Курсовая работа: Механизм привода поворотной части робота
Министерство высшего и профессионального образования РФ
Ижевский государственный технический университет
Воткинский филиал
Кафедра «Техническая механика»
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту по курсу «Детали машин»
Вариант Т-7-5: «Механизм привода поворотной части робота»
Выполнил: студент Бегеев А. М.
группа Т–712
Руководитель проекта: Юрченко С. А.
2002
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
2 КИНЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
2.1 Выбор электродвигателя
2.2 Определение передаточных чисел привода
2.3 Определение вращающих моментов на валах привода
3 РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
3.1 Выбор твердости, термической обработки и материала колес
3.2 Допускаемые напряжения
3.3 Расчет межосевого расстояния
3.4 Предварительные основные размеры колес
3.5 Диаметры валов
3.6 Модуль передач
3.7 Суммарное число зубьев и угол наклона
3.8 Число зубьев шестерни и колеса
3.9 Фактическое передаточное число
3.10 Диаметры колес
3.11 Размеры заготовок колес
3.12 Силы в зацеплении
3.13 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
3.14 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
4 РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА РЕДУКТОРА
5 ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ ПО ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ
5.1 Определение радиальных реакций
5.2 Определение осевых нагрузок
6 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
7 ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определятся уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.
В данном проекте разрабатывается привод поворотной части робота, состоящий из поворотной колонны и редуктора.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Назначение редуктора – понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим.
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Рис. 1. Кинематическая схема привода

Рис. 2. График загрузки
2 КИНЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
2.1 Выбор электродвигателя
Потребную мощность электродвигателя определим по формуле:

где ![]()
Здесь
– КПД цилиндрической
передачи;
– КПД пары подшипников качения;
– КПД соединительной муфты.
Вычисляем общий КПД привода:
![]()
Потребная мощность электродвигателя:
.
Определим частоту вращения вала электродвигателя по формуле
,
где
,
– передаточные числа
тихоходной и быстроходной ступеней, соответственно.
Рекомендуемые значения
передаточных чисел
принимаем по таблице 1.2 [1],
получаем:
![]()
![]()
Вычисляем частоту вращения электродвигателя:
![]()
По справочнику [2] подбираем электродвигатель 4А112МА8 со следующими характеристиками:
![]()
![]()
2.2 Определение передаточных чисел привода
Определим окончательное общее передаточное число привода по формуле:

получим
![]()
Полученное расчетом общее передаточное число распределим между ступенями привода, пользуясь соотношениями, приведенными в таблице 1.3 [1]:
![]()

где
– передаточное число
редуктора, в нашем случае равное
.
Вычисляем передаточные отношения ступеней
![]()

2.3 Определение вращающих моментов на валах привода
Частота вращения вала
колеса тихоходной ступени ![]()
.
Частота вращения вала
колеса быстроходной ступени ![]()
.
Момент на приводном валу ![]()
.
Момент на валу колеса
быстроходной ступени редуктора ![]()
.
3 РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
3.1 Выбор твердости, термической обработки и материала колес
Для колес быстроходной ступени выберем сталь 40ХН и термическую обработку по II варианту [1] – т.о. колеса – улучшение, твердость HB 269…302; т.о. шестерни – улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности HRC 48…53.
Для колес тихоходной ступени выберем тоже сталь 40ХН и термическую обработку по I варианту [1] – т.о. колеса – улучшение, твердость HB 235…262; т.о. шестерни – улучшение, твердость HB 269…302.
3.2 Допускаемые напряжения
Расчет передач проведем по допускаемым напряжениям

и 
соответствующим длительной контактной и изгибной выносливостям:
и
– пределы выносливостей;
и
– коэффициенты безопасности по
контактным (индекс ) и изгибным (индекс F) напряжениям.
Допускаемые контактные
напряжения и напряжения изгиба определим отдельно для колеса
,
и шестерни
,
.
Значения
и
принимаем по таблице 2.2
[1], в которой
и
– средняя твердость для двух
предельных значений, приведенных в вариантах т.о. и в таблице 2.1.
Для тихоходной ступени принимаем
![]()
,
и получаем следующие значения
для колеса
;
,
для шестерни
;
,
для быстроходной ступени принимаем
![]()
![]()
![]()
,
и получаем следующие значения
для колеса
![]()
![]()
для шестерни
![]()
.
Для зубчатых передач при II варианте т.о. определяют расчетное допускаемое контактное напряжение
![]()
это напряжение не должно
превышать
.
Вычисляем
![]()
условие
.
выполняется. В расчетную
формулу вместо
подставим меньшее из значений
и
,
следовательно, для дальнейших расчетов будем использовать, следующие значения
допустимых напряжений:
для тихоходной ступени
;
,
для быстроходной ступени
;
.
3.3 Расчет межосевого расстояния
Межосевое расстояние определяется по формуле:

