Доклад: Депривационный виктимизм как социально-психологический фактор риска экстремизма

Депривационный виктимизм как

социально-психологический фактор риска экстремизма


Е.В.Руденский,

Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук,

профессор социальной психологии и клинической социологии,

действительный член Академии педагогических и социальных наук,

г. Новосибирск


Экстремизм как социально-психологическое явление и как факт реальной действительности современной России представляет угрозу национальной безопасности не только как деструктивное явление, но и как реальная психологическая почва развития терроризма в стране. Но, не смотря на очевидную реальность экстремизма, его социальную и психологическую деструктивность, современная российская наука не имеет опыта исследования глубинных механизмов возникновения и развития экстремизма.

Одним из таких механизмов является механизм социального генезиса экстремизма. Механизм социального генезиса экстремизма раскрывает субъектно-интеракционный уровень научного понимания социальной природы экстремизма как социальной патологии личности, и как реальный фактор угрозы экстремизма в России. А значит, дает основание для программирования и реализации социально-психологической превенции экстремизма. депривационный виктимизм экстремизм личность

В связи с этим разработка комплекса научных проблем, детерминирующих социальный генезис экстремизма, представляется весьма актуальным. Менее всего изучена социальная генетика экстремизма с позиции синтеза интеракционизма, социального конструктивизма и психологического интерпретативизма, а значит более всего актуально, исследование взаимосвязи проблемы социальной генетики экстремизма с проблемой социализационной дисфункции таких социальных институтов как семья и образование.

Проблемы социализационной дисфункции образования рассматривает социально-генетическая виктимология образования, проблемы социализационной дисфункции семьи – область интересов – культуро-генетической виктимологии семьи.

Социально-генетическая виктимология образования, социально-генетическая виктимология семьи и социально-генетическая виктимология личности раскрывают фундаментальные основания деструктивного для личности и общества социально-психологического явления – депривационный виктимизма.

Депривационный виктимизм как социально-психологическое явление представляет генетический и онтологический механизмы виктимизации личности как следствия парциальной или системной социальной депривации личности.

Сущность социально-психологического явления "депривационный виктимизм" предстает в полной мере через экспозицию составляющих его определение терминов – "депривация" и "виктимизм".

Термин "депривация" (от английского deprivation) означает лишение, потерю. В его основе лежит английский корень privare, что означает "отделять". Префикс de используется в интерпретируемом понятии для усиления онтологического смысла корня. Это дает возможность трактовать понятие "депривация" как термин для характеристики потери или лишения чего-либо из-за недостаточного удовлетворения социальных или психических потребностей.

А термин "виктимизм" используется для характеристики общества, основанное на жертвенности людей. Людей, которые чаще всего живут с ощущением себя как жертвы социальных, социально-психологических обстоятельств. Виктимизм также рассматривается как учение о социальных, психологических и социально-психологических механизмах виктимизации – процесса трансформации личности в жертву. У юристов – виктимизм как одна из парадигм криминологии – исследуется жертва преступлений, социальная педагогика – рассматривает жертв неблагоприятных условий социализации.

Инновационная концепция педагогического виктимизма – социально-генетическая виктимология – исследует жертву дефекта социализации личности в образовательном процессе школы.

Социально-генетическая виктимология впервые раскрыла виктимогенную роль социально-психологической депривации личности и раскрыла депривацию как генетический источник виктимизации личности.

Это дало возможность определить депривационный виктимизм как социально-психологическую концепцию диагностики механизма развития социальных патологий личности с позиции субъектно-интеракционного подхода.

Субъектно-интеракционный подход, базирующийся на теориях интеракционизма и культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, выдвигает интеракцию (социальный фактор) и интерсубъектность (психологический фактор) в качестве ведущих детерминант социального генеза личности.

Социально-психологическая депривация всегда связана с лишениями в сфере удовлетворения интерсубъектных потребностей личности, что выдвигает ее (социально-психологическую депривацию) как психологический триггер социально-генетической виктимизации личности. Деструктивного механизма, который создает риск развития специфической типологии социального субъекта – виктима.

Виктим как социальный тип личности – это социально и психологически деформированный тип личности. В зависимости от типа деформации определенно четыре базовых типа виктимного социотипа личности: конформистский, инфантильный, маргинальный, аномичный.

Типология виктимного социотипа личности определяет ее онтологию: нарушенный способ адаптации к социальным условиям и не способность, социально приемлемым образом, удовлетворить личностные потребности. Эта особенность виктимного социотипа личности обусловлена тем, что определяющий ее дефект социализации имеет системную природу. А основным компонентом этой системы является личностный дефицит (социального интеллекта, социальной адекватности, социальной зрелости, социальной идентичности, социальной компетентности).

