Доклад: Стиль саморегуляции произвольной активности лыжника-гонщика в спорте высших достижений

Специфическими сторонами психической активности являются "сознание" и "действие" [4], а активность спортсмена как индивида, личности и индивидуальности осуществляется в форме действия, т.е. различных видов активности и регулируется сознанием в форме процессов саморегуляции различных видов активности. Разграничение двух сторон психической активности относитель но, одна предполагает другую и не существует без нее. Обобщенная схема взаимодействия человека с миром в случае конкретного субъекта может быть представлена следующим образом: субъект-индивидуальный стиль саморегуляции активности-индивидуальный стиль (реализация) активности-требования действительности. Исходя из этого, индивидуальный стиль определяется как индивидуально-типическое своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека [2].

Большинство современных исследований в спорте посвящено изучению именно индивидуального стиля реализации, а не регуляции активности, компонентами которой в зависимости от ее вида являются индивидуальные приемы, способы, формы поведения, общения, познания, практических действий спортсмена. Стилевые проявления регуляторных процессов произвольной активности спортсмена до сих пор не стали предметом систематического исследования в спортивной деятельности , хотя их регуляторное значение подчеркивается многими специалистами.

С учетом изложенного одной из целей психолого -педагогических исследований в спорте высших достижений должен быть анализ закономерностей оптимизации деятельности и конкретных действий. Кардинальный путь к этому лежит через усовершенствование компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности [1].

Исследования деятельности спортсменов высшей квалификации дают уникальные возможности для выявления феномена индивидуального стиля саморегуляции в его наиболее развитых формах, так как особую значимость в успешной подготовке спортсменов приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства специальной и общей подготовки, сознатель но подчиняться принятым планам и корректировать их в зависимости от результатов различных этапов подготовки. Успешность выступления лыжников-гонщиков, как и представителей других видов спорта, в ответственных соревнованиях зависит от умения программировать цели и средства специальной подготовки, сознательно подчинять поведение и образ жизни принятым планам. Высокая значимость индивидуальной развитости этих процессов и в общем процессе подготовки, и в специальной деятельности, постоянная направленность лыжников на их совершенствование создают предпосылки более полного и точного осознания и самооценки особенностей саморегуляции спортсменов.

С целью изучения стиля саморегуляции произвольной активности в 1996 - 1998 гг. проведено комплексное исследование лыжников-гонщиков, членов сборной команды РФ (7 человек, имеющих спортивную квалифика цию МСМК, г. Тюмени). Его езультаты согласуются с некоторыми ранее проведенными исследованиями [3] и позволяют сделать следующее заключение.

Индивидуальный стиль саморегуляции характеризует общий целостный индивидуальный стиль произвольной активности со стороны типичных для спортсмена особенностей самоорганизации произвольной активности, в которых интегрировано влияние личностных переменных и внешних условий на особенности достижения поставленных и принятых субъектом целей. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом спортсмен планирует и программирует свои действия, в какой мере он способен при этом учитывать значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, какова индивидуальная развитость процессов контроля, оценки и коррекции своих действий, а также насколько он при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств и т.д.

Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности спортсмена характеризуется стилевыми особенностями целостной системы саморегуляции (степенью ее индивидуальной развитости и взаимосвязанности реализующих ее регуляторных процессов), а также стилевыми особенностями ее звеньев (индивидуальной спецификой регуляторного профиля, относительной выраженностью в общей структуре саморегуляции отдельных регуляторных процессов, моделирования условий, программирования, контроля и коррекции своей произвольной активности). Личностные характерологические переменные детерминируют индивидуальную специфику регуляторного профиля выраженности отдельных регуляторных процессов. Внешние условия и специфика спортивной деятельности, в которой реализуется стиль, позволяют определить стилевые особенности регуляторики, способствующие успеху в спортивной деятельности и нуждающиеся в компенсации по мере формирования стиля для обеспечения необходимой субъекту успешности.