где коэффициент
– для
косозубых колес.
Коэффициент концентрации
нагрузки
принимаем
для прирабатывающихся колес при переменной нагрузке:
![]()
где
– начальный коэффициент
концентрации нагрузки;
– коэффициент режима нагрузки.
При ступенчатом графике
режима нагружения коэффициент
вычисляем по формуле:

где
– момент при i-м режиме
нагружения;
– наибольший момент из числа
длительно действующих;
– время работы передачи (ч) при
i-м режиме;
– время работы передачи, ч.
Вычисляем коэффициент режима нагрузки

Начальный коэффициент
концентрации нагрузки
принимаем по таблице 2.3 [1] в
зависимости от коэффициента
. Так как ширина колеса
и диаметр
шестерни
ещё
не определены, коэффициент
определяем ориентировочно:
,
где коэффициент
принимаем из
ряда стандартных чисел в зависимости от положения колес относительно опор,
равным:
для тихоходной передачи, при консольной расположении колес
,
для быстроходной передачи, при симметричном расположении колес
.
Вычисляем коэффициенты для передач:
;
![]()
По таблице 2.3 [1] в
зависимости от коэффициента
находим
.
Получаем
;
.
При коэффициенте
целесообразно
применять колеса с бочкообразными зубьями, для которых
, тогда получим
;
.
Вычисляем коэффициенты концентрации нагрузки
;
.
– эквивалентный момент на колесе,
где
– коэффициент долговечности.
Здесь:
– коэффициент
эквивалентности, зависящий от режима нагружения;
– коэффициент циклов, учитывающий
различие в числе циклов нагружений зубчатых колес в разных ступенях передач;
– базовое
число циклов нагружений.
При ступенчатом графике режима нагружения коэффициент эквивалентности
,
где
;
;
и
определяются также как
и при вычислении коэффициента режима
.
Базовое число циклов нагружения
;
.
Число циклов нагружения
,
где
– число зацеплений
колеса;
– время работы передачи,
определяется так
,
где
– срок службы привода;
– коэффициент годовой загрузки
привода;
– сменность работы привода;
– коэффициент сменной загрузки
привода.
Вычисляем числа циклов нагружения


Вычисляем коэффициент эквивалентности
.
Вычисляем коэффициенты долговечности
, принимаем
;
.
Вычисляем эквивалентные моменты на колесах
;
.
Вычисляем межосевые расстояния


Вычисленные межосевые расстояния округляем в большую сторону до стандартных значений и окончательно получаем:
;
.
3.4 Предварительные основные размеры колес
Делительный диаметр зубчатых колес
;
.
Ширина зубчатых колес
.
Вычисляем основные размеры колес
;
;
;
;
;
.
3.5 Диаметры валов
Диаметры различных участков валов редуктора определим по формулам:
для быстроходного вала
;
;
,
для промежуточного вала
;
;
;
;
,
для тихоходного вала
;
;
;
,
где
– высота буртика;
– фаска подшипника;
– размер фаски
принимаемые в зависимости
от диаметра
посадочной
поверхности.
Вычисляем диаметры валов и округляем их в ближайшую сторону до стандартных значений:
быстроходный вал
принимаем
;
;
принимаем
;
;
принимаем
,
для промежуточного вала
принимаем
;
;
принимаем
;
;
принимаем
;
.
тихоходный вал
принимаем
;
;
принимаем
;
;
принимаем
;
.
3.6 Модуль передач
Модуль передач определим по формуле:
,
где коэффициент
– для
косозубых колес.
– эквивалентный момент на колесе,
где
– коэффициент
долговечности.
Здесь:
– базовое число циклов
При ступенчатом графике режима нагружения коэффициент эквивалентности
,
где
при т.о. колес –
улучшение.
Вычисляем коэффициент
эквивалентности ![]()

