Курсовая работа: Внеурочная деятельность школьников по географии
Курсовая работа на тему:
"Внеурочная деятельность школьников по географии"
Москва 2010
Содержание
Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Список литературы
ВведениеУчебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.
Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих цельную единую структуру и служащую достижению целей обучения.
В традиционной системе обучения главную роль играет преподавание, деятельность учителя. В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводиться учению - деятельности ребенка. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение (1).
Изучение курса географии нужно строить не как преподнесение,
заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие. Структура
процесса обучения должна включать "педагогику действия". Школьникам в
возрасте 11-12 лет трудно длительное время находиться без действия и слушать только учителя. При изучении географии есть возможность разнообразить формы деятельности ребенка, как на уроке, так и во внеучебное время: работа с картами, выполнение практических работ, составление таблиц, делать замеры выпадение осадков, изменение температуры окружающей среды, ориентирование на местности и т.д. Перед учителем стоит проблема (особенно в начальной стадии изучения курса "география") - научить детей работать со справочной литературой, сформировать проблему и найти пути ее решения. Что дает возможность формировать и развивать исследовательское мышление, навыки самостоятельной деятельности учащихся, но при этом обязательно надо учитывать способности и возможности каждого ученика исходя из уровня развития и способности в приобретении знаний. Дети в подростковом возрасте очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом (8).
1.1 Современное проведение внеурочной деятельностиВ настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы.
Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну (19).
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географииФормы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике, на территории прилегающих к школе парков, заказников, региональных и государственных национальных парков и заповедников. Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).
Наблюдения в процессе изучения географии учащиеся начинают вести при изучении начального курса географии. Они включают метеорологические и фенологические наблюдения, результаты которых фиксируются в специальных дневниках. Материалы наблюдений используются в процессе изучения теоретического материала об атмосфере, гидросфере и биосфере. Обработка собранных материалов наблюдений состоит в вычерчивание графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках. Кроме того, они могут быть использованы для оформления краеведческого уголка или специального стенда в школьном краеведческом музее (6).
Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.
Особый интерес у школьников вызывает работа на местности по оборудованию экологической тропы в близлежащем парке, сквере, лесном массиве. Ее создание начинается с выбора места, доступного для учащихся. Территория при этом должна иметь разнообразные природные объекты, но маршрут экологической тропы должен обходить (исключать) места обитания редких видов растений и животных. Среди учащихся целесообразно провести конкурс на проекты экологических знаков, текста информационных досок, проекты искусственных сооружений на тропе, тексты бесед с посетителями тропы во время экологических экскурсий. Наибольшую сложность представляет разработка маршрута экологической тропы, ее подробное описание, составление путеводителей по тропе. Поэтому такая работа распределяется между несколькими классами и ведется довольно продолжительное время (5).
Можно рассмотреть несколько форм проведения внеурочной работы: научные исследовательские географические общества, географические конференции и географические вечера, экскурсии и, наконец, неделя географии (14).
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
Научные исследовательские географические общества - одна из основных форм внеклассной работы по географии. Н.Н. Баранский писал: "Научные исследовательские географические общества есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы".
Цель научных исследовательских географических обществ - удовлетворить познавательные интересы учащихся, увлекающихся географией. Научные исследовательские географические общества имеют постоянный состав и могут объединять как учащихся одного возраста, так и школьников разных классов. Наиболее приемлемое число учащихся в научно-исследовательском географическом обществе 15-20 человек. При большем количестве школьников учителю трудно уделить должное внимание каждому из них.
Организации научно-исследовательского географического общества может предшествовать проведение какого-либо географического мероприятия, которое должно повысить интерес к географии, например экскурсия в природу, посещение краеведческого музея, географический вечер, КВН и т.д. Если же на уроках учащиеся проявили повышенный интерес географии, то при организации научно-исследовательского географического общества учитель может опереться на них.
