с разными материалами и видами труда: шитьё для кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «буравчиков», коробочек из бересты и т.д.» (18, с.87) постепенно вводит детей в трудовую жизнь взрослых. Кроме этого, игрушки-самоделки дают возможность проявить своё творчество, умение, выразить своё видение того или иного предмета, возможность создания собственной уникальной вещи, а значит, дают возможность ребёнку быть творцом, автором. Такое самовыражение помогает детям обрести уверенность в себе, испытать себя, раскрыть свои возможности. Изготовление игрушек развивает такие качества, как трудолюбие, усердие, сила воли. На примере взрослого ребёнок включается в процесс изготовления игрушек, знакомится с профессией народных мастеров, испытывая это на себе через активную собственную деятельность. Е.А.Аркин в книге «Родителям о воспитании» пишет так: «Изготовление игрушек-самоделок при умелом руководстве очень увлекает детей. Оно удовлетворяет их любознательность, открывает «секрет» производства игрушек, знакомит их, так сказать, с технологией всего процесса. Дети бережно и аккуратно относятся к сделанным ими самими игрушкам. Учась уважать и ценить свой труд, они становятся более доступными для воспитания уважения к труду взрослых» (1, с. 127). И это тоже очень важно.
К дидактически игрушкам относятся разнообразные пирамидки, деревянные шарики, конусы, колёсики, игрушки-вкладыши, цилиндры и т.д. Они обычно очень яркие, побуждают ребёнка активно действовать с ними.
Эти игрушки помогают познавать окружающий мир, развивая сенсорные качества. Ребёнок учится различать цвета, знакомится с величиной, размерами, формой. Играя вместе с детьми, взрослые могут развивать речь ребёнка, обучая действиям с игрушками и цветовым различиям: «Дай большой зелёный шарик», «Положи на большой жёлтый кубик красный маленький цилиндр» и т.д. В самостоятельной игре ребёнок сам постигает многие истины, например, такие, что большие матрёшки не помещаются в маленькие. Ребёнок учится самоконтролю, выдержке, терпению. Во время игры с другими детьми можно устроить соревнования друг с другом («Кто быстрее соберёт пирамидку»), проявляя при этом различные качества (ловкость, быстроту, точность).
Сюжетная игрушка занимают особое место в жизни детей. Ей отводится наиболее значимая роль в социализации ребёнка.
Народная игрушка является культурным наследием подобно народным сказкам, песням, играм. У каждого народа есть свои игрушки, в которых сохраняются художественные, технические и педагогические традиции. Эти традиции связаны со своеобразием национальной культуры, с особенностями педагогики того или иного народа.
Русская народная игрушка несёт в себе традиции национального русского искусства. Это упрощённые формы, декоративная роспись, орнаменты, яркость и одновременно сдержанность цветов. А проблема реализма, как отмечает Флерина, разрешена в народной игрушке очень интересно. По её мнению, «…реализм в искусстве для детей – это ценное начало, которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволнованность автора и то чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в своё произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семёновская и Городецкая игрушка. Реальная основа сказки здесь налицо. Упрощённость неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа». (18, с.88) Действительно, сюжетные народные игрушки отличаются условностью, простотой, яркостью. Этим они привлекают внимание детей. Как отмечает Усова, «Условность изображения опирается на предельную обработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека – всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру» (16, с.47).
Флерина высказывается о народной игрушке так: «Величайшая правда и острота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых… В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение, - в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро» (18, с.86). Этими словами о народной игрушке сказано многое.
Очень ярки по окраске городецкая и дымковская игрушки. Они бодрые, жизнерадостные. Интересна загорская игрушка – кони на колёсиках с хвостами из пакли. Богородская игрушка близка детям по своим сюжетам, образам, она даёт ребёнку представление о животных, образы которых представлены выразительно и естественно.
Сюжетная игрушка отражает в себе мир сказок и сказочных образов, жизненных явлений, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в реальной повседневной жизни. А.П. Усова отмечает важность макетов-игрушек и игрушек-миниатюр которые являются богатым дополнением к народным сказкам, знакомят детей с бытом во всём его многообразии.
Особенно среди игрушек хочется отметить куклу. Она передаёт образ человека – взрослого или ребёнка. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. У них развиваются нравственные чувства, приобретается эмоциональная культура. Так Е.А.Аркин считал, что куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. А.П.Усова, Р.И., А.Б.Менджерицкая в своих работах отмечали положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.
Таким образом, народная игрушка знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, учить действовать. Также она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками. Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства.