Вычисляем коэффициенты
долговечности ![]()
, принимаем
;
, принимаем
.
Вычисляем эквивалентные
моменты на колесах ![]()
;
.
Вычисляем модули передач
;
.
Значения модуля, полученные расчетом, округляем до стандартной величины и получаем
;
.
3.7 Суммарное число зубьев и угол наклона
Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес

Вычисляем
;
.
Суммарное число зубьев
![]()
Вычисляем суммарное число зубьев
;
.
Определяем действительное значение угла
;
Вычисляем
;
.
3.8 Число зубьев шестерни и колеса
Число зубьев шестерни

Вычисляем числа зубьев шестерен
;
.
Для косозубых колес ![]()
Вычисляем минимально допустимое число зубьев
;
.
Условие
![]()
выполняется для обеих передач.
Число зубьев колеса
![]()
Вычисляем числа зубьев колес
;
.
3.9 Фактическое передаточное число

Вычисляем фактические передаточные числа
;
.
Общее передаточное число привода

Отклонение от заданного передаточного числа

Условие
![]()
выполняется.
3.10 Диаметры колес
Делительные диаметры
:
шестерни
;
колеса
;
Диаметры окружностей
вершин
и
впадин
зубьев
;
;
;
,
где
и
– коэффициенты смещения
у шестерни и колеса;
– коэффициент воспринимаемого
смещения.
Вычисляем диаметры колес и полученные результаты заносим в таблицу 1.
Делительные диаметры
шестерен ![]()
;
.
Делительные диаметры
колес ![]()
;
.
Диаметры окружностей
вершин зубьев ![]()
;
;
;
.
Диаметры впадин ![]()
;
;
;
.
Параметры зубчатых колес Таблица 1
| Параметр |
|
|
|
|
| Число зубьев | | | | |
| Модуль, мм | | | ||
| Угол наклона, град | ¢¢¢ | ¢¢¢ | ||
| Делительный диаметр, мм | | | | |
| Диаметр впадин, мм | | | | |
| Диаметр вершин зубьев, мм | | | | |
| Межосевое расстояние, мм | | | ||
| Ширина венца, мм | | |
3.11 Размеры заготовок колес
Чтобы получить при термической обработке принятые для расчета механические характеристики материала колес, вычислим предельные размеры заготовок и проверим выполнение условий
;
;
Диаметр заготовки
;
для колеса с выточками принимаем меньшее из
;
,
для колеса без выточек
.
По таблице 2.1 [1] находим следующие предельные размеры заготовок
электродвигатель привод вал
для
,
,
–
;
;
для
–
;
.
Вычисляем размеры заготовок
для
(без выточки)
;
,
для
(с выточкой)
;
,
для
(без выточки)
;
,
для
(с выточкой)
;
![]()
проверяем условия
и
– все
выполняются.
3.12 Силы в зацеплении
Окружная сила ![]()
;
Радиальная сила ![]()
;
Осевая сила ![]()
.
Вычислим уточненные крутящие моменты и частоты вращения
;
;
;
;
;
Вычисляем силы в зацеплениях и результаты заносим в таблицу 2.
;
;
;
;
;
.
Силы в зацеплении, в Н Таблица 2
| Ступень |
Окружная сила |
Радиальная
сила |
Осевая сила |
Крутящий момент
|
Частота вращения
|
| Быстроходная | | | | | |
| Тихоходная | | | | | |
3.13 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса определим по формуле
;
в зубьях шестерни по формуле
.
Степень точности передач принимаем по таблице 2.5 [1] в зависимости от окружной скорости колеса (м/с)
;
Вычисляем окружные скорости колес
;
.
По таблице 2.5 [1] принимаем 9-ю степень точности для всех колес.
Для косозубых колес при
выбранной степени точности коэффициент
.
Коэффициент концентрации
нагрузки
принимаем
для прирабатывающихся колес по формуле
,
где
– начальный коэффициент
концентрации нагрузки;
– коэффициент режима.
По таблице 2.6 [1] в
зависимости от
принимаем
;
;
;
.
Вычисляем коэффициенты
концентрации нагрузки ![]()
;
.
Коэффициент динамической
нагрузки
принимаем
по таблице 2.7 [1]
.
Коэффициент
вычисляют по
формуле
.
Вычисляем коэффициенты ![]()
;
.
Коэффициенты формы зуба
принимаем по
таблице 2.8 [1]
;
;
;
.
– эквивалентная окружная сила.
Вычисляем эквивалентную
окружную силу ![]()
;
.
Вычисляем напряжения изгиба действующие в передачах
для колес