На первом организационном заседании избирают председателя, совет научно-исследовательского географического общества, разрабатывают устав. Успех работы научно-исследовательского общества зависит во многом от тщательной разработки его плана, который составляют на четверть, полугодие, год. В нем должны найти отражение все виды деятельности научно-исследовательского географического общества. При составления плана учитель учитывает интересы учащихся, их подготовленность и местные условия, т.е. прежде всего местоположение школы в городе или в селе. Для выявления интересов и умений школьников целесообразно провести анкетирование.
Анкеты содержат перечень вопросов и проблем географической науки, предлагаемых для изучения в научно-исследовательском географическом обществе, а также вопросы по выявлению умений учащихся рисовать, чертить, фотографировать и т.д. Школьники подчеркивают в анкете вопросы и проблемы, заинтересовавшие их, тем самым, помогая определить содержание тематики работы научно-исследовательского географического общества. Тематика работы научно-исследовательского общества может иметь различные направления, а может быть посвящена изучению одной географической проблемы. В первом случае в кружке выделяют секции, например: история географических открытий, изучение стран и народов мира, занимательная география, туристско-краеведческая, охраны природы, геологическая метеорологическая и т.д. Если научно-исследовательское географическое общество работает над какой-либо одной проблемой, учащиеся имеют возможность изучить ее наиболее глубоко и целенаправленно. Начинающему учителю не следует увлекаться одновременно многими географическими проблемами, так как это вызовет затруднения при подготовке занятий научно-исследовательского географического общества.
В методической литературе разработаны примерные планы занятий научно-исследовательского географического общества, его устав, распределение обязанностей между его членами, предлагается тематика однопрофильных и многосекционных научно-исследовательских географических обществ для разных классов. Но, какова бы ни была тематика научно-исследовательского географического общества, в ней обязательно предусматривается общественно полезная работа школьников, как в самой школе, так и вне ее. Поэтому в план работы учитель включает выполнение школьниками поручений по оформлению географического кабинета, изготовлению и ремонту наглядных учебных пособий, оказание помощи школьной библиотеке в организации выставок географической литературы, в составлении библиографии и аннотаций по книгам географического содержания. К общественно полезной работе относится также подготовка учащихся-лаборантов, которые отбирают средства обучения к каждому уроку, заказывают и привозят из фильмотеки учебные кинофильмы и т.д. (12).
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги, а большого числа литературных источников.
К конференции готовят доклады, стенды, аудиовизуальные средства, выставку географической литературы, призы за лучший доклад. Подготовка географической конференции осуществляется в течение 2-3 недель. Об ее проведении учащихся оповещают через объявление, в котором называют тему и сроки ее проведения, предлагают список литературы и вопросы викторины. Докладчиком может быть каждый школьник, выразивший желание принять активное участие в конференции. Учитель географии назначает дни консультаций для докладчиков, помогает им отобрать и логически построить географический материал, рекомендует использовать наглядные пособия и т.д. Содержание конференций может быть различно и зависит в первую очередь от подготовленности и возраста учащихся. Если цель читательских конференций в VI - VII классах - приобщить школьников к чтению географической литературы, то в старших - глубокое изучение отдельных географических проблем и профориентация учащихся. Как показывает опыт, старшеклассников особенно интересуют конференции, тематика которых отражает современные экономико-политические события в нашей стране и за рубежом, подводит итоги краеведческой работы школьников, касается проблем взаимодействия человека и природы (13).
Географические вечера - наиболее массовые мероприятия внеклассной работы. В отличие от географических конференций, ставящих главным образом познавательные цели, географические вечера имеют и развлекательное значение. Поэтому в настоящее время в связи с переходом многих школ на полный продленный день именно эта форма внеурочной работы помогает решать проблему разумной организации отдыха учащихся.
Для географических вечеров характерно сочетание многих форм внеклассной работы: доклады, выпуск стенгазеты, викторины, КВН, показ кинофильмов географического содержания, встреча с интересными людьми, художественная самодеятельность и т.д. Такое разнообразие форм внеклассной работы позволяет использовать в процессе подготовки географического вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитывая интересы каждого школьника, и сделать это мероприятие массовым.
