Лабораторная работа: Исследование эмоциональной и волевой сферы
Оглавление
1. Исследование эмоциональной сферы
1.1 Методика САН
1.2 Тест личностной тревожности Спилберга
1.3 Тест агрессивности Баса-Дарки
1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина
2. Исследование волевой сферы
2.1 Тест ВСК
2.2 Исследование субъективного контроля
2.3 Исследование настойчивости
2.4 Исследование импульсивности
1. Исследование эмоциональной сферы
Диагностическое обследование, проводилось на 2 испытуемых Н.П. – 29 лет и Е.Е. – 50 лет, с целью исследования эмоциональной и волевой сферы.
Следовательно, по каждой методике будут расписаны результаты тестирования к каждому испытуемому.
1.1 Методика САН
Цель: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения.
Описание: опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик. По содержанию эти характеристики входят в 3 группы: самочувствие, активность, настроение. По 10 пар в каждой шкале. Выраженность каждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3.
Процедура проведения: испытуемый должен оценить в баллах каждую из предлагаемых характеристик своего состояния.
Инструкция: выразите количеством баллов от -3 до 3 свое состояние, имея ввиду, что баллы 2, 3, и -2, -3 более близки к предлагаемым оценкам, а 0, 1 и -1 менее. При этом баллы 3, 2 соответствуют оценкам левого столбца, а -2, -3 – правого.
Испытуемый Н.П. Шкала самочувствие: 4,5 Шкала настроение: 6,6 Шкала активность: 4,2 |
Испытуемый Е.Е. Шкала самочувствие: 6,4 Шкала настроение: 6,8 Шкала активность: 5,1 |
Вывод
Испытуемый Н.П. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Но соотношение баллов говорит о нарастании усталости, так как самочувствие и активность снижены по отношению к настроению.
Испытуемый Е.Е. Полученные результаты свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Сниженная активность и самочувствие по отношению к настроению, говорит о начальной стадии утомления.
1.2 Тест личностной тревожности Спилберга
диагностический тревожность агрессивность настойчивость
Цель: определить степень интенсивности реактивной тревожности и частоту выраженной личностной тревожности.
Описание: данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы).
На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личностной тревожности.
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают:
«1» – никогда;
«2» – почти иногда;
«3» – часто;
«4» − почти всегда.
Испытуемый Н.П. Шкала реактивной тревожности: 30 Шкала личностной тревожности: 33 |
Испытуемый Е.Е. Шкала реактивной тревожности: 31 Шкала личностной тревожности: 41 |
Вывод
Испытуемый Н.П. Реактивная тревожность низкая, что свидетельствует о спокойной обстановке в данный момент. Испытуемый чувствует себя комфортно и расслабленно.
Личностная тревожность умеренная, испытуемому свойственна психоэмоциональная устойчивость, умение быстро выстраивать нужную линию поведения, способность быстро действовать, также в состоянии адекватно оценивать ситуацию, какой бы она ни была.
Испытуемый Е.Е. Реактивная тревожность умеренная, что свидетельствует о пограничном состоянии либо до стресса, либо после. Испытуемый слегка обеспокоен, но держит ситуацию под контролем.
Личностная тревожность умеренная, испытуемый не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают равновесие («выходит из себя».)
1.3 Тест агрессивности Баса-Дарки
Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии.
Описание: опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Инструкция: прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Испытуемый Н.П. |
Испытуемый Е.Е. |
||
Вид реакции | Сумма баллов, набранная испытуемым | Номинальная сумма баллов | |
Физическая агрессия | 3 | 8 | 4–6 |
Косвенная агрессия | 6 | 7 | 4–5 |
Раздражение | 5 | 5 | 4–6 |
Негативизм | 3 | 3 | 2–3 |
Обида | 0 | 4 | 4–5 |
Подозрительность | 4 | 4 | 4–6 |
Вербальная агрессия | 6 | 8 | 4–6 |
Чувство вины | 1 | 4 | 4–5 |
Вывод
Испытуемый Н.П. Агрессивность – низкая. Испытуемый может проявить физическую агрессию, только если их систематически «изводят». В остальных случаях сдерживается, даже если его ударят. Тем не менее, направляет агрессию косвенным путем, может нелестно отозваться о людях которые ему не нравятся, в крайних случаях «хлопает дверью» или «стучит кулаком по столу». Любит поспорить на повышенных тонах. На крик отвечает криком.
Враждебность – низкая. Испытуемый вполне доволен своей судьбой, отношение к людям в целом доверительное. Однако иногда ему кажется, что над ним смеются и завидуют. Но ведет себя при этом спокойно. Может раздражаться, но быстро успокаивается. Весьма терпим к чужим недостаткам, и требует к себе того же отношения. Не обидчив.