Заключение
Данное исследование было посвящено проблеме социализации детей через народные игры и игрушки, которая и являлась целью этой работы. В результате исследования был затронут вопрос о возникновении народных игр и игрушек, их месте в современной системе образования. Раскрыто понятие социализации детей, на основе которого строилась вся последующая работа.
Ссылаясь на известных педагогов-исследователей, рассмотрены и проанализированы многие народные игры, раскрыты их педагогические ценности. Также отмечено многообразие народных игрушек, выявлена их роль в воспитании и развитии детей.
Таким образом, в исследовании были решены все поставленные задачи, а цель полностью реализована. Важность народных игр и игрушек как средства социализации детей доказана.
В заключение хочется отметить, что проблема социализации детей является актуальной во все времена. Педагогам необходимо знать, на какие моменты обращать внимание при воспитании детей, какие средства использовать при этом. Бесспорно, ребёнку трудно, да, практически, и невозможно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Роль родителей, педагогов, окружения велика для этого. Помочь в этом может народное творчество, а именно: народные игры и игрушки, созданные народом, близкие детям по восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. В них есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, к социальной действительности. Через народные игры и игрушки у педагогов есть возможность воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществе детей, которые ещё в детстве постигнут первые опыты общения, взаимодействия, освоят социальные и нравственные нормы. И всё это воспитание будет базироваться на традициях родной культуры, которой порой так недостаёт в наши дни.
Многие исследователи отмечают недостаток обращения к народным играм и игрушкам в воспитательном процессе. Поэтому нужно как можно чаще прибегать к применению этих замечательных средств в повседневной практике педагогов дошкольных учреждений, использовать все педагогические ценности и возможности народных игр и игрушек с целью знакомства детей с социальной действительностью.
Использованная литература
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание в семье от года до зрелости.- Изд.2-е- М.: Учпедгиз, 1957.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1983.
3. Г.Гришина. Не забывайте народные игры //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2.
4. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
5. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада /Сост А.В. Кенеман; Под ред. Т.И Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.
6. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
7. И.А.Качанова. Народные игры в содержании образования в дошкольном учреждении //Источник: информационно-методический и научно –педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования, 2002.- № 4.
8. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. средн.пед.учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.
9. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л.Новосёловой [и с предисл]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
10. Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т.6. - М.: АПН РСФС, 1959.
11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада /Под. ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.
12. А.Локшин. Игрушки древнего мира //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 3.
13. С.Л.Новосёлова. О новой классификации игр //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3.
14. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: Сфера, 1998.
15. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся /Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
16. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей дет. садов. Изд.3-е.- М.: Просвещение, 1972.
17. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – Спб.: - Детсво-Пресс, 2000.
18. Флерина Е.А. Игра и игрушка: Пособие для воспитателя дет. сада: Сборник статей / Под ред. и с предисл. В.Д.Менджерицкой, послесл. Е.Г. Батуриной. – М.: Просвещение, 1973.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.
Возрастная психология | |
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Содержание ВВЕДЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ? 4ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА СЕГМЕНТ 1. 2.1 О младенцах от 0 до 2-х лет ... Вот и может взрослый помочь малышу, потренировать его в доставании игрушек. Можно помочь развитию этого зародыша, если вместе с предметами и игрушкам, в которых зафиксирован способ действия (машина, кукла, заяц), давать и игрушки со множеством значений ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Кафедра педагогики и методик дошкольного ... Все понятия воспитания, социализации, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка предполагают неравенство отношений "ребёнок-взрослый". Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа |
Теория и методика обучения праву | |
Учебник для вузов Е.А. ПЕВЦОВА ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для ... Из практики каждый учитель знает о том, как важно постоянно знакомиться с опытом работы коллег в области правового обучения и воспитания, обращать внимание на результаты ... В зарубежной педагогике XX в. этот подход был связан в первую очередь с движениями европейского "нового воспитания" и "прогрессивного воспитания" в США. |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
Специальная педагогика | |
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Под редакцией Н.М. НАЗАРОВОЙ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по ... В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые ... Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
Коррекционная педагогика. Возрастная психология | |
ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ В.П. Кащенко - выдающегося психоневролога, педагога, основоположника коррективной педагогики (к 130-летию со дня рождения ... Кафедра создана в феврале 1996 г., когда О.В. Трошина как молодого доктора медицинских наук (30 лет), занимавшегося взрослой и детской психоневрологией, психодиагностикой и ... Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: учебное пособие |