Контрольная работа: Предвыборная агитация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Юридический институт

Кафедра государственного и муниципального права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Тема: Предвыборная агитация

Выполнил: студент

Ст.гр. ЮВ-09-1

Питерская С.Э.

Проверил:

к.ю.н. Шемелин А.В

ЧИТА - 2011


Содержание

 

Вопрос 1. Предвыборная агитация

Вопрос 2. Назначение муниципальных выборов и их организация

Список использованной литературы


Вопрос 1. Предвыборная агитация

Под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объедений, избирательных блоков, общественных объедений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях).

Субъектов агитационной деятельности можно разделить на две группы:

1)  общие субъекты- граждане РФ, общественные объединения, в том числе политические партии;

2)  специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объедения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.

Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.

Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

Федеральный закон об основных гарантиях наряду с субъектами агитационной деятельности выделяет субъектов, которые не могут участвовать в агитации: члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объедения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, или с использованием преимуществ должностного или служебного помещения.

Сроки проведения агитации

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до голосования. Следовательно, до регистрации кандидата (списка кандидатов) любая деятельность содержащая признаки предвыборной агитации и исходящая от кандидата (избирательного объединения, избирательного блока) или всего поддержку, рассматривается как неправомерная.

В течение трех дней до голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.

В день голосования агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий в установленном порядке, сохраняются на прежних местах.

60 Федеральный закон об основных гарантиях предусматривает несколько форм проведения предвыборной агитации:

1)  через средства массовой информации;

2)  путем проведения массовых мероприятий;

3)  путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов;

4)  в иных установленных законом формах.

Предвыборная агитация через средства массовой информации. Все средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях делятся на две группы:

1)  средства массовой информации первой группы - средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, средства массовой информации, которые финансируются не менее 15 % за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов за счет средств, выделенных федеральными, региональными органами власти, органами местного самоуправления, - данные категории средств массовой информации бесплатно и Ра равных условиях предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время и печатную площадь;

2)  средства массовой информации второй группы – иные средства массовой информации не попадающие под признаки первой группы, - могут предоставить эфирное время и печатную площадь на договорной основе. Оплата зарегистрированным кандидатам, избирательными объединениям (блоками) эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях, путем полной предоплаты и исключительно через соответствующие избирательные фонды

Электронные средства массовой информации (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) первой группы обязаны бесплатно предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время в период, когда теле- и радио программы собирают наибольшую аудиторию. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», распределение бесплатного эфирного времени происходит по завершении регистрации кандидатов (списков кандидатов) путем жеребьевки, проводимой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений (блоков), представителей средств массовой информации. В результате жеребьевки определяются даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов избирательных объединений (блоков), зарегистрированных кандидатов, региональных групп кандидатов. По результатам жеребьевки избирательной комиссией утверждается график предоставления бесплатного эфирного времени, который публикуется в печати.

Расходы электронных средств массовой информации, связанные с предоставлением, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования.

Электронные средства массовой информации первой группы также обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений (блоков). Каждый кандидат, избирательное объединение (блок) вправе получить из общего объема эфирного времени выделяемого для предвыборной агитации, время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков).

В информационных блоках электронных средств массовой информации как первой так и второй группы не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку), в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.

Редакции периодических печатных изданий первой группы обязаны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями (блоками).указанные издания предоставляют печатные площади как бесплатно (в пределах, устанавливаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации), так и за плату.

Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях и оплачиваемых из средств избирательного фонда, кандидата, избирательного объединения (блока), должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) была произведена оплата соответствующей публикации. В случае, если публикация материалов была осуществлена бесплатно, в публикации должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку) была предоставлена возможность размещения соответствующей публикации.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы. Такие материалы должны содержать наименования и адреса организации (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество, лица), заказавшей изготовление данных материалов, информацию об их тираже и о дате выпуска. Распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов). Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных (блоков) не допускаются.

Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования.

Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов.

Предвыборная агитация возможна путем организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Право их проведения принадлежит зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), группам избирателей. Этому праву корреспондирует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления содействовать им в организации массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность при их проведении.

Заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. Заявления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон об основных гарантиях содержит ограничения, направленные на недопустимость злоупотреблений правом на предвыборную агитацию:

1)  не допускается злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации;

2)  кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей путем:

вручения им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение организационной работы,

проведения льготной распродажи товаров,

бесплатного распространения любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании,

предоставления услуг безвозмездно или на льготных условиях,

воздействия на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ.

