Курсовая работа: Виды толкования норм права

Курсовая работа

На тему: Виды толкования норм права

 


Введение

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения общественного характера (норм права), которые в установленном порядке санкционируются или формулируются государством и обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения.

Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно влияет на общественные отношения в целях их упорядочения.

Любая деятельность, плодотворная и эффективная, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменения также не бывает без выяснения содержания правовых требований.

Реализация права, то есть превращение правовых норм в жизнь, достигаются сознательной деятельностью людей. Люди должны осознавать содержание норм, раскрывать для себя их содержание. Толкование – составная часть процесса применения правовых норм, без него невозможна их правильная реализация.

Сущность толкования норм права заключается в переводе их абстрактных предписаний на более понятный и доступный язык конкретных понятий и выводов.

Без всестороннего и глубокого понимания смысла правовых норм невозможно правовое регулирование общественной жизни, укрепление законности. Толкование норм права является необходимой предпосылкой для правосудия. Поэтому юристы большое внимание уделяют полному и все стороннему анализу современного состояния норм права в государствах с различными общественно-политическим строем, стремятся предусмотреть пути дальнейшего совершенствования развития государственно-правовых явлений.

Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или повседневного познания государственно-правовой жизни. Необходимость четкого понимания о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д. Проблема толкования правовых норм остро стоит перед законодателями и правоприменителями. Нужно учитывать важность и специфику законодательной и правоприменительной работы, построения нормально работающей правовой системы, соответствующей принципам законности, равенства всех перед законом и судом, надо весьма осторожно подходить к решению проблемы толкования нормативных правовых актов.

Цель данной работы проанализировать и систематизировать существующие мнения и ответить на вопрос о том, какая актуальность толкования, кто является субъектом толкования, сущность и значение толкования норм права, задачи толкования норм права, виды толкования норм права.



1. Общая характеристика толкования норм права

 

1.1 Понятие толкования правовых норм и его необходимость как процесса

Термин «толкование» (interpretatio) многозначен. Под толкованием зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественных явлений. В более узком смысле слова под толкованием понимаются объяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного или искусственного языка.

Термином «толкование» обозначается также совокупность значений (смыслов), которые придаются знакам естественного или искусственного языка. Таким образом, под толкованием понимается с одной стороны, определенный мыслительный (познавательный) процесс, направленный на объяснение знаковой системы, а с другой результат этого процесса, выраженный в совокупности высказываний естественного языка, придающий указанной системе определенное значение (смысл).

Некоторые ученые (например, А.С. Пиголкин, А.С. Шабуров) считают, что толкование права включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение. Они считают, что «разграничение уяснения содержания правовых норм и его разъяснения оправдано лишь в методических целях».

Уяснение-это мыслительная деятельность лица, направленная на объяснения заложенной в словесной формулировке воли законодателя. Смысл нормативного предписания уясняется «для себя». Используются при этом соответствующие приемы и способы – грамматическое (текстовое) толкование, системное толкование, историко-политическое толкование и др.

Разъяснение – это деятельность управомоченных органов и лиц, а также других субъектов, связанная с доведением до заинтересованных профессиональных групп и субъектов правореализации действительного смысла и единообразной реализации в практической работе, преодоления коллизий, нестыковок, неясностей в правоприменительной практике. Разъяснение нормативного предписания может быть официальным, зафиксированным в акте толкования управомоченного субъекта, соответственно, формально обязательным для правоприменяющих субъектов. Разъяснение нормативного предписания может быть предложено в форме рекомендаций и советов, не имеющих формального обязательного значения. Официальное разъяснение нормативного предписания обладает всеми признаками правовой формы государственной деятельности и может квалифицироваться как интерпретационный процесс.

Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях их наиболее правильной реализации.