Тематика вечеров чрезвычайно разнообразна. В ней можно выделить вечера, посвященные экономико-географическим достижениям, культуре и быту населения отдельных республик нашей страны и других социалистических стран, краеведческим темам, выдающимся путешественникам - исследователям, капиталистическим странам, занимательной географии, КВН и т.д. Трудно переоценить значение вечеров в идейно - политическом, патриотическом и интернациональном воспитании школьников. Особо нужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программу входят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставки творческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовку включаются учителя других предметов: музыки, рисование, литературы, истории и д. р.
1.2.3 Экскурсия
Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа. К ней привлекаются, как правило, старшеклассники (15).
Существует несколько определений понятия "экскурсия". Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина: "экскурсия от лат. ехсursіо - поездка - коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями". В педагогической практике - форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности (18).
По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям - на учебные, производственные, краеведческие и пр.
Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.
В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.
Экскурсионный метод построен на примере (преобладании, первенствующем значении) показа. В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.
Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).
Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близка к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия - тот же урок, но урок, в непривычной обстановке класса, а в условиях экскурсионного объекта (геологического обнажения, леса, реки и т.д.).
На уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальных пособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами природы.
Экскурсии в природу можно использовать для решения разнообразных дидактических задач. Например, предварительные, или вводные, экскурсии проводят перед изучением нового материала. В задачи этих экскурсий входит: расширение жизненного опыта, накопление наблюдений и сбор материала, который будет использован на последующих занятиях.
Текущие экскурсии проводятся параллельно с изучением учебного материала. Их основная цель - обогатить знаниями учащихся при изучении законов, явлений, понятий; дать возможность узнавать изучаемые явления в их естественном проявлении. (10)
Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения (15).
С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.
В последнее время появилось очень много различных пособий, разработок по изучению родного края, достопримечательностей родного города. Так, в Москве разработаны культурологические программы, выделяются бесплатные автобусы для проведения экскурсий школьников. И в тоже время проведение внеурочных мероприятий связано с опасностью для жизни, так как за последние время ухудшилось состояние памятников зодчества. При выезде в парки, скверы и в целом "на природу" можно столкнуться с неформальными объединениями подростков, что тоже не безопасно (10).
внеурочный школьник география урок
1.2.4 Неделя географии
"Неделя географии" - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.
Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: участие в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в географических вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучаются природоведение и география, способствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного возраста.
Проведение недели географии в школе начинается с подготовительного этапа (7).
1.2.5 Игры на уроках географии
Эффективность учебно-воспитательного процесса так же определяет активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Эта проблема актуальна и для учителей, работающих в старших классах. Одной из активных форм обучения, способствующей развитию мышления учащихся, стали уроки-игры. Игровой момент способствует возникновению интересов, восстанавливает эмоциональную уравновешенность и обеспечивает социальную ориентацию.
Игры бывают деловые и имитационные.
Имитационные игры позволяют строить обучение таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с интересами природы и всего общества в целом. Понятие "имитационные" игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы ХХ века, и означал предоставление ученикам возможности "проживания" реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должна иметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой, в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаются по точкам зрения.
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности учеников (20).
II. Проведение недели географии в школе 2.1 Подготовительный период
Как и многие формы проведения внеурочной работы по географии в школе начинаются с подготовительного периода. Как правило, вся ответственность лежит на педагога по данному предмету. Учитель планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут в них принимать участия, время и место проведения. Желательно за несколько недель на одном из уроков географии сообщить ученикам о времени проведения недели географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Неплохо заранее рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам.
Для проведения недели географии создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогут учителю в подготовке, а затем и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.
За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями, а по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей.
За неделю до начала предметной недели, в школе вывешивается объявление с планом проведение недели географии. Можно записать в дневниках, когда и что проводится.
В отдельной тетради отмечайте, кто из учеников принял активное участие в подготовке к неделе географии. Каждому из них, как и их родителям, будет приятно прочитать свою фамилию в геофотогазете.
2.2 Проведение недели географии
В неделе географии участвуют 6-10 классы. Из-за разного уровня знаний и особенности мышления, лучше объединить 6-8 и 9-10 классы.