для шестерен
;
.
Все условия
![]()
выполняются.
Проверим зубья колес на
статическую прочность по кратковременно действующим пиковым моментам ![]()
![]()
Значение
берем из таблицы 2.2
[1]
– при т.о. колеса улучшение;
– при сквозной закалке зубьев
ТВЧ.
Получаем
для ![]()
;
для
и ![]()
;
для ![]()
.
Вычисляем напряжения изгиба при кратковременно действующих пиковых моментах
;
;
;
.
Все условия
![]()
выполняются.
3.14 Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
Расчетное контактное напряжение определим по формуле
,
где для косозубых колес
;
. Коэффициент
принимаем по
таблице 2.9 [1] и получаем
.
Вычисляем контактные напряжения, действующие в колесах


Условия
![]()
выполняются.
Проверим зубья колес на
статическую прочность при кратковременных действующих пиковых моментах
по формуле
.
Значения
берем из таблицы 2.2
[1]
– при т.о. колеса улучшение;
– при сквозной закалке зубьев
ТВЧ.
Получаем
для ![]()
,
для
и ![]()
,
для ![]()
.
Вычисляем контактные напряжения при кратковременно действующих пиковых моментах
;
.
Все условия
![]()
выполняются.
4 РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА РЕДУКТОРА
Чтобы поверхности
вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между
ними оставляют зазор
, который определяют по формуле
,
где
– наибольшее расстояние
между внешними поверхностями деталей передач, мм.
Вычисляем зазор ![]()
.
Толщину стенки
, отвечающую
требованиям технологии литья и необходимой жесткости корпуса редуктора,
рекомендуется определять по формуле
,
где
– вращающий момент на
тихоходном валу,
.
Вычисляем толщину стенки ![]()
принимаем
.
Радиусы для сопряжения стенок корпуса редуктора определим по соотношению
; ![]()
где
– радиус внутреннего
сопряжения, а
– наружного.
Вычисляем радиусы
и ![]()
;
.
Предварительно выберем
для обеих опор роликовые конические подшипники средней серии
со следующими характеристиками:
;
;
;
;
;
;
;
.
Требуемая долговечность подшипников в часах
![]()
полученное значение
округляем по таблице 70 [3] до
.
5.1 Определение радиальных реакций
Радиальная реакция
подшипника
считается
приложенной к оси вала в точке пересечения с ней нормалей, проведенных через
середины контактных площадок. Для роликовых конических подшипников расстояние
«а» между этой точкой и торцом подшипника определяется по формуле:
,
где
– монтажная высота
кольца;
– диаметр внутреннего кольца
подшипника;
– диаметр наружного кольца
подшипника;
– коэффициент осевого нагружения.
Вычисляем расстояние «а»
.
С учетом монтажной высоты
кольца
и
расстояния «а» построим расчетную схему для определения радиальных сил
действующих на подшипники (рис. 3).

Рис. 3. Схема к определению реакций опор
Приведем плоскости действия известных сил к двум взаимно перпендикулярным плоскостям. Реакции опор определим из условия равновесия всех сил относительно каждой опоры.
Плоскость X–X
;
, откуда реакция
равна
.
;
, откуда реакция
равна
.
Плоскость Y–Y
;
, откуда реакция
равна
.
;
, откуда реакция
равна
.
Результирующие радиальные силы, максимально длительно действующие на подшипники, вычислим по формуле
,
где
и
– соответственно
горизонтальная и вертикальная составляющие радиальной силы.
;
.
5.2 Определение осевых нагрузок
Результирующая осевая сила, действующая на подшипники от косозубых зубчатых колес равна
.

Рис. 4. Схема нагружения подшипников
При установке вала на
радиально-упорных подшипниках осевые силы
, нагружающие подшипники, находят
с учетом осевых составляющих S от
действия радиальных сил
:
для конических роликовых подшипников
,
где
– коэффициент осевой
нагрузки.
Вычисляем осевые
составляющие ![]()
;
.
В таблице 7.2 [1] исходя
из условий нагружения
;
получаем формулы для вычисления
и
:
;
.
Вычисляем осевые силы
, нагружающие
подшипники
;
.
Эквивалентную
динамическую нагрузку
для подшипников определим по
формуле
,
где
и
– коэффициенты
радиальной и осевой нагрузок;
– коэффициент вращения;
– коэффициент безопасности;
– коэффициент, зависящий от
рабочей температуры подшипника.
Вычисляем эквивалентные
динамические нагрузки ![]()