Испытуемый Е.Е. Агрессивность – высокая. Испытуемый всегда проявляет физическую агрессию, особенно если угроза направлена на его достоинство и семью. Он легко выходит из себя, при этом может ударить обидчика. Любит посплетничать о людях, которые ему не нравятся, если что-то идет не по его правилам, обижается. В приступе гнева, может схватить первую попавшуюся под руку вещь и сломать её. При этом непременно «стучит кулаком по столу» и «хлопает дверью» демонстрируя свой гнев. Если ему не нравится поведение кого-либо, может сказать все что думает. Если кто-то повысит на него голос, в ответ получит такой же ответ. При этом считает себя не агрессивным, своё поведение оправдывает «нормальной» реакцией на угрозу.
Враждебность – средняя. Испытуемый считает себя не справедливо обделенным судьбой. Но согласен с тем, что сам не всегда пользовался благоприятной ситуацией. Склонен к зависти, хотя стыдится этого и старается скрыть. К людям относится с легким недоверием. Может нагрубить тому, кто ему не нравится. Подозревает, что его обсуждают, за его спиной. Не особенно верит в то, что люди говорят правду, к «чужакам» относится настороженно. Ведет себя снисходительно по отношению к чужим недостаткам. Не любит когда им командуют, и с удовольствием нарушает правила, которые ему не нравится. При этом умудряется испытывать чувство вины. В связи с этим предпочитает завязывать дружеские отношения с начальством или вовсе не работать.
1.4 Тест нервно-психического напряжения Немчина
Цель: изучение степени нервно-психического напряжения.
Описание: Опросник состоит из 30 пунктов, каждый из которых отражает различные аспекты нервно-психического напряжения.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на 30 вопросов, выбрав вариант ответа, который соответствует его состоянию в настоящее время.
Инструкция: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком, плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть Толька одна отметка галочкой. Блоки не должны пропускаться».
Испытуемый Н.П.
Показатель | Оценка, баллы | Степень выраженности состояния |
Нервно-психическое напряжение | 37 | Слабое нервно-психическое напряжение |
Испытуемый Е.Е.
Показатель | Оценка, баллы | Степень выраженности состояния |
Нервно-психическое напряжение | 43 | Слабое нервно-психическое напряжение |
Вывод
Испытуемый Н.П. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.
Испытуемый Е.Е. Слабое нервно-психическое напряжение характеризуется незначительно выраженным (или не выраженным вовсе) состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствие с условиями ситуации.
2. Исследование волевой сферы
2.1 Тест ВСК
Цель: Методика ВСК направлена на изучение волевых качеств индивида. Предназначена для обобщённой оценки индивидуального развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.
Описание: опросник ВСК содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» от 0 до 16, по шкале «самообладание» от 0 до 13.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Инструкция: прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте «да» или «нет», долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Испытуемый Н.П. Суммарный бал ВСК: 13 Настойчивость: 7 Самообладание: 10 |
Испытуемый Е.Е. Суммарный бал ВСК: 13 Настойчивость: 8 Самообладание: 8 |
Вывод
Испытуемый Н.П. Испытуемый не всегда способен себя контролировать, в случае если начатое дело не получается, может его бросить. В зависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивость намерений. Может принять решение что-то сделать именно сейчас, но передумать в пользу более увлекательного времяпрепровождения, если дело для него не имеет высокой ценности. При этом отдает себе отчет в собственном поведении. Иногда оправдывается болезнью или непонятной слабостью. Готовы к восприятию нового, с поправкой, что это «новое» будет положительное. Подолгу колеблются в принятии решения. В связи, с чем предпочитают пользоваться готовыми решениями.
Испытуемый Е.Е. Испытуемый не всегда способен себя контролировать, в случае если начатое дело не получается, может его бросить. В зависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивость намерений. Может принять решение что-то сделать именно сейчас, но передумать в пользу более увлекательного времяпрепровождения, если дело для него не имеет высокой ценности. При этом отдает себе отчет в собственном поведении. Иногда оправдывается болезнью или непонятной слабостью. Готовы к восприятию нового, с поправкой, что это «новое» будет положительное. Подолгу колеблются в принятии решения. В связи, с чем предпочитают пользоваться готовыми решениями.
2.2 Исследование субъективного контроля
Цель: определить локус субъективного контроля.
Описание: методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень сформированности субъективного контроля как у одного, так одновременно и у нескольких человек. Данный тест представлен в виде опросника из 44 вопросов.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Инструкция: предлагаемый вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «–». Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел вам в голову.
Испытуемый Н.П.
0 _______________¦______________ 44
28
экстернальный интернальный
Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень).
Испытуемый Е.Е.