Ниже представлена примерная программа проведения недели географии (табл. 1)
Таблица 1
Программа проведения недели географии в школе (составлено автором)
День недели | классы | мероприятие | Время проведения |
Понедельник | 6-10 |
1. Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий 2. Конкурс стенд газеты на тему "Земля - наш дом" |
После уроков |
Вторник | 6-8 | 1. Интелектуальная игра: "Что? Где? Когда?" | На 5 - 6 уроке |
9-10 | 2. Фотоконкурс на тему "Есть в природе чудеса | После уроков | |
Среда | 6-10 | 1. "Викторина для настоящих географов" | После уроов |
9-10 | 2. Иди туда не зная куда, найди то не зная чего (в лесу ориентирование по карте) | На последних уроках | |
Четверг | 6-8 | 1. КВН | На первых 2 уроках |
Активные участники мероприятий | 2. Экскурсия в музей | После уроков | |
Пятница | 6-10 |
1. Представление от класса (страна) 2. Подведение итогов |
После уроков Выступление от класса около 7 минут |
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Во всех видах деятельности должна учитываться не только оценка знаний, но и творческие способности ученика. Его активность и дисциплина в выполнение заданий.
Каждое мероприятие оценивается по бальной системе, максимальное количество - 10 баллов, минимальное 1 балл.
В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитывается общее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов за все конкурсы недели географии составляет 50 баллов.
После подведения итогов, классы занявшие первые места награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы.
III Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?"
Цель проведения игры:
В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Ход игры
От каждого класса собирается команда по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.
I Тур
Разминка
Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На каком материке нет рек? | Антарктида |
2 | Назовите четыре "цветных" моря | Черное, Белое, Красное, Желтое |
3 | Где изобрели арабские цифры? | в Индии |
4 | Самая полноводная река на Земле | Амазонка |
5 | Гигантские волны | цунами |
6 | Воздушная оболочка Земли | атмосфера |
7 | Вершина Гималаев | Эверест |
8 | Священное животное Индии | корова |
II Тур
Конкурс-пантомима
Командам раздаются задания географической тематики.
С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла.
Задания для команд:
1. Водопад
2. Извержение вулкана
3. Рассвет и закат
4. Луное затмение
5. Туман
6. Сильный ветер
III Тур
Разминка самые, самые, самые
Первая команда ответившая правильно на вопрос, получает балл.
· Самое маленькое море, омывающий берег России
· Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли
· Самыс молодые горы в России
· Самое саленное озеро в мире
· Какой город считается полюсом холода в России
· Самое глубокое озеро мира
· Самый большой материк
· Самые древние горы в России
· Самой толстое дерево
· Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)
· Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая
· Самая длинная река в мире
· Смый теплый океан
IV Тур
Конкурс знатоков
Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий путешественников, географов, первооткрывателей.
Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание - 3 балла.
V Тур
Конкурс "Путешествня по карте"
Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса
должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.
Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив
несколько географических ошибок, которые участникам необходимо
определить. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.
VI Тур
Конкурс " Составить название города"
Участникам нужно как можно быстрее составить название городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига), Куба (Баку).
Жюри в конце подводит итоги и награждает победителей Максимальная оценка за задание - 2 балла (5).
Подведение итогов
Максимальное количество - 30 баллов. Команды, набравшие большее количество баллов награждаются.
Заключение
Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 476 с.
2. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский - М., 1980. - С. 120-121
3. Герасимова Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. - М: Просвещение, 1991. - С. 45-48
4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географических наук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50
5. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176
6. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 10 - 11
7. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78
8. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 339 - 340
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 140 с.
10. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я. Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25
11. Нестеров Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства / Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38
12. Николина Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43
13. Методика обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение, 1969. - С. 372-379
14. Методика обучения географии в средней школе. Учебные пособия для студентов под. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С. 172-192
15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998. - 347 с.
16. Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н. Петрова. - М: Дрофа, 1998. - С. 6-17
17. Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы. - М: Просвещение, 1998. - С. 85-93, 202-208
18. Профессиональное образование. Словарь. М.: Новь, 1999. - С. 170-172
19. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.
20. Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагины. - М.: Просвещение, 1991. - С. 128-134.