Под личностным дефицитом понимается недостаток психической функции, который приводит к нарушению механизмов социальной адаптации. Это было отмечено А. Маслоу, который, и, определил название этому социальному типу личности – дефицитарная личность.

Именно А. Маслоу принадлежат первые типологические характеристики дефицитарного типа личности – цинизм, эгоизм, "низкие" потребности, асоциальность, потребительское отношение к жизни и людям, мрачная злобность, депрессивность и все это на фоне обедненной когнитивной сферы личности.

Виктим как психологически и социально-дефицитарная личность не в состоянии установить полноценных субъект-субъектных отношений и испытывает адаптационные проблемы.

Это приводит к тому, что виктим находит для себя особый стиль социальных отношений – брутальный (агрессивно-жесткий), который позволяет в той или иной мере преодолеть деструктивное переживание (когнитивный диссонанс) личной неадаптированности и социальной дефектности. Система социальных дефицитов как следствие дефекта социализации формирует личность, тяготеющую к социально неадекватной адаптации в обществе.

Такая адаптация определена сегодня как брутальная адаптация виктимной личности.

Брутальная адаптация базируется на социально-генетической виктимизации. Социально-генетическая виктимизация создает психологический фундамент брутальной адаптации и определяет возникновение и характер функционирования цепного процесса виктимизации в обществе.

Цепной процесс виктимизации – это социально-психологический механизм разрушения общества за счет брутальной адаптации виктима, в процессе чего происходит субституция – перенос агрессии на новых людей и превращение их в новых жертв, которые встав на путь брутальной адаптации, совершают новый акт субституции, и запускается новое звено виктимизации.

Такая интерпретация функции виктимизации и характера социальной адаптации виктима дает основание рассматривать депривационный виктимизм как социально-психологическую концепцию угрозы социальной безопасности в России "изнутри", на социально-психологическом уровне.

Это обстоятельство обуславливает необходимость уточнить феноменологию депривационного виктимизма.

Депривационный виктимизм – это социально-психологический феномен состояния личности в современном российском обществе, которое обусловлено:

·  Функциональным кризисом институтов социализации личности;

·  Деструкцией интеракционных механизмов социализации личности;

·  Аномальным состоянием педагогической теории социализации;

·  Девальвацией феномена "социализация" как социально-генетического механизма общества;

·  Дефицитарной интеракцией субъектов и агентов социализации.

Депривационный виктимизм – это психологическая база возникновения и развития деструктивного социального типа личности – виктима.

Виктим – это социально-дефицитарная, социально-неадаптированная личность, для которой характерна специфическая форма социального отчуждения – анапсиоз.

Анапсиоз — это деструктивный синдром социального отчуждения путем использования психологического сжатия регулятивной системы взаимодействия с социальным окружением. Полный набор индикаторов синдрома анапсиоза включает в себя следующие проявления: дубликацию Я; дереализацию; психическое оцепенение; эмоциональную анестезию; агедонию — неспособность получать удовольствие; асексуальность; социальные страхи; изоляцию, отчуждение; снижение интенсивности мотивации; утрату ориентации на будущее; алекситимию .

Депривационный виктимизм – это психологическое явление, порожденное дефектом социализации. Механизм развития (социально-генетическая виктимизация) дефекта социализации представлен социально-генетической виктимологией образования.

Дефект, как свидетельствуют энциклопедические словарные источники, означает "недостаток" . Это дает основание рассматривать феномен дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы через раскрытие другой феноменологической единицы педагогического исследования – дефицит компетентности личности.

Заслуга введения в феноменологию гуманитарной психологии феноменальной единицы — дефицит — принадлежит А. Маслоу . По его мнению, дефицит означает "пустоту", "провал" в психологической структуре личности, которые, как показали наши исследования в области психологии интерактивного виктимогенеза развивающейся личности, ведут к деформации личности .

Проведенное нами психологическое исследование, материалы которого отражены в пяти монографиях, позволили определить феноменологическую триаду экспериментально-педагогического исследования дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: дефицит — дефект — деформация -дезадаптация .

Многообразие социально-психологических и психологических исследований предлагает в качестве цели социализации рассматривать персональную и социальную идентичности. Социологические же работы ориентируют на понимание цели социализации как формирование социальной компетенции личности. Такая установка получила не только теоретическое развитие, но и практическую реализацию в немецкой социальной педагогике и социальной работе последних десяти лет .

Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.

У. Пфингетен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение "когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий" .

Р. Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:

—принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

—забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

—представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

—правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

—анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

—представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

—отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью, и предполагает уважение прав и обязанностей других .

Социальная компетентность является ядром адаптационного потенциала личности.

Категория "адаптационный потенциал личности" позволяет рассматривать целостный спектр социальной эффективности личности с позиции не только ее наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспектив развития. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, адаптационный потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений.

1. Отражающее прошлое: адаптационный потенциал представляет собой устойчивую совокупность наличных свойств, накопленных личностью в процессе ее становления, и обуславливающих способность (возможность) личности к оптимальному социальному функционированию и развитию.

2. Репрезентирующее настоящее: адаптационный потенциал определяет характер актуализации наличных способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей человека.

3. Ориентированные на будущее: в процессе реализации адаптационных потенциалов не только реализуются реальные возможности личности, которые переходят из состояния потенциальных - в актуальные, но и развиваются новые. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, адаптационный потенциал содержит в себе основание будущего развития.

Уровень адаптационного потенциала, характеризующий устойчивое, сформировавшееся в ходе социализации наличное состояние личности как субъекта, так же, как и тип ее функционирования, характеризующий динамические параметры субъекта, обусловлен тесной сопряженностью всех трех перечисленных связей и отношений.

Дефицит адаптационного потенциала личности создает риск адаптационного конфликта. Адаптационный конфликт — структурно сложное системное образование, которое характеризуется:

—  на когнитивном уровне — диссонансом ценностных ориентаций развивающейся личности и диссонансом структуры самооценки;

—  на эмоциональном уровне — состоянием тревожности и виктимопластичности;

—  на поведенческом уровне — затруднением общения.

Представленные характеристики адаптационного конфликта личности учащегося в образовательном процессе школы указывают на дисфункцию социальной установки личности учащегося. Это обстоятельство свидетельствует о факторе риска формирования дисфункции всей системы диспозиционной регуляции, сущность которой определяется на основе теоретико-методологических работ В. А. Ядова.

Дисфункция установки, как высшего уровня в системе диспозиционной регуляции личности учащегося в образовательном процессе школы, определяет формирование неадекватности ее поведения в качестве субъекта.

Деструктивным, представляющим угрозу безопасности, следствием адаптационного конфликта является формирование неадекватной ситуации функционирования личности социальной компетенции. Социальная компетенция, как механизм адаптации, включает (по М. Аргайлу):

1)  социальную сенситивность;

2)  основные навыки взаимодействия;

3)  навыки одобрения и вознаграждения;

4)  равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

На результативность социального функционирования личности значительное влияние оказывает неадаптивное субъективное отношение личности.

Неадаптивные отношения, согласно определению Н. Л. Коноваловой, называются "беспроблемные" отношения, при которых проблемы социального функционирования личности учащегося не актуализируются как значимые и наполненные личностным смыслом . В результате ситуация, кажущаяся проблемной для общества, не может стать проблемной для личности виктима, поскольку, согласно представлениям М. Аргайла и его сотрудников, в ней отсутствует блокада актуальной потребности и чувство необходимости принять какое-либо решение, потому что эта актуальная потребность не возникает. Следовательно, нет психоэмоционального напряжения, не включаются адаптивные психические и социальные процессы, направленные на решение проблемы социального функционирования развивающейся личности учащегося. В результате механизмы адаптации развивающейся личности учащегося не включаются, а значит, не развивается адаптационные потенциал. Не развивается социальная компетенция.

Неадаптивные субъектные отношения развивающейся личности свидетельствуют о наличии у нее дефицита социального мышления.

Вследствие дефицита социального мышления интерсубъектность личности характеризуется снижением уровня социальной и познавательной активности.

А это приводит к разрастанию адаптационного конфликта личности и его превращению из функционально-ситуативного состояния личности в характерологическую черту - агрессивность, которая и создает реальные субъективные условия для выбора брутальной адаптации. И чаще всего в разнообразных формах социального экстремизма и терроризма.

Связка социально-психологическая депривация - социально-генетическая виктимизация – брутальная адаптация – цепная виктимизация, - вот основа для понимания депривационного виктимизма как фактора риска экстремизма и угрозы национальной безопасности России. Но для этого необходимо развернуть серьезные системные исследования депривационного виктимизма. Исследования, которые бы вскрыли более детально глубинные механизм социального генезиса экстремизма в России.