0 _______________¦______________ 44
23
экстернальный интернальный
Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень).
Вывод
Испытуемый Н.П. Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень) – приписывает ответственность собственным способностям и усилиям. Активная позиция по отношению к своему здоровью. Лучше работает в одиночестве. Активно ищет информацию и обычно осведомлен о ситуации. Благожелателен, уверен в себе и терпим.
Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.
Испытуемый Е.Е. Интернальный, внутренний локус контроль (средний уровень) – приписывает ответственность собственным способностям и усилиям. Активная позиция по отношению к своему здоровью. Лучше работает в одиночестве. Активно ищет информацию и обычно осведомлен о ситуации. Благожелателен, уверен в себе и терпим.
Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.
2.3 Исследование настойчивости
Цель: определить уровень настойчивости.
Описание: бланки с тремя наборами слов для составления предложений. Регистрируется время составления предложений.
Процедура проведения: в процессе исследования испытуемому последовательно предъявляют бланки с наборами слов и просят составить из слов предложения. Трудность составления предложений из первого и второго набора слов практически одинакова, а из третьего набора составить предложение практически невозможно, но испытуемый об этом не должен знать.
Инструкция: используя все слова набора, напечатанные на бланке, составьте осмысленное предложение. Время Вашей работы фиксируется.
Испытуемый Н.П. Уровень настойчивости Рн = 1,1 – низкий уровень.
Испытуемый Е.Е. Уровень настойчивости Рн = 1,2 – низкий уровень.
Вывод
Испытуемый Н.П. Умение и желание добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует.
Испытуемый Е.Е. Умение и желание добиваться поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия, отсутствует.
2.4 Исследование импульсивности
Цель: определить уровень импульсивности.
Описание: опросник В.А.Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов.
Процедура проведения: Испытуемому предлагают текст опросника с четырехбальной шкалой ответов по каждому вопросу.
Инструкция: предлагаемый вам опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову.
Испытуемый Н.П.
Импульсивность – 40, уровень средний, импульсивность умеренная.
Испытуемый Е.Е.
Импульсивность – 41, уровень средний, импульсивность умеренная.
Вывод
Испытуемый Н.П. Самоконтроль в общении и деятельности средний. Импульсивно реагирует только на индивидуальные раздражители. Жизнь распланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы, только если считают их стоящими.
Испытуемый Е.Е. Самоконтроль в общении и деятельности средний. Импульсивно реагирует только на индивидуальные раздражители. Жизнь распланирована только на самое ближайшее будущее. Имеют стойкие интересы, только если считают их стоящими.
Клиническая психология | |
... психологии Клиническая психология (греч. Klinike - врачевание, kline -постель, ложе) - область медицинской психологии, изучающая психические факторы ... Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия содержания заданий методики исследуемой области психических свойств ... Одномерные опросники используются для изучения какого-либо одного аспекта личности, например методики Спилбергера-Ханина (изучение реактивной и личностной тревожности), УСК ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: шпаргалка |
Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве | |
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ЗАОЧНАЯ) "ПРОБЛЕМЫ КООНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ" Сборник статей Абакарова Э.Г ... Для определения хронобиологического статуса ребенка использовали тест Хорна-Эстберга в модификации Губаревой Л.И. (2000) и оценка качества сна по 5 бальной шкале (от 1- плохо до 5 ... В исследования были использованы методики: тест-опросник Г. Айзенка, характерологический опросник К. Леонгарда, методика личностного дифференциала, методика "Полярные профили ... |
Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у ... | |
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Специальность: психология ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студентки: Сидоровой М.Е. Преодоление ... У испытуемых экспериментальной группы при повторном обследовании были получены следующие результаты: средние значения по шкалам личностной и реактивной тревожности находятся в ... При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Особенности гендерных ролей музыкантов | |
Министерство науки и образования Украины Харьковский Национальный Университет им. В.Н. Каразина Дипломная работа на тему: "Особенности гендерных ролей ... Испытуемому предлагались понятия, которые по 4-бальной шкале необходимо было оценить, в соответствии с тем, в какой степени каждое понятие описывает самочувствие в данный момент. При исследовании тревожности использовался опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина "Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности", состоящая из 2-х шкал ... |
Раздел: Рефераты по психологии Тип: дипломная работа |
Влияние профессиональной деятельности в сфере туризма на имидж ... | |
Содержание Введение 1. Профессиональная деятельность в сфере туризма и имидж личности 1.1 Понятие об имидже личности, особенности, ее формирования и ... По шкале контактности у испытуемых 11,3 балла. Значения по всем параметрам превышают средний балл шкалы, равный 4 - самочувствие - 5,5; настроение - 5,72; активность - 5,43. |
Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: дипломная работа |