Требуемую грузоподъёмность подшипников определим по самой нагруженной опоре 2 по формуле
,
где
– частота вращения
кольца, мин-1;
для роликовых подшипников
.
Требуемая
грузоподъёмность подшипников
равна
.
Так как
,
то предварительно намеченный подшипник подходит.
6 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
При расчете примем, что насаженные на вал детали передают силы и моменты валу на середине своей ширины.
Под действием постоянных по величине и направлению сил во вращающихся валах возникают напряжения, изменяющиеся по симметричному циклу.
Построим расчетную схему для II вала: нанесем на неё все внешние силы нагружающие вал (рис. 5).
Расчет произведем в форме проверки коэффициента запаса прочности. Для каждого из установленных предположительно опасных сечений определим расчетный коэффициент запаса прочности «S» и сравним его с допускаемым значением [S], которое обычно принимают [S]=1,3…2.
,
где
и
– коэффициенты запаса
по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям:
– для напряжений изменяющихся по
симметричному циклу.

Здесь
и
– амплитуды напряжений
цикла;
– среднее напряжение цикла.
;
.
Напряжение в опасных сечениях определим по формулам
;
,
где
– результирующий
изгибающий момент;
– крутящий момент;
и
– осевой и полярный моменты сопротивления
сечения вала.

Рис. 5. Расчетная схема II вала
Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении
;

где
и
– пределы выносливости
гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения;
и
– коэффициенты концентрации
напряжений для данного сечения вала.
Значения
и
находят по
зависимостям:
;
,
где
и
– эффективные
коэффициенты концентрации напряжений;
– коэффициент влияния абсолютных
размеров поперечного сечения;
– коэффициент влияния
шероховатости;
– коэффициент влияния
поверхностного упрочнения.
Коэффициент влияния асимметрии цикла для рассматриваемого сечения вала
,
где
– коэффициент
чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений.
По эпюрам эквивалентного
момента
(рис.
5) видно, что самым опасным сечением является сечение 1–1.
Материал вала выберем
сталь 45 со следующими характеристиками: HB 270,
;
;
;
;
;
.
Осевой
и полярный
моменты
сопротивления сечения 1‑1
;
.
где
– диаметр сечения
равный 40 мм.
Вычисляем моменты сопротивления
;
.
Вычисляем напряжения в опасном сечении
;
,
По таблицам 10.3…10.6 [1] находим значения следующих коэффициентов
;
; при
;
.
; при
.
– без упрочнения.
Вычисляем коэффициенты концентрации напряжений
при ![]()
;
при ![]()
.
Вычисляем коэффициент влияния асимметрии цикла
.
Вычисляем пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении
;
.
Вычисляем коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям
;
.
Вычисляем коэффициент запаса прочности
.
Запас прочности обеспечен достаточный так как
.
7 ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
Рекомендуется назначать одинаковые шпонки для всех ступеней вала исходя из ступени наименьшего диаметра, имеющего шпоночный паз. Наличие на одном валу шпоночных пазов, одинаковых по сечению и длине, улучшает технологичность конструкции вала.
Предварительно выберем сечение шпонки, рекомендуемое ГОСТ 23360‑78, исходя из величины диаметра вала.
Получаем шпонку 12´8´40 ГОСТ 23360‑78.
Проверим рабочие грани шпонки на смятие. Условие прочности на смятие
,
где
– наибольший
допускаемый крутящий момент;
– диаметр вала;
– рабочая длина шпонки;
– выступ шпонки от шпоночного
паза;
– допускаемое напряжение на
смятие.
Вычисляем наибольший
допускаемый крутящий момент ![]()
![]()
так как наибольший
продолжительно действующий крутящий момент на валу
, то выбранная шпонка проходит
проверку на смятие
![]()
Проверим шпонку на срез. Условие прочности сечения шпонки на срез
,
где
– ширина шпонки;
– допускаемое напряжение на срез.
Вычисляем наибольший
допускаемый крутящий момент ![]()
,
так как
, то выбранная шпонка
проходит проверку на срез.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин. ‑М.: Высшая школа, 1985.
2. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник/ под ред. Кравчика А. Э., Шлафа М. М. и др. ‑М.: Энергоиздат, 1982.
3. Справочник конструктора-машиностроителя/ под ред. Анурьева В. И. т. 2 – М.: Машиностроение, 1982.