В случае злоупотребления зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением (блоком) свободой массовой информации, избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением (блоком) иных правил проведения предвыборной агитации избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку) либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). Нарушение правил ведения предвыборной агитации может служить основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Вопрос 2. Назначение муниципальных выборов и их организация

предвыборная агитация муниципальный выборы

Особенностью отношений по выборам в органы местного самоуправления является то, что они в сфере особой формы публичной власти – местного самоуправления. Местное самоуправление – это гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления, через которые население осуществляет решение вопросов местного значения, не входят в систему органов государственной власти. Основные из этих органов избираются непосредственно населением, и порядок выборов в эти органы регулируется избирательным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании в муниципальном образовании избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. В случае, если уставом муниципального образования, он также избирается в соответствии с нормами избирательного права.

Избирательными отношениями не являются и, следовательно, не подпадают под действие избирательного права случаи, когда уставом муниципального образования предусмотрены выборы главы муниципального образования представительны органом местного самоуправления из своего состава, а также, когда уставом местного самоуправления предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органы местного самоуправления (в т.ч., выборы главы местного самоуправления) собранием (сходом) граждан.

Назначение выборов в представительный орган местного самоуправления осуществляется самим представительным органом или главой муниципального образования, а назначение выборов главы муниципального образования – представительным органом местного самоуправления. Законы ряда субъектов Российской Федерации предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с уставом муниципального образования полномочия представительного органа местного самоуправления осуществляется собраниями (сходами) граждан, выборы главы муниципального образования назначаются законодательными (представительными) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран соответствующий орган. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Голосование на выборах должно быт проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Система источников, содержащих нормы, регламентирующие избирательные отношения по выборам в органы местного самоуправления, имеет трехуровневую структуру.

Первый (федеральный) уровень составляет федеральное законодательство. Конституция Российской Федерации определяет саму систему (сферу) местного самоуправления, закрепляет право граждан избираться и быть избранными в органы местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в регулировании отношений по выборам в органы местного самоуправления, закрепляет виды выборных муниципальных органов, принципы проведения выборов в органы местного самоуправления.

Второй (региональный) уровень регулирования – конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации определяется порядок выборов в органы местного самоуправления, могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданами пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста (возрастной ценз)

Третий (муниципальный) уровень регулирования представлен уставами муниципальных образований. В соответствии С Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным Законом об основных гарантиях нормами уставов муниципальных образований устанавливаются и регулируются:

1)  структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

2)  наименования выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

3)  сроки полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

4)  Сроки проведения выборов в местное самоуправление;

5)  Порядок составления списков избирателей;

6)  Срок и объем полномочий, порядок деятельности избирательных комиссий при проведении выборов в органы местного самоуправления;

Правом избирать и быть избранным в органы местного самоуправления обладают не может превышать 21 года граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Право избирать наступает по достижении 18-летнего возраста. Устанавливаемый минимальны возраст кандидата на выборах в органы местного самоуправления не может превышать 21 года.

В выборах в органы местного самоуправления не имеют права участвовать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования,. Такие военнослужащие не включается в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах.

Назначение выборов в представительный орган местного самоуправления осуществляется самим представительным органом или главой муниципального образования, а назначение выборов главы муниципального образования – представительным органом местного самоуправления. Решение о назначение выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран соответствующий орган. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Голосование на выборах должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

В списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления включаются граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. Списки избирателей составляются муниципальными избирательными комиссиями на основании сведений об избирателях, представляемых уполномоченными в соответствии с уставом муниципального образования вести регистрацию (учет) избирателей органами и должностными лицами местного самоуправления. Избиратель включается в список на одном избирательном участке.

Выдвижение кандидатов в депутаты представительным органом местного самоуправления осуществляется непосредственно избирателями и избирательными объединениями, избирательными блоками.

Таким образом, выборы в органы местного самоуправления представляют собой межотраслевой институт, регулируемый нормами избирательного и муниципального права. Правом избирать и быть избранным в органы местного самоуправления обладают, граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Устанавливаемы минимальный срок кандидата на выборах в органы местного самоуправления не может превышать 21 года.


Список использованной литературы

 

Нормативные акты

1.  Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.].

2.  Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства РФ: 1999. – № 42.

3.  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства РФ: 2003. – № 40. – Ст. 3822.