Толкование является необходимым и очень важным элементом юридической деятельности, хотя во многих случаях этот процесс внешне незаметен, поскольку происходит зачастую автоматически, как само собой разумеющийся, без ясно выраженной цели толковать словесное выражение правовой нормы. Это объясняется тем, что толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела осуществлять правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты.[1]

Необходимость толкования норм права обусловлено их признаками, особенностями форм выражения внешне и функционирование. Неясность правовой нормы может внешне проявиться в таких формах: недостаточная определенность; недостаточная точность тех или других слов и выражений в нормативном акте; неполнота нормы, когда законодатель не принял во внимание некоторые стороны общественных отношений, что он хотел урегулировать; внутреннее противоречие самой правовой нормы.[2]

«Толкование норм права – это деятельность субъектов по осознанию и разъяснению действительного содержания правовых норм с целью обеспечения обоснованной и полной реализации их предписаний.»[3]

Предмет исследования при толковании – правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти. Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты, возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпасть и непредвиденные законодателем вновь появляющиеся факты и ситуации.

Правильное толкование норм права необходимое для всех форм реализации правовых норм – при соблюдении, использовании, выполнении, и особенно при применении норм права.

Толкование – активная, творческая и кропотливая деятельность, своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Но эта деятельность не должна быть направлена не на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне исследовать, выяснить тот смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике каждого рода общественных отношений. Кроме того интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д.

Целью толкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а познание ее для того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи. Толкование законов и других нормативные актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения. Как бы хорош закон ни был без правильного и глубокого его толкования невозможно укрепление законности. Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в жизнь.

«Необходимость толкования обусловлена такими причинами:

1.  Неполный охват юридическими нормами фактических условий жизни (например, отсутствие статьи по такой разновидности хулиганства, как радиохулиганство, дает возможность- в результате толкования – распространить на радиохулиганов действие статьи 206 Уголовного кодекса Украины);

2.  Неопределённый характер нормы права, наличие специальных, прежде всего оценочных, понятий и определений, в которых нелегко разобраться юридически неподготовленному человеку без специального толкования (например, следует разъяснить, что означают такие понятия, как «тяжкие последствия», «малозначимые деяния» и др.);

3.  Нечеткость, схематизм, ошибочность нормативных положений как результат недосмотра, халатности правотворческих органов (например, в связи с недостаточным перечислением всех признаков вины их можно установить только толкованием);

4.  Необходимость толкования норм права иногда вытекает из содержания самого нормативного акта, когда в нем встречаются выражения «и т.д.», «и т.п.», «другие» и т.п. Установить их истинное значение возможно только с помощью толкования.»[4]

 

1.2 Суть и значение толкования норм права

Суть толкования как специфической деятельности заключается в особенностях самого права как общественного явления. Данные свойства такие, что вызывают необходимость толкования. Это нормативность, общеобязательность, системность, формальная определенность, государственное принуждение.

Существенным определением норм права является их общий характер (нормативность), расширение их действия на широко кий круг субъектов и ситуаций. В то же время нормы права реализуются в конкретных действиях субъектов, применяются для конкретных ситуаций. В ходе толкования общие и абстрактные нормы переводятся на язык конкретных выражений, которые не вызывают сомнения про отношения толкованного нормативного акта к ситуации, которая подлежит юридическому разрешению. Индивидуальность отношений, случав, субъектов порождает в процессе применения к ним вопросы, на которые можно получить ответы только путем толкования.

Необходимость толкования, обусловлена также особенностями внешнего оформления норм права. Правовой акт представляет собой мысль законодателя, а любая мысль не может существовать без материи. С помощью речи она находит материальную, чувственно восприимчивую форму, становится непосредственной действительностью.

Необходимость толкования нормативных актов вызывается также применением специальных юридических терминов или терминов других отраслей знания, которое не имеют аналогов в повседневной речи. Особенности формулирования предложений, которые содержат норму права, также обуславливают необходимость толкования.

Необходимость толкования права может быть вызвана и возможными противоречиями между его формой и содержанием. В таких случаях толкование является условием познания искреннего содержания распоряжений.      Необходимость толкования норм права вытекает из такой из такого их свойства, как системность. Правовые акты регулируют общественные отношения не изолировано друг от друга, а совместно, между ними существуют определенные связи. Действительное содержание норм права в значительной мере зависит от других, логично связанных норм. Они могут сужать или расширять содержание толкуемой нормы.

Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые распоряжения остаются неизменными, в то время как общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому достаточно часто закон применяется существенно переделанным с момента его издания.

По вопросу про необходимость толкования в литературе существует несколько разных точек зрения. Высказывалась мысль, что построенные на рациональных началах законы доступные пониманию любого. Для их применения достаточно лишь одного здравого смысла. Эта точка зрения особенно была распространена в эпоху господства природного права и «просвещенного абсолютизма». Относительно другого взгляда, толкованию должны поддаваться только неясные нормы, понятные же, толкования не требуют. Эта мысль представляется спорной, потому что, для определения, является ли этот нормативный акт понятным, нужно его осознать, понять, растолковать. Наиболее распространенной является мысль, что должны толковаться все нормы права, потому что слишком велико разнообразие жизненных явлений, чтобы закон мог быть применен на практике без его толкования.

 

1.3 Основные задачи толкования норм права

Толкование должно отобразить те представления и понятия, которые связывал с данной нормой ее творец. Эти представления и понятия составляют содержание нормы и в тоже время передают мысль автора. Поэтому задачу толкования можно еще сформулировать, как «раскрытие содержания нормы», или «развитие ее содержания», или «выяснение мысли и воли законодателя».

Задача толкования:

1)  Раскрыть содержание правового акта, то, что выразил в ней законодатель.

2)  Толкование должно обеспечить правильное и одинаковое исполнение толкованной нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможности ошибки, которые могут возникнуть при применении этой нормы.

3)  Оно должно охватить юридическими нормами фактические условия жизни.

4)  Устанавливать действие правового акта.



2. Виды толкования норм права

 

2.1 Виды толкования норм права по субъектам

Разъяснение норм права, которое выражается как в форме официального акта, так и в форме не имеют формально обязательного характера рекомендаций и советов, составляет другую сторону толкования. Толкование – составная часть применения нормы. Поскольку в качестве право приминителей выступают и граждане, и юридические лица, и государственные органы, все они являются толкователями норм. Однако юридическое значение результатов толкования разное. Если цивильное или юридическое лицо в меру своего понимания с расчетом собственных интересов должным образом толкует норму, такое толкование не выходит за рамки конкретного правоотношения. Если же толкование нормы дается специально уполномоченным на то государственным органом, то подобное толкование находит особенный авторитет, становиться эталоном право применения.

В зависимости от субъектов, которые дают толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование.

«Официальное – разъяснение содержания и цели правовых норм, сформулированное в специальном акте уполномоченным органом в рамках его компетенции, и имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяет разъяснимте нормы. Например, правом официального толкования Конституции Украины наделен только Конституционный суд. Его толкование общеобязательно, легально (узаконено).

Официальным толкованием занимается узкий специфический круг участников»[5].

Кроме указанных признаков официальное толкование характеризуется также формой и особым порядком осуществления. С точки зрения формы подавляющее большинство актов официального толкования выражаются в виде письменных документов со всеми их реквизитами. Юридической практике известно весьма ограниченное число случаев устного официального толкования. Такой характер имеет, например, разъяснение прав и обязанностей участникам процесса со стороны суда во время рассмотрения гражданских и уголовных дел. Вместе с тем подобные процессуальные действия также фиксируются в определенных документах (подписка свидетелей, экспертов и т.д.). Аналогичное значение имеет устное официальное толкование, осуществляемое должностными лицами во время приема посетителей по юридическим вопросам (прием граждан работниками суда, прокуратуры).

Особый порядок осуществления официального толкования выражается в понятии право разъяснительного процесса, в рамках которого формируется акт толкования. Право разъяснительный процесс как совокупность определенных стадий формирования официального разъяснения раскрывает вопрос о причинах и порядке издания акта толкования, особенностях его регулирующего воздействия на общественные отношения. Все это позволяет более четко видеть особенности официального толкования по сравнению с неофициальным.

«Официальное толкование в свою очередь делится на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование норм права – это разъяснение действительного содержания нормы права, имеющей общеобязательное значение при решении всех дел, регулируемых интерпретированной нормой. Это толкование называется нормативным не потому, что оно разъясняет нормы права, а потому, что оно имеет нормативный (обязательный) характер. Как указывается в научной литературе, результаты нормативного толкования являются своеобразными «нормами о нормах», в которых устанавливается, как следует понимать и применять определенные нормы права».[6]

Официальное нормативное толкование можно разделить на два вида: аутентичное толкование, т.е. официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму, и легальное толкование, осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые попали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного Суда по делам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. Право на такое толкование имеют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд Украины (например, разъяснение Высшего арбитражного суда Украины от 6 августа 1997 г. №02–5/276 «Про некоторые вопросы практики применения Закона Украины «О предпринимательстве»).

В то же время аутентическое толкование – это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Например, законы, как правило, разъясняются праламентом. Однако Верховная Рада Украины не имеет права на официальное толкование ею же принятых законов. Согласно статье 147 Конституции Украины, официальное толкование Конституции Украины и законов Украины дает Конституционный Суд Украины. Верховная Рада Автономной Республики Крым разъясняет порядок применения нормативно-правовых актов, ею выданных.

Казуальное толкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только дня данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного деда. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Казуальное толкование бывает судебное и административное.

Судебное толкование – это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны, для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование – это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Неофициальное толкование – это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона. Неофициальное толкование разделяется на доктринальное, компетентное и повседневное.

Доктринальное (научное) толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т.д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Компетентное (профессиональное) толкование дается юристами-специалистами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Например, толкование, осуществленное прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

Повседневное (бытовое) толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Знание его для право приминителя деятельности складывается в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права. Причем от характера такого «жизненного» толкования много в чем зависит состояние, потому что оно является причиной деятельности граждан, их правомерного поведения.

2.2 Виды толкования норм права по объему их содержания

Использование разных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно определить волю законодателя, вложенную в текст нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения смысла темы с ее текстуальным выражением, то есть толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением выяснения содержания правовых норм. Основание для постановки вопроса про объем толкования закона является то, что в ряде случаев в результате выяснения данной нормы оказывается, что содержание ее уже или шире ее текстуального выражения. Единство речи и мышления, слова и понятия не означает их тождественности. Это порождает неминуемость не только буквального, но и в отдельных случаях расширенного и ограниченного толкования. Толкование правовых норм по объему не носит самостоятельного характера и является последствием других приемов толкования норм права.

Различают три вида толкования по объему:

Буквальное (адекватное) толкование-разъяснение, при котором содержание (смысл) нормы права полностью соответствует буквальному тексту. При идеальной системе законодательства как источника права, который точно выражает намерение и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию.

При распространительном толковании содержание толкуемой нормы является шире ее текстуального выражения. Например, действительный смысл понятия «утрата», содержащегося в Законе Украины «О залоге», надо понимать более широко, чем буквальное значение этого слова: это гибель саморазрушение, и все иные случаи приостановки существования данного предмета. Или другой пример: «Судьи независимы и подчиняются только закону» – это нормативное предписание не указывает на народных заседателей, однако на них, как и на судей, распространяется принцип независимости.

Ограничительное толкование – это толкование, при котором действительное содержание правовой нормы устанавливается уже ее текстуального выражения. Например, согласно Закону Украины о браке и семье «совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей, которые нуждаются в помощи, и заботиться о них», однако эта обязанность не может распространяться на детей, хотя и совершеннолетних, но не работоспособных.

Ограничительные и распространительные виды толкования применяются как исключения, когда мысль законодателя не получила в тексте нормативного акта адекватное воплощение (или текст устаревает в связи с развитием общественных отношений). Эти виды могут возникать, когда законодатель употребляет термин или выражение более широкого или узкого объема по сравнению с объемом понятия, которое брал во внимание.

Распространительное или ограничительное толкование может вытекать из системности норм права. Эти виды толкования не могут употребляться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого выносится акт применения правовой нормы. Не допускается также:

1)  Распространительное толкование исчерпывающих перечней;

2)  Ограничительное толкование незаконченных перечней;

3)  Распространительное толкование санкций;

4)  Распространительное толкование положений, которые составляют исключения из общего правила и др.

 


2.3 Основные функции толкования норм права

Толкование как специфическая юридическая деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права.

Оно выполняет следующие функции:

1) Познавательная функция. Она из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых распоряжений.

2) Конкретизационная функция. При толковании правовые распоряжения чаше всего конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта функция проявляется в процессе функционального толкования).

3) Регламентирующая функция. Толкование в форме официального разъяснения как бы завершаются процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностных лиц, которые применяют право, должны

4) Правообеспечивающая функция. Некоторые акты толкования выдаются для обеспечения единства и эффективности практики.

5) Сигнальная функция. Толкование нормативных актов позволяет найти их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя про необходимость усовершенствования соответствующих норм.

В конечном счете толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что в последнее время законодательство обновилось, в нем появились новые нормы и целые отрясли, разделы права. Правотворчество теперь осуществляется по другим принципам, применяются новые юридические термины и конструкции, сов сем другой тип регулирования. В законодательной практике все шире используется иностранный опыт. В этих условиях толкование и должно сыграть свою роль как самый важный инструмент познания, реализации и усовершенствования права.

Интерпретационные акты. Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно обозначить как правовые акты компетентных государственных органов, которые содержат результат официального толкования.

В первую очередь, нужно обозначить, что данные акты являются правовыми. Они выдаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается.

По другим же признакам интерпретационные акты довольно сильно отличаются от нормативных и правоприменительных.

Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный только толкует, поясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «действовать» на нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт не отделен от толкованного нормативного акта. Они разделяют общую участь: при потере нормативным актом юридической силы теряет значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.


Заключение

Толкование права составляет значительный объем деятельности большинства юристов, оно имеет огромное значение в юридической науке и практике.

Без глубокого понимания содержания норм права невозможна их эффективная реализация, систематизация, формирования правовой культуры и правосознания, разработки и принятия новых норм.

Разработка новых юридических предписаний невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм, так или иначе, связано с уже существующими законодательными положениями. Немаловажное значение имеет толкование и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов.

Проблема толкования законов свойственна большинству правовых систем и известна давно. Необходимость его связана с наличием неоднозначных формулировок в законодательных актах, что приводит к различной, а порой и полярно противоположной их интерпретации исполнительными органами власти и судами, по-разному применяющими в схожих ситуациях одни и те же правовые нормы. Законы изменяются и приспосабливаются к новым условиям не в процессе их толкования и применения, а в установленном порядке самим законодателем. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе государственная воля. Оно не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых нормативных актов. Деятельность правоприменителя невозможна без знания основных видов толкования норм права. Умение отличать, систематизировать и использовать различные интерпретационные акты является одним из условий успешной деятельности при квалификации поведения субъектов права, правильной юридической оценке поступков человека, составлении юридически аргументированных процессуальных актов и обобщений правоохранительной практики. Этому должна предшествовать повседневная работа по выявлению, анализу и систематизации различного рода разъяснений.

Значение проблемы толкования норм права в современных условиях повышается дополнительными обстоятельствами внешнего и внутреннего характера. Кажется, что количество систематизированных нормативно-правовых актов в системе современного законодательства невероятно мало. Это свидетельствует, про существенную несогласованность законодательства Украины. Структурное несовершенство         законодательства усиливается качественными недостатками украинской правовой системы. Выяснение и реализация норм права еще больше усложняется низким уровнем правовой культуры и правовым нигилизмом украинского общества.

Как определенный вид юридической деятельности толкование предполагает наличие субъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность рациональных приемов деятельности, призванных обеспечить должный результат. В зависимости от субъектов, толкование бывает:

v  Официальное – сформулированное в специальном акте уполномоченным органом, имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы.

Ø  Нормативное, которое неотделимо от правовой нормы, распространяется на широкий круг общественных отношений.

§  Аутентичное – содержание нормы толкуется тем органом, который ее установил, т.е. автором нормы.

§  Легальное – общеобязательное толкование нормы осуществляется органом, который данную норму не устанавливал, но уполномочен законом ее толковать.

Ø  Казуальное (индивидуальное), обязательное только для конкретного случая и для лиц, в отношении которых оно проводится.

§  Судебное – осуществляется судебными органами при рассмотрении конкретных дел.

§  Административное – осуществляется министерствами, ведомствами, местной государственной администрации.

v  Неофициальное толкование исходит от лиц, не имеющих на то официальных полномочий, и не обладающее юридически обязательной силой.

Ø  Доктринальное, базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни и т.д.

Ø  Компетентное (профессиональное) – дается юристами-специалистами.

Ø  Повседневное (бытовое) толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают:

v  Распространительное толкование–действительное содержание шире ее буквального текста.

v  Ограничительное толкование – действительное содержание нормы уже ее текстуального выражения.

v  Буквальное толкование – действительное содержание нормы соответствует буквальному тексту.

Естественно, нормы права толкуются адекватно (буквально). Ограничительное и распространительное толкование применяется при расхождении содержания толкуемой нормы и ее текстуального выражения, что является исключением из общего правила

Толкование является эффективным способом решения проблем юридических разногласий, что дает возможность выявить спорные и коллизийные нормы в законодательстве, установить связь общих и специальных норм, помогает правильно понять сферу их действия, круг личностей, на которых распространяется их действие, содержание того или иного законодательного термина. Кроме того, толкование норм права позволит выявить и преодолеть провалы и коллизии в праве, принять правовую норму, которая будет полнее и эффективнее регулировать соответствующие общественные отношения.



Список использованной литературы

норма право субъект толкование

1.  Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, Харьков 2000. -480 с.

2.  Пастернак Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 – 311 с.

3.  Спасов Б.П. Закон и его толкование, М., 1986.

4.  Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР., М., 1962

5.  Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М. 1976. 8. Теорія держави і права. М.: Видавництво «Зерцало», 1998

6.  Васьковский Е.В. «Керівництво до тлумачення і застосування законів.» М: Юридичне бюро.

7.  Теория государств и права: курс лекций / Под. ред. Н.И. Матузова, А, В. Малько. – М.: 1997.

8.  Алексеев С.С. «Теория права. – 2-е изд., переработка и дороботка.» – М.: БЕК.

9.  http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/37.php (2010. 15 апр.)

10.  Хропанюк В.Н. Теория государства и права., М.: 1993.

11.  Заєць А.Г. Тлумачення норм права – спеціальний вид юридичної діяльності // Збірник наукових праць «Держава і право» №28 Київ. – 2005.

12.  Онищук М.В. Колізії у законодавстві України: причини та шляхи подолання. – Правова держава. – Вип. 7. – К., 1996.



[1] Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР, М., 1962, С. 25

[2] Спасов Б.П. Закон и его толкование, М., 1986. - С. 169

[3] Пастернак  Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 – С. 202

[4] Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, Харьков 2000, С. 438

[5]   Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, Харьков 2000, С- 442

[6] Пастернак  Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 – С. 204

Российское уголовное право
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Российское уголовное право Курс лекций Воронеж 2010 Тема 1. Понятие, предмет, задачи ...
Они лишь толкуют, разъясняют, раскрывают истинное содержание той или иной нормы права.
Толкование закона - уяснение и разъяснение смысла и содержания закона в целях его применения в точном соответствии с волей законодателя.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: учебное пособие
Необходимая оборона
Министерство Просвещения Республики Молдова Молдавский Государственный Университет Факультет Права Кафедра уголовного права Дипломная работа На тему ...
... государстве заслуживает признания и институт мнимой обороны. Нужно отметить, что законодатель Украины отвел отдельную статью в УК для регулирования мнимой обороны, чем признал ее ...
Так, подобные предписания содержатся в ч.4 ст.36 УК Украины, ст.44 УК Румынии, ч.2 ст.13 УК Дании, ч.2 ст.33 УК Швейцарии.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: дипломная работа
История политических и правовых учений
Содержание Глава 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ § 1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина § 2. Понятие и ...
... законодательную власть сената, предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и ...
К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку ...
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: учебное пособие
Административное право
ВВЕДЕНИЕ государственное управление административное право Административное право является одной из ведущих отраслей в системе права, которая, как ...
К сожалению, эта работа была безуспешной, поэтому законодатель пошел другим путем -путем проведения кодификации правовых предписаний, регулирующих отношения отдельных институтов ...
Он решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов Украины.
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: учебное пособие
Констиционно-правовой статус народного депутата Украины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ _ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ...
Профильность и органичность Закона Украины от 17 ноября 1992 г. вытекает из того, что практически все конституционные положения касательно правового статуса народного депутата ...
Депутатский запрос - это письменное требование народного депутата Украины, которое заявляется на сессии Верховной Рады к Президенту Украины, к органам Верховной Рады, Кабинету ...
Раздел: Рефераты по юридическим наукам
Тип: дипломная работа