На основе структурных характеристик (индивидуаль ный уровень развитости целостной системы саморегуляции, характер индивидуального регуляторного профиля) выделены гармоничный и акцентуированный типы стилей саморегуляции. Гармоничные стили саморегуляции, включающие в свою структуру высокоразвитые и взаимосвязанные стилевые особенности регуляторики, выступают существенной предпосылкой достижения высокой успешности. Такие стили саморегуляции чаще развиваются в видах спортивной деятельности с предельно высокими требованиями к развитости саморегуляции и могут быть сформированы вне непосредственной зависимости от личностного типа при условии высокой мотивации к достижению успеха и наличия специальных способностей. Общий же низкий уровень, слабая сформированность основных процессов саморегуляции становятся препятствием для достижения высокой успешности в спортивной деятельности.

Акцентуированный стиль саморегуляции характери зуется различной степенью развитости отдельных регуляторных процессов. Специфика индивидуального профиля детерминируется развитостью регуляторно-лично стных свойств (самостоятельностью, гибкостью, надежностью и др.). При наличии выраженной индивидуальной специфики в профиле саморегуляции и несовпадении ее с регуляторной спецификой деятельности успешность во многом будет зависеть от стремления и возможности субъекта сформировать такой стиль саморегуляции, в котором недостаточная развитость отдельных регуляторных процессов будет компенсирована другими, высокоразвитыми.

Личностная акцентуация характера обусловливает индивидуальную структуру стиля саморегуляции, но эта зависимость опосредуется спецификой и развитостью регуляторно-личностных свойств, одни из которых могут быть предпосылками формирования того или иного стиля, другие развиваться стихийно или формироваться осознанно как его новообразования в процессе достижения поставленных субъектом целей.

Список литературы

1. Ломов Б.Ф., Коссов Б.Б., Конопкин О.А. Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельностью // Познавательные процессы у спортсменов. М., 1976, т. 2, с. 9-30.

2. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль и саморегуляция произвольной активности человека // Индивидуальность в современном мире: Матер. междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 1996, ч. 1, с. 89-93.

3. Моросанова В.И. О методах прогноза надежности психологической регуляции соревновательной деятельности стрелка-пулевика: Метод. реком. М., 1984.- 24 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир //Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 255-420.

5. Т.В. Бондарчук, доктор педагогических наук, профессор, В.Н. Потапов, кандидат педагогических наук, профессор. Стиль саморегуляции произвольной активности лыжника-гонщика в спорте высших достижений.

Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена
Содержание Введение 1. Понятие агрессии 1.1 Обзор состояния вопроса о соотношении агрессии, агрессивности и спортивной деятельности 1.2 Истоки ...
В целом, специфика спорта обусловливает выполнение, спортсменами норм спортивного поведения, контролируя свои действия и эмоции [2,305-312].
Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и выраженности ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Физическая культура
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра физического воспитания и спорта КУРС ЛЕКЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОМСК - 2005 УДК ББК Курс ...
При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни и стиля детей и ...
Активность тактических действий спортсмена важный показатель спортивного мастерства.
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: учебное пособие
... личности учителей с разными стилями педагогического общения
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии 1.1. Психология и структура ...
Как уже говорилось выше, стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль ее ...
По шкале деловитость вновь на уровне тенденции (0,82) мы можем говорить, что это качество более выражено у педагогов с демократическим стилем, хотя уровень развитости качества ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Психологическая подготовка боксеров-юношей
Содержание Введение. 2 Глава 1. Психологическая и волевая подготовка боксеров юношеского возраста 5 1.1 Роль личности психолога в подготовительном ...
Общая психологическая подготовка решает задачи психического воздействия на спортсмена, направленные на формирование и развитие спортивно важных психических качеств, а также ...
Оно представляет собой сложные, целостные, проявления личности, характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно бороться до конца за достижение ...
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: дипломная работа
Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
ОГЛАВЛЕНИЕ произвольное внимание дошкольник игра ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Произвольное внимание как часть познавательной сферы дошкольника 1.1 Понятия ...
В переключении внимания, как и в действии, проявляются собственно регуляторные функции внимания - возможность произвольно оттормозить или затормозить предшествующую деятельность.
За счет этого произвольная регуляция, организованная взрослым на первых этапах развития ребенка, превращается в его саморегуляцию.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа