Курсовая работа: Особое производство дел

Содержание

Введение

Глава 1. Юридическая природа особого производства

1.1 Понятие особого производства

1.2 Дела, рассматриваемые в порядке особого производства

Глава 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение в порядке особого производства

2.1 Общая характеристика порядка установления фактов, имеющих юридическое значение

2.2 Процессуальные особенности установления некоторых видов фактов, имеющих юридическое значение

2.3 Участие заинтересованных лиц по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Заключение

Список литературы


Введение

 

Особое производство - вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

В особом производстве рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Например, гражданин обращается в суд с заявлением об установлении родственных отношений, поскольку установление данного факта ему необходимо для вступления в право наследования или для получения пенсии по случаю потери кормильца.

В порядке особого производства рассматриваются также гражданские дела, по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права (установление факта владения строением на праве собственности, дела о восстановлении прав по утраченному документу). По данным категориям дел судом решаются вопросы не только факта, но и права. В этих случаях защита права не может быть осуществлена в исковом порядке, так как отсутствует спор о праве и заинтересованное лицо ни к кому никаких требований не предъявляет.

В особом производстве рассматриваются дела, по которым суд устанавливает правовой статус гражданина: в одних случаях гражданин признается недееспособным или ограничено дееспособным; в других - объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.

Червоный Ю. С. отмечает, что «Особое производство - вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, или подтверждается наличие или отсутствие бесспорного права, а также определяется правовой статус гражданина».

В делах особого производства возможен спор о факте, который требует судебного подтверждения, поскольку не всегда устанавливаемый судом факт является очевидным и в отношении его существования имеются противоречивые суждения. Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании или не существовании фактов путем проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц. Таким образом, спор о факте в особом производстве возможен, и наличие или отсутствие факта должно быть судом установлено, если спор о факте не перешел в спор о праве.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства.

Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам, установленными ГПК, с изъятиями и дополнениями, установленными процессуальным законодательством. Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве, то по делам данного вида судопроизводства нет и сторон (истца, ответчика), третьих лиц. Дело возбуждается заявителем, в рассмотрении дела могут участвовать заинтересованные лица. В связи с этим в особом производстве в меньшей степени проявляется принцип состязательности. Принцип диспозитивности действует также не в полной мере, поскольку в особом производстве не применяются такие типичные для искового производства института, как мировое соглашение, признание иска, отказ от иска, обеспечение иска.

Итак, отметим, что особым производством является вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство. В особом производстве рассматриваются дела об: установлении фактов, имеющих юридическое значение; признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество; установлении неправильностей записей актов гражданского состояния; жалобах на нотариальные действия или на отказ в их совершении; восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам; усыновлении (удочерении) ребенка; признании иностранной или международной организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории РК и (или) другого государства, экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, распространяемых на территории РК, экстремистскими; признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории РК, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам РК, незаконной. Законом может быть предусмотрено рассмотрение и других дел в порядке особого производства.

1.2 Дела, рассматриваемые в порядке особого производства

юридическое особое производство дело

Особое производство является одним из видов гражданского судопроизводства, которое занимает самостоятельное положение в связи с тем, что отображает характерные особенности определенных категорий дел.

В порядке особого производства рассматриваются дела о:

-установлении фактов, имеющих юридическое значение;

-признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

-признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;

-принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар;

-банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество;

-установлении неправильностей записей актов гражданского состояния; жалобах на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

- восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам;

-усыновлении (удочерении) ребенка;

-признании иностранной или международной организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории РК и (или) другого государства, экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, распространяемых на территории РК, экстремистскими;

-признании продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории РК, содержащей информацию, противоречащую законодательным актам РК, незаконной.

Законом может быть предусмотрено рассмотрение и других дел в порядке особого производства.

Каждая из перечисленных категорий дел имеет свои особенности, которые обусловливают специфический порядок их рассмотрения и решения. Но все они наделены общими чертами, которые дают основания объединить их в отдельный вид производства:

1) по делам отдельного осуществления отсутствует спор о праве гражданском. Если во время рассмотрения дела в порядке отдельного осуществления возникает спор о праве, который должен решаться в порядке искового производства, суд выносит постановление об оставлении заявления без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они имеют право подать иск на общих основаниях;

2) в порядке отдельного осуществления рассматриваются дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов. Однако установлению подлежат не любые юридические факты, а лишь те, что имеют значение для охраны прав и интересов лица или создания условий осуществления ею личных неимущественных или имущественных прав или подтверждения наличия или отсутствия оспариваемых прав;

3) основанием для открытия таких дел является заявление;

4) все дела особого производства рассматриваются судом с учётом общих правил, установленных ГПК, за исключением положений относительно состязательности и границ судебного разбирательства. Однако законодатель устанавливает еще дополнительные особенности рассмотрения для большинства таких дел;

5) лицами, которые принимают участие в делах особого производства, являются заявитель, заинтересованные лица и их представители;

6) учитывая особенности предмета и субъектного состава дел особого производства, закон обуславливает невозможность их передачи на рассмотрение третейского суда и закрытия в связи с заключением мирового соглашения.

Таким образом, особое производство - это вид неискового гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, что имеют значение для охраны прав и интересов лица или создания условий осуществления ими личных неимущественных или имущественных прав или подтверждения наличия или отсутствия неоспариваемых прав.

Во время рассмотрения дел особого производства суд обязан: разъяснить лицам, которые принимают участие в деле, их права и обязанности; способствовать в осуществлении и охране гарантированных Конституцией и законами РК прав, свобод или интересов физических или юридических лиц; принимать меры относительно всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела. При этом суд может по собственной инициативе вытребовать необходимые доказательства с целью выяснения обстоятельств дела. При принятии судом решения по делам особого производства судебные расходы не возмещаются, если другое не установлено законом.


Глава 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение в порядке особого производства

С заявлением об установлении перечисленных выше фактов вправе обратиться любое заинтересованное лицо. Однако, как разъяснил Пленум Верховного Суда в постановлении «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»:

суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Если заинтересованное лицо обращается к суду с просьбой установить факт, не имеющий юридического значения, судья должен отказать в принятии заявления. Если такое заявление было ошибочно принято судом и по нему началось судебное разбирательство, то суду следует прекратить производство по делу.

Заявления по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подаются в суд по месту жительства заявителя, за исключением факта владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества. (ст.293 ГПК РК). В случае подачи заявления несколькими лицами, проживающими или находящимися в разных местах, заявление подается в суд по месту жительства одного из них по их выбору.

Заявление об установлении юридического факта должно отвечать требованиям, перечисленным в ГПК. Однако кроме обычных реквизитов, в заявлении должны быть указаны: 1) для какой цели заявителю необходимо установить данный факт; 2)должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

К заявлению об установлении фактов, что имеют юридическое значение, добавляются доказательства, что подтверждают обстоятельства, изложенные в заявлении и справка о невозможности возобновления потерянных документов. Такую справку заявитель может получить в учреждении, к которому он обращался по поводу возобновления или получения соответствующего документа.

Указание цели установления факта необходимо для того, чтобы судья при приеме заявления определил юридическую значимость данного факта и круг заинтересованных лиц. Если в заявлении не будет указана цель обращения в суд, судья вправе оставить заявление без движения.

Помимо указания цели установления конкретного факта к заявлению необходимо приложить письменные доказательства, которые свидетельствовали бы о невозможности получения надлежащих документов или о невозможности восстановления утраченных документов. В качестве таких доказательств могут выступать, например, извещения органа загса об отсутствии записи акта гражданского состояния; письменный отказ в восстановлении утраченной записи гражданского состояния ввиду невозможности ее восстановления; документ, подтверждающий составление акта о несчастном случае, его последующую утрату и невозможность восстановления во внесудебном порядке и др.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела граждан, соответствующих организаций (органов социальной защиты, налоговых органов, военкоматов и т.д.

Подытожим, что под фактами, что имеют юридическое значение, понимают действия и события, которые соответственно закону тянут за собой наступление определенных правовых последствий. Заявление физического лица об установлении фактов, что имеют юридическое значение, подается в суд за местом его проживания. В таком заявлении обязательно отмечается: какой именно факт заявитель просит суд установить и цель за для которой он должен быть установлен; причины невозможности получения или возобновления документов, что удостоверяют этот факт; доказательства, которые этот факт подтверждают.

2.2 Процессуальные особенности установления некоторых видов фактов, имеющих юридическое значение

Наиболее распространенным из устанавливаемых фактов, имеющих юридическое значение является установление факта родственных отношений. Данный факт подлежит установлению в судебном порядке во всех случаях, когда он непосредственно порождает юридические последствия (например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца, на государственное пособие по многодетности) и когда родственные отношения не могут быть подтверждены соответствующими документами.

Фурса С. Я. считает, что «В решении по делу об установлении факта состояния в родственных отношениях суд должен указать, в какой степени родства находится заявитель с соответствующим лицом, а если речь идет об установлении родственных отношений наследников второй очереди, отмечает отсутствие соответствующих наследников первой очереди».

Установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда. Факт нахождения лица на иждивении умершего удостоверяется справкой, выданной жилищно-эксплуатационной организацией, соответствующим государственным органом. В случае отсутствия таких документов или невозможности их восстановления данный факт можно установить в судебном порядке. Если у заявителя имеется справка соответствующего органа о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении умершего, возможность установления факта нахождения на иждивении в судебном порядке не исключается. При установлении факта нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо учитывать, что право на данную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении.

Для установления факта нахождения в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении наследодателя не менее года до дня его смерти.

При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца суды должны учитывать, что согласно закону право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на его иждивении.

По мнению В. Г. Коссака «Установление факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, развода и смерти так же имеет некоторые процессуальные особенности. Необходимо обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не об установлении самих фактов рождения, брака, а об их регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Обращение в суд с заявлением допускается в случае представления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих невозможность получения или восстановления такой записи (например, утрата архива, отказ органа загса в восстановлении необходимой записи), а также в случае, если соответствующая запись может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния».

Законодательством предусмотрен различный порядок установления факта регистрации рождения и порядок установления возраста заявителя. Определение возраста при восстановлении утраченных записей о рождении производится в соответствии с Основными положений, определяющими порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг Основные положения, определяющие порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг.

Следует отличать установление факта регистрации смерти от факта смерти лица в определенное время. В первом случае речь идет о невозможности получения или восстановления документа органа загса о регистрации смерти. Во втором случае в регистрации события смерти органами загса было отказано в силу положений СК РК, чем и было вызвано обращение заявителя в суд.

Установление факта принадлежности право устанавливающих документов связано с установлением ошибки в документах, которая уже не может быть исправлена органом, выдавшим данный документ. Вследствие этого суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что право устанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление.

Не подлежат судебному рассмотрению заявления об установлении факта принадлежности лицу профсоюзного билета, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, удостоверения к ордену или медали, поскольку данные документы носят личный, а не право устанавливающий характер. Ошибки, имеющиеся в таких документах, могут быть исправлены выдавшими их органами и организациями. В случае их отказа в исправлении ошибки заявитель может обратиться в суд. Отказ органа ЗАГСа в исправлении записи может быть обжалован в суд и рассмотрен им в порядке особого производства, а при наличии спора - в исковом порядке.

Резолютивная часть решения по делам об установлении факта принадлежности право устанавливающих документов должна содержать: указание отличительных признаков документа (наименование, кем и на чье имя выдан, дата выдачи, номер и т. п.); фамилию, имя, отчество лица (по паспорту или свидетельству о рождении), которому принадлежит документ.

Однако перечень дел об установлении фактов, что имеют юридическое значение, не является исчерпывающим, поэтому суд может устанавливать так же другие факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических лиц, если законом не определен другой порядок их установления. При этом законодатель определяет, что не подлежат судебному разбирательству в порядке отдельного осуществления дела об установлении факта принадлежности лицу паспорта, военного билета, билета о членстве в объединении граждан, а также свидетельств, что их выдают органы государственной регистрации актов гражданского состояния.

В решении суда об установлении факта, что имеет юридическое значение должно быть отмечено: 1) сведения о факте, установленном судом; 2) место установление такого факта; 3) доказательства, на основании которых суд установил этот факт. Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

2.3 Участие заинтересованных лиц по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение

При рассмотрении дел об установлении юридических фактов в порядке особого производства может возникнуть спор о праве, который подведомствен судам, но закон не дает определения понятию "спор о праве" и если он возникает. Этот вопрос всегда вызывает определенные трудности на практике и привлекает к себе внимание ученых-процессуалистов.

Фурса О. считает, что «Ответ на этот вопрос кроется в отсутствии сторон по делам об установлении юридических фактов. Это является не только чертой, которая отличает особое производство от искового, но и необходимым условием для обращения заявителя в суд именно в порядке особого производства. Так, если лицо обращается к нотариусу с целью получения наследства, но у него отсутствуют документы, которые с достоверностью подтверждали бы его родственные отношения с наследодателем, нотариус отвечает отказом ему в выдаче свидетельства о праве на наследство на основании неопределенности родственных отношений с умершим лицом. Таким образом, лицо не может обжаловать действия нотариуса, поскольку они правомерны. Служебной обязанностью нотариуса является удостоверение соответствующих бесспорных фактов в соответствии с нормативными актами, а не признание за лицом спорных прав. На этом же основании лицо не может обратиться с иском о признании права на наследство. Таким образом, на этом этапе нет противоположной стороны, которая возражает признание за лицом права на наследство. Это положение касается и других дел об установлении фактов, которые имеют юридическое значение».

Таким образом, на момент обращения заявителя в суд его право находится в неопределенном состоянии, а также отсутствующая сторона с противоположными интересами. Во многих случаях заявитель только после обращения в суд имеет возможность определить, кто, кроме него, имеет интерес в решении этого дела.

Особое производство занимает как самостоятельное место в гражданском процессе, так и вспомогательное. Самостоятельное место - это когда лицо после установления соответствующего юридического факта в суде в порядке особого производства получает соответствующее право. Вспомогательное, когда благодаря производству по делам об установлении юридических фактов обнаруживаются стороны с противоположными интересами и возникает спор о праве, подведомственный суду, который приводит к возбуждению дела искового производства.

Рассмотрим правоотношения заинтересованных лиц с заявителем на момент обращения в суд по делам об установлении юридических фактов. Фурса О. отмечает, что «Эти правоотношения в силу разных жизненных ситуаций можно характеризовать в зависимости от их отношения к установлению данного факта в суде. В связи с этим, заинтересованных лиц можно классифицировать таким образом: лица, которые положительно относятся к установлению данного факта в суде; лица, отношение которых к установлению этого факта в суде неопределенно: лица, которые отрицательно относятся к установлению данного факта в суде, но не имеют обоснованных возражений: лиц, которые отрицательно относятся к установлению данного факта в суде и которые имеют обоснованные возражения». [2]

Указанные выше группы заинтересованных лиц с момента возбуждения дела до обретения решением законной силы могут изменять свою мысль относительно решения заявления по сути. Но значение этой классификации состоит в том, что она помогает определить существования таких групп заинтересованных лиц при подготовке дела к судебному разбирательству и возможность нарушения ними спора о праве.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами предусматривает, что лицо, лишенное возможности подать документы, которые подтверждают наличие оснований для обращения его к наследованию по закону, может быть по письменному согласию всех других наследников, которые приняло наследство и предъявили доказательства родственных, брачных или других отношений с наследодателем, включено к свидетельству о праве на наследство.

Поэтому нет необходимости устанавливать такие факты в судебном порядке. Если в деле принимают участие заинтересованные лица, которые положительно относятся к установлению данного факта в суде, спор о праве не может возникнуть. Но наличие других групп заинтересованных лиц обуславливает обращение заявителя в суд об установлении юридического факта в порядке особого производства.

Ко второй группе, по мнению Порогова А. «относятся лица, отношение которых к установлению этого факта в суде не определены, то есть они в решении данного вопроса полагаются на суд. Наличие этой группы лиц при рассмотрении дела о существовании соответствующего факта свидетельствует о том, что вопрос в подавляющем большинстве случаев может быть решен в порядке особого производства без обращения к исковому производству».[3]

Маляренко В. отмечает, что «Третья группа лиц - это те, кто имеет необоснованные возражения против признания определенного права заявителя, то есть они не могут подтвердить свои возражения соответствующими доказательствами. Наличие возражений у этой группы лиц не должна быть препятствием для рассмотрения дела в порядке особого производства. Это поясняется тем, что как в особом производстве, так и в исковом свои доводы и соображения необходимо подкреплять соответствующими доказательствами». [4]

Четвертая группа заинтересованных лиц - это лица, которые имеют возражения против установления соответствующего факта в суде с симптомом возникновения спора о праве. При наличии этой группы заинтересованных лиц установление юридических фактов начинается в порядке особого производства, а потом с возникновением спора о праве обязательно переходит к рассмотрению дела в исковом порядке. Поэтому следует согласиться с Губенко М.М., который считает, что «необходимо установить возражения этой группы еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и при необходимости оставить заявление без рассмотрения. Благодаря этому есть возможность предотвратить лишние судебные издержки и расточение времени всех лиц, которые должны принимать участие в процессе».

По поводу возникновения спора о праве в делах особого производства существует мысль, что он поднимается заинтересованным лицом. Но с этой точкой зрения нельзя согласиться. Гражданским процессуальным законодательством предполагаются равные процессуальные права для лиц, которые принимают участие в деле. В исковом производстве, где есть стороны с противоположными интересами, имеет место встречный иск как средство защиты прав ответчика. В отличие от искового производства, в особом производстве заинтересованные лица не должны быть наделены правом возбуждения спора о праве, так как их процессуальное положение существенно отличается от положения ответчика. Заинтересованными здесь признаются только те лица, взаимоотношения которых с заявителем зависят от обстоятельств, которые подлежат установлению и могут повлиять на их права и обязанности. При установлении юридических фактов в особом производстве заявитель не направляет своего заявления против заинтересованного лица, а защищает свое право путем установления юридического факта. Но если и предоставить заинтересованному лицу возможность создать спор о праве заявлением, то процессуальные права заявителя и заинтересованного лица не будут находиться в равновесии, чего не может быть в особом производстве, поскольку заявитель обращается в суд за защитой не нарушенного субъективного права, а охраняемого законом интереса. Тогда возникает необходимость уравновесить процессуальные права заявителя аналогичным правом, так как за судебной защитой охраняемого законом интереса обращается заявитель.

Чорнооченко С.И. подчёркивает, что «если рассмотреть этот вопрос с другой стороны, то после рассмотрения дела об установлении фактов, которые имеют юридическое значение, юридические последствия могут существенно повлиять на права заинтересованного лица. Поэтому в данном случае заинтересованное лицо должно заявить не о возникновении спора о праве, а о своих возражениях против установления данного факта, поскольку его установление нарушит ее субъективное право. Судья должен заслушать объяснения заявителя и возражения заинтересованного лица, обоснованные доказательствами, решить вопрос о наличии в данном деле спора о праве».

Итак, правоотношения заинтересованных лиц с заявителем на момент обращения в суд по делам об установлении юридических фактов в силу разных жизненных ситуаций можно характеризовать в зависимости от их отношения к установлению данного факта в суде. В связи с этим, заинтересованных лиц можно классифицировать таким образом: лица, которые положительно относятся к установлению данного факта в суде; лица, отношение которых к установлению этого факта в суде неопределенно: лица, которые отрицательно относятся к установлению данного факта в суде, но не имеют обоснованных возражений: лиц, которые отрицательно относятся к установлению данного факта в суде и которые имеют обоснованные возражения.


Заключение

Заявление физического лица об установлении фактов, что имеют юридическое значение, подается в суд за местом его проживания. В таком заявлении обязательно отмечается: какой именно факт заявитель просит суд установить и цель за для которой он должен быть установлен; причины невозможности получения или возобновления документов, что удостоверяют этот факт; доказательства, которые этот факт подтверждают. К заявлению об установлении фактов, что имеют юридическое значение, добавляются доказательства, что подтверждают обстоятельства, изложенные в заявлении и справка о невозможности возобновления потерянных документов. Такую справку заявитель может получить в учреждении, к которому он обращался по поводу возобновления или получения соответствующего документа.

 Правоотношения заинтересованных лиц с заявителем на момент обращения в суд по делам об установлении юридических фактов в силу разных жизненных ситуаций можно характеризовать в зависимости от их отношения к установлению данного факта в суде. В связи с этим, заинтересованных лиц можно классифицировать таким образом: лица, которые положительно относятся к установлению данного факта в суде; лица, отношение которых к установлению этого факта в суде неопределенно: лица, которые отрицательно относятся к установлению данного факта в суде, но не имеют обоснованных возражений: лиц, которые отрицательно относятся к установлению данного факта в суде и которые имеют обоснованные возражения.

Итак, сегодня в связи с принятием нового Гражданского процессуального кодекса РК можно отметить, что законодателем уже предприняты некоторые попытки совершенствования процессуального законодательства, в частности, в отношении особого производства, о чем можно судить по новшествам, отображенным в ГПК РК.

Это говорит о прогрессе в законодательном подходе к решению указанных проблем и, безусловно, носит только положительный характер.


Список использованной литературы

8. Постановление Верховного суда РК №13 « О судебной практике по делам об установлении фактов имеющих юридическое значение» 28.06.2002год.

9. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий в РК, утвержденная Министерством юстиции от 28.07.1998 г. № 53910.

47. Цыкало В. Императивность и диспозитивность при применении правовых последствий окончания срока исковой давности // Право, 2001 № 2, с. 18-25.

48. Штогун С. Судебная реформа - путь к совершенствованию защиты прав и свобод человека и гражданина // Право, 2002. - № 8. - С. 2 - 5.



[1] Добровольский А. Л., Иванова С. А. Основные проблемы исковой формы защиты права. - М.: «Наука», 1979. - с. 122.

[2] . Фурса О. Участие заинтересованных лиц в делах об установлении фактов, которые имеют юридическое значение // Право. - 2000. - № 11. - с. 67-73. [3] Порогов А. История развития особого производства // Правоведение. - 1999. - № 12. - с. 45-51. [4] Маляренко В. Суд, правоохранительные и правозащитные органы.- Киев.-Юринком Интер.- 2004, с. 193.